Матренин двор равнодушие: Сочинение Равнодушие в рассказе Матренин двор Солженицына

Содержание

Сочинение Равнодушие в рассказе Матренин двор Солженицына

Лучшие сочинения и пересказы

  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Равнодушие в рассказе Матренин двор Солженицына

В данном произведении равнодушие сочится из-за каждого слова, мысли и даже взгляда людей, живущих в заброшенной деревне. Конечно, останется неизвестным ответ на вопрос, а может ко всем, было такое отношение властей, не только к старушке. Те, кто помоложе и позабористей могли отстоять свое мнение или то, что им положено за проделанную работу. За людей преклонного возраста, которые изо дня в день много лет проработали, можно и позаботится. Особенно, если так случилось, что не осталось у них родных людей, которые придут на помощь.

Самое поразительное это то, что люди знают, как тяжело было Матрене Васильевне выживать, но не помогают. А когда приходило время копать картошку, то о ней все вспоминали, ведь знали, что не откажет. Сестры, изредка навещавшие старушку, поддерживали общение лишь из-за дома, который останется после нее.

Когда они увидели, что забирают горницу по воле Матрены, обозлились на нее и перестали поддерживать контакт. Как она собиралась дальше жить – никого не волновало, ни Фадея, ни воспитанницы. Кира могла бы забрать старушку к себе, но, наверное, такая мысль ее не посещала.

Из данного рассказа, также можно сделать вывод, что квартирант тоже не стремился помочь Матрене. Описывается, что он любил долго поспать, сидеть над тетрадями до ночи, слушал радио и ни слова о том, что он помог принести травы для козы, собрать ягоды или самому приготовить себе еду. Разумеется, что он платил ей за крышу над головой, но дело ведь не только в деньгах, в человечности тоже.

После смерти старушки все плакали, потому что так положено, а не потому, что было сожаление о потере близкого и родного человека. И даже при этом обвиняли ее в смерти, оправдывая себя. Причитавшие, что она ничего не скопила и не нажила за свою жизнь, без зазрения совести, растаскивали скромные пожитки.

Наверное, самое страшное в жизни, это столкнутся с таким равнодушием. При жизни пользуются безотказностью в оказании помощи, не стремятся отплатить тем же.

2 вариант

Рассказы А.И. Солженицына всегда были пронизаны эмоциями, переживаниями и не оставляли читателя равнодушным. Одной из самых известных работ автора является произведение «Матренин двор». В нем очень ярко раскрывается тема равнодушия, заставляя каждого задуматься о неправильном поведении большинства героев.

Данная тема поднимается на протяжении всего рассказа: равнодушие сочится через поступки, мысли и действия героев. Холодно и халатно относятся не только к главной героине, но и к простым людям, которым приходилось выживать, не получая никакой помощи и поддержки не только от властей, но и от своих родных и близких. Граждане жили очень бедно, хотя рядом с селом были торфяные болота. Женщинам приходилось мешками уносить торф, прячась от охраны, чтобы выжить зимой.

Очень показательным моментом равнодушия людей является эпизод, когда главная героиня Матрена пыталась получить пенсию. Пожилая женщина была вынуждена столкнуться с множеством трудностей из-за халатного отношения контор к своей работе и проблемам других.

Фигура Матрены в целом вступает в контраст с обществом, описанном в рассказе. Женщина никогда не гналась за богатством: ей не были интересны ни красивые наряды, ни роскошная обстановка дома. Ее хозяйство представляло собой хилый домик, в котором обжились мыши и тараканы, фикусы, да криворогая коза с хромой кошкой. Однако старушка всегда пыталась всем помочь абсолютно бескорыстно. Она оставляла все свои дела и выполняла всю работу, даже не получив благодарности за свои труды.

Даже когда у Матрены отняли горницу, она все равно бросилась помогать людям и погибла, все также по вине людского равнодушия, невнимательности и разгильдяйства.

Особенно ярко тема равнодушия раскрывается в момент похорон Матрены. Рассказчик описывает, как ее сестры плакали напоказ, обвиняя во всем семью Фаддея, попутно преследуя корыстные цели. Многие из пришедших просто начинали плакать с порога, не из-за грусти и печали по погибшей старушке, а либо из-за корыстных помыслов, либо из-за принятых обычаев. Только Кира искренне горевала по погибшей приемной матери и жена Фаддея. Сам же старик не появился на похоронах, однако вытребовал сарай и забор Матрены. Небольшое имущество Матрены забрали три сестры, которые ничуть не горевали о ней, а лишь хотели завладеть тем, что она нажила.

Когда герой-рассказчик пребывает к золовке Матрены, она говорит о ней с нескрываемым осуждением, и даже ее положительные черты героиня высмеивает. В этих воспоминаниях возникает иной образ женщины, который так не похож на все окружавшее ее общество. Матрена была «проповедником», на которого многим стоило бы равняться.

Таким образом, тема равнодушия стоит в произведении остро и раскрывается через поступки героев, многие из которых думают лишь о материальных вещах. Именно они вступают в контраст с Матреной, которая всю жизнь бескорыстно помогала людям, ничего не требуя взамен.

Рассуждение

В произведении Солженицына «Матренин двор» равнодушие буквально лежит на поверхности, оно пропитывает каждого персонажа, живущего в богом забытой деревеньке. Старушка, оставшаяся жить в деревне, никому не нужна. Власть, которая, казалось бы, должна защищать людей, попросту бездействует, не обращая внимания не проблемы стариков. Если молодые люди еще могли отстоять свои права, получить то, что положено за их труд, то у бедной одинокой пожилой женщины не было для этого никаких возможностей. Мне кажется, что такое равнодушие просто недопустимо. Исходя из моральных принципов нужно заботиться о тех, кто в этом нуждается. Тем более если это – одинокая старушка.

Поражает и то, что окружающие прекрасно знают, в каком положении находится Матрена Васильевна. Но это никак не влияет на них, люди все также равнодушны. Нельзя сказать, что старушка была одинока: у нее были сестры. Но они никак не участвовали в жизни родного человека. Ими двигала лишь корысть: дом, который останется после смерти Матрены Васильевны. После того, как сестры узнали, что горницу забирают с согласия старушки, то совсем перестали ее навещать. Никто не задавался вопросом: как же будет жить Матрена Васильевна?

Что же касается квартиранта Матрены Васильевны, то стоит отметить, что и он был абсолютно равнодушен к пожилой женщине.

В произведении говорится, что он любил спать до обеда, а ночью сидел над своими записями. Нет ни одного упоминания о том, как квартирант помог старушке принести воды, накормить козу или просто приготовить себе покушать. Да, я согласен с тем, что он платил за жилье и был не обязан ничего делать по дому, но разве так сложно помочь старому человеку? Наверное, у людей нет никаких моральных ценностей.

Грустно то, что даже после ухода из жизни Матрены Васильевны люди не прониклись к ней сочувствием. Плакали наигранно и лишь ругали бедную женщину за то, что та не оставила после себя никакого денежного состояния. И даже те скромные ценности, что у нее были, люди растащили без каких-либо угрызений совести. Такое положение дел ужасает: почему в жизни равнодушия и злобы гораздо больше, чем сочувствия и добра? Ведь сказать пару приятных слов, помочь в какой-нибудь мелочи совсем не сложно.

По моему мнению, самое страшное, что может произойти с нами в жизни, это равнодушие со стороны окружающих людей.

Чаще всего каждый озабочен лишь своей личностью, своей выгодой и совершенно не думает о других. Страшно безотказно помогать людям, ведь скорее всего в ответ никто руку помощи не протянет.

Также читают:

← Природа в творчестве Фета и Тютчева ← Поэзия 60-х годов 20 века↑ ДругиеХарактеристика Лизы и Эраста из повести Бедная Лиза → Отзывчивость в рассказе Матренин двор Солженицина →

Картинка к сочинению Равнодушие в рассказе Матренин двор Солженицына

Популярные сегодня темы

  • Чувства и мысли Хлестакова в комедии Ревизора сочинение

    Главный персонаж произведения Н. В. Гоголя уникален: он лживый, причем у него отсутствует такие качества, как нравственность и духовность. Он фантастично и бесстыдно врет, а люди ему доверяют. Каковы эмоции и думы Ивана Хлестакова на самом деле?

  • Сочинение по поэме Божественная комедия Данте Алигьери

    «Божественная комедия» Данте Алигьери является самым известным художественным произведением европейской средневековой литературы. В нём автор сумел не только объединить сюжетное повествование и поэтический стиль

  • Образ города в романе Мастер и Маргарита Булгакова сочинение

    «Мастер и Маргарита» — роман, известный всему миру, одно из величайших произведений М. А. Булгакова. Работу над этим романом писатель продолжал вплоть до своей смерти, но закончить

  • Сочинение Мой дом моя крепость рассуждение

    Каждый человек в своей жизни должен иметь определенное место, где он проводит свое личное время, не затраченное на дела и работу, где он может остаться наедине со своими мыслями или наоборот

  • Сочинение по рассказу Заячьи лапы Паустовского 5 класс рассуждение

    Одним из ярких произведений, в которых подчеркнута линия преданности и верности, является рассказ Константина Георгиевича Паустовского «Заячьи лапы». Как же можно благодарить зайца, трусливейшего лесного зверя?

Сочинения

  • По картинам
  • По литературе
  • Свободная тема
  • Про Родину
  • Про технологии
  • Русский язык
  • Про семью
  • Про школу
  • Про войну
  • Про природу
  • По пословицам
  • Про времена года
  • Праздники
  • Про дружбу
  • 9 класс ОГЭ
  • 11 класс ЕГЭ
  • Про животных
  • Профессии
  • Известные люди
  • Города

Матренин двор: смысл рассказа А.

Солженицына

Александр Солженицын часто затрагивает в своих произведениях проблемы нравственности, тему отношения человека и общества, власти. Рассказ «Матренин двор», смысл которого в описании общечеловеческих ценностей на примере жизни и быта русской провинции, написан в 1959 году. Опубликован в журнале «Новый мир» в 1963-м.

Краткое содержание рассказа «Матренин двор»

Главными героями произведения Солженицына являются:

  • Игнатьич – рассказчик, в образе которого угадывается сам автор.
  • Матрена – одинокая женщина лет 60, у которой рассказчик останавливается на постой.
  • Фаддей – умный, жадный старик, когда-то просивший руки Матрены.
  • Кира – дочь Фаддея, воспитанница Матрены.
  • Сестры Матрены – алчные родственницы женщины, безразличные к ее судьбе, жаждущие наследства.

Новая жизнь

Рассказ ведется от лица Игнатьича – отбывшего срок в колонии учителя математики. После всех испытаний его желанием стало тихое мирное существование в провинции, как можно дальше от больших городов.

На заметку! Авторское первоначальное название «Матрениного двора» – «Не стоит село праведника», смысл которого легко разгадывается при прочтении рассказа. Однако, редактор «Нового мира» попросил изменить его, согласно требованиям цензуры.

Новую жизнь рассказчик начинает в месте с «поэтичным» названием «Торфпродукт». Хозяйка дома, в котором автор останавливается в качестве квартиранта – Матрена Григорьева. В доме кроме нее проживает хромая кошка, подобранная хозяйкой, а также полчища мышей и тараканов. В сарае – единственная представительница скотного двора Матрены – грязно-белая коза.

Люди в селе жили небогато. Изможденная земля не давала хороших урожаев. А чтобы запастись на зиму торфом, женщинам приходилось тайком тащить его с торфяных болот. Тайком – потому что весь торф оттуда по закону принадлежал тресту.

Поэтому квартирант-учитель, за постой которого платила школа, да еще и торфу давали официально, был выходом для Матрены. Ведь ей из-за бумажной волокиты даже пенсии не платили. Хотя женщина в свое время работала в колхозе, как все, «за палочки».

Матрене приходилось принимать участие в «общественной жизни» села:

  • Помогать на колхозных полях разбрасывать навоз (да еще со своими вилами).
  • Кормить пастухов по очереди с другими односельчанами. Это вгоняла женщину в большие расходы, ведь приходилось покупать продукты, которые она сама никогда не покупала для себя – сахар, масло, рыбные консервы.
  • Работать на огородах односельчан. Они с удовольствием ее приглашали, ведь работала она споро, чужому урожаю не завидовала, денег не просила.

На заметку! Рассказ и правда автобиографичен. Солженицын после отбытия наказания работал учителем в маленьком поселке и снимал комнату у женщины по имени Матрена.

Коня на скаку…

Проживая вместе, женщина много рассказывала квартиранту про свою жизнь.

Как просил ее руки Фаддей, да ушел на фронт. А ей волей обстоятельств пришлось выйти замуж за его брата. Как все ее шестеро детей умерли в младенчестве, и она взяла на воспитание Киру, дочь Фаддея. И все отдавала девочке вплоть до ее замужества. Автору запомнилась история с Волчком, военным конем, который понес сани, а Матрена схватила его за узду и остановила.

Смелая женщина боялась только пожара и… поездов.

Так учитель постепенно узнавал свою хозяйку. Также он познакомился с ее окружением:

  • Три младшие сестры в первый раз появились в ее доме под Крещение, когда женщина наконец оформила пенсию и могла позволить себе и новые валенки, новый ватник, и пальто починить из старой шинели. Из чего Игнатьич сделал вывод, что сестры видимо боялись раньше, что Матрена попросит помощи у них, вот и не приходили.
  • Фаддей Миронович, тот самый, что просил ее руки в молодости. Пришел просить учителя за своего младшего сына – Антошку, парня ленивого и ушлого. Его еле-еле переводили из класса в класс. Оказалось, что когда Матрена вышла замуж за его брата, он тоже взял в жены Матрену, только другую, взял из-за имени, так как любил свою первую невесту.
  • Матрена №2 также часто приходила к ним в дом, непрерывно плакала, жаловалась, что муж ее избивает.
  • Приехавшая Кира рассказала, что в Черустях есть возможность получить землю молодым, но нужно поставить какую-то постройку. У Матрены была горница, которую она хотела завещать воспитаннице. Фаддей уговаривал женщину отдать ее при жизни, чтобы «застолбить» землю. Матрена, несмотря на убеждения своих сестер не делать этого, согласилась.

Несчастный случай

Разобранную горницу Фаддей с мужиками погрузили на двое саней, которые, чтобы не делать две ходки, прикрепили к трактору. Подкрепившись самогоном, повезли постройку в Черусти. Матрена пошла с ними и не вернулась. Полночи прождал ее Игнатьич, а потом узнал, что вторые сани рассыпались под тяжестью и застряли на рельсах. Гудящий трактор, пытавшийся вытащить сани с переезда, не дал услышать им приближающийся паровоз. Матрена, которая не смогла стоять в стороне и бросилась на помощь, а также сын Фаддея, погибли под паровозом.

Похороны

Рассказчик очень подробно описывает похороны Матрены, которые как нельзя лучше передают смысл финала «Матрениного двора». Большинство пришедших попрощаться с женщиной делали это напоказ. Одни думали про наследство, другие снимали вину с себя. По-настоящему смерть Матрены переживала только Кира и жена Фаддея Матрена №2.

Фаддей же даже не пришел на похороны. Он потерял женщину, которую он любил, и сына, его зятя отправили под арест, а он думал только про то, как доставить свои сани, которые так и остались стоять у переезда, домой.

После случившегося, поезда, следовавшие по этому маршруту, приостанавливали свой ход на месте трагедии. Игнатьич переселился к одной из родственниц Матрены. Она много рассказывала ему про его бывшую хозяйку, но все в негативном ключе. Не нажила ничего, осталась одна, даже скотину не завела, одним словом – блаженная.

Слова, сказанные рассказчиком в финале, несли основной смысл «Матрениного двора» и давали первоначальное название рассказу: «Вот жили мы все рядом с ней, и не поняли, что она и есть тот самый праведник, без которого согласно пословице, ни село, ни город не стоят. »

Матренин двор: смысл рассказа

Солженицын вложил в рассказ «Матренин двор» нравственный и символический смысл. История не сводится к одному поселку, к одному двору. Двор Матрены будто расширяет свои границы, включая в себя всю страну.

Человек живет в тесных отношениях с властью. Работает всю жизнь, отдавая близких на войнах, мирится с собственными потерями, перебивается с картошки на картошку – казалось бы за все это должно воздаться в итоге. Однако, даже заслуженную пенсию получить чрезвычайно сложно. С одной бумажкой приходится пройти «семь кругов ада», терпеть равнодушные взгляды равнодушных к проблемам людей чиновников, отправляющих «просителя» все дальше и дальше.

А чтобы обогреть зимой свои дома, приходится тайком собирать торф на торфяных болотах. Ведь это – собственность государства, а оно не прощает кражи у него. Равнодушие к простым людям сквозит и здесь.

Очень сложно в таких условиях оставаться хорошим человеком. Потому почти все жители села и думают лишь о своем обогащении. Сам о себе не позаботишься – никто этого не сделает. И даже перед лицом трагедии лучшая подруга Матрены приходит к ней в дом, чтобы забрать обещанную ей вязанку, сестры «распиливают» ее дом, а Фаддей думает лишь о том, как вернуть свои сани.

В рассказе «Матренин двор», смысл которого в возможности сохранения человечности в любых условиях, лишь Матрена была настоящей праведницей, душа которой не зачерствела, не озлобилась в пережитых ею испытаниях. А лишь наборот. Ее заботы и доброты хватало и на хромую кошку, и на постяльца, которому она готовила скудный, но все же завтрак, и на Киру, девочку, которой она стала настоящей матерью, и на односельчан, которым всегда помогала, не требуя отплаты. Но в глазах людей она навсегда останется блаженной чудачкой, над которой не только смеются, но и осуждают за никчемность.

Рассказ «Матренин двор», смысл которого мы попытались раскрыть в статье, побуждает верить. Верить в победу добра над злом, верить в силу нравственности, человеческих ценностей, праведничества, верить в то, что не погиб русский народ.

Одиночество матрёны в повести Матрёна двор. Характеристика Матрены («Матренин двор» А. И. Солженицына)

Много невзгод, трудов и забот легло на плечи героини повести А. И. Солженицына Матрёны [см. полный текст, краткое содержание и анализ повести «Матрёнин двор». Ее жизнь в юности и в старости была сплошным трудом. «Год за годом, за много лет Матрена Васильевна ни рубля ниоткуда не заработала. Потому что ей не выплатили пенсию. Семья ей мало помогала. И в колхозе она работала не за деньги — за палки. За палками трудодней в загаженной книге бухгалтера.

Александр Солженицын. Матренин двор. Читает автор

Но, в отличие от своих односельчан, Матрена сохранила живую душу, осталась навсегда бескорыстной, доброй, нежной, сохранила до старости прежнюю девичью любовь.

Не богатая словами, ее история любви к Фаддею полна поэзии, напоминает старые песни и причитания. Ведь это своего рода оплакивание прошлого, несостоявшегося счастья. «Я прятался три года, ждал. И ни вести, и ни косточки…»; «Ой-ой-ойинки, бедная головушка! ..» — сокрушается она.

Кажется, рассказчик повторяет ее слова. В его речи начинают звучать интонации народной поэзии: «И шли годы, как вода плыла…» фольклорные образы: «Я представил их рядышком: смолистого богатыря с косой поперек спины; ее, румяную, обнимающую снопом. И — песня, песня под небом, которую давно отстала деревня спеть, а с механизмами не спеть».

Оплакивая свою героиню, он называет ее «простенькой», бессознательно повторяя причитания Ирины Федосовой:

Не в ком укрыться,
Нет никого, кто победит…

Судьба Матрёны воистину трагична. Но не только потому, что потеряла любимого, жила с нелюбимым, похоронила в младенчестве шестерых детей; не потому, что ее мучает черный недуг, что она борется в нищете, что ей суждено умереть под поездом. Ее безмерное одиночество трагично. Никто не понимал, не любил, не жалел ее, потому что среди черных ворон она оставалась белой.

Всю жизнь прожила в родном селе «непонятая и заброшенная», «чужая», «смешная». Соседи осуждают ее за то, что автор находит в ней особенно ценным. О сердечности и простоте Матрены говорят «с презрительным сожалением». Ее упрекают в том, что она «неосторожна». «Я не гнался за покупкой… Я не выбирался покупать вещи, а потом заботиться о них больше жизни». А автор размышляет: «…хороший наш, народный или мой, язык странно называет наше достояние. И потерять его считается позорным и глупым перед людьми». И героиня Солженицына не позаботилась доброта, но доброта. И она была безмерно богата. Но никто не заметил и не оценил тех духовных ценностей, которыми она обладала.

Описание избы Матрены приобретает в повести глубокий смысл. Одинокая среди людей, дома ее окружают близкие «существа». Именно они составляют особый, поэтический мир, созвучный ее душе. Она глубоко привязана к этому миру, а он живет своей независимой, простой и загадочной жизнью.

Так, о фикусах сказано: «Они наполняли одиночество хозяйки молчаливой, но живой толпой». Фикусы сравнивают с лесом и как бы составляют некую часть природного мира. Даже о насекомых говорится в духе противопоставления их всему тому, что вне избы: «Кроме меня и Матрёны, в избе ещё жили: кот, мыши и тараканы /…/ Ночью, когда Матрёна уже была спал, а я занимался за столом, — редкое быстрое шуршание мышей под обоями перекрывалось непрерывным, равномерным, непрерывным, как далекий шум океана, шорохом тараканов за перегородкой. Но я к нему привыкла, ибо в нем не было ничего злого, не было в нем лжи. Их шорох был их жизнью.

Меню статей:

Вы, наверное, не раз встречали таких людей, которые готовы работать изо всех сил на благо других, но при этом остаются изгоями в обществе. Нет, они не деградируют ни морально, ни умственно, но как бы хороши ни были их поступки, их не ценят. Об одном таком персонаже рассказывает нам А. Солженицын в своей повести «Матренин двор ».

Речь идет о главном герое истории. Читатель встретит Матрену Васильевну Григорьеву в преклонном возрасте – ей было около 60 лет, когда мы впервые видим ее на страницах повести.

Аудиоверсия статьи.

Ее дом и двор постепенно приходят в запустение — «щепки разъехались, бревна сруба и ворот, когда-то могучих, от старости поседели, а обшивка их поредела».

Хозяйка часто болеет, несколько дней не может встать, а когда-то все было иначе: все построено с учетом большой семьи, качественно и добротно. Тот факт, что теперь здесь живет только одна женщина, уже настраивает читателя на восприятие героинь трагедии.

Юность Матрены

О детстве главной героини Солженицын ничего не рассказывает читателю — основной акцент повествования приходится на период ее юности, когда закладывались основные факторы ее дальнейшей несчастливой жизни.



Когда Матрене было 19 лет, Фаддей сватался к ней, на тот момент ему было 23. Девушка согласилась, но свадьбе помешала война. Давно не было известий о Фаддею, наверняка его ждала Матрена, но она не ждала ни известий, ни самого мальчика. Было решено, что он умер. Его младший брат Ефим сделал предложение Матрене выйти за него замуж. Матрена не любила Ефима, поэтому не соглашалась и, может быть, надежда на возвращение Фаддея не покидала ее совсем, но все же уговаривала: «умный выходит после Покрова, а юродивый — после Петрова. Им не хватало рук. Я пошел. И как оказалось напрасно — ее возлюбленный вернулся на Покров — он попал в плен к венграм и поэтому известий о нем не было.

Известие о женитьбе брата на Матрёне стало для него ударом — он хотел изрубить молодых, но мысль о том, что Ефим его брат, остановила его намерения. Со временем он простил им такой поступок.

Ефим и Матрена остались в родительском доме… Матрена до сих пор живет в этом дворе, все постройки здесь построил ее тесть.



Фаддей долго не женился, а потом нашел себе другую Матрёну — у них шестеро детей. У Ефима тоже было шестеро детей, но никто из них не выжил — все умерли, не дожив до трех месяцев. Из-за этого все в деревне стали верить, что на Матрену сглаз, ее даже водили к монахине, но добиться положительного результата не удалось.

После смерти Матрены Фаддей рассказывает, что его брату было стыдно за свою жену. Ефим предпочитал «культурно одеваться, а она — как-то, вся по-деревенски». Однажды братьям пришлось работать вместе в городе. Там Ефим изменял жене: барыню завел, а к Матрене возвращаться не хочет

Новое горе пришло к Матрене — в 1941 году Ефима забрали на фронт и он оттуда уже не вернулся. Ефим умер или нашел другого — точно неизвестно.

Так и осталась Матрёна одна: «непонятая и брошенная даже мужем».

Живу одна

Матрена была добрая и общительная. Она поддерживала связь с родственниками мужа. Жена Фаддея тоже часто приходила к ней «жаловаться, что муж ее бьет, а муж скупой, жилы у нее вытягивает, да и плакала тут долго, и голос ее всегда был в слезах».

Матрене стало ее жалко, муж ударил ее только один раз — в знак протеста женщина ушла — больше такого не было.

Учитель, живущий в квартире с женщиной, считает, что, вероятно, жене Ефима повезло больше, чем жене Фаддея. Жену старшего брата всегда жестоко избивали.

Матрёна не хотела жить без детей и мужа, она решила спросить «у той второй забитой Матрёны — чрево её маленьких урывков (или кровь Фаддея?) — их младшую девочку, Киру. Десять лет воспитывала ее здесь, как родную, вместо своих неуравновешенных. На момент рассказа девушка живет с мужем в соседней деревне.

Матрёна усердно работала в колхозе, «не за деньги — за палки», всего проработала 25 лет, а потом, несмотря на все невзгоды, получила пенсию.

Матрёна много работала — ей нужно было заготовить торф на зиму и собрать бруснику (в хорошие дни она «по шесть мешков в день приносила»).

брусника. Приходилось заниматься и заготовкой сена для козы. «Утром она взяла мешок и серп и ушла (. ..) Набив мешок свежей тяжелой травой, приволокла его домой и разложила у себя во дворе пластом. Из мешка травы получилось сухое сено — наполнитель. Кроме того, она еще и умудрялась помогать другим. По своей природе она не могла никому отказать в помощи. Часто случалось, что кто-нибудь из родственников или просто знакомых просил ее помочь выкопать картошку — женщина «оставляла свою очередь, пошла помогать». После уборки урожая она вместе с другими женщинами запрягалась в плуг вместо лошади и пахала огороды. Денег за свою работу не брала: «ты не желаешь для нее прятать»9.0003

Раз в полтора месяца у нее случилась беда — нужно было приготовить обед пастухам. В такие дни Матрена ходила по магазинам: «купила рыбных консервов, постарела и сахар да масло, чего сама не ела». Таков был здесь порядок – кормить надо было как можно лучше, а то выставили бы на посмешище.

После оформления пенсии и получения денег за сдачу жилья жизнь Матрены становится намного легче — женщина «заказала новые валенки. Купил новую стеганую куртку. И поправила пальто. Она даже успела отложить «на собственные похороны» 200 рублей, которых, кстати, не пришлось долго ждать. Матрёна принимает активное участие в передаче комнаты со своего участка родственникам. На железнодорожном переезде она спешит помочь вытащить застрявшие сани — бегущий поезд сбивает ее и племянника насмерть. Скинул мешок, чтобы постирать. Все было в беспорядке — ни ног, ни половины туловища, ни левой руки. Одна женщина перекрестилась и сказала:

— Правую ручку оставил ей Господь. Будет Бог, чтобы молиться.

После смерти женщины все быстро забыли ее доброту и стали, буквально в день похорон, делить ее имущество и осуждать жизнь Матрены: «и нечиста была; а за растением не гонялась, глупая, чужим помогала безвозмездно (да и сама причина вспомнить Матрену выпала — некому было огород пахать плугом звать).

Итак, жизнь Матрены была полна бед и трагедий: она потеряла и мужа, и детей. Для всех она была странной и ненормальной, потому что не старалась жить как все, а сохранила веселый и добрый нрав до конца своих дней.

Жизнь Матрены в повести А. Солженицына «Матренин двор» в кавычках

5 (100%) 3 голоса

В журнале «Новый мир» опубликовано несколько произведений Солженицына, среди них «Матренин двор». Рассказ, по словам писателя, «полностью автобиографичен и достоверен». В нем говорится о русской деревне, о ее жителях, об их ценностях, о добре, справедливости, сочувствии и сострадании, труде и помощи — качествах, которые подходят праведнику, без которого «деревня не стоит».

«Матренин двор» — это рассказ о несправедливости и жестокости судьбы человека, о советском порядке постсталинской эпохи и о жизни самых обычных людей, живущих вдали от городской жизни. Повествование ведется не от лица главного героя, а от лица рассказчика Игнатьича, который во всей повести как бы играет роль только стороннего наблюдателя. История, описанная в повести, датируется 1956 годом – со дня смерти Сталина прошло три года, а тогда русский народ еще не знал и не осознавал, как жить дальше.

«Матренин Двор» разделен на три части:

  1. Первая рассказывает историю Игнатьича, она начинается на станции «Торфпродукт». Герой сразу раскрывает свои карты, не делая из этого никакой тайны: он бывший заключенный, а сейчас работает учителем в школе, приехал туда в поисках мира и спокойствия. В сталинские времена сидящим в тюрьме было практически невозможно найти работу, а после смерти вождя очень многие становились школьными учителями (редкая профессия). Игнатьич останавливается у пожилой трудолюбивой женщины по имени Матрена, с которой ему легко в общении и спокойно на душе. Жилище ее было бедно, крыша иногда протекала, но это вовсе не значило, что в нем не было уюта: «Может быть, кому-нибудь из деревни, кто побогаче, Матренина изба не показалась доброю, а мы были вполне доволен ей, что осень-зима хороша.
  2. Вторая часть рассказывает о юности Матрены, когда ей пришлось многое пережить. Война забрала у нее жениха Фадея, и ей пришлось выйти замуж за его брата, у которого на руках еще были дети. Сжалившись над ним, она стала его женой, хотя совсем его не любила. Но через три года неожиданно вернулся Фадей, которого женщина по-прежнему любила. Вернувшийся воин ненавидел ее и ее брата за их предательство. Но тяжелая жизнь не смогла убить ее доброту и трудолюбие, ведь именно в работе и заботе о других она находила утешение. Даже Матрёна умерла, занимаясь бизнесом — помогла любимому и сыновьям перетащить через железнодорожные пути часть своего дома, завещанную Кире (его дочери). И эта смерть привела к жадности, жадности и черствости Фадея: он решил отобрать наследство, пока была жива Матрена.
  3. В третьей части рассказывается, как рассказчик узнает о смерти Матрены, описываются похороны и поминки. Ее люди плачут не от горя, а потому, что так принято, и в голове у них одни мысли о разделе имущества покойного. Фейди нет на поминках.

главные герои

Матрена Васильевна Григорьева — пожилая женщина, крестьянка, освобожденная от работы в колхозе по болезни. Она всегда была рада помочь людям, даже незнакомым. В эпизоде, когда рассказчик поселяется в своей избе, автор упоминает, что она сознательно никогда не искала жильца, то есть не хотела на этом зарабатывать, даже не извлекала выгоду из того, что могла. Ее богатством были горшки с инжиром и старая домашняя кошка, которую она взяла с улицы, коза, а также мыши и тараканы. Выйти замуж за брата своего жениха Матрена тоже вышла из желания помочь: «Мать у них умерла… рук не хватило».

У самой Матрёны тоже были дети, шестеро, но все они умерли в раннем детстве, поэтому впоследствии она взяла младшую дочь Фадей Киру. Матрена вставала рано утром, работала до темноты, но никому не выказывала ни усталости, ни недовольства: она была добра и отзывчива ко всем. Она всегда очень боялась стать кому-то обузой, не жаловалась, даже вызвать врача лишний раз боялась. Повзрослевшая Кира Матрена хотела отдать в дар свою комнату, для чего пришлось делить дом — во время переезда вещи Фадея застряли в санях на железнодорожных путях, и Матрена попала под поезд. Теперь не у кого было просить о помощи, не было человека, готового самоотверженно прийти на помощь. Но родственники покойного держали в голове только мысль о наживе, о дележе того, что осталось от бедной крестьянки, думая об этом уже на похоронах. Матрена очень сильно выделялась на фоне односельчан, она была таким незаменимым, незаметным и единственным праведником.

Рассказчик, Игнатьич , в какой-то мере является прототипом писателя. Он вышел из ссылки и был оправдан, после чего отправился на поиски спокойной и безмятежной жизни, хотел работать школьным учителем… Он нашел у Матрёны убежище. Судя по желанию отойти от городской суеты, рассказчик не очень общителен, любит тишину. Он переживает, когда женщина по ошибке берет его телогрейку, а он не может найти себе места от громкости динамика. Рассказчик поладил с хозяйкой дома, это показывает, что он еще не совсем асоциален. Тем не менее, он не очень хорошо разбирается в людях: он понял смысл того, что Матрена жила только после того, как она ушла из жизни.

Темы и проблемы

Солженицын в повести «Матренин двор» рассказывает о жизни жителей русской деревни, о системе взаимоотношений власти и человека, о высоком смысле самоотверженного труда в царстве эгоизма и жадности.

Из всего этого наиболее ярко показана тема труда. Матрена – человек, который ничего не просит взамен, и готов отдать себя на благо других. Ее не ценят и даже не пытаются понять, но это человек, который каждый день переживает трагедию: сначала ошибки молодости и боль утраты, после — частые болезни, истерический труд, не жизнь, а выживание. Но от всех проблем и невзгод Матрёна находит утешение в работе. И, в конце концов, именно работа и непосильный труд доводят ее до смерти. Смысл жизни Матрены именно в этом, а еще забота, помощь, желание быть нужной. поэтому деятельная любовь к ближнему — главная тема рассказа.

Проблема морали также занимает важное место в повести. Материальные ценности в деревне превозносятся над душой человека и его трудом, над человечеством в целом. Понять глубину характера Матрены второстепенные герои просто неспособны: жадность и желание иметь побольше застилает им глаза и не позволяет увидеть доброту и искренность. Фадей потерял сына и жену, зятю грозит тюремное заключение, но мысли его заняты тем, как спасти бревна, которые не успели сжечь.

Кроме того, в рассказе есть тема мистики: мотив неопознанного праведника и проблема проклятых вещей — которых коснулись полные корысти люди. Фадей проклял горницу Матрениной избы, взявшись ее обрушить.

Идея

Вышеуказанные темы и проблемы в повести «Матренин двор» направлены на раскрытие глубины чистого мироощущения главного героя. Обыкновенная крестьянка служит примером того, что трудности и потери только закаляют русского человека, а не ломают его. Со смертью Матрены рушится все, что она образно строила. Ее дом разобран, остатки имущества поделены между собой, двор остается пустым, бесхозным. Поэтому ее жизнь выглядит жалкой, потери никто не осознает. Но не произойдет ли то же самое с дворцами и драгоценностями сильных мира сего? Автор демонстрирует бренность материала и учит не судить о других по богатству и достижениям. Истинный смысл имеет нравственный характер, который не меркнет даже после смерти, потому что остается в памяти тех, кто видел его свет.

Возможно, со временем герои заметят, что им не хватает очень важной части их жизни: бесценных ценностей. Зачем раскрывать глобальные нравственные проблемы в таких убогих декорациях? А что же тогда означает название рассказа «Матренин двор»? Последние слова о том, что Матрена была праведницей, стирают границы ее двора и расширяют их до масштабов всего мира, тем самым делая проблему нравственности всеобщей.

Народный персонаж в произведении

Солженицын рассуждал в статье «Покаяние и самоограничение»: «Есть такие врожденные ангелы, они кажутся невесомыми, они скользят как бы поверх этой жижи, совсем в ней не тонут, даже касаясь ее поверхности ногами? Таких встречал каждый из нас, их не десяток и не сотня на Руси, это праведники, мы их видели, удивлялись («чудаки»), пользовались их добром, в хорошие моменты отвечали им тем же, у них , и тут же снова погрузились в нашу обреченную глубину.

Матрона отличается от остальных способностью сохранять человечность и твердым ядром внутри. Тем, кто беззастенчиво пользовался ее помощью и добротой, могло показаться, что она безвольна и уступчива, но героиня помогала, исходя только из своего внутреннего бескорыстия и нравственного величия.

Интересно? Держите его на своей стене!

Тема праведника в литературе не нова, но в повести Солженицына она раскрыта с особой правдой. Главные герои «Матрёнина двора» — простые крестьяне, жизнь которых не похожа на сказку, описание деревенской жизни может шокировать современного читателя… Чего стоит картина раздела имущества живой и здоровой женщины в произведение: близкие торопят ее расстаться с земными благами, как бы намекая, что она задержалась в этом мире. главный герой — человек большой духовной силы: смерть детей, неудачный брак, одинокая старость — ничто из этого не сломило женщину. Анализ повести позволяет увидеть правдивую, далекую от морали и красоты картину жизни и мировоззрения простого деревенского люда.

Характеристики героев «Матренин двор»

главные герои

Игнатьич (рассказчик)

Это автобиографическое изображение. Автор возвращается из тех мест, где он останавливался… Его никто не ждет, поэтому было решено остаться в средней полосе России. Он хочет работать учителем где-нибудь в глубинке, и, несмотря на свое прошлое, каким-то чудом отправляется в глухую деревню. Образ рассказчика очень прост, тем и интересен: он спокоен, терпелив, непритязателен, мудрый человек… Умеет слушать и видеть то, что не сказано вслух, замечает важные вещи. Он считал в Матрёне Васильевне человека глубокого, искреннего, сильного в своей простоте. Именно он отмечает, что грехов у нее меньше, чем у хромой кошки (ведь она ест мышей!). После смерти Матрены жилец понимает, что она была праведной женщиной, несмотря на замечания родных, которые плохо отзываются об ушедшей родственнице и ее образе жизни.

Матрёна

Простая женщина из маленькой деревни. Все шестеро детей Матрены умерли в младенчестве. Ее муж не вернулся с войны, спустя много лет она перестает его ждать и привыкает к одиночеству. Жизнь крестьянки полна дел и забот, она очень глубокий, чистый человек. Ее жизнь основана на народном календаре и верованиях. Не лишенная Матрена Васильевна чувства прекрасного, ей чуждо современное искусство, но, услышав по радио романсы Глинки, женщина прослезилась. Свой особый взгляд от хозяйки дома на жизнь, политику, работу. Она никого не осуждает, много молчит, радуется каждому дню.

Фаддей

Высокий, крепкий старик, его не тронула седина, несмотря на возраст. Брат мужа Матрион. Он собирался жениться на Матрёне, но, пропав на войне, несколько лет добирался до дома. Матрена была вынуждена выйти замуж за его брата. Фаддей вернулся живым, нашел женщину по имени Матрена и женился на ней. Он уговаривает Матрёну разобрать часть дома, что в итоге привело к её гибели. Несмотря на трагедию, он приезжает делить имущество в день похорон.

Второстепенные персонажи

В произведении «Матрёнин двор» герои раскрывают свою природу в полную силу именно в ответственный момент, когда случается несчастье. Даже рассказчик Игнатьевич начинает по-настоящему понимать Матрону только после ее смерти. Солженицынская характеристика героев состоит из массы мелких деталей, поступков и случайно сказанных слов. В этом особенность писателя, он искусный мастер художественного слова… В списке произведений автора о русской душе этот рассказ, пожалуй, самый пронзительный и яркий.

Тест продукта

Проанализируйте этот отрывок. Подумайте, какие черты характера и внутренний мир Матрены раскрываются в произведении «Матренин двор»?

Приведенный фрагмент раскрывает лучшие черты характера героини: ее терпение, доброту, самостоятельность, стойкость духа, трудолюбие.

Матрёна у Солженицына привыкла рассчитывать только на себя, четверть века проработала в колхозе, правда, больная, инвалидность так и не получила, пенсию «мужу» не выделала. Но, несмотря на все лишения и лишения, она не утратила эмоциональной чуткости, стремления жить по совести. А.И. Солженицын умудряется создать этот образ с помощью различных художественных средств… Внешность героини, может быть, и невзрачна, но она исходит из ее душевного внутреннего Света… Автору удается передать это с помощью эпитетов «просвещенный», «с доброй улыбкой». Создается впечатление, что Матрена — святая личность, живущая исключительно по законам нравственности.

Важным средством создания образа Матрены является и речевая характеристика. Автор насыщает строки героини диалектными словами (например, «летос»), просторечными («теперича», «сколища»). В целом эти лексические средства придают речи Матрены образность, поэтичность, выразительность. Слова «дуэль», «карт», «любота», звучащие из уст простой русской женщины, приобретают особое значение. Такое словотворчество свидетельствует о таланте героини, ее близости к фольклорным традициям, к жизни народа.

Матрена настоящая труженица. Вся ее жизнь наполнена хлопотами, работами. Героиня ни минуты не сидит без дела, несмотря на свою старческую слабость и болезнь. Находит утешение в работе: копает картошку, собирает ягоды. И тем самым восстанавливает хорошее настроение. В авторскую характеристику Матрены включены глаголы со значением движения («шел», «возвращался», «копал»).

Писатель в этом рассказе обозначает противостояние личности и государства: его героиня, пытаясь отстоять свои права, сталкивается с непреодолимыми бюрократическими барьерами. По мнению автора, это состояние безразлично к судьбе простого человека… Рассказывая о том, как героиня добивается пенсии, автор использует в повествовании прием синтаксического параллелизма»: «опять иди», «опять иди на третий день». », «идти на четвертый день, потому что…» праведная цель. Особенности речи Матрены также передаются с помощью неполных предложений, инверсии. Эти синтаксические приемы помогают автору показать эмоциональность, непосредственность деревенской женщины.

Матрёна напоминает нам героинь Н.А.Некрасова. Вспомним Матрёну Тимофеевну из поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Героиня А.И. Солженицын похож на нее своей чистой крестьянской душой. Это честная, справедливая, но бедная, несчастная женщина; человек бескорыстной души, абсолютно безответный, скромный; праведница, без которой, по мнению А.И. Солженицын, «деревня того не стоит». Столь многогранный удивительный образ русской крестьянки удается создать писателю с помощью различных художественных средств.

Произведение «Матренин двор» — проблема и аргументы

В декабре 1961 года А.И. Солженицын представил Твардовскому основной рассказ журнала «Новый мир» второй рассказ (для ознакомления). Он назывался «Нет села без праведника», но почти сразу был переименован в «Матренин двор». Проблема была не только в содержании произведения, но и в названии, содержащем «религиозный термин». Рассказ был опубликован только через год — в январском номере 1963 года самого литературного журнала СССР.

Постановка сюжета

Это время обычно называют оттепелью. Для этого были определенные основания: многие миллионы недавних узников сталинских лагерей и ссыльных покинули места с тяжелым морозным или пустынным климатом и возвратились в европейскую часть Союза — не в крупные города (их туда не пускали), а в деревни и поселки средней полосы. Здесь, среди тихо шелестящей листвы леса, возле текущих тихих рек, многострадальным людям все казалось милым и уютным. Тем не менее жизнь даже в этих краях была непростой. Устроиться на работу было непросто, хотя проще, чем совсем недавно, когда даже тачку бывшему заключенному не доверяли. Эти обстоятельства не смутили рассказчика, от имени которого ведется повествование. Он испытывал острую потребность в достаточно простых вещах, а именно: устроиться в сельскую школу учителем математики, найти себе жилье. Это были его «основные задачи и поставленные проблемы». В Матренин его двор привел случайный знакомый, торговавший молоком на вокзале. Других вариантов не было, только пожилая женщина располагала свободным местом. Ее звали Матрена. Так они встретились.

Пенсия

Итак, был 1956 год, в стране многое изменилось, но колхозная жизнь осталась нищенской. Многие стороны крестьянской жизни послесталинской эпохи как бы мельком уловлены Александром Исаевичем в рассказе «Матренин двор». Проблема его квартирной хозяйки современному читателю может показаться тривиальной, но в первые хрущевские годы с ней столкнулись многие жители необъятной страны. Колхозная пенсия — нищенская, восьмидесятирублевая (8 рублей новых, пореформенных) — и женщине, честно работавшей всю жизнь, она не полагалась. Она пошла к властям, собрала кое-какие сведения о доходах покойного мужа, столкнувшись с постоянной глупой черствостью и враждебным чиновничьим равнодушием, и, в конце концов, добилась своего. Ей была назначена пенсия, а с учетом доплаты за квартиру учителя (Игнатьича, от лица которого и ведется рассказ) доход ее приобретался, по сельским меркам, на громадные суммы — целых сто с лишним. восемьдесят рублей (после 1961, 18 руб.) — « ».

И торфяная машина…

Торф

Да, этот вид топлива часто используется для отопления мест с болотным климатом. Вроде бы всем хватает, но в жесткой советской действительности пятидесятых годов ощущалась нехватка всего, что было нужно людям. Эта ситуация во многом сохранялась на протяжении всего советского времени. В Высоком Поле хлеб не пекли, продукты не продавали, все это приходилось везти в мешках из райцентра. Но, помимо снабжения населения продовольствием, А. И. Солженицын говорит еще об одной важной стороне крестьянской жизни в повести «Матренин двор». Проблема отопления колхозного управления была полностью передана сельчанам, и они решали ее самостоятельно и как могли: воровали торф. Игнатьич наивно полагал, что бензовоз — это много, что его хватит на всю зиму, а на деле требовалось втрое больше. Таскали торф на себе все бабы села — с риском быть пойманными, скрывая награбленное от председателя, который, конечно, заботился о тепле в своем доме.

Личная жизнь

Матрена владела домом просторным, когда-то добротным, но от времени и нехватки мужских рук пришедшим в ветхость. История этой недвижимости уходит корнями в дореволюционную эпоху. Хозяйка была замужем, жила здесь долго, родила шестерых детей, ни один из которых не выжил. Матрена воспитывала племянницу как родную дочь, взяв ее из многодетной семьи мужа. Была предыстория: будучи невестой, она собиралась выйти замуж за Фаддея, своего нынешнего «разделителя», но не сложилось. Он исчез в немецком без вести, но она не стала ждать, она вышла замуж за его брата. Потом объявился Фаддей, очень рассердился, а так Матрена и Ефим остались.

Права на недвижимое имущество вызвали конфликт, возникший между родственниками, которые уже решили, как будут делить Матренин двор. Проблемы и доводы, доведенные будущими наследниками, вызвали множество противоречий и мистическим образом привели к гибели женщины.

Жизнь и одиночество

Деревня — это особый мир, в котором правят свои неписаные законы. Многие считают Матрёну глупой. Он не ведет хозяйство, так как его принимают практически все. Материальные проблемы хозяйки в произведении «Матренин двор» иллюстрируются отсутствием коровы и свиньи, без которых сельчане обычно не обходятся. Ее за это критикуют, хотя, казалось бы, какое дело кому до жизни одинокой пожилой женщины? Сама она довольно доходчиво объясняет причину такой халатности. Молоко ей дает коза, с которой хлопот с кормлением гораздо меньше (она не улыбается перспективе накормить пастуха, да и здоровье оставляет желать лучшего). Из живности у нее мыши, хромая кошка и тараканы, которых много, вот и весь Матренин двор. Проблема старческого одиночества была, есть и будет.

Праведность

Теперь следует вспомнить первоначальный вариант названия рассказа. При чем здесь праведники и почему это православное понятие применимо к самой обычной крестьянке, живущей в нищете, одиночестве и мало чем отличающейся от многих миллионов таких же женщин всего Советского Союза? Чем он отличается от других? Не зря же Александр Исаевич хотел так назвать свою работу? Какие проблемы он поднимает в повести «Матренин двор»?

Дело в том, что у Матрёны есть важное человеческое качество. Она никогда не отказывает другим в помощи, не делая различия между «хорошим» и «плохим». Пришла жена председателя, дама важная, и с апломбом требует (не просит) выйти на работу, «помочь колхозу». Она даже не здоровается, только сообщает, что траншейный инструмент нужно взять с собой. Больная пожилая женщина хочет отказаться, но тут же задается вопросом, который час придет. Что же касается соседей, то Матрену и просить не надо — она ​​всегда готова спрятаться, даже не считая это услугой с своей стороны и отказываясь от любых материальных вознаграждений, хотя она ничуть не навредила бы ей. Игнатьич никогда не слышал от нее слов осуждения чьих-либо поступков, его любовница никогда не сплетничает.

Смерть Матрены

Пресловутый «квартирный вопрос» очень портит наших, в общем-то, хороших людей. И герои произведения тоже страдают от этой проблемы. В повести Солженицына «Матрион суд» старик Фаддей стал выразителем суетливой жадности и чрезмерной экономии. Ему не терпится получить часть завещанного наследства, причем прямо сейчас. Со строительным лесом проблемы: удлинитель старушке не нужен, хочет его разобрать и перенести на себя. Само по себе это желание ничего дурного не выражает, но здесь важно отметить, что Фаддей знает, что Матрена не сможет отказать. Проблемы, поднятые в повести «Матренин двор», существуют в обществе вне зависимости от уровня его достатка. Скупость и поспешность, в конце концов, приводят к трагической случайности. На переезде обрываются перегруженные сани со стройматериалами, водители не замечают этого и сталкиваются с трактором. Гибнут люди, в том числе и Матрена, как всегда берущаяся помочь.

Похороны и поминки

Тонкий психологизм, ирония и даже мрачный юмор присутствуют в сцене прощания с главной героиней повести «Матренин двор». Проблемы и доводы, зашифрованные в надгробных причитаниях и причитаниях разных персонажей, расшифровываются путем выяснения их истинных глубинных мотивов. Читателю невольно становится обидно, что над таким крупнозернистым гробом Матрены, женщины в жизни добрые и простые, проносятся столь изощренные и интригующие потоки информации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *