Тест по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети» | Тест по литературе (10 класс) по теме:
Тест по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»
1. Кому был посвящён роман И.С.Тургенева «Отцы и дети»?
а) Н.Г.Чернышевскому
б) Н.А.Некрасову
в) Н.А.Добролюбову
г) В.Г.Белинскому
2. Несостоятельность взглядов Базарова раскрывается:
а) в идейных спорах Базарова и П. П. Кирсанова
б) в любовном конфликте с Одинцовой
в) в диалогах с Аркадием Кирсановым
г) в отношениях с Ситниковым и Кукшиной
3. К какому сословию принадлежал Базаров?
а) дворянство б) мещанство в) разночинцы г) крестьянство
4. Чем закончилась дуэль Базарова и Павла Петровича Кирсанова?
а) смертью Базарова б) смертью Кирсанова в) Кирсанов был ранен
г) герои отказались от подобного способа решения споров
5. И. С. Тургенева заслуженно называют «мастером русского пейзажа. Каков характер пейзажа в финальной сцене (у могилы Базарова)?
а) романтический б) социальный
в) психологический г) философский
6. Укажите, какой тип КОМПОЗИЦИИ использовал автор в романе «Отцы и дети».
а) кольцевая или циклическая
б) последовательная
в) параллельная
7. Что понимает под «нигилизмом» И. С. Тургенев?
а) полное отрицание знаний, накопленных человечеством
б) революционно-демократическое мировоззрение
в) отрицание политической системы, государственного строя
г) естественнонаучные теории
8. Какой герой романа И. С. Тургенева »Отцы и дети» является по сути выразителем точки зрения автора?
а) Павел Петрович Кирсанов
б) Евгений Базаров
в) Николай Петрович Кирсанов
г) Анна Сергеевна Одинцова
9. Определите героя по портрету.
Она поразила его достоинством своей осанки. Обнаженные ее руки красиво лежали вдоль стройного стана, красиво падали с блестящих волос на покатые плечи легкие ветки фуксий; спокойно и умно, именно спокойно, а не задумчиво, глядели светлые глаза из-под немного нависшего белого лба, и губы улыбались едва заметною улыбкою. Какой-то ласковой и мягкой силой веяло от ее лица.
а) Фенечка б) Евдоксия Кукшина в) Катя Лаптева г) Анна Сергеевна Одинцова 10. Почему А. С. Одинцова не ответила взаимностью на чувство Базарова?
а) она не испытывала к Базарову чувства любви
б) она презирала Базарова, так как он был низкого происхождения
в) она испугалась любви Базарова и решила, что
г) Базаров был всего лишь ей любопытен
11. Какому критику принадлежит следующее высказывание о Базарове?
«Умереть так, как умер Базаров, — все равно что сделать великий подвиг»
а) В. Г. Белинскому б) Н. Г. Чернышевскому
в) М. А. Антоновичу г) Д. И. Писареву
12. Какова судьба Павла Петровича Кирсанова после дуэли и смерти Базарова?
а) продолжает по-прежнему жить в имении с братом
б) уезжает за границу
в) вернулся в Петербург я ведет светский образ жизни
г) занялся хозяйством и благоустройством имения и стал хорошим хозяином
13. В романе И. С. Тургенева »Отцы и дети» важную роль для характеристики героя играет предметно-бытовая деталь. Найдите соответствие между предметно-бытовой деталью и героем романа.
а) серебряная пепельница в форме лаптя
б) томик стихов А. С. Пушкина
в) клетчатый балахон с кистями
г) вензель из волос в черной рамке и диплом под стеклом
А) Василий Иванович Базаров
Б) Павел Петрович Кирсанов
В) Николай Петрович Кирсанов
Г) Евгений Базаров
14. К какому литературному направлению относится творчество И. С. Тургенева?
а) классицизм б) сентиментализм
в) романтизм г) реализм
15. Укажите, как называлось родовое имение И. С. Тургенева?
а) Карабиха
б) Ясная поляна
в) Спасское-Лутовиново
г) Мураново
16. По происхождению И. С. Тургенев был:
а) дворянином
б) мещанином
в) разночинцем
17. В основе романа «Отцы и дети» лежит конфликт:
а) отца и сына Кирсановых (конфликт поколений)
б) помещиков и крепостных крестьян (социальный конфликт)
в) разночинцев-демократов и либеральных дворян (идейный конфликт)
г) Базарова и Одинцовой (любовный конфликт)
18. В каком году начинается действие романа «Отцы и дети»?
а) январь 1840 г.
б) март 1849 г.
в) май 1859 г.
г) сентябрь 1861 г.
19. В спорах Базаров отрицал искусство, любовь, при роду. Кто из героев романа был главным оппонентом Базарова по эстетическим вопросам?
а) Аркадий Кирсанов
б) Павел Петрович Кирсанов
в) Анна Сергеевна Одинцова
г) Николай Петрович Кирсанов
20. Кого из героев романа «Отцы и дети» Д. И. Писарев назвал «маленьким Печориным»?
а) Е. В. Базарова
б) П. П. Кирсанова
в) Аркадия Кирсанова
г) Н. П. Кирсанова
21. Аркадий Кирсанов рассказывает Е. Базарову историю жизни своего дяди, П. П. Кирсанова, для того чтобы:
а) удовлетворить любопытство Базарова
б) занять скучающего друга
в) расположить Базарова в пользу дяди
г) оправдать сибаризм П. П. Кирсанова
22. Какое слово в лексиконе Е. Базарова относится к ругательным?
а) прогресс
б) либерализм
в) романтизм
г) «принсипы»
23. Какую роль играют женские образы в произведениях И С. Тургенева?
а) введены для развития сюжета
б) с их помощью проверяются личностные качества героя
в) они вдохновляют героев-мужчин на поступки
г) они противопоставлены главному герою
24. Базаров и П. П. Кирсанов противопоставлены друг другу образом жизни, мыслей, внешностью. Есть ли в характерах этих героев черты сходства? Укажите черту сходства этих героев.
а) «сатанинская гордость» б) низкое происхождение
в) цинизм г) прагматизм
25. Для чего И. С. Тургенев поставил демократа Базарова рядом с одним из лучших представителей дворянства, Павлом Петровичем Кирсановым?
а) для того, чтобы показать несостоятельность взглядов Базарова
б) для того, чтобы показать несостоятельность дворянского класса и моральное превосходство демократа над аристократом
в) для того, чтобы унизить демократа Базарова
г) для того, чтобы подчеркнуть аристократизм П. П. Кирсанова
26. Как автор объяснял неожиданную и нелепую смерть Евгения Базарова?
а) И. С. Тургенев считал, что такие люди, как Базаров, бесполезны
б) И. С. Тургенев считал, что такие люди, как Базаров, преждевременны, опережают время
в) И. С. Тургенев считал, что такие люди, как Базаров, не принесут ничего России, кроме вреда
г) И. С. Тургенев считал, что такие люди, как Базаров, уникальны, не типичны для России
27. К какому сословию принадлежал Базаров?
а) дворянство б) мещанство в) разночинцы г) крестьянство
28. Какова авторская позиция по отношению к Павлу Петровичу Кирсанову?
а) герой вызывает презрение
б) герой вызывает сочувствие
в) герой обрисован иронически
г) герой антипатичен автору
29. Какую функцию выполняет следующий пейзаж в романе «Отцы и дети»?
Места, по которым они проезжали, не могли называться живописными. Поля, все поля тянулись вплоть до самого небосклона… Попадались и речки с обрытыми берегами, и крошечные пруды с худыми плотинами, и деревеньки с низкими избенками под темными, часто до половины разметанными крышами. .. Как нарочно, мужички встречались все обтерханные, на плохих клячонках; как нищие в лохмотьях, стояли придорожные ракиты с ободранною корою и обломанными ветвями…
а) эстетическую
б) социальную
в) философскую
г) психологическую
Тест по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»
- г
- б
- в
- в
- в
- а
- б
- б
- г
- в
- г
- б
- а- б б- в в-г г- а
- а
- в
- а
- в
- в
- г
- б
- в
- в
- б
- а
- б
- б
- в
- в
- б
Отцы и дети
Отцы и дети.
20 мая 1859 года на постоялом дворе барин лет сорока с небольшим, Николай
Петрович Кирсанов, ждет своего сына Аркадия, который едет к нему в гости.
Николай Петрович был сыном боевого генерала 1812 года. Подобно старшему брату
Павлу, воспитывался дома, затем должен был поступить на военную службу, но в
тот день, когда прислали известие, в какую часть его определили, сломал ногу,
два месяца пролежал в постели и на всю жизнь остался «хроменьким». Николай
Петрович обучался в университете в Пе- тербурге, еще при жизни родителей, к
немалому их огорчению, влюбился в дочку чиновника, хозяина его бывшей квартиры.
Женился на ней, как только истек срок траура по родителям, и уехал вместе со
своею Машей вначале на дачу около Лесного института, потом жил с ней в городе,
потом переехал в деревню, где у них родился сын Аркадий. Супруги жили в любви и
согласии, десять лет прошло «как сон», затем жена Кирсанова скончалась, он с
трудом перенес этот удар, и только хозяйственные заботы и необходимость
заниматься сыном спасли его. Он увез сына в университет в Петербург, прожил с
ним там три зимы, старался заводить дружбу с молодыми товарищами сына, но в
последнюю зиму приехать не смог и лишь в мае ждет сына к себе в гости на
крыльце постоялого двора.


Пока они едут в усадьбу Кирсановых, Николай Петрович, сидя вместе с сыном в повозке, пытается читать стихи Пушкина о весне, но это не вызывает одобрения Базарова, который обрывает Николая Петровича на полуслове. По приезде в усадьбу Кирсанов предлагает сразу же поужинать. Появляется брат Николая Петровича — Павел Петрович Кирсанов, англоман, одетый в темный английский сьют, галстук и лаковые полусапожки. «На вид ему было лет сорок пять; его коротко остриженные седые волосы отливали темным блеском, как новое серебро; лицо его желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким легким резцом, являло следы красоты замечательной; особенно хороши были светлые продолговатые черные глаза; весь облик Аркадиевого дяди, изящный и породистый, сохранил юношескую стройность и то стремление вверх, прочь от земли, которое большей частью исчезает после 20-х годов».

Как часто родители видели смерть своих детей?
Смерть маленького ребенка всегда была самой разрушительной трагедией для матерей и отцов. Насколько это было распространено?
by Max Roser
« Здесь заканчивается радость моей жизни », — заканчивается дневниковая запись Джона Эвелина после смерти его сына Ричарда 27 января 1658 года.
Ричард был своего первенца. Он умер молодым: «5 лет и 3 дня в возрасте одного года, но в этом нежном возрасте чудо остроумия и понимания; по красоте тела очень ангельская; за наделение ума невероятными и редкими надеждами». 1
Несмотря на их «невыразимое горе и страдание» после смерти Ричарда, Джон и его жена Мэри продолжали иметь детей вместе. У них был еще один сын, которого также звали Ричард, который умер новорожденным. Они снова были убиты горем; но это был еще не конец. Вместе у них было восемь детей; семеро из них погибли.
Дневники других родителей вспоминают подобные трудности. Элизабет Данкомб и ее муж, английский политик Уильям Браунлоу, пережили несколько особенно мучительных периодов: всего за восемь лет между 1638 и 1646 годами у них родилось семеро детей. Все они — Томас, Фрэнсис, Бенджамин, Джордж, Джеймс, Мария и Анна — умерли. В дневниковых записях Уильяма говорится о горе родителей. Когда Джордж — их пятнадцатый ребенок — умер в 1642 году, его отец написал: « Ты, Боже, разбил меня на части и потряс меня на куски» . 2 Всего на их глазах умерло 13 из 19 детей.
Смерть маленького ребенка всегда была самой разрушительной трагедией для матерей и отцов. 3 Но насколько это было распространено? Сколько родителей видели смерть своих детей?
Исторические данные показывают, что большинство родителей видели смерть ребенка
Визуализация дает нам ответ. 4
Показаны данные по Швеции, но вы можете переключить представление на любую другую страну мира с помощью кнопки «Изменить страну» на интерактивной диаграмме. Швеция является страной с особенно хорошими долгосрочными демографическими данными, поскольку она была первой страной, создавшей бюро статистики населения: Tabellverket , которое было основано в 1749 году. 5
Общая высота фиолетовая область показывает среднее число детей, рожденных на одну женщину – коэффициент рождаемости.
Область фиолетового цвета показывает ответ на наш вопрос: это среднее число детей на одну женщину, умерших в первые пять лет их жизни. 6
На протяжении большей части XIX века шведские женщины рожали в среднем более четырех детей. В этот период детская смертность составляла около одной четверти (хотя временами намного выше). Это означало, что большинство родителей видели смерть одного из своих детей.
Родители, потерявшие в среднем одного ребенка, это ужасно. Но это число на самом деле занижает средний опыт родителей по трем причинам: 9.0003
Во-первых, многие дети умирали, когда им было больше пяти лет. Джон и Мэри Эвелин потеряли сына Ричарда, когда ему было больше пяти лет. В более общем плане мы документируем это в нашем посте о детской смертности в прошлом.
Во-вторых, эти данные представляют среднее число детей на одну женщину . Но не каждая женщина была матерью — это значит, что многие матери имели (и теряли) больше детей.
В-третьих, эти данные ограничены более поздними периодами истории, когда у нас есть хорошие демографические данные. К этому времени детская смертность уже снизилась. Родители, вероятно, потеряли еще больше детей за столетия до того, как стали доступны ежегодные данные.
Для некоторых стран можно вернуться назад во времени. В Швеции в середине 18 века 40% детей умирали в возрасте до 15 лет. Во Франции в то же время уровень смертности составлял около 45%, а в Баварии, на территории современной Германии, умирала половина всех детей. В то время среднее число детей на пару часто превышало 5, 6 или даже 7, так что родители часто видели, как несколько их детей умирали. 7
За последнее столетие это сильно изменилось. Снизились детская смертность и рождаемость.
Как показывают данные диаграммы, в Швеции средний показатель смертности детей снизился до 0,006 на одну женщину. То, что когда-то было очень распространенным, стало редкостью.
В этой визуализации вы можете изменить страну, для которой показаны эти данные, и изучить тенденции в странах по всему миру. Чтобы сравнить количество потерянных детей на одну женщину для нескольких стран — и посмотреть данные на карте мира — вы можете использовать эту визуализацию. В большинстве регионов мира случаи потери ребенка родителями стали редкостью, но, к сожалению, это происходит не везде.
Заключение
Истории жизни Эвелин, Элизабет Данкомб и Уильяма Браунлоу душераздирающие, но, к сожалению, не были чем-то необычным. Почти все родители видели смерть одного или нескольких своих детей.
Когда я пишу об истории детской смертности, некоторые комментаторы предполагают, что потеря ребенка могла быть не болезненной во времена и в тех местах, где это было обычным явлением. Это не отражено в дневниковых записях этих родителей. Видеть смерть своего ребенка всегда было ужасно для родителей, в том числе и в течение долгого периода истории человечества, когда смерть ребенка была очень распространенным явлением.
Горе наполняет комнату моего отсутствующего ребенка
Лежит в своей постели, ходит со мной взад-вперед,
Красиво выглядит, повторяет свои слова, свободные одежды с его формой.– Шекспир [Слова короля Джона после смерти его сына в возрасте одиннадцати лет]
Как справиться со смертью вашего отца
в: Семья, Избранное, Люди
Приглашенный автор • 8 июня 2010 г. • Последнее обновление: 25 сентября 2021 г.
Примечание редактора: это гостевой пост Брайана Бернхэма. Г-н Бернхэм имеет степень магистра образования в области консультирования, полученную в Колледже Уильяма и Мэри, и является координатором по уходу в Центре поведенческого здоровья Риверсайд.
«Его наследием для своих детей были не слова или имущество, а невысказанное сокровище, сокровище его примера как мужчины и отца». — Уилл Роджерс-младший.
В детстве наши отцы, хорошо это или плохо, являются для нас самыми ранними и самыми сильными примерами мужественности. Даже для тех, кто вырос без отца, его влияние велико, бросается в глаза его отсутствие. Поэтому вполне естественно, что смерть отца человека является событием невероятного и часто очень болезненного значения. Когда я в последний раз писал для «Искусства мужественности», я говорил о том, как люди горюют. Неудивительно, что многие мужчины, откликнувшиеся на эту статью, ссылались на потерю отца. В то время как мужчина, оплакивающий потерю своего отца, переживает опыт, аналогичный тому, что обсуждалось ранее, тот факт, что умерший является отцом этого человека, делает этот опыт уникальным. Многие мужчины, потерявшие своих отцов, описывают это как потерю, не имеющую аналогов. Они сообщают, что то, как они оплакивали своего отца, отличалось от любого другого горя, которое они испытали, и часто чувствовали, что единственные люди, которые могли легко понять, были другие мужчины, которые также потеряли своих отцов. ((Веерман, Д., и Бартон, Б. (2003). Когда умирает твой отец: как человек справляется с потерей отца.
В своей книге « Когда умирает твой отец: как человек справляется с потерей отца » Дэйв Вирман и Брюс Бартон взяли интервью у шестидесяти мужчин из всех слоев общества, потерявших своих отцов. Хотя история каждого человека уникальна, авторы определили и описали общие темы, которые сразу же всплыли в этих рассказах.
Уязвимость. Когда умирает наш отец, мы часто теряем гораздо больше, чем личность нашего отца. Мужчины часто удивляются тому, как мир не останавливается на его кончине. Сыновья остро осознают кончину своего отца, и когда мир не разделяет того же осознания, скорбящий сын может чувствовать себя ужасно одиноким и изолированным от мира, который, кажется, не понимает. Многие мужчины испытывают чувство сироты, даже если их мать еще жива, потому что они чувствуют себя такими одинокими в этом мире.
Осведомленность о смертности. Как я отмечал в своей предыдущей статье, мы живем в культуре, которая предпочитает отрицать реальность смерти и избегать ее. Однако, когда человек теряет отца, реальность того, что жизнь конечна и что он тоже когда-нибудь умрет, становится неизбежной. Хотя это осознание может прийти в любое время, когда нас коснется смерть, оно становится особенно сильным, когда мы теряем наших отцов.
Потеря аудитории. Это классический американский образ: сын занимается спортом, а отец тренирует и подбадривает его. Эта динамика между отцом и сыном не ограничивается спортом, но распространяется на многие сферы жизни сына. Сын часто будет изо всех сил стараться угодить своему отцу, и он один из немногих людей, перед которыми допустимо искренне хвастаться. Мы можем с гордостью принести домой наши трофеи и работы на пятерку, чтобы показать папе, и эта динамика хорошо распространяется на взрослую жизнь, когда мужчины делятся своими достижениями в колледже, карьере и семье. Когда уходит наш отец, кажется, что зрители ушли не от одного члена, а от всей публики. Для сыновей, которые также сами являются отцами, эта потеря распространяется на то, что они не могут поделиться достижениями своих детей с гордым дедушкой и не могут обратиться за советом по воспитанию детей. Многие сыновья скучают по папе не только тогда, когда им нужен совет по воспитанию детей, но и когда им нужен старый наставник в любой области жизни, которая доставляет им проблемы. Для человека, чей отец был далеко или отсутствовал, эта потеря аудитории ощущалась задолго до смерти отца, когда он тщетно пытался заслужить его одобрение.
Принятие мантии. Во многих отношениях смерть отца служит правом прохода, хотя и болезненным и трудным. Это связано с тем, что для многих сыновей их наследство связано не столько с имуществом, сколько с ответственностью. Многие мужчины, независимо от их возраста, когда умер их отец, чувствуют, что они внезапно и значительно повзрослели, когда это произошло. Смерть их отца оставляет вакуум в семейной динамике, и сыновья часто чувствуют себя обязанными сделать шаг вперед, чтобы попытаться выполнить роль своего отца. Это особенно верно, если отец был лидером и защитником семьи. Сыновья могут испытывать сильное давление и не чувствовать себя способными защищать семью и руководить ею. Если мама еще жива, то забота о ней часто будет в центре этого чувства ответственности. В лучшем случае это приведет к росту сына, а семья сблизится и сблизится, приспосабливаясь к новой динамике. Тем не менее, это не всегда так. Члены семьи могут сопротивляться попыткам сына взять на себя руководящую роль; братья и сестры могут даже конкурировать за лидерство в семье. В худшем случае это может привести к распаду семьи без присутствия отца, который когда-то держал их вместе. Мужчин, чьи отцы отсутствовали или жестоко обращались с ними, иногда пугает мысль о том, чтобы принять отцовскую мантию. У этих сыновей нет желания выполнять ту же дисфункциональную роль, что и у их отца, и они чувствуют сильное давление, чтобы разорвать болезненные циклы, которые воплощал их отец.
Длинная тень. По мере взросления мальчик получает много уроков и навыков от своего отца, который служит ему наставником и учителем. Сын также быстро усваивает, что в этих обстоятельствах часто лучше поступать так, как его отец, потому что у него больше опыта, и потому что непослушание зачастую не стоит хлопот. Сыновья жаждут одобрения своих отцов и живут для того, чтобы им сказали «хорошая работа». Это стремление к отцовскому одобрению и неприязнь к неодобрению распространяется и на взрослую жизнь, и мужчины не свободны от него даже после смерти отца. Сыновья часто чувствуют присутствие своего отца, когда они используют навыки, которым они научились у него, посещают места, связанные с ним, или используют его имущество. Когда дело доходит до этих вещей, многие мужчины сообщают, что у них есть один или два сувенира об их отце, которые помогают им оставаться с ним на связи. Лично для меня это чертежные инструменты моего отца и его обручальное кольцо, которое служит моим собственным. Однако сыновьям может быть трудно избавиться от собственности отца или изменить ее. Они часто чувствуют, что нарушают границы, и чувствуют жало отцовского неодобрения. Они также могут испытывать это чувство неодобрения, когда решают делать что-то не так, как «папа». И наоборот, сыновья по-прежнему будут жаждать одобрения своего отца, подвергая тщательному анализу то, что они делают, и спрашивая себя: «Гордился бы папа?» Таким образом, длинная тень наших отцов влияет на то, как мы живем после его ухода.
Внешне это похоже на опыт «потери аудитории», потому что в обоих случаях скорбящий сын жаждет снова пообщаться со своим отцом. Однако опыт длинной тени отличается тем, что он заключается не столько в том, чтобы кто-то смотрел и подбадривал, сколько в том, чтобы искать одобрения и избегать неодобрения.
Наследие нашего отца. По мере того, как сын проходит через процесс скорби, одна из задач, над которыми он неизбежно будет работать, — разобраться в наследстве, которое оставил ему отец. Мужчины часто смотрят на жизнь своих отцов, а также на жизнь дедов и прадедов, чтобы попытаться подвести итоги своего наследия и увидеть, как ценности и образ жизни их отца повлияли на них. Некоторые сыновья с радостью оглядываются на людей с характером и ценностями, которыми они восхищаются и которым надеются подражать. Другие сыновья оглянутся назад и увидят череду недостатков, ошибок и злоупотреблений — наследие, которое они предпочли бы оставить после себя. Но даже такие сыновья обычно ищут в отцовском наследии какое-то положительное качество, за которое они могли бы удержаться. Для сына, который также является отцом, изучение наследия также связано с осознанием того, что он тоже является звеном в этой цепи, что когда-нибудь он передаст наследие своим детям. Многих мужчин это вдохновляет на то, чтобы наладить более крепкие отношения со своими детьми, чтобы наследие, которое они оставят, было таким, которым их дети могли бы гордиться, когда придет их очередь оплакивать своего отца.
Хотя эти темы типичны для мужчин, потерявших своих отцов, и раскрывают перспективу и понимание, что является важной частью исцеления, чрезвычайно сложно эффективно передать уникальность и сложность этого опыта. Я лично продолжаю изо всех сил пытаться понять потерю моего отца. Даже когда я писал эту статью, мне иногда приходилось останавливаться, когда воспоминания нахлынули на меня, и все, что я мог делать, это сидеть за клавиатурой и плакать. Несмотря на то, что я борюсь, я знаю, что оплакивая своего отца, я обрел по крайней мере одну вещь: решимость жить жизнью, которая сочтет меня достойным называться сыном моего отца.