Пушкин — Медный всадник: Читать полностью поэму Александра Сергеевича Пушкина
Вступление
На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн,
И вдаль глядел. Пред ним широко
Река неслася; бедный чёлн
По ней стремился одиноко.
По мшистым, топким берегам
Чернели избы здесь и там,
Приют убогого чухонца;
И лес, неведомый лучам
В тумане спрятанного солнца,
Кругом шумел.
И думал он:
Отсель грозить мы будем шведу,
Здесь будет город заложен
На зло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно,
Ногою твердой стать при море.
Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам,
И запируем на просторе.
Прошло сто лет, и юный град,
Полнощных стран краса и диво,
Из тьмы лесов, из топи блат
Вознесся пышно, горделиво;
Где прежде финский рыболов,
Печальный пасынок природы,
Один у низких берегов
Бросал в неведомые воды
Свой ветхой невод, ныне там
По оживленным берегам
Громады стройные теснятся
Дворцов и башен; корабли
Толпой со всех концов земли
К богатым пристаням стремятся;
В гранит оделася Нева;
Мосты повисли над водами;
Темно-зелеными садами
Ее покрылись острова,
И перед младшею столицей
Померкла старая Москва,
Как перед новою царицей
Порфироносная вдова.
Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит,
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск безлунный,
Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады,
И ясны спящие громады
Пустынных улиц, и светла
Адмиралтейская игла,
И, не пуская тьму ночную
На золотые небеса,
Одна заря сменить другую
Спешит, дав ночи полчаса.
Люблю зимы твоей жестокой
Недвижный воздух и мороз,
Бег санок вдоль Невы широкой,
Девичьи лица ярче роз,
И блеск, и шум, и говор балов,
А в час пирушки холостой
Шипенье пенистых бокалов
И пунша пламень голубой.
Люблю воинственную живость
Потешных Марсовых полей,
Пехотных ратей и коней
Однообразную красивость,
В их стройно зыблемом строю
Лоскутья сих знамен победных,
Сиянье шапок этих медных,
На сквозь простреленных в бою.
Люблю, военная столица,
Твоей твердыни дым и гром,
Когда полнощная царица
Дарует сына в царской дом,
Или победу над врагом
Россия снова торжествует,
Или, взломав свой синий лед,
Нева к морям его несет
И, чуя вешни дни, ликует.
Красуйся, град Петров, и стой
Неколебимо как Россия,
Да умирится же с тобой
И побежденная стихия;
Вражду и плен старинный свой
Пусть волны финские забудут
И тщетной злобою не будут
Тревожить вечный сон Петра!
Была ужасная пора,
Об ней свежо воспоминанье…
Об ней, друзья мои, для вас
Начну свое повествованье.
Печален будет мой рассказ.
Часть первая
Над омраченным Петроградом
Дышал ноябрь осенним хладом.
Плеская шумною волной
В края своей ограды стройной,
Нева металась, как больной
В своей постеле беспокойной.
Уж было поздно и темно;
Сердито бился дождь в окно,
И ветер дул, печально воя.
В то время из гостей домой
Пришел Евгений молодой…
Мы будем нашего героя
Звать этим именем. Оно
Звучит приятно; с ним давно
Мое перо к тому же дружно.
Прозванья нам его не нужно,
Хотя в минувши времена
Оно, быть может, и блистало
И под пером Карамзина
В родных преданьях прозвучало;
Но ныне светом и молвой
Оно забыто. Наш герой
Живет в Коломне; где-то служит,
Дичится знатных и не тужит
Ни о почиющей родне,
Ни о забытой старине.
Итак, домой пришед, Евгений
Стряхнул шинель, разделся, лег.
Но долго он заснуть не мог
В волненье разных размышлений.
О чем же думал он? о том,
Что был он беден, что трудом
Он должен был себе доставить
И независимость и честь;
Что мог бы бог ему прибавить
Ума и денег. Что ведь есть
Такие праздные счастливцы,
Ума недальнего, ленивцы,
Которым жизнь куда легка!
Что служит он всего два года;
Он также думал, что погода
Не унималась; что река
Всё прибывала; что едва ли
С Невы мостов уже не сняли
И что с Парашей будет он
Дни на два, на три разлучен.
Евгений тут вздохнул сердечно
И размечтался, как поэт:
«Жениться? Мне? зачем же нет?
Оно и тяжело, конечно;
Но что ж, я молод и здоров,
Трудиться день и ночь готов;
Уж кое-как себе устрою
Приют смиренный и простой
И в нем Парашу успокою.
Пройдет, быть может, год-другой —
Местечко получу, Параше
Препоручу семейство наше
И воспитание ребят…
И станем жить, и так до гроба
Рука с рукой дойдем мы оба,
И внуки нас похоронят…»
Так он мечтал. И грустно было
Ему в ту ночь, и он желал,
Чтоб ветер выл не так уныло
И чтобы дождь в окно стучал
Не так сердито…
Сонны очи
Он наконец закрыл. И вот
Редеет мгла ненастной ночи
И бледный день уж настает…
Ужасный день!
Нева всю ночь
Рвалася к морю против бури,
Не одолев их буйной дури…
И спорить стало ей невмочь…
Поутру над ее брегами
Теснился кучами народ,
Любуясь брызгами, горами
И пеной разъяренных вод.
Но силой ветров от залива
Перегражденная Нева
Обратно шла, гневна, бурлива,
И затопляла острова,
Погода пуще свирепела,
Нева вздувалась и ревела,
Котлом клокоча и клубясь,
И вдруг, как зверь остервенясь,
На город кинулась. Пред нею
Всё побежало, всё вокруг
Вдруг опустело — воды вдруг
Втекли в подземные подвалы,
К решеткам хлынули каналы,
И всплыл Петрополь как тритон,
По пояс в воду погружен.
Осада! приступ! злые волны,
Как воры, лезут в окна. Челны
С разбега стекла бьют кормой.
Лотки под мокрой пеленой,
Обломки хижин, бревны, кровли,
Товар запасливой торговли,
Пожитки бледной нищеты,
Грозой снесенные мосты,
Гроба с размытого кладбища
Плывут по улицам!
Народ
Зрит божий гнев и казни ждет.
Увы! всё гибнет: кров и пища!
Где будет взять?
В тот грозный год
Покойный царь еще Россией
Со славой правил. На балкон,
Печален, смутен, вышел он
И молвил: «С божией стихией
Царям не совладеть». Он сел
И в думе скорбными очами
На злое бедствие глядел.
Стояли стогны озерами,
И в них широкими реками
Вливались улицы. Дворец
Казался островом печальным.
Царь молвил — из конца в конец,
По ближним улицам и дальным
В опасный путь средь бурных вод
Его пустились генералы
Спасать и страхом обуялый
И дома тонущий народ.
Тогда, на площади Петровой,
Где дом в углу вознесся новый,
Где над возвышенным крыльцом
С подъятой лапой, как живые,
Стоят два льва сторожевые,
На звере мраморном верхом,
Без шляпы, руки сжав крестом,
Сидел недвижный, страшно бледный
Евгений. Он страшился, бедный,
Не за себя. Он не слыхал,
Как подымался жадный вал,
Ему подошвы подмывая,
Как дождь ему в лицо хлестал,
Как ветер, буйно завывая,
С него и шляпу вдруг сорвал.
Его отчаянные взоры
На край один наведены
Недвижно были. Словно горы,
Из возмущенной глубины
Вставали волны там и злились,
Там буря выла, там носились
Обломки… Боже, боже! там —
Увы! близехонько к волнам,
Почти у самого залива —
Забор некрашеный, да ива
И ветхий домик: там оне,
Вдова и дочь, его Параша,
Его мечта… Или во сне
Он это видит? иль вся наша
И жизнь ничто, как сон пустой,
Насмешка неба над землей?
И он, как будто околдован,
Как будто к мрамору прикован,
Сойти не может! Вкруг него
Вода и больше ничего!
И, обращен к нему спиною,
В неколебимой вышине,
Над возмущенною Невою
Стоит с простертою рукою
Кумир на бронзовом коне.
Часть вторая
Но вот, насытясь разрушеньем
И наглым буйством утомясь,
Нева обратно повлеклась,
Своим любуясь возмущеньем
И покидая с небреженьем
Свою добычу. Так злодей,
С свирепой шайкою своей
В село ворвавшись, ломит, режет,
Крушит и грабит; вопли, скрежет,
Насилье, брань, тревога, вой!..
И, грабежом отягощенны,
Боясь погони, утомленны,
Спешат разбойники домой,
Добычу на пути роняя.
Вода сбыла, и мостовая
Открылась, и Евгений мой
Спешит, душою замирая,
В надежде, страхе и тоске
К едва смирившейся реке.
Но, торжеством победы полны,
Еще кипели злобно волны,
Как бы под ними тлел огонь,
Еще их пена покрывала,
И тяжело Нева дышала,
Как с битвы прибежавший конь.
Евгений смотрит: видит лодку;
Он к ней бежит как на находку;
Он перевозчика зовет —
И перевозчик беззаботный
Его за гривенник охотно
Чрез волны страшные везет.
И долго с бурными волнами
Боролся опытный гребец,
И скрыться вглубь меж их рядами
Всечасно с дерзкими пловцами
Готов был челн — и наконец
Достиг он берега.
Несчастный
Знакомой улицей бежит
В места знакомые. Глядит,
Узнать не может. Вид ужасный!
Всё перед ним завалено;
Что сброшено, что снесено;
Скривились домики, другие
Совсем обрушились, иные
Волнами сдвинуты; кругом,
Как будто в поле боевом,
Тела валяются. Евгений
Стремглав, не помня ничего,
Изнемогая от мучений,
Бежит туда, где ждет его
Судьба с неведомым известьем,
Как с запечатанным письмом.
И вот бежит уж он предместьем,
И вот залив, и близок дом…
Что ж это?..
Он остановился.
Пошел назад и воротился.
Глядит… идет… еще глядит.
Вот место, где их дом стоит;
Вот ива. Были здесь вороты —
Снесло их, видно. Где же дом?
И, полон сумрачной заботы,
Все ходит, ходит он кругом,
Толкует громко сам с собою —
И вдруг, ударя в лоб рукою,
Захохотал.
Ночная мгла
На город трепетный сошла;
Но долго жители не спали
И меж собою толковали
О дне минувшем.
Утра луч
Из-за усталых, бледных туч
Блеснул над тихою столицей
И не нашел уже следов
Беды вчерашней; багряницей
Уже прикрыто было зло.
В порядок прежний всё вошло.
Уже по улицам свободным
С своим бесчувствием холодным
Ходил народ. Чиновный люд,
Покинув свой ночной приют,
На службу шел. Торгаш отважный,
Не унывая, открывал
Невой ограбленный подвал,
Сбираясь свой убыток важный
На ближнем выместить. С дворов
Свозили лодки.
Граф Хвостов,
Поэт, любимый небесами,
Уж пел бессмертными стихами
Несчастье невских берегов.
Но бедный, бедный мой Евгений …
Увы! его смятенный ум
Против ужасных потрясений
Не устоял. Мятежный шум
Невы и ветров раздавался
В его ушах. Ужасных дум
Безмолвно полон, он скитался.
Его терзал какой-то сон.
Прошла неделя, месяц — он
К себе домой не возвращался.
Его пустынный уголок
Отдал внаймы, как вышел срок,
Хозяин бедному поэту.
Евгений за своим добром
Не приходил. Он скоро свету
Стал чужд. Весь день бродил пешком,
А спал на пристани; питался
В окошко поданным куском.
Одежда ветхая на нем
Рвалась и тлела. Злые дети
Бросали камни вслед ему.
Нередко кучерские плети
Его стегали, потому
Что он не разбирал дороги
Уж никогда; казалось — он
Не примечал. Он оглушен
Был шумом внутренней тревоги.
И так он свой несчастный век
Влачил, ни зверь ни человек,
Ни то ни сё, ни житель света,
Ни призрак мертвый…
Раз он спал
У невской пристани. Дни лета
Клонились к осени. Дышал
Ненастный ветер. Мрачный вал
Плескал на пристань, ропща пени
И бьясь об гладкие ступени,
Как челобитчик у дверей
Ему не внемлющих судей.
Бедняк проснулся. Мрачно было:
Дождь капал, ветер выл уныло,
И с ним вдали, во тьме ночной
Перекликался часовой…
Вскочил Евгений; вспомнил живо
Он прошлый ужас; торопливо
Он встал; пошел бродить, и вдруг
Остановился — и вокруг
Тихонько стал водить очами
С боязнью дикой на лице.
Он очутился под столбами
Большого дома. На крыльце
С подъятой лапой, как живые,
Стояли львы сторожевые,
И прямо в темной вышине
Над огражденною скалою
Кумир с простертою рукою
Сидел на бронзовом коне.
Евгений вздрогнул. Прояснились
В нем страшно мысли. Он узнал
И место, где потоп играл,
Где волны хищные толпились,
Бунтуя злобно вкруг него,
И львов, и площадь, и того,
Кто неподвижно возвышался
Во мраке медною главой,
Того, чьей волей роковой
Под морем город основался…
Ужасен он в окрестной мгле!
Какая дума на челе!
Какая сила в нем сокрыта!
А в сем коне какой огонь!
Куда ты скачешь, гордый конь,
И где опустишь ты копыта?
О мощный властелин судьбы!
Не так ли ты над самой бездной
На высоте, уздой железной
Россию поднял на дыбы?
Кругом подножия кумира
Безумец бедный обошел
И взоры дикие навел
На лик державца полумира.
Стеснилась грудь его. Чело
К решетке хладной прилегло,
Глаза подернулись туманом,
По сердцу пламень пробежал,
Вскипела кровь. Он мрачен стал
Пред горделивым истуканом
И, зубы стиснув, пальцы сжав,
Как обуянный силой черной,
«Добро, строитель чудотворный! —
Шепнул он, злобно задрожав, —
Ужо тебе!. .» И вдруг стремглав
Бежать пустился. Показалось
Ему, что грозного царя,
Мгновенно гневом возгоря,
Лицо тихонько обращалось…
И он по площади пустой
Бежит и слышит за собой —
Как будто грома грохотанье —
Тяжело-звонкое скаканье
По потрясенной мостовой.
И, озарен луною бледной,
Простерши руку в вышине,
За ним несется Всадник Медный
На звонко-скачущем коне;
И во всю ночь безумец бедный,
Куда стопы ни обращал,
За ним повсюду Всадник Медный
С тяжелым топотом скакал.
И с той поры, когда случалось
Идти той площадью ему,
В его лице изображалось
Смятенье. К сердцу своему
Он прижимал поспешно руку,
Как бы его смиряя муку,
Картуз изношенный сымал,
Смущенных глаз не подымал
И шел сторонкой.
Остров малый
На взморье виден. Иногда
Причалит с неводом туда
Рыбак на ловле запоздалый
И бедный ужин свой варит,
Или чиновник посетит,
Гуляя в лодке в воскресенье,
Пустынный остров. Не взросло
Там ни былинки. Наводненье
Туда, играя, занесло
Домишко ветхой. Над водою
Остался он как черный куст.
Его прошедшею весною
Свезли на барке. Был он пуст
И весь разрушен. У порога
Нашли безумца моего,
И тут же хладный труп его
Похоронили ради бога.
Анализ поэмы «Медный всадник» Пушкина
Поэма «Медный всадник» — многоплановое произведение с серьезным философским смыслом. Пушкин создал ее в 1833 г., в один из наиболее плодотворных «болдинских» периодов. Сюжет поэмы основан на реальном событии – страшном петербургском наводнении 1824 г., которое унесло большое количество человеческих жизней.
Главная тема произведения – противостояние власти и «маленького» человека, который решается на бунт и терпит неизбежное поражение. «Вступление» к поэме восторженно описывает «град Петров». «Люблю тебя, Петра творенье» — известная строка из поэмы, которую часто цитируют, чтобы выразить свое отношение к Петербургу. Описание города и его быта выполнено Пушкиным с большой любовью и художественным вкусом. Оно завершается величественным сравнением Петербурга с самим государством – «…стой неколебимо, как Россия».
Первая часть резко контрастирует со вступлением. В ней описан скромный чиновник, «маленький» человек, отягощенный тяжелой жизнью. Его существование ничтожно на фоне огромного города. Единственная радость Евгения в жизни – мечта о браке с любимой девушкой. Семейное будущее для него еще туманно («быть может… местечко получу»), но молодой человек полон сил и надеется на будущее.
Пушкин переходит к описанию внезапного стихийного бедствия. Природа словно бы мстит человеку за его самоуверенность и гордыню. Город был заложен Петром по личной прихоти, особенности климата и местности совершенно не были учтены. В этом смысле показательна фраза, которую автор приписывает Александру I: «С Божией стихией царям не совладать».
Страх перед потерей любимой приводит Евгения к памятнику – Медному всаднику. Один из главных символов Петербурга предстает в своем зловещем тираническом облике. «Кумиру на бронзовом коне» нет никакого дела до страданий обычных людей, он упивается своим величием.
Вторая часть еще более трагична. Евгений узнает о гибели своей девушки. Пораженный горем, он сходит с ума и постепенно становится нищим оборванным скитальцем. Бесцельные блуждания по городу приводят его на старое место. При взгляде на невозмутимый памятник в сознании Евгения вспыхивают воспоминания. К нему на короткое время возвращается разум. В это мгновенье Евгения охватывает злоба, и он решается на символический бунт против тирании: «Ужо тебе!». Эта вспышка энергии окончательно сводит молодого человека с ума. Преследуемый Медный всадником по всему городу, он, в конце концов, умирает от изнеможения. «Бунт» успешно подавлен.
В поэме «Медный всадник» Пушкин сделал блестящее художественное описание Петербурга. Философская и гражданская ценность произведения заключается в разработке темы отношений неограниченной власти и обычного человека.
Читать онлайн «Медный всадник», Александр Пушкин – ЛитРес
Предисловие
Происшествие, описанное в сей повести, основано на истине. Подробности наводнения заимствованы из тогдашних журналов. Любопытные могут справиться с известием, составленным В. Н. Берхом.
Вступление
На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн,
И вдаль глядел. Пред ним широко
Река неслася; бедный челн
По ней стремился одиноко.
По мшистым, топким берегам
Чернели избы здесь и там,
Приют убогого чухонца;
И лес, неведомый лучам
В тумане спрятанного солнца,
Кругом шумел.
И думал он:
Отсель грозить мы будем шведу.
Здесь будет город заложен
Назло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно[1],
Ногою твердой стать при море.
Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам,
И запируем на просторе.
Прошло сто лет, и юный град,
Полнощных стран краса и диво,
Из тьмы лесов, из топи блат
Вознесся пышно, горделиво;
Где прежде финский рыболов,
Печальный пасынок природы,
Один у низких берегов
Бросал в неведомые воды
Свой ветхий невод, ныне там
По оживленным берегам
Громады стройные теснятсяДворцов и башен; корабли
Толпой со всех концов земли
К богатым пристаням стремятся;
В гранит оделася Нева;
Мосты повисли над водами;
Темно-зелеными садами
Ее покрылись острова,
И перед младшею столицей
Померкла старая Москва,
Как перед новою царицей
Порфироносная вдова.![]()
Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит,
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск безлунный,
Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады,
И ясны спящие громады
Пустынных улиц, и светла
Адмиралтейская игла,
И, не пуская тьму ночную
На золотые небеса,
Одна заря сменить другую
Спешит, дав ночи полчаса[2].
Люблю зимы твоей жестокой
Недвижный воздух и мороз,
Бег санок вдоль Невы широкой,
Девичьи лица ярче роз,
И блеск, и шум, и говор балов,
А в час пирушки холостой
Шипенье пенистых бокалов
И пунша пламень голубой.
Люблю воинственную живость
Потешных Марсовых полей,
Пехотных ратей и коней
Однообразную красивость,
В их стройно зыблемом строю
Лоскутья сих знамен победных,
Сиянье шапок этих медных,
Насквозь простреленных в бою.
Люблю, военная столица,
Твоей твердыни дым и гром,
Когда полнощная царица
Дарует сына в царский дом,
Или победу над врагом
Россия снова торжествует,
Или, взломав свой синий лед,
Нева к морям его несет
И, чуя вешни дни, ликует.![]()
Красуйся, град Петров, и стой
Неколебимо, как Россия,
Да умирится же с тобой
И побежденная стихия;
Вражду и плен старинный свой
Пусть волны финские забудутИ тщетной злобою не будут
Тревожить вечный сон Петра!
Была ужасная пора,
Об ней свежо воспоминанье…
1. Альгаротти где-то сказал: «Pétersbourg est la fenêtre par laquelle la Russe regarde en Europe». «Петербург – окно, через которое Россия смотрит в Европу» (фр.).
2. Смотри стихи кн. Вяземского к графине З***.
Александр Пушкин Книги в порядке
Романы
- Кавказский пленник (1820)
- Полтава (1829)
- Борис Годунов (1831)
- Евгений Онегин (1833)
- Пиковая дама (1834)
- Египетские ночи (1835)
- Капитанская дочка (1836)
- Путешествие в Арзрум (1836)
- Медный всадник (1837)
- Дубровский (1841)
- Дочь коменданта (2006)
Сборники
- Пиковая дама и другие рассказы (1978)
- Золотой петушок (1990)
- Евгений Онегин и другие рассказы (2001)
- Жених (2002)
- Руслан и Людмила (2010)
- Борис Годунов и маленькие трагедии (2010)
Нехудожественная литература
Романы Обложки книг
Сборники Обложки книг
Нехудожественные обложки книг
Александр Пушкин Обзор книг
Борис Годунов
Как и многие писатели, Александр Пушкин часто создавал несколько версий одного и того же произведения, оставляя читателей гадать, какую из них он задумал как окончательную и авторитетную. Освещая творческие процессы и исторические реалии, сформировавшие творчество Пушкина, эта богато аннотированная серия воспроизводит каждое произведение точно так, как оно появилось в окончательном русскоязычном издании, изданном при жизни Пушкина, что создает приятное артефактное ощущение оригинального пушкинского текста. В томах, изданных выдающимися пушкинистами из России и других стран, серия предлагает подробный текстологический анализ, направленный на поиск баланса между историей создания произведения и его публикацией. По изданию 1835 г., изданному А. Ф. Смирдиным, Борис Годунов — второй том серии. Единственная полнометражная пьеса Пушкина, вдохновленная политическими интригами, социальными потрясениями и разносторонними личностями Смутного времени России 1598–1613 гг. способный и амбициозный зять, законный наследник, умерший при загадочных обстоятельствах, и самозванец, появившийся спустя годы, чтобы заявить о себе как о погибшем юноше. Неоднозначный и спорный, Борис Годунов дает богатый материал для рассмотрения Пушкина и его творческого наследия.
Евгений Онегин
К двухсотлетию со дня рождения Пушкина вышел замечательный новый перевод его классического романа Дугласа Р. Хофштадтера, автора лауреата Пулитцеровской премии Гделя, Эшера, Баха и Ле Тон-Бо-де-Маро Когда был опубликован Александр Пушкин В его классическом романтическом романе о сорванной любви и противоречивых привязанностях в 1833 году читатели обнаружили, что все произведение было составлено в уникальной форме сонета со сложной ритмической и рифмованной структурой. Мало того, что новый перевод Дугласа Хофштадтера Евгений Онегин написан пушкинскими строфами, но его предисловие, в котором обсуждается Пушкин, его роман, его форма и содержание, а также проблемы перевода, написано в той же стихотворной форме. Однако версия Хофштадтера явно американская и разговорная по стилю, а также игривая с каламбурами и аллитерациями. Поклонники «Тона красавицы Маро» Хофштадтера будут в восторге, увидев, как его дотошные теории перевода претворяются в жизнь в том, что, похоже, суждено стать окончательной англоязычной версией «9». 0057 Евгений Онегин . Он обязательно привлечет новых и достойных читателей к этой заброшенной литературной жемчужине.
Пиковая дама
ReadHowYouWant издает широкий спектр книг-бестселлеров крупным и сверхкрупным шрифтом в партнерстве с ведущими издательствами. Книги EasyRead доступны в размерах 11pt и 13pt. тип. Книги EasyRead Large доступны шрифтом 16pt, 16pt Bold и 18pt Bold. Книги EasyRead Super Large доступны в формате 20pt. Жирный и 24pt. Жирный шрифт. Вы выбираете формат, который подходит именно вам. повесть Пушкина? Пиковая дама ? предлагает превосходную смесь сентиментальности и мелодрамы. История рассказывает об увлечении человека состоянием, силой и секретностью. Увлекательная книга, в которой исследуется фатальная зависимость от азартных игр, приводящая многих к отчаянию и разорению. Чтобы найти больше заголовков в вашем формате, выполните поиск в книгах с помощью EasyRead и размера шрифта, который сделает чтение более легким и приятным для вас.
«Капитанская дочка»
Пушкинская версия исторического романа в стиле Вальтера Скотта, это последнее прозаическое произведение также отражает его увлечение русской историей XVIII века и ее исследования. Во времена правления Екатерины Великой молодой Гринев отправляется на новую службу в армию и по дороге совершает акт доброты, отдавая свое теплое пальто замерзающему в метель человеку. Это действие пожинает плоды, когда он впоследствии оказывается вовлеченным в восстание, возглавляемое печально известным и странно знакомым Пугачевым. Соперничество с товарищем-офицером за привязанности дочери капитана Миронова еще более усложняет дела Гринева, и в конечном итоге только обращение Маши Мироновой, одноименной дочери капитана, к самой императрице может распутать запутанную паутину.
Медный всадник
Это последнее и самое блестящее стихотворение величайшего русского поэта Александра Пушкина должно стать неотъемлемой частью всех курсов русской литературы. В нем восхваление Петра Великого и его города Санкт-Петербурга сочетается с драматическим рассказом о разрушительном наводнении 1824 года и вызванном им безумии скромного человека. Политические, исторические, религиозные, экологические и метафизические экзистенциальные вопросы, которые Пушкин формулирует с ослепительной силой и краткостью, были предметом бесконечных критических споров. Это новое студенческое издание включает вводную интерпретацию, призванную учесть противоречащие друг другу критические чтения, обильные лингвистические и литературные комментарии, а также отдельное короткое эссе о предыстории поэмы в Санкт-Петербурге.
Дубровский
Одно из самых захватывающих прозаических произведений Пушкина, Дубровский рассказывает о приключениях аристократа, ставшего разбойником, и его дерзком плане мести. Он публикуется здесь вместе с рассказом «Египетские ночи». Дубровский — сын помещика, имущество которого было конфисковано коррумпированным и злонамеренным генералом. После того, как его отец умирает, а его верные слуги сжигают дотла его родовой дом, Дубровский обращается к преступлению. Но чтобы достичь своей конечной цели — отомстить за отца, он должен прибегнуть к более изощренным средствам, чем бандитизм. Притворяясь французским наставником, он входит в дом генерала и начинает обольщать его дочь. Задавая трудные вопросы о нашей вере в социальные институты, в частности в закон, Дубровский демонстрирует значительное мастерство повествования величайшего поэта России. Александр Пушкин писал лирические и повествовательные стихи, но его шедевром является роман в стихах «Евгений Онегин».
Дочь коменданта
Александр Сергеевич Пушкин считается величайшим русским поэтом и основоположником современной русской литературы. Его стиль повествования использует местную речь, сочетая романтику, сатиру и драму. Пушкин был человеком откровенным и из-за этого нажил себе много врагов. О нем разошлись слухи. Из-за этих слухов Пушкин оказался на дуэли со своим зятем, где был смертельно ранен. Дочь коменданта была опубликована в 1836 году. В этой сказке отец отправляет Петра Андреича Гринёва в армию. Приехав на станцию, он обедает с комендантской семьей и влюбляется в комендантскую дочь. Маша. Петр становится участником казачьей революции и в конечном итоге приговорен к смертной казни за измену. Его жизнь спасена, когда дочь коменданта просит императрицу о его освобождении.
Пиковая дама и другие рассказы
Этот том содержит новые переводы четырех лучших художественных произведений Пушкина. «Пиковая дама» давно признана одним из величайших рассказов мира, в котором Пушкин исследует природу одержимости. «Сказки Белкина» — остроумные пародии на сентиментализм, а «Арап Петра Великого» — ранний эксперимент воссоздания прошлого. «Капитанская дочка» — романный шедевр, сочетающий в себе историческую фантастику в духе сэра Вальтера Скотта с приемами русской сказки. Введение обеспечивает внимательное прочтение рассказов и помещает их в европейский литературный контекст. О серии: вот уже более 100 лет Oxford World’s Classics предлагает широчайший спектр литературы со всего мира. Каждый доступный том отражает приверженность Оксфорда науке, предоставляя наиболее точный текст, а также множество других ценных функций, включая экспертные введения ведущих авторитетов, объемные примечания для пояснения текста, актуальные библиографии для дальнейшего изучения и многое другое.
Золотой петушок
Александр Пушкин 1799 1837 для русских величайший писатель; «Евгений Онегин» — его величайшее произведение. Тем не менее, он остается малоизвестным за пределами России. Попытки перевести русские строфы Пушкина в стих тщетно пытались имитировать самые неповторимые черты оригинала, маскируя при этом многие другие его достоинства. Эта прозаическая версия впервые дает нам «Евгения Онегина», которого легко и приятно читать. Там, где предыдущие версии потеряли роман в стихе, Роджер Кларк отказался от стиха, чтобы дать нам роман. И больше, чем роман: здесь просвечивает не только трогательный рассказ Пушкина и тонкая характеристика, но и его проницательные картины современной русской жизни и пейзажей, его социальные и литературные комментарии, его юмор и, конечно же, основная поэзия произведения. Добавление четырех увлекательных сказок в стихах ранней зрелости Пушкина делает эту книгу обязательной для всех, кто интересуется русской или европейской литературой.
Евгений Онегин и другие рассказы
Александр Пушкин 1799 1837 для русских величайший писатель; «Евгений Онегин» — его величайшее произведение. Тем не менее, он остается малоизвестным за пределами России. Попытки перевести русские строфы Пушкина в стих тщетно пытались имитировать самые неповторимые черты оригинала, маскируя при этом многие другие его достоинства. Эта прозаическая версия впервые дает нам «Евгения Онегина», которого легко и приятно читать. Там, где предыдущие версии потеряли роман в стихе, Роджер Кларк отказался от стиха, чтобы дать нам роман. И больше, чем роман: здесь просвечивает не только трогательный рассказ Пушкина и тонкая характеристика, но и его проницательные картины современной русской жизни и пейзажей, его социальные и литературные комментарии, его юмор и, конечно же, основная поэзия произведения. Добавление четырех увлекательных сказок в стихах ранней зрелости Пушкина делает эту книгу обязательной для всех, кто интересуется русской или европейской литературой.
Руслан и Людмила
Унесенная злым колдуном Черномором в день свадьбы, Людмила ждет спасения от любимого Руслана. Однако, прежде чем он сможет осуществить ее освобождение, доблестный Руслан должен сначала вынести все испытания и невзгоды, которые может бросить ему мир и злой волшебник. Полный смелых приключений и населенный замечательной коллекцией волшебных и чудовищных персонажей, получившийся эпос представляет собой блестяще ироничный пересказ средневекового сказочного мира о лихих рыцарях и девицах, попавших в беду.
Борис Годунов и маленькие трагедии
История об интригах, обмане, убийстве и возмездии, «Борис Годунов» рассказывает о взлетах и падениях честолюбивого принца, который не может не столкнуться с последствиями своего темного прошлого. Основанная на исторической фигуре дворянина Бориса Годунова, захватившего власть у преемника Ивана Грозного в России шестнадцатого века, и отчасти вдохновленная шекспировским «Макбетом», пьеса Александра Пушкина 1825 года демонстрирует мастерство автора стиха и драматической формы. В этот том также включены четыре знаменитые «Маленькие трагедии» Пушкина: «Моцарт и Сальери», «Скупой рыцарь», «Каменный гость» и «Пир во время чумы».
Связанные авторы
Медный всадник — это краткое описание поэмы. «Медный всадник
На берегу Невы стоит русский царь Петр Великий и думает о городе, который он хочет здесь заложить, чтобы «погрозить шведу», а главное — прорубить окно в Европу. Его мечте суждено было сбыться, и через сто лет город Питер — Петербург — величественно и гордо вознесся «из мрака лесов, из болота блата». город, вспоминая самые яркие моменты своей жизни, связанные с ним, но готов поведать читателю свою печальную историю.
Часть I.
Холодным ноябрьским вечером, когда сильный ветер и сердитый дождь «Нева металась, как больная в постели», мелкий чиновник Евгений возвращается к себе домой в Коломну — бедный район Санкт-Петербурга. Петербурге, где он живет в жалкой съемной каморке. Когда-то он принадлежал к знатному роду, но сейчас живет в нищете. На другом берегу Невы живет его возлюбленная Параша, но вестей от нее нет уже несколько дней, так как из-за наводнения в Петербурге разошлись мосты. В мечтах о будущем счастье юноша долго не может заснуть. Он думает, что будет работать день и ночь, чтобы устроить хоть какой-то приют для любимой, чтобы потом «доверить ей семью и воспитание детей». К утру он засыпает, еще не зная, какие новости его ждут. Страшный день встречает героя. Нева всю ночь «неслась в море», но, возвращаясь обратно, заливала острова, а затем обрушивалась на город, и вскоре Петербург оказался под водой. Народ воспринимает это как гнев Божий и ждет казни. Царь с горем смотрит на страшное бедствие, но говорит, что и он «не может справиться со стихией божьей». Его войска начинают спасать тонущих людей. А Евгений в это время сидит на возвышенном крыльце у «Петровой площади» и в отчаянии смотрит на противоположный берег, где живет его Параша с матерью. Он не замечает, как ветер сорвал с него шапку, как дождь хлещет ему в лицо, а поднимающаяся с Невы вода уже промочила его подошвы.
Евгений как будто околдован своими мрачными мыслями и не видит, как «идол на бронзовом коне» стоит к нему спиной «над негодующей Невой».
Часть II.
Когда вода спала, герой поспешил к знакомому дому, но ничего не увидел, кроме уцелевшей вербы. Долго ходил герой по знакомому месту, пока не понял, что любимой больше нет. Он рассмеялся — «его спутанный разум не выдержал ужасных потрясений». Словно во сне, терзаемый безумием, Евгений уже несколько месяцев скитается по Петербургу. Его одежда была ветхой, он спал на пристани, съел «кусок еды». Злые дети смеялись ему вслед, а хозяин уже сдал свою квартиру новому жильцу — поэту. Однажды осенью ставший бродягой Евгений спал на Невской пристани, когда, проснувшись, вдруг живо вспомнил прошлогодние события. Он стал бродить по смутно знакомым местам, очутился на большом крыльце, увидел знакомых львов-стражей и вдруг заметил, как в темноте «сидит на бронзовом коне идол с простертой рукой». Евгений узнал место, где бушевал потоп. Он обошел подножие памятника, глядя на того, «по чьей воле над морем был основан роковой город».
- «Медный всадник», анализ стихотворения Пушкина
- «Капитанская дочка», краткое содержание глав повести Пушкина
- «Погас день», анализ стихотворения Пушкина
Произведения Пушкина легко читаются в оригинале, но перед уроком важно успеть вовремя повторить пройденный материал и напомнить себе все основные события стихотворения. К вашим услугам краткий пересказ по главам из «Литерагуру»: в нем вы найдете все необходимое. А для полного понимания авторского замысла не забудьте прочитать.
Введение
Поэма начинается с того, что Петр стоит на берегу Невы и размышляет о будущем города, который он начал строить. И вот спустя сто лет город вырос, стал величественным и красивым (вот он).
Пушкин восхваляет город, где величественно лежит Нева, где прекраснейшая архитектура поражает воображение, где кипит роскошная светская жизнь.
Часть первая
Дальше история переходит к мелкому чиновнику Евгению (вот он), который живет в районе Санкт-Петербурга. Петербург — Коломна. Евгений из знатного рода, который, однако, утратил свое величие. Сам герой думает только о любимой Параше, из-за подъема воды в реке мосты через нее убрали, теперь он не сможет увидеть любимую через пару дней. Мысли о счастливом спокойном будущем с невестой и детьми успокаивают мысли Жени, и он засыпает.
Утром приходит ужасная новость — Нева вышла из берегов и затопила город. Жители в ужасе, они видят в этом «наказание божье».
Наш герой оказался в эпицентре бушующей стихии. Сидя верхом на мраморном льве у крыльца одного из домов, он всматривается вдаль, надеясь увидеть дом любимой Параши, мрачные мысли заполняют его разум. Здесь перед взором Евгения предстает фигура самого Петра на бронзовом коне.
Часть вторая
Но вскоре стихия успокаивается и река возвращается в обычное русло. Евгений спешит поймать какого-нибудь лодочника и переправиться на другой берег, чтобы поскорее увидеть любимую в целости и сохранности. Но спешить было некуда, не было ни дома, ни ворот, ни самой любимой. Евгений не может вынести такой утраты и сходит с ума.
И вот весь город уже вернулся в прежнее состояние, от разрушений, вызванных стихией, не осталось и следа. Только Евгений не находит себе места, обезумев от горя, уходит в скитания. Так проходит год, бродяга живет на улице и кормится на милостыню прохожих. И вот на пути героя появляется уже знакомая фигура льва, а чуть поодаль Евгений видит всадника на бронзовом коне (его характеристика). На ум приходят страшные картины прошлогодней трагедии. Он подходит к памятнику и в гневе грозит медной статуе за все причиненные им беды, но тогда ему кажется, будто сам Петр опустил на него свой взор, и герой в страхе убегает, подгоняемый мнимым топотом медные копыта. С тех пор Евгений, всякий раз проходя мимо медного памятника, кланялся живым и просил прощения.
История заканчивается тем, что Юджин оказывается мертвым, принесенным водами реки вместе с небольшим ветхим домом на безымянный островок, где он и похоронен.
Интересно? Держите его на своей стене!
А.С. Пушкин
«Медный всадник»
Произведение написано в Болдино осенью 1833 года. Время действия в поэме середина XIX века, место действия город на Неве, Санкт-Петербург.
Главные герои.
Евгений. Один из центральных персонажей поэмы, молодой и бедный человек, живущий в Петербурге. Он служит мелким чиновником и получает небольшую зарплату, но Евгений трудолюбив, поэтому готов работать день и ночь. Сдает комнату в районе чиновников — Коломна. У Евгения есть дама сердца — Параша, на которой он мечтает жениться, чтобы иметь детей и жить счастливо.
Петр I. Великий самодержец, император России, в поэме представлен жестоким и хладнокровным человеком, не обращающим внимания на судьбы и жизни маленьких людей, таких как Евгений.
Санкт-Петербург. Одна из главных ролей в поэме отведена месту жительства Евгения – Петербургу. Пушкин описывает этот великий, красивый, масштабный, но в то же время жестокий и бессердечный город к людям в постоянных стихийных бедствиях.
В начале поэмы Пушкин рассказывает историю основания Санкт-Петербурга Петром Великим. Но затем мы перемещаемся в 1824 год и видим главного героя поэмы — бедного чиновника Евгения.
Внезапно начинается сильный дождь, поднимается вода в Неве. Через несколько дней в городе начинается страшное наводнение, которое уносит жизни многих людей, разрушает дома и размывает улицы. Евгений переживает за свою любимую Парашу и ее маму, так как они живут на острове, он не знает, спаслись ли они.
Вскоре паводок спадает, вода спадает и Евгений плывет на лодке к Параше. Он видит, что ее дом разрушен, а Параша и ее мать, по-видимому, утонули.
После этого случая Женя, не выдержав удара, сходит с ума и начинает скитаться.
Через год мы видим Женю, упрекающую памятник Петру, основавшему город в столь неподходящем месте. Но вдруг памятник оживает и мчится вслед за убегающим Евгением по всему городу.
После этого случая Юджин обходит таинственный монумент.
Однажды Евгений находит дом Параши и ее матери на другом острове и от всепоглощающей печали и тоски по любимой умирает там в одиночестве.
Моё мнение.
Мне понравилось это стихотворение, так как оно раскрывает судьбу человечка- мелкого бедного чиновника с личной жизнью и со своими желаниями, которых, к сожалению, никто не замечает. Санкт-Петербург жесток к нему, он отнимает жизнь у любимой Евгении, не обращая внимания на чувства Евгении. Я рекомендую прочитать это стихотворение.
Обновлено: 08.08.2018
Внимание!
Если вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter .
Таким образом, вы принесете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Спасибо за внимание.
И он думает о городе, который он хотел бы построить здесь. По его расчетам, этот город должен стать окном в Европу. С тех пор прошло сто лет, и город появился на берегу Невы. Это творение Петра, олицетворяющее гармонию и свет.
Это был ноябрь. Погода была прохладная и ветреная. Нева шумела и выходила из берегов. Однажды вечером молодой человек по имени Евгений возвращался домой. Он был беден, что делало его очень обременительным. И жил он в жалкой комнатке в одном из бедных районов города. Когда-то его семья была дворянской, но теперь это никого не заботило, а сам он избегал богатых и знатных людей.
Он не мог спать этой ночью. Его тяготили мысли о жизни, о своем положении в обществе и о наступающей реке. Из-за этого могут развести мосты, и тогда он пару дней не сможет увидеть любимую Парашу, которая живет на другом берегу Невы. Думая о Параше, он представлял себе женитьбу, детей и скромную семейную жизнь… С такими сладкими мыслями он и заснул.
На следующий день стало известно о страшном несчастье. Петербург затопило водой. Многие дома были смыты вместе с жителями. Казалось, в этом была какая-то божья кара. Король наблюдает за катастрофой с балкона и ужасно расстраивается. Тем временем Евгений беспокоится о Параше. Ведь она живет в полуразрушенном доме прямо у залива. Мысль о том, что Параша и его мать могут умереть, не дает ему покоя. Рядом с ним стоит памятник Петру – «Идол на бронзовом коне».
Когда Нева вернулась к берегу, Евгений отправился на противоположный берег искать любимую Парашу. Но там все было разрушено. Не осталось ни домов, ни жителей. Повсюду были разбросаны трупы, а берег напоминал поле боя. От дома Параши осталась только одна верба, которая росла рядом. Юноша не выдержал такого потрясения и потерял рассудок.
Новый день скрыл все прежние разрушения. Петербург снова зажил своей обычной жизнью. И только Женя не мог жить, как прежде. Он молча бродил по городу с мрачными мыслями в голове и шумом бури в ушах. Так прошла неделя, месяц, а он все еще бродил по городу. Он стал есть милостыню и спать на пристани. Злые ребята из части бросали в него камни, а кучер бил его кнутом, но ему было все равно. Он ничего не заметил, потому что был оглушен внутренним беспокойством.
Ближе к осени, когда стояла такая же ненастная погода, как и во время прошлогоднего ужаса, Евгений проснулся и побрел, куда глаза глядят. Вдруг он остановился у дома с мраморными львами, где на бронзовом коне с протянутой рукой сидел всадник. Он понял, что стоит перед тем, по чьему указу был основан этот город. Он обошел памятник, потом угрожающе посмотрел ему в глаза. В ответ гнев вспыхнул в глазах грозного царя, и Евгений бросился прочь.