Месопотамия | Междуречье | Шумер
Месопотамия (Междуречье) – область между реками Тигр и Евфрат, где возник очаг орошаемого земледелия.
«Через земли, занимаемые сегодня Ираком, протекают две самые знаменитые в мире реки. Им обязаны своим существованием возникшие там замечательные цивилизации. Они берут исток в горах восточной Турции, пересекают сотни миль плодородных равнин и сливаются в единый поток, устье которого выходит в Персидский залив. С юго-запада эта область ограничена сухими пустынными землями Аравийского плато, а с северо-востока — негостеприимными грядами Анти-Тауруса и Загроса. Эти две реки — Тигр и Евфрат, протекающие сегодня практически тем же курсом, что и четыре тысячи лет назад, когда они пересекали древние земли Ассирии, Аккада и Шумера.
Археологам область между Тигром и Евфратом известна как Месопотамия, что по-гречески означает «междуречье». Про неё часто — и с полным правом — говорят как про колыбель цивилизации.
Реки приносили воду на равнины, которые из-за этого становились плодородными. Обильная растительность привлекала стада овец и оленей, которые в свою очередь привлекали хищников, а среди них — первобытных охотников. Равнины Месопотамии были садами Эдема для охотников и собирателей, магнитом для кочевых племен.
Они в действительности оказались настолько плодородны, что образ жизни охотников и собирателей в конце концов уступил место гораздо более эффективной стратегии добывания пищи.
Около 9000 года до P.X. холмы немного к северу от Плодородного Полумесяца стали свидетелями рождения революционной технологии — сельскохозяйственного производства.
Почти немедленно за этим последовали два фундаментальных изменения в развитии человеческого общества: необходимость оставаться на одном и том же месте, чтобы ухаживать за посевами, и возможность прокормить значительное население.
Сочетание этих факторов привело к созданию городов, и в Месопотамии археологи все ещё находят останки некоторых древнейших в мире великих городов-государств: Ниневии, Нимруда, Ниппура, Урука, Лагаша, Эриду, Ура, а также превосходящего их всех Вавилона — города Висячих Садов и Вавилонской башни.
Четыре тысячелетия назад сельскохозяйственная революция в этой части света с неизбежностью привела к возникновению организованного общества со всем набором сопутствующих ловушек — таких как правительство, бюрократия и армия. Между 2000 и 500 годами до Р.X. на берегах Евфрата процветала цивилизация, которую нестрого именуют «вавилонской». Она берёт своё название от главного города, но в широком смысле «вавилонская» культура включает также шумерскую и аккадскую.
В действительности первое известное упоминание о Вавилоне найдено на глиняной табличке Саргана Аккадского, датируемой приблизительно 2250 годом до Р.X., хотя корни вавилонян, весьма вероятно, восходят ко времени ещё на две или три тысячи лет более раннему.
Нам очень мало известно об истоках «цивилизации» — слово это буквально означает организацию людей в устойчивые сообщества. Тем не менее похоже, что многими аспектами нашего сегодняшнего мира мы обязаны древним вавилонянам.
В частности, они были специалистами в области астрономии, и есть свидетельства того, что именно к ним восходят двенадцать зодиакальных созвездий и деление окружности на 360 градусов, равно как и часа на шестьдесят минут, а минуты — на шестьдесят секунд. Подобные единицы измерения требовались вавилонянам для занятий астрономией, так что они поневоле стали специалистами и в освящённой веками служанке астрономии — математике».
Иэн Стюарт, Истина и красота: Всемирная история симметрии, М., «Астрель»; «Сorpus», 2010 г., с. 19-21.
Материалы для письма до изобретения бумаги
В древности для письма использовались материалы, которые можно назвать предшественниками бумаги: дерево, кость, камень, глина, воск, металл, папирус, пергамент и т.д.
Еще со времен Каменного века на скалах и стенах пещер сохранились нанесенные первобытными людьми знаки и рисунки – петроглифы. На костях убитых животных вырезались пиктограммы.
С появлением первых цивилизаций возникает письменность в виде иероглифов и клинописи. В качестве материалов для письма применялись каменные плиты, деревянные таблички, а с зарождением металлургии и металлические пластины. В Междуречье шумеры начали использовать для клинописи глиняные таблички, которые после обжига становились очень долговечными.
В Древнем Египте в III тысячелетии до н.э. создали папирус, который можно считать настоящим предшественником бумаги. Его изготавливали из одноименного тростникового растения, растущего в долине Нила. Использовалась нижняя часть стебля, которую освобождали от наружного слоя, сердцевину разрезали на тонкие полоски, которые потом выдерживали в воде. Уже размягченные полоски прокатывали каталкой по доске, опять замачивали, еще раз прокатывали, а затем снова ставили в воду. Полученные, таким образом, полупрозрачные слои волокна укладывали поперечно относительно друг друга, сушили под прессом и разглаживали камнем. Получившиеся листы полировали с помощью слоновой кости и склеивали в свитки.
Папирус был очень легким и удобным при транспортировке. Из Древнего Египта папирус в больших количествах вывозился в страны Средиземноморья, оставаясь до V века н.э. одним из основных материалов для письма. Активно использовался до XII века.
Древнегреческое слово papyros (латинское papyrus) произошло от древнеегипетского papu, которое в переводе означает «царский». Позднее слово папирус вошло в европейские языки, обозначая бумагу. Например, бумага по-английски — the paper, по-немецки — das papier, по-французски — le papier.
Во II веке до н.э. в Пергамском царстве (Малая Азия) был изобретен новый материал для письма, получивший название «пергамент». Его получали из обработанной специальным образом кожи молодых животных: ягнят, телят, козлят. По сравнению с папирусом пергамент оказался более прочным, долговечным и эластичным материалом. На пергаменте было легче писать, текст можно было смыть и нанести новый, причем с обеих сторон. В тоже время он был сложным в изготовлении и дорогим материалом.
Для производства пергаменты шкуры животных вымачивали в воде, затем с помощью ножей удаляли остатки мяса и опять вымачивали, добавляя золу. Потом специальным инструментом срезали шерсть. После этого шкуры сушили, разглаживали, а также натирали мелом и полировали. В итоге должна была получиться чистая, ровная и тонкая кожа, имеющая желтоватый оттенок. Данный материал окрашивали в нужный цвет. Чем тоньше был пергамент, тем он дороже стоил. Первоначально из пергамента формировали свитки, но позднее научились из его листов сшивать книги.
Такие качественные материалы, как папирус и пергамент были дорогими, поэтому также для письма использовали кору деревьев, пальмовые листья, ткани, а также восковые дощечки. Основа для восковой дощечки изготавливалась из дерева (реже из слоновой кости), в которой делалось специальное углубление – в него заливали растопленный воск. По застывшему воску писали стилем – металлической палочкой. Текст можно было легко стереть ее тупым концом. Однако данный материал не обеспечивал длительное сохранение текста.
Впоследствии изобретение и распространение бумаги, которая оказалась более дешевым и практичным носителем информации, привело к вытеснению вышеназванных материалов для письма, а также значительно расширило использование письменности.
Шумеры это те же езиды?
Езиды всего мира объединяются во имя сохранения своей национальной идентичности. Движение, призванное служить этой идеологии, получило название «Проект единства». В нем может принять участие каждый, кому небезразлична судьба и историческое наследие езидов: нужно всего лишь заполнить заявку на официальном сайте yezidi.club и отправить ее.
Езиды — исторически автохтонный народ, появившийся на территории Древней Месопотамии — в междуречье Тигра и Евфрата, где почти семь тысяч лет назад жили шумеры, внесшие значительный вклад в развитие человеческой цивилизации. Исторические факты показывают, что предками езидов являются шумеры, а слово «шумеры» было введено в научный оборот только в 1869 г.немецко-французским востоковедом Юлиусом Оппертом. Ученый также подтвердил своими исследованиями, что древнее население Месопотамии не называло себя «шумерами», так как эту территорию населяли разные народы, в том числе и езиды. Таким образом, слово «шумер» использовалось учеными для обозначения древнего несемитского населения Месопотамии.
Более того, в 2017 году благодаря многолетним научным исследованиям ученым удалось доказать, что именно езиды как древний народ генетически близки к населению Древней Месопотамии.
Народ езидов исповедует одну из древнейших монотеистических религий единобожия – Шарфадин. Расположенная в Ираке и известная как «Лалеш», главная езидская святыня представляет собой храм с уникальной архитектурой, возвышающийся среди вековых деревьев, окруженный горами, а его острые пирамидальные купола символизируют солнце и яркие лучи, освещающие мир всему человечеству. Однако, несмотря на толерантность и миролюбие своей религии, езиды веками подвергались религиозной дискриминации со стороны окружающего их мусульманского большинства. И сегодня, в условиях современной геополитической и демократической перестройки государственности в некоторых странах Ближнего и Среднего Востока, все еще предпринимаются попытки насильственно навязать езидам исламизм, лишить их исконной религии.
В нынешних условиях большинство представителей езидского народа предпочитают жить в христианских государствах. Диаспоральные общины езидов в основном разбросаны по миру и продолжают компактно проживать в Ираке, Сирии, Турции, Армении, Грузии, России, небольшими группами в США, Франции, Германии и ряде других стран.
Ученые и историки сегодня активно работают над историей езидов, несмотря на то, что у них разные взгляды на вопрос о происхождении езидов в силу его малоизученности. Причиной этого является отсутствие достоверных источников об истории становления и развития езидов как самостоятельного народа, а также запрещенный доступ к ним. Это приводит к тому, что мнения большинства современных исследователей неоднозначны и даже противоречивы.
Не менее проблематичным является вопрос сохранения записей священных текстов, их содержания, определяющего суть религиозного учения Шарфадина. Будучи сложной религией, Шарфадин до сих пор вызывает множество вопросов как у ученых, так и у самих ее носителей. Эта малоизученность в основном объясняется древностью религии, закрытостью ее изучения, устной передачей на протяжении многих веков религиозного и культурного наследия, хранителями и носителями которого были только езидские священнослужители — пиры и шейхи.
Ежегодно 3 августа езиды всего мира отмечают День памяти жертв Геноцида. В этот день в 2014 году был совершен очередной акт геноцида против народа езидов — на этот раз в городе Синджар на северо-западе Ирака. Акт геноцида против езидов признали ООН, Совбез ООН, ПАСЕ, Европарламент, США, Великобритания, Бельгия, Нидерланды, Армения. Но, несмотря на бесчеловечные попытки уничтожить езидский народ, он самоотверженно защищает свою шарфадинскую религию, придерживается своей веры, обычаев и религиозных канонов.
Для официального межгосударственного и международного сотрудничества в Ираке создан Совет старейшин езидов, призывающий соотечественников всего мира объединяться, объединяться и не оставаться равнодушными к езидскому вопросу. Именно этот высший орган, избранный от каждого рода езидов, уполномочен решать такие вопросы на международной арене.
Согласно Постановлению «О Совете старейшин езидов», Совет старейшин езидов имеет право вступать в международные (общественные) объединения, поддерживать непосредственные международные контакты и связи с Родами Первородными, народами Божьими и старейшины других народов и наций для общего блага и процветания. Совет старейшин езидов обращается ко всем с предложением выдвинуть кандидатов от каждого рода езидов на постсоветском пространстве для вхождения в единый высший орган. Членами Совета старейшин езидов могут быть мужчины и женщины, избранные на съезде (Указ «О Совете старейшин езидов»).
Следует также отметить, что сегодня у езидов есть все основания признать свою историческую Родину, основываясь на имеющихся исторических архивных документах.
Источник- iravunk.com
Древние письменные источники европейцев о своей родине Армения и армяне
Армения – одна из древнейших стран мира. Коренными жителями Армянского нагорья являются армяне (арм.: հայ , сено). Они являются одним из древнейших народов Ближнего Востока, а армянский язык, как показали исследования, является одним из древнейших языков мира. На нем говорили более 9,000 лет назад на Армянском нагорье и прилегающих районах.
Согласно новым исследованиям, эти территории также являются прародиной индоевропейцев (арийских племен), и с 7-го тысячелетия до н. Ближний Восток.
Древнейшие карты мира также подтверждают, что армяне – древнейшие жители Ближнего Востока. Древнейшее известное изображение Матери-Земли и Космоса, шумерская картина мира, начертанная на глиняной табличке, датируется серединой 3-го тысячелетия до нашей эры. На плите изображены горы (Армянское нагорье), берущие начало здесь реки Тигр и Евфрат, Месопотамия.
Известные шумерам, эти древние территории были заселены армянами еще до появления семитских племен в междуречье (аккадцы, позже вавилоняне, ассирийцы; середина 3-го тысячелетия до н.э.).
Известно, что первоначальными местами расселения шумеров были южные районы Армянского нагорья. Немного мигрировав оттуда, они оказались в Южной или Нижней Месопотамии.
Результаты археологических раскопок показывают, что шумеры уже жили в Нижней Месопотамии в 5-4 тысячелетии до н.э.
В таких произведениях, как шумерский героический эпос «Гильгамеш» («Гильгамеш и страна бессмертных»), сказаниях «Энмеркар и верховный жрец Аратты», «Лугалбанд и гора Хурум» и др. , можно найти свидетельства в «страну высоких гор», «страну богов», «страну бессмертных», «страну священных законов» и «священных обрядов», проще говоря, Аратту. Аратта – одно из древнейших названий Армении.
Обратите внимание, что движение шумеров на юг является первой известной миграцией с Армянского нагорья.
Армения также представлена на Вавилонской звездной карте (6 век до н.э.), на карте Гекатеи Милетской (517 год до н.э.), на карте, составленной на основе труда Геродота «История» (5 век до н.э.), и другие.
С Армянского нагорья и близлежащих территорий также происходила миграция на восток, запад и север. Известно, что в середине 2-го тысячелетия до нашей эры в Индию с запада проникли племена. Они называли себя ари или арья, а также (х)аю.
Они владели лошадьми, боевыми колесницами и были вооружены металлическим оружием. Об этом свидетельствуют древнеиндийские письменные источники «Ригведа» и «Махабхарата».
В научном мире принято считать, что иранские племена (мидяне, персы, парфяне) появились в Иране в середине 2-го тысячелетия до н.
Об этом свидетельствует священная книга «Авеста», написанная в VII веке до н.э. (позже, в раннем средневековье, была написана «Зенд-Авеста», представлявшая собой перевод «Авесты» на среднеперсидский язык).
Обосновавшись на новых территориях, племена не забыли богов своей прародины, своих соплеменников, свою принадлежность к арийскому племени и свою предыдущую жизнь. С особой любовью и уважением они вспоминали о родственниках, оставшихся на родине, и старались сохранить память и о них, и о прародине.
Сохранившиеся письменные источники дают важные сведения об истории древней Армении и армянских/арийских племен. Заметим, что это история не только ушедших племен, но и оставшегося «материнского» племени армян.
Двинувшись на восток, часть племен направилась на север. Одни прошли через Кавказ, а другие миновали Каспийское море и достигли его северо-западных районов и северных районов Черного моря.
Затем предки индоевропейцев двинулись на запад, в Европу, о чем свидетельствуют археологические раскопки.Во время этих перемещений часть племен мигрировала на Балканы. Они появились в западных частях Малой Азии, откуда также перебрались в Европу. Как видим, предки индоевропейцев пришли со своей прародины, Армянского нагорья и прилегающих к нему районов, в Европу с юго-запада Малой Азии и с востока через Кавказ.
Римские письменные источники (Тацит) содержат сведения по древней истории европейских народов, особенно о галлах (кельтах), германских, британских и других племенах.
Более поздние (IX-XV вв., даже XVIII в.) письменные источники европейских народов (английские, германские: «The Anglo-Saxon Chronicle», «Das Annolied», «Kaiserkronik», «Das Rolandslied des Pfaffen Konrad», «Chronica Baioariorum») излагают историю своего народа, неоднократно свидетельствуя о том, что их предки (бритты-валлийцы, баварцы, а также баски, славяне) пришли из Армении.
В этих письменных источниках постоянно упоминаются «храбрая и гордая Армения», «святая гора Арарат и Ноев ковчег», «река Аракс» и т. д. Названия «Армения» и «Арарат» упоминается с любовью и гордостью. То же отмечают средневековые туристы, географы и картографы.
Природная среда Армении
На всех картах, как древних, так и средневековых, авторы ссылались на сведения греческих, римских, европейских (а также арабских и др.) историков и географов и постоянно изображали Армению, Земную Находящийся там рай, гора Арарат с Ноевым ковчегом и т. д. Однако ко второй половине 19 в.веке ситуация резко изменилась.
Армения в древности и средневековьеАрмения в древности и средневековье
После падения династии Багратунисов (1045 г.) и Армянского Киликийского царства (1375 г.) борьба за восстановление независимой Армянское государство не удавалось на протяжении многих веков.
Если в средневековых письменных источниках европейцев «свободолюбивая», «преданная», «гордая» и «страна храбрых войн» Армения упоминалась как прародина, то со второй половины XIX в. века в правящих кругах ряда европейских стран сложилось различное отношение к Армении, что было обусловлено новой геополитической обстановкой на Ближнем Востоке, в частности, стремлением не допустить расчленения «больной» Османской империи с целью использовать страну против России и не допустить создания армянского государства на территории Армении.
С конца 19 века при попустительстве правящих кругов Англии и Германии, а также при молчаливом согласии России, проявившей уклончивость и равнодушие к судьбе Армении, армянская история пережила свой самый трудный период, трагические времена.
В Западной Армении, Киликии и других территориях, входивших в состав Османской империи, периодически совершались резни армян. В конце концов, план пресловутого Геноцида армян 1915-1923 г. был реализован.
Ссылаясь на сведения древних письменных источников, многие европейские ученые (Арнольд Тойнби, граф Август фон Гагстхаузен, Генрих Хюбшман, Иоганнес Лепсиус) писали работы и статьи о древней истории Армении и великой роли армянского народа в развития современной цивилизации.
Однако есть и другие исследователи, которые пытаются опровергнуть свидетельства древних источников об Армении и армянах, игнорируя исторические факты, свидетельствующие о реальности армянской прародины.
В 20-м и начале 21-го века ученые снова обратились к армянам. На основании результатов новых антропологических, лингвистических и археологических исследований ученые пришли к выводу, что Армянское нагорье является колыбелью цивилизации («Армения: колыбель цивилизации», Дэвид Маршалл Ланг, Лондон, 1970 г.), армян с их языком являются одним из древнейших народов мира, а Армянское нагорье и близлежащие территории являются прародиной индоевропейцев. Особое значение придавалось лингвистическим исследованиям, подтвердившим древность армянского языка, на котором говорили более 9,000 лет назад.
Однако отметим, что некоторые авторы, фальсифицируя факты историко-географической науки, продолжают политизировать историю, называя Армению и Армянское нагорье «Восточной Турцией», «Восточной Анатолией», «территорией современной Турции» и т.