Миф афродита: Афродита — Мифы Древней Греции

Афродита под ножом цензуры. Кто и зачем редактирует известные мифы? | Общество

Александр Мельников

Примерное время чтения: 6 минут

2625

Еженедельник «Аргументы и Факты» № 1. С Рождеством Христовым, дорогие читатели! 31/12/2008

Но, оказывается, всё это очень далеко от истины, и происхождение Афродиты просто шокирующее. Столь шокирующее для современного человека, что его предпочитают не только не афишировать и замалчивать, но и скрывать. Даже в античной Греции, где сексуальные нравы были очень свободными, об этом старались много не говорить. К счастью, описание происхождения Афродиты во всех деталях всё-таки сохранилось. Его приводит Гесиод в поэме «Теогония», название которой переводится как «Происхождение богов». В России есть перевод поэмы, сделанный В. Вересаевым в начале XX века, но прочитать в нём все шокирующие детали рождения Афродиты вы не сможете.

..

Когда секса ещё не было

Вот как описывает Гесиод развитие Вселенной: «Прежде всего во Вселенной Хаос зародился, а следом широкогрудая Гея, всеобщий приют безопасный». Немного позже Гея (Земля) «родила себе равное ширью звёздное Небо, Урана, чтоб точно покрыл её всюду…» Похоже, с этого момента во Вселенной зарождается и секс. Причём очень необычный — между матерью и сыном: «Дети, рождённые Геей-Землёю и Небом-Ураном, были ужасны и стали отцу своему ненавистны с первого взгляда. Едва лишь на свет кто из них появлялся, каждого в недрах Земли немедлительно прятал родитель, не выпуская на свет, и злодейством своим наслаждался. С полной утробою тяжко стонала Земля-великанша». Это было самое начало жизни, когда ещё не было и в помине главного греческого бога Зевса и окружавшей его свиты олимпийских богов. И вот в это тяжкое и тёмное время в утробе матери-Земли, полной ужасных детей, и начинается рождение богини красоты и любви — Афродиты. Гея подговаривает детей восстать против отца. Соглашается только Крон. Мать ведёт себя нетривиально — «в место укромное сына запрятав, дала ему в руки серп острозубый и всяким коварствам его обучила». Когда «появился Уран и возлёг около Геи, пылая любовным желаньем», сын из засады острым серпом «отсёк у родителя милого быстро член детородный и бросил назад его сильным размахом».

Всё это летело через леса, через моря, истекая кровью. И ни одна капля её не пропала даром — «все их Земля приняла», родив потом мощных Эриний, великих Гигантов и нимф Мелий. «Член же отца детородный, — продолжает Гесиод, — отсечённый острым железом, по морю долгое время носился, и белая пена взбилась вокруг от нетленного члена. И девушка в пене той зародилась». Это и была Афродита. Но произошло это не у Кипра, а у острова Киферы, на который богиня и вышла. За это её стали называть Кифереей. И лишь потом она появилась на Кипре, получив ещё одно название — Киприда.

Переводчики-скопцы

Но всё это мелкие придирки по сравнению с главным. Вы обратили внимание, как подробно Гесиод описывает все приключения и превращения детородного органа Урана? Это просто бросается в глаза: ни одна капля крови не пропала, а нетленный член (именно так его описывает автор) куда-то улетучился, ни во что не превратившись. О нём больше ни слова. Оказывается, это поэтическое «оскопление» совершил не Гесиод, а переводчики. В примечании к серьёзному изданию «Теогонии», очень подробно прокомментированному, честно написано, что Вересаев пропустил здесь одну, 200-ю строку.

Найти и восстановить её оказалось непросто. Последние сто лет поэму публиковали только в этом переводе. Нам удалось найти подстрочный английский перевод. Вот как таинственная строка звучит в нём: «Афродиту также называют Филомедеей, потому что она возникла из детородного члена». (Самый честный перевод этого прозвища Афродиты звучит как Членолюбивая.) Потом мы нашли этому подтверждение и в очень редком дореволюционном переводе «Теогонии» Георгия Властова. Там 200-я строка есть… но только по-латыни. Если её перевести, то получится то же самое, что и с английского.

Наука «девушек» питает…

Почему от нас так тщательно скрывали эти детали рождения… точнее, происхождения Афродиты (ведь акт её появления на свет точнее назвать не рождением, а превращением)? Думаю, раньше это делали по  этическим причинам, всё-таки сексуальная мораль была достаточно строгой везде. А в XX веке, особенно во второй его половине на Западе, это могло подорвать научные устои. Там многие науки, включая антропологию, психологию, социологию и ещё некоторые «логии», подпали под диктат феминизма. Представители этих наук не могут критиковать виртуальные догматы, придуманные феминистками, — это неполиткорректно и даже опасно. И главный догмат феминистских наук замешен на критике маскулинности и фаллоса. Теперь представьте, какую опасность для этих наук и феминизма представляет происхождение самой красивой женщины всех времён и народов из фаллоса.

Кстати, с точки зрения биологии и медицины этот миф выглядит не столь шокирующе. В каждой женщине есть доля мужчины — мужские гормоны андрогены. И именно от них зависит сила сексуального влечения не только у мужчин, но и у женщин. А Афродита — богиня именно этого влечения. Ей нужно много гормонов.

РЕЙТИНГ. Самые известные греческие мифы

1. О Геракле, сыне Зевса и царицы Алкмены. Особенно популярны 12 подвигов Геракла: укрощение критского быка, похищение царицы амазонок, очистка Авгиевых конюшен и т. д.

2. О Персее, сыне Зевса и Данаи, победителе горгоны Медузы, спасителе царевны Андромеды.

3. О Тесее, 10-м царе Афин, сыне афинского царя Эгея (или бога Посейдона) и Эфры. Тесей убил человекобыка Минотавра и спас Ариадну, дочь критского царя Миноса.

4. О Прометее, титане, похитившем с Олимпа огонь и передавшем его людям.

5. Об Ахилле, сыне царя Пелея и морской богини Фетиды, храбрейшем герое Древней Греции. Победил сильнейшего троянского воина Гектора.

6. О пастухе Марсии, с которого Аполлон содрал кожу за поражение в музыкальном состязании.

Смотрите также:

  • Леонард Эйлер: никогда не отвлекаться на внешние красоты, не связанные с математикой →
  • Господин Ртуть, он же Вундеркинд. Илья Мечников ставил опыты на себе →
  • Один на один с невидимым врагом. Роберт Кох и его палочка →

всемирная история

Следующий материал

Самое интересное в соцсетях

Новости СМИ2

легенды о древнегреческих боге и богине, самые известные классические мифы

МХК

12. 11.21

15 мин.

Среди огромного пантеона богов Древней Греции одними из самых почитаемых были Аполлон и Афродита. Мифы об Афродите были разнообразны и удивительны, к богине обращались за помощью в любовных делах, Аполлон же считался покровителем творчества и муз, олицетворял Солнце. Оба божества были идеалами женской и мужской красоты, имели большое количество возлюбленных и оставили немалый след в искусстве.

Оглавление:

  • Богиня любви и красоты
  • Появление «пенорожденной»
  • Известные легенды
  • Златокудрое божество света
  • Мужской и женский идеалы

Богиня любви и красоты

Афродита принадлежит к числу 12 великих олимпийских богов. Она богиня любви и влечения, красоты и вечной юности, плодородия и весны, покровительствует бракам и родам. К ней обращались за помощью, если дело касалось дружбы и сотрудничества, чувственности, физической привлекательности и страсти, творчества и взаимопонимания. В ее храмы не допускались мужчины, а жрицы нередко прибегали к обрядам, связанным с сексом.

Богиня могла разгневаться, если человек отказывался от дарованной ему любви. Ее власти подчинялись даже боги — разве они могут противиться любви?

Не властна богиня только над мудрой Афиной, девственной Артемидой и покровительницей домашнего очага Гестией, которая также дала обет безбрачия.

Интересный факт: имя «Афродита» происходит от древнегреческого «Пена». Это связано с мифом о ее рождении из морской пены.

Все греческие боги прекрасны, но Афродита выделялась среди них идеальной красотой. Описания не скупились на похвалу: высокая и статная, с длинными золотыми волосами и нежными чертами лица. На ней прекраснейшие наряды и украшения, а когда богиня спускается на землю, распускаются цветы, солнце светит ярче, а птицы и звери прибегают и окружают ее.

К атрибутам Афины относятся:

  1. Растения и цветы: розы, мирт, мак, фиалки, нарциссы, лилии, анемоны, яблоки.
  2. Птицы: голубки и воробьи.
  3. Животные: дельфины.
  4. Ее спутники: Эрот (бог любви), божества природы нимфы, богини времен года оры, богини веселья хариты.
  5. Атрибуты: золотая чаша, наполненная вином (выпив из нее, человек получал вечную молодость) и пояс (наделял надевшего его сексуальной привлекательностью. Его даже брала Гера, стремясь возродить в Зевсе страсть).

В некоторых мифах упоминаются некоторые служанки и спутницы богини: Гармония, нимфа Эхо, пострадавшая от несчастной любви, нимфа Перистера, которая помогла Афродите победить в состязании, Потос (Желание) и Парегорон (Уговаривание). Два последних — статуи разных мастеров.

Появление «пенорожденной»

С Афродитой связано несколько мифов и легенд. В некоторых она главное действующее лицо (например, история о рождении), в других выступает в роли богини — наказывает или награждает.

Одним из самых известных мифов про Афродиту является предание о ее рождении. Его краткое содержание таково:

  1. По классической версии она появилась из морской раковины возле острова Кипр и приплыла на ней к берегу. Так появилось ее прозвище Киприда. Оры тут же окружили богиню, нарядили в прекрасные наряды и украсили золотыми серьгами, ожерельем и венцом.
  2. По версии Гесиода Афродита родилась из семени и крови бога неба Урана, которого оскопил его младший сын Кронос. Они попали в море возле острова Кифера и образовали белую пену, которую ветер принес к Кипру. Из этой пены вышла прекрасная богиня, получившая прозвище «пенорожденная», и ее встретили оры.
  3. Гомер же считал, что родителями Афродиты были Зевс и богиня дождя Диона.
  4. Жрец и провидец Эпименид предполагал, что она была дочерью Кроноса и воспитана Нереем, связанным с водной стихией и морем.

Однако все мифы сходились в одном: любви прекрасной Афродиты пытались добиться многие боги, в том числе Посейдон, Гермес, Арес. Но Гера подстроила свадьбу богини красоты с самым искусным и самым некрасивым богом Олимпа — с кузнецом Гефестом.

Известные легенды

Семейная жизнь пары не сложилась. Муж пропадал в мастерской, Афродита же оставалась в спальне, где принимала гостей, влюбляла других и влюблялась сама. Богиня жестоко наказывала за отказ поддаться любовным чувствам. О нескольких случаях рассказывают мифы, о которых можно упомянуть в читательском дневнике, в докладе или презентации:

  1. Однажды Гефест узнал о связи жены с Аресом. Разозлившись, он выковал тончайшую, но прочную золотую нить, которую спустил с потолка. Затем он объявил, что отправился на отдых, и радостная Афродита пригласила Ареса в гости. Утром любовники обнаружили, что опутаны сетью и не могут выбраться. Гефест пригласил желающих богов полюбоваться на них и отпустил Ареса только, когда Посейдон пообещал, что тот выплатит выкуп. Впрочем, бог войны в итоге отказался от своих слов. По некоторым источникам Гефесту об измене рассказал Гелиос, за что Афродита прокляла его род.
  2. Богиня влюбилась в охотника Адониса. Когда последний умер на охоте, Прекраснейшая очень страдала и сбросилась с Левкадской горы, желая излечиться от любви. Примечательно, что имя Адониса часто упоминается в кроссвордах, как ответ из 6 букв на вопрос «В кого влюбилась Афродита».
  3. Одним из возлюбленных прекрасной богини был пастух Анхис из царского рода. Афродита велела никому не рассказывать об их связи, но юноша, выпив, похвастал перед товарищами. За это Зевс покарал его, ударив молнией. Афродита в последнюю секунду отвела удар, и Анхис остался жив, но был ослеплен (по другой версии ему парализовало ноги). Некоторые мифы утверждают, что любовь к смертному внушил богине сам Зевс, попавший под влияние ее пояса.
  4. Мойры, творящие судьбу, решили, что Афродита может только творить любовь, но однажды Афина увидела, как та работает за прялкой. Богиня мудрости решила, что это вмешательство в ее дела, и пригрозила, что бросит все обязанности. Афродита извинилась и больше не прикасалась к работе вообще. Хотя существует миф и о соревновании в ткачестве двух богинь.
  5. Самым же известным мифом остается сказание о Трое. Однажды олимпийцы устроили пир, на который не пригласили богиню раздоров Эриду. Обиженная, она подбросила на стол золотое яблоко с надписью «Прекраснейшей», за которое поспорили Гера, Афина и Афродита. Рассудить их присудили Парису, сыну троянского царя. Юноша отдал яблоко Афродите, которая пообещала взамен любовь красавицы Елены. После похищения девушки развязалась Троянская война.

Существует много изображений Афродиты, но самое известное — скульптура «Венера Милосская», оставшаяся без рук.

Златокудрое божество света

Аполлон является покровителем искусств и покровителем муз, врач и предсказатель. В Позднюю Античность олицетворял Солнце, с чем связано прозвище «Феб» — «лучезарный». Если Афродита была воплощением женской красоты, то Аполлон — это мужской идеал.

Являлся одним из наиболее почитаемых богов. Его «биография» претерпела немало изменений, но все же

можно выделить самые известные легенды:

  1. Отцом бога был Зевс, матерью титанида Лето. Когда подошло время родов, ревнивая Гера запретила земле давать девушке место для родов (по другой версии отправила змея Пифона преследовать ее). Она смогла остановиться только на острове Делос, где родила Артемиду, затем Аполлона. Мальчика выкормила Фемида амброзией и нектаром, в подарок от Гефеста он получил лук и стрелы. Через несколько дней молодой бог прибыл на Парнас, где убил Пифона и основал спортивные Пифийские игры.
  2. В древнегреческой мифологии имя Аполлона тесно связано с идеальной страной Гипербореей на севере. Считалось, что оттуда прибыла либо Лето, либо Илифия, которая помогала той в родах. Сам бог искусств каждую зиму отправляется туда из Дельф — по одной легенде там он оплакивает своего сына Асклепия, по другой Аполлон был женат на дочери царя.

Но самая известная история связана с именем царя Адмета. Однажды сын Аполлона Асклепий воскресил человека. Разозлившись, Зевс поразил его молнией. В отместку солнечный бог убил циклопов, помогавших Гефесту ковать молнии громовержца. Последний уже собирался изгнать сына в Тартар, но Лето смогла вымолить прощение. Аполлона отправили в город Феры служить пастухом к царю Адмету.

Новорожденный Гермес в первый же день рождения украл стада бога. Аполлон быстро нашел виновного, но тот оправдывался тем, что еще слишком мал. Оба спорщика направились к Зевсу, и тот постановил вернуть коров владельцу. По дороге Гермес начал играть на лире, созданной из панциря черепахи, и этим умением поразил бога солнца. Последний подарил музыканту стада.

Полюбил бог и Адмета. Он помог ему получить в жену прекрасную царскую дочь Алкестиду, когда молодые забыли во время свадьбы принести жертву Артемиде, бог уговорил сестру не гневаться. Благодаря заступничеству бога Адмет даже смог избежать смерти: вместо него в Аид ушла супруга. Впрочем, Алкестида тоже спаслась: ее освободил Геракл, по другому мифу Персефона, тронутая благородным поступком, отказалась принимать душу.

Мужской и женский идеалы

Не смотря на обилие возлюбленных у обоих божеств и их роли идеалов красоты обоих полов, любовниками они никогда не были. Они практически не взаимодействовали друг с другом и не упоминались в одном мифе. Интересно, что среди возлюбленных Аполлона встречались не только женщины, но и мужчины, причем во многих историях он прохладно относился к девам и совершенно не был заинтересован в браке. Отвечать, почему так произошло, практически невозможно, можно лишь догадываться.

Существует всего одна легенда, которая косвенно связала обоих. Согласно ей, сын Аполлона Эриманф увидел купающуюся обнаженную Афродиту. Рассердившись на юношу за его наглость, богиня ослепила его. Бог солнца не смог вылечить ребенка и превратил его в вепря, убившего на охоте возлюбленного богини Адониса.

Древнегреческие боги Афродита и Аполлон до сих пор занимают важное место в мировой культуре. Им посвящено немало мифов, скульптур, фресок, картин и даже театральных постановок. Будучи самыми прекрасными женщиной и мужчиной, они точно отображали идеалы красоты конкретных эпох.

Афродита и боги любви: мифология (выставки Getty Villa)

  • Последние дни Помпеи
    • Апокалипсис
      • Разрушения во Второй мировой войне
    • Декаданс
      • Продавцы купидонов
    • Воскрешение
      • Помпейские развлечения
  • Афродита и боги любви
    • Богиня любви и красоты
      • Вдохновение и стремление
    • Происхождение Афродиты
    • Афродита в мифах

      • Товарищи и потомство
    • Поклонение Афродите
    • Римская Венера
    • Связанные события

 


Афродита в мифах


Фрагмент стены с изображением суда Париса, Рим, 45–79 гг. Фреска, 23 15/16 дюйма в высоту и 23 5/16 дюйма в ширину. Soprintendenza Speciale для Beni Archeologici в Неаполе и Помпеях. Национальный археологический музей Неаполя. Изображение © www.pedicinimages.com

Эскапады Афродиты и ее потомков были популярным сюжетом в греческом и римском искусстве. Мифологические рассказы ярко рассказывают об участии Афродиты в сердечных делах, и это в значительной степени способствовало нашему представлению о богине как о прежде всего связанной с любовью и сексом. Немногие были невосприимчивы к ее соблазнительным чарам, и Зевс наказал ее за множество неуместных союзов, которые она вызвала.

Манипулятивный характер Афродиты наиболее очевиден в истории Елены, царицы Спарты, которую она предложила в качестве взятки на суде Париса, спровоцировав десять лет ужасной войны под Троей.

Суд был популярным сюжетом в помпейской настенной росписи, пример которой показан здесь. Троянский царевич Парис в глубокой задумчивости сидит на скале перед тремя богинями в сопровождении бога-посланника Гермеса.

Каждая богиня легко узнаваема: Гера с диадемой и скипетром; Афина в доспехах; и гордо стоящая перед ними обоими Афродита, беззастенчиво демонстрирующая свое тело во всей красе.

Парис выбрал Афродиту, соблазненную перспективой Елены и ее знаменитой красотой. Его побег с женой Менелая стал причиной Троянской войны. Два критических момента в этой истории изображены на изображенной ниже афинской вазе.

На боковой стороне вазы, показанной слева, Парис уводит Елену из Спарты в Трою, схватив ее за запястье в жесте, связанном с браком. Сама Афродита с помощью Эроса выступает в роли спутницы невесты Елены и поправляет ее наряд. Пейто (олицетворение убеждения) следует за ним.


На стенке вазы, показанной справа, Менелай наконец находит свою жену Елену после десяти лет борьбы под Троей. Разъяренный ее предательством, он обнажает меч и бросается к ней. Но вида красоты Елены достаточно, чтобы подавить его гнев. Хелен носит настолько прозрачную одежду, что видно все ее тело; желание, которое оно пробуждает, — дело рук Афродиты. Стоя рядом с Еленой, богиня направляет ее к Менелаю.

Чаша с Уходом и Выздоровлением Елены, греческая, 490–480 гг. до н.э. Терракота, 8 7/16 дюйма в высоту. Музей изящных искусств, Бостон. Пожертвование Фрэнсиса Бартлетта 1912 года

Публикация
Дополнительная информация
  • Посетите виллу Гетти
  • Пресс-подборка

Сводка мифов

Глава 9: Афродита и Эрос


ДВОЙСТВЕННОСТЬ АФРОДИТЫ (ВЕНЕРЫ)

Афродита Урания. Мы знаем, что Афродита возникла среди пены (афрос) от разрубленных гениталий Урана, брошенных в море. Рассказ Гесиода о ее рождении аллегорически изображает сильную сексуальность ее натуры. И все же эта АФРОДИТА УРАНИЯ [a-froh-deye’tee you-ray’ne-a], рожденная только от мужчины, а не в результате полового союза, стала характеризоваться как богиня чистой любви, которая имеет своей целью не физическое удовлетворение, а духовное удовлетворение. Чувственная Афродита Урания, произошедшая от Урана, бога небес, стала НЕБЕСНОЙ, или НЕБЕСНОЙ, АФРОДИТОЙ философии и религии.

Афродита Пандемос. В резком контрасте с небесной Афродитой была идентифицирована другая Афродита, дочь Зевса и его супруги ДИОНЫ [дейе-он’ни], о которой мы мало знаем. Их дочерью была АФРОДИТА ПАНДЕМОС [pan-dee’mos] («Афродита из народа» или «простая Афродита»), богиня секса и деторождения, чьи заботы касаются тела, а не разума, духа. , или душа.

  • Эта двойственность в природе Афродиты стала описываться как священная и мирская любовь, наиболее универсальная из всех архетипических концепций.
  • Афродита получила два эпитета в связи со своим рождением на море, КИТЕРИЯ [si-the-ree’a] и CYPRIS [си’прис или сейе’прис], так как она была доставлена ​​сначала на остров Кифера, а затем на Кипр, последнее особенно связано с ее поклонением.

ХАРАКТЕР АФРОДИТЫ

В общем, Афродита была пленительной богиней красоты, любви и брака, и ее сила была очень велика. Ее универсальность привела к целому ряду представлений об этой богине, которая руководила всем, от священной супружеской любви до храмовой проституции. Ее изображения в искусстве, литературе и музыке отражают не только двойственность, но и множественность ее натуры.

СЛУЖАЩИЕ АФРОДИТЫ

Три Грации. ЧАРИТЫ [kar’i-teez] — женские олицетворения аспектов обаяния и красоты.
Часы или времена года. Имя этих дочерей Зевса и Фемиды — ХОРАЭ [хох’ри], или ХОРАЙ, что означает часы, затем время, а затем времена года. Их количество увеличивается с двух до четырех, и они представляют собой привлекательные атрибуты различных времен года.

ИТИФАЛЛИЧЕСКИЙ ПРИАП

ПРИАП [preye-ay’-pus], или ПРИАП, сын Афродиты, олицетворяет стихийную, сексуальную сторону натуры своей матери. Он носит огромный и прямой фаллос и начинал как респектабельный бог плодородия, приносящий удачу в урожае и продолжении рода. Он превратился в эротическое, а иногда и непристойное вдохновение для более позднего искусства и литературы.

ПИГМАЛИОН

История Овидия о ПИГМАЛИОНЕ [pig-may’li-on] оказала наибольшее влияние. Венера, разгневанная тем, что женщины ее собственного культового места на Кипре отрицали ее божественность, заставила их стать первыми женщинами, занимающимися проституцией. Скульптор Пигмалион не хотел иметь ничего общего с этими развратными женщинами. В своем одиночестве он вылепил статую из слоновой кости необыкновенной красоты, настолько реалистичную, что влюбился в свое творение и относился к нему как к живому.
В праздник Венеры Пигмалион робко молился Венере, чтобы его дева из слоновой кости стала его женой. Он вернулся домой и обнаружил, что его прекрасная статуя жива. Он поблагодарил Венеру, которая присутствовала на свадьбе счастливой пары. Сыном Пигмалиона и ГАЛАТЕИ [ga-la-tee’a] (ее имени нет у Овидия) был ПАФОС [pa’fos], в честь которого был назван любимый город Венеры на Кипре.

АФРОДИТА И АДОНИС

Классическая версия этого мифа принадлежит Овидию. У КИНИРАС [син’и-рас], или КИНИРАС (сын Пафоса), была дочь по имени МИРРА [мир’ра], которая полюбила своего отца. Верная кормилица виновной Мирры удержала ее от самоубийства, убедив удовлетворить свою страсть. Итак, Мирра вела кровосмесительные отношения со своим отцом, который не знал о ее личности. Когда Кинирас узнал об этом, он преследовал свою дочь, которая бежала от его гнева. В ответ на ее молитвы Мирра превратилась в мирровое дерево. Она забеременела от своего отца, и от дерева родился АДОНИС [а-дон’ис], который стал самым красивым юношей и заядлым охотником.
Афродита отчаянно влюбилась в Адониса и предупреждала его об опасностях охоты, но безрезультатно. Когда он охотился на кабана, тот вонзил свой глубокий бивень ему в пах, и Адонис умер на руках убитой горем Афродиты. Богиня повелела, чтобы из его крови вырос цветок, анемон. Здесь аллегорически представлена ​​важная повторяющаяся тема Великой Матери и ее возлюбленного, который умирает, как умирает растительность, и снова возвращается к жизни.
Этот мотив смерти и воскресения становится еще яснее в следующей вариации. Когда Адонис был младенцем, Афродита положила его в сундук для ПЕРСЕФОНЫ [пер-сеф’о-ни] (ПРОЗЕРПИНЫ), королевы Подземного мира, на хранение. Но Персефона увидела красоту ребенка и отказалась вернуть его. Было решено, что Адонис будет проводить одну часть года внизу с Персефоной и одну часть в верхнем мире с Афродитой. Торжества в честь мертвого и воскресшего Адониса имеют сходство с пасхальными празднованиями в честь мертвого и воскресшего Христа.

КИБЕЛА И АТТИДА

Миф о великой азиатской богине-матери, называемой КИБЕЛЕ [si’be-lee and si-bee’lee], или КИБЕЛЕ, в греческом и римском мире, и ее супруге, АТТИДЕ [at ’tis] — еще одна вариация архетипа Великой Матери и ее возлюбленного. Первоначально Кибела была бисексуальным божеством, которое было кастрировано. Из отрубленного органа выросло миндальное дерево. Нана, дочь речного бога, положила себе на грудь цветок с дерева; он исчез, и она забеременела. Родился прекрасный Аттис, и когда он вырос, Кибела страстно влюбилась в него. Но он любил другую, и Кибела из-за своей ревности свела его с ума. В своем безумии Аттис кастрировал себя, а раскаявшаяся Кибела добилась от Зевса обещания, что тело Аттиса никогда не разложится.
Религиозные церемонии в честь Аттиса прославляли воскресение и новую жизнь через кастрацию и смерть подчиненного мужчины в тисках вечной, доминирующей женщины. Это мощная тема великой поэмы Катулла, переведенной в разделе «Архивы» на этом сайте.


Афродита Мелосская (Венера Милосская) , конец второго века до н.э., мраморная скульптура.

АФРОДИТА И АНХИСЫ
Гомеровский гимн Афродите рассказывает, как Зевс вложил в сердце Афродиты непреодолимое желание смертного троянца АНХИСОВ [an-keye’seez].
Используя все свои уловки, Афродита соблазнила Анхиса, обманом заставив его поверить, что она смертная. Узнав, что он переспал с богиней, он ужасно испугался, что ослабеет, «ибо ни один человек не сохраняет своей полной силы, кто спит с бессмертной богиней». Здесь снова вечная тема Великой Матери и кастрации ее возлюбленного, только в более приглушенной форме. Сыном Афродиты и Анхиса был ЭНЕЙ [e-nee’as], великий герой римлян.

ЭРОС

Как и в случае с Афродитой, характер ЭРОСа [e’ros] (КУПИДОНА) имеет различные грани. Он вышел из Хаоса и сопровождал Афродиту после того, как она родилась из морской пены. Говорят, что он (или другой Эрос?) был сыном Афродиты и Ареса. Эрос был молодым красивым богом любви и желания в целом, но к пятому веку до н.э. он стал во многом богом мужского гомосексуализма.

СИМПОЗИУМ ПЛАТОНА

Диалог Платона представляет собой глубокий анализ любви, темы этого знаменитого обеда. Две речи особенно показательны.

Речь Аристофана. Поскольку эта речь принадлежит известному автору греческой старой комедии, неудивительно, что она и забавна, и мудра. Аристофан объясняет, что первоначально существовало не только два пола, но и третий, андрогинный пол, как мужской, так и женский. Эти существа (всех трех полов) были круглыми; у них было четыре руки и ноги, одна голова с двумя совершенно одинаковыми лицами, но каждое из которых смотрело в противоположные стороны, двойной набор гениталий и так далее. Они были очень сильны и осмелились напасть на богов.
Зевс, чтобы ослабить их, решил разрезать их надвое. Таким образом, все те, кто изначально принадлежал к андрогинному полу, стали гетеросексуальными существами, мужчинами, любящими женщин, и женщинами, любящими мужчин. Те представители женского пола, которых разрезали пополам, стали лесбиянками и преследовали женщин; те, кто был разделен пополам от мужчины, стали мужчинами-гомосексуалистами, преследующими мужчин. Таким образом, подобно нашим предкам, согласно нашей собственной природе, мы преследуем свою вторую половину в стремлении снова стать целым. Эрос — это страстное желание любящего и возлюбленного стать одним человеком не только в жизни, но и в смерти.
Аристофан своим творческим юмором дал серьезное объяснение через мифическую истину, почему одни люди гетеросексуальны, а другие гомосексуальны; он также формулирует убедительное определение любви, повторявшееся на протяжении веков: Эрос вдохновляет одинокий и страстный поиск единственного человека, который один может удовлетворить наше стремление к целостности и завершенности.

Речь Сократа. Великий философ Сократ разъясняет откровение Платона об Эросе. Сократ утверждает, что его мудрость в природе любви исходила от женщины из Мантинеи по имени ДИОТИМА [дейе-о-ти’ма]. Рассказывают новый миф о рождении Эроса, чтобы объяснить его характер. Он убогий и бедный, сам не красивый, но любитель красоты и очень находчивый, вечно замышляющий и замышляющий, чтобы получить то, чего страстно желает, но сам еще не обладает, — красоты, добра и мудрости. Это Эрос, который должен вдохновить каждого из нас перейти от любви к физической красоте в личности к любви к красоте вообще и осознать, что красота души более ценна, чем красота тела. Когда два человека влюбились в прекрасную душу друг друга, они должны идти вверх, чтобы вместе следовать любви к мудрости.
Платонический Эрос — это любовь, вначале вдохновленная сексуальным влечением к физической красоте, которая должна превратиться в любовь к прекрасным устремлениям ума и души. Хотя дискурс Сократа останавливается на мужских гомосексуальных привязанностях как на его парадигме, его послание выходит за рамки сексуальности. Платонические любовники обоих полов, движимые Эросом, должны быть способны сделать целью своей любви вовсе не сексуальное удовлетворение и не рождение детей, а духовное удовлетворение от порождения идей в своих интеллектуальных поисках красоты, добра и мудрости. .

КУПИДОН

Греческий Эрос превращается в римского Купидона, до сих пор очень знакомого божества. Этот озорной голубчик с луком и стрелами, сопровождающий Венеру, может внушать любовь любого рода, часто очень серьезную или даже смертельную, но обычно не интеллектуальную.

Амур и ПСИХЕЯ

Каноническая версия этой знаменитой сказки взята из римского романа Метаморфозы или Золотой осел африканского писателя Апулея. Таким образом, Эроса называют Купидоном, который появляется как красивый крылатый юноша. ПСИХИКА [seye’kee] означает «душа», и это аллегория союза человеческой души с божественным.
Давным-давно у короля и королевы было три дочери, которым Психея была так прекрасна, что Венера завидовала. Она приказала Купидону заставить Психею влюбиться в самое мерзкое из существ, но вместо этого сам Купидон влюбился в Психею. Ее перевезли в великолепный дворец, где каждую ночь Амур, как анонимный жених, посещал ее и быстро удалялся до восхода солнца.
Две сестры Психеи, которые были очень ревнивы, посетили ее. Купидон предупредил об их коварной цели убедить Психею взглянуть ему в лицо. Он сказал ей, что она беременна и что она должна хранить их тайну. Тем не менее сестры обманули Психею, заставив ее поверить, что она спит с чудовищем, и по их совету спрятала острый нож и горящую лампу с намерением перерезать своему возлюбленному шею, пока он спал.
Ночью ее муж занимался любовью с Психеей, а затем заснул. Подняв лампу с ножом в руке, она увидела нежного и прекрасного Купидона. Одолеваемая желанием, она поцеловала его так страстно, что лампа капнула маслом на плечо бога. Купидон вскочил с постели, и когда он улетел, Психея схватила его за ногу и взлетела вместе с ним. Ее сила ослабла, и она упала на землю, но Купидон упрекнул ее за игнорирование его предупреждений. В отчаянии Психея безуспешно пыталась покончить жизнь самоубийством. Когда она блуждала безутешно, она встретила двух своих злых сестер и заманила каждую на смерть.
Когда Венера узнала от Купидона обо всем случившемся, она пришла в ярость и возложила на Психею четыре невыполнимых задания.
Сначала Психее пришлось перебрать огромную кучу разнородных зерен. Она сделала это успешно с помощью армии муравьев.
Далее Психея должна была добыть шерсть опасной овцы с густым золотым руном. Журчащий тростник велел ей встряхнуть деревья, под которыми прошли овцы, после чего она могла собрать пушистое золото, прилипшее к ветвям.
Затем Психее было приказано подняться на вершину высокой горы, столкнуться с ужасами устрашающего дракона и набрать в кувшин ледяную воду из ручья, питавшего подземную реку Коцит. Этого она достигла с помощью орла Зевса.
Наконец, Венера поставила перед собой высшую задачу — спуститься в сам Подземный мир. Психеи было приказано получить от Персефоны коробку, содержащую фрагмент ее собственной красоты.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *