Принятие христианства на Руси:причины, методы, последствия
Вообще сам факт столь сильного сопротивления христианству говорит о многом. Тут можно сделать два вывода – или русские были настолько отсталым народом и просто физически были не способны учиться “новому” или им предлагали менее стройную философскую систему, чем у них уже была на тот момент. Но исторические факты говорят о том, что славяне не были отсталым народом…. Не было ли тогда христианство шагом назад в развитии Руси? Я считаю, что не только было шагом назад, но и стало одним из трагических исторических событий как для Руси, так и для других народов.
К тому же сама церковь имела сильную власть и приличный доход (десятина) с населения и являлась не столько духовным, сколько государственным (политическим) институтом. Церковь во все времена принимала активное участие в борьбе за власть, а руководители церкви со временем превратились в крупнейших земельных собственников.
Современная официальная история рассматривает крещение Руси в Х веке как необходимость для объединения Руси, укрепления государственной власти и для территориального единства государства.
Официальная наука заключает, что для решения своих проблем тогдашними правителями был избран путь — принятие Русью христианства, а уже методы для “возвращения Руси на путь истинный” нам известны …(перечислены выше).
Возможно, те, кто “Огнем и мечом” насаждал “святую”, но чужую веру на своей родной земле, при этом безжалостно уничтожая “своих” богов и свой народ заодно, просто не могли увидеть другой путь для достижения единства своего народа и целостности своей земли. Но это их не оправдывает. Может проще было сменить правителей?
Перечисленные выше факты злодеяний на русской земле – это плоды христианства на Руси. Иишуа Назорейский как-то сказал: «По плодам их узнаете их… Не может дерево доброе приносить плоды худые». Ну что ж, следуя народной поговорке, «вашим же аршином мерять вас и будем!». Каждый гражданин с непредвзятым мнением, знающий Историю и любящий свой народ, и свою страну, видит прямые аналогии христианства (не стоит путать с верой в Бога вообще) с коммунизмом, фашизмом и другими милитаристскими направлениями.
Поэтому вызывает как минимум недоумение, когда кровавые преступления политических режимов и идеологий в истории Человечества «признаются» и «однозначно осуждаются», в то время как не менее страшные и кровавые преступления религиозных режимов и идеологий против своего народа или против других народов являются «неочевидными».
Ко всему прочему есть существенное отличие подхода в христианском мире и в языческой среде к вопросу о «грехе» (и о своих поступках вообще). За свои «грехи» в христианском учении ответил сын Бога – Христос, и тем самым “отпустил грехи” всем будущим грешникам. Христиане получили своеобразную индульгенцию на «грех». Т.е. перед ними уже не так остро стоит вопрос о том «можно или нет грешить», требуется лишь – потом обязательно смиренно покаяться в своих грехах перед Богом (а чаще имеется ввиду “перед церковью”, так как для покаяния перед Богом церковь, в общем-то, и не нужна, она лишь посредник). Причем, данная «философия» в религии сильно напоминает коммерческую схему для получения прибыли на необходимости народа «замалить грехи». По этому поводу в народе даже ходят анекдоты…
Это приводит к тому, что многие христиане думают не о том как «жить праведно», а о том, как бы потом лучше (качественнее) «покаяться». Данное отношение к «греху» (и к поступку вообще) ведет к некоторой вольности в обращении с их же собственными заповедями. Причем такое отношение всячески поощряется самой церковью, ведь это приносит ей прибыль и увеличивает ее значимость в жизни каждого человека попавшего под влияние христианства или загнанного туда силой. Тогда и насильное крещение Руси приобретает некоторый практический смысл – больше верующих – больше прибыли от «замаливания грехов» и плюс сильнее влияние на умы народа со стороны первосвященников.
В язычестве же понятия «греха» как такового нет вообще, там человек просто всегда сам отвечает за свои поступки (за любые) и никто не сможет его освободить от ответственности за то, что он сам совершил, перед его Богами. Это вело и ведет к тому, что даже без существования разветвленной сети церковных служб и служителей человек всегда контролировал свои действия по отношению не только к другим людям, но даже к окружающей его природе (среде), так как именно она, в сущности, и была теми богами, которым он поклонялся. Т.е. его Боги всегда были с ним вместе и всегда точно знали, что он совершил… Если язычник что-то совершал, что считается в его вере грехом, то это “навсегда” останется с ним, т.е. он должен будет ответить за свои поступки перед богами и перед людьми.
В официальной истории считается, что усваивание иудео-христианской культуры привело к расцвету Киевского государства, но нигде не приводятся конкретные статистические данные о том, что было «до» и что стало «после» принятия христианства на Руси и почему. Хотя, может быть я плохо искал.
А ведь только на основании
глубокого анализа, как исторического,
так и экономического (так как
экономика государства – это
одна из главных его составляющих)
можно начинать делать такие далеко
идущие выводы о влиянии того или
иного события на жизнь целого
народа и целой страны. К своей
собственной истории стоит
Ведь, скорее всего, развитие и сохранение Руси в мировом сообществе государств и вообще на мировой карте часто происходило, да и сейчас происходит не «…благодаря…» христианству и «мудрой» политике наших правителей, а именно «…несмотря на…» эту политику.
Якобы считается, что «…принятие христианства привело к смягчению нравов, что на грабеж и убийство стали смотреть как на величайшие грехи, а прежде они считались признаком доблести…»
Неизвестно на чем основано это мнение, ссылок на первоисточники нет и мне они тоже не попадались. Данное мнение просто представлено в учебниках как “факт”, но я этому “факту” не верю…
Тем более известные зверства на протяжении всей истории христианства на Руси свидетельствуют совсем об обратном.
- Последствия
Владимир был канонизирован церковью как святой и за заслуги в крещении Руси именуется равноапостольным.
Читая о том как он это делал, возникает много вопросов к Русской Православной Церкви, и меняется отношение к самому христианству.
Сейчас можно наблюдать возрождение язычества. Множество сетевых ресурсов проповедуют язычество, и их становится все больше.
Можно по разному относится и к христианству, и к язычеству, и к атеизму, но сам факт начала возрождения язычества говорит о многом и в первую очередь о том, что христианство не до конца отвечает чаяниям и укладу жизни русского народа.
Считается, что принятие христианства на Руси в православной традиции стало одним из определяющих факторов нашего дальнейшего исторического развития. Но у нас нет возможности оценить как сказалось бы на историческом развитии Руси дальнейшее утверждение язычества. Можно только поблагодарить Владимира, что он не стал внедрять мусульманство на русской земле. Но мне трудно ответить на вопрос более молодого поколения о несоответствии проповедуемой христианами морали и практических действий церкви. Я лично не могу привести в поддержку христианства ни одного правдоподобного аргумента. Да и те представители христианства, с которыми мне довелось беседовать тоже не убедили меня в соответствии проповедуемого — истинному. И чтение исторической и духовной литературы не меняет этого положения дел.
При беседах с людьми, представляющими язычество, можно отметить их здравое отношение к окружающей действительности и очень порядочное поведение в обществе.
И наконец, самый главный плюс, который приписывается принятию христианства на Руси – это объединение Руси, т.е. образование Киевского государства и укрепление государственного аппарата. Да, Владимиром было произведены действия по защите русских земель от набегов многочисленных печенежских племен, для чего по рекам Десне, Осетру, Суле, Стугне был сооружен ряд крепостей. Но сделал ли Владимир то же самое не будучи крещенным? Скорее всего да. Да и потом уже при Ярославе (сыне Владимира) появилась тенденция к раздробленности Руси. Он сам начал ее, выступив против Святополка Окаянного, княжившего в Киеве. А уж после него, когда, умирая, Ярослав Мудрый разделил территорию Руси между пятью своими сыновьями и племянником от умершего старшего сына Владимира. Он завещал наследникам жить в мире и любви и слушаться во всем старшего брата Изяслава.
Уже после них начались междоусобицы и раздел влияния. Произошел переход к периоду в истории Руси, называемому Феодальной раздробленностью. И этот период пришел на Русь до конца XV века. Аж на более чем 300 лет.Можно ли здесь говорить о том, что крещение Руси привело к ее объединению?
Получается, что два якобы “положительных” следствия, которые ставятся в заслугу Христианизации Руси – спорны. А это самые основные пункты на основании которых современные историки в современных учебниках строят свою теорию положительной роли принятия христианства на Руси и оправдывают Владимира и его действия.
По рассмотренным фактам получается, что принятие новой веры разрушило уклад жизни русского народа и уменьшило защищенность русских племен от влияния окружающих их врагов.
Итак, подведем итог долгому пути Руси к принятию Христианства.
Принятие христианства, сменившего собой изжившее себя, жестокое и жертвоненасытное язычество, позволило продолжить дальнейший экономический рост страны, позволило значительной увеличить вес Руси в окружающем ее мире, превратив варварскую страну язычников в просвещенную нацию. Принятие монотеистического Христианства способствовало объединению и сплочению людей русских под началом непоколебимой веры в БОГА,- Высшего творца и Христа–спасителя. Христианство, как наиболее гуманистическая религия, способствовала духовному и моральному росту нашего народа. Недаром А. С. Пушкин сказал: «Там русский дух, там Русью пахнет …». Здесь он хотел подчеркнуть огромную силу духа и широту души русской. В настоящее время именно гуманистические идеалы христианства приняты за основу многочисленных организаций, защищающих права человека (ООН, ЮНЕСКО). Важным аспектом принятия Христианства является то, что Христианство проповедовало жизнь после смерти. Но самое главное заключалось в зависимости жизни души человека после физической его смерти, от того, как он провел жизнь в бренном мире. Если он жил праведно и уважал каноны церкви, усердно молился, то в награду он получал вечное блаженство в рае, если же он богохулил, совершал преступления и злодеяния, то он был обречен мучиться в аду. Это вызывало уменьшение числа злодеяний, ведь преступник, даже не наказанный в суде, обязательно должен предстать пред лицом божьим. Христианское духовенство влияло «прямо уже на строй общественный: не в церковных делах, не о средствах распространения христианства советовался Владимир с епископами, но о том, как наказывать преступников; вместе с старцами епископы предлагали князю о том, куда употреблять виры, заботились о внешней безопасности, и князь соглашался с ними.»
Христианская религия давала веру и надежду каждому человеку, бедному и богатому, что ему поможет Бог, Бог – заступник и благодетель. И верил русский человек, что «И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти уже не будет, ни плача, ни вопля ни болезни». И вера эта помогала ему жить.
Словарь
Государство – основной институт политической системы общества; форма организации власти
Религия – вера в сверхъестественные силы
Язычество – комплекс первобытных верований, предшествовавших мировым религиям
Христианство – одна из трех мировых религий
Пантеон – место, посвященное всем богам
Церковь — особый тип религиозной организации, объединение последователей той или иной веры
Монастырь – общины монахов, принимавшие единые правила жизни («келья отшельника»)
Ересь – учение, отклонившееся от господствующих положений религиозного учения
Митрополит – титул глава русской православной церкви, присылаемый из Константинополя
Епископ – высшее духовное лицо в православных и других церквях, глава церковного округа, подчинявшийся митрополиту
Патриарх – Глава православной церкви
Церковный устав – свод правил, регулирующих деятельность церкви
Список использованной литературы
- Соловьев С. М. Об истории древней России М.:1993;
- Карамзин Н.М. История государства Российского в 4 книгах. Книга первая.- Ростов н/Д:,1994;
- “История России”, учебник для вузов (2001 год), А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина;
- «История России» Учебник- 2е изд., перераб. И доп./А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Т.А. Сивохина- М.:ТК ВЕЛБИ, изд-во Проспект,2003;
- http://www.grandars.ru;
- http://istoriya-ru.ucoz.ru;
- http://www.histerl.ru.
.4 Формы и методы христианизации Руси
Добровольно-принудительное Крещение Руси. Насильственная форма христианизации Руси. Борьба язычества с православием. По данному вопросу есть множество мнений и суждений.
Христианство распространялось в мире двумя путями: мечами христианских армий (среди западных славян, саксов и прибалтов), второй путь через племенную верхушку. Во многих европейских странах христианство насильно насаждалось. Насильно крестил свои дружины Хлодвиг. Карл Великий принудительно крестил саксов. Насильно приводит свой народ к христианству и Стефан I, король венгерский. Он же принуждает отказываться от восточного христианства всех тех, кто уже успел принять его по византийскому обычаю. Крещение на Руси конечно же тоже н обходится без насилия, но в целом его распространение на Руси было достаточно мирным.
Интересно мнение французского историка Жак ле Гофа: христианская проповедь всегда терпит поражение, когда пытается обратиться к языческим народам и убедить их. Но, она почти всегда добивается успеха, привлекая на свою сторону вождей. Причины известны этому факту. Правитель, принимавший христианство, получает божественную санкцию своей власти, «власть от бога» и это преподносится народу как истина.
Принятие христианства «князем нашим и боярами» удивления не вызывает. Летопись о крещении Руси рассказывает, что радостью шли люди, говоря, что не приняли бы христианства (новую религию) князь и бояре «если бы не было это хорошим». Князь Владимир обращаясь к тем киевлянам, которые не пожелали креститься, говорил им, как пишется в Радзивилловской летописи — «противник мне будет» или даже, судя по Никоновской летописи — «не будет пощажен». В Повести временных лет говорится о закономерном следствии — «сильно умножились разбои». Христианские епископы требовали от князя самых жестких мер: «Почему не казнишь разбойников»? Но Владимир отвечает — «Боюсь греха». В традициях языческой Руси смертной казни не было, существовали штраф (вира) и кровная месть, требование казни опиралось на христианское, византийское законодательство, поэтому Владимир его отвергает.
С особым трудом шла христианизация Новгорода. Новгород всегда стремился к свободе. Хорошо известен рассказ «Иоакимовской летописи» в пересказе Татищева. В Новгороде люди, увидев, как Добрыня идет крестить их, собрали вече и клялись не пустить их в город, не дать опровергнуть идолов. Разметав мост, вышли с оружием, Добрыня увещевал их добрыми словами и угрозами, но они и слышать не желали, вывели два самострела со множеством камней, и установили их на мосту, как на своих врагов. Высший славянский жрец Богомил, который из-за своего красноречия звался Соловьем, запретил людям покоряться — «Лучше нам помереть, нежели богов наших дать на поругани». Народ дом Добрыни разорил, жену и родных его избил, имение разграбил. На рассвете подоспел Добрыня с воинами, некоторые дома велел поджечь, люди были напуганы и побежали тушить огонь, первые мужи, пришли к Добрыне, стали просить мира. Добрыня запретил грабеж и низверг идолов, деревянные сжег, а каменные, спустил в реку. Народ с великим воплем и слезами просил за них, словно за настоящих богов. Добрыня насмехался, говорил, что раз они себя оборонить не могут, какую пользу вы от них имеете. Таким образом, заставляли всех креститься. Не желающих креститься воины притаскивали и крестили, мужчин выше моста, а женщин ниже моста. Так повсеместно действуя, Путята шел к Киеву. Отсюда и миф, что «новгородцев Путята крестил мечем, а Добрыня огнем».
«Житие великого князя Владимира» гласит, что Владимир облагал большой данью не захотевших креститься. Согласно «Повести о водворении христианства в Муроме», народ заманивали в христианскую веру снижением налогов, так называемыми «оброками легкими», а «иногда муками и ранами угрожая язычникам, глумились над языческими святынями».
Адекватно отвечали русские язычники. В Новгороде в 1066 году был удушен епископ Стефан. В Залесской Руси, в Ростове в 11-12 вв. епископы Феодор и Илларион — были изгнаны, Лаврентий — убит. На Вятке язычники убили монаха Кукшу, который «крестил Вятичей».
Очень интересным показалось мнение священника Сергея Круглова в защиту княгини Ольги. Он рассуждает: «В Повести временных лет» о княгине Ольге говорится: «Была она предвозвестницей христианской земле, как денница перед солнцем, как заря перед рассветом. Она сияла, как луна в ночи; так и она светилась среди язычников, как жемчуг в грязи». С другой стороны в ее жизнеописание рассказывает, как страшно она отомстила за своего мужа, князя Игоря! Он был убит в одном из походов на древлян за противоречившей обычаям повторной данью. Печальный опыт заставил Ольгу упорядочить получаемые от союзных племен дань и их повинности).Двадцать древлян закопаны живьем в ладье, потом послов сожгла в бане, потом во время тризны на могиле мужа опоила и перебила еще пять тысяч, потом и вовсе сожгла древлянский Искоростень… Судить языческого человека по новозаветным меркам — глупо. Мы с вами, верующие-неверующие, но родились и живем в лоне тысячелетней христианской цивилизации, новозаветные понятия впитали генетически. Нам трудно представить, каково это было — до Христа, без Евангелия…Кровь и плоть, ярость и боль за мужа, груз ответственности за княженье, несение власти, понимаемой как служение, долг перед небом, землей и людьми как нечто глубоко личное, сколь утробное, столь и небесное…Нам этого уже не понять, мы не знаем этого вкуса на языке, в сердце….Месть за мужа… Мир предчувствия — и наш нынешний мир послевкусия: вот, скажем, современные муж и жена, двое, снимающие уютную квартирку, смысл жизни видящие в том, чтобы вовремя выплатить кредиты и съездить на Бали, совместно ведущие бизнес и воспитывающие пекинеса, — случись с одним что, второй может лишь разразиться серией записей в рубрике «Мои твиты» и в знак траура сделать себе новое тату на лодыжке, может и горевать — но вот баню поджигать явно не станет. Даже пустую… И кишка тонка, и политкорректность (пусть даже ее родословную возводят к «христианским ценностям») не велит. Святая равноапостольная княгиня Ольга…. Да, святая. Не потому, что «безгрешная», безгрешных людей не бывает. Но через таинство крещения она вступила в область Христову, была отделена от ветхого человечества. В этом смысле святы мы все, христиане, не своей праведностью, но святостью Христа. Вот так и с княгиней Ольгой: мы с вами вполне можем представить, что та, которая в ярости и боли жгла древлян в бане, и та, что вышла новорожденной во Христе из цареградской купели — уже два совсем разных человека. И — да, равноапостольная. Хотя и не крестила народы, как ее внук, князь Владимир. Но делу апостолов, делу проповеди Евангелия и распространению веры Христовой послужила и она. Хотя бы тем, что при ней строились храмы. А в храмах — звучала молитва».
Все преобразования осуществлялись по самому указанию великого князя или его ближайшего окружения — «правительства». В то время никакого внешнего, насильственного натиска страна не испытывала. Население было уже знакомо с христианством: многие годы в древнерусских городах сосуществовали христианские маленькие общины, которые появились еще во время княжения Ольги. Но при любом кардинальном преобразовании, прогрессивное, новое всегда наталкивается на сопротивление отжившего и старого. Князь Владимир только выигрывал — если до он был просто главой племенного союза, то сейчас его властвование было освящено, «даровано богом». Окружение ближайшее Владимира, как и дружина не несло никакого имущественного ущерба. Перед купцами, кто занимался торговлей с Византией, религиозная реформа открывала новые, широкие возможности. Прежде на торговых площадях заморских стран они были «скифами» и «варварами», то сейчас в Византии и Европе они стали уважаемыми единоверцами, а на мусульманском Востоке — представителями одной из мировых религий.
Рядовые общинники, тоже особенно не страдали. Рабам христианство обещало свободу. Как известно, в Древней Руси рабство было домашним, рабов не использовали в производстве, но они составляли заметный слой общества. Распространена была работорговля. Даже сегодня в английском, немецком и французском языках понятие «раб» обозначается словом «славянин», рабы-славяне очень ценились на невольничьих рынках.
Кто терял все, так это языческие жрецы. Влиятельное жреческое сословие вдруг становилось никому не нужным. В этих условиях языческое жречество прибегло к двум принципиально разным тактическим приемам: во-первых, «уходу в подполье», когда на окраинах и в других местах, где это было возможно, продолжалось служение идолам, совершение магических обрядов и т.п.; во-вторых, открытому (даже вооруженному) сопротивлению всей системе реформ Владимира. Реакция Владимира на эти две тактики была различной. На «подпольных» языческих жрецов почти не обращали внимания, им не мешали, ведь они не представляли опасности для реформы. В этом один из корней так называемого двоеверия. Владимир считал, что в результате деятельности христианского духовенства эти элементы язычества постепенно отомрут. Иной была реакция на сопротивление. Здесь Владимир проявлял твердость, безжалостность и при необходимости применял военную силу. Однако для нас важно, что «огнем и мечом» не просто вводилась новая религия, а создавалось централизованное государство.
Процесс христианизации протекал постепенно и, по современным оценкам, в основном занял приблизительно 100 лет. С учетом размеров страны это очень малый срок: крестившимся почти одновременно с Русью Швеции и Норвегии потребовалось на это соответственно 250 и 150 лет.
Крещение Руси сопровождалось насилием, хотя и не таким кровавым, как в странах, куда христианство приносили иноземные армии. Интересно при этом, что, судя по источникам, языческая духовная элита подвергалась репрессиям лишь в том случае, если выступала инициатором волнений, восстаний или сепаратизма.
Русское мессианство на христианском Востоке (1453–1853) | Содержит балканский национализм: имперская Россия и османские христиане, 1856–1914 гг.
Фильтр поиска панели навигации Оксфордский академический университет, содержащий балканский национализм: имперская Россия и османские христиане, 1856–1914 гг. История христианства Книги Журналы Термин поиска мобильного микросайта
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford Academic, содержащий балканский национализм: имперская Россия и османские христиане, 1856–1819 гг.14История христианстваКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте
Расширенный поиск
Иконка Цитировать Цитировать
Разрешения
- Делиться
- Твиттер
- Подробнее
Cite
Вовченко, Денис,
«Русский мессианизм на христианском Востоке (1453–1853)»
,
Балканский национализм: имперская Россия и османские христиане, 1856–1914 гг.
(
Нью-Йорк,
2016;
Online Edn,
Oxford Academic
, 18 августа 2016 г.
), https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780190276676.003.0002,
Доступ 8 ноября 2022. Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford Academic, содержащий балканский национализм: имперская Россия и османские христиане, 1856–1819 гг.14История христианстваКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Оксфордский академический университет, содержащий балканский национализм: имперская Россия и османские христиане, 1856–1914 гг. История христианства Книги Журналы Термин поиска на микросайте
Расширенный поиск
Резюме
После османского завоевания Константинополя московские правители все чаще выдвигали неявные и явные ирредентистские претензии на свое византийское наследство — «христианский Восток». Руководство Константинопольского Патриархата было этнически греческим или эллинизированным в восточно-римской традиции. Исламская теократическая структура еще больше сгладила этнические различия между всеми ее подданными. Эпоха Просвещения политизировала концепцию этнической принадлежности и способствовала отделению Сербии и Греции от Османской империи в начале 1800-х годов. Россия, Англия и Франция неохотно поддержали греческую войну за независимость. После наполеоновских войн великие державы стремились восстановить европейскую стабильность и в целом препятствовали сепаратизму в царстве султанов. Они спонсировали указ Гюльхане, чтобы улучшить статус османских христиан. Это было началом болгарского национального движения, но русские дипломаты проигнорировали его, несмотря на появление на родине этноцентричных славянофилов.
Ключевые слова: Христианский Восток, Просвещение, Война за независимость Греции, Эдикт Гюльхане, славянофилы
Тема
История христианства
В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.
Войти
Получить помощь с доступом
Получить помощь с доступом
Доступ для учреждений
Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:
Доступ на основе IP
Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.
Войдите через свое учреждение
Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.
- Щелкните Войти через свое учреждение.
- Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
- Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.
Войти с помощью читательского билета
Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.
Члены общества
Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:
Войти через сайт сообщества
Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:
- Щелкните Войти через сайт сообщества.
- При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.
Вход через личный кабинет
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.
Личный кабинет
Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.
Просмотр учетных записей, вошедших в систему
Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:
- Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
- Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.
Выполнен вход, но нет доступа к содержимому
Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.
Ведение счетов организаций
Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.
Покупка
Наши книги можно приобрести по подписке или приобрести в библиотеках и учреждениях.
Информация о покупке
Духовная судьба Путина | Религия и глобальное общество
На этой неделе мир наблюдал, как война разворачивается в Европе, когда Россия нападает на Украину и нацеливается на Киев. Шок и недоверие прокатились по всему миру, но для некоторых эта трагедия не стала неожиданностью.
Сегодня на Западе к религии часто относятся как к второстепенной роли в геополитике и международных отношениях, и это должно измениться. Так какая же связь между религией и конфликтом, разворачивающимся в Европе? В этой статье, первоначально опубликованной в UnHerd , Джайлз Фрейзер пишет о духовной судьбе Владимира Путина и о том, что он говорит нам о вторжении на Украину на этой неделе.
Фото: Wikimedia CommonsПод угрозой восстания своих вероломных полководцев христианский император Василий II, обосновавшись в славном граде Византии, обратился к своим врагам-язычникам в земле Руси. Василий II умел заключать сделки. Если бы Владимир Русский помог ему подавить восстание, он отдал бы ему в жены руку своей сестры. Это изменило статус Владимира: женитьба язычника на царевне была беспрецедентной. Но сначала Владимир должен был принять христианство.
С триумфом вернувшись в Киев, Владимир созывает весь город на берега Днепра для массового крещения. Год 988. Это знаменательный акт основания русского православия. Именно отсюда распространится христианство и сольется с русской любовью к родине, создав мощное варево национализма и духовности. В мифологии 988 года как бы крестился весь русский народ. Владимир был причислен к лику святых. Когда Византийская империя пала, русские считали себя ее естественными преемниками. Они были «третьим Римом».
Советский коммунизм пытался все это сокрушить — но не смог. А в постсоветский период были построены и перестроены тысячи церквей. Хотя на Западе христианство представляется чем-то ослабевшим и приходящим в упадок, на Востоке оно процветает. Еще в 2019 году глава Русской православной церкви патриарх Кирилл хвастался, что они строят по три храма в день. В прошлом году открыли Собор Вооруженных Сил в часе езды от Москвы. Религиозная образность сливается с военным прославлением. В витражах установлены боевые медали, напоминающие посетителям о русском мученичестве. В большой мозаике отмечаются недавние победы, в том числе «возвращение Крыма» 2014 года. «Блаженны миротворцы» это не так.
В основе этого постсоветского возрождения христианства лежит другой Владимир. Владимир Путин. Многие люди не понимают, в какой степени вторжение в Украину является для него духовным поиском. Крещение Руси – основополагающее событие формирования русской религиозной психики, здесь берет свое начало Русская православная церковь. Вот почему Путина не так сильно интересуют несколько пророссийских районов к востоку от Украины. Его цель, ужасающая, — сам Киев.
Он родился в Ленинграде — городе, который вернул себе свое первоначальное имя святого — в семье набожной христианки и отца-атеиста. Его мать крестила его тайно, и он до сих пор носит свой нательный крестик. С тех пор, как он стал президентом, Путин представил себя истинным защитником христиан всего мира, лидером Третьего Рима. Его безжалостные бомбардировки ИГИЛ, например, были представлены как защита исторической родины христианства. И он, как правило, использует веру как способ ударить Запад, как он это сделал в своей речи в 2013 году:
«Мы видим, что многие евроатлантические страны фактически отказываются от своих корней, в том числе от христианских ценностей, составляющих основу западной цивилизации. Они отрицают моральные принципы и все традиционные идентичности: национальные, культурные, религиозные и даже половые. Они проводят политику, приравнивающую большие семьи к однополым партнерствам, веру в Бога к вере в сатану».
Путин считает своим духовным предназначением восстановление христианского мира с опорой в Москве. Когда панк-группа Pussy Riot хотела провести демонстрацию против президента, они решили сделать это в Храме Христа Спасителя в Москве, огромном бело-золотом здании, снесенном Советами и восстановленном в девяностых. Это синтез национальных и духовных устремлений России. Это не просто Россия, это «Святая Русь», отчасти религиозный проект, отчасти продолжение российской внешней политики. Говоря о массовом крещении Владимира, Путин пояснил: «Его духовный подвиг принятия православия предопределил общую основу культуры, цивилизации и общечеловеческих ценностей, объединяющих народы России, Украины и Белоруссии». Он хочет сделать то же самое снова. А для этого ему нужен Киев.
«Духовный выбор, сделанный Святым Владимиром, и сегодня во многом определяет нашу близость», — писал Путин только в прошлом году. «По словам Олега Вещего о Киеве, да будет он матерью всем городам русским».
К этой религиозной напряженности мы можем добавить немного злой церковной политики. В 2019 году украинская ветвь семьи православных церквей объявила о своей независимости от Русской православной церкви — и ее поддержал номинальный глава православной семьи Варфоломей I Константинопольский. Президент Украины Петр Порошенко назвал это «великой победой набожного украинского народа над московскими демонами, победой добра над злом, света над тьмой».
Русская православная церковь яростно отвергла это требование независимости, заявив, что Украина безвозвратно принадлежит ее «канонической территории». Это привело к историческому расколу внутри православной семьи, когда Русская церковь отвергла первенство Варфоломея, заявив, что они больше не находятся в общении с остальной православной семьей. Министр иностранных дел России Сергей Лавров назвал Варфоломея американской марионеткой. Кирилл даже заявил, что превращение собора Святой Софии — изначально всемирной штаб-квартиры православия — в мечеть в 2020 году было «Божьим наказанием». Затем Русская Церковь приступила к созданию собственных епархий по всему миру, особенно в Африке. «Они выходят на улицы с плакатами «Спасибо, Путин! Спасибо, Патриарх Кирилл!» — так описала это пропагандистская машина Русской Церкви.
Такова центральность Украины вообще и Киева в частности, по воображению Русской церкви, они готовы разбить многовековой союз Православия. Снова и снова речь идет об Украине, воображаемом месте материнской церкви Руси.
Такое согласие Русской православной церкви с политическими целями великой России было постыдным. По крайней мере, официально они придают большое значение заявлению о том, что не вмешиваются в политику. Но это никогда не было правдой. В постсоветскую эпоху Православная церковь была щедро вознаграждена не только грандиозной государственной программой строительства церквей, но и участием в прибыльных бизнес-операциях, включая импорт табака и алкоголя на 4 миллиарда долларов. В 2016 году Крилл был сфотографирован с часами Breguet за 30 000 долларов. Он также назвал Путина «чудом Божьим». Когда Кирилл говорит «Господь усмотрит», он вполне может иметь в виду своих господ в Кремле. Немногие церкви продались государству более полно, чем Русская православная церковь.
В прошлом году, в годовщину крещения Руси, Кирилл проповедовал своему народу, призывая его оставаться верным обращению Владимира и крови православных мучеников. Он сказал им любить «нашу родину, наш народ, наших правителей и нашу армию».
Западное светское воображение этого не понимает. Он смотрит на выступление Путина на днях вечером и описывает его как сумасшедшего — это еще один способ сказать, что мы не понимаем, что происходит. И мы показываем, как мало мы понимаем, думая, что набор санкций может изменить ситуацию вслепую. Они не будут. «Украина — неотъемлемая часть нашей собственной истории, культуры и духовного пространства», — сказал Путин. Вот что это такое, «духовное пространство» — страшное словосочетание, укоренившееся в более чем тысячелетней русской религиозной истории.