Мартин лютер реформация кратко: 95 тезисов Мартина Лютера. Основные принципы протестантизма.

95 тезисов Мартина Лютера. Основные принципы протестантизма.

Как 95 тезисов Мартина Лютера превратились в 500 лет существования протестантизма в мире и в России

31 октября 1517 года считается днем начала Реформации. В этот день Мартин Лютер (1483–1546) прибил свои 95 тезисов к дверям замковой церкви в городе Виттенберге. Сейчас этот факт оспаривается: возможно, Лютер просто отправил текст своих тезисов различным церковным деятелям, они получили распространение и послужили толчком к движению за обновление церкви. 

Пожалуй, Реформацию можно назвать революцией в христианстве, однако сам Лютер, так же как Ульрих Цвингли (1484–1531) или Жан Кальвин (1509–1564) и другие реформаторы XVI века, не собирался вводить какие-либо новшества. Они полагали, что возвращаются к подлинному учению Иисуса Христа и апостольскому церковному строю, искаженным папством.

Из этих пяти основных принципов можно вывести многие черты протестантских вероучений и практик: отрицание иконопочитания, сокращение числа таинств (а в некоторых течениях даже полный отказ от них), отсутствие четких границ между священниками и мирянами (пасторы не посредники между Богом и людьми, а всего лишь проповедники и наставники, миряне же обязаны изучать Библию и быть активнейшими членами церкви).

Последнее удачно выражено афоризмом Карла Маркса: «Лютер превратил попов в мирян, превратив мирян в попов».

Особенно серьезные последствия имел тезис Sola scriptura: свободная, не связанная никакими авторитетами интерпретация Библии стала одной из причин дробления протестантизма и возникновения множества деноминаций, ведь даже вожди Реформации — Мартин Лютер, Ульрих Цвингли, Томас Мюнцер (1489–1525) и Жан Кальвин — не одинаково понимали Библию.

Многие из протестантских деноминаций, возникших в результате этих разночтений, представлены сегодня и в России.

Точное число протестантов в современной России неизвестно. Считается, что их около трех миллионов. Самая многочисленная протестантская конфессия в России — пятидесятники. Далее идут баптисты, лютеране, адвентисты седьмого дня, различные группы евангельских христиан, методисты. Присутствуют — в небольшом количестве — и другие деноминации.

Исторически первыми протестантами, появившимися в России, были лютеране — представители самой древней протестантской конфессии. Лютеране придерживаются пяти принципов Реформации, но сохраняют и ряд традиционных черт: они верят в реальность присутствия плоти и крови Христа в хлебе и вине во время причастия, крестят в младенчестве, у них богатые литургические традиции, сохраняются облачения пасторов и даже изображения в церквях (правда, они не являются объектом почитания, и перед ними не молятся). 

Главным образом лютеранство распространено в Германии, Скандинавии и США, но и в других странах лютеран тоже много. Еще в XVI веке, при Иване Грозном, пленные немцы-лютеране оказались и в России. 

На протяжении XVII века численность проживавших в России немцев, а также голландцев, гугенотов (то есть французских последователей Жана Кальвина) и выходцев из скандинавских стран увеличивалась. Они образовывали особые районы в русских городах — иностранные или немецкие слободы. В этих районах строили протестантские церкви, и протестанты — главным образом лютеране — пользовались религиозной свободой на том условии, что отказывались от обращения в протестантизм православных.

Интерьер эстонской евангелическо-лютеранской церкви в Таллине, 1983 год

Лютеран в России стало намного больше в XVIII веке: сначала при Петре I, когда к России были присоединены Лифляндия, Курляндия, Эстляндия и Ингерманландия (территории современных Латвии, Эстонии и Ленинградской области) с их немецким, латышским, эстонским и финским населением, а затем при Екатерине II, приглашавшей немецких земледельцев и ремесленников и предоставлявшей им земли в Поволжье.

В настоящее время в России действуют несколько лютеранских церквей, из которых самые крупные — это Евангелическо-лютеранская церковь России и Евангелическо-лютеранская церковь Ингрии (другое название Ингерманландии, то есть территории Ленинградской области). Первая, наиболее многочисленная и распространенная на всей территории России, — немецкого происхождения, вторая, распространенная в основном на Северо-Западе страны, — финского. Между этими церквями много общего, в частности в обеих идет постепенный процесс русификации: службы проходят в основном на русском языке, хотя немецкие и финские богослужения сохраняются.

Однако Церковь Ингрии более консервативна: в отличие от Евангелическо-лютеранской церкви России в ней, например, не допускается женское священство.

В России представлены также реформатство и пресвитерианство — два основных направления другой старейшей протестантской конфессии — кальвинизма. Для кальвинизма характерен более решительный по сравнению с лютеранством разрыв с католическими традициями. Реформатскими принято называть придерживающиеся кальвинистских доктрин церкви, возникшие в континентальной Европе, а пресвитерианскими — происходящие с Британских островов. Реформаты в России появились в XVII веке, главным образом это были голландцы и французы. Сейчас в России есть несколько реформатских и пресвитерианских общин (кстати, среди их членов немалую долю составляют этнические корейцы), однако в целом последователей кальвинизма в России немного.

Служба в евангелическо-лютеранской церкви в Пушкине, Ленинградская область, 1989 год

Гораздо более многочисленны сегодня в нашей стране протестантские конфессии, возникшие в мире начиная с XVII столетия, а в России рапространявшиеся с середины XIX века: баптисты, евангельские христиане, пятидесятники и адвентисты седьмого дня.

Первую баптистскую общину основали в 1609 году в Амстердаме преследуемые на родине английские эмигранты-пуритане. Это были радикальные протестанты, не признававшие официальную церковь и требовавшие устранения всех католических элементов в вероучении, церковном устройстве и богослужении.

Обряд крещения у евангельских христиан-баптистов, Москва, 1989 год

Слово «баптист» происходит от греческого «баптидзо» — «окунаю в воду», «крещу». Особенностью баптизма является крещение по вере, т.е. крещение только сознательно верующих, из чего проистекает отказ от крещения младенцев, которые не могут исповедовать христианскую веру сознательно.

В настоящее время баптистов больше всего в Северной Америке (прежде всего в США), а также в Африке, Азии и Океании — всего в мире их около 60 млн человек. Два основных течения баптизма — это общие и частные баптисты. 

Общие баптисты считают, что Христос совершил общее искупление, т. е. искупил всех людей без исключения, а для спасения необходимо соучастие Божьей и человеческой воли. А вот частные баптисты придерживаются доктрины Жана Кальвина, согласно которой Христос искупил грехи только избранных. И если в США, где проживает наибольшее в мире число баптистов, преобладают частные баптисты, то в России, как и в других странах бывшего Советского Союза, распространился общий баптизм.

Баптизм, как и родственное ему евангельское христианство, начал распространяться в России во второй половине XIX века. 

На первых порах баптисты и евангельские христиане подвергались гонениям, которые были ослаблены после манифеста о веротерпимости 1905 года и Первой русской революции. В первые же годы после Октябрьской революции баптисты и евангельские христиане пытались вписаться в новую действительность и до конца 1920-х годов пользовались терпимым отношением со стороны властей. Однако в 1930-е годы начались гонения на них, продолжавшиеся до начала Великой Отечественной войны. Многие активные баптисты и евангельские христиане были подвергнуты репрессиям. 

С 1943 года советская религиозная политика смягчилась, и многие общины получили легальный статус. В 1944 году во многом по инициативе властей был создан Всесоюзный совет евангельских христиан-баптистов (ЕХБ) — организация, объединившая баптистов, евангельских христиан, а также часть пятидесятников и некоторые другие протестантские группы. И хотя объединение баптистов и евангельских христиан было инициировано сверху (рядовых верующих никто не спрашивал), тем не менее оно выдержало испытание временем, а вот большинство пятидесятнических общин новый союз вскоре покинуло.

Служба в молитвенном доме общины евангельских христиан-баптистов, Брянская область, 1992 год

В 1963 году среди евангельских христиан-баптистов СССР произошел раскол. Он был вызван тем, что руководство Всесоюзного совета ЕХБ в условиях хрущевской антирелигиозной кампании выпустило под давлением властей секретную инструкцию, в которой предлагалось не водить детей на богослужения, прекратить миссионерскую деятельность и т.

п. 

Эта инструкция вызвала возмущение части верующих, которые расценили ее как вероотступничество руководства совета. Они создали инициативную группу по созыву Всесоюзного съезда евангельских христиан-баптистов с целью отменить инструкцию (отсюда и распространенное наименование этих протестующих — баптисты-инициативники). Однако съезд не был созван, оппозиционеры порвали с Всесоюзным советом и создали свою организацию — Совет церквей евангельских христиан-баптистов, которому власти отказали в регистрации и лидеры которого, так же как и активные участники движения, подверглись преследованиям.

Служба, посвященная преломлению хлеба, в молитвенном доме евангельских христиан-баптистов, Брянск, 1992 год

В 1992 году Всесоюзный совет евангельских христиан-баптистов прекратил свое существование, и на его основе был создан Российский союз евангельских христиан-баптистов, объединивший большую часть общин и существующий по сей день.

 

Однако он является не единственным баптистским объединением в России. Преемником отколовшегося в начале 1960-х годов Совета церквей евангельских христиан-баптистов стал Международный союз церквей евангельских христиан-баптистов. Между вероучениями Российского и Международного союзов ЕХБ нет существенных различий, но если Российский союз и входящие в него общины официально зарегистрированы, то Международный союз до сих пор избегает официальной регистрации, так как не приемлет никаких взаимоотношений с государственной властью. 

Есть и автономные общины евангельских христиан-баптистов, не входящие ни в какой союз. Кроме того, со временем выделилось или возникло вновь некоторое количество общин евангельских христиан, с которыми баптистов когда-то объединили «сверху», так что евангельское христианство тоже вновь существует как отдельное направление российского протестантизма, хотя общины евангельских христиан немногочисленны.

Богослужение в баптистском молитвенном доме, Новокузнецк, 1994 год

Наиболее многочисленная протестантская конфессия в современной России — пятидесятничество. Пятидесятники — это самая молодая протестантская конфессия, возникшая в начале ХХ века в США, и наиболее динамично развивающееся направление христианства. 

Пятидесятничество возникло в рамках Движения святости, выросшего в свою очередь на основе так называемого ривайвелизма, то есть «пробуждения», — движения в американском протестантизме XVIII–XIX веков. Последователи Движения святости считали, что целью христианина является достижение святости, возможное благодаря получению даров Святого Духа.

Пятидесятники придают особое значение крещению Святым Духом, которое они считают подобным тому, что пережили апостолы на 50-й день по воскресении Христа (отсюда и название конфессии). Одним из важнейших признаков воздействия Святого Духа у пятидесятников считается дар говорения «на иных языках», поэтому многие их службы носят экстатический характер. Бывают и дар исцеления, и дар пророчества, и другие дары. Пятидесятники, как и баптисты, и евангельские христиане, крестят только сознательных верующих (не младенцев).

Великое методистское лагерное собрание последователей Второго Великого Пробуждения в штате Нью-Йорк, 1865 год

Началом собственно пятидесятнического движения многие считают 1 января 1901 года, когда в Канзасе и был зафиксирован первый акт говорения «на иных языках». В первой четверти ХХ века пятидесятничество уже сформировалось как отдельная конфессия, разделенная на множество течений.

В 1960-е годы возникло и затем получило широкое распространение харизматическое движение — говорение «на иных языках», как и пророчества, исцеления и другие дары, стало распространяться в различных протестантских конфессиях и даже некоторых католических общинах. Поэтому среди исследователей нет единого мнения, считать ли харизматов разновидностью пятидесятников или это разные направления христианства. 

Харизматы пошли гораздо дальше традиционных пятидесятников в своих богослужебных экспериментах: рок-музыка, танцы и падения на пол стали распространенными явлениями на их службах. Иногда говорят даже о третьей волне, или о неопятидесятниках (неохаризматах), появившихся в 1970-х годах. В это время по всему миру возникло множество новых церквей, практикующих говорение «на иных языках» и другие формы экстатических богослужений. Как бы то ни было, в настоящее время пятидесятничество распространено по всему миру и является крупнейшей протестантской конфессией.

Пятидесятническое богослужение с говорением «на иных языках» в городе Джолоу, Западная Вирджиния, США

В Россию пятидесятничество проникло из Швеции и Норвегии и стало распространяться здесь с 1911 года. Чтобы отличить себя от близких к баптистам евангельских христиан, российские пятидесятники стали называть себя (и до сих пор называют) христианами евангельской веры или христианами веры евангельской. Примерно в это же время распространилось и учение пятидесятников, отвергающих учение о Троице и поэтому названных пятидесятниками-единственниками. Их «официальное» название — «евангельские христиане в духе Апостольском».

После 1917 года пятидесятническое движение продолжало развиваться, но в 1930-е годы и оно подверглось репрессиям. В 1944 году часть пятидесятнических общин вошла в упоминавшийся выше Всесоюзный совет евангельских христиан-баптистов, но их вынудили отказаться от практики говорения «на иных языках». 

Вскоре почти все эти общины вышли из Всесоюзного совета ЕХБ, и вплоть до конца 1980-х годов большинство пятидесятнических общин оставались незарегистрированными. Более того, пятидесятники подвергались преследованиям: их обвиняли в нарушении советского законодательства, в изуверстве и даже, что было абсолютно безосновательно, в человеческих жертвоприношениях. В частности, этой теме был посвящен вышедший в 1960 году художественный фильм «Тучи над Борском», где среди прочих сыграли юные Инна Чурикова и Никита Михалков. В 1970–1980-е годы среди пятидесятников стали распространяться настроения в пользу эмиграции в США, и немалая их часть покинула Россию.

Пятидесятническое богослужение с исцелениями в помещении цирка в Ярославле, 2002 год

В конце 1980-х годов ситуация стала меняться: пятидесятнические общины были зарегистрированы, возникли общероссийские объединения пятидесятников. Значительную роль среди быстро растущих общин стали играть харизматы.

Еще одно многочисленное направление в рамках российского протестантизма — это адвентисты седьмого дня.

Адвентизм (от лат. adventus — пришествие; имеется в виду второе пришествие Христа) возник в США в 1840-х годах. Баптистский проповедник Уильям Миллер (1782–1849) на основе изучения Библии сделал вывод о том, что второе пришествие произойдет в октябре 1844 года. Его проповедь имела успех среди представителей различных протестантских конфессий, но так как второе пришествие не случилось, наступило «великое разочарование» (термин, употребляемый самими адвентистами). 

Эллен Уайт

Многие из поверивших Миллеру покинули его, но некоторые, решив, что точные сроки конца света вычислить невозможно, продолжали ожидать его. В этих кругах около 1860 года и появились адвентисты седьмого дня. 

Седьмой день — это суббота, которую адвентисты в соответствии с библейскими заповедями чтут и соблюдают, считая воскресенье привнесенным католиками искажением божественной заповеди. В формировании вероучения адвентистов седьмого дня огромную роль сыграла американка Эллен (Елена) Уайт (1827–1915), которая у адвентистов имеет статус пророчицы и труды которой пользуются значительным авторитетом.

Основные моменты вероучения адвентистов седьмого дня наряду с общими для большинства христиан учением о Троице и признанием божественной природы Иисуса Христа, а также общими для многих протестантов принципами (всеобщее священство всех верующих, осознанное крещение и т.д.) — это почитание субботы и других ветхозаветных заповедей, отрицание бессмертия души (адвентисты считают, что при втором пришествии праведники будут воскрешены для вечной жизни, а грешники будут полностью уничтожены) и др. 

Важную роль играет разработанная Эллен Уайт санитарная реформа: адвентисты не едят свинину и мясо других нечистых, согласно Библии, животных, не употребляют табак, алкоголь, другие дурманящие вещества и даже чай и кофе. Многие адвентисты придерживаются пацифистских взглядов. Когда во время Первой мировой войны руководители ряда адвентистских церквей США разрешили службу в армии, в адвентистском движении произошел раскол и появилась Церковь адвентистов седьмого дня реформационного движения, твердо стоящая на принципах пацифизма.

Адвентистское богослужение, Улан-Удэ, 1991 год

В России первые общины адвентистов седьмого дня появились в 1880-х годах. Вначале адвентисты также подвергались гонениям, которые позже были ослаблены. В 1920-е годы адвентисты пытались сотрудничать с советской властью, но в 1930-х годах начались репрессии, направленные в целом против адвентистов, но особенно — против адвентистов-реформистов, которых преследовали до конца 1980-х годов. Несмотря на это, после Великой Отечественной войны многие адвентистские общины были зарегистрированы, однако расцвет движения начался, конечно, в 1990-е годы. Сегодня адвентизм распространен по всей России. В Тульской области даже есть высшее учебное заведение деноминации — Заокский адвентистский университет.

Адвентисты во время крещения в водах Авачинской бухты Тихого океана, Петропавловск-Камчатский, 1990 год

В России представлены и другие протестантские конфессии и организации, такие как Объединенная методистская церковь, Армия Спасения, Новоапостольская церковь, но они не столь многочисленны, как конфессии, о которых сказано выше.

В заключение стоит назвать некоторые общие черты современного российского протестантизма. Это высокая религиозная активность верующих, участие в жизни своей церкви, культивирование строгих моральных ценностей, культ семьи (среди протестантов распространены многодетные семьи), поощрение общественной активности. Протестантизм присутствует в России с конца XVI века, он укоренен в российской истории и русской культуре и является важной составляющей современной религиозной жизни России.

Над материалом работали

{{role.role}}: {{role.fio}}

В материале использованы фотографии: Фотохроника ТАСС (Юрий Венделин, Виктор Рудько, Олег Пороховников, Андрей Соловьев, Леонид Свердлов, Анатолий Кузярин, Сергей Метелица, Владимир Матвиевский, Игорь Вайнштейн), Henry Guttmann/Getty Images, Lawrence Thornton/Archive Photos/Getty Images, ANDREW HOLBROOKE/Corbis via Getty Images, Wikimedia Commons

Поделиться

Мартин Лютер — кратко

Около 500 лет назад член Августинского ордена Мартин Лютер прибил к дверям храма в Виттенберге свои знаменитые 95 тезисов, где кратко изложил свои взгляды относительно религии. Кем был он сам, прежде чем стать «отцом» Реформации? И какие последствия имел его вызов католической церкви для него самого и для верующих?

Детство

Отец Мартина Лютера, Ганс, был простым рудокопом. В то время работа на медных рудниках считались единственной возможностью прокормить семью. Он был в браке с простой и спокойной девушкой Маргаритой, которая в январе 1483 года подарила ему сына. Мальчик получил имя в честь своего деда и святого Мартина, защитника нищих и обездоленных. В связи с рождением ребенка, семья перебирается в городок Мансфельд. Именно здесь Ганс разбогател и стал владельцем литейных мастерских. Достаток семьи никак не повлиял на устои и семейные традиции. Детей воспитывали в строгости и скромности, а праздность в семье Лютера никогда не была в почете. Известно, что Мартин даже подрабатывал с друзьями, участвуя в религиозных песнопениях.

Обучение будущего богослова

Зажиточные бюргеры, в число которых входил и Ганс Лютер, стремились дать своим сыновьям хорошее образование, в основном, юридическое. Прежде чем начать изучать право, следовало окончить курс «семи свободных искусств». В 1505 году, оправдав надежды отца, Мартин получает степень магистра искусств и начинает изучать право в Эрфруте. Однако отцовская радость за успехи сына оказалась кратковременной. Набожность Мартина подтолкнула его вступить в Августинский монашеский орден. Члены ордена были очень образованными людьми, находящиеся в постоянном поиске знаний. Что бы соответствовать ордену Мартин продолжает образование в Виттенбергском университете, где вскоре получает степень доктора теологии. Занимаясь преподаванием и изучением религиозных трудов проповедников, Мартин начинает поиски истинных истоков божественной милости. Каждый раз мысли о греховности самой веры не давали покоя богослову. И в скором времени нашли свое подтверждение.

Мартин Лютер-борец за истинную веру

Начало 16 века в Средневековой Европе ознаменовалось кризисом католической церкви. Недоверие и антицерковные настроения нарастали среди верующих. Все чаще люди стали сталкиваться с безнравственностью и бесстыдством духовных лиц, с огромными церковными поборами и взятками, которые в основном, шли на пиры и охоту. Не пренебрегал этим даже и сам Папа Римский. Больше всего возмущала продажа папских грамот (индульгенций) об отпущении совершенных и будущих грехов. В октябре 1517 года началось возведение помпезного храма в Ватикане, которое требовало огромных вложений. Папа Римский, не желая тратить церковные «сбережения», издает указ об открытых продажах индульгенций. На каждом углу можно было встретить монахов, предлагающих спасти свою душу за монетку. Открытое пренебрежение истинной верой, возмутило Мартина Лютера.

В конце октября 1517 года Германию всколыхнуло открытое обвинение католической церкви, вошедшее в историю, как «95 тезисов» Лютера. Именно эту дату связывают с началом средневековой Реформации ( борьба за переустройство церкви) и возникновением нового религиозного течения – протестантизма.

За дерзкую непокорность Мартин Лютер был отлучен от церкви, что в те времена считалось подобным смерти. Папский указ, полученный виттенбергским богословом, прилюдно был сожжен во дворе родного университета. Так Лютер дал понять, что от своих взглядов не откажется даже под угрозой смерти.

В 1521 году Карл V (император Священной Римской империи) в поддержку Папы Римского и католической церкви, вызвал Лютера на суд в Вормсе. Близкие друзья и сторонники опасались за его жизнь, и всячески пытались отговорить от поездки. Мартин Лютер не мог отказаться от своего учения, тем самым, предать идущих за ним верующих. Этот мужественный и стойкий человек предстал перед императором и высшим духовенством на императорском суде. Карл V потребовал подчиниться католической церкви и забрать свои обвинения обратно. Смотря в глаза императору , Лютер подтвердил свой протест, вымолвив знаменитые слова: « На этом я стою. И не могу иначе. Бог поможет мне. Аминь». В зале повисла тишина. Всем было известно, что незадолго до этого события, в Чехии свершили расправу над Яном Гусом, сторонником Реформации. Однако Лютер был укрыт в крепости саксонского князя Фридриха, где занимался переводом Библии с латыни на немецкий язык. Так он пытался сделать Библию доступной для представителей всех слоев германского общества.

Учение Мартина Лютера было настолько простым и искренним, что сразу же нашло отклик в народе. Ведь Лютер считал, что только собственной верой человек может достичь спасения души. Для этого не нужны ни деньги, ни священнослужители. Духовные лица должны лишь растолковывать священные книги верующим, быть наставниками в религиозной жизни. Церковь не должна была владеть обширными землями и богатствами, священнослужители уподобиться светским князьям. Службы и обряды обязаны быть дешевыми и доступными для всех.

Впоследствии лютеранство (одно из течений в протестантизме) распространилось далеко за пределы германских земель.

Личная жизнь

Служение Богу, как считал Мартин Лютер, не могло стать преградой для продолжения рода. Целибат (обет безбрачия), по его учению, не соответствовал слову Господнему, которое призывало плодиться и размножаться. Основываясь на этом, Лютер в 1525 году женится на монахине – Катарине фон Бора. Примечательно, что Лютер сам оказывал поддержку в бегстве из монастыря девушке, которая вдохновилась его учением. В браке богослова и монахини на свет появилось 6 детей, однако о их дальнейшей судьбе ничего не известно.

Катарина оказалась не только ярой сторонницей его религиозных взглядов, но и заботливой, любящей женой. В последние годы жизни, болезни одолевали Лютера, однако женщина всегда была рядом, до последнего пытаясь услужить и взбодрить мужа.

18 февраля 1546 года великого реформатора не стало. Он был с почестями похоронен вблизи Виттенбергского университета.

Добавить комментарий

Протестантская Реформация

Протестантская Реформация была религиозным реформаторским движением, охватившим Европу в 1500-х годах. Это привело к созданию ветви христианства под названием протестантизм, название, используемое в совокупности для обозначения многих религиозных групп, которые отделились от Римско-католической церкви из-за различий в доктринах.

Протестантская Реформация началась в Виттенберге, Германия, 31 октября 1517 года, когда Мартин Лютер, учитель и монах, опубликовал документ, который он назвал Диспут о силе индульгенций , или 95 тезисов . Документ представлял собой серию из 95 идей о христианстве, которые он приглашал людей обсудить с ним. Эти идеи были спорными, потому что они прямо противоречили учению католической церкви.

Заявления Лютера бросили вызов роли католической церкви как посредника между людьми и Богом, особенно когда речь шла о системе индульгенций, которая частично позволяла людям покупать свидетельство о помиловании для наказания за свои грехи. Лютер выступал против практики покупки или получения прощения, полагая вместо этого, что спасение — это дар, который Бог дает тем, кто верит.

Возражения Лютера против системы индульгенций проложили путь другим вызовам католической доктрине по всей Европе. Например, Жан Кальвин во Франции и Хульдрих Цвингли в Швейцарии предложили новые идеи о практике Святого Причастия, а группа под названием анабаптисты отвергла идею о крещении младенцев в пользу представления о том, что крещение предназначено для взрослых христиан.

Вообще говоря, большинство вызовов католической церкви вращались вокруг представления о том, что отдельные верующие должны меньше зависеть от католической церкви, ее папы и священников в вопросах духовного руководства и спасения. Вместо этого протестанты считали, что люди должны быть независимыми в своих отношениях с Богом, брать на себя личную ответственность за свою веру и обращаться непосредственно к Библии, христианской священной книге, за духовной мудростью.

Протестантская реформа в Англии началась при Генрихе VIII в 1534 году, потому что Папа не разрешил ему аннулировать брак. Впоследствии король Генрих отверг власть Папы, вместо этого создав и взяв на себя власть над Англиканской церковью, своего рода гибридной церковью, которая сочетала в себе некоторые католические доктрины и некоторые протестантские идеалы. В течение следующих 20 лет в Англии наблюдались религиозные волнения, когда королева Мария (1553–1558) восстановила католицизм в Англии, преследуя и изгоняя протестантов, только для того, чтобы королева Елизавета I и ее парламент попытались вернуть страну к протестантизму во время ее правления. (1558–1603).

Некоторые английские граждане не верили, что усилия королевы Елизаветы по возвращению Англии к протестантизму зашли достаточно далеко. Эти граждане разделились на две группы, противники которых назвали обе пуританами. Первая группа, известная как сепаратисты, считала англиканскую церковь настолько коррумпированной, что их единственным выходом было покинуть Англию, отделиться от церкви и основать новую церковь. Они назвали это английской сепаратистской церковью.

Примерно в 1607 или 1609 году некоторые из сепаратистов попытались начать новую жизнь, которую они себе представляли, в Голландии, в Нидерландах. В конечном итоге попытка провалилась из-за бедности и ощущения, что дети слишком сильно ассимилировались с голландской культурой, поэтому многие сепаратисты вернулись в Англию.

К 1620 году члены английской сепаратистской церкви были готовы ко второй попытке основать новую жизнь и церковь. Те, кто отправился на борту Mayflower в Новую Англию и в конце концов приземлился недалеко от Плимута, штат Массачусетс, со временем стали известны как пилигримы.

Другая группа английских граждан, которые не верили, что реформаторские усилия королевы Елизаветы зашли достаточно далеко, называлась несепаратистами; со временем термин «пуританин» станет синонимом несепаратистов. Они не стремились покинуть англиканскую церковь; они хотели только реформировать его, уничтожив оставшиеся остатки католицизма. С точки зрения богословия, большинство из них были кальвинистами.

Хотя они не желали отделяться от англиканской церкви, некоторые пуритане видели в эмиграции в Новую Англию лучший шанс на настоящую реформу церкви и свободу вероисповедания по своему выбору. В 1630 году, через десять лет после того, как паломники предприняли подобное путешествие по тем же причинам, первые пуритане отправились в Новый Свет и основали колонию Массачусетского залива в Бостоне, штат Массачусетс.

Хотя сепаратисты и несепаратисты расходились во мнениях относительно разрыва связей с англиканской церковью, обе группы первых североамериканских колонистов разделяли неудовлетворенность церковью и мнение, что они могут свободно создавать церковь, более соответствующую их духовным взглядам. . Возможно, как и следовало ожидать, эта свобода исповедовать религию в соответствии со своими убеждениями привела к созданию бесчисленного множества различных церквей, деноминаций и доктрин в колониях. Столь же предсказуемо, что на протяжении всей истории это разнообразие приводило к разногласиям.

Однако это разнообразие религиозной мысли также стало основной частью идентичности Соединенных Штатов: Билль о правах прямо запрещает «установление религии или запрет на ее свободное исповедание». Эта вера в личную силу и независимость в религиозных вопросах, уходящая своими корнями в протестантскую Реформацию, формировалась более 400 лет, стала неотъемлемым элементом американского мышления. Курс Всемирная история #218

Интерактивы

Хронология истории Реформации

Краткая биография реформатора

Несмотря на свои недостатки, Мартин Лютер был человеком, чьё сердце было пленено Словом Божьим. Бог могущественно использовал его, чтобы возвестить протестантскую Реформацию, которая послужила восстановлению основных истин Евангелия, затемненных средневековой религией и суевериями.

Вот краткая биография человека, положившего начало Реформации.

Ранние годы

Мартин Лютер родился 10 ноября 1483 года в Айслебене, Германия, в семье Маргарет и Ганса Людеров (оригинальное произношение).

Ганс работал в горнодобывающей промышленности, даже владел несколькими медными рудниками, но он хотел для своего сына чего-то лучшего. Мартина отправили в школу-интернат, а затем в Эрфуртский университет.

Он был отличником. Вскоре он получил степень бакалавра и магистра и, казалось, был на пути к успеху в качестве студента юридического факультета. Но примерно через месяц в его юридических исследованиях, на 2 и июня 1505 года Лютер возвращался в школу из родительского дома, когда попал в сильную грозу. Буря усилилась, и Лютер стал опасаться за свою жизнь.

Внезапно рядом с ним ударила молния, резко швырнув его на землю. Лютер воскликнул: «Помоги мне, святая Анна! Я стану монахом!»

Лютеру пощадили жизнь, и, к большому неудовольствию своего отца, через две недели Лютер поступил в монастырь, чтобы начать новую жизнь в качестве монаха-августинца.

Лютер-монах

Будучи монахом, Лютер искренне стремился получить одобрение от Бога. Как и другие в его время, Лютер верил в учение католической церкви о том, как люди должны быть спасены: не только по Божьей благодати, но по Божьей благодати, позволяющей вам выполнять работу, необходимую для того, чтобы заслужить собственное спасение.

Эта инфографика дает полезный снимок средневекового взгляда на спасение:

Но Лютер не был уверен в своей способности оставаться в состоянии Благодати. Он боялся Божьего гнева и терзался неуверенностью в своей способности заслужить Божье расположение своими делами. Что он мог сделать, чтобы попытаться успокоить свою беспокойную совесть? Ну, работать усерднее, казалось.

Лютер сказал:

«Когда я был монахом, я очень утомлял себя почти пятнадцать лет ежедневной жертвой, истязал себя постами, бдениями, молитвами и другими строгими трудами. Я искренне думал приобрести праведность своими делами». [1]

Он стал видеть во Христе не любящего Спасителя, а сурового и грозного судью. Вот почему Лютер изнурял себя и других почти до смерти. Он часами находился в исповедальне, а потом, выйдя, снова возвращался из-за какого-нибудь неисповеданного греха или для того, чтобы сознаться, что недостаточно опечалился на предыдущей исповеди.

Раздраженный наставник его в монастыре сказал: «Брат Мартин, почему бы тебе ты не пойти и не совершить настоящие грехи, а вернуться, когда тебе будет в чем исповедоваться

Лютер был самым прилежным монахом, которого только можно было ожидать. Позже он оглядывался на этот период своей жизни и говорил: «Если когда-либо монах мог попасть на небеса благодаря своему монашеству, то это был я». Но он, очевидно, сильно переживал из-за своего духовного состояния. Что им было делать с «братом Мартином»?

Разочарование в Риме

В 1510 году было принято решение отправить Лютера в Рим. Поездка была направлена ​​на то, чтобы восстановить его дух и позволить ему посетить святые места и святые реликвии. Это помогло бы ему омолодиться, а почитание реликвий дало бы ему возможность заработать индульгенции.

Индульгенция представляла собой акт служения или пожертвование церкви, которое сопровождалось обещанием от имени Папы сократить ваше время в чистилище, где те, кто направлялся на небеса, сначала «очищались» от своих грехов, чтобы войти в присутствие Бога.

Идея заключалась в том, что церковь будет брать лишние заслуги от Христа и святых из «сокровищницы заслуг» и применять их к вашему счету. Частичное потворство сократит время пребывания в чистилище; полная индульгенция устранила бы его полностью.

Люди, поднимающиеся на Scala Sancta – тогда и сейчас

Однако, каким бы взволнованным ни был Лютер, когда он начал свое путешествие, он быстро разочаровался в безвкусном богатстве и греховном образе жизни священников в Риме. Посещение реликвий и святых мест тоже не помогло.

Когда Лютер поднялся по лестнице Scala Sancta — предполагаемые ступени, по которым шел Христос, чтобы встретить Понтия Пилата — стоя на коленях, молясь и целуя каждую ступеньку, как было предписано, все, что он мог сказать, достигнув вершины, было: «Кто знает правда ли это?» Сомнения в церковном учении начали укореняться.

Он вернулся в Эрфурт еще более подавленным, чем когда-либо. Несмотря на это, он был переведен в университет в Виттенберге, чтобы стать профессором. Здесь он начал по-настоящему изучать Писание и начал усердно искать, как грешный человек может быть сделан правильным перед Богом. С 1513 по 1517 год он изучал и преподавал по книгам псалмов, римлянам, галатам и евреям.

Вопрос об индульгенциях

Тем временем вопрос об индульгенциях продолжал беспокоить Лютера. Эти благословения, которые церковь якобы давала из «сокровищницы заслуг», теперь можно было получить в обмен на деньги, пожертвованные в знак покаяния на масштабные строительные проекты, такие как базилика Святого Петра, которая была начата в 1506 году. Более того, индульгенции могут быть приобретены от имени мертвых. Для Лютера это было слишком.

Самым известным торговцем этими индульгенциями был ловкий продавец по имени Йохан Тетцель

Самым известным торговцем этими индульгенциями был ловкий продавец по имени Йохан Тетцель, чья знаменитая фраза «как только монета в сундуке звенит, душа из чистилища» была достаточной, чтобы заставить многих крестьян жертвовать свои ограниченные средства, чтобы помочь освободить себя или близкого человека от многолетних мучений.

Тецель ходил из города в город, выкрикивая:

«Разве ты не слышишь голоса своих умерших родителей и других родственников, взывающих: «Помилуй нас, ибо мы терпим великое наказание и боль. От этого вы могли бы освободить нас несколькими милостынями. . . Мы создали вас, кормили вас, заботились о вас и оставили вам наши временные блага. Почему ты так жестоко с нами обращаешься и оставляешь страдать в огне, когда нам нужно совсем немного, чтобы спасти нас?»

Незаконность индульгенций от имени умерших — вот почему Лютер решил опубликовать 95 тезисов.

95 тезисов

31 октября 1517 года Мартин Лютер прибил свои 95 тезисов к двери Замковой церкви в Виттенберге, Германия. Этот единственный поступок, хотя и не особенно необычный или дерзкий, отразится на странах, континентах и ​​веках.

31 октября 1517 года Мартин Лютер прибил свои 95 тезисов к двери Замковой церкви в Виттенберге, Германия.

Это был акт, который зажег протестантскую Реформацию, и именно протестантская Реформация пролила свет на тьму и восстановила основные истины Евангелия, затемненные средневековой религией.

Лютер хотел провести серьезную богословскую дискуссию о том, было ли выдача индульгенций от имени умерших библейским или одобренным Папой. В этот момент он не подвергал сомнению ни индульгенции, ни чистилище, ни первенство папы.

На самом деле он защищал Папу и предполагал, что Папа прекратит эту теневую продажу индульгенций. По сути, он сказал: «Если бы это было правдой, и Папа мог бы выпускать людей из Чистилища, почему бы ему во имя любви просто не выпустить всех?!»

Немецкий народ читает 95 тезисов

Лютер не пытался создать проблемы. Это был академический и богословский вопрос, и его 95 тезисов были написаны на латыни, а не на народном языке. Без его ведома и разрешения эти тезисы были переведены некоторыми из его учеников с латыни на немецкий и распространены.

Благодаря новой технологии печатного станка в течение 2 недель почти в каждой деревне в Германии была копия. Идеи вскоре прижились, и на горизонте начали сгущаться грозовые тучи.

Праведник будет жить верой

По мере нарастания напряженности в отношениях с церковными властями внутреннее смятение Лютера по поводу греха и спасения продолжалось. Внезапно, как будто читая его в первый раз, Лютер понял полное значение Послания к Римлянам 1:17, в котором говорится:

: «Ибо в нем [Евангелии] открывается праведность Божия от веры в веру, как написано: «Праведник верою жив будет».

Лютер сказал о своем откровении:

Наконец, по милости Божией, размышляя день и ночь, я обратил внимание на контекст слов, а именно: «В нем открывается правда Божия, как написано «Праведный верою жив будет». Там я начал понимать, что праведность Божья — это то, чем праведник живет даром Божьим, а именно верой. И в этом смысл: праведность Божия открывается Евангелием, а именно пассивная праведность, которой милостивый Бог оправдывает нас верою, как написано: «Праведный верою жив будет». Здесь я почувствовал, что совершенно заново родился и вошел в самый рай открытыми вратами. [2]

Спасение осуществляется по благодати через веру, а не через молитвы, пост, паломничество или таинства. Праведность перед Богом не была заработана нашими делами, но была подарком от Бога нам, полученным по вере! Это то, что Лютер назвал бы «чужой праведностью»; «чужая праведность», которая приходит извне. Это праведность Христа, примененная к нам через веру.

Лютер обрадовался – Но эта евангельская истина о спасении только по благодати, только по вере (а не по делам) сразу же привела Лютера к еще большему разногласию с католическим учением. Что ему оставалось делать? Должен ли он игнорировать Писание, чтобы повиноваться церкви, или он должен призывать церковь повиноваться Писанию?

Вместо того, чтобы подчиняться как Священному Писанию, так и Священному Преданию, как учила церковь, Лютер считал, что мы должны подчиняться только Писанию, и что Писание имеет право исправлять ошибочные предания. Он сказал:

«Простому мирянину, вооруженному Писанием, следует верить больше, чем папе или собору… ради Писания мы должны отвергнуть папу и собор».

В последующие месяцы Лютер продолжал заявлять, что спасение происходит только по благодати, а не по делам, что церковь не безошибочна, что Иисус Христос, а не Папа, является главой церкви, и что священники и таинства не были необходимы для получения благодати Божией.

Завязалась словесная война. Папская булла, или эдикт, призывала Лютера покаяться и угрожала ему отлучением от церкви. 10 декабря 1520 года Лютер сжег его. Это было равносильно предательству.

Лютер написал больше теологических работ, многие из которых высказывались против сакраментальной системы Римской церкви. Лютер заявил: «Ни один верующий христианин не может быть принужден [верить в Символ веры] помимо Священного Писания».

Вормсский сейм

17 апреля 1521 года Лютер был вызван на Вормсский сейм — имперский совет, проходивший в Вормсе, Германия, который должен был решить судьбу этого беспокойного монаха. Император Священной Римской империи Карл 5 председательствовал на деле.

Там стоял большой стол со всеми сочинениями Лютера. Римские чиновники требовали знать, были ли это его сочинения и отречется ли он от них.

Римские чиновники требовали знать, его ли это сочинения и отречется ли Лютер.

Лютер рассчитывал обсудить свои идеи, а не быть вынужденным отречься от них. Он попросил сутки на рассмотрение вопроса. Если бы он отрекся, его жизнь была бы спасена. Если бы он этого не сделал, его бы объявили еретиком, что в те дни считалось смертным приговором. Хотя у него было письмо, предоставляющее ему безопасный проезд в Вормс и обратно, когда срок его действия истек, он знал, что его может убить кто угодно, и они не будут наказаны. Гражданское правительство также предало бы его смерти, поскольку у них было бесчисленное множество других, которые пересекли Рим.

После долгих молитв Мартин Лютер вернулся в собор и смело заявил:

Если только я не убежден свидетельством Священного Писания или очевидными причинами, ибо я не могу верить ни папе, ни соборам в одиночку, так как ясно, что они неоднократно заблуждались и противоречили сами себе — считаю себя виновным свидетельством Священного Писания, которое является моим основанием; моя совесть находится в плену у Слова Божьего. Таким образом, я не могу и не буду отрекаться, потому что действовать против своей совести небезопасно и нездорово. Я стою здесь, я не могу поступить иначе. Боже, помоги мне. [3]

Лютер считал, что его высшим авторитетом будет Слово Божье, независимо от того, чему учит церковь.

Перевод Писания

Чтобы защитить свою жизнь, друзья похитили его и спрятали в замке Вартбург. Здесь он прятался десять месяцев, переодевшись. (Он отрастил бороду и взял имя Юнкер Хорхе, или Рыцарь Джордж).

Лютер в замке Вартбург

Но «прятаться» не совсем точно передает ту огромную работу, которую Лютер проделал в Вартбурге. Он не просто затаился. Во время своего пребывания в изгнании Лютер предпринял перевод Нового Завета на язык немецкого народа.

Помните, что в то время Писание было доступно только на латыни. Будь вы англичанином, немцем, французом или испанцем, ваша Библия была на латыни — латинская Вульгата, Библия, которую Иероним издал в 380 году нашей эры. Но люди не могли говорить по-латыни, а духовенство не было хорошо обучено. на латыни. Чтение и изучение Писания было предназначено только для академиков и элиты.

Лютер не просто взял Вульгату и перевел латинский язык на немецкий. Нет, он вернулся к первоисточникам, «Ad Fontes», к первоисточнику. Он перевел свой Новый Завет на немецкий язык с греческого оригинала.

За три месяца Лютер перевел весь Новый Завет. Это удивительный подвиг, тем более, если учесть огромное влияние, которое этот перевод окажет на немецкий народ. Впервые обычный верующий мог читать Библию для себя.

Лютеру помогал его друг и соратник-реформатор Филипп Меланхтон (гораздо лучший греческий знаток), и, начав Новый Завет в ноябре или декабре 1521 года, он завершил его в марте 1522 года — как раз перед тем, как покинуть замок Вартбург, чтобы вернуться в Виттенберг. После некоторой доработки немецкий Новый Завет стал доступен в сентябре 1522 г.

Лютер немедленно принялся за перевод Ветхого Завета. Первые пять книг, Пятикнижие, появились в 1523 году, а Псалмы были закончены в 1524 году. К 1534 году вся Библия была переведена. Это был не первый немецкий перевод, но он был лучшим и стал основной Библией немецкого народа. Лютер знал, что для того, чтобы люди вернулись к евангельской истине – что мы спасены по благодати через веру в Иисуса Христа, – им нужно Писание на их родном языке.

Если бы Лютер не делал ничего другого, никогда не проповедовал, не писал трактатов, никогда не оскорблял папу, никогда не выступал в Вормсе, его перевод Писания на немецкий язык продвинул бы вперед Реформацию.

Поскольку Библия больше не была на иностранном языке, а была языком людей, Реформация не зависела от работ кого-либо из реформаторов, а вместо этого зависела от Слова Божьего.

Люди потребляли Слово с феноменальной скоростью. На типографии Виттенберга было продано около ста тысяч экземпляров за 40 лет, что является колоссально большим числом для того возраста, и эти экземпляры читали и перечитывали миллионы немцев.

Церковный историк Филип Шафф сказал: «Самый богатый плод досуга Лютера в Вартбурге и самое важное и полезное дело всей его жизни — это перевод Нового Завета, посредством которого он принес учение и пример Христа и апостолов в умах и сердцах немцев… Он сделал Библию народной книгой в церкви, школе и дома». [4]

Лютер не согласился бы с этим утверждением.

«Пусть уничтожат мои работы! Я не заслуживаю ничего лучшего; ибо все мое желание состояло в том, чтобы привести души к Библии, чтобы впоследствии они могли пренебрегать моими писаниями. Великий Бог! если бы у нас было знание Писания, какая нужда была бы в моих книгах?»

Перевод Священного Писания на язык простых людей станет отличительной чертой протестантской Реформации, за которой последовали переводы на испанский, французский, английский и другие языки.

Оставшиеся годы

Жизнь Мартина Лютера, от подающего надежды юриста до невротического монаха и смелого реформатора, оказала сильное влияние на протестантскую Реформацию и всю мировую историю.

Жизнь Мартина Лютера, от подающего надежды юриста до невротического монаха и смелого реформатора, оказала сильное влияние на протестантскую Реформацию и всю мировую историю.

Все оставшиеся годы жизни Лютера были посвящены тому, чтобы помочь закрепиться молодой Реформации. Так и случилось. Во многом благодаря проповедям, учению и трудам Лютера богословие Реформации распространилось по Германии и другим странам Европы.

Мартин Лютер, чье сердце было пленено Словом Божьим и которого Бог использовал для начала протестантской Реформации, умер 18 февраля 1546 года в Эйслебене – городе, в котором он родился. Когда он умер, в обращении находилось более полумиллиона экземпляров «Библии Лютера», и его труды и сочинения положили начало Реформации.

Оглядываясь назад на свою жизнь до смерти, Лютер заметил:

«Я просто учил, проповедовал, писал Слово Божье: иначе я ничего не делал… Слово сделало все».

Лютер оставил нам сложное и порой противоречивое наследие. Но ясно, что, несмотря на его недостатки, Бог очень использовал его, чтобы вернуть Писанию его надлежащее авторитетное место в жизни церкви и в жизни каждого верующего.

Лютер осмелился рискнуть своей жизнью ради истины о том, что только Писание должно быть нашим высшим авторитетом во всех духовных вопросах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *