Миф о Гомере
1. Миф о Гомере.
2. Зловещее величие «Илиады».
3. Образы «Одиссеи».
4. Слава Ахилла, Одиссея и Гомера.
Миф о самом Гомере, наверное, миф в не меньшей степени, чем мифы его поэм. Уже в античный период Гомер был полулегендарной фигурой, сродни героям-полубогам. Семь греческих городов спорили за право называться родиной великого аэда, однако окончательно этот спор так и не был разрешен, как гласят строки неизвестного античного поэта:
Семь городов, пререкаясь, зовутся отчизной Гомера:
Смирна, Хиос, Колофон, Пилос, Аргос, Итака, Афины.
Традиционный образ Гомера — это слепой старец, чьему пению вторит мелодичный звон струн, однако никто не знает, каким был живой Гомер. Вероятно, если он и был слеп физически, его духовный взор видел гораздо больше, чем это доступно смертному. Как слепой прорицатель Тиресий, упоминаемый в «Одиссее», он мог видеть судьбы людей.
Некоторые ученые сомневаются, существовал ли Гомер? Может быть, авторами «Илиады» и «Одиссеи» были разные люди? Может быть, эти поэмы — продукт устного народного творчества? Наконец, есть и другая версия, появившаяся относительно недавно: Гомер существовал, но он был женщиной, а не мужчиной, как принято было считать.
Мифы, сохраненные Гомером для потомков, спустя многие века по-прежнему продолжают волновать умы людей:
Я закрыл Илиаду и сел у окна,
На губах трепетало последнее слово,
Что-то ярко светило — фонарь иль луна,
И медлительно двигалась тень часового.
Это строки из стихотворения Н. С. Гумилева «Современность», в котором образы гомеровской поэмы неожиданно находят воплощение в действительности начала XX века. Герои, подобные гомеровским — это они прокладывают новые пути, они стремятся вперед. Но нередко бывает и так, что сущность этих людей скрыта в глубине души, а сами они вынуждены довольствоваться весьма скромным положением в жизни, занимаясь полезной, но скучной работой.
Наших современников продолжает интересовать мифологический сюжет «Илиады». Фильм «Троя» — это попытка приблизить героев Троянской войны к нам, сделать их более понятными и реальными. Внезапная любовь жены грозного воина к обаятельному гостю, враждебность двух союзников, готовая вылиться в открытое столкновение, печаль матери о несчастливой судьбе сына, горе отца, потерявшего самого благородного и смелого из своих наследников… Это вечные мотивы человеческого существования. И даже тема рока, довлеющего над всем и вся — разве и она не близка многим людям, гордо именующим себя «цивилизованными»?
Не менее живуч и миф «Одиссеи». Название этой поэмы давно стало нарицательным именем долгого странствия, полного испытаний. Образ Одиссея, Улисса, наряду с образами Ахилла, Гектора, Аякса и других гомеровских героев привлекал внимание как античных авторов, так и авторов последующих эпох. Одиссей, конечно, более многогранен, чем его соратники по Троянской войне. Он сражается не только обычным оружием, но и хитростью. «Ты только силой телесной полезен, я же — умом», — говорит Улисс Аяксу в поэме «Метаморфозы» римского поэта Овидия, отстаивая свое право на доспехи погибшего Ахиллеса. Но эта же неоднозначность образа Одиссея становится причиной того, что Данте в «Божественной комедии» помещает этого героя и его друга Диомеда в ад, за то, что они обманом захватили Трою, придумав Троянского коня. Однако как бы ни расценивать личность Одиссея, тема его возвращения на Итаку, его любовь к родине и своей семье, конечно, существенно возвышает этого героя над его человеческими слабостями и прегрешениями. Но образ Одиссея захватывает воображение и тем, что это образ странника, отважно борющегося со стихией.
О. Э. Мандельштам в стихотворении «Золотистого меда струя…» сближает образ царя Итаки с образами аргонавтов, отправившихся в путь ради обретения великого сокровища:Золотое руно, где же ты, золотое руно?
Всю дорогу шумели морские тяжелые волны,
И, покинув корабль, натрудивший в морях полотно,
Одиссей возвратился, пространством и временем полный.
Мандельштам не обошел вниманием и Пенелопу, жену Одиссея, чей образ не менее величественен, чем ее супруга. Как Одиссей отличается от прочих героев своей изобретательностью, так и Пенелопа превосходит жен других героев своей верностью и мудростью. Так, Одиссей придумал Троянского коня, чтобы захватить Трою, Пенелопа же стала ткать свадебное покрывало, которое никогда не будет окончено, лишь бы не выходить замуж и остаться верной своему пропавшему без вести мужу:
Помнишь, в греческом доме: любимая всеми жена, —
Не Елена — другая, — как долго она вышивала?
Английский писатель Г. Хаггард в романе «Мечта мира» предпринял попытку показать дальнейшую судьбу царя Итаки. Некоторые детали сюжета совпадают с мифами, не вошедшими в эпос Гомера. Например, гибель Одиссея от руки Телегона, своего собственного сына от богини Цирцеи. Однако в основном сюжет «Мечты мира» выглядит слишком фантастично, он чужд строгой размеренности гомеровского повествования. Но факт остается фактом — образ одного из героев Гомера и спустя много веков вдохновляет воображение писателей. И еще — хотя в романе Хаггарда Одиссей как будто погибает, тут же звучит мотив его будущего возвращения…
Слава Одиссея заключена не столько в его подвигах и даже не в хитрости, а в его возвращении. Ведь вся «Одиссея» — это рассказ о возвращении героя на Итаку. В «Илиаде» Гомер прославляет Ахилла, и слава этого героя иная:
Если останусь я здесь, перед градом троянским сражаться, —
Нет возвращения мне, но слава моя не погибнет.
Если в дом возвращусь я, в любезную землю родную,
Слава Ахилла прочно связана с Троей, слава Одиссея — с дорогой из Трои на Итаку, а слава Гомера не связана с каким-либо конкретным местом на земле:
…Скажем: великое небо отчизна твоя, и не смертной
Матерью был ты рожден, а Каллиопой самой.
(А. Сидонский «Родина Гомера»)
Гомер — “Илиада”, “Одиссея”. Миф и логос. Субъект и объект. Рождение философии
Дата:
С 10 сентября 2017
10 сен 2017
Расписание
17:00–19:00
Место
Образовательный центр Музея «Гараж»
Перейти к событию
Цикл лекций Андрея Великанова «Идеи и образы»
- Публичная программа
- Лекции и дискуссии
Тема лекции — появление понятийно-логического мышления в поле мифов.
Поэмы Гомера оказали огромное влияние на всю историю античной культуры, а позже и на культуру нового времени. Для всех древних греков «Илиада» и «Одиссея» являлись не только излюбленным чтением, но и обязательной образовательной программой — по ним велось обучение в школах. Поэтому неудивительно, что древнегреческие философы находят именно в этих поэмах примеры для иллюстрации своих идей. Платон критикует Гомера за повествование о недостойном поведении богов, но именно у него обнаруживает героев, помогающих ему сконструировать свой мир и свое мышление. Аристотель вводит понятие метафоры, а в качестве различных примеров указывает некоторые элементы языка Гомера. Но это все частные случаи влияния легендарного поэта, гораздо важнее, что яркий образный язык его произведений содержал в себе зерна понятийно-логического мышления, что послужило основой того, что именно в Древней Греции в поле мифов родилась философия.
«Во всей истории нет ничего более удивительного и ничего более трудного для объяснения, чем внезапное возникновение цивилизации в Греции. Многое из того, что создает цивилизацию, уже существовало в течение тысячелетий в Египте и Месопотамии и распространилось оттуда в соседние страны. Но некоторых элементов недоставало, пока они не были восполнены греками. Чего они достигли в искусстве и литературе, известно каждому, но то, что они сделали в чисто интеллектуальной области, является даже еще более исключительным. Они изобрели математику, науку и философию; на место простых летописей они впервые поставили историю; они свободно рассуждали о природе мира и целях жизни, не обремененные путами какого-либо традиционного ортодоксального учения» (Бертран Рассел «История западной философии», 1945).
Андрей Великанов — философ, теоретик искусства, художник. Автор статей и книг по теории культуры и искусства, в том числе философского исследования «Симулякр ли я дрожащий или право имею» (издательство «НЛО», 2007). Автор учебных курсов в НИУ ВШЭ, РГГУ, Институте УНИК, Академии коммуникаций Wordshop, Московском академическом художественном училище памяти 1905 года, Открытой школе MediaArtLab, Центре авангарда в Еврейском музее и центре толерантности, Школе современного искусства «Свободные мастерские». Ведущий и участник многочисленных лекций, выступлений и дискуссий на темы современной культуры. Лауреат и призер международных конкурсов медиаарта: Ostranenie (Германия), DADANET (Россия), Art on the Net (Япония), TrashArt (Россия), Southwest Interactive Festival (США), Split (Хорватия).
Вход свободный
Перейти к событию
Цикл лекций Андрея Великанова «Идеи и образы»
- Публичная программа
- Лекции и дискуссии
Поделиться
Гомер | Биография, стихи и факты
Гомер
Смотреть все СМИ
- Расцвет:
- около 900 г. до н.э. — около 701 г. до н.э. г.
- Известные работы:
- «Илиада» «Одиссея»
Просмотреть весь связанный контент →
Популярные вопросы
Чем важен Гомер?
Гомер — предполагаемый автор Илиада и Одиссея , две чрезвычайно влиятельные эпические поэмы Древней Греции. Если Гомер действительно сочинил эти произведения, то он является одним из величайших литературных художников в мире и своими стихами повлиял на западные стандарты и идеи.
Гомер был реальным человеком?
Ученые не уверены, существовал ли он. Если он настоящий, считается, что он жил примерно в 9 или 8 веке до нашей эры и был уроженцем Ионии. Поэт устной традиции, его произведения, вероятно, были переписаны другими. Его традиционно изображают слепым, а некоторые утверждают, что он был неграмотным.
Гомер написал Одиссею ?
Авторство Одиссеи и Илиады оспаривается. В то время как некоторые ученые считают, что ответственность лежит исключительно на Гомере, другие утверждают, что стихи были пересказаны и отредактированы многими людьми. Эта теория привела к различным объяснениям использования слова
Гомер , (расцвет 9 или 8 века до н.э.?, Иония? [ныне в Турции]), предполагаемый автор Илиада и Одиссея .
Хотя эти две великие эпические поэмы древней Греции всегда приписывались призрачной фигуре Гомера, мало что известно о нем, кроме того факта, что это имя было присвоено этим поэмам в древности самими греками. То, что существовал эпический поэт по имени Гомер, и что он сыграл главную роль в создании Илиады и Одиссеи — так много можно сказать правдоподобно. Если принять это предположение, то Гомер, несомненно, должен быть одним из величайших литературных художников мира.
Он также является одним из самых влиятельных авторов в самом широком смысле, поскольку два эпоса составляли основу греческого образования и культуры на протяжении всей классической эпохи и составляли основу гуманитарного образования вплоть до времен Римской империи и распространения христианства. Косвенно через посредство Энеиды Вергилия (которая была свободно сформирована по образцу Илиады и Одиссеи ), непосредственно через их возрождение в византийской культуре с конца 8-го века и далее, а затем через их переход в Италия с греческими учеными, бежавшими на запад от османов, гомеровские эпосы оказали глубокое влияние на культуру Италии эпохи Возрождения. С тех пор распространение переводов помогло сделать их наиболее важными стихотворениями классической европейской традиции.
Вероятно, благодаря их влиянию на саму классическую греческую культуру Илиада и Одиссея наиболее тонко повлияли на западные стандарты и идеи. Греки считали великие эпосы чем-то большим, чем литературные произведения; многие из них они знали наизусть и ценили не только как символ эллинского единства и героизма, но и как древний источник нравственных и даже практических наставлений.
Британская викторина
Одиссея греческой литературы
Неявные отсылки к Гомеру и цитаты из поэм относятся к середине 7 века до н.э. Архилох, Алкман, Тиртей и Каллин в 7 веке, а Сафо и другие в начале 6 века адаптировали гомеровскую фразеологию и метр к своим целям и ритмам. В то же время сцены из былин стали популярными в произведениях искусства. Псевдогомеровский «Гимн Аполлону Делосскому», составленный, вероятно, в конце VII века, утверждал, что он был произведением «слепого, живущего на суровом Хиосе», что является отсылкой к преданию о самом Гомере. Идея о том, что у Гомера были потомки, известные как «гомериды», и что они взяли на себя сохранение и распространение его поэзии, восходит по крайней мере к началу 6 века до нашей эры. Действительно, это было незадолго до того, как зародилась своего рода гомеровская наука: Феаген из Регия в южной Италии к концу того же века написал первую из многих аллегорических интерпретаций. К V веку биографические вымыслы были в самом разгаре; досократический философ Гераклит Эфесский использовал тривиальную легенду о смерти Гомера, которая была вызвана огорчением из-за того, что он не смог разгадать загадку некоторых мальчиков о ловле вшей, и концепцию состязания цитат между Гомером и Гесиодом. (после Гомера, самого древнего из греческих поэтов) мог быть посвящен в софистическую традицию. Историк Геродот приписывал формулировку греческого богословия Гомеру и Гесиоду и утверждал, что они могли жить не более чем за 400 лет до него, в V веке до н. Этому следует противопоставить поверхностное предположение, популярное во многих античных кругах, что Гомер должен был жить ненамного позже Троянской войны, о которой он воспевал.
Распространенное мнение о том, что Гомер был уроженцем Ионии (центральная часть западного побережья Малой Азии), кажется разумным предположением, поскольку сами поэмы написаны преимущественно на ионическом диалекте. Хотя Смирна и Хиос рано начали соперничать за честь (поэт Пиндар в начале V века до н. был выдающимся в свое время. Отсутствие неопровержимых фактов озадачило, но не остановило греков; вымыслы, зародившиеся еще до V века до н. э., были развиты в александрийскую эпоху в III и II веках до н. э. (когда изобиловали как ложные знания, так и истинные) в фантастические псевдобиографии, которые были дополнительно уточнены производными учеными во времена Римской империи. . Самый длинный из сохранившихся предположительно принадлежит самому Геродоту; но это совершенно лишено объективной истины.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подписаться сейчас
Гомеровская легенда — Студенты | Britannica Kids
Введение
Fine Art Images/Heritage-ImagesPHOTOS. com/Getty Images PlusПомимо исторических сочинений древнего Израиля, двумя основными произведениями эпической литературы западной цивилизации являются «Илиада » и «Одиссея » , две книги, приписываемые древнегреческому поэту Гомеру. Эти два произведения представляют собой блестящий пересказ мифов и легенд. Однако для греков 7 века до н.э. эти книги были их историей. Их прошлое было стерто с лица земли микенской цивилизацией. Сказания, дошедшие до греков от Гомера и других сказителей, считались ими подлинными повествованиями о прошлом, которое они не могли восстановить иначе.
Photos.com/ThinkstockЧеловеком, которому традиционно приписывают письменное изложение древнегреческих легенд, является Гомер. О нем ничего определенного не известно. Более поздний историк Геродот (5 век до н.э.) говорил, что Гомер был греком из Ионии на западном побережье Малой Азии. Возможно, он был уроженцем острова Хиос и предположительно жил около 850 г. до н.э. Другие историки помещают его ближе к 750 г. до н.э.
Традиция изображает Гомера как слепого менестреля, блуждающего с места на место и декламирующего стихи, дошедшие до него из очень древней устной традиции. Многие ученые считают, что книги в том виде, в каком они существуют сегодня, не были написаны одним человеком и не были записаны до тех пор, пока не прошли столетия после того, как они приняли свою нынешнюю форму. Вероятно, большая часть эпической традиции двух книг была сформирована за 200 или 300 лет до того, как в IX в.й или 8 век до н.э. Если это так, то вполне возможно, что Гомер использовал более ранние сочинения, чтобы помочь себе, или он мог продиктовать свои стихи кому-то другому из-за своей слепоты или неграмотности.
Предыстория «Илиады»
«Илиада » представляет собой краткое изложение в стихах того, что, по-видимому, было очень долгой войной, которую греки вели против Трои. Как и во многих мифах, за этим стоит зерно реальности. То, что такая война была, вполне вероятно. Предшественникам древних греков имело смысл вести войну против города, чтобы получить контроль над Дарданеллами, водным проходом между Средиземным и Черным морями. Если бы Троя, расположенная недалеко от этого водного пути, была враждебной державой, ее разрушение могло бы позволить грекам колонизировать западное побережье Малой Азии. Троянская война, вероятно, произошла где-то между 1250 и 1185 годами до нашей эры.
Contunico © ZDF Enterprises GmbH, Майнц; Миниатюра © Леонид Андронов/Dreamstime.com; Предоставлено Государственным музеем Амстердама. Приобретено при поддержке F.G. Уоллер-Фондс; Британская энциклопедия, Inc.На протяжении многих веков считалось, что «Илиада » была произведением творческой и изобретательной фантастики. Однако в 1870 году немецкий ученый Генрих Шлиман начал раскопки на том месте, где, как считалось, стояла Троя.
Он убедил себя, а со временем и весь остальной мир, что там действительно велась война. Раскопки показали, что до того, который прославлял Гомер, на этом месте стояло несколько городов.
В общей сложности Шлиман и его преемники нашли руины девяти городов, построенных один над другим в течение 3500 лет. Гомеровская Троя была седьмым городом. Остались руины его великих стен толщиной 16 футов (5 метров) и боковых башен.
История
Илиады Photos.com/Getty Images PlusИлиада — удивительная история о героях и героинях, богах и богинях. Но больше всего это история Ахиллеса, его гнева и решимости, а также его убийства троянского героя Гектора.
Целью войны было вернуть самую красивую женщину в мире, Хелен. Она была женой Менелая, царя Спарты. Но ее увез в Трою Парис, сын царя Трои Приама. Менелай, естественно, поклялся отомстить. Он призвал царей и князей Греции помочь ему. Среди откликнувшихся были Ахиллес, Аякс, Диомед, Одиссей и Нестор. Агамемнон, царь Микен и брат Менелая, был избран главнокомандующим.
После двух лет подготовки греческий флот из более чем 1000 кораблей и 100-тысячной армии собрался в порту Авлиды на северо-востоке Греции. Отсюда поговорка о том, что у Елены было лицо, спустившее на воду 1000 кораблей.
Флот был задержан в Авлиде из-за спокойного моря. В поисках причины задержки прорицатель сказал им, что Агамемнон убил оленя, посвященного богине Артемиде (или Диане). Гнев богини можно было унять только принесением в жертву дочери обидчика.
Агамемнон был вынужден дать согласие. Его дочь Ифигению подвели к алтарю. Богиня уступила в последнюю минуту и похитила Ифигению, оставив вместо нее оленя. Ифигения стала жрицей в храме Артемиды в Тавриде.
Гнев Артемиды утих, ветер оказался попутным, и флот отправился в плавание. Они прибыли и обнаружили, что троянцы хорошо подготовлены. Царь Приам был слишком стар, чтобы сражаться. Однако он собрал припасы для долгой осады и заключил союзы с соседними князьями и вождями. Город также был защищен неприступными стенами. Среди его защитников были Гектор, Эней (о котором много позже написал римский поэт Вергилий), Сарпедон и другие воины.
Более девяти лет греки безуспешно осаждали Трою. Затем Ахиллес поссорился с Агамемноном и отказался от дальнейшего участия в конфликте. Именно убийство своего друга Патрокла примерно в двух третях чтения книги вернуло Ахиллеса к действию. Он убил Гектора в битве, но позже был убит и сам, что довело греков до отчаяния в возможности победить.
Именно тогда хитрый Одиссей выступил вперед с хитростью. С помощью богини Афины он спланировал строительство огромного деревянного коня, в котором могло бы поместиться 100 воинов. Тайно внутри были спрятаны лучшие воины. Затем остальные греки сели на корабль, как будто собираясь вернуться домой потерпев поражение. Троянцы думали, что конь был жертвой мира Афине. Один из троянских жрецов, Лаокоон, предостерегал против «греков, даже приносящих дары». Кассандра, дочь царя Приама, тоже предсказала беду. Ей был дан дар пророчества, но затем она была проклята — ее пророчествам, хотя они всегда были верными, никогда нельзя было поверить. Их предостережения были выкрикнуты, и в стене была сделана брешь, чтобы можно было втащить лошадь. 0003
В ту ночь, когда троянцы спали, появились греческие воины и дали сигнал ожидающим кораблям вернуть остальных греков в Трою. Вскоре в город хлынули тысячи греков. К утру осталась только масса руин. Почти все жители были убиты. Елена вернулась к мужу, и греки отплыли домой. Дольше всего путь домой занял Одиссей. Приключения его обратного путешествия были рассказаны во втором гомеровском эпосе.
Одиссея Рисунок Сэвиджа СтилаОдиссей, которого римляне позже называли Улиссом, был царем Итаки, небольшого острова на западном побережье Греции. Когда его призвали присоединиться к своим товарищам-вождям в войне против Трои, он не мог оставить свою молодую жену Пенелопу и их сына Телемаха. Поэтому он притворился сумасшедшим. Чтобы убедить всех в своем безумии, он вспахал песок вдоль берега моря, как будто это было поле. Но принц Паламед, пришедший за ним, распознал в этом уловку. Чтобы доказать это, Паламед поставил маленького Телемаха на пути плуга. Когда Одиссей быстро отвернул плуг, чтобы не ударить сына, все увидели, что его безумие было притворством. Итак, Одиссей снарядил 12 кораблей и отправился в Трою.
К концу войны он десять лет отсутствовал дома. Он наполнил свои корабли сокровищами, взятыми у троянцев, и отплыл. Обычно путешествие из Трои в Итаку заняло бы совсем немного времени. Однако греческие боги решили, что Одиссею потребуется десять лет, чтобы добраться до жены и сына. За эти годы он и его люди пережили ряд опасных и замечательных приключений.
Рисунок Стила СэвиджаВскоре после выхода из Трои корабли попали в бушующий шторм. В течение девяти дней ветры гнали корабли мимо Итаки и далеко отклонялись от курса. На десятый день они достигли острова Лотофагов. Когда группа мужчин сошла на берег, они ели растения лотоса. Эта волшебная еда заставила их забыть всю тоску по дому. Одиссей велел их оттащить обратно к кораблям, и они снова отправились в плавание. Они прибыли на остров циклопов, расы свирепых одноглазых великанов. Одиссей отправился с 12 мужчинами исследовать остров. Они вошли в пещеру Полифема, самого свирепого из циклопов. Он держал их в плену и сожрал шестерых мужчин. Пока великан спал, Одиссей украл его посох и заточил его. Этим оружием, раскаленным докрасна, он выжег гиганту глаз. Одиссей и его люди сбежали, привязав себя к животам овец, выпущенных на пастбище.
Их следующая остановка была на Эолийском острове, мирной земле, где жил Эол, Хранитель Ветров. Когда они ушли после месяца отдыха, Эол дал им попутный ветер, чтобы ускорить их путь. Остальные ветры он связал в кожаный мешок и поместил на борт корабля Одиссея.
Корабли плавно шли девять дней, пока Итака не появилась в поле зрения. Пока Одиссей спал, его люди решили открыть кожаный мешок, потому что они думали, что он был наполнен золотом. После этого ветры были освобождены. Они погнали корабли обратно на Эолийский остров. Однако на этот раз их не приветствовали. Эол считал, что боги должны ненавидеть столь неудачливых людей.
Через неделю корабли причалили к острову Лестригонов, стране каннибалов. Огромные люди швыряли камни и уничтожили 11 кораблей. Экипажи всех 11 кораблей погибли. Только Одиссей и команда его корабля выжили, чтобы продолжить свой путь.
Их следующей остановкой был остров, где жила волшебница Цирцея. Она заколдовала людей Одиссея, превратив их в свиней. Сам Одиссей был защищен травой, подаренной ему Гермесом, вестником богов. Когда Цирцея поняла, что он находится под защитой Гермеса, она превратила свиней обратно в людей и уговорила их всех остаться на год в ее дворце.
Когда они решили уйти, она сказала, что сначала они должны отправиться в Аид, обитель мертвых. Когда они достигли Аида, Одиссей встретил многих своих усопших товарищей, в том числе Ахиллеса. Ему и его спутникам сказали, что их ждет еще много опасностей. Был шанс добраться до дома. Однако если они это сделают, им придется обуздать свою жадность, когда они придут в место, где бог солнца Гелиос пас свои стада. Если бы хоть одному зверю было причинено вред, все они были бы обречены.
Продолжая свой путь, они были вынуждены проплыть мимо места обитания сирен, морских нимф, чье пение заманивало людей на верную смерть. Чтобы этого не произошло, Одиссей приказал своим людям заткнуть уши воском. Он был привязан к мачте, чтобы слушать пение.
Как только эта опасность миновала, впереди нас ждала еще более зловещая. Корабль должен был пройти между Сциллой и Харибдой. По одну сторону узкого пролива Харибда затянула все поблизости в огромный водоворот. С другой стороны Сцилла, шестиголовое чудовище, ждала, чтобы сожрать любого, кто пройдет мимо. Кораблю удалось пройти на бешеной скорости, но не раньше, чем он потерял шесть матросов в пасти Сциллы.
Те, кто выжил, достигли приятного Острова Солнца, где Гелиос пас своих животных. Одиссей хотел проплыть мимо него, но люди боялись ночных морей. Они высадились и месяц держались там из-за сильного ветра. Когда их запасы еды закончились, моряки решили, что им нужно убить одно из животных. Пока Одиссей спал, они так и сделали. Они смогли уплыть без проблем, что заставило их думать, что они избежали гнева Гелиоса. Но Зевс, верховный из богов, ответил на просьбу бога солнца о мести, наслав ураган. Оно уничтожило корабль и команду, оставив Одиссея одного в море, цепляющегося за мачту. Через десять дней его вынесло на берег на острове Калипсо. Она держала его в плену семь лет, прежде чем он был освобожден с помощью Афины и Гермеса. Он сделал плот и после ряда других приключений наконец добрался до Итаки.
Его проблемы не закончились. Его не было 20 лет, и никто не верил, что он все еще может быть жив. Ему было опасно заявлять о себе, потому что несколько мужчин ждали, чтобы жениться на Пенелопе и получить королевский сан. Афина изменила облик Одиссея и спрятала в пещере его сокровище, которое он привез с собой с последней остановки.
Женихи Пенелопы останавливались во дворце, растрачивая богатство королевства и пытаясь заставить королеву выбирать среди них. Телемах, сын и наследник престола, вырос и тщетно пытался избавить дворец от женихов. Сама Пенелопа уловкой оттолкнула их. Она настаивала, что не может выйти замуж ни за кого, пока не закончит ткать саван для Лаэрта, престарелого отца Одиссея, который был при смерти. То, что она ткала днем, каждую ночь распускала, так что ткань никогда не заканчивалась. Однако слуги в конце концов выдали ее секрет женихам, и они стали преследовать ее, ожидая ответа.
Тем временем Одиссей укрылся в хижине своего бывшего свинопаса. Там появился Телемах, ускользнувший от плана женихов убить его. Одиссей открылся своему сыну, и вместе они задумали, что им предстоит сделать. Телемах вернулся во дворец, взяв с собой Одиссея, переодетого нищим. Никто не узнал Одиссея, кроме его кормилицы и престарелого пса Аргоса, но животное было слишком слабым и вскоре умерло.
Рисунок Стила СэвиджаПенелопа не узнала своего мужа, но приняла его и приготовила для него комнату. К этому времени она уже окончательно решила выбрать одного из женихов. Выбор она решила сделать на основе конкурса среди них. На следующий вечер она достала большой лук, который Одиссей оставил дома, и колчан, полный стрел. Она объявила, что выйдет замуж за человека, который сможет прогнать стрелу через отверстия в лезвиях 12 топоров, поставленных в ряд.
Многие пытались, но никто не мог даже согнуть лук. Одиссей, все еще одетый как нищий, выступил вперед и попросил испытать его на прочность. Женихи сочли эту идею смешной, но Телемах подарил ему лук. Выхватив стрелу, он отправил ее прямо в 12 лезвий топора. После того, как Одиссей показал, кто он такой, он и Телемах убили всех женихов. Ему было возвращено королевство Итака.
Анализ
ОдиссеиНесмотря на обстоятельства Троянской войны, Одиссея — это совсем другая книга. Что касается «Илиады » , из самой книги, а также из подтверждающих ее археологических раскопок, разумно сделать вывод о реальном историческом событии в качестве фона. С Odyssey такое предположение невозможно.
Книга — рассказ о морских приключениях и возвращении домой после долгого отсутствия. Эти две темы проникли в западную литературу с тех пор, как был написан гомеровский эпос, и эта история вполне могла оказаться популярной задолго до начала греческой истории.