Миф древней греции самый короткий: Рождение Зевса, Мифы древней Греции

Мифы Древней Греции. Несколько историй.

Короткие мифы Древней Греции:

1. Сотворение мира

2.Рождение Зевса и Зевс свергает Крона

3.Олимп и олимпийские боги

4.Похищение Персефоны Аидом

5.Яблоко раздора

6.Миф о рождении Афины

7.Пигмалион

 

Греция и мифы – понятие неразделимые. Кажется, все в этой стране – каждое растение, река или гора – имеет свою сказочную историю, передаваемую из поколения в поколение. И это неслучайно, так как в мифах в аллегорической форме отражено все устройство мира и философия жизни древних греков.

 

 

Да и само название Эллада (Греция) тоже имеет мифологическое происхождение, т.к. прародителем всех эллинов (греков) считается мифический патриарх Эллин. С мифами связаны названия горных цепей, пересекающих Грецию, морей, омывающих ее берега, островов, рассыпанных в этих морях, озер и рек. А также названия областей, городов и деревень. О некоторых историях, в которые очень хочется верить, я вам и расскажу. Следует добавить, мифов настолько много, что даже для одного и того же топонима имеются несколько версий.  Поскольку мифы – это устное творчество, и до нас дошли уже записанными античными писателями и историками, самым известным из которых является Гомер. Начну с названия Балканский полуостров, на котором располагается Греция. Нынешнее «Балканы» турецкого происхождения, что означает просто «горная цепь». Но раньше полуостров был назван в честь Эмоса, сына бога Борея и нимфы Орифинас. Сестру и одновременно жену Эмоса звали Родопи. Их любовь была такой сильной, что они обращались  друг к другу по именам верховных богов, Зевса и Геры. За свою дерзость и были наказаны превращением в горы.

История происхождения топонима Пелопоннес, полуострова на полуострове, не менее жестокая. Согласно легенде, правителем этой части Греции был Пелопс, сын Тантала, в юные годы предложенный кровожадным отцом в качестве ужина богам. Но боги не стали вкушать его тело, и, воскресив юношу,  оставили на Олимпе. А Тантала обрекли на вечные (танталовы) муки. Далее Пелопс толи сам спускается жить к людям, толи вынужден бежать, но в последствие становится царем Олимпии, Аркадии и всего полуострова, который и был назван в его честь. Кстати, его потомком был знаменитый гомеровский царь Агамемнон – предводитель войск, осаждавших Трою.

Один из красивейших островов Греции Керкира (или Корфу) имеет романтическую историю происхождения своего названия: Посейдон, бог морей, влюбился в юную красавицу Коркиру, дочь Асопа  и нимфы Метопы, похитил ее и спрятал на доселе неизвестном острове, который и назвал ее именем. Коркира со временем превратилась в Керкиру. Еще одна история о влюбленных осталась в мифах об острове Родос. Это имя носила дочь Посейдона и Амфитриты (или Афродиты), которая была возлюбленной бога-Солнца Гелиоса.  Именно на этом только что рожденном из пены острове нимфа Родос  соединилась в браке со своим любимым.

Происхождение названия Эгейское море многим известно благодаря хорошему советскому мультфильму. История такова: Тесей, сын афинского царя Эгея, отправился на Крит, чтобы сразится с тамошним чудовищем – Минотавром. В случае победы он обещал отцу поднять белые паруса на своем корабле, а в случае поражения – черные. С помощью критской царевны  он сразил Минотавра, и отправился на родину, забыв сменить паруса. Увидев вдали траурный корабль своего сына, Эгей с горя бросился со скалы в море, которое и было названо его именем.

Ионическое море носит имя царевны и одновременно жрицы Ио, которая была соблазнена верховным богом Зевсом. Однако его жена Гера решила отомстить девушке, превратив ее в белую корову, а затем убить руками великана Аргоса.   С помощью бога Гермеса Ио удалось сбежать. Пристанище и человеческий облик она обрела в Египте, для чего ей пришлось переплыть море, которое названо Ионическим.

Множество мифов повествуют об Олимпийских богах и приключениях героев. Например, миф Подвиги Геракла повествуют о жизни известного силача и храбреца, совершившего немало подвигов на пути к бессмертию. Также можно прослушать аудиокнигу Подвиги Геракла.

Мифы Древней Греции повествуют также о происхождении мироздания, отношении к божественному и человеческих страстях.  Для нас они представляют интерес, прежде всего потому, что дают нам понимание того, как формировалась европейская культура.

Мифы и легенды короткие читать онлайн. Самые интересные мифы про богов древней греции

Греция и мифы – понятие неразделимые. Кажется, все в этой стране – каждое растение, река или гора – имеет свою сказочную историю, передаваемую из поколения в поколение. И это неслучайно, так как в мифах в аллегорической форме отражено все устройство мира и философия жизни древних греков.

Да и само название Эллада () тоже имеет мифологическое происхождение, т.к. прародителем всех эллинов (греков) считается мифический патриарх Эллин. С мифами связаны названия горных цепей, пересекающих Грецию, морей, омывающих ее берега, островов, рассыпанных в этих морях, озер и рек. А также названия областей, городов и деревень. О некоторых историях, в которые очень хочется верить, я вам и расскажу. Следует добавить, мифов настолько много, что даже для одного и того же топонима имеются несколько версий. Поскольку мифы – это устное творчество, и до нас дошли уже записанными античными писателями и историками, самым известным из которых является Гомер. Начну с названия

Балканский полуостров , на котором располагается Греция. Нынешнее «Балканы» турецкого происхождения, что означает просто «горная цепь». Но раньше полуостров был назван в честь Эмоса, сына бога Борея и нимфы Орифинас. Сестру и одновременно жену Эмоса звали Родопи. Их любовь была такой сильной, что они обращались друг к другу по именам верховных богов, Зевса и Геры. За свою дерзость и были наказаны превращением в горы.

История происхождения топонима Пелопоннес , полуострова на полуострове, не менее жестокая. Согласно легенде, правителем этой части Греции был Пелопс, сын Тантала, в юные годы предложенный кровожадным отцом в качестве ужина богам. Но боги не стали вкушать его тело, и, воскресив юношу, оставили на Олимпе. А Тантала обрекли на вечные (танталовы) муки. Далее Пелопс толи сам спускается жить к людям, толи вынужден бежать, но в последствие становится царем Олимпии, Аркадии и всего полуострова, который и был назван в его честь. Кстати, его потомком был знаменитый гомеровский царь Агамемнон – предводитель войск, осаждавших Трою.

Один из красивейших островов Греции Керкира (или Корфу ) имеет романтическую историю происхождения своего названия: Посейдон, бог морей, влюбился в юную красавицу Коркиру, дочь Асопа и нимфы Метопы, похитил ее и спрятал на доселе неизвестном острове, который и назвал ее именем. Коркира со временем превратилась в Керкиру. Еще одна история о влюбленных осталась в мифах об острове Родос . Это имя носила дочь Посейдона и Амфитриты (или Афродиты), которая была возлюбленной бога-Солнца Гелиоса. Именно на этом только что рожденном из пены острове нимфа Родос соединилась в браке со своим любимым.

Происхождение названия Эгейское море многим известно благодаря хорошему советскому мультфильму. История такова: Тесей, сын афинского царя Эгея, отправился на Крит, чтобы сразится с тамошним чудовищем – Минотавром. В случае победы он обещал отцу поднять белые паруса на своем корабле, а в случае поражения – черные. С помощью критской царевны он сразил Минотавра, и отправился на родину, забыв сменить паруса. Увидев вдали траурный корабль своего сына, Эгей с горя бросился со скалы в море, которое и было названо его именем.

Ионическое море носит имя царевны и одновременно жрицы Ио, которая была соблазнена верховным богом Зевсом. Однако его жена Гера решила отомстить девушке, превратив ее в белую корову, а затем убить руками великана Аргоса. С помощью бога Гермеса Ио удалось сбежать. Пристанище и человеческий облик она обрела в Египте, для чего ей пришлось переплыть море, которое названо Ионическим.

Мифы Древней Греции повествуют также о происхождении мироздания, отношении к божественному и человеческих страстях. Для нас они представляют интерес, прежде всего потому, что дают нам понимание того, как формировалась европейская культура.

Миф по своей сути — одна из форм истории, удовлетворяющая присущую человеческому роду потребность в собственной идентификации и отвечающая на возникающие вопросы о происхождении жизни, культуры, отношений людей и природы. Так, греческая мифология оказала достаточно сильное воздействие на развитие античной культуры и в целом на формирование Мифы и легенды Древней Греции хранят прошлое человечества, являясь его историей во всех проявлениях.

Издревле у греков сформировалось представление о вечном, безграничном и гармонически едином Космосе. Их основывалось на эмоциональном и интуитивном проникновениях в таинство этого безграничного Хаоса, источника жизни мира, а человек воспринимался как часть космического единства. На ранних этапах истории легенды и мифы Древней Греции отражали представления об окружающей действительности, играли роль ориентира в повседневной жизни.

Данное фантастическое отражение действительности, являясь первоисточником формирования мировоззрения, выражало бессилие человека перед природой, ее стихийными силами. Однако древние не боялись познавать мир, заполненный вселяющими страх Мифы и легенды Древней Греции свидетельствуют о том, что безграничная жажда познания окружающего мира взяла верх над страхом перед неизвестной опасностью. Достаточно вспомнить многочисленные подвиги мифических героев, бесстрашные приключения аргонавтов, Одиссея и его команды.

Мифы и легенды Древней Греции представляют собой древнейшую форму осмысления естественных явлений. Облик непокорной и дикой природы олицетворялся в виде одушевленных и вполне реальных существ. Фантазия населила мир добрыми и злыми мифическими существами. Так, в живописных рощах поселились дриады, сатиры, кентавры, в горах — ореады, в реках жили нимфы, а в морях и океанах — океаниды.

Мифы и легенды Древней Греции от сказаний других народов отличает характерная особенность, заключающаяся в очеловечивании божественных существ. Это делало их более близкими и понятными обычным людям, большинство из которых воспринимало данные предания как свою древнейшую историю. Таинственные, неподвластные пониманию и влиянию простого обывателя силы природы становились более объяснимыми для воображения простого человека.

Народ Древней Греции стал творцом неповторимых и красочных легенд о жизни людей, бессмертных богов и героев. В мифах гармонично сплелись воспоминания о далеком и малоизвестном прошлом и поэтический вымысел. Ни одно другое творение человека не отличается таким богатством и полнотой образов. Этим объясняется их незабвенность. Мифы и легенды Древней Греции подарили образы, часто используемые искусствомв различном осмыслении. Неисчерпаемые легендарные сюжеты часто использовались и до сих пор пользуются популярностью среди историков и философов, скульпторов и художников, поэтов и писателей. В мифах они черпают идеи для собственных произведений и нередко привносят в них какое-то новое соответствующее определенному историческому периоду.

отражая нравственные взгляды человека, его эстетическое отношение к действительности, помогли пролить свет на политические и религиозные институты того времени, понять природу мифотворчества.

Признана фундаментальным явлением всемирной истории. Она послужила основой для культуры всей Европы. Многие образы греческой мифологии прочно зафиксированы в языке, сознании, художественных образах, философии. Всем понятны и привычны такие понятия, как «ахиллесова пята», «узы Гименея», «рог изобилия», «Авгиевы конюшни», «Дамоклов меч», «нить Ариадны», «яблоко раздора» и многие другие. Но нередко, употребляя в речи данные крылатые выражения, люди не задумываются над их подлинным смыслом и историей возникновения.

Древнегреческая мифология сыграла немаловажную роль в развитии истории современности. Ее исследования позволили почерпнуть важную информацию о жизни древних цивилизаций и формировании религии.

Стимфальские птицы были последним порождением чудовищ в Пелопонесе, а так как власть Эврисфея дальше пределов Пелопонеса не распространялась, Геракл решил, что его служба царю окончена.

Но могучая сила Геракла не позволяла ему жить в праздности. Он жаждал подвигов и даже обрадовался, когда к нему явился Копрей.

«Эврисфей,- сказал глашатай,- повелевает тебе за один день очистить от навоза конюшни элидского царя Авгия».

Долго и славно правил златообильными Микенами царь Персей с царицей Андромедой, и детей боги послали им немало. Старшего из сыновей звали Электрионом. Был Электрион уже немолод, когда ему пришлось занять престол отца. Не обидели боги Электриона потомством: сыновей было у Электриона много, один лучше другого, а дочь только одна — красавица Алкмена.

Казалось, что нет во всей Элладе царства благополучнее, чем царство Микенское. Но напали однажды на страну тафийцы — свирепые морские разбойники, жившие на островах у самого входа в Коринфский залив, где река Ахелой вливается в море.

Широкошумным гулом дохнуло им в лицо это новое для них, неведомое грекам море. Синей пустыней простёрлось оно перед ними, таинственное и грозное, безлюдное и суровое.

Они знали: где-то там, на той стороне его бурливой бездны, лежат таинственные земли, населённые дикими народами; обычаи их жестоки, обличье ужасно. Там где-то лают по берегам полноводного Истра страшные люди с собачьими мордами — кинокефалы, псоглавые. Там носятся по вольным степям прекрасные и свирепые воительницы-амазонки. Там дальше густится вечная тьма, а в ней бродят, похожие на диких зверей, жители ночи и холода — гипербореи. Но где это всё?

Много злоключений ожидало в дороге смелых путников, но из всех им было суждено выходить со славой.

В Вифинии, стране бебриков, задержал их непобедимый кулачный боец, царь Амик, страшный убийца; без жалости и стыда он повергал ударом кулака на землю каждого чужеземца. Вызвал он на бой и этих новых пришельцев, но юный Полидевк, брат Кастора, сын Леды, сразил могучего, проломив ему висок в честной схватке.

Удалившись от знакомых берегов, корабль «Арго» много дней разрезал волны спокойной Пропонтиды, того моря, которое сейчас люди зовут Мраморным.

Наступило уже новолуние, и ночи стали чёрными, как вар, которым смолят корабельные борта, когда зоркий Линкей первый указал товарищам на возвышающуюся впереди гору. Скоро забрезжил в тумане низкий берег, показались рыбачьи сети на берегу, городок у входа в бухту. Решив отдохнуть на пути, Тифий направил судно к городу, и немного спустя аргонавты стояли на твёрдой земле.

На этом острове ждал аргонавтов заслуженный отдых. «Арго» вошёл в Феакийскую гавань. Всюду бесчисленными рядами стояли высокие корабли. Бросив якорь у пристани, герои пошли во дворец к Алкиною.

Глядя на аргонавтов, на их тяжёлые шлемы, на крепкие мускулы ног в блестящих поножах и на загар коричневых лиц, миролюбивые феакийцы шептали друг другу:

Должно быть, это Арес со своей воинственной свитой шествует в дом Алкиноя.

Сыновьями великого героя Пелопса были Атрей и Фиест. Проклял некогда Пелопса возничий царя Эномая Миртил, предательски убитый Пелопсом, и обрек своим проклятием на великие злодеяния и гибель весь род Пелопса. Тяготило проклятие Миртила и над Атреем и Фиестом. Ряд злодеяний совершили они. Погубили Атрей и Фиест Хрисиппа, сына нимфы Аксионы и отца их Пелопса. Это мать Атрея и Фиеста Гипподамия уговорила убить Хрисиппа. Совершив это злодеяние, бежали они из царства отца, боясь его гнева, и укрылись у царя Микен Сфенела, сына Персея, который женат был на сестре их Никиппе. Когда же умер Сфенел и сын его Эврисфей, захваченный в плен Иолаем, погиб от руки матери Геракла Алкмены, стал властвовать над Микенским царством Атрей, так как Эврисфей не оставил после себя наследников. Завидовал Атрею брат его Фиест и решил каким бы то ни было способом отнять у него власть.

У Сизифа был сын, герой Главк, который правил в Коринфе после смерти отца. У Главка же был сын Беллерофонт, один из великих героев Греции. Прекрасен, как бог, был Беллерофонт и равен бессмертным богам мужеством. Беллерофонта, когда он был еще юношей, постигло несчастье: он убил нечаянно одного гражданина Коринфа и должен был бежать из родного города. Он бежал к царю Тиринфа, Пройту. С великим почетом принял царь Тиринфа героя и очистил его от скверны пролитой им крови. Недолго пришлось Беллерофонту пробыть в Тиринфе. Пленилась его красотой жена Пройта, богоравная Антейя. Но Беллерофонт отверг ее любовь. Воспылала тогда ненавистью к Беллерофонту царица Антейя и решила погубить его. Пошла она к своему мужу и сказала ему:

О, царь! Тяжко оскорбляет тебя Беллерофонт. Ты должен убить его. Он преследует меня, твою жену, своей любовью. Вот как он отблагодарил тебя за гостеприимство!

Грозен Борей, бог неукротимого, бурного северного ветра. Неистовый носится он над землями и морями, вызывая полетом своим всесокрушающие бури. Увидал однажды Борей, проносясь над Аттикой, дочь Эрехтея Орифию и полюбил ее. Молил Борей Орифию стать его женой и позволить ему унести ее с собой в свое царство на далекий север. Не соглашалась Орифия, боялась она грозного, сурового бога. Отказал Борею и отец Орифии, Эрехтей. Не помогали никакие просьбы, никакие мольбы Борея. Разгневался грозный бог и воскликнул:

Я заслужил сам такое унижение! Я забыл о моей грозной, неистовой силе! Разве подобает мне смиренно умолять кого-либо? Лишь силой должен я действовать! Я гоню по небу грозовые тучи, я вздымаю на море, словно горы, волны, я с корнем вырываю, как сухие былинки, вековые дубы, я бичую градом землю и в твердый, как камень, лед превращаю воду — и я молю, словно бессильный смертный. Когда я несусь в неистовом полете над землей, вся земля колеблется и содрогается даже подземное царство Аида. И я молю Эрехтея, словно я его слуга. Я должен не молить отдать мне в жены Орифию, а отнять ее силой!

Освободившись от службы царю Эврисфею, Геракл вернулся в Фивы. Здесь он отдал свою жену Мегару верному другу Иолаю, объяснив свой поступок тем, что его браку с Мегарой сопутствовали неблагоприятные предзнаменования. На самом деле причина, побудившая Геракла расстаться с Мегарой, была иной: между супругами стояли тени их общих детей, которых Геракл убил много лет назад в припадке умопомрачения.

В надежде обрести семейное счастье, стал Геракл подыскивать себе новую жену. Услыхал он, что Эврит, тот самый, который учил молодого Геракла искусству владения луком, предлагает в жены свою дочь Иолу тому, кто превзойдет его самого в меткости.

Отправился Геракл к Эвриту и без труда победил его в состязании. Такой исход безмерно раздосадовал Эврита. Выпив для большей уверенности изрядное количество вина, он сказал Гераклу: «Свою дочь такому злодею, как ты, я не доверю. Или не ты убил своих детей от Мегары? Кроме того, ты раб Эврисфея и заслуживаешь лишь побоев от свободного человека».

Произведения разбиты на страницы

Древние мифы и легенды Древней Греции

Они были созданы более двух тысяч веков назад и знаменитый ученый Николай Кун адаптировал их в начале 20 века, но внимание юных читателей со всего мира не угасает даже сейчас. И не важно в 4, 5 или 6 классе изучают мифы древней Греции — эти произведения древнего фольклора считаются культурным наследием всего мира. Нравоучительные и яркие истории про древнегреческих богов были изучены вдоль и поперёк. А теперь мы читаем онлайн нашим детям о том, кто были герои легенд и мифов Древней Греции и пытаемся выразить в краткое содержание смысла их поступков.

Этот фантастический мир, удивителен тем, что, невзирая на ужас обычного смертного перед богами горы Олимп, порой обычные жители Греции могли втупить в спор или даже в бой с ними. Подчас короткие и простые мифы выражают в себе очень глубокий смысл и могут доступно объяснить ребёнку правила жизни.

Краткий экскурс в историю

Греция не всегда так называлась. Историки, в частности, Геродот, выделяют еще более древние времена на тех территориях, которые позднее именованы Элладой, — так называемые пеласгийские.

Этот термин произошел от названия племени пеласгов («аистов»), пришедших на материк с греческого острова Лемнос. По выводам историографа, тогдашняя Эллада называлась Пеласгией. На ней существовали примитивные верования в нечто неземное, спасительное для людей — культы выдуманных существ.

Пеласги объединились с немногочисленным греческим племенем и переняли их язык, хотя из варваров так и не переросли в народность.

Откуда же вышли греческие боги и мифы о них?

Геродот предполагал, что греки переняли у пеласгов имена многих богов и их культы. По крайней мере, почитание низших божеств и кабиров — великих богов, своей неземной силой избавлявших землю от бед и опасностей. Святилище Зевса в Додоне (город близ нынешней Янины) построено гораздо ранее, чем знаменитое до сих пор Дельфийское. Из тех времен вышла знаменитая «тройка» кабиров – Деметра (Аксиерос), Персефона (Аксиокерса, в Италии — Церера) и ее муж Аид (Аксиокерсос).

В Папском музее в Ватикане установлено мраморное изваяние этим трем кабирам в виде трехгранного столба скульптора Скопаса, жившего и творившего в 4-м веке до н. э. Внизу столба вырезаны миниатюрные изображения Митра-Гелиоса, Афродиты–Урании и Эроса-Диониса как символы неразрывной цепочки мифологии.

Оттуда же и имена Гермеса (Камилла, лат. «служитель»). В «Истории Афона» Аид (Ад) – бог потустороннего мира, а его супруга Персефона давала жизнь на земле. Артемиду звали Калеагрой.

Новые боги Древней Эллады произошли от «аистов», отняли у них право на царствование. Но имели уже человеческий облик, хотя и с некоторыми исключениями, оставшимися от зооморфности.

Богиня, покровительница города, названного в ее честь, родилась из мозга Зевса — основного бога третьего этапа. Следовательно, до него небесами и земной твердью управляли иные.

Первым владыкой земли был бог Посейдон. Во время захвата Трои он был главным божеством.

Согласно мифологии, он правил и морями, и океанами. Поскольку у Греции очень много островных территорий, то влияние Посейдона и его культ относился и к ним. Посейдон был братом многих новых богов и богинь, в том числе и таких известных, как Зевс, Аид и другие.

Далее Посейдон стал засматриваться и на континентальную территорию Эллады, например, на Аттику, – огромную часть южнее центрального горного массива Балканского полуострова и до Пелопоннеса. Основание для этого у него было: на Балканах существовал культ Посейдона в виде демона плодородия. Афина хотела лишить его такого влияния.

Спор за земли богиня выиграла. Суть его такова. Однажды произошел новый расклад влияния богов. Посейдон при этом лишился права на землю, ему оставили моря. Небо перехватил бог громовержец и молниеметатель. Посейдон стал оспаривать права на отдельные территории. Он ударил в землю во время спора на Олимпе, и оттуда пошла вода, а

Афина подарила Аттике оливковое дерево. Спор боги рассудили в пользу богини, посчитав, что от деревьев будет больше пользы. Город назвали ее именем.

Афродита

Когда в современности произносится имя Афродиты, то в основном почитают ее красоту. В древности она была богиней любви. Культ богини сначала зародился в колониях Греции, нынешних ее островах, основанных финикийцами. Поклонение, подобное Афродите, тогда предназначалось двум другим богиням – Ашере и Астарте. В греческом пантеоне богов

Афродите больше подходила мифическая роль Ашеры, любительницы садов, цветов, жительницы рощ, богини весеннего пробуждения и сладострастия в наслаждении с Адонисом.

Перевоплощаясь в Астарту, «богиню высот», Афродита становилась неприступной, всегда с копьем в руке. В этом облике она оберегала семейную верность и обрекала своих жриц на вечную девственность.

К сожалению, в более поздние времена культ Афродиты раздвоился, если можно так выразить расхождения между различными Афродитами.

Мифы Древней Греции про богов Олимпа

Они самые распространенные и наиболее культивировавшиеся и в Греции, и в Италии. В этот верховный пантеон горы Олимп входили шестеро богов – детей Кроноса и Геры (сам громовержец, Посейдон и другие) и девять потомков бога Зевса. Среди них самые известные Аполлон, Афина, Афродита и иже с ними.

В современной интерпретации слова «олимпиец», кроме участвующих в олимпиадах спортсменов, означает «спокойствие, уверенность в себе, внешнее величие». А ранее был еще Олимп богов. Но в то время эти эпитеты относились только к главе пантеона – Зевсу, потому что он полностью соответствовал им. Об Афине и Посейдоне мы рассказали подробно выше. Упомянули также и других богов пантеона — Аида, Гелиоса, Гермеса, Диониса, Артемиду, Персефону.

Николай Кун

Легенды и мифы Древней Греции

Часть первая. Боги и герои

Мифы о богах и их борьбе с гигантами и титанами изложены в основном по поэме Гесиода «Теогония» (Происхождение богов). Некоторые сказания заимствованы также из поэм Гомера «Илиада» и «Одиссея» и поэмы римского поэта Овидия «Метаморфозы» (Превращения).

Вначале существовал лишь вечный, безграничный, темный Хаос. В нем заключался источник жизни мира. Все возникло из безграничного Хаоса – весь мир и бессмертные боги. Из Хаоса произошла и богиня Земля – Гея. Широко раскинулась она, могучая, дающая жизнь всему, что живет и растет на ней. Далеко же под Землей, так далеко, как далеко от нас необъятное, светлое небо, в неизмеримой глубине родился мрачный Тартар – ужасная бездна, полная вечной тьмы. Из Хаоса, источника жизни, родилась и могучая сила, все оживляющая Любовь – Эрос. Начал создаваться мир. Безграничный Хаос породил Вечный Мрак – Эреб и темную Ночь – Нюкту. А от Ночи и Мрака произошли вечный Свет – Эфир и радостный светлый День – Гемера. Свет разлился по миру, и стали сменять друг друга ночь и день.

Могучая, благодатная Земля породила беспредельное голубое Небо – Урана, и раскинулось Небо над Землей. Гордо поднялись к нему высокие Горы, рожденные Землей, и широко разлилось вечно шумящее Море.

Матерью-Землей рождены Небо, Горы и Море, и нет у них отца.

Уран – Небо – воцарился в мире. Он взял себе в жены благодатную Землю. Шесть сыновей и шесть дочерей – могучих, грозных титанов – было у Урана и Геи. Их сын, титан Океан, обтекающий, подобно безбрежной реке, всю землю, и богиня Фетида породили на свет все реки, которые катят свои волны к морю, и морских богинь – океанид. Титан же Гипперион и Тейя дали миру детей: Солнце – Гелиоса, Луну – Селену и румяную Зарю – розоперстую Эос (Аврора). От Астрея и Эос произошли все звезды, которые горят на темном ночном небе, и все ветры: бурный северный ветер Борей, восточный Эвр, влажный южный Нот и западный ласковый ветер Зефир, несущий обильные дождем тучи.

Кроме титанов, породила могучая Земля трех великанов – циклопов с одним глазом во лбу – и трех громадных, как горы, пятидесятиголовых великанов – сторуких (гекатонхейров), названных так потому, что сто рук было у каждого из них. Против их ужасной силы ничто не может устоять, их стихийная сила не знает предела.

Возненавидел Уран своих детей-великанов, в недра богини Земли заключил он их в глубоком мраке и не позволил им выходить на свет. Страдала мать их Земля. Ее давило это страшное бремя, заключенное в ее недрах. Вызвала она детей своих, титанов, и убеждала их восстать против отца Урана, но они боялись поднять руки на отца. Только младший из них, коварный Крон , хитростью низверг своего отца и отнял у него власть.

Богиня Ночь родила в наказание Крону целый сонм ужасных веществ: Таната – смерть, Эриду – раздор, Апату – обман, Кер – уничтожение, Гипнос – сон с роем мрачных, тяжелых видений, не знающую пощады Немесиду – отмщение за преступления – и много других. Ужас, раздоры, обман, борьбу и несчастье внесли эти боги в мир, где воцарился на троне своего отца Крон.

Картина жизни богов на Олимпе дана по произведениям Гомера – «Илиаде» и «Одиссее», прославляющим родоплеменную аристократию и возглавляющих ее басилевсов как лучших людей, стоящих много выше остальной массы населения. Боги Олимпа отличаются от аристократов и басилевсов лишь тем, что они бессмертны, могущественны и могут творить чудеса.

Рождение Зевса

Крон не был уверен, что власть навсегда останется в его руках. Он боялся, что и против него восстанут дети и обретут его на ту же участь, на какую обрек он своего отца Урана. Он боялся своих детей. И повелел Крон жене своей Рее приносить ему рождавшихся детей и безжалостно проглатывал их. В ужас приходила Рея, видя судьбу детей своих. Уже пятерых проглотил Крон: Гестию , Деметру , Геру, Аида (Гадеса) и Посейдона.

Рея не хотела потерять и последнего своего ребенка. По совету своих родителей, Урана-Неба и Геи-Земли, удалилась она на остров Крит, а там, в глубокой пещере, родился у нее младший сын Зевс. В этой пещере Рея скрыла своего сына от жестокого отца, а ему дала проглотить вместо сына длинный камень, завернутый в пеленки. Крон не подозревал, что он был обманут своей женой.

А Зевс тем временем рос на Крите. Нимфы Адрастея и Идея лелеяли маленького Зевса, они вскормили его молоком божественной козы Амалфеи. Пчелы носили мед маленькому Зевсу со склонов высокой горы Дикты. У входа же в пещеру юные куреты ударяли в щиты мечами всякий раз, когда маленький Зевс плакал, чтобы не услыхал его плача Крон и не постигла бы Зевса участь его братьев и сестер.

Зевс свергает Крона. Борьба богов-олимпийцев с титанами

Вырос и возмужал прекрасный и могучий бог Зевс. Он восстал против своего отца и заставил его вернуть опять на свет поглощенных им детей. Одного за другим изверг из уст Крон своих детей-богов, прекрасных и светлых. Они начали борьбу с Кроном и титанами за власть над миром.

Ужасна и упорна была эта борьба. Дети Крона утвердились на высоком Олимпе. На их сторону стали и некоторые из титанов, а первыми – титан Океан и дочь его Стикс и детьми Рвением, Мощью и Победой. Опасна была эта борьба для богов-олимпийцев. Могучи и грозны были их противники титаны. Но Зевсу на помощь пришли циклопы. Они выковали ему громы и молнии, их метал Зевс в титанов. Борьба длилась уже десять лет, но победа не склонялась ни на ту, ни на другую сторону. Наконец, решился Зевс освободить из недр земли сторуких великанов-гекатонхейров; он их призвал на помощь. Ужасные, громадные, как горы, вышли они из недр земли и ринулись в бой. Они отрывали от гор целые скалы и бросали их в титанов. Сотнями летели скалы навстречу титанам, когда они подступили к Олимпу. Стонала земля, грохот наполнил воздух, все кругом колебалось. Даже Тартар содрогался от этой борьбы.

Зевс метал одну за другой пламенные молнии и оглушительно рокочущие громы. Огонь охватил всю землю, моря кипели, дым и смрад заволокли все густой пеленой.

Наконец, могучие титаны дрогнули. Их сила была сломлена, они были побеждены. Олимпийцы сковали их и низвергли в мрачный Тартар, в вековечную тьму. У медных несокрушимых врат Тартара на стражу стали сторукие гекатонхейры, и стерегут они, чтобы не вырвались опять на свободу из Тартара могучие титаны. Власть титанов в мире миновала.

Кратчайшая история Греции: Одиссея нации от мифов до современности Джеймса Хениджа, Мягкая обложка

Добавить в список желаний

Узнать больше

  • Хочешь это сегодня?
    Проверить доступность магазина

Английский 1615199489

16,95 В наличии


Откройте для себя культурное и политическое богатство Греции на протяжении 3000 лет, от классического могущества до современного возрождения. Книги The Shortest History рассказывают о тысячелетней истории в одном захватывающем и быстром чтении. Философия, искусство, демократия, язык, даже компьютеры — слава греческой цивилизации сформировала наш мир даже глубже, чем мы думаем. Перикл и Парфенон могут быть знакомы, но как насчет Эпаминонда, фиванского полководца, спасшего греческий мир от спартанской тирании? Слава Александра Македонского прокатилась по векам, но последовавший золотой эллинистический век в значительной степени забыт. «Византийская» вызывает в воображении упадок и смертельную интригу, однако тысячелетняя империя, правившая из Константинополя и дважды спасшая Европу от вторжения, на самом деле была греческой. Современная глава Греции также рассказывает о триумфе и бедствиях — от освобождения и экспансии до раскола, доморощенной диктатуры, нацистской оккупации и гражданской войны. Сегодняшняя нация страдает от жесткой экономии, посягательств на изменение климата и кризиса беженцев, но непоколебима в своих древних ценностях. Джеймс Хенидж запечатлел всю греческую драму в этой захватывающей, короткой истории, раскрывая Грецию как источник западной цивилизации и модель, которая еще может спасти современную демократию.



Похожие коллекции и предложения

Информация о продукте

ISBN-13: 9781615199488
Издатель: Эксперимент
Дата публикации: 21.03.2023
Серия: Самая короткая серия истории
Страниц: 272
Торговый номер: 239 272
Размеры изделия: 5,10(ш) x 7,70(в) x 0,80(г)

Об авторе

Джеймс Хенидж Автор четырех исторических романов-бестселлеров, действие которых происходит в Византии. Он основал сеть книжных магазинов Оттакара (теперь принадлежащую Waterstones), возглавил Челтнемский литературный фестиваль и вместе с писателем Джеймсом Холландом организовал свой собственный фестиваль, посвященный истории: Фестиваль истории Чалк-Вэлли, который проводится уже девятый год. Он живет в Уилтшире, Англия.

Содержание. 1949)

Часть четвертая: Демократия обесценивается (с 1949 г. по настоящее время)   Послесловие Избранное для дальнейшего чтения  

Б&Н Блог

Страница 1 из

Редакционные обзоры

A Daily Mail Книга по истории года «От альфы до омеги, от Сократа до Сиризы, здесь вся греческая история, рассказанная со знанием дела». — Том Холланд, автор Доминиона «Очень занимательно. . . красочное чудо сжатия».— Sydney Morning Herald «Красиво написано, полно уместных аналогий и охватывает длинную историческую перспективу. . . . Отлично». — Пол Картледж, автор книги «Демократия: жизнь » «Полная история от гомеровской эпохи до наших дней. . . . Heneage проводит параллели между текущими событиями и событиями в греческой истории, умело объясняя то, что было раньше». Журнал школьной библиотеки

От издателя

01.04.2023

Gr 9 Up— Эта серия продолжает предлагать полные истории конкретных тем всего на нескольких сотнях страниц. Одно название охватывает Грецию от эпохи Гомера до наших дней, а другое исследует конфликт между Израилем и Палестиной. Это продвинутый материал для чтения из-за его тематики и сжатого формата. Название «Израиль/Палестина» начинается с хронологии основных дат, и оба названия включают изображения, такие как диаграммы, карты, иллюстрации и фотографии, подтверждающие текст. Авторы — специалисты по содержанию, которые проводят параллели между текущими событиями и событиями в греческой истории, умело объясняя то, что было раньше. ВЕРДИКТ Полезный справочный набор или возможная покупка в классе для курсов с отличием или AP.

Журнал школьной библиотеки

Отзывы покупателей

[PDF] Электронная книга Джеймса Хениджа «Кратчайшая история Греции»

Эпоха Гомера

Такого никогда не было, но всегда

Саллюстий, римский философ, 4 век н.э.

9000 2 Это 1000 г. до н.э. г. и вы сидите под стеной из камней, которые могли бы поднять только великаны. Гром и молния разрывают ночь, и горький ветер разбрасывает искры от согревающего тебя огня. Ты дрожишь и удивляешься. Кто построил эту стену, под которой я сижу? Что делает гром? Как я научился разводить этот огонь? Кому или чему я обязан красотой и несчастьем моего существования? Кто-то садится рядом с вами. Он странствующий бард, и у него есть ответы. Всю ночь он будет декламировать их в стихах, которые вы знаете почти наизусть.

Он расскажет о Хаосе , который был до всего, а затем о первом кровосмесительном союзе, породившем мир. Как Гея (Земля) и ее сын Уран (Небо) родили двенадцать Титанов — шесть мужчин и шесть женщин — плюс расу одноглазых циклопов и нескольких гигантов, у каждого из которых по сто рук. Это они построили стену из огромных камней.

Работа великанов: циклопические камни в Микенах

Один из титанов, Кронос, восстал против своего отца и кастрировал его, затем женился на своей сестре Рее, от которой он получил первое поколение греческих богов. Но Кронос продолжал есть свое потомство, опасаясь повторения того, что он сделал с отцом. Поэтому Рея унесла своего новорожденного Зевса, дав вместо этого мужу проглотить завернутый камень. Зевс вернулся с зельем, которое заставило Кроноса вырвать камень вместе со всеми его братьями и сестрами. Он изгнал отца и, верный традиции, взял в жены сестру Геру.

В конце концов, сразившись с Титанами, Зевс и Гера стали править десятью старшими богами на горе Олимп. Там они потребляли нектар и амброзию и вмешивались в дела человечества, не всегда в его пользу. Это Прометей, титан, а не бог, дал нам огонь. Зевс был так разгневан, что приковал его цепью к скале, чтобы орел ежедневно выклевывал его печень.

Дальше было время смертных героев. Большинство из них были мужчинами, и у большинства родителем был бог. Персей, Эдип, Ясон и Тесей сражались с великанами, сфинксами, горгонами и драконами, чтобы сделать мир безопасным для людей. В конце концов Прометей был освобожден от своих цепей величайшим героем из всех: Гераклом.

Голова Горгоны: архитектурный орнамент из Тасоса, ок. 4-го века до н. э.

Греки обращались к своим богам за объяснением своего мира, за ответами на вопросы, поставленные громом и молнией, землетрясением и засухой. Именно им они благодарили за смену времен года и славу ночных небес. Млечный Путь ( Galaxias ), например, расплескался по ночному небу, когда Гера вытащила из соски огромного младенца Геракла. Они также обращались к богам за ответами на вопросы, которые ставит смертность: эмоции, мотивы и противоречия, которые делают нас такими, какие мы есть. Помогло то, что эти боги были такими же несовершенными, как и те, которыми они правили. Они тоже любили, интриговали, вожделели, завидовали и мстили. Их нравственные наставления были ограниченными и практичными. Проявите гостеприимство ( xenia) незнакомцу, который стучится в вашу дверь, сказали они, так как он может быть просто переодетым Зевсом.

Великий немецкий исследователь греческой мифологии Вальтер Буркерт описал миф как «традиционную сказку со второстепенной, практической ссылкой на что-то коллективное значение» . Боги помогали грекам понять не только свой мир, но и самих себя. «Познай себя», предписал Оракул. Это был первый шаг к самоуправлению.

От мифа к истории

Греческий бронзовый век (3000–1000 гг. г. до н.э. г.) был свидетелем трех необычных цивилизаций: кикладской, минойской и микенской. Именно минойцы дали Европе ее основополагающий миф. В нем рассказывалось о финикийской принцессе Европе, которая собирала цветы, когда всегда похотливый Зевс, на этот раз переодетый прекрасным белым быком, увез ее в Грецию, чтобы соблазнить. Она стала первой царицей Крита и матерью царя Миноса, от которого произошли слова минойский и минотавр. Зевс так любил ее, что нарисовал себя среди звезд в образе быка – Тельца.

Историческая минойская цивилизация Крита (2500–1400 г. до н.э. г. до н.э.), похоже, была культурой мирной торговли. Статуэтки изображают касту могущественных женщин-жрецов, владеющих змеями, которые обычно крупнее своих темнокожих собратьев-мужчин. Изысканные фрески из минойского поселения Акротири на Санторини свидетельствуют о морской цивилизации, посвященной рыбной ловле, праздникам и торговле.

Обезьяны Акротири

Как далеко минойцы торговали? Картина все еще меняется. На фресках, найденных в Акротири, изображены обезьяны с S-образными хвостами, очень похожие на серых лангуров долины Инда. В то время, когда минойцы экспортировали предметы роскоши, такие как пурпурный краситель, сделанный из морских улиток Murex, выращенных на Крите, богатая хараппская цивилизация бронзового века процветала на берегах Инда. Возможно ли, что какой-нибудь минойский купец повез на восток груз улиток, а вернулся с обезьянами?

Хвосты минойских обезьян: настенная фреска из Акротири, ок. 17 века до н. э.

Микенская цивилизация была совсем другой. Это началось примерно в 1700 г. до н.э. г., когда ахейцы, жители восточных степей, мигрировали на юг и поселились на Пелопоннесе, клешне, прикрепленном ко дну Греции тонким выступом земли, который они назвали перешейком . Их общество было иерархическим, с воинской элитой, преданной лошадям, и они построили укрепленные поселения, самые известные из которых были в Микенах и Тиринфе. Гигантские камни, которые они использовали, дали название циклопическому стилю архитектуры, поскольку более поздние греки предполагали, что их могут поднять только гиганты. В какой-то момент микенцы вышли к морю и вступили в контакт с минойцами, которые познакомили их с преимуществами торговли.

Около 1600 г. до н.э. минойская цивилизация была смертельно повреждена огромным извержением на острове Тера (сегодняшний Санторини), которое похоронило обезьян Акротири под пеплом. Микенская империя, тем не менее, продолжала процветать, достигнув своего апогея в 12 веке г. до н.э. г. до н.э., когда она породила поселения по всему Эгейскому морю, вплоть до берегов Малой Азии. «Как муравьи или лягушки вокруг пруда», — напишет Платон почти тысячелетие спустя.

Кораблекрушение и сценарий

Летом 1982 года молодой ныряльщик за губками из деревни Ялыкавак, недалеко от Бодрума в Турции, наткнулся на одно из самых зрелищных кораблекрушений в истории. Мехмед Чакир обнаружил останки корабля XIV века г. до н.э. г., который, вероятно, затонул по пути из порта в Леванте в микенский дворец в Греции. Он перевозил груз предметов роскоши, начиная от зубов африканского бегемота и заканчивая драгоценностями из Ханаана. Греческий Пелопоннес находился в центре торговой сети, соединявшей великие цивилизации Египта и Месопотамии — и, возможно, Индии, если не обманывают хвосты обезьян Акротири.

Также среди кораблекрушений была найдена маленькая дощечка для письма из самшита, на которой выгравирован таинственный шрифт Linear B . Его расшифровку в 1952 году приписывают британскому архитектору Майклу Вентрису, но большую часть работы проделала Алиса Кобер, академик из Нью-Йорка. В 1930-х Кобер начал работу над образцами, которые были найдены запеченными в таблетках во дворцах по всему Пелопоннесу. Освоив хеттский, аккадский, древнеирландский, тохарский, шумерский, древнеперсидский, баскский и китайский языки, она собрала базу данных в 40 тетрадей на 180 000 карточек, используя сигаретные карточки, когда во время войны была нормированная бумага. 1 После ее смерти ее работой воспользовался Вентрис, который, добавив несколько вдохновенных догадок, расшифровал письменность в 1952 году и установил, что это микенский греческий язык.

Знаки и идеограммы линейного письма B использовались в основном для записи распределения таких товаров, как шерсть и зерно, среди покупателей. Они свидетельствуют о таланте к организованной торговле, который, возможно, достиг Индии.

Эта табличка с линейным письмом B была обожжена и, таким образом, сохранена во время пожара, уничтожившего Пилосский дворец, около 1200 г. г. до н.э. г. .

Илиада

и Одиссея

Эпосы Гомера являются жизненно важными промежуточными пунктами на пути греков от мифа к истории. Действие двух поэм происходит в конце греческого бронзового века, когда пути микенцев вполне могли пересечься с могущественной хеттской империей, западным форпостом которой мог быть город Троя ( Илиос ). На Эгейском побережье современной Турции, чуть более чем в 100 милях от сегодняшней греческой границы, он стал бы привлекательной целью для грабежа.

В «Илиаде » описываются несколько решающих недель перед окончанием десятилетней осады Трои, когда греки вот-вот проиграют войну. Все зависит от того, удастся ли убедить полубожественного Ахиллеса — его единоличного блицкрига — отказаться от самого долгого в литературе угрюмого состояния и присоединиться к битве. Целью его гнева является царь Агамемнон, который обесчестил его, применив droit de seigneur над своей наложницей Брисеидой, добычей в предыдущей битве.

Когда Ахилл, наконец, покидает свою палатку, это происходит не потому, что Агамемнон извинился, а чтобы отомстить за смерть своего лучшего друга Патрокла, убитого троянским чемпионом Гектором. Боги решительно вмешиваются в столкновение, как и на протяжении всей сказки, но их вмешательства капризны и непредсказуемы, следуя перипетиям их собственных междоусобных ссор на горе Олимп. Они подобны сверхдержавам, использующим столкновения меньших наций для ведения опосредованной войны.

Ахилл пробирается через океаны крови, чтобы отомстить, изувечив и обесчестив труп Гектора в безумии горя и ярости. Однако вскоре после этого его посещает в его палатке скорбящий отец Гектора, царь Трои Приам, который умоляет вернуть тело своего сына. Вопреки всем ожиданиям, Ахиллес сжалился над ним и возвращает Гектора.

Модель Odyssey совсем другая. Более человечный и интимный, он рассказывает об опасном путешествии Одиссея домой из Трои на маленький остров Итака. Он переживает морские чудовища, водовороты, ведьм и каннибалов — и гнев морского бога Посейдона — только для того, чтобы оказаться посреди другой осады его жены Пенелопы 108 шумными женихами. Одиссей побеждает (и убивает) их всех в состязании по стрельбе из лука, возвращая жену и королевство.

Что делает эти две истории такими важными? Миллионы слов были написаны на эту тему, но, возможно, все сводится к тому, что они должны сказать по одному вопросу. Кто решает нашу судьбу — боги или мы?

Первое слово Илиады по-гречески — «гнев» ( минин ), и многие из следующих 16 000 строк кажутся частью обширного гимна ярости. Тем не менее, вся история зависит от момента, когда ярость растворяется в…

Стили цитирования для «Кратчайшей истории Греции» копировать», чтобы создать цитату. Если вашего стиля нет в списке, вы можете начать бесплатную пробную версию, чтобы получить доступ к более чем 20 дополнительным стилям из электронной книги Perlego.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *