МАСКА ТЕАТРАЛЬНАЯ • Большая российская энциклопедия
Авторы: А. В. Шестакова
Маски античного театра: 1 – трагическая маска; 2 – маска гетеры; 3 – маска крестьянина.
МА́СКА ТЕАТРА́ЛЬНАЯ, специальная накладка, надеваемая на лицо или голову актёра. Предшественниками являются ритуальные маски. Применение масок в театре Древней Греции восходит к мистериальной практике дионисийских культов, где маска была непременным атрибутом иерофанта – верховного жреца, изображавшего божество. Гораций в «Науке поэзии» называет изобретателем М. т. Эсхила. Наряду с культовыми истоками использование маски в античном театре было обусловлено значит. размерами театрального здания: покрывавшая не только лицо, но и голову, она увеличивала рост актёра и укрупняла черты лица, придавая им типизиров. и гиперболизиров. выражение; для усиления голоса актёра маску оснащали металлич. резонаторами. В театре Древней Греции различали трагич. маски, выражавшие тревогу, ужас, страдание, скорбь и т. п., обладавшие удлинёнными пропорциями (нередко снабжённые онкосом – выступом надо лбом) и имевшие величавый вид, подобающий богам, царям и героям; комич. маски, изображавшие социально-бытовые типы (горожан, крестьян, купцов, рабов, гетер, параситов, стариков и старух, молодых людей и т. п.) или реальных историч. лиц (обладавшие портретным сходством маски древнеаттич. комедии) и имевшие карикатурный вид. Помимо этого существовали маски звериные и зооморфные, а также маски сатиров (см. Сатировская драма). Облик М. т. со временем трансформировался: застывшее, отрешённое от эмоций выражение архаической М. т. в классич. эпоху сменилось исступлённым выражением страсти, в эпоху эллинизма облагороженным и сублимированным сообразно новому эстетич. идеалу.
Актёры рим. театра, не имевшего непосредств. связи с религ. культом, долгое время обходились без масок. Первоначально М. т. применялись только в ателлане. Введение масок в широкий театральный обиход в рим. театре 1 в. связывают с именем комич. актёра Квинта Росция. Комические маски рим. театра отличает утрированная выразительность; трагические – особое «поющее» выражение. Маски актёров пантомима (сольного драматич. танца) отличались закрытым ртом. Римская М. т. имп. эпохи допускала элемент индивидуализации: так, по свидетельству Светония Транквилла, маски богов и героев, предназначенные для трагедий с участием охотно подвизавшегося на театре Нерона, обладали портретным сходством с императором и его окружением. Античные М. т. изготавливались из дерева или полотна, которое натягивали на каркас, покрывали гипсом и раскрашивали. По ходу действия актёр мог менять неск. масок в связи с переходом к изображению др. персонажа или изменением душевного состояния своего героя.
В ср.-век. представлениях применение М. т. носило спорадич. характер. Как правило, в масках выступали аллегорич. (напр., Фортуна) и отрицательные персонажи: так, в мистерии маска была атрибутом дьявола и его приспешников – чертей и бесов. В эпоху Возрождения маска стала популярным игровым элементом комедии положений (см. Комедия), в сюжетах которой большую роль играл мотив переодевания с целью не быть узнанным. Во 2-й пол. 16 – сер. 18 вв. М. т. переживала расцвет в рамках комедии дель арте, возникшей в среде венецианского карнавала, который наделил социально-бытовые типы нар. комедии инфернальными и гротесковыми чертами. В комедии дель арте за каждым персонажем была закреплена определённая маска, со временем ставшая обозначением самого персонажа; маски изготавливали из кожи. В 20 в. режиссёры нередко прибегали к маске комедии дель арте в качестве своего рода цитаты: В. Э. Мейерхольд, Е. Б. Вахтангов, Н. Н. Евреинов, Д. Фо, Э. Де Филиппо, А. Мнушкина, Дж. Стрелер и др.
Маски японского театра но: 1 – маска девушки; 2 – маска мужчины. 18 в.
В япон. театре но объёмные, вырезанные из дерева маски изображают человеческое лицо, с присущей ему естеств. выразительностью, застывшее в типизиров. выражении осн. эмоции персонажа. Иск-во актёра заключается в сочетании неподвижной маски и сдержанной пластики с эмоц. напряжённостью и интенсивностью ритма игры. Таким образом достигается эффект вариабельности выражения лица (т. н. полувыражения), что позволяет актёру передавать тончайшие нюансы душевного состояния его персонажа. Как правило, в маске выступает только один, ведущий в данной сцене актёр, а также исполнители женских ролей; лица остальных участников действия, включая находящихся на сцене музыкантов, покрывает маскообразный грим. Маскообразный грим применяется также в Пекинской опере (см. Цзинцзюй), япон. театре кабуки, инд. театре катхакали и др. театральных традициях Востока. Представление о театре как о ряжении способствовало утверждению маски в качестве универсальной эмблемы сценич. иск-ва (атрибут Мельпомены в греч. мифологии).
Как развлекались древние греки, или 10 малоизвестных фактов об Античном театре
Древнегреческий театр, который процветал примерно с 550 до 220 года до н. э., заложил основы театра в западном мире. Соответственно, его развитие можно проследить до фестиваля Дионисия в Афинах, который был культурным центром Древней Греции, где и появились первые театральные жанры трагедии, комедии и сатиры. Главным из этих трёх жанров была греческая трагедия, оказавшая огромное влияние на театр Древнего Рима и Эпохи Возрождения, в том числе и на влиятельных греческих драматургов, среди которых Эсхил и Аристофан обычно считаются отцами греческой трагедии и комедии соответственно.
И как бы забавно это не звучало, но о популярности и влиянии греческого театра можно судить по тому факту, что многие древнегреческие пьесы до сих пор ставятся и в современных театрах по всему миру, вызывая восторг у публики. А факты об этом великом и прекрасном месте и вовсе поражают воображение, производя неизгладимое впечатление. Ведь если так подумать, то греки были весьма изобретательны в архитектурных сооружениях.
1. Дионисия
Фестиваль Дионисия. \ Фото: greekerthanthegreeks.com.
Происхождение театра в Древней Греции можно проследить до Большого фестиваля в Афинах, известного как Дионисия. Этот праздник проводился в честь Диониса, греческого бога урожая винограда, вина и плодородия. Это был второй по значимости фестиваль в Древней Греции после Панатинаикоса, на котором проводились игры. Дионисия состояла из двух связанных фестивалей, сельского Дионисия и городского Дионисия. Сельская Дионисия проводилась зимой, и её центральным событием было помпейское шествие. Городская Дионисия проводилась в марте и апреле, скорее всего, чтобы отпраздновать окончание зимы и сбор урожая в этом году, где центральным событием стали драматические представления. Жанры трагедии, комедии и сатиры, как говорят, развились на этом фестивале. Таким образом, современный западный театр можно проследить до театра в Древней Греции.
Парад «Комус», который начинал основную часть Городской Дионисии. Картина Лоуренса Алма-Тадемы «Посвящение Бахусу» (1889). \ Фото: literatureandhistory.com.
2. Греческая трагедия оказала огромное влияние на западную цивилизацию
Бюст Эсхила, отца греческой трагедии.\ Фото: ancient-origins.net.
Трагедия — жанр, который сосредотачивается на человеческом страдании, был самой ценной театральной формой в Древней Греции. Первое исполнение трагедии в «Дионисии» приписывается драматургу и актёру Феспису. Говорят, что он получил в качестве приза козу. Слово «трагедия», что означает «козья песня» на классическом греческом языке, возможно, происходит от премии, которую получил Феспис из Икарии. Более того, слово thespian используется даже сегодня для обозначения театрального художника. Греческая трагедия оказала огромное влияние на театр Древнего Рима и Ренессанса в той мере, в какой она, как говорят, сыграла исторически важную роль в самоопределении западной цивилизации. Помимо трагедии, другими основными драматическими формами в греческом театре были комедия, спектакль, который столкнул две группы друг с другом в забавном конфликте; и сатира, пьеса, основанная на греческой мифологии, которая изобиловала притворным пьянством, наглой сексуальностью, шалостями, шутками и общим весельем.
Феспис из Икарии. \ Фото: twitter.com.
3. Три пьесы фестиваля Дионисия
Театр Диониса, Афины Греция. Изображение из книги Harmsworth History of the world, опубликованной в 1908 году. \ Фото: amazon.com.
5 век до н. э. считается золотым веком греческой драмы. К этому времени пять дней фестиваля «Дионисия» были посвящены театрализованным представлениям. По меньшей мере три из этих дней были посвящены трагическим пьесам. Было соревнование между тремя драматургами, в котором каждый представил свой набор из трёх трагедий и одной пьесы сатиры в последующие дни. Большинство сохранившихся греческих трагедий были исполнены во времена Дионисия. Помимо трагедий, был также конкурс между пятью комическими писателями, которые представили по одной пьесе каждый. Хотя комедии имели второстепенное значение и не пользовались таким же высоким уважением, как трагедии, для многих было большой честью получить приз «За лучшую комедию в городе Дионисия».
4. Строение греческого театра
Оркестр, скен и театрон. \ Фото: gl.m.wikipedia.org.
Греческие театральные здания имели три основных элемента: орхестра, скена и театрон. Орхестра была центральным местом в театре, где должна была состояться настоящая пьеса. Обычно оно было прямоугольной или круглой формы. Скена была зданием, расположенным сразу за орхестрой. Она использовалась как закулисная сцена, где актёры меняли свои греческие театральные костюмы и маски. В то время как скена изначально была временным сооружением вроде палатки или хижины, позже она стала постоянным сооружением из камня. Во многих случаях скена была нарисована и служила фоном для пьесы. Theatron, что означает «место для просмотра», относится к зоне отдыха, откуда зрители смотрели пьесу. Кроме того, оркестр обычно располагался на плоской террасе у подножия холма, так что склон создавал естественный театр.
5. Театральные маски
Некоторые древнегреческие театральные маски в Археологическом музее в Никосии, Кипр. \ Фото: bg.wikipedia.org.
Драматические маски, которые теперь стали символизировать театр, возникли в Древней Греции. Две маски вместе представляют комедию и трагедию, два основных жанра греческого театра. Маска комедии известна как Талия, муза комедии в греческой мифологии, в то время как маска трагедии известна как Мельпомена, муза трагедии. Греческие театральные маски используются с шестого века до нашей эры. Маски были одной из характерных черт классического греческого театра и на то была весомая причина. Большие маски помогали преувеличить эмоции актёров и их черты лица. В театрах, где собирались тысячи людей, это было необходимо. Актёры носили тёмные маски для трагедий и яркие маски во время комедий. Маски были сделаны из органических материалов, благодаря которым не сохранилось никаких физических свидетельств греческих театральных масок. Маски предназначались как для актёров, так и для хора. Поскольку хор представлял один и тот же персонаж, все они носили одну и ту же маску.
6. Женщинам было запрещено играть в древнегреческом театре
Актёры Античного театра. \ Фото: google.com.ua.
В первые годы греческие трагедии имели только одного актёра. Этот актёр носил костюм и маску, изображая богов. Это, пожалуй, самая тесная связь между пьесами и религиозными ритуалами, из которых они возникли. Феспис в 520 году до н. э. создал концепцию хора, где актёр говорил с лидером хора, а хор только пел и танцевал, не говоря ни слова. Затем актёр начинал менять костюмы в скене, что позволило разделить пьесу на различные эпизоды. Через несколько лет число актёров, допущенных в спектакль, было увеличено до трёх. Только к V веку до нашей эры в пьесу было допущено ещё больше актёров. Все роли в греческих театральных пьесах исполняли мужчины. Женщины не играли в древнегреческих пьесах, и до сих пор спорят о том, приходили ли они вообще смотреть пьесы.
7. Хор был неотъемлемой частью древнегреческого театра
Хор — неотъемлема часть древнегреческого театра. \ Фото: vvhudlit.shpl.ru.
Хор был уникальной особенностью греческих театральных пьес, и в первые годы он был неотъемлемой частью пьесы. У членов хора были показные костюмы, предназначенные для привлечения внимания. Хор мог представлять почти всё: от гигантских пчёл до рыцарей и кухонной утвари. Однако он часто играл групповой характер. Он мог бы также представить комментарии, резюме и информацию, которая не является частью диалога. В некоторых случаях члены хора даже озвучивали тайные мысли и страхи персонажей. Хор либо говорил в унисон, либо пел. Это был важный приём, используемый, когда на сцене греческого театра было всего от одного до трёх актёров. Однако к V веку до н. э. значение хора стало снижаться, и он больше не был неотъемлемой частью главной драмы.
Схема античного театра. \ Фото: sites.google.com.
8. Нет смерти и насилию на сцене
На сцене этого театра нельзя было изображать смерть и насилие. \ Фото: greeka.com.
Греческие трагедии часто имели дело с моральными вопросами и трагическими дилеммами без выигрыша. А их сюжеты почти всегда вдохновлялись греческой мифологией, которая была частью религии. В греческой трагедии были некоторые особенности. Например, существовали определённые ограничения, когда речь заходила о изображении смерти и насилия. Насилие на сцене было полностью запрещено. Более того, персонаж всегда умирал за сценой в скене, и только его голос можно было услышать. А всё потому, что убийство на глазах у зрителей считалось неуместным. Кроме того, в первые годы поэтам было запрещено использовать свои пьесы для высказываний о политике того времени. Однако со временем театр стал использоваться для озвучивания идей и проблем демократической, политической и культурной жизни Древней Греции. Драматурги часто использовали мифы как метафору, чтобы вызвать беспокойство о настоящем.
9. Греческая комедия состоит из 4-х частей
Бюст Аристофана, отца греческой комедии. \ Фото: thoughtco.com.
Древнегреческая комедия была разделена на четыре части. Первая часть называлась «парадос», в которой хор, состоявший из двадцати четырёх исполнителей, пел и танцевал. Вторая часть была известна как «агон». Обычно это была словесная дуэль между главными действующими лицами. Сцены менялись быстро, сюжет часто имел фантастические элементы и был простор для импровизации. В третьей части, в parabasis, хор выступал перед аудиторией. Заключительной частью спектакля был «исход», где хор обычно давал зажигательное исполнение песен и танцев. Будучи менее формальными по своей природе, комические пьесы в Древней Греции позволяли поэтам комментировать текущие события в сатирической манере.
10. Отцы греческой трагедии и комедии
Электра, автор Софокл. \ Фото: ru.wikipedia.org.
Эсхил, Софокл и Еврипид — три самых известных древнегреческих трагика, значительное число пьес которых сохранилось до наших дней. Эсхил сегодня известен как «отец трагедии». Именно с его произведений началось познание жанра трагедии. Более того, он — первый известный драматург, представивший пьесы в виде трилогии. Софокл считается самым знаменитым драматургом своего времени, а его пьеса «Царь Эдип» многими учёными оценивается как шедевр древнегреческой трагедии. Еврипид, считавшийся «самым трагическим из поэтов», стал самым популярным из трёх, благодаря которым сохранилось больше его пьес, чем творений Эсхила и Софокла вместе взятых. Комедия в Древней Греции делится на три периода: старая комедия, средняя комедия и новая комедия. В то время как средняя комедия в основном потеряна, Аристофан и Менандр — самые известные представители старой и новой комедии соответственно.
Еврипид (правильнее Эврипид). \ Фото: ru.wikipedia.org.
Эсхил: Агамемнон. \ Фото: amazon.co.uk.
Читайте также о том, какие две древнейшие гробницы были открыты в Луксоре для посетителей со всех уголков планеты.
По материалам сайтов factfile.org и learnodo-newtonic.com
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Преподавание истории с помощью 100 предметов
Театральные маски
Греческие театральные маски были сделаны из жесткого и окрашенного льна, поэтому ни одна из них не сохранилась до наших дней. Мы знаем только, как они выглядели, потому что театр был настолько популярен в греческие и римские времена, что модели актеров и масок делались из других материалов, таких как терракота, камень и бронза, и изображались на драгоценных камнях, на картинах и мозаиках. Эта терракотовая модель с преувеличенными гротескными чертами изображает маску, которую носил персонаж старика во многих комедиях 300-х годов до нашей эры и позже. У него широкая улыбка, нахмуренный лоб и лысая голова, он носит венок с листьями плюща и гроздьями ягод. Маски, которые надевали в трагедиях, были разными, с идеализированными чертами лица со спокойными, серьезными, а иногда и страдальческими выражениями.
Маски и бог Дионис
Маски имели определенное практическое применение: их отличительные черты делали персонажей узнаваемыми на расстоянии; они облегчили трем актерам, задействованным в пьесах, возможность играть более одной роли каждый; они позволили полностью мужскому составу играть как мужчин, так и женщин, и некоторые эксперты утверждают, что маски помогли усилить голос, чтобы его можно было услышать в задней части больших театров под открытым небом. Однако наиболее важной ролью маски была трансформация: обычный человек мог выйти за пределы своей реальной личности и стать мифологическим героем или похотливым сатиром, глупым стариком или красивой молодой женщиной, богом или рабом. В этой маскировке он мог говорить и делать то, чего нельзя было сказать и сделать в повседневной жизни, и мог представить публике события, поступки и мысли ужасающие или смешные, вдохновляющие или фантастические.
Во всем греческом мире постановки пьес обычно были связаны с поклонением богу Дионису. В основе этой ассоциации лежит идея трансформации. Хотя Диониса часто считают просто богом вина, больше всего его характеризует преображающая сила вина. Дионис изначально был богом переменчивости: виноград становится вином, трезвый становится пьяным, человек становится животным, порядок становится хаосом.
Театральный фестиваль
Хотя мы говорим о греческом театре, почти все греческие пьесы, которые у нас есть, были написаны и впервые поставлены в Афинах, и именно в Афинах был изобретен, развит и достиг своего расцвета греческий театр, каким мы его знаем. В Афинах было три ежегодных фестиваля Диониса, на которых ставились пьесы, самым важным из которых был Городской Дионисий, проходивший в марте. Фестиваль длился пять или шесть дней. Были поставлены три набора из трех трагедий, за каждой из которых следовала так называемая пьеса сатиров, и пять комедий. Постановки оплачивались частично государством, а частично богатыми людьми в качестве вклада в благосостояние города. Многие аспекты греческой культуры были очень конкурентоспособными, и фестивали принимали форму конкурсов с большим престижем, которые завоевывали драматурги-победители и гражданские продюсеры.
Посещение театра было во многом общественным и общественным событием. Аудитория была многочисленной — около 15 000 человек в день — и состояла из важных лиц, таких как жрецы Диониса и члены афинского правительства, занимавшие места в первом ряду, простые афинские граждане, местные жители и другие иностранцы, возможно, женщины и, возможно, даже детей и некоторых рабов. Городская Дионисия началась пышной процессией, несущей образ Диониса в театр. Затем последовали жертвоприношения и пиршества. На каком-то этапе перед началом четырехдневного представления зачитывались имена горожан, совершивших службы для города. Затем в театре складывались деньги, уплачиваемые Афинам в качестве дани подчиненными городами Афинской империи, от которых требовалось прислать своего представителя. Наконец, осиротевшие дети павших в бою воинов, достигшие зрелого возраста, маршировали в театр в полном вооружении. Их воспитание оплачивал город, и теперь они были официально признаны гражданами. Пьесы, которые последовали за этими демонстрациями гражданской идентичности и афинской власти, имели дело с человеческим поведением и устремлениями, с правильным и неправильным, с политикой, а также с природой и силой богов. Через свой преображенный мир мифических и фантастических персонажей и историй, тщательно продуманных костюмов, музыки, танцев и масок театр заставил город Афины тщательно изучить как себя, так и природу человеческой жизни.
Греческие маски — Трагические комические маски в древнегреческом театре
Древнегреческая цивилизация была ответственна за многие достижения, которые сделали возможной нашу современную цивилизацию, но их продвижение многих форм искусства, возможно, является наиболее известным и запоминающимся подвигом. Искусство сценических постановок и популяризация живого представления историй, рассказанных в стиле трагедии, комедии и сатиры, составляют основу не только современного театра, но и многих других форм искусства, сформировавших нашу современную цивилизацию. Маски греческого театра сыграли невероятно важную роль в развитии формы театрального искусства и сегодня считаются одним из самых знаковых условностей классического греческого искусства.
Самые ранние образцы масок, использовавшиеся в Греции, восходят к древним религиозным церемониям чествования различных греческих богов, особенно божества Диониса. Маски, которые носили во время этих ранних церемоний, приобретают значение «личности», а люди, которые их носили, рассматривались как преобразованные в существо или человека, которому они пытались подражать. Физические остатки тех масок, которые использовались в церемониальных обрядах и празднествах, никогда не были найдены в новое время (скорее всего, потому что они были построены из скоропортящихся материалов, и многие из них были принесены в жертву богам в алтарном костре богу Дионису в конце церемонии), но записи о таких событиях сохранились в изображениях многих афинских ваз еще с V века до н.
В других записях говорится, что самые ранние маски использовались со времен Эсхила. Маски рассматривались как мощные инструменты, которые полностью превращали актеров в желаемую роль, при этом зрители не отличали актеров от изображаемых ими театральных персонажей (будь то мужчины, богини-женщины или другие мифические существа). В случае с несколькими актерами или певцами в одинаковых масках зрители рассматривали всех этих актеров как единого персонажа. Все актеры на греческой сцене были мужчинами, которым приходилось сильно адаптировать свою внешность с помощью актерских поз, костюмов и масок, когда они играли роли женщин и детей. Традиционный полный наряд греческого театрального актера состоял из хитона (турник или халат), хламиды (короткий плащ), хлайны (верхняя одежда), котурна (короткие ботинки на шнуровке), гиматия (верхняя одежда), пеплоса (плащ) и просопона (маска).
, в переводе с греческого «лицо»). Актеры, сыгравшие значительные роли в пьесах-трагедиях, носили сапоги, называемые котурни, которые возвышали их над другими актерами.Кроме того, они также были очень полезны в качестве маскировки, позволяя одному актеру менять несколько масок на протяжении всего спектакля, тем самым представляя зрителям несколько разных персонажей. Большинство этих ранних масок имели форму шлемов с лицевыми масками, небольшими отверстиями для глаз, маленьким ртом (чтобы рот актера не был виден) и ушами, что позволяло актеру свободно играть и ориентироваться даже во время игры. сложные схемы движений. Строительные материалы были более легкими, обычно изготавливались из органических материалов, таких как лен, кожа животных, и украшались мехом и другими предметами. Некоторые историки представили теорию о том, что некоторые маски скрывали за масками структуру, похожую на мегафон, которая позволяла исполнителям повышать интенсивность своего голоса и достигать ушей зрителей в больших открытых амфитеатрах.
Когда афинские инженеры и архитекторы начали создавать очень большие театры под открытым небом, маски, которые носили актеры, получили несколько измененный дизайн. Маски получили более глубокие, интенсивные и преувеличенные черты лица и выражения, что было сделано для того, чтобы более удаленные зрители могли легче увидеть полный облик персонажей, легко различать нескольких актеров на сцене и не замечать изменений при смене одного актера. одна маска вместо другой. В то время как знаменитая маска счастья Комедии и маска грусти Трагедии (музами этих двух театральных искусств были богини Талия и Мельфомена) сегодня наиболее известны как самые популярные театральные маски в Древней Греции, многие нестандартные маски были созданы для конкретных пьес и для конкретные персонажи.