История русская музыка: Русская музыка — история и великие русские композиторы

Русская музыка — история и великие русские композиторы

  1. Главная
  2. Росcия
  3. Культура
  4. Музыка

История русской музыки

 

Зарождение музыки на Руси

С принятием христианства появляется богослужебное пение. Церковь издавала специальные рукописные книги с песнями и гимнами в честь отечественных святых. Наряду с церковным существовало и светское песнопение. Торжественные государственные церемония великосветские обряды не проходили без участия музыкантов. Фанфарами встречали князей и его дружину из военных походов. При многих княжеских дворах были и профессиональные музыканты. Пиршества князей со своей дружиной, сопровождались песнями, плясками, игрой на музыкальных инструментах. В «Повести временных лет» упоминаются скоморохи, игравшие на трубах, гуслях, сопелках и бубнах. Скоморохи были первыми древнерусскими актерами, соединившими в себе музыканта, плясуна, сказителя, лицедея, акробата.

Русская классическая музыка

Расцвет русской музыкальной классики приходится на первую половину XIX в.

И связан с именем Михаила Ивановича Глинки (1804–1857), вошедшего в историю как первый русский композитор мирового значения. Глинка считается основателем русской классической музыки. Его оперы «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила» во многом определили дальнейшее развитие русской оперной музыки. Отличительной чертой творческого подхода композитора было использование мотивов русского фольклора, народной музыки. Подробнее…

Традиции Глинки развили в своем творчестве такие композиторы как Мусоргский, Бородин, Римский-Корсаков. Очень часто в своем творчестве композиторы обращались к сюжетам русской истории и фольклора: «Борис Годунов», «Хованщина» Мусоргского; «Князь Игорь» Бородина; «Снегурочка», «Псковитянка», «Золотой петушок» Римского-Корсакова.

Величайшим композитором в истории русской и мировой музыки был Петр Ильич Чайковский – создатель высочайших образцов опер («Евгений Онегин» 1878 г., «Мазепа» 1883 г.

, «Пиковая дама» 1890 г., «Иоланта» 1891 г.), балетов («Лебединое озеро» 1876 г., «Спящая красавица» 1889 г., «Щелкунчик» 1892 г.), симфонических и камерных произведений. Подробнее…

На рубеже веков русская музыка была обогащена творчеством новых талантливых композиторов и исполнителей. Автором монументальных симфонических произведений и балетов был А. Н. Глазунов. Одним из основателей современного музыкального языка, современной симфонической музыки считается композитор и пианист А. Н. Скрябин. Неповторимым своеобразием и оригинальностью отличались музыка и исполнительское мастерство С. В. Рахманинова, выдающегося композитора, пианиста и дирижера.

Составной частью развития музыкальной культуры и прямым ее следствием была мировая слава, которой достигли мастера русского музыкального театра – оперы и балета. Лидирующее положение среди музыкальных театров занимали петербургский Мариинский театр и Большой театр в Москве. Имена знаменитого оперного баса Федора Шаляпина, балерины Анны Павловой получили широкую известность, как в России, так и за рубежом.

Музыка

  • А. П. Бородин
  • Д. Д. Шостакович
  • М. И. Глинка
  • М. П. Мусоргский
  • Н. А. Римский-Корсаков
  • П. И. Чайковский
  • С. В. Рахманинов
  • С. С. Прокофьев

Культура

  • Литература
  • Живопись
  • Музыка
  • Скульптура
  • Театр
  • Кино
  • Женская одежда
  • Мужская одежда
  • История русской культуры

Истоки русской музыки

Публикации раздела Музыка

Михаил Глинка по праву считается основоположником русской национальной композиторской школы. Петр Чайковский писал, что вся русская музыка заложена в симфонической фантазии «Камаринская» Глинки, «подобно тому, как весь дуб в желуде». Разбираемся, как и почему вся русская музыка вышла из Глинки.

Илья Репин. Портрет Михаила Глинки. 1887. Государственная Третьяковская галерея.

Народные мотивы

Все основные черты, отличающие именно русскую классическую музыку от других композиторских школ мира, сосредоточены в творчестве Михаила Глинки (1804–1857), и многими из его творческих находок композиторы (не только русские) пользуются до сих пор.

Ранние годы жизни Глинка провел в имении своего отца в селе Новоспасском Смоленской губернии. Там он часто слышал разнообразные русские народные песни и инструментальные наигрыши, любовь к которым всегда хранил в сердце. Поэтому во многих глинкинских мелодиях были слышны интонации народной музыки, которые перекочевали и в творчество последующих русских композиторов и так или иначе присутствовали в музыкальной ткани их сочинений. Благодаря этому русскую классическую музыку часто можно безошибочно отличить от музыки зарубежных авторов.

Русские романсы

Еще одним интонационным источником музыки Глинки стал русский городской романс. Это был излюбленный жанр светских кругов Санкт-Петербурга и Москвы, в котором соединялись зачастую талантливое стихосложение и выразительный музыкальный аккомпанемент. Будучи светским человеком, Глинка дружил с известными поэтами того времени, в частности с Александром Пушкиным.

Неслучайно значительное место в его творчестве занимали романсы, текстами для которых становились произведения Александра Пушкина, Василия Жуковского и Михаила Лермонтова. С тех пор написание романсов на стихи известных русских поэтов стало доброй традицией многих русских композиторов, даже вполне серьезных, для которых основными жанрами были опера или симфония.

Особая роль фортепиано

В течение нескольких лет Глинка брал уроки фортепиано у знаменитого ирландского пианиста и композитора Джона Фильда, который в тот момент жил в Санкт-Петербурге. От своего учителя, который известен во всем мире как создатель жанра ноктюрн, Глинка перенял виртуозное владение фортепианной техникой и красивейшее туше, которое современники сравнивали с «жемчугом, рассыпанным по бархату», а также удивительную «пианистичность» (удобное положение рук при игре) и красоту звучания.

Глинка тщательно разрабатывал фортепианную фактуру всех своих произведений, будь то виртуозные фантазии и вариации или несложный аккомпанемент к романсам. Эта, в некотором роде особая, роль фортепиано сохраняется в творчестве русских композиторов и по сей день, а русская фортепианная школа по праву считается одной из сильнейших в мире.

Восточный колорит

Глинка много путешествовал, и эти поездки не только нашли отражение в его творчестве как своеобразные путевые заметки, но и повлияли на его музыкальный язык, а через него и на всю последующую русскую музыку. Так, например, результатом поездки композитора на Кавказ в 1823 году стало сохранившееся на всю жизнь увлечение восточными мотивами, которые звучали в нескольких его романсах с восточным колоритом и впоследствии в «восточных» фрагментах «Руслана и Людмилы». Персидский хор из этой оперы был написан Глинкой на основе азербайджанской народной песни «Галанын дибиндэ».

Интонации обобщенного «загадочного Востока» с тех пор в изобилии встречались в творчестве русских композиторов, особенно членов «Могучей кучки». Так называемая «русская музыка о Востоке» оказала значительное влияние на мировую индустрию киномузыки. Саундтреки многих классических фильмов про мумий, караваны в пустыне и турецких янычар зачастую имели мало отношения к подлинной национальной музыке соответствующих народов, зато напрямую восходили к «Половецким пляскам» из «Князя Игоря» Александра Бородина и тем самым к общим принципам создания «восточного» колорита средствами симфонического оркестра, которые заложил еще Глинка.

Отголоски итальянского стиля

Во время поездки в Италию в 1830 году Глинка познакомился с выдающимися оперными композиторами — Винченцо Беллини и Гаэтано Доницетти, мастерами бельканто, и сам изучал основные принципы этого уникального стиля итальянского пения. Под впечатлением от итальянской музыки он написал множество циклов вариаций и фантазий на темы популярных в то время опер, а инструментальные сочинения Глинки, начиная с этого момента, часто несли отчетливый отпечаток изящного итальянского стиля.

Читайте также:

  • Две оперы Михаила Глинки в 10 фактах
  • Петр Чайковский об опере
  • Опера «Садко» Николая Римского-Корсакова

Этот стиль впоследствии подхватили и другие русские композиторы, например Петр Чайковский и Николай Римский-Корсаков.

Желание быть испанцем

Уже в зрелом возрасте Глинка путешествовал по Испании. Подобно многим русским деятелям культуры того времени, он был очарован этой страной и ее самобытной культурой, изучал и записывал испанские народные песни и танцы и даже, по его собственному признанию, учился танцевать хоту под руководством некоего дона Педро.

После этой поездки Глинка создал «испанские увертюры» — «Арагонскую хоту» и «Ночь в Мадриде», которые породили целый пласт русской музыки в испанском стиле с выразительной мелодикой и узнаваемыми ритмами. «Желание быть испанцем», по меткому выражению Козьмы Пруткова, нет-нет да и проглядывало в творчестве русских композиторов. Причем «испанские» образы, созданные ими, нередко оказывались даже более испанскими, чем музыка собственно испанских авторов.

Музыка волшебства

Еще одной находкой Глинки было изображение волшебных существ и вообще всего потустороннего при помощи симметричных ладов и созвучий.

Мажор и минор, в которых написано подавляющее большинство всей классической музыки с восемнадцатого века по начало двадцатого, изначально несимметричны, то есть семь нот внутри октавы распределены неравномерно по высоте, а находятся на разном расстоянии друг от друга. Точно так же асимметричны, но каждый по-своему лады народной музыки в разных культурах. А Глинка впервые в истории сознательно и целенаправленно применил для изображения волшебника Черномора в опере «Руслан и Людмила» целотонную (или целотоновую) гамму, то есть симметричный лад, в котором расстояние между всеми звуками внутри октавы одинаково — равно целому тону. В честь этого приема целотонную гамму иногда еще называют «гаммой Черномора».

Симметричные лады разной структуры регулярно использовались композиторами для изображения в музыке «иных» персонажей и явлений. К ним относится, например, знаменитая гамма «тон — полутон», которая неоднократно встречается в операх Римского-Корсакова, начиная со сцены «чуд морских» в опере «Садко». Во всем мире ее принято называть гаммой Римского-Корсакова.

Русская полифония

В Берлине Глинка изучал классическую западноевропейскую полифонию под руководством известного педагога Зигфрида Дена. С тех пор строгость, теоретическая безупречность и тщательная разработанность полифонической ткани, при общем романтическом характере музыки, были характерными признаками симфонических и хоровых партитур Глинки. Он приводил «русскую народную» полифонию в соответствие с классическими принципами немецкой музыкальной науки.

Так, начиная с Глинки, основой русской классической музыки стали интонации народной песни, украшенные на манер бельканто, разработанные по правилам европейской теории и заключенные в стройные рамки классических музыкальных форм.

Автор: Алексей Сканави

Теги:

КомпозиторыНародная музыкаКлассическая музыкаПубликации раздела Музыка

Россия — Музыка

Россия Содержание

До XVIII века русская музыка состояла в основном из церковная музыка и народные песни и танцы. В 1700-х годах итальянцы, французы, и немецкие оперы были представлены в России, что сделало оперу популярным искусством. формируются среди аристократии.

В девятнадцатом веке в России начали изготавливать оригинальные вклад в мировую музыку почти столь же значителен, как и его вклад в литература. В первой половине XIX века Михаил Глинка (1804-57) инициировал применение чисто русских народных и религиозных музыку к классическим произведениям. Его лучшие оперы,

Руслан и Людмила и Жизнь за царя , считаются пионерские работы в становлении русской национальной музыки, хотя они основаны на итальянских моделях.

В 1859 году было основано Русское музыкальное общество для воспитания исполнение и оценка классической музыки, особенно немецкой, от Западная Европа; Наиболее влиятельными фигурами в обществе были композитор Антон Рубинштейн и его брат Николай, основавшие влиятельные консерватории в Москве и Санкт-Петербурге. Антон Рубинштейн также был одним из лучших пианистов девятнадцатого века.

Во второй половине девятнадцатого века группа композиторов известной как «Могучая пятерка» — Милий Балакирев, Александр Бородин, Царь Кюи, Модест Мусоргский и Николай Римский-Корсаков — продолжил движение Глинки от подражания Европейская классическая музыка. «Могучая пятерка» бросила вызов русской музыке Консерватизм общества с большим объемом работ, тематически основанных на История и легенды России и музыкально на основе ее фольклора и религиозная музыка. Среди наиболее заметных работ группы Симфоническая сюита Римского-Корсакова Шехерезада и оперы Снегурочка и Садко , оперы Мусоргского Борис Годунов и Хованщина , и опера Бородина Князь Игорь .

Балакирев, ставленник Глинки, был основателем и руководящий дух группы.

Вне этой группы стоял Петр Ильич Чайковский (Чайковский), который создал ряд устойчивых симфоний, опер и балетов. подражание западной музыке. При жизни Чайковский уже был признан одним из лучших композиторов мира. Среди его самые исполняемые произведения – балеты Лебединое озеро , Спящий Красавица и Щелкунчик и его Шестая симфония, известный как Pathtique. В конце 1800-х годов поколение, которое последовала «Могучая пятерка», и Чайковский вошел в число талантливых и новаторские фигуры, такие как Сергей Рахманинов, мастер-пианист и композитор, эмигрировавший в Германию в 1906 г.; Ученик Римского-Корсакова Александр Глазунов, эмигрировавший в 1928 г.; и новатор Александр Скрябина, привносившего элементы мистики и литературного символизма в его произведения для фортепиано с оркестром.

В ХХ веке Россия продолжала производить некоторые выдающихся композиторов и музыкантов мира, несмотря на подавление со стороны Советские авторитеты как музыки, так и спектаклей. Ограничения на что музыканты играли и где они выступали, многие артисты ушли Советский Союз либо добровольно, либо через принудительную ссылку, но произведения мигрантов продолжали привлекать широкую аудиторию всякий раз, когда они были выполнены. Эпоха Горбачева ослабила ограничения для мигрантов возвращение. Пианист Владимир Горовиц, покинувший Советский Союз в 1925 лет, триумфально вернувшийся в Москву в 1986 году, и виолончелист Мстислав Ростропович совершил свое первое турне по Советскому Союзу в 1990 г. — дирижер Национального симфонического оркестра в Вашингтоне, округ Колумбия,

.

Игорь Стравинский, которого называют величайшим из русских композиторов ХХ века, эмигрировавших на постоянное жительство в 1920 году после сочинив три своих самых известных произведения, партитуры к балетам Жар-птица , Петрушка и Весна священная . Стравинский сделал несколько десятилетий продуктивной карьеры в изгнании. совершая ответные визиты в Россию в последние годы своей жизни. Композиторы Арам Хачатурян, Сергей Прокофьев и Дмитрий Шостакович провели свои всю карьеру в Советском Союзе; все трое были осуждены в 1948 г. послевоенный сталинский репрессий, известный как ждановщина (см. Реконструкция и холодная война, гл. 2). Прокофьев, наиболее известный своими балетной музыки, к 19 годам достиг достаточного международного авторитета.48 чтобы избежать официальный позор. Шостакович, который торжествовал и страдал цензуры в сталинскую эпоху, написал одиннадцать симфоний и две известные оперы по мотивам русских сказок XIX века,

Нос Гоголя и Леди Макбет Мценского уезда Лесков. Он пользовался большим признанием после «оттепели». освободившей художественную деятельность после 1953 года. Хачатурян основал много его работы над армянской и грузинской народной музыкой.

Композиторы современной музыки подверглись резкой критике в Советском Союзе. период отхода от реалистического или традиционного стиля. Оба официальные советские художественные стандарты и традиционные ожидания российская общественность ограничивала создание и деятельность инновационных штуки. Самым известным авангардным симфоническим композитором был Альфред Шнитке, оставшийся в Советском Союзе, где его работы завоевали одобрение. Алексей Волконский был видным членом группы Шнитке. поколения, покинувших Советский Союз, чтобы сочинять на Западе. ограничения 1970-е и 1980-е стимулировали музыкальный андеграунд, звонил в

магнитиздат , который фиксировал и распространял запрещенные фолк, рок и джаз работают небольшими партиями. Две примечательные фигуры в этом движения были Булат Окуджава и Владимир Высоцкий, задавшие стихи к музыке и стали популярными артистами с сатирическим сообщение. Высоцкий, умерший в 1980 г., реабилитирован в 1990 г.; Окуджава продолжал свою карьеру до середины 1990-х.

Джазовые представления были разрешены всеми советскими режимами, и джаз стала одной из самых популярных музыкальных форм в России. В 1980-х годах Трио Ганелина было самым известным русским джазовым коллективом, выступавшим в Европе. и Соединенные Штаты. Джазовые музыканты с Запада начали играть регулярно в Советском Союзе в 1980-х гг.

Рок-музыка строго контролировалась советскими властями, и только ограниченная запись за пределами магнитиздат , хотя молодежь России были очарованы рок-группами Запада. В более либеральном атмосфера конца 1980-х появилось несколько известных советских рок-групп. с официальным одобрением как более инновационные, несанкционированные группы разросся. Ленинградский рок-клуб, ставший национальной сетью клубов выступлений в 1986 году, был самым важным выходом для санкционированная рок-музыка. В 1990-е годы большая часть российской рок-музыки утратила свою актуальность. новаторская и сатирическая окраска периода магнитиздат , и эксперты отметили тенденцию к простому подражанию западным группам.

Пользовательский поиск

Источник: Библиотека Конгресса США

Музыка России — Academic Kids

From Academic Kids

В Википедии нет статьи с таким точным названием.

  • Начать статью «Музыка России» ( https://academickids.com:443/encyclopedia/index.php?title=Music_of_russia&action=edit ) .
  • Поиск Музыка россии в других статьях.
  • Ищите «Музыка России» в Викисловаре, нашем дочернем словарном проекте.
  • Ищите Музыка России в Викискладе, нашем хранилище бесплатных изображений, музыки, звука и видео.

  • Если вы создали эту страницу в последние несколько минут и она еще не появилась, она может быть не видна из-за задержки обновления базы данных. Попробуйте очистить ( https://academickids.com:443/encyclopedia/index.php?title=Music_of_russia&action=purge ), в противном случае подождите и повторите попытку позже, прежде чем пытаться воссоздать страницу.
  • Если вы ранее создавали статью под этим заголовком, возможно, она была удалена. Смотрите кандидатов на скорейшее удаление по возможным причинам.
Навигация

Академическое детское меню

  • Искусство и культура
    • Искусство ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Art )
    • Архитектура ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Architecture )
    • Культуры ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Cultures )
    • Музыка ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Music )
    • Музыкальные инструменты ( http://academickids.com/encyclopedia/index.php/List_of_musical_instruments )
  • Биографии ( http://www. academickids.com/encyclopedia/index.php/Biographies )
  • Клипарт ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Clipart )
  • География ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Geography )
    • Страны мира ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Countries )
    • Карты ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Maps )
    • Флаги ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Flags )
    • Континенты ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Continents )
  • История ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/History )
    • Древние цивилизации ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Ancient_Civilizations )
    • Промышленная революция ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Industrial_Revolution )
    • Средние века ( http://www. academickids.com/encyclopedia/index.php/Middle_Ages )
    • Предыстория ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Prehistory )
    • Ренессанс ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Renaissance )
    • Хронология ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Timelines )
    • США ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/United_States )
    • Войны ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Wars )
    • Всемирная история ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/History_of_the_world )
  • Тело человека ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Human_Body )
  • Математика ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Mathematics )
  • Ссылка ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Reference )
  • Наука ( http://www. academickids.com/encyclopedia/index.php/Science )
    • Животные ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Animals )
    • Авиация ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Aviation )
    • Динозавры ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Dinosaurs )
    • Земля ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Earth )
    • Изобретения ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Inventions )
    • Физические науки ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Physical_Science )
    • Растения ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Plants )
    • Ученые ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Scientists )
  • Социальные науки ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Social_Studies )
    • Антропология ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index. php/Anthropology )
    • Экономика ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Economics )
    • Правительство ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Government )
    • Религия ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Religion )
    • Праздники ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Holidays )
  • Космос и астрономия
    • Солнечная система ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Solar_System )
    • Планеты ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Planets )
  • Спорт ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Sports )
  • Хронология ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Timelines )
  • Погода ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Weather )
  • Штаты США ( http://www.academickids.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *