«Мастер и Маргарита» анализ произведения Булгакова – смысл романа, его жанр и особенности
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Введение
При анализе романа “Мастер и Маргарита” стоит заметить, что произведение уже многие десятилетия является предметом изучения литературоведов во всей Европе. Роман имеет ряд особенностей, таких, как нестандартная форма «романа в романе», необычная композиция, богатая тематика и содержание. Он не зря написан на закате жизненного и творческого пути Михаила Булгакова. Писатель вложил в произведение весь свой талант, знания и фантазию.
Жанр романа
Произведение «Мастер и Маргарита», жанр которого критики определяют как роман, имеет ряд признаков, присущих своему жанру. Это несколько сюжетных линий, много героев, развитие действия на протяжении длительного времени. Роман фантастический (иногда называют его фантасмагорическим). Но самая яркая особенность произведения – это его структура «романа в романе». Два параллельных мира – 30-е годы ХХ века и древние времена Пилата и Иешуа – здесь живут почти самостоятельно и пересекаются лишь в последних главах, когда визит Воланду наносит Левий – ученик и близкий друг Иешуа. Здесь, две линии сливаются в одну, и удивляют читателя своей органичностью и близостью. Именно структура «романа в романе» дала возможность Булгакову так мастерски и полно показать два таких разных мира: события, современные Булгакову, и события, происходившие почти две тысячи лет назад.
Особенности композиции
Композиция романа «Мастер и Маргарита» и её особенности обусловлены нестандартными приемами автора, такими как создание одного произведения в рамках другого. Вместо привычной классической цепочки экспозиция – завязка – кульминация – развязка мы видим сплетение этих этапов, а также удвоение их.
Завязка романа: встреча Берлиоза и Воланда, их беседа. Происходит это в 30 годах XX века.
Рассказ Воланда уносит читателя тоже в тридцатые годы, но на два тысячелетия назад. И здесь начинается вторая завязка – романа о Пилате и Иешуа.Далее следует развитие действия. Это проделки Воланда и его компании в Москве. Отсюда же берёт истоки и сатирическая линия произведения. Также параллельно развивается и второй роман. Кульминация романа Мастера – казнь Иешуа, кульминационный момент повествования о Мастере, Маргарите и Воланде – визит Левия Матвея. Интересна развязка: в ней оба романа объединяются в один. Воланд и его свита везут Маргариту и Мастера в иной мир, чтобы наградить их покоем и миром. По пути они видят вечного скитальца Понтия Пилата.
«Свободен! Он ждёт тебя!» – этой фразой Мастер освобождает прокуратора и завершает свой роман.
Основные темы романа
Михаил Булгаков заключил смысл романа «Мастер и Маргарита» в сплетение основных тем и идей. Не зря роман называют и фантастическим, и сатирическим, и философским, и любовным. Все эти темы развиваются в романе, обрамляя и подчеркивая главную идею – борьба добра и зла.
Сатирическая тема – это «гастроли» Воланда. Обезумевшая от материальных благ публика, падкие на деньги представители элиты, проделки Коровьева и Бегемота остро и чётко описывают болезни современного писателю общества.
Тема любви воплощена в Мастере и Маргарите и придаёт роману нежность и смягчает много острых моментов. Наверное, не зря писатель сжёг первую версию романа, где Маргариты и Мастера ещё не было.
Тема сочувствия проходит через весь роман и показывает несколько вариантов сочувствия и сопереживания. Пилат сочувствует бродячему философу Иешуа, но, запутавшись в своих обязанностях и опасаясь осуждения, «умывает руки». Иное сочувствие у Маргариты: она всем сердцем сопереживает и Мастеру, и Фриде на балу, и Пилату. Но её сочувствие – не просто чувство, оно толкает её на определённые действия, она не складывает рук и борется за спасение тех, за кого переживает.
Сочувствует Мастеру и Иван Бездомный, проникаясь его историей, что «каждый год, когда наступает весеннее полнолуние… под вечер появляется на Патриарших прудах…», чтобы потом ночью видеть горько-сладкие сны о дивных временах и событиях.Тема прощения идёт почти рядом с темой сочувствия.
Философские темы о смысле и цели жизни, о добре и зле, о библейских мотивах много лет служат предметом споров и изучения литературоведов. Всё потому, что особенности романа «Мастер и Маргарита» в его структуре и неоднозначности; с каждым прочтением открываются перед читателем всё новые и новые вопросы и мысли. В этом и гениальность романа: он не утрачивает ни актуальности, ни остроты десятилетиями и всё так же интересен, каким был для своих первых читателей.
Идея и главная мысль
Идея романа – это добро и зло. И не только в контексте борьбы, но и в поиске определения. Что на самом деле зло? Скорее всего, так наиболее полно можно описать главную мысль произведения. Читатель, привычный к тому, что дьявол – это чистое зло, будет искренне удивлён образом Воланда. Он не делает зла, он – созерцает и наказывает только тех, кто поступает низко. Его гастроли в Москве лишь подтверждают эту мысль. Он показывает моральные болезни общества, но даже не осуждает их, а лишь горестно вздыхает: «Люди, как люди… Такие же, как раньше». Человек слаб, но в его силах противостоять своим слабостям, бороться с ними.
Неоднозначно показана тема добра и зла на примере образа Понтия Пилата. Он в душе противится казни Иешуа, но ему не хватает смелости пойти против Кесаря. Приговор бродячему невинному философу выносит Пилат по причине трусости, и потому Пилату вечно суждено отбывать наказание за малодушие.
Борьба добра и зла – это и противостояние литературного сообщества Мастеру. Самоуверенным бездарным литераторам мало просто отказать писателю, им необходимо унизить его, доказать свою правоту. Мастер очень слаб, чтобы бороться, все его силы ушли в роман. Не зря разгромные статьи для него приобретают образ некоего существа, которое начинает чудиться Мастеру в тёмной комнате.
Общий анализ романа
Анализ «Мастера и Маргариты» подразумевает погружение в миры, воссозданные писателем. Здесь можно увидеть библейские мотивы и параллели с бессмертным «Фаустом» Гёте. Темы романа развиваются каждая отдельно, и одновременно сосуществуя, в совокупности создавая паутину событий и вопросов. Несколько миров, нашедших каждый своё место в романе, автор изображает на удивление органично. Совсем не вызывает удивление путешествие из современной Москвы в древний Ершалаим, мудрые беседы Воланда, говорящий громадный кот и полёт Маргариты Николаевны.
Этот роман действительно бессмертный благодаря таланту писателя и неугасающей актуальности тем и проблем.
Посмотрите, что еще у нас есть:
Тест по произведению
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
Марина Крюкова
15/16
Елена Шипко
16/16
Татьяна Чурочкина
9/16
Дарья Сметанина
15/16
Михаил Черных
15/16
Игорь Хмель
13/16
Assel Karjauva
16/16
Наталья Миллер
16/16
Ivan Iordanov
16/16
Катерина Михайлова
14/16
глубинный смысл романа.
. Обсуждение на LiveInternetИстория создания
У мистического романа непростая история. Громкое и знакомое всем название «Мастер и Маргарита» было отнюдь не единственным и, к тому же, не первым вариантом. Рождение первых страниц романа датируется 1928-1929 годами, а точка в финальной главе была поставлена лишь спустя 12 лет.
Легендарное произведение пережило несколько редакций. Стоит отметить, что в первой из них не фигурировали главные персонажи конечной версии – Мастер, Маргарита. Волей судьбы она была уничтожена руками автора. Вторая версия романа дала жизнь уже упомянутым героям и подарила Воланду преданных помощников. А в третьей редакции имена этих персонажей вышли на первый план, а именно в название романа.
Сюжетные линии произведения постоянно менялись, Булгаков не переставал вносить корректировки и менять судьбы своих героев вплоть до своей смерти. Роман вышел в свет лишь в 1966 году, за подарок миру этого нашумевшего произведения ответственна последняя жена Булгакова – Елена. Ее черты автор стремился увековечить в образе Маргариты, и, видимо, бесконечная благодарность супруге стала поводом для финальной смены названия, где на первый план вышла именно любовная линия сюжета.
Смысл названия книги Мастер и Маргарита
Название знаменитого романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» своей формулировкой напоминает другие произведений мировой литературы (например, «Ромео и Джульетта»). Все это говорит о популярной у писателей схеме – «Он и она». Таким образом, писатель предупреждает своих читателей, что в центре романа будет находиться любовная пара. Так из названия вытекает одна из основных тем творчества Булгакова – тема любви.
Смысл названия «Мастер и Маргарита» заключается в следующем. Мастер (Он) – это обобщающий образ, который вбирает в себя всех представителей мужского пола романтических и героических произведений (например, Ромео). Словом «Мастер» открывается произведение.
Маргарита (Она) – это символ любви (например, Джульетта). Без Маргариты герой является «неоформленным». Героиня представляет собой дополнение героя.
У М. А. Булгакова было много вариантов того, как назвать свой роман. Но, так как менялось содержание и смысл романа, писатель остановился на «Мастере и Маргарите».
Жанр, направление
Михаил Булгаков считается мистическим писателем, почти каждая его работа несёт в себе загадку. Изюминка этого произведения – наличие романа в романе. История, описанная Булгаковым, – мистический, модернистский роман. А вот входящий в него роман про Понтия Пилата и Иешуа, автором которого является Мастер, не содержит в себе ни капли мистики.
Направление, в русле которого творил автор, носит название «мистический реализм». Такие произведения основываются на событиях из мира действительности, но их изящно дополняют фантастические элементы, раскрывающие новые грани реальности.
Сюжет и композиция
Роман опирается на известные в мировой литературе сюжеты: воплощение дьявола в мире людей, продажа души. Булгаков использует композиционный приём «текст в тексте» и соединяет в романе два хронотопа – московский и ершалаимский. Структурно они подобны. Каждый хронотоп разделён на три уровня. Верхний уровень – московские площади – дворец Ирода и Храм. Средний уровень – арбатские переулки, где живут Мастер и Маргарита, — Нижний Город. Нижний уровень – берег Москвы-реки – Кедрон и Гефсимания.
Самая высокая точка Москвы – Триумфальная площадь, где расположен театр Варьете. Атмосфера балагана, средневекового карнавала, где герои одеваются в чужую одежду, а потом оказываются голыми, как несчастные женщины в волшебном магазине, распространяется по всей Москве. Именно Варьете становится местом бесовского шабаша с жертвоприношением конферансье, которому оторвали голову. Этой самой высокой точке в ершалаимских главах соответствует место распятия Иешуа.
Благодаря параллельным хронотопам происходящие в Москве события приобретают оттенок балаганности и театральности.
Соотносимы также по принципу уподобления два параллельных времени. У событий в Москве и Ершалаиме подобны функции: они открывают новую культурную эпоху. Действие этих фабул соответствует 29 и 1929 г. и совершается будто бы одновременно: в жаркие дни весеннего полнолуния, в религиозный праздник Пасхи, совершенно забытый в Москве и не помешавший убить невинного Иешуа в Ершалаиме.
Московская фабула соответствует трём суткам, а ершалаимская суткам. Три ершалаимские главы связаны с тремя событийными днями в Москве. В финале оба хронотопа сливаются, пространство и время перестают существовать, и действие продолжается в вечности.
В финале сливаются также три сюжетные линии: философская (Понтий Пилат и Иешуа), любовная (Мастер и Маргарита), сатирическая (Воланд в Москве).
Композиция
Как уже было сказано Многомудрым Литреконом, «Мастер и Маргарита» — роман в романе. Это означает, что сюжет делится на два слоя: история, которую открывает читатель, и произведение героя из этой истории, который вводит новых персонажей, рисует иные пейзажи, времена и основные события.
Так, основная канва повествования – рассказ автора о советской Москве и приезде дьявола, который хочет провести в городе бал. Попутно он обозревает перемены, произошедшие в людях, и позволяет своей свите вдоволь порезвиться, наказывая москвичей за их пороки. Но путь темных сил приводит их знакомству с Маргаритой, являющейся любовницей Мастера – писателя, который создал роман о Понтии Пилате. Это и есть второй слой повествования: Иешуа попадает на суд к прокуратору и получает приговор к смертной казни за смелые проповеди о бренности власти. Эта линия развивается параллельно с тем, что выделывают слуги Воланда в Москве. Оба сюжета сливаются воедино, когда сатана показывает Мастеру его героя — Прокуратора, который все еще ждет прощения от Иешуа. Писатель прекращает его муки и тем самым заканчивает свою историю.
О чем книга Мастер и Маргарита
Перед тем, как начать читать книгу, читатели задаются следующим вопросом о содержании книги. Так о чем же книга «Мастер и Маргарита»?
Воланд (Сатана) побывал во многих уголках мира. Одним из пунктов путешествия являлась Москва. Его посещение Москвы падает на 1930 год, когда в стране все перестают верить в Бога. Герой романа – Мастер – написал книгу об Иисусе и его последних днях на земле. Писателя отправили в дом для сумасшедших, а его роман был сожжен автором.
Вместе с Воландом путешествует его свита: Коровьев, Гелла, Бегемот и Азазелло. Они называют людей, которые предались грехам (например, пьянство или взяточничество).
Маргарита – любовница Мастера. Женщина не знает, что Мастер, был помещен в дом для сумасшедших и пытается его найти.
Помимо любовной темы, разворачивается история Иешуа и Понтия Пилата. Великий Прокуратор боится божьего суда за то, что осудил Иисуса.
В конце романа сюжетные линии пересекаются. Мастер освобождает Иешуа. Понтий Пилат, гнетенный совестью, наконец-то, обретает покой. Мастер с Маргаритой обретают покой и вечную любовь.
Смысл эпиграфа
Эпиграф для своего романа М. А. Булгаков взял из произведения И. В. Гете «Фауст». Смысл эпиграфа «Мастер и Маргарита» заключается в том, что он предопределяет двухчастность произведения, смешение времен (прошлого и настоящего), оригинальную философскую концепцию.
Произведения великих писателей во многом схожи. К главным героям является Сатана: к Фаусту Мефистофель, к Маргарите – Воланд.
Также эпиграф говорится, что исход борьбы добра и зла уже предопределен – добро всегда побеждает зло.
Суть
Роман «Мастер и Маргарита» настолько всеобъемлющий, что не даёт читателю заскучать ни на одной страничке. Огромное количество сюжетных линий, взаимодействий и событий, в которых запросто можно запутаться, поддерживают внимательность читателя на протяжении всего произведения.
Уже на первых страницах романа мы сталкиваемся с наказанием неверующего Берлиоза, вступившего в спор с олицетворением Сатаны. Далее, как по накатанной, пошли разоблачения и исчезновения грешных людей, например директора театра Варьете – Стёпы Лиходеева.
Знакомство с Мастером у читателя состоялось в психбольнице, в которой он содержался с Иваном Бездомным, угодившим туда после гибели своего товарища – Берлиоза. Там Мастер повествует о своём романе про Понтия Пилата и Иешуа. За пределами психбольницы Мастера ищет его возлюбленная – Маргарита. Ради спасения любовника она заключает сделку с дьяволом, а именно становится королевой Великого бала Сатаны. Воланд исполняет своё обещание, и влюблённые воссоединяются. В конце произведения происходит смешение двух романов – Булгакова и Мастера – Воланд встречается с Левием Матвеем, подарившему Мастеру покой. На последних страницах книги все герои уходят, растворяясь в небесном просторе. Вот, о чем рассказывается в книге.
Темы и проблемы
В романе «Мастер и Маргарита» автор затрагивает широкий круг проблем, таких как: свобода художника, проблема выбора, понимание добра и зла и тема воздаяния за совершенные поступки.
Булгаков на страницах произведения отразил свои мысли о творчестве. Он понимал, что художник не свободен, он не может творить лишь по велению своей души. Общество сковывает его, приписывает ему определенные рамки. Литература в 30-х годах подвергалась строжайшей цензуре, книги часто писались под заказ власти, отражение чего мы и увидим в МАССОЛИТе. Мастер не смог получить разрешения опубликовать свой роман о Понтии Пилате и о своем пребывании среди литературного общества того времени отзывался как о сущем аду. Герой, вдохновленный и талантливый, не смог понять его членов, продажных и поглощенных мелкими материальными заботами, так и они в свою очередь не смогли понять его. Поэтому Мастер и оказался за пределами этого богемного круга с неразрешенным к публикации трудом всей своей жизни.
Второй аспект проблемы творчества в романе – это ответственность автора за свое произведение, его судьбу. Мастер, разочаровавшись и окончательно отчаявшись, сжигает рукопись. Писатель же, по мнению Булгакова, должен добиваться правды посредством своего творчества, оно должно нести пользу обществу и действовать на благо. Герой, напротив, поступил малодушно.
Проблему выбора отражают главы, посвященные Пилату и Иешуа. Понтий Пилат, понимая необычность и ценность такого человека как Иешуа, отправляет того на казнь. Трусость – самый страшный порок. Прокуратор боялся ответственности, боялся наказания. Этот страх абсолютно заглушил в нем и симпатию к проповеднику, и голос разума, говорящей об уникальности и чистоте намерений Иешуа, и совесть. Последняя мучила его всю оставшуюся жизнь, а так же после смерти. Только в конце романа Пилату было позволено поговорить с Ним и освободиться.
Главные герои и их характеристика
Пожалуй, главными героями являются Воланд, Мастер и Маргарита.
- Предназначение Воланда в этом романе – раскрывать пороки людей и наказывать за их грехи. Разоблачение им простых смертных не знает счёта. Основной мотив Сатаны – каждому воздать по его вере. Действует он, кстати говоря, не один. Королю положена свита – демон Азазелло, черт Коровьев-Фагот, любимый всеми шут кот Бегемот (мелкий бес) и их муза – Гелла (вампир). Свита отвечает за юмористическую составляющую романа: они смеются и издеваются над своими жертвами.
- Мастер – его имя так и остаётся для читателя загадкой. Всё, что нам поведал о нём Булгаков — в прошлом он был историком, работал в музее и, выиграв крупную сумму в лотерею, занялся литературой. Автор намеренно не вводит дополнительную информацию о Мастере, чтобы сделать упор на него как на писателя, автора романа о Понтии Пилате и, конечно же, возлюбленного прекрасной Маргариты. По характеру это рассеянный и впечатлительный человек не от мира сего, совершенно не разбирающийся в быте и нравах окружающих людей. Он очень беспомощен и раним, легко попадается на обман. Но в то же время ему свойственен необычайный ум. Он хорошо образован, знает древние и современные языки, у него впечатляющая эрудиция во многих вопросах. Чтобы написать книгу, он изучил целую библиотеку.
- Маргарита – настоящая муза для своего Мастера. Это замужняя дама, жена состоятельного чиновника, но их брак давно уже стал формальностью. Встретив по-настоящему любимого человека, женщина посвятила ему все свои чувства и помыслы. Она поддерживала его и вселяла в него вдохновение и даже намеревалась бросить постылый дом вместе с мужем и домработницей, променять обеспеченность и довольство на полуголодную жизнь в подвальчике на Арбате. Но Мастер внезапно пропал, и героиня стала искать его. В романе не раз подчёркивается её самоотверженность, готовность пойти на всё ради любви. Большую часть романа она ведёт борьбу за спасение Мастера. По словам, Булгакова, Маргарита – «идеальная жена гения».
Если Вам не хватило описания или характеристики какого-либо героя, напишите об этом в комментариях – добавим.
Темы
Роман «Мастер и Маргарита» удивителен во всех смыслах. В нём есть место философии, любви и даже сатире.
- Основная тема — противостояние добра и зла. Философия борьбы этих крайностей и справедливости просматривается почти на каждой странице романа.
- Нельзя умалять значение любовной тематики, олицетворённой Мастером и Маргаритой. Сила, борьба за чувства, самоотверженность – на их примере можно заявить, что это синонимы слова «любовь».
- На страницах романа также есть место для людских пороков, ярко показываемых Воландом. Это алчность, лицемерие, трусость, невежество, эгоизм и т. д. Он не перестает насмехаться над грешными людьми и устраивать им своего рода покаяния.
Если вам особенно интересна какая-либо тема, которую мы не озвучили, дайте нам знать в комментариях – добавим.
Лирическая линия
Московские развлечения свиты Воланда, рассказ об Иешуа идут параллельно с еще одной сюжетной чертой. Мастер и Маргарита — история большой и безусловной любви. Само название произведения говорит, что данные персонажи являются ключевыми. Она — замужняя несчастная женщина, а он бедный писатель. Его попытки опубликовать свой роман (об Иешуа) заканчиваются провалом, что приносит Мастеру чрезвычайные страдания.
Для друг друга они становятся смыслом жизни и совершенно неважно, где они находятся, главное, чтобы они были вместе. Эти персонажи значительно отличаются от тех, что встречаются на протяжении всего романа. Они не испорчены, тихи и живут лишь своей любовью.
Однако их постигает разлука. Любовь Магариты настолько сильна, что она соглашается заключить сделку с самим дьяволом, лишь бы снова оказаться рядом с любимым. Вновь прослеживается философия — на что готов человек ради истинной любви. Границы между добром и злом смываются.
Воланд помогает Маргарите вновь обрести любимого. Его главная фраза: «Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами все дадут», — отражает идею независимости личности, которая должна своими стараниями добиваться всего сама.
Единственное желание Маргариты — вернуться снова в уютный подвальчик со своим Мастером и прожить там остатки своих дней, большего она и не могла хотеть. Их любовь не разрушили никакие испытания, даже знакомство с Воландом, который мог исполнить любое их желание. Финал их любовной истории оставляет некоторые вопросы, однако автор явно пытается сказать, что у них все хорошо.
Проблемы
В романе поднимается множество проблем: философский, социальных и даже политических. Мы разберем только основные из них, но если вам кажется, что чего-то не хватает, напишите в комментариях, и это «что-то» появится в статье.
- Основная проблема – трусость. Ее автор назвал главным пороком. Пилату не хватило смелости, чтобы вступиться за невиновного, Мастеру не хватило храбрости для борьбы за свои убеждения, и только Маргарита набралась отваги и выручила любимого мужчину из беды. Наличие трусости, по Булгакову, изменило ход мировой истории. Оно же обрекло жителей СССР на прозябание под гнетом тирании. Многим не нравилось жить в ожидании черного воронка, но страх победил здравый смысл, и народ смирился. Словом, это качество мешает жить, любить и творить.
- Также важна проблематика любви: ее влияние на человека и сущность этого чувства. Булгаков показал, что любовь – это не сказка, в которой всё хорошо, это постоянная борьба, готовность пойти на всё ради любимого. Мастер и Маргарита после своего знакомства перевернули свои жизни с ног на голову. Маргарите пришлось бросить богатство, стабильность и уют ради Мастера, пойти на сделку с дьяволом ради его спасения, и ни разу она не усомнилась в своих поступках. За преодоления тяжёлых испытаний на пути друг к другу герои вознаграждаются вечным покоем.
- Проблема веры также переплетает весь роман, она заключается в посыле Воланда: «Каждому воздастся по его вере». Автор наталкивает читателя на размышления, во что он верит и зачем? Отсюда вытекает всеобъемлющая проблема добра и зла. Наиболее яркое отражение она получила в описанном облике москвичей, таких алчных, жадных и меркантильных, которые получают возмездие за свои пороки от самого Сатаны.
Мистический аспект
Отдельного внимания заслуживает мистицизм в романе Булгакова. Стоит отметить, что вопрос мистики многие исследователи выставляли на первое место. Много суеверий связано с романом, каждая театральная постановка «Мастера и маргариты» проходит в напряжении, а некоторые артисты и вовсе не желают связываться с этим. Не только постановки в театре, но и съемки фильмов по роману окутаны различными необъяснимыми событиями.
С самых первых строк романа легкая мистическая атмосфера окружает каждого участника событий. Все-таки суть произведения в том, что дьявол решает посетить Москву. Однако, образ нечистого кардинально отличается от общих представлений. Воланд имеет ряд атрибутов:
- Человеческая внешность.
- Грамотный, собранный, мудрый, поучает героев сюжета.
- Одет строго.
- Имеются свои сторонники — так называемая свита: Азазелло, Коровьев-Фагот, Кот Бегемот, Гелла.
Его свита — более развязная компания. Они позволяют себе резкие шутки и использование магических приемов, дабы наказать нерадивых москвичей. Вплоть до развязки романа общество не осознает, что на самом деле взаимодействует со сверхъестественной силой, так как оно слепо по отношению к другим.
Квартира, в которой проживает сам Воланд, имеет статус «нехорошей». Еще до его прибытия люди из этой квартиры пропадали, но автор не раскрывает причину данных событий.
Роман про похождения Воланда в Москве является одним из самых известных работ автора. Целью было донести до общества проблематику добра и зла, соединяя бытовое и мистическое описание ситуаций. Вышеизложенные элементы прослеживаются в труде автора таким образом:
- Философия произведения отражает идеи и мировоззрения каждого из героев.
- Лирика включает в себя историю любви и преданности, которая стала ключевым моментом рассказа.
- Мистика определяется непосредственным взаимодействием общества с нечистой силой, наличием магии.
В широких кругах произведение Булгакова смогло найти немало поклонников, а ряд людей занимались и продолжают заниматься детальным исследованием сюжета и текста. В романе «Мастер и Маргарита» заложены глубокие смысл и суть. Есть мнения, что автор в лице Воланда видел Сталина, а пропажи людей с квартир связаны с арестами, которые начались в те годы. Но это лишь одна из теорий. По другой версии образ Мастера взят с личности Николая Васильевича Гоголя.
Главная мысль
Основная идея романа заключается в определении читателем понятий добро и зло, вера и любовь, смелость и трусость, порок и добродетель. Булгаков старался показать, что всё совершенно не так, как мы привыкли представлять. У многих людей значения этих ключевых понятий путаются и искажаются из-за влияния развращающей и отупляющей идеологии, из-за сложных жизненных обстоятельств, из-за недостатка ума и опыта. Например, в советском обществе даже донос на членов семьи и друзей считался хорошим поступком, а ведь он вел к смерти, длительному заключению и разрушению жизни человека. Но граждане вроде Магарыча охотно пользовались этой возможностью решить свой «квартирный вопрос». Или, к примеру, конформизм и стремление угодить власти – это позорные качества, но в СССР и даже сейчас многие люди видели и видят в этом выгоду и не стесняются их демонстрировать. Таким образом, автор призывает читателей задуматься об истинном положении вещей, о значении, мотивах и последствиях их же поступков. При строгом анализе выяснится, что мы сами в ответе за те мировые беды и потрясения, которые нам не нравятся, что без кнута и пряника Воланда мы сами не хотим меняться к лучшему.
Смысл книги и «мораль сей басни» заключается и в необходимости расставить приоритеты в жизни: научиться смелости и настоящей любви, восстать против зацикленности на «квартирном вопросе». Если в романе Воланд приехал в Москву, то в жизни надо впустить его в свою голову, чтобы провести дьявольский аудит возможностей, ориентиров и стремлений.
Критика
Булгаков едва ли мог рассчитывать на понимание своими современниками этого романа. Но одно он понимал точно – роман будет жить. «Мастер и Маргарита» до сих пор кружит головы уже не первому поколению читателей, а значит, является объектом постоянной критики.
В.Я. Лакшин, например, обвиняет Булгакова в отсутствии религиозного сознания, но восхваляет его нравственность. П.В. Палиевский отмечает смелость Булгакова, который одним из первых разрушил стереотип уважения дьявола, высмеяв его. Таких мнений много, но они лишь подтверждают заложенную писателем мысль: «Рукописи не горят!».
Автор: Карина Великая
Смысл произведения Мастер и Маргарита
Основной смысл произведения «Мастера и Маргариты» – это борьба добра и зла, о чем говорится и в эпиграфе к роману.
М. А. Булгаков склоняет к читателя к мысли о том, в мире должно быть равновесие, состоящие из добра и зла. Это равновесие находит олицетворение в Воланде и Иешуа.
Зло – Воланд – предстает справедливым в романе. Добро и зло переплетаются в душе человека. Сатана наказывал людей злом за то зло, которое они сами творили.
Также в произведении прослеживается и смысл человеческой борьбы.
Москвичи изображены в романе как марионетки. Только Он и Она среди этой безликой толпы понимают устройство мира и его правителя.
Роман делится на следующие пласты:
- Великий Прокуратор и Иешуа – они ведут постоянную войну за бессмертие души человека, а также играют с человеческими душами;
- Мастер и Маргарита – понимают устройства мира намного глубже, чем видят его другие люди;
- Москвичи – стремятся лишь к материализму, а не к духовности.
М. А. Булгаков хочет показать своим романом то, что не стоит следовать за установленным порядком, необходимо внимательно относиться к себе. Иначе это может привести к ущербу своей личности.
Мастер и Маргарита Михаила Булгакова рецензия на книгу
Москва, 1929 год: город, заблудившийся среди коррупции и страха, населенный людьми, отказавшимися от своей морали и отрекшейся от духовности. Но когда в город прибывает таинственный незнакомец с причудливой свитой, в которую входят гигантский говорящий кот и клыкастый убийца, начинается настоящий ад. Среди тех, кто оказался втянутым в странные и необъяснимые события, происходящие в столице, — Мастер, писатель, чья жизнь была разрушена советскими репрессиями, и его возлюбленная Маргарита. Их приключения раскрывают историю, начавшуюся две тысячи лет назад в древнем Иерусалиме, и ее разрешение решит их судьбу.
Действие романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» происходит в 1930-х годах, и он не был опубликован до его смерти в 1960-х годах. 30-е годы были временем смуты в России, когда она становилась бюрократичной и люди начинали следить за соседями.
Книга начинается с похожей на случайную встречу в парке Дьявола и двух членов Московского литературного общества, которые спорят о том, что Иисуса не могло быть, с обсуждения истории Понтия Пилата и Иисуса. Поскольку Дьявол существует, то и Бог должен быть его утверждением.
Сама история очень хорошо написана, в ней много неожиданных поворотов и персонажей. Как и во многих русских романах, иногда может возникнуть путаница при отслеживании имен людей, поскольку они будут использовать разные формы в зависимости от того, насколько формальной является ситуация.
Дьявол держит вокруг себя разношерстную команду анархистов; его представитель, представившийся бывшим хормейстером Коровьевым, постоянно ставит вопрос перед самим собой; Азазелло; которого описывают как вампира с клыками и косоглазием; Хелла; суккуб и бегемот, большой черный кот, который ведет себя и говорит как человек (который может очень бесить).
На протяжении всего романа ощущается угроза, поскольку персонажи вовлечены в события и изгнаны с дороги по прихоти окружения Дьявола.Главные герои, Мастер и Маргарита, хотя и появляются в первой части книги, становятся центральными в истории только во второй половине. Мы узнаем, что среди всего этого хаоса есть и история любви, о том, как, когда Мастер исчез, Маргарита осталась ему верна и полна решимости не сдаваться… Так она становится центральной фигурой в планах Дьявола.
В целом, я думаю, что книга показывает вам, как легко стать жадным и циничным, не иметь возможности видеть то, что происходит вокруг вас, а если вы видите это не в состоянии поверить в это. Москвичи — это контраст между тем, что они видят и чего хотят, с Маргаритой, которая по-своему чиста душой.
—
«Мастер и Маргарита» была включена в список 100 лучших книг, которые можно читать, дарить и делиться по версии The World Book Night.
—
Считающийся одним из лучших произведений русской литературы 20-го века, «Мастер и Маргарита» – это удивительное произведение фэнтези, история любви, острая сатира на советскую жизнь и многое другое. Последняя книга и главное достижение Михаила Булгакова, она была написана тайно, сожжена, восстановлена и запрещена на десятилетия. Его автор, работавший над ним до последних дней своей жизни, так и не увидел его в печати. Англоязычные зрители могут в полной мере насладиться шедевром Булгакова.
Amazon
10/10 Считается одним из лучших произведений русской литературы ХХ века.
- Купить на Amazon
Рецензия Мишель Герберт
2 положительных рецензии читателей на «Мастер и Маргарита»
Рецензии читателей на «Мастер и Маргарита»
Антонио из США
Без сомнения, это шедевр, которым может насладиться каждый. Но только те, кто пострадал от коммунистического режима, могли получить большую часть книги. Это Алиса провалилась в дыру к коммунистическому режиму.
10/10 (13 августа 2018 г.)
Тан с Аляски
Чрезвычайно сложная для чтения книга с интертекстуальными выводами на протяжении всей книги. Однако это вас взбудоражит — только если вы преклонитесь и внимательно прочитаете.
7/10 (23 ноября 2016 г.)
Счет из США
Впервые я прочитал эту книгу, когда был аспирантом, и мне было тяжело с ней. Окончив ее, я решил, что вот шедевр для профессоров русской словесности, отличный способ помучить своих студентов; там была масса персонажей и мест, множество выводов, связей, коннотаций, обозначений… ну вы поняли. Прочитал несколько лет спустя, понравилось. Я прочитал ее в третий раз, когда мне было далеко за двадцать. К тому времени я был на крючке. Это такая книга, в которой каждый раз, когда вы копаетесь в ней, вы вытаскиваете новую драгоценную жемчужину. Я до сих пор читал ее, иногда отрывок или два, иногда целиком. У меня есть только одна жалоба. Как вы отвечаете, когда кто-то спрашивает: «О чем эта книга»? Что ж, посмотрим… Это история любви, сатира на советскую жизнь, комический роман, странный пересказ библейской сказки, философский трактат о добре и зле, учебник истории, сказка, книга. магического реализма, менипповой сатиры (профессора любят называть это так), имея в виду что-то вроде «Алисы в стране чудес» и «Автостопом по галактике». довольно хорошая компания, я думаю. «Мастер и Маргарита» — это все эти вещи плюс еще десять или около того вещей, которые вы добавите после того, как прочтете их или, может быть, прочтете пару раз.
10/10 (07.09.2015)
9.1/10 из 4 отзывов
Все отзывы о Михаиле Булгакове
- Мастер и Маргарита
Рецензия на книгу «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова | Дэвид Фиш
Большинство книг, которые я читаю, являются рекомендациями друзей и семьи. Я обнаружил, что это хороший способ внести разнообразие в мой список для чтения. Например, моя сестра помогла мне найти Americanah , а мой друг Скотт одолжил мне копию Десятое декабря года. Книга, о которой я расскажу в этом обзоре, русский роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита », появилась на моем столе после того, как моя подруга Ишита назвала ее «своей самой любимой книгой».
Ишита, ты в хорошей компании. Просматривая похвалу на задней обложке книги, я обнаружил, что у одного читателя было такое же мнение: «Теперь это мой любимый роман. Это просто величайший взрыв воображения, сумасшествия, сатиры, юмора и души». Эти слова любезно предоставлены известным литературным критиком Дэниелом Рэдклиффом.
Итак, с Ишитой и Гарри Поттером в качестве моих доцентов я погрузился в работу.
Прежде всего, Мастер и Маргарита — это история любви.
В советской Москве примерно 1930 года человек, известный только как «Мастер», выходит на прогулку. Он встречает грустную женщину с букетом желтых цветов, и они вместе начинают прогуливаться по переулку. Их влечение сильное и непосредственное. Она говорит первой:
«Тебе нравятся мои цветы?»
«Нет».
«Вы вообще не любите цветы?»
«Нет, я люблю цветы, но не эти».
«А какие цветы ты любишь?»
«Я люблю розы».
Она бросает цветы в сточную канаву; Мастер поднимает их и несет ей. По словам Учителя,
«Любовь настигла нас внезапно, прыгнула на нас, как убийца, появившийся из ниоткуда в переулке, и поразила нас обоих сразу. Как молния, как финский нож!»
Они тайно продолжают свои отношения, так как в настоящее время она встречается с кем-то другим. Они проводят вечера в подвальной квартире Учителя, он пишет роман о Понтии Пилате, она вяжет и подстегивает его. По ее совету Мастер приносит свой роман редактору. Редактор застреливает его и злонамеренно делится романом с издательским сообществом. Вскоре Учителя называют в нескольких газетных статьях апологетом Христа. (Религиозная свобода сильно пострадала в Советской России. Сталинский режим яростно вел кампанию против религии, распространяя атеизм и нанося вред Русской православной церкви.) Критики предупреждают об опасностях «пилатизма»; Мастера называют «воинствующим старообрядцем». Разоренный, Мастер впадает в отчаяние. Маргарита говорит ему, что останется с ним, несмотря ни на что — «Я погибну с тобой», — заявляет она, — и убегает расставаться с другим любовником. Когда утром она возвращается в квартиру Мастера, его уже нет.
Все это произошло четыре месяца назад. Мастер живет в психиатрической больнице с той ночи, когда ушла Маргарита. Маргарита, подавленная и неспособная найти Мастера, попыталась жить дальше, выйдя замуж за другого.
Тем временем в Москву прибывает неожиданный гость: сам черт. С помощью абсурдной команды помощников он игриво сеет хаос повсюду, куда бы ни пошел. В начальной сцене он представляется паре мужчин, сидящих в парке. После их разговора один из мужчин поскальзывается на трамвайных путях по дороге на встречу, и его обезглавливает встречный трамвай. Другой попадает в психиатрическую лечебницу — ту самую, что и Мастер.
В другом безумном эпизоде дьявол обманом заставляет менеджера Театра Эстрады позволить ему исполнить «Черную магию» для переполненного зала. Во время шоу дьявол пускает дождь из денег с потолка, и зрители беззаботно прикарманивают их. Оказывается, купюры прокляты, превращаясь в живых пчел и ниточки, когда их тратят. Кроме того, на сцену приглашаются дамы из публики, которые бесплатно выбирают красивые новые платья. Позже они понимают, что единственная цена заключается в том, что платья исчезают при ношении. В другом трюке у церемониймейстера происходит неприятная встреча с одним из помощников дьявола, Бегемотом. Гигантский кот, который быстро говорит и пьет водку, как джентльмен, Бегемот прыгает мужчине на плечи, отрывает ему голову и некоторое время играет с ней, прежде чем положить ее обратно.
Эти, казалось бы, не связанные между собой сюжетные линии переплетаются в ночь перед ежегодным дьявольским «весенним балом в полнолуние». Естественно, на этот гала-концерт приглашают женщину по имени Маргарита для выполнения обязанностей хозяйки. Из всех женщин по имени «Маргарита» в Москве — а их ровно 121 — ансамбль дьявола находит нашу влюблённую Маргариту единственно подходящей парой. Поэтому Маргарита заключает сделку с дьяволом: она устроит его праздник, а взамен он воссоединит ее с Мастером.
Между этими основными главами находятся отрывки из романа Учителя о Понтии Пилате. В отличие от его библейского описания, мы знаем Пилата как жалкого человека, страдающего от плохой работы и жгучей головной боли. Все, что он хочет сделать, это лечь рядом со своей верной собакой Бангой, но его встреча с Иисусом гарантирует, что он не получит покоя.
Так или иначе, это элементы Мастера и Маргариты . То, что они производят, гораздо менее прямолинейно. В своем предисловии переводчик Мирра Гинзбург предлагает некоторый контекст того, почему роман избегает пояснений:
Булгаков работал над романом с 1928 года до своей смерти в 1940 году, продолжая даже во время последней болезни диктовать исправления жене. Хотя он не дожил до подготовки окончательной версии к публикации, и поэтому роман в некотором смысле все еще находится в стадии разработки, с некоторыми нитями и деталями, которые еще не полностью решены, он представляет собой как тематически, так и стилистически шедевр. необычайного богатства и сложности.
Объяснение Мастер и Маргарита — это задача ученого, и не только, но мы все же можем оценить некоторые «богатство и сложность» романа. Оставшуюся часть этого обзора я посвятю освещению неочевидной особенности романа, которую я бы не понял, если бы не вступление Гинзбурга: его автобиографический характер. Легко упустить из виду, что за «безумием» и «сатирой» — снова заимствовав из Рэдклиффа — скрывается писатель, борющийся за жизнь, писатель, чья творческая свобода была подавлена. Когда мы рассматриваем роман Булгакова в контексте его жизни, эта печальная истина становится слишком ясной.
Для этого вернемся к начальной сцене романа, в которой дьявол посещает пару мужчин в парке. Финал сцены — мужчину, обезглавленного трамваем, — кажется диковинным и фарсом. У нас может возникнуть ощущение, что это не имеет значения, поскольку персонаж, который умирает, едва ли важен. Тем не менее, за этим небольшим эпизодом скрывается многое. Чтобы понять это, мы должны обратиться к политическому климату в послереволюционной советской России и к тому, как он повлиял на жизнь Булгакова.
Гинзбург посвящает большую часть своего введения этой теме. Она пишет:
Конец новой экономической политики и введение пятилетних планов в конце 1920-х годов привели к ужесточению вожжей и в литературе, и в искусстве. Орудием партийного давления и принуждения в то время была РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей) под руководством узкого и нетерпимого фанатика Леопольда Авербаха. А преследование и давление на писателей, чтобы заставить их принять требуемую форму, привели к уничтожению всех, кроме очень незначительного меньшинства, которое сопротивлялось до конца.
Булгаков был одним из этого очень небольшого меньшинства; то, что он должен открыть Мастер и Маргарита с обезглавливанием, поэтому вовсе не случайно. Человека, потерявшего голову, зовут Михаил Александрович Берлиоз, он председатель выдуманного писательского объединения «МАССОЛИТ». МАССОЛИТ — очевидная аллюзия на РАПП, что для Булгакова наверняка означало подавление творческого самовыражения и авторской самостоятельности. Как лучше начать антицензурный роман, чем с обезглавливания того, кто символизирует недосмотр? В других местах романа есть и другие удары по РАППу, например, сожжение дома МАССОЛИТ.
Булгаков оплакивал влияние режима на писателей, но также критиковал их влияние на общество в целом. Он написал роман под названием « Белая гвардия » о паре братьев, присоединившихся к одноименному антибольшевистскому движению. В романе, как и в реальности, Белая гвардия пала перед большевиками в ходе русской революции, что привело к образованию Советского Союза, а затем к власти Сталина. В отличие от других романов о революции, Белая гвардия «не изображала никаких коммунистических героев», а вместо этого сопереживала антикоммунистическим борцам, изображая их «бессильными и обреченными», по словам Гинзбурга. Роман подвергся резкой критике и не был опубликован при жизни Булгакова. По нему действительно сделали пьесу, хотя она тоже была запрещена в большинстве театров. Критики разрушили его репутацию, а вместе с ней и его способность что-либо публиковать. Повесть и несколько пьес Булгакова были отклонены цензурой. Издатель поручил ему написать биографию Мольера, но отказался опубликовать ее. Гинзбург хорошо резюмирует борьбу автора: «Булгаков не видел ни одной строчки из своего произведения, опубликованной за последние тринадцать лет».
Недовольство Булгакова правительством проистекало из морального несогласия со сталинским режимом, а именно из-за свободы творчества против цензуры. Но когда его пьесы отменили, а его книги отвергли, вопрос стал вопросом выживания. Писательство было жизнью Булгакова, но также и его средством к существованию. В отчаянии он умолял правительство отправить его и его жену за границу, чтобы он мог найти работу. Они проигнорировали его. В крайнем случае он написал длинное страстное письмо самому Сталину, в котором заявил:0003
Мой долг как писателя — бороться против цензуры, в каких бы формах она ни существовала и при каком бы правительстве она ни существовала, и призывать к свободе печати. […] Увы, сатириком я стал именно в то время, когда настоящая сатира (сатира, проникающая в запретные области) в СССР абсолютно невозможна.
Свое письмо Булгаков заканчивал просьбой. Если он не мог свободно писать или работать в театре, то надеялся, что правительство
[Д]о со мной, как считает нужным, но сделайте что-нибудь, потому что я, автор пяти пьес, известных в СССР и за границей, столкнулся в настоящее время с нищетой, улицей, концом.
Как ни странно, Сталин не был против Булгакова, несмотря на то, что он был антиэкспрессионистом. Говорят, что он видел игровую версию «Белая гвардия » пятнадцать раз. Понравилась ему и другая булгаковская пьеса — «Дни Турбиных». Итак, получив письмо Булгакова, Сталин устроил автора на работу в театр помощником режиссера. Театр стал его убежищем, но он же стал и его клеткой. Там он обнаружил, что ему запрещено ставить пьесы других. Лишь в редких случаях удавалось ставить его собственные пьесы, да и то по милости Сталина.
Так как же Булгаков разыгрывает в романе свою месть театру, месту, которое и давало, и отнимало жизнь? С хаотичной сценой, описанной ранее: проклятые деньги, исчезающие платья и кот, отрывающий человеку голову. Как и прежде, жертва является очевидным символом недосмотра. Один из помощников дьявола решает, что конферансье «всё сует свой нос, куда его не просят, всё портит действо своими лживыми комментариями» — и, таким образом, отрубить ему голову. Возможно, конферансье является дублером булгаковских критиков, которые, конечно же, давали свои «ложные комментарии» и «испортили» автору почти все.
Жизнь Булгакова и его мнение о сталинском режиме пронизывают роман. Милицию и власть в целом постоянно высмеивают. Инструментом этой насмешки является сам дьявол, персонаж, который, по мнению некоторых, похож на Сталина — по крайней мере, внешне — но, тем не менее, является родственным духом Булгакову. Ведь именно благодаря ему Мастер воссоединяется с Маргаритой и наконец может закончить свой роман, а Мастер — это Булгаков в образе персонажа. Репутация обоих авторов была разрушена критиками, и оба знают, каково это — вкладывать свою жизнь во что-то только для того, чтобы это было отвергнуто по политическим причинам.
Более того, Булгаков и Мастер отвечают на отказ от их творчества одинаково: сжиганием своих рукописей. В письме к Сталину Булгаков писал: «Я лично своими руками бросил в печь черновик моего романа о черте». В этом самом романе Мастер делает то же самое со своим романом о Понтии Пилате, когда он встречался с Маргаритой:
Затем наступило последнее. Я достал из ящика стола тяжелые экземпляры романа и первые наброски и начал их жечь. Это чрезвычайно трудно сделать; исписанная бумага горит очень неохотно. Сломав ногти, я порвал тетради и просунул листы вертикально между бревнами. Я трепал и бил их кочергой. Временами пепел почти душил пламя, но я боролся с ним, и роман умирал, несмотря на упорное сопротивление.
Маргарита возвращается в его квартиру через несколько минут после того, как Мастер бросил свои рукописи в печь, и пытается их спасти. Но ущерб был нанесен; ей удается спасти только несколько разбросанных страниц. Много позже, после того как Маргарита устроила дьявольский бал и пара воссоединилась, дьявол дарит им свежий экземпляр романа. «Рукописи не горят, — объясняет он.
Реставрация романа Мастера — еще одна параллель с жизнью Булгакова, хотя и не контролируемая им. Романы и пьесы, которые Булгакову не удалось опубликовать при жизни, были спасены от забвения его женой. Гинзбург пишет,
В обыденной политической реальности только благодаря полной самоотверженности его вдовы великое и прекрасное наследие произведений Булгакова сохранялось на протяжении десятилетий, пока относительный сдвиг в государственной политике не сделал возможным их постепенное, но все же завершить, выпустить для публикации.
Предисловие Гинзбурга и последующий за ним перевод были опубликованы в 1987 году. Сегодня, 30 лет спустя и 77 лет после смерти автора, все произведения Булгакова можно читать свободно.