Маршрут геродота: Путешествие и открытия Геродота — Странствия по ойкумене – Мир Знаний

Путешествие и открытия Геродота — Странствия по ойкумене – Мир Знаний

История

В середине V в. до н. э. закончились Греко-персидские войны. Потерпев несколько тяжелых поражений, персы отказались от военных действий и перешли к выжидательной тактике. А в самой Греции наступило время необыкновенного подъема. Стремительно развивалось хозяйство, торговые отношения с соседями, удивительного расцвета достигли наука и культура. Это был так называемый классический период Древней Греции, когда творили драматурги Эсхил, Софокл и Еврипид, философы Анаксагор, Демокрит, Протагор и Сократ. А галикарнасец Геродот отправился в длительное путешествие, итогом которого стал монументальный труд «История», включающий множество сведений о природе и населении виденных им стран.

О жизни Геродота известно очень немного. Родился он около 484 г. до н. э. в карийском городе Галикарнас, что на юго-западном берегу Малой Азии (ныне Бодрум в Турции), принадлежал к знатному богатому роду, получил хорошее образование. В молодости Геродот принимал участие в борьбе аристократии против галикарнасского тирана Лигдамида, однако, после того как заговор был раскрыт, покинул родной город и перебрался на остров Самос.

Отсюда он и начал свои странствия. В то время разъезжали главным образом торговые люди. Можно только догадываться, как путешествовал Геродот: он либо ездил с купцами, либо, что вполне вероятно, сам был купцом. Во всяком случае все вопросы, которые должны занимать торговца: маршруты, расстояния, колонии, единицы мер и весов, — его живо интересовали. Свое путешествие он начал с греческих городов Малой Азии, продолжил на Балканах, а затем отправился в основанную выходцами из Милета черноморскую колонию Ольвию, расположенную в устье Гипаниса (Южный Буг). Здесь Геродот прожил некоторое время, изучая загадочную Скифию. Он совершил несколько плаваний вверх по Гипанису до местности, которую скифы называли Эксампей (Священные Пути), побывал в лесах Борисфена (Днепра).

Геродот описывает Скифию как равнинную безлесную страну с холодным климатом, но прекрасными пастбищами.

Большое впечатление на путешественника, родившегося в засушливой Малой Азии, произвели полноводные реки Борисфен и Танаис (Дон). Занимался Геродот и этнографическими изысканиями, собирая всевозможные сведения об образе жизни и обычаях скифов. Ученый разделил скифский народ на три больших племени. Это были земледельцы, кочевники и «царские скифы» — сильнейшее племя, занимавшее территорию от Крыма до Дона и считавшее «прочих скифов себе подвластными».

Живо интересовался Геродот и землями, лежавшими к северу и востоку от Скифии. Главным источником информации для него стали греческие колонисты и сами скифы. От них он услышал как вполне достоверные сведения, так и фантастические предания. Во всяком случае то, что касалось территории от Скифии до Уральских гор, было истинной правдой. Геродот узнал о растущих там густых лесах, изобилующих пушными зверями, о племенах иирков и савроматов, о живущих у подножия высоких гор аргиппеях, у которых «как мужчины, так и женщины лысые от рождения (на самом деле они брили головы.

— Прим. ред.), плосконосые и с широкими подбородками». И о Крайнем Севере, где полгода стоит кромешная ночь и всегда лежит снег. Но рассказывали путешественнику и о неврах, на несколько дней в году превращающихся в волков, и о рыжеволосых голубоглазых будинах, поедающих шишки, и об одноглазых аримаспах, обитающих в далеких землях, полных золота, которое стерегут грифоны. Геродот все добросовестно записывал: в те времена в чудеса верили не меньше, чем сейчас.

Из Скифии Геродот отправился на южное побережье Эвксинского Понта (Черное море), в Синопскую бухту, а оттуда на восток — в Колхиду (Юго-Восточное Причерноморье), в колонию Фасис. Геродот удивился, увидев среди жителей Колхиды темнокожих людей с курчавыми волосами. Ему сообщили, что это потомки египтян, приплывших очень давно на корабле одного из фараонов. Колхи, которых некогда обворовал соотечественник Геродота аргонавт Ясон, не помнили зла и поделились с любознательным путешественником многими полезными сведениями. Например, о том, что Кавказские горы, вершины которых он видел еще с борта корабля, самые высокие в мире; о том, что за Кавказскими горами находится море Каспий, а за ним живут воинственные массагеты, изготовляющие свое оружие из меди и золота — не потому, что они такие богатые, а потому что у них нет железа.

Геродота более всего заинтересовали сведения о Каспии. Ведь он, как и все ученые греки, наивно полагал, что Каспий — залив океана. Позже, во время своего путешествия в Персию, в столичный город Сузы, Геродот встретил людей, которые бывали на Каспии, и узнал от них, что это на самом деле огромный замкнутый водоем.

Вернувшись домой, Геродот систематизировал собранные материалы, отдохнул и снова отправился в путь — по Малой Азии и Месопотамии. Побывал он и в Африке: сначала в Египте, где поднялся вверх по течению Нила, потом на территории современной Ливии — не только на побережье, но и в пустыне. Кроме того, он путешествовал на Кипр, во Фракию и Македонию. А затем написал «Историю» — девять книг, на страницах которых рассказал о Греко-персидских войнах, о природе стран, окружающих Грецию и Персию, о народах, живущих в этих странах, и об их обычаях. Исследовав большую часть ойкумены (известного древним грекам мира) и узнав со слов собеседников о ее окраинах, Геродот представил читателям собственное видение мира. Основываясь на сведениях о путешествии финикийцев вокруг Ливии (Африки), Геродот справедливо заключил, что последняя окружена океаном со всех сторон, «кроме того места, где она примыкает к Азии». Он был первым, кто правильно определил статус Каспия, назвав его внутренним водоемом (Гирканским морем). Правда, Геродот преуменьшил его размеры, да к тому же придал ему вытянутость по широте. Северная и восточная границы Европы греку были неизвестны.

Есть в представлениях Геродота и довольно смешные с современной точки зрения ошибки. Так, он считал Европу равной по длине Азии и Африке вместе взятым. Африка же у него в несколько раз меньше, чем на самом деле. Возможно, представляй он себе ее истинные размеры, то вряд ли поверил бы, что финикийцам удалось обойти материк. Нил и Дунай у Геродота текут параллельно друг другу — с запада на восток. Меотида (Азовское море) казалась историку почти столь же большой, как Черное море. Однако многие из этих ошибок вполне простительны. Вспомним, что живший много позже александрийский географ и астроном Клавдий Птолемей, располагавший гораздо более обширными сведениями, чем Геродот, считал, будто Индийский океан окружен со всех сторон сушей — Африкой и Азией.

И что эта ошибка на 1,5 тыс. лет задержала открытие морского пути в Индию. Традиционно считается, что главной целью Геродота было донести до потомков подробности великой войны: якобы для этого он и предпринял грандиозное путешествие «по местам боевой славы». Однако в последнее время все чаще можно слышать мнение, что описание войны — всего лишь прием, позволивший автору объединить совершенно разные по теме материалы, «склеить» их в одно цельное повествование.

«История» была восторженно встречена современниками Геродота. Но не всеми. Его называют отцом истории (а еще географии и этнографии), но мало кто помнит, что прозвище дал Цицерон, и вот в каком контексте: «У Геродота, отца истории… можно найти бесчисленные вымыслы». Договорились до того, что Геродота стали именовать отцом лжи. Многие по-прежнему относятся к великому греку не как к объективному исследователю, а как к выдумщику-беллетристу.

В «Истории» описан весь Старый Свет — известный, неизвестный, а иногда и фантастический. Необходимо учесть, что Геродот во многом находился в плену мифов, и в этом смысле занимает место между Гомером и учеными-рационалистами. Полноправные действующие лица его сочинения — боги и герои. Он, пожалуй, искренне верил в то, что измеренный им след на скале в долине Днестра принадлежал Гераклу. Как о реальном событии писал он о похищении финикийцами богини Ио — между прочим, подруги Зевса. Все, что находилось на краю ойкумены или просто выходило за пределы понимания Геродота, он объяснял с помощью мифа.

Многие ошибки историка происходят, скорее всего, от невнимательности. Часто путаница вызвана противоречиями в сведениях, которые дали ему собеседники. Геродот сам порой признавался, что не смог получить достоверной информации. Так, например, о землях, лежавших к северу от Скифии (в нашей средней полосе), он писал: «Об областях севернее страны, с которой я начал этот рассказ, никто ничего определенного не знает…

Впрочем, я расскажу в точности и как можно обстоятельнее все, что мне, хотя и понаслышке, довелось узнать об этих северных странах». Иногда, делая соответствующую оговорку, он пересказывал истории, в которые сам не верил. Как ни странно, позднейшие археологические находки и этнографические исследования подтвердили, что многие из этих «нелепых» рассказов — чистая правда.

ЦИФРЫ И ФАКТЫ

Главный герой: Геродот
Время действия: Середина V в. до н. э.
Маршрут: От греческих городов Малой Азии до Восточной Европы и юго-восточного Причерноморья, а затем по Малой Азии, Месопотамии и Северной Африке

Цель: Рассказ о Греко-персидских войнах, о природе стран, окружавших Грецию и Персию, их народах и обычаях
Значение: Описание всего известного древним грекам мира (ойкумены)

Наш канал в Телеграм

Путешествие Геродота в Скифию

Покорив Вавилон, персидский царь Дарий I Гистасп намеревался начать завоевание греческих земель. Предварительно, для обеспечения тыла, царь решил подчинить себе фракийцев и скифов. В 514 г. до н. е. состоялся грандиозный поход, во время которого войска Дария прошли от Византии до Дона, сделав 600 км по Фракии и почти столько же по Скифии. Геродот из Галикарнасса спустя 60—70 лет после событий писал историю греко-персидских войн. У Геродота не было возможности, подобно позднейшим историкам, рыться в архивах и выискивать документы — архивов еще не было, — и он, очевидно достаточно богатый человек, должен, был предпринять серию путешествий по всем морям и землям, где происходили многочисленные битвы. Он старался идти по следам полководцев.

Очевидно, историк был и во Фракии и в Скифии, так как посвятил обширный раздел своей «Истории в девяти книгах» скифскому походу Дария и сообщил множество ценных и подробных сведений.

Современные нам историки не ставили своей задачей выяснение всего маршрута Геродота, довольствуясь упоминанием одной Ольвии, пребывание в которой ученого грека не вызывает сомнений. Однако многократно прослеживаемый «эффект присутствия» в рассказах Геродота позволяет более подробно наметить его маршрут.

Геродот, очевидно, побывал в юго-восточной Фракии и по «рассказам местных жителей» установил, что Дарий останавливался у 38 целебных источников в долине Теара. Геродот был в дельте Дуная, где в 514 г. до н. е. архитектор Мандрокл построил мост для персидского войска, был в Ольвии и ее окрестностях. Точнейшее определение протяжения Таврского побережья в Крыму (Геродот сопоставляет его с побережьем Таренского залива в Италии, где он сам жил) говорит в пользу того, что историк плыл вдоль крымского берега и хорошо измерил его. Конечным пунктом путешествия Геродота следует считать развалины укреплений Дария на Азовском море (у «реки Оар»), определяемые при посредстве географии Клавдия Птолемея: примерно у реки Корсак, западнее Бердянска.

Наблюдательный историк определил на глаз размеры восьми грандиозных бастионов — «приблизительно по 60 стадий». Этот временный лагерь на Меотиде был конечным пунктом похода персидского царя: отсюда, бросив раненых и слабых, он бежал обратно к Дунаю. Геродот, как видим, посетил основные узловые пункты похода 514 г.

Выяснение маршрута Геродота важно не только само по себе, как подтверждение добросовестности «отца истории», но и для установления характера записанных им рассказов. Так, внимательное сопоставление текста с географической картой позволяет установить, что в описании похода 514 г. наш путешественник соединил два разных сообщения, записанных в разных местах. Дунайские агафирсы сообщили ему свою полулегендарную версию, где народы Скифии описаны не под своими самоназваниями, а под греческими прозвищами. Вторая, более подробная и явно проскифская версия была записана где-то в самой Скифии. Слияние их воедино могло произойти при позднейшей переписке труда Геродота.

Дарий, переправившись на скифский берег Дуная, завязал на ремне 60 узелков, которые должны были служить календарем для стражи дунайского моста: персы хотели вернуться из скифского похода до того, как будет развязан последний узелок.

Суммарное рассмотрение текста Геродота приводило исследователей в полное недоумение: за два месяца похода войска Дария должны были пройти свыше 5000 км (!), что явно немыслимо. Если же произвести расчет только по более достоверной, скифской версии, то окажется, что Дарий двигался с обычной для тогдашних войск скоростью — около 30 км в сутки (см. «Анабазис» Ксенофонта) и углубился на 600 км (плюс одновременные конные рейды в стороны), что вполне укладывается в указанный Геродотом срок. Как видим, анализ маршрута Геродота принес ощутимую пользу.

Сведения Геродота о народах Скифии и вокруг нее драгоценны, но среди ученых нет единомыслия по поводу размещения этих народов на географической карте. Возьмем в качестве примера народ будинов. Их помещали то в Пруссии у Балтийского моря, то близ Днепра, то отодвигали в Приуралье на Верхнюю Каму, то помещали у Воронежа или у Саратова, а иногда загоняли их в безводные пески у Каспийского моря, совершенно забывая о том, что Геродот дважды писал о сплошной лесистости земли будинов.

Правильно понять Геродота можно только при комплексном подходе, изучая в целостной системе его рассказы, записанные в разных местах, природные данные (реки, ландшафтные зоны), описания быта и хозяйства, расстояния, указанные в тексте и, наконец, новейшие археологические данные, так как археологи, подобно Геродоту, тоже совершают путешествия в Скифию V в. до н. э. и знают, где жили кочевники, а где земледельцы.

Рассмотрим два примера комплексного анализа данных Геродота: где же на самом деле жили загадочные будины и где размещались те земледельческие племена, которых местные греки то причисляли к скифам, то именовали по реке Днепру «борисфенитами», а сами себя они называли «сколотами»?

Указанная выше неопределенность в вопросе о будинах происходит от несоблюдения принятых условий исследования. Попытаемся, прежде всего, создать условную модель земли будинов, соблюдая содержащиеся в тексте Геродота «условия задачи». При перенесении условной модели на реальную археологическую карту VI—IV вв. до н. э. мы определяем те археологические культуры, которые можно соотнести с геродотовскими будинами, неврами, гелонами. Некоторые нелогичности все же остаются, но их заранее парировал сам Геродот, указав, что греки нередко путали два соседних, но различных по языку и быту народа — будинов и гелонов.

Археология помогает разъяснить и второй комплекс сведений Геродота, связанный с лесостепными земледельческими племенами. Говоря о собственно скифах, Геродот имеет в виду скотоводческие племена степей с их непостоянным кочевым бытом, отсутствием пашен и городов. Но севернее кочевников, т. е. в лесостепи, историк упоминает ряд племен, к которым он постоянно применяет дополнительное определение их необычного для скифов хозяйства: «пахари», «земледельцы», — но причисляет их все же к скифам, может быть подразумевая под этим политическую принадлежность их к Скифскому царству (или к Скифской федерации).

Археологические материалы, хорошо систематизированные в последнее время украинскими археологами, действительно дают нам в лесостепи близкородственные земледельческие культуры, ярко окрашенные вместе с тем сильным скифским влиянием. Они и «пахари» и «скифы» одновременно. Главный массив земледельцев находился на Днепре — Борисфене. Эти «скифы-земледельцы» вели настолько активную торговлю с эллинами, что даже греческая Ольвия носила в то время второе название — «Торжища борисфенитов», хотя город расположен не на Борисфене. Карта античного импорта показывает, что центром торговли с греками была Киевско-Тясминская археологическая группа, расположенная вдоль Днепра на протяжении 400 км.

Геродот пишет, что земля «скифов- земледельцев», или «борисфенитов», простирается от реки Пантикапы (в которой следует видеть Ворсклу) «на север, вверх по течению Борисфена на одиннадцать дней. Над ними (борисфенитами) простирается обширная пустыня» (Гер. IV—18). Киевско-Тясминская археологическая группа поразительно точно соответствует описанию Геродота: одиннадцать дней плавания — это около 400 км, а севернее Киева действительно идет пустынное, редко заселенное болотистое пространство. Никакую иную археологическую культуру отождествить с геродотовскими земледельцами-днепровцами нельзя, тогда как Киевская группа скифоидных памятников удовлетворяет всем условиям и своим расположением на Борисфене, и протяженностью, и земледельческим хозяйством, и оживленными торговыми связями с Ольвией.

Приведенные два примера показывают, что новый пересмотр Геродота может привести к обоснованным новым построениям.

Сопоставление записей Геродота с археологической географией еще раз убеждает нас в добросовестности «отца истории». Плутарх напрасно нападал на Геродота и подозревал его в искажении истины. Все, что относится к походу Дария в Скифию и описанию народов Скифии, вызывает доверие.

Большой интерес представляют записанные Геродотом две легенды о происхождении двух различных групп населения Скифии. Эллины, жившие на берегу Черного моря и, следовательно, соприкасавшиеся с кочевой, скотоводческой половиной населения Скифии, сообщили Геродоту, что агафирсы, гелоны и скифы происходят, согласно легенде, от трех сыновей Геракла и Ехидны. Встреча Геракла со змееногой девой произошла в устье Днепра. Возмужавшие сыновья Геракла должны были натянуть тугой лук отца-героя — тот, кто сумеет это сделать, получает материнскую (нижнеднепровскую) землю. Лук натянул только младший сын — Скиф. Братья его выселились: Агафирс — на запад к Карпатам, а Гелон — на землю будинов. Эта генеалогическая легенда родилась, конечно, в среде царских скифов-кочевников, занимавших земли по берегам Нижнего Днепра, от порогов (где находились гробницы предков) до моря.

Другая легенда рассказана Геродоту, очевидно, скифом-борисфенитом, представителем земледельческих племен Среднего Приднепровья. В ней речь идет о трех братьях, потомках некоего Таргитая. Объектом состязания этих братьев был не скифский лук, а священные золотые земледельческие орудия (плуг и ярмо), топор и чаша. Победил в состязании младший сын Колаксай. Все почитатели этих аграрных символов носили собирательное имя «сколотое», но эллины, замечает Геродот, называли их скифами.

Возможно, что лесостепные земледельцы сколоты, жившие на юге от Киева и создавшие свою особую, отличную от скифской генеалогическую легенду, имеют отношение к праславянским племенам, располагавшимся в этой лесостепи задолго до Геродота. Это объяснило бы обильные заимствования из скифского языка, прослеживаемые в языках восточных славян.

Путешествие Геродота в Скифию обогатило науку не только подробностями похода 514 г., но и исторически важными сведениями о племенах и народах Восточной Европы в VI— V вв до н. э.

Автор: Б. А. Рыбаков.

Схожі статті:

Королевская дорога — Ливиус

Королевская дорога

Геродот описывает дорогу между Сардами и Сузами следующими словами. примечание [Геродот, Истории 5.52-53.]

Что касается этой дороги, правда такова. Повсюду есть королевские стоянки с прекрасными местами для отдыха, и вся дорога проходит по стране, которая населена и безопасна.

  1. Через Лидию и Фригию проходят двадцать стадий, составляющих 520 километров.
  2. После Фригии следует река Галис, у которой есть ворота, через которые нужно пройти, чтобы пересечь реку, и там устроен сильный сторожевой пост.
  3. Затем, после перехода в Каппадокию, по этому пути двадцать восемь этапов, что составляет 572 километра, до границ Киликии.
  4. На границе киликийцев вы пройдете через два ряда ворот и сторожевых постов: затем, пройдя через них, три этапа, составляющие 85 километров, для путешествия через Киликию.
  5. Сарды, откуда начиналась Королевская дорога Границей Киликии и Армении является судоходная река Евфрат. В Армении количество этапов с местами отдыха – пятнадцать, а протяженность – 310 километров, на пути стоит пост охраны.
  6. Затем из Армении, когда вступаешь в землю Матиене, есть тридцать четыре этапа, что составляет 753 километра. Через эту землю протекают четыре судоходные реки, которые нельзя пересечь иначе, как на паромах, сначала Тигр, а затем вторую и третью, называемые одним и тем же именем Забат, хотя это не одна и та же река и не текут из одной и той же области ( ибо первая из них течет из Армянской земли, а другая из матиенской), а четвертая из рек называется Гындес […].
  7. Проходя оттуда в Киссийскую землю, одиннадцать стадий, 234 километра, до реки Хоасп, которая также является судоходным потоком; и на этом построен город Сузы. Всего этих стадий насчитывается сто одиннадцать.

Это количество ступеней с местами отдыха при подъеме из Сарды в Сузы. Если царская дорога была правильно измерена […], количество километров от Сарды до дворца Мемнона составляет 2500. Таким образом, если каждый день проходит 30 километров, в пути тратится около девяноста дней.

Halys

Должно быть, эта дорога очень старая. Если бы персы построили эту дорогу и пошли по кратчайшему пути, они избрали бы другой путь: из Суз в Вавилон, по Евфрату в столицу Киликии Тарс, а оттуда в Лидию. Это было не только короче, но и имело то преимущество, что проходило вдоль моря, где можно было торговать товарами. Однако путь вдоль Тигра пролегал через сердце древней Ассирии. Важные города, такие как Арбела и Опис, располагались на дороге. Королевство. Поэтому вполне вероятно, что дорога была спланирована и организована ассирийскими царями, чтобы соединить их столицу Ниневию с Сузами.

Достоверно известно, что ассирийцы торговали с Канешем в современной Турции в первой четверти второго тысячелетия до нашей эры. Названия нескольких торговых центров и станций известны и позволяют предположить, что путь из Ассирии на запад уже был хорошо организован. Эта дорога существовала еще в персидскую эпоху.

Персидские ворота

Путешественник, отправившийся из Ниневии (разрушенной мидянами и вавилонянами в 612 г.) на запад, пересек Тигр возле города, известного в римскую эпоху как Амида (а сегодня — Диярбакыр). Это была столица страны под названием Софена. Далее на запад он переправился через Евфрат возле Мелитены, столицы небольшого одноименного государства, которое, возможно, входило в состав персидской сатрапии Киликии. Вероятно, руины гауптвахты, упомянутые Геродотом, находятся недалеко от Эски Малатья.

Граница между Киликией и Каппадокией проходила по горному массиву Антитавр. Последний город в Киликии и, вероятно, место «двух групп ворот и сторожевых постов», упомянутых Геродотом, находился в Комане, святом месте, посвященном Ма-Энио, богине-воительнице, которую греки отождествляли с Артемидой. .

Маршрут продолжался через центральные равнины современной Турции, страны, которая называлась Каппадокия. Точное направление дороги неизвестно, но вполне вероятно, что она проходила по столице бывшей Хеттской империи Хаттусе.

Галис пересекли недалеко от современной Анкары (которая вполне могла быть сторожевым постом вдоль дороги), а следующей остановкой был Гордиум, столица другого царства, исчезнувшего в персидскую эпоху, Фригии. На этом участке была раскопана дорога шириной 6 метров. Пересекая Фригийскую равнину и проходя через Пессин, знаменитое святилище, посвященное богине Кибеле, и Доцимиум, известный своим мрамором павонацетто, царская дорога достигла Сарды.

В Персеполе было найдено множество табличек, относящихся к системе смены лошадей на Царской дороге; это называлось пиррадазиш . Из этих табличек мы многое знаем о продолжении пути из Суз через грозные Персидские ворота в Персеполь (23 этапа и протяженность 552 километра) и о других главных дорогах империи Ахеменидов. Не менее важной была, например, дорога, соединявшая Вавилон и Экбатану, которая пересекала Царскую дорогу возле Описа и шла в священный город зороастризма Раги. Эта дорога продолжалась на Дальний Восток и позже была известна как Шелковый путь.

Геродот описывает пиррадазиш, для которого он использует другое имя, очень хвалебными словами:

Нет ничего смертного, что совершало бы путешествие быстрее, чем эти вестники, так искусно это придумали персы. Ибо они говорят, что по числу дней, из которых состоит весь путь, столько-то коней и людей ставится через промежутки, и каждый человек и конь назначаются на один день пути. Ни снег, ни дождь, ни зной, ни мрак ночи не мешают им выполнить поставленную перед ними задачу с предельной быстротой. Первый едет и доставляет послание, которое ему поручено, второму, а второй — третьему; и после этого он проходит через них, передаваясь от одного к другому, как в гонке с факелом у греков, которую они устраивают для Гефеста. Такой бег своих лошадей персы называют ангареон . примечание [Геродот, Истории 8.98.]

Карта основных дорог империи Ахеменидов

На греков это произвело самое сильное впечатление. Есть рассказ Диодора Сицилийского о том, что между Сузами и Персеполем были достигнуты еще большие скорости сообщения:

Хотя некоторые из персов находились в тридцатидневном пути, но все они в тот же день получили приказ благодаря искусной расстановке постов стражи, о чем нехорошо молчать. Персия изрезана множеством узких долин и имеет много смотровых постов, расположенных высоко и близко друг к другу, на которых стояли те из жителей, которые имели самые громкие голоса. Поскольку эти посты были отделены друг от друга расстоянием, на котором можно было услышать человеческий голос, те, кто получил приказ, передавали его таким же образом следующему, а затем те, в свою очередь, другим, пока сообщение не было доставлено в граница сатрапии. примечание [Диодор, Всемирная история 19.17.5-6.]

Мост через Тигр в Диярбакыре

Мы не можем установить, правда ли это. Если это так, то это дань персидскому таланту организовать это; если это просто фантазия, то это прекрасный комплимент.

Дорога, хотя и без системы пиррадазиш, все еще использовалась во времена Римской империи. Мост возле Амиды (современный Диярбакыр на востоке Турции) является иллюстрацией. В четвертом веке нашей эры он был достаточно важен, чтобы его защищал целый римский легион, V Партика, и оставался важным: мост несколько раз ремонтировали.

Эта страница была создана в 2002 году; последнее изменение: 16 декабря 2019 г.

Персидская королевская дорога | Описание, история, длина и факты

  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • В этот день в истории
  • Викторины
  • Подкасты
  • Словарь
  • Биографии
  • Резюме
  • Популярные вопросы
  • Обзор недели
  • Инфографика
  • Демистификация
  • Списки
  • #WTFact
  • Товарищи
  • Галереи изображений
  • Прожектор
  • Форум
  • Один хороший факт
  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Britannica объясняет
    В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы.
  • Britannica Classics
    Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica.
  • #WTFact Видео
    В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти.
  • На этот раз в истории
    В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
  • Demystified Videos
    В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
  • Студенческий портал
    Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д.
  • Портал COVID-19
    Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня.
  • 100 женщин
    Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *