Марина ивановна цветаева биография краткая: Краткая биография Цветаевой интересные факты творчества и личной жизни Марины Ивановны, всем классам

Краткая биография Цветаевой

Марина Ивановна Цветаева

Марина Ивановна Цветаева родилась 8 октября 1892 года. Тогда еще никто даже не мог предположить, какой путь для себя она выберет. Ее родной отец работал профессором в университете, а мать была известной пианисткой.

В возрасте шести лет, когда Марина пополнила свою биографию первыми поэтическими произведениями, этого никто не воспринял всерьез.

Начальное образование Мариной Цветаевой было получено в женской Московской гимназии. Далее ее образование продолжалась во многих пансионах Франции, Швейцарии и Германии.

Мама Марины Цветаевой рано ушла из жизни, и воспитанием ее, двух ее сестер и брата занимался отец, главной целью для которого было дать детям достойное, высокое образование.

Дебютный самостоятельный сборник стихотворных произведений Марины Ивановны датируется 1910 годом, и известен под названием «Вечерний альбом».

Уже в этом периоде ее жизни на творческую деятельность Марины обратили внимание небезызвестные на то время Максимилиан Волошин, Николай Гумилев, а также Валерий Брюсов. Именно творчество этих знаменитых людей, а также деятельность Николая Некрасова, оставили заметный отпечаток на ее раннем творчестве.

Последующие годы своей жизни, Марина Цветаева посвятила тому, чтобы издавать сборники поэтических творений. Так, в 1912 году мир увидел книгу «Волшебный фонарь», а в следующем, 1913, «Из двух книг».

Во времена 17-22 года, или при событиях Гражданской войны, поэзия для Марины Цветаевой становится не только способом выразить свои чувства, но и посочувствовать тем, кому это необходимо.

Помимо поэтических творений, в биографии Марины Цветаевой встречаются и пьесы.

О личной жизни Марины Цветаевой много не говорят. В 1912 году Марию Ивановну берет в жены Сергей Эфрон, он брака с которым Марина Цветаева рожает дочь Ариадну.

Через два года, в 1914, Мария знакомится с уже известной Софией Парнок.

Их близкая дружба была достаточно не долгой, всего до 1916 года. Именно ей посвящен цикл Цветаевский произведений «Подруга». После этого «романа» Марина возвращается к мужу. Кроме первой дочери, у Марины с мужем была еще одна — Ирина, но, ее жизнь закончилась на третьем году жизни. А в 1925 году, от брака появляется на свет сын Георгий.

1922 год становится для Марины Цветаевой город эмиграции. Самый первый переезд состоялся в Берлин, следующий — Чехию, а последним городом эмиграции стал Париж. Творческая деятельность этого периода Марины включает всего три поэмы: «Поэму Воздуха» «Поэму горы», а также «Поэму Конца». Стихотворения Марины Цветаевой были изданы редакцией «После России», в 1928 году. Но, стоит отметить, что ни одно из этих произведений не принесли Марине никакого успеха за рубежом. Большое признание в период эмиграции Марина Цветаева заслужила только прозаическими произведениями.

Марина Цветаева пишет серию работ, которые посвящает значимым и известным людям. Проведя тридцатые года в бедности и нужде, в конце 39 года Марина возвращается в Советский Союз. Ее мужа и дочь берут под арест. В 1941 году мужа расстреляли, в дочь реабилитируют только спустя 15 лет. Этот период жизни стал переломным для творческой деятельности Цветаевой, но, потребность выжить приводит Марину к тому, что она начинает заниматься переводами текстов и стихов.

Так, не выдержав скорби о муже, в последний день лета, 1941 года Марина Ивановна наложила на себя руки. Похороны поэтессы проходили на Петропавловском кладбище в Елабуге.

Краткая биография и творчество Цветаевой

Одно из самых сложных осознаний для читателей биографий великих людей – это тот простой факт, что они были всего лишь людьми. Творчество, гениальный полет мысли – это всего лишь одна из граней личности. Да, потомки будут видеть именно ее – но все же это только одна-единственная грань. Остальные могут быть далеки от идеала. Много нелестного современники писали о Пушкине, о Лермонтове, о Достоевском. Не стала исключением и Марина Цветаева. Жизнь и творчество этой поэтессы находились в постоянном глубоком внутреннем противоречии.

Детство

Цветаева – коренная москвичка. Именно здесь 26.09.1892 г. она появилась на свет. Полночь с субботы на воскресенье, праздник Иоанна Богослова. Цветаева, всегда трепетно относившаяся к совпадениям и датам, особенно к тем, которые прибавляли экзотики и драматичности, часто отмечала этот факт, видела в нем скрытое знамение.

Семья была вполне состоятельной. Отец – профессор, филолог и искусствовед. Мать – пианистка, женщина творческая и восторженная. Она всегда стремилась разглядеть в детях ростки будущей гениальности, прививала любовь к музыке и искусству. Заметив, что Марина постоянно что-то рифмует, мать с восторгом писала: «Может, из нее вырастет поэт!» Восхищение, преклонение перед искусством – в такой атмосфере выросла М. Цветаева. Творчество, вся ее последующая жизнь несли на себе отпечаток этого воспитания.

Образование и воспитание

Цветаева получила отличное образование, знала несколько языков, жила с матерью в Германии, Италии и Швейцарии, где та лечила чахотку. В возрасте 16 лет посетила Париж, чтобы послушать лекции о классической старофранцузской литературе.

Когда Марине было 14, умерла мать. Отец уделял много внимания детям: Марине,
двум ее сестрам и брату. Но он занимался скорее образованием детей, чем воспитанием. Возможно, поэтому творчество Цветаевой носит отпечаток ранней зрелости и очевидного эмоционального инфантилизма.

Многие друзья семьи отмечали, что Марина всегда была крайне влюбчивым и восторженным ребенком. Слишком много эмоций, слишком много страсти. Чувства захлестывали Марину, она не могла их контролировать, да и не хотела. Ее никто этому не учил, наоборот, поощряли, полагая признаком творческой натуры. Марина не влюблялась – обожествляла предмет своих чувств. И эту способность упиваться собственными чувствами, наслаждаться ими, используя как топливо для творчества, Марина сохранила навсегда. Любовь в творчестве Цветаевой всегда экзальтированна, драматична, восторженна. Не чувство, а любование им.

Первые стихи

Писать стихи Марина начала рано, с шести лет. Уже в 18 лет опубликовала собственный сборник – на свои же деньги, написала восторженную критическую статью, посвященную Брюсову. Это была еще одна ее характерная черта – способность искренне восторгаться литературными кумирами. В сочетании с несомненным эпистолярным даром эта особенность помогла Марине завязать близкое знакомство со многими известными поэтами того времени. Она восхищалась не только стихами, но и авторами, и писала о своем чувстве так искренно, что литературный отзыв превращался в признание в любви. Много позже жена Пастернака, прочитав переписку мужа с Цветаевой, потребовала немедленно прекратить общение – слишком уж интимно и страстно звучали слова поэтессы.

Цена восторженности

Но такова была Марина Цветаева. Творчество, эмоции, восторг и влюбленность были для нее жизнью, не только в стихах, но и в письмах. В этом и была ее беда – не как поэта, а как человека. Она не просто чувствовала, она питалась эмоциями.

Тонкий механизм ее таланта работал на влюбленности, на счастье и отчаянии, как на топливе, сжигая их. Но для любых чувств, для любых отношений нужны как минимум двое. Те, кто сталкивался с Цветаевой, кто попадал под влияние ее ослепительных, словно бенгальский огнь, чувств, всегда в конце концов становились несчастны, как бы замечательно все ни было поначалу. Несчастлива была и Цветаева. Жизнь и творчество в ее жизни переплелись слишком тесно. Она ранила людей, и сама этого не осознавала. Точнее, считала это естественным. Просто еще одна жертва на алтарь Искусства.

Замужество

В 19 лет Цветаева познакомилась с молодым красавцем-брюнетом. Сергей Эфрон был умен, эффектен, пользовался вниманием дам. Вскоре Марина и Сергей стали мужем и женой. Многие из знавших поэтессу отмечали, что первое время супружества она была счастлива. В 1912 году у нее родилась дочь Ариадна.

Но жизнь и творчество М. Цветаевой могли существовать только за счет друг друга. Или быт пожирал поэзию, или поэзия – быт. Сборник 1913 года во многом состоял из старых стихов, а для новых была нужна страсть.

Семейного счастья Марине не хватало. Супружеская любовь быстро приелась, творчество Цветаевой требовало нового топлива, новых переживаний и терзаний – чем больше, тем лучше.

Сложно сказать, приводило ли это к фактическим изменам. Марина увлекалась, вспыхивала от эмоций и писала, писала, писала… Естественно, несчастный Сергей Эфрон не мог этого не видеть. Марина не считала нужным скрывать свои увлечения. Более того, вовлечение в этот эмоциональный вихрь еще одного человека только добавляло драматизма, повышало накал страстей. Это и был тот мир, в котором жила Цветаева. Темы творчества поэтессы, ее яркая, порывистая, страстная чувственность, звучащая в стихах – это были две части одного целого.

Сафическая связь

В 1914 году Цветаева узнала, что любить можно не только мужчин. София Парнок, талантливая поэтесса и блестящая переводчица, русская Сафо, всерьез увлекла Марину. Та ушла от мужа, вдохновленная и увлеченная внезапным родством душ, звучащих в унисон. Два года длилась эта странная дружба, полная восторга влюбленности и нежного обожания. Вполне возможно, связь действительно была платонической. Эмоции – то, в чем нуждалась Марина Цветаева. Жизнь и творчество этой поэтессы похожи на бесконечную погоню за предметом любви – за самой любовью. Счастливая или несчастная, взаимная или безответная, к мужчине или к женщине – не суть важно. Важно только упоение чувствами. Цветаева писала посвященные Парнок стихи, которые позже вошли в сборник «Подруга».

В 1916 году связь закончилась, Цветаева вернулась домой. Безропотный Эфрон все понял и простил.

Петр Эфрон

В следующем году происходят одновременно два события: Сергей Эфрон уходит на фронт в составе Белой армии, а у Марины рождается вторая дочь, Ирина.

Впрочем, история с патриотическим порывом Эфрона не так уж и однозначна. Да, он происходил и дворянского рода, был потомственным народовольцем, его убеждения полностью соответствовали идеалам Белого движения.

Но был и еще один момент. В том же 1914 году Цветаева пишет пронзительные стихи, посвященные брату Сергея, Петру. Он был болен – чахотка, как и у матери Цветаевой. И он тяжело болен. Он умирает. Цветаева, жизнь и творчество которой – пламя чувств, загорается этим человеком. Вряд ли это можно считать романом в нормальном значении этого слова – но влюбленность очевидна. Она с болезненной увлеченностью наблюдает за стремительным угасанием молодого человека. Пишет ему – так, как она может, горячо и чувственно, страстно. Ходит к нему в больницу. Упоенная чужим угасанием, упоенная собственной возвышенной жалостью и трагичностью чувств, Марина уделяет этому человеку больше времени и души, чем мужу и дочери. Ведь эмоции, такие яркие, такие ослепляющие, такие драматические – это и есть основные темы творчества Цветаевой.

Любовный многоугольник

Что должен был чувствовать Сергей Эфрон? Человек, который из мужа превратился в досадную помеху. Жена мечется между странной подругой и умирающим братом, пишет страстные стихи и отмахивается от Эфрона.

В 1915 году Эфрон принимает решение стать медбратом и уехать на фронт. Он идет на курсы, находит работу на санитарном поезде. Что это было? Сознательный, продиктованный убеждением выбор или жест отчаяния?

Марина страдает и переживает, она мечется, не находит себе места. Впрочем, творчество Цветаевой от этого только выигрывает. Стихи, посвященные ее мужу в этот период, одни из самых пронзительных и жутких. Отчаяние, тоска и любовь – в этих строках целый мир.

Страсть, разъедающая душу, выплескивается в стихи, в этом – вся Цветаева. Биография и творчество этой поэтессы формируют друг друга, чувства создают стихи и события, а события – стихи и чувства.

Трагедия Ирины

Когда в 1917 году Эфрон, закончив школу прапорщиков, уезжает на фронт, Марина остается одна с двумя детьми.

То, что произошло потом, биографы Цветаевой стараются обходить молчанием. Младшая дочь поэтессы, Ирина, умирает от голода. Да, в те годы это было не редкостью. Но в данном случае ситуация была исключительно странной. Марина сама неоднократно говорила, что не любила младшего ребенка. Современники утверждают, что она била девочку, называла сумасшедшей и дурой. Возможно, у ребенка действительно были психические отклонения, а может, так сказывалась травля со стороны матери.

В 1919 году, когда с продуктами стало совсем плохо, Цветаева принимает решение отдать детей в санаторий, на гособеспечение. Поэтесса никогда не любила заниматься бытовыми неурядицами, они ее раздражали, вызывали озлобленность и отчаяние. Не выдержав возни с двумя больными детьми, она, по сути, отдает их в приют. И потом, зная, что там практически не кормят, носит еду только одной – старшей, любимой. Несчастный ослабленный трехлетний ребенок не выдерживает лишений и умирает. При этом сама Цветаева, очевидно, питается если не нормально, то сносно. Сил хватает на творчество, на редактирование уже написанного ранее. Сама же Цветаева говорила о произошедшей трагедии: не хватило любви на ребенка. Просто не хватило любви.

Жизнь с гением

Такой была Марина Цветаева. Творчество, чувства, стремления души были для нее важнее живых людей, находящихся рядом. Все, кто оказался слишком близко к костру творчества Цветаевой, были опалены.

Говорят, что поэтесса стала жертвой травли и репрессий, не выдержала испытания бедностью и лишениями. Но в свете трагедии 1920 года очевидно – большая часть страданий и мук, выпавших на долю Цветаевой – ее вина. Вольная или невольная, но ее. Цветаева никогда не считала нужным держать свои чувства и желания в узде, она была творцом – и этим было все сказано. Весь мир служил для нее мастерской. Трудно ожидать от окружавших Марину людей, чтобы они воспринимали такое отношение с восторгом. Гениальность – это, конечно, чудесно. Но со стороны. Те, кто считают, что близкие творцов должны терпеть равнодушие, жестокость и самовлюбленность только из уважения к таланту, просто сами не жили в таких условиях. И вряд ли имеют право судить.

Читать книгу с гениальными стихами – это одно. Умирать от голода, когда мама не считает нужным тебя кормить, просто потому что она тебя не любит – совсем другое. Да, творчество Ахматовой и Цветаевой – шедевры поэзии серебряного века. Но это не означает, что поэты обязательно были хорошими людьми.

Константин Родзевич

При всех особенностях характера Цветаевой, при всей ее бытовой, практической неприспособленности Эфрон все же любил ее. Оказавшись после войны в Европе, он позвал туда жену и дочь. Цветаева поехала. Какое-то время они жили в Берлине, затем три года – под Прагой. Там же, в Чехии, у Цветаевой случился еще один роман – с Константином Родзевичем. Опять огонь страсти, опять стихи. Творчество Цветаевой обогатилось двумя новыми поэмами.

Биографы оправдывают это увлечение усталостью поэтессы, ее отчаянием и депрессией. Родзевич увидел в Цветаевой женщину, а Марина так истосковалась по любви и восхищению. Звучит вполне убедительно. Если не думать о том, что Цветаева жила в стране, которая голодала. Цветаева, по собственному же признанию, послужила причиной смерти дочери. Марина неоднократно увлекалась другими мужчинами, и не только мужчинами, забывая о муже. И после всего этого он приложил все усилия, чтобы помочь жене выбраться из голодающей страны. Не бросил ее – хотя, конечно, мог. Не развелся по приезде. Нет. Дал ей кров, пищу и возможность жить в мире. Конечно, какая уж тут романтика… Скучно это. Обыденно. То ли дело новый поклонник.

Европейские увлечения Цветаевой

По мнению некоторых современников, сын Цветаевой, Георгий – вовсе не ребенок Эфрона. Предполагают, что отцом мальчика мог быть Родзевич. Но точных сведений на этот счет нет. Те, кто сомневался в отцовстве Эфрона, не любили Марину, считали ее крайне неприятным, тяжелым и беспринципным человеком. А следовательно, изо всех возможных объяснений они выбирали самое неприятное, порочащее имя поэтессы. Были у них причины для такой нелюбви? Возможно. Следует ли доверять таким источникам? Нет. Предубеждение – враг правдивости.

К тому же не только Родзевич служил предметом увлеченности для Цветаевой. Именно тогда она вела скандальную переписку с Пастернаком, которую оборвала жена последнего, найдя возмутительно-откровенной. С 1926 года Марина пишет Рильке, и общение длится достаточно долго – до самой смерти легендарного поэта.

Жизнь в эмиграции Цветаевой неприятна. Она тоскует по России, хочет вернуться, жалуется на неустроенность и одиночество. Родина в творчестве Цветаевой в эти годы становится ведущей темой. Марина увлеклась прозой, она пишет о Волошине, о Пушкине, об Андрее Белом.

Муж в это время увлекся идеями коммунизма, пересмотрел свое отношение к советской власти и даже решился на участие в подпольной деятельности.

1941 — самоубийство

Не одна Марина болеет возвращением на родину. Дочь, Ариадна, тоже рвется домой – и ей действительно разрешают въезд в СССР. Затем возвращается на родину Эфрон, уже к тому времени замешенный в убийстве с политической окраской. И в 1939 году, после 17 лет эмиграции, Цветаева, наконец, тоже возвращается. Радость была недолгой. В августе того же года арестовали Ариадну, в ноябре – Сергея. Эфрон в 1941 году был расстрелян, Ариадна получила 15 лет лагерей по обвинению в шпионаже. Об их судьбе Цветаева так ничего и не смогла узнать – просто надеялась, что близкие еще живы.

В 1941 году началась война, Марина с шестнадцатилетним сыном уезжает в Елабугу, в эвакуацию. У нее нет денег, нет работы, вдохновение оставило поэтессу. Опустошенная, разочарованная, одинокая Цветаева не выдержала и 31.08.1941 г. покончила жизнь самоубийством – повесилась.

Ее похоронили на местном кладбище. Точное место упокоения поэтессы неизвестно –только ориентировочно район, в котором находится несколько могил. Там и был спустя много лет установлен памятный монумент. Единой точки зрения по поводу точного места захоронения Цветаевой нет.

Марина Ивановна Цветаева | Русский поэт

Год рождения:
8 октября 1892 г. Москва Россия
Умер:
31 августа 1941 г. (48 лет) Россия
Известные работы:
«Лебединый стан»

Смотреть все по теме →

Цветаева Марина Ивановна , в замужестве Марина Ивановна Эфрон , (род. 26 сентября [8 октября по новому стилю] 1892, Москва, Россия — ум. 31 августа 1941, Елабуга), русский поэт, стихи которого отличаются отрывистым ритмом, оригинальностью и прямотой и который, хотя мало известен за пределами России, считается одним из лучших русскоязычных поэтов ХХ века.

Юность Цветаевой прошла преимущественно в Москве, где ее отец был профессором университета и директором музея, а мать талантливой пианисткой. Семья много путешествовала за границу, и в 16 лет она начала учиться в Сорбонне. Ее первый сборник стихов, «Вечерний альбом » («Вечерний альбом»), появившийся в 1910 году. Многие из ее лучших и наиболее характерных поэтических качеств отображены в большой стихотворной сказке

«Царь-девица » (1922; «Царь-девица»).

Викторина «Британника»

Любимая литература: правда или вымысел?

Любите литературу? Эта викторина выясняет правду о любимых писателях и историях, старых и новых.

Цветаева встретила русскую революцию враждебно (ее муж Сергей Эфрон был офицером Белой контрреволюционной армии), и многие ее стихи, написанные в это время, прославляют антибольшевистское сопротивление. Среди них замечательный цикл «Лебединый стан » («Лебединый стан», сочинено в 1917–21, но опубликовано только в 1957 в Мюнхене), трогательная лирическая хроника Гражданской войны глазами и эмоциями жены белого офицера.

Цветаева покинула Советский Союз в 1922 году, уехав в Берлин и Прагу, и, наконец, в 1925 году поселилась в Париже. Там она опубликовала несколько томов стихов, в том числе

Стихи к Блоку (1922; «Стихи к Блоку») и После России (1928; «После России»), последнюю книгу ее стихов, изданную при ее жизни. Она также написала две поэтические трагедии на классические темы, Ариадна (1924) и Федра (1927), несколько очерков о творческом процессе, литературоведческие работы, в том числе монография Мой Пушкин (1937; «Мой Пушкин»). Ее последний цикл стихов « Стихи к Чехии » (1938–39; «Стихи в Чехию») был страстной реакцией на оккупацию Чехословакии нацистской Германией.

В поэзии Цветаевой 1930-х годов все больше отражалось отчуждение от эмигрантского существования и углубляющаяся ностальгия по России, как, например, в стихотворениях «Тоска по родине» (1935; «Тоска по Родине») и «Родина» (1936; «Родина»). В конце 30-х ее муж, начавший сотрудничать с коммунистами, вернулся в Советский Союз, забрав с собой дочь (оба впоследствии стали жертвами террора Иосифа Сталина). В 1939 году Цветаева последовала за ними, поселившись в Москве, где занималась поэтическими переводами. Эвакуация Москвы во время Великой Отечественной войны отправила ее в отдаленный город, где у нее не было ни друзей, ни поддержки. Она покончила жизнь самоубийством в 1941.

Цветаева Марина Ивановна-кратко

Годы жизни 1892-1941 . Выдающаяся личность, русский поэт Серебряного века, переводчик и прозаик.

Ранние годы
Марина Цветаева родилась в Москве. Его отец был искусствоведом, филологом и профессором университета, а вскоре стал директором Румянцевского музея, а также основателем еще одного музея. Ее мать — пианистка немецко-польского происхождения. У Марины было две сестры и брат.

Образование
Училась в музыкальной школе, по наставлению матери, так как женщина мечтала о дочери-музыканте.

Пару лет Цветаева училась в женской гимназии, как раз в это время у нее обнаружили туберкулёз . После этого вся семья была вынуждена сменить место жительства. Марина провела еще пару лет, обучаясь в различных домах престарелых в Лозанне и Фрайбурге.
Позже она вернулась в Россию.

Творческий путь
С  шести лет Марина Цветаева начала писать стихи на русском, немецком и французском языках. Она любила посещать различные клубные собрания и литературные лекции, творческие поэтические вечера.
Первый сборник Вышли стихи Цветаевой в В 1910 году , в который вошли школьные работы поэтессы. Ее творчество практически сразу привлекло внимание известных поэтов того времени Серебряного века.

Каждый этап жизни Марины Цветаевой заканчивался выходом очередного сборника стихов. Было выпущено более 10 сборников однако многие ее работы остались неопубликованными.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *