Мать лизы бедная лиза: Характеристика героя Мать Лизы, Бедная Лиза, Карамзин. Образ персонажа Мать Лизы

Мать Лизы в рассказе Бедная Лиза Карамзина (Образ и характеристика) сочинение

Лучшие сочинения и пересказы

  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Мать Лизы в рассказе Бедная Лиза

Рассказ «Бедная Лиза» был создан великим русским писателем в 1792 году. Произведение имеет свою особую уникальность, любовь здесь представлена как высшее проявление чувств, не пошло, а возвышенно. В первую очередь автор делает упор на раскрытие внутреннего мира героя, его чувств, в этом и проявляется такое направление в литературе, как сентиментализм.

Всего в рассказе представлено четыре героя, крестьянка Лиза и ее мать, дворянин Эраст и сам рассказчик. Лиза и ее любовь к дворянину – центральный образ в повести, она очень добрая и светлая. Ее мать уже стара, здоровье ее подводит, глаза перестают видеть. Бедная девочка берется за любую работу, чтобы хоть как-то улучшить их существование, которое стало таким бедным в том числе и после смерти ее отца. Мать же знает добрую натуру своей дочери и в свою очередь старается оградить ее от жестокого мира. Лиза со своей уже старенькой мамой проживают в деревне недалеко от Москвы, и мама всячески предостерегала свою дочь от общения с людьми из города, боясь развращения дочери с их стороны. По воле случая девушка знакомится с Эрастом, который на первый взгляд кажется ей порядочным и сердечным, самое главное он избавляет ее от необходимости каждый день ездить в город и продавать свои работы, что значительно облегчает жизнь Лизы.   

Мать Лизы, как и любая другая женщина, хочет для своей дочери счастья, безбедного будущего, комфортного существования. Она предлагает Лизе выйти замуж за богатого человека, сына зажиточного крестьянина, с которым она ни дня больше не будет испытывать нужды, но та отказывается из-за испытываемых чувств к Эрасту. К сожалению, мать не знала о тайных встречах своей дочери с Эрастом, иначе она обязательно запретила бы их и предостерегла бы от несчастья.

Когда же Эраст совершает предательство, заключает помолвку с богатой невестой из-за денег, девушка не выдерживает и идет на самоубийство, топится в пруду, где раньше проходили ее встречи с любимым мужчиной. Сердце матери не выдерживает такого удара. Она неразрывно связана со своей дочерью и чувствует то же самое, что и Лиза. Потерять свою дочь для нее слишком больно и невыносимо. Мать Лизы умирает. Дом становится пустым.

Рассказ «Бедная Лиза» уникален, автор поднимает в нем сразу несколько злободневных тем, это и социальное неравенство, и корысть, и желание богатства. Но самое главное в нем раскрыты образы великих красивейших русских женщин, их чувства. Больше всего приковывает внимание читателя описываемая автором боль матери, потерявшей своего ребенка.  

Также читают:

← Образ снегурочки в русском фольклоре и сказках ← Словесный портрет Тома Сойера↑ ДругиеПо Повести о Петре и Февронии Муромских → Анализ стихотворения О красоте человеческих лиц Заболоцкого →

Картинка к сочинению Мать Лизы в рассказе Бедная Лиза

Популярные сегодня темы

  • Анализ произведения Путешествие Гулливера Джонатана Свифта

    Жанровая направленность произведения представляет собой фантастический сатирически-философский роман в стиле путешествия, основной тематикой которого является проявление человеческих моральных принципов.

  • Сочинение на тему Наша квартира 6 класс (описание)

    Каждый человек хочет иметь свое жилье. После того, как оно появляется, то сразу же начинаешь свое пристанище облагораживать. Ведь по сути, именно в уютной комнате можно спокойно отдохнуть после суетливого дня.

  • Главные герои романа Остров сокровищ Стивенсона

    Данное произведение рассказывает о дружбе и взаимопомощи. В нем описывается множество личностей, характеров и нравов. Роман о путешествии, пиратах и сокровищах. Но сокровище это не то что блестит

  • Взаимоотношение человека и природы сочинеие

    Человек и природа единое целое. Как люди зависят от природы, так и природа зависит от людей и важно достичь гармонии в этих взаимоотношениях.

  • Образ и характеристика Прокла Мороз, красный нос Некрасова сочинение

    Одним из основных персонажей произведения является Прокл Севастьянович, супруг главной героини Дарьи, недавно скончавшийся.

Сочинения

  • По картинам
  • По литературе
  • Свободная тема
  • Про Родину
  • Про технологии
  • Русский язык
  • Про семью
  • Про школу
  • Про войну
  • Про природу
  • По пословицам
  • Про времена года
  • Праздники
  • Про дружбу
  • 9 класс ОГЭ
  • 11 класс ЕГЭ
  • Про животных
  • Профессии
  • Известные люди
  • Города

Главные герои «Бедная Лиза» характеристика и описание персонажей повести Карамзина

В повести Карамзина «Бедная Лиза» повествуется о любви главных героев. Молодая девушка, крестьянка, полюбила богатого дворянина. В сюжет произведения легла сентиментальная история, и уже первая публикация этой повести принесла неслыханную популярность молодому писателю, которому едва исполнилось 25 лет. Основные мотивы для создания истории любви подсказали писателю стены Симонова монастыря, рядом с которым он гостил у приятеля на даче.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Ильиной Галиной Сергеевной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 36 лет.

Характеристика героев повести «Бедная Лиза»

Главные герои

Лиза

Главная героиня, молодая девушка

Молоденькая, привлекательная девушка, в 15 лет осталась без отца. Трудолюбивая и усердная Лиза усердно работает, помогая своей старой матери. Она вяжет носки, ткёт холсты, в летнее время собирает ягоды и цветы и носит на продажу в Москву. Это чистая, скромная девушка с чувствительной и ранимой душой. Влюбившись в молодого человека из высшего света, полностью отдаётся своим чувствам.

Доверчивая и наивная, она искренно верит в любовь Эраста. Узнав о его женитьбе, не может пережить измены, считает, что её честь потеряна безвозвратно, и бросается в пруд.

Эраст

Молодой богатый дворянин

В повести «Бедная Лиза» герои не только вызывают симпатию, но и заставляют усомниться в подлинности чувств. Поведение Эраста в случае с Лизой – яркий пример этому несоответствию слова и дела. Эраст – молодой, богатый дворянин, умный и добрый человек. Вместе с этим он слабохарактерный и безвольный. Влюбившись в Лизу, испытывает новые чувства, впервые увидев девушку нравственно чистую. Завладев Лизой, он снова стал самим собой. Проиграв состояние, женится на богатой даме своего круга. Раскаивается, узнав о смерти Лизы.

Второстепенные персонажи

Мать Лизы

Пожилая женщина, больная, тяжело переживает смерть мужа. Очень добрая и чувствительная, любит и жалеет Лизу. Её мечта – выдать замуж дочь за хорошего человека. Общительная старушка любит вести разговоры с Эрастом. Ей нравится молодой человек, но она не представляет его мужем дочери, так как хорошо понимает социальное неравенство. Известие о смерти Лизы поразило её: сердце старушки не выдержало, и она умерла вслед за ней.

Автор

Рассказчик

Автор рассказывает о несчастной любви двух молодых людей, историю которых узнал от Эраста. Это хороший и честный человек, умеющий глубоко чувствовать и сострадать. С нежностью и восхищением автор описывает образ несчастной девушки, с пониманием и сочувствием относится и к Эрасту. Он не осуждает молодых людей и посещает могилку Лизы, судьба которой тронула его до глубины души.

Анюта

Молодая соседка Лизы

Именно к ней обращается Лиза перед смертью. Анюта — честная и надёжная девушка, которой можно доверять. Лиза попросила Анюту передать матери деньги и объяснить ей причину своего поступка. Растерявшаяся от безумной речи Лизы, Анюта не сумела предотвратить самоубийство девушки и с плачем побежала в деревню за помощью.

Отец Лизы

При жизни был зажиточным крестьянином, вёл трезвый образ жизни, умел и любил трудиться, чему научил и свою дочь. Был любящим мужем и заботливым отцом, его смерть принесла семье много страдания.

Богатая вдова

Пожилая женщина, ставшая женой Эраста

Автор вскользь упоминает об этой даме. Это уже немолодая женщина, давно влюблённая в молодого дворянина. Чтобы окончательно не разориться, Эраст женится на ней.

История трогательной и несчастной любви крестьянской девушки к человеку другого круга стала образцом нового направления в литературе, получившего название «сентиментализм». Список персонажей из повести Карамзина «Бедная Лиза» и характеристику героев можно использовать для читательского дневника.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тест по произведению

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Артём Гражданкин

    11/11

  • Кристина Романова

    11/11

  • Каин Чон

    10/11

  • イヴァンナ アメリナ

    11/11

  • Егор Артюшин

    9/11

  • Лиза Глазунова

    9/11

  • Дарья Валеева

    11/11

  • Константин Маскуров

    11/11

  • Ирина Четверикова

    11/11

  • Арсений Ромашов

    11/11

Сентиментализм в плохой аренде.

«Бедная Лиза» Карамзина как сентиментальный рассказ. Черты сентиментализма в «Бедной Лизе»

1. Литературное направление «сентиментализм».
2. Особенности сюжета произведения.
3. Образ главного героя.
4. Образ «злодея» Эраста.

В литературе второй половины 18 — начала 19 веков большое распространение получило литературное течение «сентиментализм». Название произошло от французского слова «сентимент», что означает «чувство, чувствительность». Сентиментализм призывал обращать внимание на чувства, переживания, эмоции человека, то есть особое значение приобретал внутренний мир. Рассказ «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина — яркий образец сентиментального произведения. Сюжет рассказа очень прост. Волею судьбы встречаются избалованный дворянин и юная наивная крестьянская девушка. Она влюбляется в него и становится жертвой своих чувств.

Образ главной героини Лизы поражает своей чистотой и искренностью. Крестьянская девушка больше похожа на сказочную героиню. В нем нет ничего обыденного, обыденного, пошлого. Натура Лизы возвышенна и прекрасна, несмотря на то, что жизнь девушки нельзя назвать сказочной. Лиза рано потеряла отца и живет с пожилой матерью. Девушке приходится много работать. Но она не ропщет на судьбу. Лиза показана автором как идеал, лишенный каких-либо недостатков. Ей не свойственна тяга к наживе, материальные ценности не имеют для нее никакого значения. Лиза больше похожа на чувствительную барышню, выросшую в атмосфере праздности, с детства окруженную заботой и вниманием. Подобная тенденция была характерна и для сентиментальных произведений. Главный герой не может восприниматься читателем как грубый, приземленный, прагматичный. Он должен быть отрезан от мира пошлости, грязи, лицемерия, должен быть образцом возвышенности, чистоты, поэтичности.

В повести Карамзина Лиза становится игрушкой в ​​руках своего возлюбленного. Эраст — типичный молодой повеса, привыкший получать то, что считает нужным. Молодой человек избалован, эгоистичен. Отсутствие нравственного начала приводит к тому, что он не понимает пылкую и страстную натуру Лизы. Чувства Эраста вызывают сомнения. Он привык жить, думая только о себе и своих желаниях. Эрасту не дано было увидеть красоту внутреннего мира девушки, ведь Лиза умна, добра. Но достоинство крестьянки ничего не стоит в глазах пресыщенного дворянина.

Эраст, в отличие от Лизы, никогда не знал лишений. Ему не нужно было заботиться о хлебе насущном, вся его жизнь сплошной праздник. А любовь он изначально считает игрой, способной украсить несколько дней жизни. Эраст не может быть верным, его привязанность к Лизе всего лишь иллюзия.

И Лиза глубоко переживает трагедию. Показательно, что когда молодой дворянин соблазнил девушку, грянули гром и молния. Знак природы предвещает беду. И Лиза чувствует, что ей придется заплатить самую страшную цену за содеянное. Девушка не ошиблась. Прошло совсем немного времени, и Эраст потерял интерес к Лизе. Теперь он забыл о ней. Для девушки это был страшный удар.

Рассказ Карамзина «Бедная Лиза» очень полюбился читателям не только из-за забавного сюжета, повествующего о красивой истории любви. Читатели высоко оценили мастерство писателя, сумевшего правдиво и ярко показать внутренний мир влюбленной девушки. Чувства, переживания, эмоции главного героя не могут оставить вас равнодушными.

Как ни парадоксально, молодой дворянин Эраст не воспринимается в полной мере как отрицательный герой. После самоубийства Лизы Эраст подавлен горем, считает себя убийцей и всю жизнь тоскует по ней. Эраст не стал несчастным, за свой поступок он понес суровое наказание. Писатель объективно относится к своему герою. Он признает, что у молодого дворянина доброе сердце и ум. Но, увы, это не дает права считать Эраста хорошим человеком. Карамзин говорит: «Теперь читатель должен знать, что этот юноша, этот Эраст был довольно богатым дворянином, со светлым умом и добрым сердцем, добрым по натуре, но слабым и ветреным. Он вел рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии, искал его в светских увеселениях, но часто не находил: скучал и жаловался на свою судьбу. Неудивительно, что при таком отношении к жизни любовь не стала для молодого человека чем-то достойным внимания. Эраст мечтателен. «Он читал романы, идиллии, имел довольно живое воображение и часто мысленно двигался в те времена ( бывшие или нет), в которых, по словам поэтов, все люди беззаботно гуляли по лугам, купались в чистых источниках, целовались, как горлицы, отдыхали под розами и миртами и в счастливом безделье провожали все дни свои. ему, что он нашел в Лизе то, что давно искало его сердце.Что можно сказать об Эрасте, если проанализировать характеристику Карамзина?Эраст витает в облаках.Вымышленные истории для него важнее реальной жизни. Поэтому ему все быстро наскучило, даже любовь к такой красивой девушке.Ведь реальная жизнь всегда кажется сновидцу менее яркой и интересной, чем выдуманная жизнь.

Эраст решает отправиться в военный поход. Он верит, что это событие придаст смысл его жизни, что он почувствует свою значимость. Но, увы, безвольный дворянин проиграл все свое состояние в карты только во время военной кампании. Мечты столкнулись с жестокой реальностью. Легкомысленный Эраст не способен на серьезные дела, для него важнее всего развлечение. Он решает выгодно жениться, чтобы вернуть себе желаемое материальное благополучие. При этом Эраст совершенно не думает о чувствах Лизы. Зачем ему бедная крестьянка, если перед ним стоит вопрос о материальных благах.

Лиза бросается в пруд, самоубийство становится для нее единственным возможным выходом. Страдания любви так замучили девушку, что она не хочет больше жить.

Нам, современным читателям, повесть Карамзина «Бедная Лиза» кажется сказкой. Ведь в ней нет ничего похожего на настоящую жизнь, кроме, разве что, чувств главного героя. Но сентиментализм как литературное течение оказался очень важным для русской литературы. Ведь писатели, творящие в русле сентиментализма, показывали тончайшие нюансы человеческих переживаний. И это направление получило дальнейшее развитие. На основе сентиментальных произведений появились другие, более реалистичные и правдоподобные.

СЕНТИМЕНТАЛИЗМ РАССКАЗА Н. М. КАРАМЗИНА «БЕДНАЯ ЛИЗА»

1. Введение.

Бедняжка Лиза — произведение сентиментальное.

2. Основная часть.

2.1 Лиза — главная героиня истории.

2.2 Классическое неравенство героев – основная причина трагедии.

2.3 «А бабы любить умеют!»

3. Заключение.

Тема человечка.

При нем [Карамзине] и в результате его влияний тяжелый педантизм и схоластика сменились сентиментальностью и светской непринужденностью.

В. Белинский

Рассказ Николая Михайловича Карамзина «Бедная Лиза» — первое произведение русской литературы, наиболее ярко воплотившее основные черты такого литературного направления, как сентиментализм.

Сюжет повести очень прост: это история любви бедной крестьянки Лизы к молодому дворянину, который уходит от нее ради брака по расчету. В итоге девушка бросается в водоем, не видя смысла жить без любимого.

Нововведением Карамзина является появление в рассказе рассказчика, который в многочисленных лирических отступлениях выражает свою грусть и заставляет сопереживать. Карамзин не стыдится своих слез и призывает к тому же читателей. Но не только душевная боль и слезы автора заставляют проникнуться этой простой историей.

Даже самые мелкие детали в описании природы вызывают отклик в сердцах читателей. Ведь известно, что в окрестностях старого монастыря над Москвой-рекой очень любил гулять сам Карамзин, и после публикации произведения за монастырским прудом с его старым ивы.

В сентиментальных произведениях нет строго положительных или отрицательных персонажей. Так же и герои Карамзина — живые люди со своими достоинствами и пороками. Не отрицая

Лиза совсем не похожа на типичную «пушкинскую» или «тургеневскую» девушку. Она не воплощает женский идеал автора. Для Карамзина она является символом душевности человека, его естественности и искренности.

Писательница подчеркивает, что о любви девушка не читала даже в романах, именно поэтому чувство так охватило ее сердце, именно поэтому предательство любимого привело ее в такое отчаяние. Любовь Лизы, бедной, необразованной девушки, к знатному юноше «справедливого ума» есть борьба настоящих чувств с общественными предрассудками.

С самого начала эта история была обречена на трагический финал, ибо слишком значительным было классовое неравенство главных героев. Но автор, описывая судьбы молодых людей, расставляет акценты так, что становится понятно его личное отношение к происходящему.

Карамзин не только духовные стремления, переживания и умение любить ценит выше материальных благ и положения в обществе. Именно в неумении любить, переживать по-настоящему глубокие

чувствует, что видит причину этой трагедии. «А крестьянки умеют любить!» — этой фразой Карамзин обратил внимание читателей на радости и проблемы простого человека. Никакое социальное превосходство не может оправдать героя и снять с него ответственность за свои поступки.

Считая невозможным для одних людей распоряжаться жизнью других, писатель отрицал крепостное право и считал своей первоочередной задачей умение обращать внимание на людей слабых и немых.

Гуманизм, сопереживание, равнодушие к социальным проблемам — вот чувства, которые автор пытается пробудить в своих читателях. Литература конца 18 века постепенно отходит от гражданских тем и сосредоточивает свое внимание на теме личности, судьбы отдельного человека с его внутренним миром, страстными желаниями и простыми радостями.

Проверка домашнего задания

Сообщение о Карамзине Н.М.: Карамзин-поэт, Карамзин-публицист, Карамзин-историк

Слово учителя о сентиментализме

Во второй половине 18 века возникло новое литературное течение «сентиментализм». Переведено с английского. означает «чувствительный», «касательный». Его главой в России считается Н. М. Карамзин, а само течение часто определяют как русский «дворянский» сентиментализм. Однако некоторые исследователи противопоставляют карамзинистскому направлению «демократический» сентиментализм во главе с Радищевым. Сентиментализм возник на Западе в период распада феодально-крепостнических отношений. Исторические предпосылки диктуют появление определенных принципов в эстетике сентиментализма. Давайте вспомним, что было главной задачей искусства для классицистов? (для классицистов главной задачей искусства было прославление государства)

И в центре внимания сентиментализмов находится человек, причем не человек вообще, а этот конкретный человек, во всем своеобразии его отдельной личности. Его ценность обусловлена ​​не принадлежностью к высшим классам, а личными заслугами. Положительные стороны в большинстве сентиментальных произведений принадлежат среднему и низшему классу. Обычно в центре произведений разочарованный герой, жалующийся на судьбу, проливает море слез. Задача писателя — вызвать к нему сострадание. Изображена повседневная жизнь человека. Действие происходит в небольших городах и деревнях. Излюбленные места встреч героев — тихие, укромные места (руины, кладбища).

Внутренний мир человека, его психология, оттенки настроения – доминирующие темы большинства произведений.

Новое содержание влечет за собой появление новых форм: ведущими жанрами являются семейный психологический роман, дневник, исповедь, путевые заметки. Проза заменяет поэзию и драму. Слог становится чувствительным, мелодичным, эмоциональным. Развитие «плаксивой» драмы и комической оперы.

В произведениях сентиментализма очень важен голос рассказчика. В статье «Что нужно автору?», ставшей манифестом русского сентиментализма, Н. М. Карамзин писал: душа твоя.

Сентименталисты:

Англия: Лоуренс Стерн, Сентиментальное путешествие, Роман «Триста Шенди», Кларисса Гарлоу Ричардсон;

Германия: «Страдания юного Вертера» Гёте;

Франция: Жан-Жак Руссо «Юлия, или Новая Элоиза»;

Россия: Н.М. Карамзин, А.Н. Радищев, Н.А. Львов, М.Н. Муравьев, молодой В.А.Жуковский

Возникновение русского сентиментализма в 60-е годы объясняется тем, что важную роль в общественной жизни начинают играть люди «третьего ранга».

Анализ рассказа «Бедная Лиза»

Одним из ярких произведений сентиментализма является рассказ Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» (1792).

Обратимся к словам Е. Осетрова «Б.Л.» — это образцовое произведение, посвященное не внешним событиям, а «чувствительной» душе.

Вы читали рассказ дома и, наверное, задумывались о проблемах, которые автор ставит в своем произведении. Давайте вместе с вами выясним, какова основная тема и идея этого произведения. Посмотрим, как образы представлены главные герои рассказа.Попробуем объяснить действия главных героев (обязательно использовать текст при ответе на вопросы).

Как бы вы определили тему этой истории? (тема поиска личного счастья). Эта тема была новой для литературы того времени. Мы уже говорили, что сентиментальные писатели ставят в центр своего внимания частное лицо.

Кто герои этой истории? (молодая девушка Лиза, ее мать, молодой человек Эраст)

Как жила Лиза с мамой до встречи с Эрастом? (Лиза «работала день и ночь — ткала холсты, вязала чулки, весной собирала цветы, а летом собирала ягоды — и все это продавала в Москве»)

В чем достоинство личности Лизы и ее родителей? (отец — «любил труд, хорошо пахал землю и всегда вел трезвую жизнь»; мать верна памяти мужа, воспитывает дочь в строгих нравственных понятиях, в частности, прививает ей правило: «питаться свой труд и ничего не брать даром», Лиза чистая, открытая, верная в любви, заботливая дочь, добродетельная)

Какими эпитетами и с какой целью Карамзин наделяет свою героиню? (бедный, красивый, добрый, нежный, услужливый, робкий, несчастный).

Что такое жизнь Эраста? («Эраст был хорошенький богатый вельможа, со светлым умом и добрым сердцем, добрый по натуре, но слабый и ветреный. Он вел рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии, искал его в мирских забавах, но часто не нашел: скучал и жаловался на свою судьбу; читал романы, идиллии, имел довольно живое воображение и часто мысленно переносился в те времена (бывшие или нет), в которые, по словам поэтов, все люди беззаботно ходили по лугам, купались в чистых родниках, целовались, как горлицы, отдыхали под розами и миртами и проводили все свои дни в счастливом безделье»)

Сюжет рассказа основан на истории любви Лизы и Эраста. Как Якарамзин показывает развитие чувств между молодыми людьми? (сначала их любовь была платонической, чистой, безукоризненной, но потом Эраст уже не довольствуется чистыми объятиями, и Лиза видит свое счастье в довольстве Эраста)

Каким было вспыхнувшее чувство к Лизе и к тому, кто уже успел отведать светских забав «Эраст»? (Для Лизы это чувство было всем смыслом ее жизни, а для Эраста простоты — еще одной забавой. Лиза поверила Эрасту. Отныне она подчиняется его воле, даже когда хороший сердце и здравый смысл говорят ей об обратном поведении: она скрывает от матери свидание с Эрастом, осень, а после ухода Эраста — силу его тоски)

Возможна ли любовь между крестьянкой и джентльменом? (Кажется невозможным. В самом начале знакомства с Эрастом Лиза не допускает мысли о своей возможности: мать, увидев Эраста, говорит дочери: «Хоть бы жених твой был таким!» Все сердце Лизы затрепетало …» Мать! Мать! Он барин, но между мужиками… — Лиза не договорила своей речи. После того, как Эраст побывал в доме Лизы, она думает: «Если тот, кто сейчас занимает мои мысли, родился простой крестьянин, пастух… Мечта!» На разговор с Эрастом после его обещаний взять Лизу к себе после смерти матери, девушка возражает: «Впрочем, ты не можешь быть моим мужем».0006

— «Почему тогда?»

— «Я крестьянка»)

Как вы понимаете название рассказа? (бедный — несчастный)

Чувства героев, их состояние тесно связаны с природой. Докажите, что описания природы «готовят» героев и читателей, «настраивают» на определенные события (описание Симонова монастыря в начале рассказа настроено на трагический финал рассказа; Лиза на берегу Москвы-реки ранним утром перед встречей с Эрастом; описание грозы, когда Лиза считает себя преступницей, потому что потеряла невинность, непорочность)

Автор любит Лизу, восхищается ею, глубоко переживает ее падение, пытается объяснить причины его и смягчить суровость осуждения, готов даже оправдать и простить ее, но неоднократно называет слова Лизы жестокими, и это оправдано, хотя Лиза вкладывает в этот эпитет немного другой смысл… Он всему происходящему дает свои оценки, которые объективны)

Понравился рассказ? Как?

Д.з.:

1. Сообщение о сентиментальности

2. Почему «Бедная Лиза» — произведение сентиментальное? (письменный ответ)

Отражение

Знал, знал, хочу знать (ЗУХ)

В конце XVIII века сентиментализм был ведущим литературным течением в России, как и классицизм, пришедший к нам из Европы. Главой и пропагандистом сентиментального направления в русской литературе по праву можно считать Н. М. Карамзина. Его «Письма русского путешественника» и его рассказ — образец сентиментализма. Так, рассказ «Бедная Лиза» (1792) строится в соответствии с основными законами этого направления. Тем не менее писатель отошел от некоторых канонов европейского сентиментализма.
В произведениях классицизма достойны были изображения царей, дворян, полководцев, то есть людей, выполняющих важную государственную миссию. Сентиментализм проповедовал ценность личности, пусть даже незначительную в национальном масштабе. Поэтому главной героиней повести Карамзин сделал бедную крестьянку Лизу, которая рано осталась без отца-кормильца и живет с матерью в избе. По мнению сентименталистов, как люди высшего сословия, так и люди низкого происхождения обладают способностью глубоко чувствовать и воспринимать окружающий мир, «ибо крестьянки умеют любить».
Сентиментальный писатель не ставил перед собой цели точного изображения действительности. Заработки Лизина от продажи цветов и вязания, на которые живут крестьянки, не могли их обеспечить. Но Карамзин изображает жизнь, не пытаясь передать все реалистично. Его цель — пробудить сострадание в читателе. Впервые в русской литературе эта повесть заставила читателя прочувствовать трагедию жизни в своем сердце.
Уже современники отмечали новизну героя «Бедной Лизы» — Эраста. В 1790s соблюдался принцип строгого деления героев на положительных и отрицательных. Эраст, убивший Лизу, вопреки этому принципу не воспринимался как злодей. Легкомысленный, но мечтательный юноша не обманет девушку. Сначала он испытывает искреннюю привязанность к наивному сельчанину. Не думая о будущем, он верит, что не причинит Лизе вреда, всегда будет с ней, как брат и сестра, и они будут счастливы вместе.
Изменился и язык в произведениях сентиментализма. Речь героев «освободилась» от большого количества старославянизмов, стала более простой, приближенной к разговорной. В то же время оно стало насыщенным красивыми эпитетами, риторическими оборотами, восклицаниями. Речь Лизы и ее матери витиевата, философична («Ах, Лиза!» Она говорила. о приятном мгновении, в котором мы еще увидимся». — «Я буду, я буду думать о ней! О, если бы только она пришла скорее! Милый, милый Эраст! Помни, помни свою бедную Лизу, которая любит тебя больше, чем себя!»).0003 Цель такого языка — воздействовать на душу читателя, пробудить в ней гуманные чувства. Так, в речи рассказчика «Бедной Лизы» мы слышим обилие междометий, уменьшительно-ласкательных форм, восклицаний, риторических обращений: «Ах! Я люблю те предметы, которые трогают мое сердце и заставляют лить слезы нежной печали! ”; «Прекрасная бедная Лиза со своей старухой»; «Но что же она чувствовала, когда Эраст, в последний раз обняв ее, в последний раз прижав ее к своему сердцу, сказал: «Прости меня, Лиза! Какая трогательная картина!
Сентименталисты много внимания уделяли изображению природы. События часто разворачивались на фоне живописных пейзажей: в лесу, на берегу реки, в поле. Чуткие натуры, герои сентиментальных произведений, остро воспринимали красоту природы. В европейском сентиментализме предполагалось, что близкий к природе, «естественный» человек обладает только чистыми чувствами; что природа способна возвысить человеческую душу. Но Карамзин пытался оспорить точку зрения западных мыслителей.
Бедная Лиза начинает с описания Симонова монастыря и его окрестностей. Так автор связал настоящее и прошлое Москвы с историей обычного человека. События разворачиваются в Москве и на природе. «Природа», то есть природа, вслед за рассказчиком внимательно «наблюдает» за историей любви Лизы и Эраста. Но она остается глухой и слепой к чувствам героини.
Природа не останавливает страсти юноши и девушки в роковой момент: «ни одна звезда не сияла на небе — ни один луч не мог осветить заблуждения». Наоборот, «мрак вечерний питал желания». С душой Лизы происходит непонятное: «Мне казалось, что я умираю, что душа моя… Нет, этого я не могу сказать!» Близость Лизы к природе не помогает ей в спасении души: она как бы отдает душу Эрасту. Гром грянет только после — «казалось, вся природа жаловалась на утраченную невинность Лизы». Лиза пугается грома, «как преступница». Гром она воспринимает как наказание, но природа ничего не подсказала ей раньше.
В момент прощания Лизы с Эрастом природа еще прекрасна, величественна, но безразлична к героям: «Утренняя заря, как алое море, разлилась по восточному небу. Эраст стоял под ветвями высокого дуба… вся природа молчала. В рассказе подчеркивается «молчание» природы в трагическую для Лизы минуту расставания. И здесь природа ничего девушке не говорит, не спасает от разочарования. Признанный пропагандист этого направления Карамзин развил в своих произведениях главную мысль: надо просветить душу, сделать ее сердечной, чуткой к чужой боли, чужим страданиям и чужим заботам.

«Ибо бабы любить умеют…»
Карамзин Н.М.

Сентиментализм направление литературы 18 века. Оно противоречит строгим нормам классицизма и, прежде всего, описывает внутренний мир человека и его чувства. Сейчас не имеет значения единство места, времени и действия, главное — человек и его душевное состояние. Н. М. Карамзин, пожалуй, самый известный и талантливый писатель, активно работавший в этом направлении. Его рассказ «Бедная Лиза» открывает читателю нежные чувства двух влюбленных.

Черты сентиментальности прослеживаются в рассказе Н. Карамзина в каждой строчке. Лирическое повествование ведется плавно, спокойно, хотя в произведении чувствуется накал страсти, сила эмоций. Герои испытывают к обоим новое чувство любви – нежное и трогательное. Страдают, плачут, расстаются: «Лиза рыдала — Эраст плакал…» Автор очень подробно описывает душевное состояние несчастной Лизы, когда она сопровождала Эраста на войну: «…брошенная, бедная, потерявшая чувства и память».

Все произведение пронизано лирическими отступлениями. Автор постоянно напоминает о себе, он присутствует в произведении и комментирует все, что происходит с его героями. «Я часто бываю в этом месте и почти всегда встречаю там весну…», — рассказывает автор о местечке близ Си… нового монастыря, как раз там была хижина Лизы и ее матери. «Но я бросаю кисть…», «сердце обливается кровью…», «слеза катится по лицу» — так автор описывает свое эмоциональное состояние, когда смотрит на своих героев. Ему жаль Лизу, она ему очень дорога. Он знает, что его «прекрасная Лиза» заслуживает лучшей любви, честных отношений и искренних чувств. А Эраст… Автор его не отвергает, ибо «милый Эраст» очень добрый, но по натуре или воспитанию ветреный юноша. А смерть Лизы сделала его несчастным на всю оставшуюся жизнь. Н. М. Карамзин слышит и понимает своих героев.

Большое место в рассказе отведено пейзажным зарисовкам. В начале произведения описывается место «близ Сыновского монастыря», окрестности Москвы. Природа благоухает: перед читателем открывается «великолепная картина», и он попадает в то время и тоже бродит по руинам монастыря. Вместе с «тихой луной» наблюдаем за свиданием влюбленных и, сидя «под сенью старого дуба», смотрим в «голубое небо».

Символично и само название «Бедная Лиза», где в одном слове отражается и общественное положение, и состояние души человека. Рассказ Н. М. Карамзина не оставит равнодушным ни одного читателя, он затронет тонкие струны души, и это можно назвать сентиментальностью.

Симпсоны (классика): «Первое слово Лизы»

Автор:

Натан Рабин

Комментарии (703)

Мы можем получать комиссию за ссылки на этой странице.

РецензииСимпсоны

«Первое слово Лизы»

Эпизод

10

«Первое слово Лизы» (сезон 4, серия 10; первоначально вышел в эфир 03.12.19092)

8 Лиза Симпсон бедняга 90 Достаточно сложно быть умной, амбициозной, принципиальной и волевой женщиной в обществе, где эти добродетели не в почете у представительниц слабого пола, но Лиза также имела несчастье вырасти в негабаритной тени Барта Симпсона. , прорывная звезда шоу и мгновенный кумир для гордых неудачников во всем мире. Проделки плохого мальчика Барта оказались немного легче продать обожающим детям, чем резкие проповеди Лизы. Барт безраздельно властвовал как плохой мальчик Америки. Лизе пришлось немного потяжелее в роли безрадостного левого ругателя Америки.

Барт затмевает Лизу до такой степени, что Лиза почти не участвует в большей части «Первого слова Лизы», эпизода с ее именем в названии. Этот заголовок действует как блестящий акт неправильного направления. Это странно, даже поэтически уместно, и в то же время создает ожидания, которые этот эпизод не хочет удовлетворять. «Первое слово Лизы» на каком-то уровне рассказывает о раннем развитии Лизы, но, как и большинство вещей Симпсонов в безмятежные дни начала 1990-х, на самом деле все о Барте.

«Первое слово Лизы» начинается с того, что семья с нетерпением ждет первого слова Мэгги. Это вдохновляет на длительное путешествие по переулку памяти назад к «незабываемому лету 1983 года», эпохе цвета сепии, когда « Мисс Пак Мэн нанесла удар по правам женщин» и «молодой Джо Пископо научил нас смеяться. ”

«Первое слово Лизы» — это эпизод воспоминаний, наполненный ностальгией, но это также блестящий комментарий, медитация и пародия на эпизоды воспоминаний и ностальгии в целом. «Первое слово Лизы» происходит в странной временной деформации: эпизод нагромождается манерно, невероятно 1983-й и 1984-й поп-культура отсылает к уморительному чрезмерному эффекту, но это также происходит в Спрингфилде, который является частью Нью-Йорка 1930-х годов и частью Молодоженов в стиле рабочего класса 1950-х годов. Поэтому, когда пестрая команда оборванцев прямо из Newsies решает поиграть в стикбол, они выбирают версию видеоигры.

Барт никогда не был милее, чем в роли озорного младенца в «Первом слове Лизы». Он не просто милый: он почти невыносимо очарователен. Будучи единственным ребенком, Барт ведет зачарованную жизнь, сея восхитительный хаос, пока не получает поразительную новость: у него будет брат или сестра. Сначала Барт видит только положительные стороны в том, чтобы иметь брата или сестру: он может использовать своего брата или сестру, чтобы вытереть пролитое молоко, принять на себя вину за свои выходки и в крайнем случае действовать как человеческий пандус для скейтборда.

Но появление нового члена семьи также создает сложности. Растущая семья нуждается в новом доме, поэтому они осматривают некоторые из наименее пригодных для жизни жилищ, известных человеку, в том числе дом с надписью кровью «Я вернусь» на стене, дом рядом с заводом по переработке («Как только вы привыкнете к запаху топленого свиного жира, вы будете удивляться, как раньше обходились без него!» — бодро предлагает риелтор из Dead Fish Realty), плавучий дом, населенный убийственными морскими существами, и дом, формально принадлежащий серия злых кошек.

Наконец, Гомер и Мардж находят идеальный дом, но он выходит за рамки их ценового диапазона. Это приводит к необычайно злобной шутке в необычайно мягком, даже мягком и нежном эпизоде. В попытке собрать 15 000 долларов, необходимых для первоначального взноса за новый дом, Гомер делает немыслимое: он мил со своим отцом, но только для того, чтобы его отец продал дом, который он выиграл в мошенническом игровом шоу 1950-х годов, и отдал переходит к Гомеру для первоначального взноса. В момент, который должен быть трогательным, Гомер нежно говорит своему отцу: «Сначала ты дал мне жизнь. Потом ты дал мне дом для моей семьи. Для меня было бы честью, если бы вы приехали и жили с нами.

Как и во многих сентиментальных моментах в Симпсоны, свет сразу же уступает место бодрящей тьме, когда Барт спрашивает Гомера, сколько времени прошло, пока они не отправили дедушку в дом престарелых, и Гомер бойко отвечает: «около трех недель» и вся семья громко смеется в течение неудобного промежутка времени. Даже святая Лиза получает нездоровую радость от непрекращающихся страданий дедушки.

Предстоящее рождение младшего брата переворачивает хрупкое чувство собственного достоинства Барта. Он в ужасе от того, что его дни избалованного ребенка подошли к концу, и впервые приветствует свою сестру холодно произнесенным: «Я тебя ненавижу». Беспечный маленький негодяй становится параноиком и напуган.

Пытаясь успокоить Барта, Гомер решает соорудить для своего сына клоунскую кровать, которая в равной степени уморительна и ужасна, омерзительный кошмар, который преследовал бы Барта во сне, если бы не делал перспективу сна невозможной и ужасающей. «Не могу уснуть, клоун меня съест», — раздражается Барт в одной из моих любимых реплик в диалогах.

Страхи Барта кристаллизуются в кошмарном эпизоде, где образы ужасающей клоунской кровати судьбы чередуются с не менее ужасающим образом сумасшедшей пожилой матери Фландерса и, по какой-то причине, мальчика Фландрии, простодушно восторженно восклицающего: «Железо помогает нам играть!»

«Первое слово Лизы» заканчивается душераздирающим безумием, все это заслужено. Как раз тогда, когда выясняется, что история о первом слове Лизы может быть тщательно продуманной историей о лохматой собаке, оказывается, что первым словом Лизы было «Барт», потому что она обожает своего старшего брата независимо от его чувств к ней. Как будто все это было недостаточно обезоруживающе мило, эпизод заканчивается тем, что Мэгги, озвученная Элизабет Тейлор, произносит свое собственное первое слово: «Папа». Это было бы до тошноты драгоценно, если бы не было таким странным движением и идеальным завершением эпизода, который устанавливает идеальный баланс между светом и тьмой, радостной непочтительностью и искренними эмоциями.

Наблюдения за пребыванием:

  • Гомер поет «Девочки просто хотят повеселиться»: дешево, но весело
  • «Это сделал мой двоюродный брат Фрэнк. Он стал Франсин еще в 76-м. Потом он присоединился к этому культу. Я думаю, теперь его зовут Мать Шабубу» — Гомер о том, почему Барт спит в постели его родителей до 21 года, возможно, не такая уж плохая идея
  • «Береговая охрана арестовала Боя Джорджа за то, что он соскреб ракушек с его лодки» — это такая отличный рифф о том, как Джонни Карсон иногда просто соединял забавные слова и имена таким образом, что это смутно звучало как шутка, даже если они на самом деле не имели никакого смысла.
  • «Единственные дома, которые у нас есть в вашем ценовом диапазоне, находятся в районе, ярко известном как «крысиное гнездо».
  • «На самом деле, согласно завещанию, дом принадлежит кошке. Вы будете их арендаторами! Я бы посмотрел шоу, основанное на этой предпосылке
  • «Ха-ха-ха! Где мясо! Неудивительно, что он выиграл Миннесоту!» может быть, моя любимая шутка про Уолтера Мондейла.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *