Медный всадник пушкин содержание: «Медный всадник» краткое содержание поэмы Пушкина – читать онлайн пересказ

«Медный всадник» краткое содержание поэмы Пушкина – читать онлайн пересказ

7 мин.

Александр Пушкин

4

Средняя оценка: 4

Всего получено оценок: 17904.

Обновлено 17 Января, 2022

О произведении

Поэма «Медный всадник» – повествование о трагической участи простого обитателя Петербурга, потерявшего во время наводнения любимую девушку, а вместе с ней – все мечты и надежды на будущую жизнь.

В «Медном всаднике» Пушкин поднимает тему «маленького человека» и тему роли Петра I в судьбе России. Основной конфликт произведения – противостояние личности и власти. Для общего ознакомления с произведением предлагаем прочитать онлайн краткое содержание «Медного всадника», выполненное опытным учителем литературы.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Корощуп Любовью Александровной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 30 лет.

Место и время действия

События поэмы происходят в ноябре 1824 года в России, в Петербурге.

Главные герои

  • Евгений – бедный чиновник, который мечтает о семье, спокойной размеренной жизни. Сходит с ума, не в силах смириться со смертью любимой девушки во время наводнения.
  • Петр I – оживающий в воображении Евгения образ памятника царю.

Другие персонажи

  • Параша – возлюбленная Евгения, которая гибнет во время наводнения в Петербурге.

А ещё у нас есть:

Краткое содержание

Предисловие

Автор говорит, что рассказанная им история основана «на истине», а сведения о наводнении он почерпнул из журналов того времени, о котором пишет.

Вступление

У безлюдных берегов Невы стоял когда-то Петр I и размышлял о времени, когда здесь будет основан город:

«Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно»
.

По прошествии ста лет на месте, где раньше не было ничего, кроме «тьмы лесов» и болотных топей, «вознесся пышно, горделиво» молодой город. «Юный град» затмил красотой, богатством и мощью саму Москву. Автор признается в любви к городу, «Петра творенью», и верит, что созданный волею правителя, он будет многие века стоять «неколебимо как Россия», а побежденная стихия финских волн забудет о своем былом величии и не будет беспокоить «вечный сон Петра».

Повествователь приступает к рассказу о тяжелом времени, воспоминание о котором еще свежо.

Часть первая

Поздним ненастным вечером ноября герой по имени Евгений вернулся из гостей домой.

«Наш герой
Живет в Коломне; где-то служит,
Дичится знатных и не тужит
Ни о почиющей родне,
Ни о забытой старине»
.

Тяжелые мысли о бедности, о своей жизни, в которой еще предстоит заслужить «независимость и честь»

, не дают ему заснуть. К тому же из-за непогоды вода в Неве поднималась и, скорее всего, уже смыла мосты – теперь Евгений несколько дней не сможет увидеть любимую девушку Парашу, живущую «у самого залива», на другом берегу. Евгений размечтался о жизни с Парашей, об их совместном будущем и, наконец, заснул.

Наступивший день был ужасен:

«Нева вздувалась и ревела,
И вдруг, как зверь остервенясь,
На город кинулась»
.

Площади превратились в озера, и в них «широкими реками вливались улицы». Вода разрушала дома и уносила людей, обломки жилищ, мосты – все, что встречалось на пути.

На мраморном льве, возле одного из новых богатых домов города, неподвижно сидел среди общего хаоса Евгений. Он не видел и не слышал ни ветра, ни дождя, бьющего по лицу, он тревожился о судьбе возлюбленной. Молодой человек в отчаянии неотрывно смотрел туда, где,

«словно горы, из возмущенной глубины вставали волны, буря выла, неслись обломки», туда, где жила Параша со своей матерью. Герою казалось, что он видит и некрашеный забор, и их ветхую лачугу.

Евгений сидел, не в силах сдвинуться с места. Вокруг везде была вода, а перед ним – обращенный к нему спиной «кумир на бронзовом коне». Памятник Петру I возвышался над бушующей Невой.

Часть вторая

Наконец вода начала спадать. Евгений, «душою замирая, в надежде, страхе и тоске», наняв перевозчика, плывет к любимой. Выйдя на берег, герой бежит к дому, где жила Параша, он не верит глазам, ходит вновь и вновь вокруг места, где жила девушка, и не находит ее дома – он смыт Невой. «Полон сумрачной заботы», Евгений громко говорит сам с собой, а потом смеется, обезумев от горя.

Наступил следующий день, Нева успокоилась, город вернулся к прежней жизни. Жители пошли на службу, возобновилась торговля.

Только Евгений не смог перенести гибели любимой, его «смятенный ум» не выдержал потрясения. Занятый мрачными мыслями, он скитался по городу, не возвращаясь домой. Так прошла сначала неделя, потом месяц. Молодой человек спал где придется, кормился подаянием. Бывало, дети бросали вслед ему камни, его стегали плети кучеров, когда он, не разбирая дороги, едва не попадал под колеса повозок. Внутренняя тревога съедала его.

«И так он свой несчастный век
Влачил, ни зверь ни человек,
Ни то ни сё, ни житель света,
Ни призрак мертвый…»

Однажды в конце лета, ночуя возле невской пристани, Евгений был разбужен наступающим ненастьем. Шел дождь, выл ветер, бурлила Нева. Вспомнив пережитый ужас наводнения, герой начал бродить по улицам. Со страхом внезапно остановился – он очутился возле дома, где спасался от бушующей реки в ночь гибели Параши. На крыльце большого нового дома все так же сидели изваяния львов, а неподалеку высился на бронзовом коне Петр. Евгений узнал и место, где

«потоп играл», и львов, и того, «чьей волей роковой под морем город основался». Именно Петра он считает виновником своего горя.

Стиснув зубы, сжав пальцы, задрожав от переполнявшей злобы, взглянул он в глаза Петра и прошептал с угрозой: «Ужо тебе!..». И вдруг бросился прочь: герою показалось, что лицо царя вспыхнуло гневом и всадник начал поворачиваться в его сторону. Всю ночь бежал Евгений от мнимого преследования Петра – куда бы ни сворачивал он, везде слышался ему топот конских копыт ожившего «медного всадника».

С тех пор всегда, когда Евгений оказывался возле памятника, он смиренно опускал глаза, снимал картуз и прижимал руку к сердцу,

«как бы смиряя его муку».

Герой так и не смог пережить потерю и прийти в себя. Мертвого «безумца» Евгения нашли весной у порога ветхой лачуги, которую наводнение занесло на безлюдный остров у взморья. Здесь же, на острове, его и похоронили.

И что в итоге?

Евгений — не смог оправиться после смерти возлюбленной, сошёл с ума, и вскоре его труп нашли на пороге пострадавшего от наводнения дома любимой девушки.

Параша — погибла во время наводнения в Петербурге.

Заключение

Рассказывая историю Евгения, автор подводит нас к выводу, что противоречия между властью и маленькими людьми не исчезают и не разрешаются – они всегда трагически взаимосвязаны. Пушкин впервые в русской литературе показал неразрешимость между государственными интересами и интересами простого человека. Именно поэтому образы главных героев в изображении автора неоднозначны: мы видим Петра – преобразователя и Петра-самодержца, Евгения – мелкого чиновника и бунтаря, возмутившегося действиями самого царя.

После чтения пересказа «Медного всадника» читатель готов к восприятию неповторимых пушкинских образов и языка поэмы.

Тест по поэме

Пройдите тест – и узнаете, как хорошо вы запомнили краткое содержание:

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Альмира Мурзабулатова

    10/11

  • Shch Dimont

    11/11

  • Павел Захаркин

    8/11

  • Юлия Хачак

    11/11

  • Валерия Абрамова

    11/11

  • Александр Дудышев

    11/11

  • Татьяна Глазкова

    11/11

  • Арина Сотникова

    11/11

  • Михаэль Смайликов

    11/11

  • Александр Тихообразов

    8/11

Рейтинг пересказа

4

Средняя оценка: 4

Всего получено оценок: 17904.


А какую оценку поставите вы?

краткое содержание и анализ произведения

«Медный всадник» Пушкина: YouTube / MyBook

Осень всегда вдохновляла Александра Сергеевича Пушкина. В 1833 году золотая пора стала для него особенно плодотворной. Результат размышлений поэта во время пребывания в Болдино — произведение «Медный всадник», краткое содержание которого, а также детальный анализ представлены ниже.

«Медный всадник»: краткое содержание

Поэма «Медный всадник», краткое содержание которой известно каждому школьнику, — это не просто вершина стихотворного искусства, но и содержательные размышления о государственности, нравственности и роли правителя в жизни населения.

Несомненно, Александр Сергеевич Пушкин, гений которого известен и за рубежом, умело воплотил в жизнь образ легендарного Петра Первого, отобразил тогдашнее настроение людей:

Вступление

Ищете краткий пересказ? «Медный всадник» начинается с описания экспозиции: на берегу Невы стоит государь Петр Великий и думает о том, какое будущее ждет это место. Тяжелое настроение передают детализированные пейзажи:

  • огромные валуны волн разбиваются о крутые берега;
  • холодный ноябрьский ветер забирается под теплую шинель;
  • взор поражает масштабность просторов, усыпанных редкими деревьями;
  • в другой стороне Невы раскинулись топкие опасные болота, на месте которых скоро возвысятся башни Петербурга.

События, которые далее происходят, связаны с главным героем — Евгением. Мелкого чиновника из обедневшего рода делает главным героем Пушкин. «Медный всадник», краткое содержание которого помогает восстановить сюжет, рассказывает о судьбе маленького человека в большом городе.

Завязка и развитие сюжета

Описывая завязку сюжета «Медный всадник» кратко, отметим, что автор так характеризует Евгения:

  • мрачный и неказистый;
  • мелкий и незначительный;
  • безликий и серый.
Завязка сюжета поэмы, буря: YouTube / MyBook

Александр Сергеевич нарочно не упоминает ни фамилию, ни возраст, ни другие детали жизни главного героя. Евгений — образ собирательный. Он часть толпы, он и есть народ, угнетенный машиной государственности. Произведение «Медный всадник» начинается картиной кручины Евгения, который в непогоду добрался до своего темного жилища в Коломне.

Главный герой влачит свое жалкое существование на посредственной работе, с посредственной платой за труды и в посредственном окружении. Но единственная его радость, отрада в этой душной серости — пылкое чувство к девушке Параше, живущей по ту сторону Невы.

Кульминация

Краткое содержание «Медного всадника» обязательно включает рассказ о непогоде, что пришла в город в ноябре. Нева вышла из берегов и затопила все поселения, что находились неподалеку. Ничто не могло унять стихию, и людям оставалось только прятаться и молить Бога о спасении. Правительство не смогло предотвратить страшную трагедию, заявив: «С Божией стихией царям не совладать».

Катастрофа уносит жизнь возлюбленной Евгения Параши, а также ее старушки-матери. Это приводит героя в шок, делает его жизнь бессмысленной.

Развязка

Поэму «Медный всадник» читать рекомендуем внимательно, ведь каждая деталь, описанная Александром Сергеевичем, играет важную роль и создает особое настроение. После смерти Параши Евгений не мог найти себе места, его существование потеряло всякий смысл.

Только спустя год, кое-как оправившись от горя, главный герой решается выразить всю свою боль, как ему кажется, виновнику трагедии — памятнику Петру Первому. Мужчина сгоряча проклинает и Петра Великого, и созданный им город, который стал трагической точкой на карте его любви. Но, конечно же, статуя беспристрастно направляет взор вдаль, не снисходя к проблеме простого смертного.

Лейтмотив поэмы «Медный всадник» — внутренняя тревога, которая нарастает. Она вынуждает Евгения слышать топот копыт коня Петра: герою кажется, что государь преследует его. В конечном итоге это погубило мелкого чиновника: рыбаки выловили его труп возле пустынного острова и похоронили.

Поэма Пушкина «Медный всадник» — яркий пример трагической судьбы маленького человека, раздавленного безжалостной машиной государства.

«Медный всадник»: анализ произведения

«Медный всадник»: о чем это произведение, каков его жанр и что пытался сказать в повествовании автор? Чтобы найти ответы на эти вопросы, внимательно изучите следующее:

«Медный всадник»: история создания

Поэма «Медный всадник», история создания которой связана с непростыми временами в жизни Пушкина, отразила антигуманную природу российской государственности. Держава переживала внутренний раскол. В России возникли два лагеря: одни всячески превозносили Петра Первого, а другие искренне считали, что в его натуре есть что-то нечистое и бесовское.

История создания поэмы Пушкина: YouTube / MyBook

Охваченный всеобщими настроениями, Александр Сергеевич отбыл в 1833 году в поместье жены Болдино. Произведение «Медный всадник» Пушкин написал в том же сезоне, завершив произведением болдинский период творчества. Поэма — квинтэссенция размышлений автора о политике, самодержавии и государственности в целом.

Тема и конфликт поэмы

«Медный всадник» — поэма, посвященная острой социальной теме отношений маленького человека и государства. Страна представляется читателю огромной безжалостной машиной, не замечающей проблем маленьких людей.

Фундаментальность государства и его масштабы отображены в названии произведения. Хоть статуя изготовлена из бронзы, автор представляет ее из меди — более тяжелого материала. Статуя масштабная и необъятная, а человек возле нее непропорционально мал и жалок.

К сожалению, конфликт человека с властью исчерпывается уже к концу поэмы, поскольку громадная машина перемалывает человека, не заметив потери.

«Медный всадник»: жанр, особенности композиции

«Медный всадник», жанр которого определяют как стихотворная реалистическая поэма, — это работа чрезвычайно глубокая в смысловом аспекте. Тут встречаются:

  • философские размышления автора;
  • исторические зарисовки;
  • великолепные пейзажи;
  • детализированный анализ личности самого Петра Первого.

Важно отметить композицию произведения. Она кардинально отличается от похожих произведений тем, что поэма имеет открытый финал:

  1. Каждый читатель сам делает выводы и рисует тот эпилог, который, на его взгляд, уместен.
  2. Эксперты говорят о масштабе повествования: рассказ о личности Петра Великого, его деяниях и основании города на Неве — произведение в произведении.
Особенности композиции и жанр поэмы Пушкина: YouTube / MyBook

Отметим легкий, незатейливый, простой слог автора в рассказе о жизни маленького чиновника Евгения. Это добавляет атмосферность повествованию. Как только вектор внимания перемещается на личность Петра, то речь становится пафосной, витиеватой и величавой.

Поэма Пушкина «Медный всадник»: главные герои

Вся поэма строится на контрасте двух главных героев:

  • Петра Великого;
  • мелкого чиновника Евгения.

Петр — могущественный, одиозный самодержец, одержимый идеей величия Российской империи. Он мыслит масштабно, амбициозно, смело и порой поступает жестоко. Он идет на риск, пренебрегая нуждами маленьких людей, своего народа. Он делает это для развития России, но не во благо обычных людей.

Личность Евгения — полная противоположность Петру. Он жалкий, ничтожный и серый. Он частичка безликой массы, но при этом герой переживает личную драму. Судьба маленького человека трагична и жестока, а равнодушие государства и окружающих делает картину еще печальнее.

«Медный всадник» — произведение-загадка, над расшифровкой которой трудятся литературоведы десятилетиями. Статья поможет приблизиться к пониманию авторского замысла.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/family/school/1874338-mednyj-vsadnik-kratkoe-soderzanie-i-analiz-proizvedenia/

Пушкин, Александр (1799–1837) — Медный всадник: Петербургская повесть

(Повесть о Петербурге)

«Нева в Санкт-Петербурге зимой»
Теодор Хильдебрандт, 1844
Рейксмузеум

Переведено А. С. Клайном © Copyright 2021 Все права защищены

Эта работа может быть свободно воспроизведена, храниться и передаваться в электронном или ином виде для любого 0015 некоммерческое назначение .
Применяются условия и исключения.


Содержание

  • Предисловие
  • Введение
  • Часть первая
  • Часть вторая
Предисловие

События, описанные в рассказе, основаны на фактах. Подробности наводнения (1824 г.) взяты из современных записей. Любопытные могут сослаться на отчет (1826 г.) Василия Николаевича Берха, географа и историка.

Введение

На том берегу, охваченном волнами и пустынном,

В задумчивости он стоял; пристально

Глядя в сторону моря, в то время как сильная

Река, широкая перед ним, медленно

Увлекла за собой лишь одну утлую лодочку.

По всей его длине берег болотистый

Моховые хижины немногие могли похвастаться,

Чехонцы скудное жилище;

Пока земля, окутанная туманом, принимала гостей

Лесам, окутанным светом,

Где вздыхали сосны. «Отсюда, — думал он, —

Мы будем угрожать дерзкому шведу, а здесь

Город будет построен, чтобы помешать

Нашему надменному соседу, живущему поблизости.

Природа предназначила ей быть

Окном в Европу, а мы

Стоим твердо у волны;

И будут развеваться флаги всех земель,

Океанариумы, и таким образом узнать землю,

Что эти давно неизвестные воды омывают.’

Сто лет назад – и ныне,

Юный город, богатый красотой,

Лес и болото, укрощенное его обетом,

Поднимается дивно и гордо,

Где когда-то финский рыбак,

Тот грустный приемный — дитя природы,

На этих плоских берегах, на всю жизнь

Закиньте свою хрупкую сеть над водой;

И здесь на земле множество

Дворцов; они тянутся вдоль побережья,

Толпа башен, прекрасных и стройных,

И из уголков земли,

Корабли приходят, толкаясь, к причалу,

Чтобы увидеть город в его великолепии;

Нева, одетая в гранит, течет

Под прочными мостами; сады, там,

Украшают ее острова, ее доли красоты;

Темно-зеленый на фоне синей воды.

Столица наша, тем моложе,

Старая Москва кажется поблекшей,

Как рядом новая царица,

Вдовствующая императрица кажется пресытившейся.

Люблю тебя, создание Петра,

Люблю тебя, милостивый и строгий;

Мощное возлияние Невы,

Берег гранитный, такой чистый и ясный;

Ваши чугунные узорчатые перила;

Твои задумчивые ночи безлунного света,

Бесконечные вечера прозрачных сумерек,

Когда, без лампы, я еще читаю и пишу,

Пока видны спящие дома

Неподвижный, бледный, над улицами внизу,

Шпиль Адмиралтейства еще светится;

В то время как, даря полчаса ночи,

Один полусвет сменяется другим,

Не позволяя тьме

Те последние позолоченные облака задушить,

И еще осветляя безмолвный парк.

Люблю я твои зимы, суровые от мороза,

Воздух тихий, лица девушек румянее

Чем багровые розы, на свою цену,

По реке мчались сани;

Громкий шум, яркий свет, мяч, игра

Карты вечером, праздное пьянство,

Чаша для пунша, окутанная синим пламенем,

Шипение звона заряженных стаканов.

Я люблю смотреть на воинственную мощь

Зашевелить Марсово поле, красота,

Однообразно, пехоты,

Колышущаяся конница, вечно

В гармонии, высоко поднятые знамена, бой,

Латунные шлемы, сверкающие на свету;

Закаленные в боях, гордо идут.

Я люблю тебя, воинственная столица,

Поднимающийся дым, грохот пушек,

Когда наша Царица добавляет смертного

Сына в Имперский магазин.

Или Россия, снова торжествуя,

Побеждает сломленного врага;

Или когда, трескаясь, голубой лед,

Нева несет его к морю,

Радуясь рождению Весны.

Гордо стой, Петров великий град,

Стихия, ныне покоренная, наконец

В мире с тобою; и, наконец,

Пусть останется в прошлом финская вражда

Эти волны в своем плену

Все еще несут для вас; пусть забудут

Чтоб шевелиться в напрасной злобе,

Иль беспокоить нескончаемый сон Петра!

Страшное время было… Я храню

Память о нем свежа, как никогда;

Друзья мои, я расскажу одну историю,

Те печальные дни, которые я буду помнить,

Повесть о горе, как это случилось.

Часть первая

Ноябрь, холод, осень, грусть,

Дыхание над потемневшим Петроградом,

Воды плещутся, шумно,

У границ города,

Нева, как терпеливая, усталая,

Ворочается, беспокойно.

Было уже поздно, дождь

Сердито стучал в стекло,

Ветер завывал, скорбно,

Когда домой от дорогих друзей пришел

Молодой человек, по имени Евгений…

По крайней мере я его так назову, правда

Это один я знаю, из многих строк,

И тогда звук кажется прекрасным,

Он действительно вытекает из моего пера.

Его фамилия нам не понадобится;

Но за многие дни минувшие,

Быть может, свет его засиял бы,

Он мог бы привлечь внимание Карамзина,

Тот, на котором была основана какая-то сказка,

Забытая теперь славой или слухами,

Помнят только в Коломне.

Наш герой писарь, служит скромно,

И знатностью не хвалится,

О своих умерших предках не думает,

Ни древних времен, ныне давно забытых.

Дома Евгений (или Евгений!)

Снял пальто, разделся, лег,

Но не уснул, в мыслях утонул,

О том, где был и где был,

И чего еще? Что он был беден,

Принужден к труду, навсегда,

Чтобы сохранить свою независимость,

Его честь и его самоуважение;

Что Бог был скуп, и поэтому

И мозги, и богатство отвергли

В его даре; что были

Прекрасные люди, казавшиеся гораздо более счастливыми,

Тупоголовые ленивцы, праздные, но блаженные!

Что он проработал всего два года;

Что этот дождь, усиливая его страхи,

Никогда не кончится; а в остальном,

Что река полною быстро встала,

Мосты замкнули, так быстро,

Чтоб не увидела его Параша,

Казалось, дня два-три.

И тут Евгений глубоко вздохнул,

И тогда он мечтал, как всякий поэт:

«Женитьба? Почему бы не пройти его?

Хотя есть всякая трудность;

Я молод, я здоров, и я вполне

Готов работать день и ночь;

Я найду нам место для ночлега,

Где Параша будет довольна,

Просто, скромно, платить не много.

Год-два затраченных усилий –

Тогда я выиграю повышение; пока она

Я доверю родить нашу семью,

Растить детей, без суеты…

И так, будем жить, так и умрем,

Рука об руку; и, со слезами на глазах,

Внуки нас похоронят…»

Так он мечтал. И полный печали

Всю эту ночь он дремал и желал

Не так выл ураган,

И чтобы дождь не настаивал

На стук в оконное стекло,

Так гневно… пока, наконец,

Он закрыл глаза. И вот дневной

Бледный свет снова засиял ясно,

Сквозь густой ночной туман…

Страшный рассвет!

Всю ночь, Нева,

Текла к морю, против бури…

Ее кипящие волны, могучий рой,

Не силою побеждать…

К утру явились толпы,

Толпящие речные берега и берег,

Струи брызг, взметнутые заново,

Из пенящегося рева воды.

Ветры Персидского залива теперь заблокированы и преграждены,

Нева, бурлящая, сорванная, гневная,

Таким образом, отброшенная еще раз, обрушилась тяжело

На ее острова, глубоко затопленные.

Погода все усиливалась в ярости,

Набухшая река, громко мчалась,

Бурлила и бурлила, яростный котел,

И тогда, одичавший зверь, понесся

К городу, пока, до нее,

Она возила все вещи, пока все кругом

Было свободное время, под землей,

Подвалы заполнены; грязная вода льется

Сквозь решетки, еще глубже сверлит;

До утопления Петрополис стоял теперь,

Как Тритон, по пояс посреди потока.

В атаку! Атаковать! Волна за волной вздымается

В окна – дерзкие, как воры

Входят – лодки разбивают стекла.

Плаван из подносов плывет, посреди остается

Изб, бревен, и подпорок, и коньков,

Доски и рельсы, разрушенных мостов,

Пока гробы с кладбища плывут

По улицам! Народ боится

Божий гнев, Судный день уже настал.

Еда, кров, все надежды должны рухнуть!

Кто предоставит? В тот страшный год

Покойный царь правил еще, Александр,

Великой славы; теперь оглушенный, он стоял,

На своем балконе, над потоком,

И бормотал: «Ни один король не может овладеть

Божьими стихиями».

Хаос там, внизу, все, что

Широкое озеро, которое воды теперь сделали,

К которому улицы еще больше перенесли,

Широкие реки, текущие вокруг острова,

Его дворец, посреди воды пришвартованный.

Царь говорил; его генералы укомплектованы

Каждой последней лодкой, и однажды на борту

Плыли по улицам, как дальним, так и ближним,

Пренебрегая опасностью, принося спасение

Косякам полуутонувших людей, которые

Были подавлены потерей и страхом.

И там, где на Петровской площади

Возвышался новопостроенный особняк, как раз там,

Где на высоком портике,

Два льва стоят на страже двери,

Как живые, с поднятой лапой,

Крест в руках, вот так,

Евгений, бледный и полный горя,    

Сел на мраморную спину одной твари,

И не страшный натиска бури,

За другого опасаясь, он

Не слышно какофонии ветра,

Не видя, как поднялась вода

Подошвы умылись, так жадно,

И дождя не почувствовали, в грустной позе,

Шляпа хлестала с него свирепо;

Вместо этого его отчаянный взгляд был неподвижен

В какой-то дальней точке, когда сердитые волны

Поднялись из глубины и, бушуя, смешались,

Вырывая мертвецов из могил,

И, горно, возвышаясь, на высоте,

Где плавали обломки небо,

Плывущий, бесцельный… О Боже, да, там –

Близко к волнам, недалеко откуда,

Верба, сломанный забор,

Ветхая хижина, служившая единственной защитой,

Для вдовы и ее дочери

Его Параша – сон ли это,

Просто сон, в котором он ее искал?

Или вся наша жизнь, ее яркий отблеск,

Лишь пустой сон, от рождения;

Шутка небес против Земли?

Там он сидел, как заколдованный,

И к этой мраморной твари прицепился,

Не в силах слезть! Пока, широко,

Вода раскинулась во все стороны!

И, повернувшись к нему спиной, в своей мощи,

Над гневным течением Невы,

На все еще непоколебимой высоте,

Его рука, протянутая справа,

Большой бронзовый идол на коне.

Часть вторая

Но ныне пресытившись разрушеньем,

И утомившись от слепого высокомерия,

Нева кончила свой натиск,

Гордясь негодованием своим,

Покинув добычу; действие

Банды головорезов, грабящих

Какая-то бедная ничего не подозревающая деревня,

Почти то же самое; боль, удары,

Крики, вой, так оно и есть!…

Потом отягощенные своим грабежом,

Измученные, боящиеся скорой погони,

Бандиты исчезают со своей добычей,

Рассыпая свои объедки, хаотично.

Воды ушли, улицы освободились,

И Евгений, почти немой

Надеждой и тоской, страхом,

Преследовал быстро удаляющуюся Неву;

Но, не смирившись, разгневанная река

Торжествуя в своей победе,

Все еще бурлят и бурлят,

Воды пенятся в ложе,

Словно пламя под ними бурлит,

Пока тяжело дышит река,

Словно мчится конь в битве.

Евгений вгляделся и увидал лодку;

Находка – целая и все еще на плаву;

Позвал беззаботного паромщика,

Кто рискнет в коварную воду,

За монету — червонец, серебро —

И вот, к лодке Евгений побежал.

Долго сражался искусный гребец

Бурные воды, ищущие землю,

Путешествие отважного путешественника, чреватое

Опасностями; тем не менее, подброшенные высоко и пойманные

Бурлящими волнами с обеих сторон,

Они достигли берега, наконец.

Потом он

Искал, по улицам, когда-то знакомым,

И теперь все обратились к одному похожему

Водянистая пустошь, грустно видеть!

По бокам лежит промокший мусор,

Влажные руины, открытые небу;

Вот зияющий фасад, там

Разрушенный дом, стены обнажённые,

Волны омывают; а вокруг

трупов, как на каком-то поле боя.

Евгений, измученный страхом

Утомленный мыслями невыносимыми,

Бежал быстро, как сумасшедший,

Стремительно, по улицам, туда, где

Судьба ждала теперь, лицом неявным,

Как с каким-то письмом, плотно запечатанным;

Вот залив, все будет известно,

Коттедж рядом, правда открылась. ..

Что это?

Он остановился, потом пошел обратно

Его шаги… повернули… снова посмотрели… и столкнулись с

Ива, все еще стоящая — конечно,

Ворота были здесь когда-то? Больше не надо; он

Кружился быстро, ум полон забот,

Пытаясь понять все это,

Бегал туда-сюда и повсюду,

Окруженный мыслями, которые должны быть ужасны.

Никаких следов хижины он не увидел.

Он ударил себя по лбу, вдруг,

И громко расхохотался.

Быстро опустилась ночь;

Туман окутал дрожащий город;

Оставшиеся, без надежды на сон,

Между собой несли бдение,

И говорили о прошедшем дне.

Свет зари,

Сквозь бледные тучи, тусклые на вид,

Взглянув на столицу, внизу

И осветили улицы, уже свободные от увядания,

Все вещи окутаны малиновым сиянием.

Многие больные однажды исправлены,

Порядок, возвращенный, рассеявший ночь;

Дороги и тротуары теперь были свободны,

Народ бродил беззаботно,

Чиновничество снова ушло на работу,

Пока храбрый купец, с магазином

Товаров Нева не взяла,

Собрал все, что он не потерял,

Готов продать свои акции и возместить

убытки за счет соседа.

Теперь вывезли севшие на мель лодки.

Из сырых дворов.

И граф Хвостов,

Поэт возлюбленный Музы,

Стремительно, в бессмертных стихах, весть

Скоро творил, для каждого Романова.

А вот мой бедный Евгений…

Его беспокойный разум не выдержал

Удар так жестоко ударил его,

Бунтующие волны по обе стороны

Невская суматоха, рев ветра,

В ушах зазвенело и, все беспилотные,

Он бродил по тому пустынному берегу,

Мучимый кошмарной мыслью.

Прошла неделя, месяц – нежданный,

В свои комнаты он больше не возвращался,

И его бедная квартира была приобретена,

Вскоре сдана, когда срок истек,

Какому-то поэту; теперь, путешествуя налегке,

Не обращая внимания на мир, он заблудился,

Спящий ночью у причалов,

Из объедков нищего он готовил еду.

Он был жалким зрелищем;

Разорванная одежда показала его бедность,

Теперь каждый шов разорван и изношен;

В него дети бросали камни;

И с тех пор, как он бродил по дороге,

Многие кучеры стегали ему кости;

Слишком ошеломленный, чтобы заметить, он зашагал дальше;

Несмотря на внешний шум и яркий свет,

Глухой ко всему, кроме собственных мыслей,

Свою печальную компанию, которую он искал

Внутренний мир печали и забот.

Итак, он затянул свой бренный срок

Оставшись, ни зверь, ни человек,

Ни то, ни сё, без места,

В этом мире или в том… вид,

У Невы, лето тихое

Превратился в осень, где он спал,

Порывистый ветер бдения хранил,

Тенистая волна плескалась о берег,

Как какой-то проситель у двери,

Неуслышанный по справедливости, а пена

По гранитным ступеням бей домой.

Спящий проснулся, воздух был мрачен,

Холодный ветер уныло вздохнул,

Дождь полил, как вдалеке, какой-то часовой

Позвал, и вскочил наш Евгений…

Прошлое, ужасы он вспомнил ,

Он споткнулся, торопливо, ошарашенный,

По набережной, и вдруг

Остановившись, с диким выражением лица,

Оказался под величественными

Столпами Особняка; там, на месте

Как стражи, как живые, лапы воздев,

Сидели два каменных льва, не удивившись,

И там, на его гранитной высоте,

Над сумрачным течением Невы,

Его рука простерта к ночи,

Большой бронзовый идол на коне.

Евгений вздрогнул. Страх покинул

Его разум и принес новую ясность;

Он знал то место, где когда-то,

Волны на бурю питались,

Разгневанный, в своем диком бунте.

Он знал львов и особняк,

Квадрат, и маячит, неподвижно,

Тот, кто с безграничной волей,

Город на болоте основан;

Его бронзовая голова окутана тьмой…

Грозный, в глубине ночи!

Какие мысли рождаются на этом лбу!

Что означает эта скрытая сила!

А в этом коне какая огненная сила!

Куда ты скачешь, гордый конь?

Куда опустятся твои поднятые копыта?

О Владыка Судьбы, не так ли,

Поднял Россию, на задних лапах, к небу,

Железным удилом обуздал, вознес

На страшный край пропасти?

Наш бедный сумасшедший ходил кругом,

До его взгляда развернулось лицо

Того, кто оседлал полмира;

И там, перед ним, стоял на своем.

В груди было тесно, лоб холодный

У перил. Накатили темные туманы

На его взгляд; его кровь кипела,

Евгений стоял мрачно,

Перед этим гордым бронзовым чучелом,

Со стиснутыми зубами, сжимая кулаки,

Словно одержимый какой-то темной силой,

!’ –

Он бормотал, трясясь, мстительно –

«Прекрасная работа!» потом, спотыкаясь на своем пути,

Он бежал сломя голову, ибо вдруг,

Казалось ему, могучий Царь,

повернул голову, пока, далеко

Внутри глубокое пламя полыхало, гневно…

Он бежал по пустой площади,

Но слышал звук, позади него —

Очень похожий на грохот грома —

Тяжелых копыт; мостовая под Ним

Громко звенела и, казалось, двигалась,

Ибо освещалась бледной луной, вверху,

Его правая рука простерта к небу,

Быстро шел Медный Всадник,

На своем быстром коне, что маячил высоко;

И всю ночь бедный безумец,

Куда ни ступни ступни,

Слышал, в погоне, Медный Всадник,

За спиной стучали огромные копыта.

С этого момента всякий раз, когда

Ему случалось входить в ту же площадь,

Смущение наполняло его лицо; кроме того,

Он схватился бы за сердце, в тихом отчаянии,

И, быстро, в виноватом ужасе,  

Как бы сознавшись в какой-то ошибке,

Не стремясь теперь поднять глаза,

Он прошёл бы мимо.

Остров лежит

Недалеко от берега, а там

Какой-нибудь рыбак может высадить свой улов,

И пообедать ночью; или какой-нибудь клерк звонит,

Одно воскресенье, и его молчание долей.

На нем не растет ни травинки,

Там наводнение, надо полагать,

В своих широких блужданиях туда и сюда,

Повалило на мель разбитую хижину,

остался на месте,

И лежал над приливным потоком,

Как черный куст, утонувший и выброшенный на мель.

Баржа прошлой весной бросила якорь там,

В то время как бригада рабочих приземлилась,

Чтобы загрузить ее бревна, сухие и голые;

И у его порога, там нашли,

Наш сумасшедший лежит, холодный и мертвый;

И, подняв его на ноги и голову,

Похоронили его в этой священной земле.

Конец «Медного всадника»

Медный всадник | стихотворение Пушкина

  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • В этот день в истории
  • Викторины
  • Подкасты
  • Словарь
  • Биографии
  • Резюме
  • Популярные вопросы
  • Инфографика
  • Демистификация
  • Списки
  • #WTFact
  • Товарищи
  • Галереи изображений
  • Прожектор
  • Форум
  • Один хороший факт
  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Britannica объясняет
    В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы.
  • Britannica Classics
    Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica.
  • Demystified Videos
    В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
  • #WTFact Видео
    В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти.
  • На этот раз в истории
    В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
  • Студенческий портал
    Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д.
  • Портал COVID-19
    Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня.
  • 100 женщин
    Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *