Мцыри стихотворение лермонтова: М.Ю.Лермонтов. Мцыри

«Мцыри» отзывы и рецензии читателей на книгу📖автора Михаила Лермонтова, рейтинг книги — MyBook.

Что выбрать

Библиотека

Подписка

📖Книги

🎧Аудиокниги

👌Бесплатные книги

🔥Новинки

❤️Топ книг

🎙Топ аудиокниг

🎙Загрузи свой подкаст

📖Книги

🎧Аудиокниги

👌Бесплатные книги

🔥Новинки

❤️Топ книг

🎙Топ аудиокниг

🎙Загрузи свой подкаст

  1. Главная
  2. Cтихи и поэзия
  3. ⭐️Михаил Лермонтов
  4. 📚Мцыри
  5. Отзывы на книгу

отзыв и рецензия на книгу

boservas

Оценил книгу

«Мцыри», пожалуй, лучшая романтическая поэма русской литературы. Это настоящая жемчужина отечественной поэтической словесности, в которой нет ни одной лишней строки, и в то же время произведение очень компактное, если не сказать короткое, не перегруженное, тот случай о котором можно сказать: «прекрасно не тогда, когда нечего добавить, а тогда, когда нечего отнять».

Поэма стала визитной карточкой поэта, в ней наиболее полно отразлась его мятущаяся и бунтующая душа, его идея бегства и одиночества. В какой-то мере Мцыри — альтер-это самого Лермонтова, у которого очень непросто складывались отношения со светом, в котором поэт ощущал себя чужаком. Может потому главный герой и получил то имя, под которым мы его знаем. Ведь сначала, в черновой рукописи, поэма называлась «Бэри», что по-грузински так и значит — «монах», но в конце концов Лермонтов остановился на другом названии, «Мцыри» переводится и как «послушник», и как «чужак».

Известно, что поэма пользовалась необыкновенной популярностью в среде революционеров, главный герой был ярким выразителем борьбы за свободу, способным на героический поступок, на самопожертвование ради родины и своей идеи.

Монастырь ассоциировался у них с темницей духа, с тягостной атмосферой имперских порядков. В этом есть доля истины, но символику поэмы следует понимать шире, монастырь — это любая косная система, сковывающая свободу индивида, подчиняющая его волю, а побег — попытка активно повлиять на ситуацию, но не за счет революционных преобразований, как это понимали революционеры, а за счёт поисков ответов на мучающие вопросы в самом себе.

Поиск утраченной родины — это поиск самого себя, сражение с барсом — сражение с собственными демонами, с собственными недостатками и слабостями. И в этом контексте тема одиночества начинает звучать еще сильнее,Мцыри одинок во всех частях поэмы, он одинок до побега, во время его и после, очень остро напоминая другой лермонтовский образ — белеющий парус в голубом тумане…

За темой одиночества скрывается другая лермонтовская тема — обреченности и поражения, которая очень ярко и органично будет представлена автором позднее в образе и судьбе Печорина. И все же, несмотря на обреченность, поэт оправдывает борьбу, ибо смысл в ней самой — борьба и есть жизнь, о чем и говорит устами Мцыри:

Я мало жил, и жил в плену.
Таких две жизни за одну,
Но только полную тревог,
Я променял бы, если б мог.

Но не обходится и без сожаления, поскольку в поэме очень сильно звучат мотивы надежды и веры в свою удачу, то и ноты разочарования не могут не прорываться:

Но тщетно спорил я с судьбой:
Она смеялась надо мной!

И все же, романтическая составляющая затмевает собой жизненную неудачу юного послушника, вселяя в сердца читателей веру в мечту, придавая им силы надеяться и стремиться к лучшему. По большому счёту, знаменитая «Песнь о Буревестнике» Горького является концентрированной вытяжкой из лермонтовской поэмы.

Сделав круг, мы снова возвращаемся к революционерам, поскольку они и есть самые отпетые романтики в этом мире, и революционером по-настоящему можно быть только в молодости. Нет, есть и пожилые поборники революций, но это уже, скорее, функционеры, нежели революционеры, ими движет уже не мечта, а практические соображения. Поэтому только революционно-настроенный юноша, с горячо горящими глазами, может сказать:

Я молод, молод. .. Знал ли ты
Разгульной юности мечты?
Или не знал, или забыл.
Как ненавидел и любил?
Пускай теперь прекрасный свет
Тебе постыл: ты слаб, ты сед,
И от желаний ты отвык.
Что за нужда? Ты жил, старик!
Тебе есть в мире что забыть,
Ты жил, — я также мог бы жить!

10 января 2021

LiveLib

Поделиться

vwvw2008

Оценил книгу

Поэма о грузинском мальчике, которого в 6-летнем возрасте похитил русский военный, оторвал от семьи, родни и родного края.
Когда парень вырос, проведя всю сознательную жизнь в монастыре, ему удалось вырваться — на короткий миг — и почувствовать глоток свободы! Тайком он увидел девушку, грузинку, услышал щемящие душу звуки мелодии, далекой, из детства… Воспоминания о матери, о сестрах и братьях, о детстве и родном ауле не покидали ни на миг всю его короткую жизнь.
Во время побега из монастыря, в борьбе с диким зверем аллегорически выразились весь гнев и горечь, накопленные в заточении.
Но все тщетно, его вернули, лечили, пытались убедить покаяться (!), в чем?

Единственной просьбой Мцыри было желание быть похороненным в уголке монастырского сада, откуда видны Кавказские горы.

Читая такие произведения, не покидает постоянная мысль — ЗА ЧТО? Забавы ради? Или просто, чтобы потешить свою гордость?
Интересно, ставит ли читатель СЕБЯ на место этой семьи, лишившейся ребенка, или ребенка, лишившегося матери?

Люблю творчество Лермонтова, который умеет тонко отобразить грань и всколыхнуть сознание. Похожее ощущение вызвала первая часть его «Героя нашего времени», о девушке Бэлле.
Горечь и страдания, гордость и бравада русских военных.
Страшно все это…

2 апреля 2021

LiveLib

Поделиться

Godefrua

Оценил книгу

О чем поэма? Мне кажется не о свободе как благе. Что за свобода от которой умирают на третий день?
Эпиграф : вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю.

В смысле — чуть-чуть попробовав жизни, умираю.
Вообще, любой тест на знание творчества Лермонтова несложно пройти с высоким показателем, если выбирать из предложенных фрагментов стихотворений темы смерти, могильного покоя, тянущих на дно природных стихий. Про холодный сон преждевременной могилы — значит он.

Я считаю, что поэма эта о неприспособленности затворника к мирской жизни. Об ужасе отсутствия выбора. Об отчаянной попытке изменить жизнь, образ которой жестоко навязан судьбой.

Был ли Мцыри пленником? Монастырь ведь не тюрьма и наставника своего он называет отцом, искренне раскрывая ему душу перед смертью. Что-то подсказывает мне, что если и был он пленником, то не монастыря, а жизненных обстоятельств.

Мог ли поступить иначе? Ну, например, сказать наставнику, что не хочет быть монахом, что хочет быть пастухом, плотником или еще кем-нибудь. Или, решив бежать из монастыря взять с собой еду, хотя бы на первое время. Наверное, мог, если бы подумал. Складывается впечатление, что Мцыри полудикий юноша, живущий инстинктами.

Инстинкт вырваться в просторы гор и рек, за стены монастыря, инстинкт сражаться за себя, половой инстинкт. Если следование инстинктам это свобода, то тогда да — герой Мцыри умер от неумения, незнания, неимения средств жить на свободе. Умер без сожаления, жизнь в монастыре была ему ненавистна.

Три дня обитания в дикой природе. Единения с ней. Борьба с барсом. Ведь были же на нее силы! Любование девушкой. Умел бы соблюдать условности — может быть и не пришлось умирать.

Вот и автор не любил условностей. Только автор — избалованный барчук, избегающий их от пресыщенности и хандры, а Мцыри — потому что просто не знал как их соблюдать. Мцыри любил жизнь, хотел жить, исповедь его про жизнь, с которой он не справился, но которой страстно желал. Автор не любил…

2 марта 2015

LiveLib

Поделиться

Kultmanyak

Оценил книгу

На мечты устроили сафари
Демоны в обличии людском…
Где твоя свобода бродит, парень???
Как давно уже ты с ней знаком???

Пролетело мимолётным ветром
Детство в медоносных кишлаках. ..
Юность срубленным упала кедром
В пламя плена, превратившись в прах…

От войны жестокой пахнет гарью…
Кровь питает горные ручьи…
Где твои теперь родные, парень???
Нынче чтишь обычаи ты чьи???

Жизнь переломала твои корни…
Под ребро судьба всадила нож…
Роза вдруг травою стала сорной…
Правда превратилась в злую ложь…

И побег был совершён напрасно —
Всё вернулось на круги своя…

Не упал со скал, не съеден барсом,
Не тонул в реке — цепь да петля

На душе привычно затянулись…
Смрад высоких, страшных, мокрых стен
Не заменит гул свободных улиц,
Лишь в тоске увязнешь до колен….

Ах, душа!!! Тебе бы скинуть гири
И с разбега прыгнуть со скалы!!!
Но, увы… «Прощай навеки, Мцыри…», —
Над Кавказом пропоют орлы…

Да, соглашусь с мнением многих, что пафоса в этом стихе столько, что даже самому стало немного неудобно после его написания… И вы все верно подметили, что я ловко позаимствовал для последнего катрена, фразу из знаменитой песни группы «КиШ». .. Всё признаю, во всём признаюсь, но прощения просить не буду, ибо так было и задумано — величаво, пафосно, с расфуфыренным видом, написать рецензию на этот шедевр мировой поэзии… Вот потому, что так накрыло после чтения оного… Именно в этот момент, в этот миг, в эту эпоху, на этой планете… Полчаса вдумчивого чтения и произошла полная перезагрузка сознания, самоидентичности и прочего душевного барахла…

Я в очередной раз возвращаюсь к классическим произведениям, которые в школьные годы мелькнули в моём читательском графике, либо по принуждению, либо без особого понимания прочитанного… Осознание многих произведений возможна лишь по достижению особого рейтинга жизненного опыта и не иначе… Ну, невозможно понять душевную боль Мцыри, находясь в нежном возрасте, когда сам ещё не хлебнул сполна житейских невзгод…. Если судьбина ещё не сломала об твой хребет пару кнутов, не реально сострадать персонажу с такой страшной долей… Можно скептически усмехнуться, скорбно нахмуриться и через минуту уже гонять в футбол с одноклассниками. .. А вот  здесь и сейчас — другое дело: какая строчка татуирует душу тревогой, каждая рифма чётко и плотно цементирует сознание пониманием сложившейся с героем ситуации… Это уже не просто поэзия — это уже переплетение чувственных порывов автора и читателя… Это прямой диалог через века, сквозь космос, через некий мистический туннель…
«Как вы там, Михаил Юрьевич??? Мы вас чтим и помним!!!»
А в ответ тишина и лишь ветер гудит, словно дыхание вечности… И не совсем ясно: то ли гений так благоволит к тебе или так посылает на всё четыре стороны…)
5 из 5 — даже оценка вышла пафосная, хоть по виду это обычные цифры…)
Читайте и думайте!!! Приобщайтесь к зову настоящей поэзии, ведь и через 1000 лет Лермонтова будут читать, а наши рецензии вряд ли…)

7 декабря 2022

LiveLib

Поделиться

Николас Мепаридзе

Оценил книгу

Я был вдохновлён данной книгой Михаила Юрьевича Лермонтова, так же я был в мимолётном видение когда вспоминал Грузию , я был расторгнут когда Лермонтов начинал произведение Мцыри , если был бы шанс посмотреть как Лермонтов писал Мцыри я бы с большим удовольствием и большой улыбкой смотрел как Лермонтов данное поэма , хоть раз хоть два хоть три перечитывать Мцыри никогда не скажешь себе остановись , это как первое свидание , я благодарствую за то , что такой как человек как Михаил Юрьевич Лермонтов был в этом мире , и все спасибо кто прочитал мой отзыв я обескуражен и восхищён тем что вы потратили своё драгоценное а точнее бриллиантовое время на мой отзыв …

13 сентября 2022

Поделиться

Анастасия Ефимова

Оценил книгу

Когда-то в школе проигнорировала это произведение. Сейчас чувствую в нём много жизни, её страстей и испытаний. Всегда есть более безопасное место, которое укроет от жизненных забот, но разве это то, чего хочет Мцыри?

26 ноября 2022

Поделиться

anel.ma…@mail.ru

Оценил книгу

Отличная поэма. Даёт человеку полностью погрузиться в тот момент, когда одновременно чувствуется где происходят действия и переживания героя. Даёт задуматься о многом. В общем советую.

18 февраля 2018

Поделиться

Владислав Потапов

Оценил книгу

очень душевное стихотворение, мне очень понравилось и заставило задуматься о своей жизнь , ценить те моменты которые мы проводим вместе.всем советую

20 июня 2018

Поделиться

Оценил книгу

Очень убаюкивающий ритм, последний раз читала в школе, сейчас перечла и получила огромное литературное и эстетическое удовольствие!

17 января 2023

Поделиться

rove…@yandex.ru

Оценил книгу

Так не любимое творчество классиков в школьные годы с возрастом перечитываешь и понимаешь не только умом но сердцем

25 июня 2018

Поделиться

Бесплатно

(2 329 оценок)

Читать книгу: «Мцыри»

Михаил Лермонтов

Установите приложение, чтобы читать эту книгу бесплатно

О проекте

Что такое MyBook

Правовая информация

Правообладателям

Документация

Помощь

О подписке

Купить подписку

Бесплатные книги

Подарить подписку

Как оплатить

Ввести подарочный код

Библиотека для компаний

Настройки

Другие проекты

Издать свою книгу

MyBook: Истории

Школьная программа.

Мцыри. Лермонтов
  • Описание
  • Характеристики
  • Отзывы о товаре
  • М.Ю. Лермонтов.

    Мцыри. Стихотворения и поэмы

     

    Художник А. Власова


    Творчество Михаила Юрьевича Лермонтова занимает особенное место в русской литературе. Оно оказало огромное влияние на русских писателей и поэтов XIX в. Его личные переживания, философские рассуждения о духовности, о месте человека в обществе, о судьбе России нашли живой отклик в умах современников и до сих пор не оставляют читателей равнодушными.
    В сборник вошли стихотворения, написанные Лермонтовым с 1828 по 1841 г. и поэмы «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», «Беглец», «Мцыри».

     

    Для детей старшего школьного возраста.

     

  • org/PropertyValue»>
    ISBN 978-5-9951-4763-3
    кол-во страниц 192
    Автор Лермонтов М.Ю.
    Художник А. Власова

Пока нет комментариев

Оставить отзыв

  • Рекомендуем
  • Похожие товары
    • Новый год в домике Мышонка. Книга в футляре.

      в наличии

      2 500 руб

      Подробнее

    • Самый маленький снеговик. Четыре зимние сказки

      в наличии

      1 100 руб

      Подробнее

    • Трактор для Деда Мороза

      в наличии

      550 руб

      Подробнее

    • А Дед Мороз-то ненастоящий!

      в наличии

      550 руб

      Подробнее

    • Когда Дед Мороз был маленьким

      в наличии

      550 руб

      Подробнее

    • Самый маленький снеговик. Сосулька желаний

      в наличии

      550 руб

      Подробнее

    • Письмо от Деда Мороза. Выпуск 3.

      в наличии

      273 руб

      Подробнее

    • Календарь ожидания Нового года. Выпуск 4. Самый маленький снеговик

      в наличии

      390 руб

      Подробнее

    • Энциклопедии c фото и видео приложениями Животные

      в наличии

      1 850 руб

      Подробнее

    • Таежный квест

      в наличии

      540 руб

      Подробнее

    • Три дня на воле (композиция по поэме Лермонтова «Мцыри»).

      Почему три дня Мцыри характеризует как «три блаженных дня» Что понял Мцыри за 3 дня

      «Хочешь знать, что я видел / Навне?» — так начинает свою исповедь Мцыри, герой одноименной поэмы М. Лермонтова. Совсем маленьким ребенком он был заперт в монастыре, где и провел все свои сознательные годы жизни, так и не увидев большого мира и настоящей жизни. Но перед постригом юноша решается на побег, и перед ним открывается огромный мир. За три дня на воле Мцыри познает этот мир, пытаясь наверстать все ранее упущенное, и правда узнает за это время больше других за всю свою жизнь.

      Что Мцыри видит в дикой природе? Первое, что он испытывает, это радость и восхищение от увиденной природы, которая кажется юноше невероятно красивой. Действительно, ему есть чем восхищаться, ведь перед ним великолепные кавказские пейзажи. «Пышные поля», «свежая толпа» деревьев, «причудливые, как сны» горные хребты, «белый караван» птичьих туч – все это притягивает любопытный взгляд Мцыри. На душе становится «легко, не знаю почему», и в нем пробуждаются самые дорогие воспоминания, которых он был лишен в неволе. Картины детства и родного аула, близких и знакомых людей проходят перед внутренним взором героя. Здесь раскрывается чуткая и поэтическая натура Мцыри, который искренне откликается на зов природы, раскрывается навстречу ей. Читателю, наблюдая за героем, становится ясно, что он принадлежит к тем естественным людям, которые предпочитают общение с природой вращению в обществе, и их душа еще не испорчена фальшью этого общества. Этот образ Мцыри был особенно важен для Лермонтова по двум причинам. Во-первых, классического романтического героя как раз и следовало характеризовать таким образом, как человека, приближенного к дикому. А, во-вторых, поэт противопоставляет своего героя своему окружению, так называемому поколению 1830-х годов, большую часть которого составляли пустые и беспринципные молодые люди. Для Мцыри три дня свободы стали целой жизнью, полной событий и внутренних переживаний, тогда как знакомые Лермонтова жаловались на скуку и проводили жизнь в салонах и балах.

      Мцыри продолжает свой путь, и перед ним открываются другие картины. Природа раскрывается во всей своей грозной силе: молнии, ливень, «грозящая бездна» ущелья и шум ручья, подобный «сердитым сотням голосов». Но страха в сердце беглеца нет, такая натура даже ближе Мцыри: «Я, как брат, рад бы с бурей обняться!». За это его ждет награда: голоса неба и земли, «страшные птицы», трава и камни — все вокруг героя становится ему понятным. Мцыри готов пережить удивительные мгновения общения с живой природой, мечтами и надеждами в полуденный зной под неописуемой чистотой — такой, что даже можно было увидеть ангела — горизонт Мцыри готов переживать снова и снова. Так он снова чувствует жизнь и ее радость в себе.

      На фоне красивых горных пейзажей перед Мцыри предстает его любовь, юная грузинка. Его красота гармонична и сочетает в себе все лучшие природные цвета: таинственную черноту ночей и золото дня. Мцыри, живя в монастыре, мечтал о родине, а потому не поддается искушению любви. Герой идет вперед, и здесь природа поворачивается к нему своим вторым лицом.

      Наступает ночь, холодная и непроглядная ночь Кавказа. Лишь тускло светит где-то вдалеке свет одинокой сакли. Мцыри распознает голод и чувствует одиночество, то самое, что мучило его в монастыре. А лес тянется и тянется, окружает Мцыри «непробиваемой стеной», и он понимает, что сбился с пути. Природа, столь доброжелательная к нему днём, вдруг превращается в страшного врага, готового сбить беглеца с дороги и рассмешить его жестоким смехом. Более того, она в облике барса прямо стоит на пути Мцыри, и ему приходится сражаться с равным существом за право продолжить путь. Но благодаря этому герой познает неведомую доселе радость, радость честной конкуренции и счастье достойной победы.

      Нетрудно догадаться, почему происходят такие метаморфозы, и Лермонтов вкладывает объяснение в уста самого Мцыри. «Тот жар бессилен и пуст, / Игра снов, болезнь ума» — так говорит герой о своей мечте вернуться домой, на Кавказ. Да, для Мцыри родина значит все, но он, выросший в тюрьме, уже не сможет найти к ней дорогу. Даже лошадь, сбросившая всадника, возвращается домой, — горько восклицает Мцыри. Но сам он, выросший в неволе, как слабый цветок, утратил тот природный инстинкт, безошибочно подсказывающий дорогу, и заблудился. Мцыри в восторге от природы, но он уже не ее ребенок, и она отвергает его, как отвергает стадо слабых и больных животных. Жар опаляет умирающего Мцыри, мимо него шуршит змея, символ греха и смерти, она мечется и прыгает, «как клинок», и герою остается только наблюдать за этой игрой…

      Мцыри был свободен всего несколько дней, за которые ему пришлось заплатить смертью. И все же они не прошли бесплодно, герой познал красоту мира, любовь и радость битвы. Поэтому эти три дня для Мцыри ценнее всего остального существования:

      Хочешь знать, что я делал
      В дикой природе? Жила — и моя жизнь
      Без этих трех блаженных дней
      Было бы грустнее и темнее…

      Тест продукта

      «Вы хотите знать, что я видел / Снаружи?» — так начинает свою исповедь Мцыри, герой одноименной поэмы М. Лермонтова. Совсем маленьким ребенком он был заперт в монастыре, где и провел все свои сознательные годы жизни, так и не увидев большого мира и настоящей жизни. Но перед постригом юноша решается на побег, и перед ним открывается огромный мир. За три дня на воле Мцыри познает этот мир, пытаясь наверстать все ранее упущенное, и правда узнает за это время больше других за всю свою жизнь.

      Что Мцыри видит в дикой природе? Первое, что он испытывает, это радость и восхищение от увиденной природы, которая кажется юноше невероятно красивой. Действительно, ему есть чем восхищаться, ведь перед ним великолепные кавказские пейзажи. «Пышные поля», «свежая толпа» деревьев, «причудливые, как сны» горные хребты, «белый караван» птичьих туч – все это притягивает любопытный взгляд Мцыри. На душе становится «легко, не знаю почему», и в нем пробуждаются самые дорогие воспоминания, которых он был лишен в неволе. Картины детства и родного аула, близких и знакомых людей проходят перед внутренним взором героя. Здесь раскрывается чуткая и поэтическая натура Мцыри, который искренне откликается на зов природы, раскрывается навстречу ей. Читателю, наблюдая за героем, становится ясно, что он принадлежит к тем естественным людям, которые предпочитают общение с природой вращению в обществе, и их душа еще не испорчена фальшью этого общества. Этот образ Мцыри был особенно важен для Лермонтова по двум причинам. Во-первых, классического романтического героя как раз и следовало характеризовать таким образом, как человека, приближенного к дикому. А, во-вторых, поэт противопоставляет своего героя своему окружению, так называемому поколению 1830-х годов, большую часть которого составляли пустые и беспринципные молодые люди. Для Мцыри три дня свободы стали целой жизнью, полной событий и внутренних переживаний, тогда как знакомые Лермонтова жаловались на скуку и проводили жизнь в салонах и балах.

      Мцыри продолжает свой путь, и перед ним открываются другие картины. Природа раскрывается во всей своей грозной силе: молнии, ливень, «грозящая бездна» ущелья и шум ручья, подобный «сердитым сотням голосов». Но страха в сердце беглеца нет, такая натура даже ближе Мцыри: «Я, как брат, рад бы с бурей обняться!». За это его ждет награда: голоса неба и земли, «страшные птицы», трава и камни — все вокруг героя становится ему понятным. Мцыри готов пережить удивительные мгновения общения с живой природой, мечтами и надеждами в полуденный зной под неописуемой чистотой — такой, что даже можно было увидеть ангела — горизонт Мцыри готов переживать снова и снова. Так он снова чувствует жизнь и ее радость в себе.

      На фоне красивых горных пейзажей перед Мцыри предстает его любовь, юная грузинка. Его красота гармонична и сочетает в себе все лучшие природные цвета: таинственную черноту ночей и золото дня. Мцыри, живя в монастыре, мечтал о родине, а потому не поддается искушению любви. Герой идет вперед, и здесь природа поворачивается к нему своим вторым лицом.

      Наступает ночь, холодная и непроглядная ночь Кавказа. Лишь тускло светит где-то вдалеке свет одинокой сакли. Мцыри распознает голод и чувствует одиночество, то самое, что мучило его в монастыре. А лес тянется и тянется, окружает Мцыри «непробиваемой стеной», и он понимает, что сбился с пути. Природа, столь доброжелательная к нему днём, вдруг превращается в страшного врага, готового сбить беглеца с дороги и рассмешить его жестоким смехом. Более того, она в облике барса прямо стоит на пути Мцыри, и ему приходится сражаться с равным существом за право продолжить путь. Но благодаря этому герой познает неведомую доселе радость, радость честной конкуренции и счастье достойной победы.

      Нетрудно догадаться, почему происходят такие метаморфозы, и Лермонтов вкладывает объяснение в уста самого Мцыри. «Тот жар бессилен и пуст, / Игра снов, болезнь ума» — так говорит герой о своей мечте вернуться домой, на Кавказ. Да, для Мцыри родина значит все, но он, выросший в тюрьме, уже не сможет найти к ней дорогу. Даже лошадь, сбросившая всадника, возвращается домой, — горько восклицает Мцыри. Но сам он, выросший в неволе, как слабый цветок, утратил тот природный инстинкт, безошибочно подсказывающий дорогу, и заблудился. Мцыри в восторге от природы, но он уже не ее ребенок, и она отвергает его, как отвергает стадо слабых и больных животных. Жар опаляет умирающего Мцыри, мимо него шуршит змея, символ греха и смерти, она мечется и прыгает, «как клинок», и герою остается только наблюдать за этой игрой…

      Мцыри был свободен всего несколько дней, за которые ему пришлось заплатить смертью. И все же они не прошли бесплодно, герой познал красоту мира, любовь и радость битвы. Поэтому эти три дня для Мцыри ценнее всего остального существования:

      Хочешь знать, что я делал
      В дикой природе? Жила — и моя жизнь
      Без этих трех блаженных дней
      Было бы грустнее и темнее…

      Тест продукта

      Поэма 1839 года«Мцыри» — одно из основных программных произведений М.Ю. Лермонтов. Проблемы поэмы связаны с центральными мотивами его творчества: темой свободы и воли, темой одиночества и изгнания, темой слияния героя с миром, природой.

      Герой поэмы – могущественный человек, который противостоит окружающему миру, бросая ему вызов. Действие происходит на Кавказе, среди вольной и могучей кавказской природы, родственной душе героя. Мцыри больше всего ценит свободу, не принимает жизнь «половинчато»:

      Такие две жизни в одной.

      Но только с тревогой

      Я бы обменял, если бы мог.

      Время в монастыре было для него лишь цепью томительных часов, переплетающихся в днях, годах… Три дня воли стали настоящей жизнью:

      Хочешь знать, что я делал

      На воле? Жила — и моя жизнь

      Без этих трех блаженных дней

      Было бы грустнее и темнее

      Твоя бессильная старость.

      Эти три дня полной, абсолютной свободы позволили Мцыри узнать себя. Он вспомнил свое детство: вдруг ему открылись картины младенчества, Родина ожила в его памяти:

      И я вспомнил дом отца,

      Наше ущелье и вокруг

      Рассеянный аул в тени…

      Увидел «как живые» лица родителей, сестер, односельчан…

      Мцыри жил свой вся жизнь за три дня. Он был ребенком в родительском доме, горячо любимым сыном и братом; он был воином и охотником, сражавшимся с леопардом; был робким влюбленным юношей, который с восторгом смотрел на «деву гор». Он был во всем истинным сыном своей земли и своего народа:

      … да, рука судьбы

      Меня повели по другому пути…

      Но теперь я уверен

      Что может быть в стране отцов

      Не из последних смельчаков.

      За три дня на воле Мцыри получил ответ на давно мучивший его вопрос:

      Узнать, красивая ли земля

      Узнать на волю или тюрьму

      Мы родились в этот мир.

      Да, мир прекрасен! — таков смысл рассказа юноши об увиденном. Его монолог – это гимн миру, полному красок и звуков, радости. Когда Мцыри говорит о природе, мысль о воле не покидает его: все в этом природном мире существует свободно, никто не подавляет другое: цветут сады, шумят ручьи, поют птицы и т. д. Это утверждает героя в мысли, что человек рождается также для воли, без которой не может быть ни счастья, ни самой жизни.

      Пережитое и увиденное Мцыри за три «блаженных» дня привело героя к мысли: лучше три дня свободы, чем вечное блаженство рая; смерть лучше смирения и послушания судьбе. Выражая такие мысли в стихотворении, М.Ю. Лермонтов спорил со своей эпохой, обрекавшей мыслящего человека на бездействие, он утверждал борьбу, активность как принцип жизни человека.

      • Почему, изображая Кутузова в романе «Война и мир», Толстой намеренно избегает героизации образа полководца? — —
      • Почему тема прощания автора с молодостью, поэзией и романтизмом в финале шестой главы романа «Евгений Онегин»? —
      • Какое наказание было у Понтия Пилата? (по роману Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита») —
      • Характер Натальи созидательный или разрушительный по своей сути? (по роману-эпопее М. А. Шолохова «Тихий Дон») —
      • Почему Сатин защищает Луку в споре с общежитиями? (по пьесе М. Горького «На дне») — —
      • Можно ли считать героя рассказа И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» типичный герой начала 20 века? —

      Что можно сделать за три дня? Мне всегда казалось, что это очень короткий срок. Но прочитав стихотворение «Мцыри» М.Ю. Лермонтов, я передумал.

      Главный герой сбегает из монастыря, в котором прожил всю свою жизнь. Перед юным новичком открывается новый, пугающий, но манящий мир. Он поражен красотой окружающей природы, вдохновлен ею. Горы, поля, парящие в небе птицы, навевают воспоминания о родной земле, которую он покинул в глубоком детстве.

      Беглец отправляется на поиски своей родины. Впервые в жизни он сталкивается лицом к лицу с бурей. Перед ним предстают грозные картины, но страха в его сердце нет. Наоборот, он был бы рад даже «объять бурю», потому что он чувствует себя счастливым, просто созерцая.

      Грузинская девушка, которую герой встречает на своем пути, восхищает его своей стройностью. Многие образы возникают в воображении юного послушника при встрече с ней. Он представляет, как бы он жил среди близких ему по крови людей, какую пользу мог бы принести селу.

      Однако Мцыри чувствует, что у него есть свой путь, по которому он должен упорно следовать. Его свободолюбивая натура хочет увидеть, узнать как можно больше. Впитай в себя всю ту жизнь, которую ему не хватало за толстыми стенами монастыря.

      Самый драматичный момент в этом произведении — схватка с леопардом. Непроглядной, холодной ночью, чувствуя нарастающий голод и одиночество, беглец судорожно пытается пробраться сквозь все густеющие деревья. Осознание приходит внезапно — он потерян. Каким бы дружелюбным ни казался окружающий мир, у него есть и обратная сторона.

      Убей или умри — таковы законы животного мира. Герой решает проверить свою судьбу и вступает в бой с леопардом. Существо, превосходящее новичка по силе и жизненному опыту, было побеждено. Хотя сам победитель был ранен, этот бой позволил ему ощутить радость честной борьбы, радость победы.

      Раны, нанесенные леопардом, были не единственной причиной смерти послушника. Видя окружающий мир, чувствуя его, он больше не мог жить в душных монастырских стенах.

      Даже за три дня можно многое сделать. И для мцыра этот короткий период оказался более ценным, чем вся остальная жизнь. И, несмотря ни на что, он умирает счастливым.

      3 дня Мцыри свободен

      М.Ю. Лермонтов подарил читателям множество замечательных произведений. Достойное место среди них занимает его поэма «Мцыри».

      Это поэтическая история о судьбе юноши, именем которого названо лермонтовское творение.

      Мцыри — романтический герой. Это исключительный человек, оказавшийся в необычных условиях. Судьба его очень печальна. В детстве он попадает в монастырь, где ему суждено провести остаток жизни. Мцыри не может принять долю монаха. Жизнь в монастыре для молодого человека равносильна смерти. Это место стало для него настоящей тюрьмой.

      Мятежный дух толкает героя на побег. Это событие стало поворотным моментом в сознании молодого человека.

      Беглец успел провести на свободе всего три дня. Но это были лучшие дни в его жизни. Невозможно без сочувствия читать строки, описывающие душевное состояние героя в момент, когда он на свободе. Природа открывает ему свою истинную красоту и богатство. Все, что видит Мцыри, воспринимается им как нечто необычное. Он любуется полями, лесистыми холмами, горными хребтами, высоким голубым небом в облаках…

      Снежная вершина Кавказа вызывает у юноши особое чувство, пробуждая в памяти героя мысли о родной земле. Мцыри с теплотой вспоминает родное ущелье, отца, сестер, природу родных мест.

      Три дня, проведенные на свободе, стали для него олицетворением жизни. Первое, что радует сердце беглеца, — буря. Пугая всех своей грозной силой, она становится для Мцыри посланницей свободы. В сопровождении ее он бежит, вдыхая свежий запах леса.

      Путь Мцыри был полон опасностей, но он не боялся их.

      Самым захватывающим является знакомство героя с молодой грузинкой. Она заставила сердце молодого человека трепетать и испытывать не знакомые ему ранее чувства. Затаив дыхание, смущенный юноша наблюдает за красивой горянкой, которая вселила в его душу горячее чувство любви. Беглец еще больше осознает, что монастырь — не его удел.

      Кульминацией кратковременной свободы Мцыри становится его схватка с леопардом, в полной мере показавшая стремление к свободе и жизни. Если раньше, отгороженный от внешнего мира монастырскими стенами, Мцыри не дорожил своей жизнью, то теперь он полон желания жить. Герой готов сражаться до последнего вздоха. Победа над леопардом далась нелегко. Следы зверя навсегда остались в виде глубоких шрамов на груди бесстрашного юноши.

      Однако он больше не может здесь жить. Три дня, потрясшие его воображение, перевернули сознание героя. Мцыри, потерявший надежду на свободу, предчувствует свою смерть. Однако она его не боится. С тоской говорит он, что его труп не будет похоронен на родине.

      Мцыри – символ борьбы за свободу человеческой личности.

      Несколько интересных композиций

      • Исторические события в романе «Капитанская дочка Пушкина»

        Капитанская дочка, фундаментальный исторический роман А. С. Пушкина, стал одним из последних его произведений при жизни. Произведение опубликовано в конце 1836 года, через два месяца его автор будет убит на дуэли.

        Не могу с уверенностью сказать, что праздность — мать всех пороков. Конечно, когда у человека слишком много свободного времени, когда ему скучно, он мается… Он не знает (счастливчик), чем себя занять. Ходит из угла в угол, звонит друзьям

      Вспоминая свои скитания по горам, юноша не прекращает полемики со своим идейным противником: гроза — не знак «гнева божьего», а бесконечное счастье, родная стихия для души, окутанной бурей переживаний (Глава 8). Женская красота есть не воплощение злого начала, греховности, а высшая гармония, отвергнутая юношей только потому, что он посвятил свою жизнь другим целям. Эпизод встречи с леопардом (главы 15-19) становится гимном силе, отваге, стойкости к враждебным обстоятельствам:
      — … торжествующий враг
      — Он встретил смерть лицом

      Лицом
      — Как солдат следует в бою!
      Конечно же, речь идет о мертвом леопарде. Но в чеканных строках, звучащих как афоризм, кроется кредо героя. И, не правда ли, гордо, «собрав остатки сил», смело глядя смерти в лицо, умирает и сам Мцыри? Да, молодому человеку тяжело прощаться с жизнью. Горько (и несправедливо!) он винит себя в неспособности добиться желаемой свободы. Заключительные скорбные строки поэмы отзываются болью в сердцах читателей. Но, сломленный физически («Тюрьма наложила на меня свою печать…»), герой обнаруживает огромную силу духа; до последних мгновений он остается верным своему идеалу. Всякая мысль о небесной гармонии ему чужда;
      — Увы! — через несколько минут
      — Между крутыми и темными скалами,
      — Где я играла в детстве,
      — Я бы променяла небо и вечность…
      Умирая, но не покоренный, он навсегда остается в нашем сознании как символ мужества и воли. Итак, основная часть стихотворения – это диалог-спор, столкновение противоположных взглядов на жизнь, столкновение мировоззрений. С одной стороны, смирение, пассивность, боязнь потрясений и бурь, неприятие земных радостей и жалкие надежды на небесный рай. С другой стороны, есть жажда бури, тревоги, битвы, борьбы, страсть к свободе, глубоко поэтическое восприятие природы и красоты, стремление к радостям и страданиям земной жизни, протест против церкви и всякого иное рабство, восстание против порядка, освященного во имя Божие. Читатель обращает наше внимание на силу и богатство картин кавказской природы, написанных поэтом, усиливающих впечатление о неординарной фигуре героя, проливающих свет на его отношение к миру (например, глава 6) и помогающих понимать свое психологическое состояние в различных обстоятельствах (например, главы 11 и 22, вопрос 7).
      История Мцыри — это не рассказ о событиях, разворачивающихся сейчас, а воспоминания о пережитом. Эти воспоминания, естественно, окрашены чувствами, которые испытывает герой в момент повествования. Мцыри как бы пересматривает, переоценивает увиденное и пережитое и выбирает самые впечатляющие краски для воссоздания картин кавказской природы и выражения своих чувств. Читатели знают, что юноша столкнулся не только с красотой окружающего мира, но и с ужасным и безобразным в нем; природа была к нему не только благосклонна, но и безжалостна. Почему, говоря в общих чертах об увиденном («Хочешь знать, что я видел на воле?»), Мцыри рисует картину кавказской природы в радостных красках? Почему долина, предстающая перед нами в конце его рассказа как выжженная пустыня (глава 22), в 6 главе, в начале рассказа, когда герой передает только самые общие и главные впечатления от увиденного , изображается совсем по-другому:
      — … Пышные поля,
      — Холмы, покрытые кроной
      — Деревья, выросшие вокруг,
      — Шуршащие свежей толпой… и т.д.?
      Мы приходим к выводу, что это было его главное впечатление от опыта, что, несмотря на все пережитые горести, Мцыри твердо уверился в том, что мир прекрасен. Мощь и величие кавказской природы соответствовали духовной силе героя, его свободолюбию и пламенному чувству. И переживания трехдневных скитаний словно сгладились, поблекли в лучах свободы, которую хотя бы на короткое мгновение ощутил Мцыри.

      (Нет оценок)

      Другие произведения:

      1. Поэтический мир Лермонтова богат и разнообразен. В него входят боярин Орша, купец Калашников и мятежный борец Мцыри. «Излюбленный идеал» поэта близок личности самого Лермонтова, лирического героя его стихов. Лермонтову, как и Мцыри, свойственна «пламенная страсть» к свободе, стремление к Подробнее ……
      2. Романтическая поэма «Мцыри» создана М.Ю. Лермонтов в 1839 году. Написано в виде исповеди главного героя, кавказского отрока Мцыри, попавшего в плен к русским, а оттуда в монастырь. Стихотворение предваряет эпиграф из Библии: «Вкушав, вкусили немного Подробнее ……
      3. Поэтический мир М.Ю. Лермонтова – это тревожный мир исканий, глубоких раздумий, нерешенных вопросов и великих философских проблем. Герой этого мира потрясен царящей вокруг несправедливостью. Он полон обиды и гнева. Мир Лермонтова – это мир высоких и прекрасных чувств: любви, Подробнее ……
      4. Я люблю М.Ю. Поэма Лермонтова «Мцыри» очень понравилась. Мцыри — мой любимый литературный герой. Он очень любил свободу и стремился; Ей. В монастырь его привезли совсем немного: — Было ему, кажется, лет шести; — Как серна гор, застенчивая и Читать дальше . …..
      5. Тема М.Ю. Стихотворение Лермонтова «Мцыри» представляет собой образ сильного, мужественного, непокорного человека, попавшего в плен, выросшего в мрачных стенах монастыря, страдающего от гнетущих условий жизни и решившего ценой риска собственной жизни вырваться на свободу в тот самый момент, когда Подробнее ……
      6. Поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри» относится к романтическим произведениям. Начнем с того, что основная тема поэмы — личная свобода — характерна для произведений романтиков. Кроме того, герою, послушнику Мцыри, свойственны исключительные качества — свободолюбие, гордое одиночество, необыкновенно сильное чувство любви Подробнее ……
      7. Поэма Лермонтова «Мцыри» написана в 1839 г. и был написан как романтическое произведение. Это исповедь кавказского юноши, прожившего основную часть своей жизни вдали от родины, в монастыре. В детстве попал в плен к русским, был помилован и Читать дальше ……
      8. М.Ю. Лермонтов вошел в русскую литературу как продолжатель традиций А. С. Пушкина и поэтов-декабристов, но в то же время его поэзия стала новым звеном в цепи развития национальной культуры. Романтическая поэма «Мцыри» — одна из вершин творческого наследия поэта. Подробнее ……

      Почему три дня Мцыри характеризует как «три блаженных дня»

      Лермонтов, «Мцыри». Краткий пересказ

      Поэма на стихи «Мцыри» Михаила Юрьевича Лермонтова написана в 1839 году. И уже в 1840 г. она была впервые опубликована в сборнике «Стихотворения Лермонтова», изданном еще при жизни поэта. Натолкнул Лермонтова на сюжет «Мцыри» краткий пересказ рассказа, услышанного им во время службы на Кавказе. Поэма «Мцыри» стала классическим образцом романтической поэзии. Оно относится к более позднему кавказскому творчеству поэта.

      Краткий пересказ. «Мцыри» (Лермонтов)

      Однажды Лермонтов, находясь в ссылке на Кавказе в 1837 году, встретил по дороге монаха и узнал от него, что он горец, которого генерал Ермолов еще в детстве взял к себе. Но когда мальчик заболел, он оставил его в монастыре с братией. В стенах монастыря он вырос, но к монашеской жизни не привык, и поэтому несколько раз убегал в горы, потому что очень тосковал по дому. А последняя попытка побега привела его к болезни, и он чуть не умер.

      Вся эта история настолько впечатлила молодого Михаила Юрьевича, что он тут же приступил к созданию поэмы «Мцыри», краткий пересказ которой будет дан ниже.

      Насколько достоверен факт встречи монаха с поэтом, установить невозможно, однако история, описанная в самой поэме, скорее всего, действительно имела место. Ведь во время Кавказской войны захват горских детей русскими солдатами был довольно распространенным явлением.

      Краткий пересказ «Мцыри» (Лермонтова) по главам

      Война на Кавказе принесла много вреда местному населению. Бедный мальчик-горец попал в плен к русскому генералу, и тот собирался отвести его к себе, но по дороге ребенок сильно заболел. Тогда монах, живший в монастыре, оставил маленького пленника. И с тех пор юный Мцыри (в переводе с грузинского «послушник») был обречен жить вдали от родных мест. Он был диким и испуганным. Почувствовав себя узником в неволе, он не переставал скучать по родным местам.

      Краткий пересказ лермонтовских «Мцыри» продолжается тем, что со временем этот подкидыш вроде бы даже привык к неволе, постепенно выучил иностранный язык, крестился и даже собирался постричь его в монахи. Но перед этим важным событием в сильную грозу у семнадцатилетнего юноши возникает сильное желание бежать куда глаза глядят. В этот момент он вспомнил свою родину с ее великолепными полями, заснеженными скалами и зелеными холмами, вспомнил родную речь, аул, лица родных: отец его был храбрым солдатом в кольчугах с блестящим оружием, храбрыми братьями и милыми сестры.

      свобода

      Всего три дня провел Мцыри на свободе. Но они имели для него большое значение. Вот тогда он и жил по-настоящему. Он увидел могучие Кавказские горы, молодую грузинку, наполнившую кувшин водой у источника. Ему даже пришлось драться со свирепым леопардом. Мцыри победил барса, потому что во время боя сам почувствовал себя диким зверем. В эти страшные минуты борьбы он уважал врага, который без страха встретил смерть. Сам юноша был тяжело ранен, острые когти зверя сильно разорвали его тело. Но это его не остановило, он все же отправился на поиски родины. Через несколько дней он приехал в село, но позже понял, что снова вернулся в монастырь, и теперь все его мечты увидеть за минуту родной Кавказ развеялись. В отчаянии он упал на песок.

      Возвращение в монастырь

      На этом поэма «Мцыри», краткий пересказ которой представлен в данной статье, не заканчивается. Беглеца ищут, но безрезультатно. Его найдут чуть позже в окрестностях монастыря, он будет лежать без сознания, раненый и измученный, как будто побывал в страшном бою. В монастыре он придет в себя, но, обессилев, к еде не прикоснется. Понимая, что ему не сбежать, Мцыри намеренно хочет приблизить дни своей смерти. На вопросы монашеской братии он не отвечает. Теперь он может только горько сожалеть о том, что его тело будет погребено на чужбине.

      Горькая разлука

      Однако путь к неспокойной и мятежной душе парня находит старый монах, когда-то крестивший его. Понимая, что Мцыри прожил недолго, он хочет исповедовать молодого человека. А затем молодой и несгибаемый горец красочно и ярко рассказывает о тех трех днях, которые он провел на свободе. Он утверждает, что променял бы рай и века на две минуты в горах Кавказа, куда беспечно бегал в детстве. Мцыри просит похоронить старика в саду под акациями, где он сможет увидеть свой родной Кавказ, чтобы он мог заснуть с вечным покоем.

      Анализ

      Краткий пересказ «Мцыри» по главам на этом можно считать законченным. Анализируя его, начинаешь видеть в Мцыри самого Лермонтова, очень хорошо раскрывающего тему человеческой свободы, твердой воли, целеустремленности, глубоко вписанных в гармонию и красоту кавказской природы. Он вместе со своим свободолюбивым я сливается с природой и наслаждается ее великолепием.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *