Марина Цветаева | это… Что такое Марина Цветаева?
- Запрос «Цветаева» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения.
Мари́на Ива́новна Цвета́ева (26 сентября (8 октября), 1892, Москва, Российская империя — 31 августа 1941, Елабуга, СССР) — русский поэт, прозаик, переводчик, одна из самых самобытных поэтов Серебряного века.
Содержание
|
Биография
Детство и юность
Марина Цветаева родилась 26 сентября (8 октября) 1892 году в Москве. Её отец, Иван Владимирович, — профессор Московского университета, известный филолог и искусствовед; стал в дальнейшем директором Румянцевского музея и основателем Музея изящных искусств. Мать, Мария Мейн (по происхождению — из обрусевшей польско-немецкой семьи), была пианисткой, ученицей Антона Рубинштейна.
Марина начала писать стихи — не только на русском, но и на французском и немецком языках — ещё в шестилетнем возрасте. Огромное влияние на Марину, на формирование её характера оказывала мать. Она мечтала видеть дочь музыкантом.
После смерти матери от чахотки в 1906 году Марина с сестрой Анастасией остались на попечении отца.
Детские годы Цветаевой прошли в Москве и в Тарусе. Из-за болезни матери подолгу жила в Италии, Швейцарии и Германии. Начальное образование получила в Москве; продолжила его в пансионах Лозанны (Швейцария) и Фрайбурга (Германия). В шестнадцать лет предприняла поездку в Париж, чтобы прослушать в Сорбонне краткий курс лекций о старофранцузской литературе.
Начало творческой деятельности
Марина Цветаева. Около 1917
В 1910 году Марина опубликовала на свои собственные деньги первый сборник стихов — «Вечерний альбом». (Сборник посвящён памяти Марии Башкирцевой, что подчёркивает его «дневниковую» направленность.) Её творчество привлекло к себе внимание знаменитых поэтов — Валерия Брюсова, Максимилиана Волошина и Николая Гумилёва. В этот же год Цветаева написала свою первую критическую статью «Волшебство в стихах Брюсова». За «Вечерним альбомом» двумя годами позже последовал второй сборник — «Волшебный фонарь».
Начало творческой деятельности Цветаевой связано с кругом московских символистов. После знакомства с Брюсовым и поэтом Эллисом (настоящее имя Лев Кобылинский) Цветаева участвует в деятельности кружков и студий при издательстве «Мусагет».
На раннее творчество Цветаевой значительное влияние оказали Николай Некрасов, Валерий Брюсов и Максимилиан Волошин (поэтесса гостила в доме Волошина в Коктебеле в 1911, 1913, 1915 и 1917 годах).
В 1911 году Цветаева познакомилась со своим будущим мужем Сергеем Эфроном; в январе 1912 — вышла за него замуж. В этом же году у Марины и Сергея родилась дочь Ариадна (Аля).
В 1913 году выходит третий сборник — «Из двух книг».
Отношения с Софией Парнок
В 1914 г. Марина познакомилась с поэтессой и переводчицей Софией Парнок; их отношения продолжались до 1916 года. Цветаева посвятила Парнок цикл стихов «Подруга». Цветаева и Парнок расстались в 1916 году; Марина вернулась к мужу Сергею Эфрону. Отношения с Парнок Цветаева охарактеризовала как «первую катастрофу в своей жизни». В 1921 году Цветаева, подытоживая, пишет:
Любить только женщин (женщине) или только мужчин (мужчине), заведомо исключая обычное обратное — какая жуть! А только женщин (мужчине) или только мужчин (женщине), заведомо исключая необычное родное — какая скука!
На известие о смерти Софии Парнок Цветаева отреагировала бесстрастно: «Ну и что, что она умерла? Не обязательно умирать, чтобы умереть». [1]
Гражданская война (1917—1922)
В 1917 году Цветаева родила дочь Ирину, которая умерла в приюте в возрасте 3-х лет.
Годы Гражданской войны оказались для Цветаевой очень тяжелыми. Сергей Эфрон служил в рядах Белой армии. Марина жила в Москве, в Борисоглебском переулке. В эти годы появился цикл стихов «Лебединый стан», проникнутый сочувствием к белому движению.
В 1918—1919 годах Цветаева пишет романтические пьесы; созданы поэмы «Егорушка», «Царь-девица», «На красном коне».
В апреле 1920 года Цветаева познакомилась с князем Сергеем Волконским.
Эмиграция (1922—1939)
Марина Цветаева в 1924-м году
В мае 1922 года Цветаевой с дочерью Ариадной разрешили уехать за границу — к мужу, который, пережив разгром Деникина, будучи белым офицером, теперь стал студентом Пражского университета. Сначала Цветаева с дочерью недолго жила в Берлине, затем три года в предместьях Праги. В Чехии написаны знаменитые «Поэма горы» и «Поэма конца». В 1925 году после рождения сына Георгия семья перебралась в Париж. В Париже на Цветаеву сильно воздействовала атмосфера, сложившаяся вокруг неё из-за деятельности мужа. Эфрона обвиняли в том, что он был завербован НКВД и участвовал в заговоре против Льва Седова, сына Троцкого.
В мае 1926 года с подачи Бориса Пастернака Цветаева начала переписываться с австрийским поэтом Райнером Марией Рильке, жившим тогда в Швейцарии. Эта переписка обрывается в конце того же года со смертью Рильке.
В течение всего времени, проведённого в эмиграции, не прекращалась переписка Цветаевой с Борисом Пастернаком.
Большинство из созданного Цветаевой в эмиграции осталось неопубликованным. В 1928 в Париже выходит последний прижизненный сборник поэтессы — «После России», включивший в себя стихотворения 1922—1925 годов. Позднее Цветаева пишет об этом так: «Моя неудача в эмиграции — в том, что я не эмигрант, что я по духу, то есть по воздуху и по размаху — там, туда, оттуда…»[2]
В 1930 году написан поэтический цикл «Маяковскому» (на смерть Владимира Маяковского). Самоубийство Маяковского буквально шокировало Цветаеву.
В отличие от стихов, не получивших в эмигрантской среде признания, успехом пользовалась её проза, занявшая основное место в её творчестве 1930-х гг. («Эмиграция делает меня прозаиком…»). В это время изданы «Мой Пушкин» (1937), «Мать и музыка» (1935), «Дом у Старого Пимена» (1934), «Повесть о Сонечке» (1938), воспоминания о Максимилиане Волошине («Живое о живом», 1933), Михаиле Кузмине («Нездешний ветер», 1936), Андрее Белом («Пленный дух», 1934) и др.
С 1930-х гг. Цветаева с семьёй жила практически в нищете.
Никто не может вообразить бедности, в которой мы живём. Мой единственный доход — от того, что я пишу. Мой муж болен и не может работать. Моя дочь зарабатывает гроши, вышивая шляпки. У меня есть сын, ему восемь лет. Мы вчетвером живем на эти деньги. Другими словами, мы медленно умираем от голода. (Из воспоминаний Марины Цветаевой)
15 марта 1937 г. выехала в Москву Ариадна, первой из семьи получив возможность вернуться на Родину.
[3]10 октября того же года из Франции бежал Эфрон, оказавшись замешанным в заказном политическом убийстве[4] .Возвращение в СССР (1939—1941)
В 1939 году Цветаева вернулась в СССР вслед за мужем и дочерью. По приезде жила на даче НКВД в Болшево (ныне Музей-квартира М. И. Цветаевой в Болшеве), соседями были чета Клепининых. 27 августа была арестована дочь Ариадна, 10 октября — Эфрон. В 1941 году Сергей Яковлевич был расстрелян; Ариадна после пятнадцати лет репрессий реабилитирована в 1955 году.
В этот период Цветаева практически не писала стихов, занимаясь переводами.
Война застала Цветаеву за переводами Федерико Гарсиа Лорки. Работа была прервана. Восьмого августа Цветаева с сыном уехала на пароходе в эвакуацию; восемнадцатого прибыла вместе с несколькими писателями в городок Елабугу на Каме. В Чистополе, где в основном находились эвакуированные литераторы, Цветаева получила согласие на прописку и оставила заявление: «В совет Литфонда.
31 августа 1941 года покончила жизнь самоубийством (повесилась), оставив три записки: тем, кто будет её хоронить, Асеевым. и сыну:
Мурлыга! Прости меня, но дальше было бы хуже. Я тяжело больна, это уже не я. Люблю тебя безумно. Пойми, что я больше не могла жить. Передай папе и Але — если увидишь — что любила их до последней минуты и объясни, что попала в тупик.
Марина Цветаева похоронена на Петропавловском кладбище в г. Елабуге. Точное расположение ее могилы неизвестно. На той стороне кладбища, где находится ее затерявшаяся могила, в 1960 году сестра поэтессы, Анастасия Цветаева, установила крест, а в 1970 году было сооружено гранитное надгробие.[5]
После смерти
Кенотаф Цветаевой в Тарусе
Кенотаф Марины ЦветаевойВ эмиграции она написала в рассказе «Хлыстовки»: «Я бы хотела лежать на тарусском хлыстовском кладбище, под кустом бузины, в одной из тех могил с серебряным голубем, где растет самая красная и крупная в наших местах земляника. Но если это несбыточно, если не только мне там не лежать, но и кладбища того уж нет, я бы хотела, чтобы на одном из тех холмов, которыми Кирилловны шли к нам в Песочное, а мы к ним в Тарусу, поставили, с тарусской каменоломни, камень: «Здесь хотела бы лежать Марина Цветаева». Также она говорила: «Здесь, во Франции, и тени моей не останется. Таруса, Коктебель, да чешские деревни — вот места души моей».
На высоком берегу Оки, в её любимом городе Таруса согласно воле Цветаевой установлен камень (тарусский доломит) с надписью «Здесь хотела бы лежать Марина Цветаева». В первый раз камень был поставлен усилиями Семена Островского в 1962, но затем памятник был убран «во избежание»
Отпевание Цветаевой
В 1990 году патриарх Алексий II дал благословение на отпевание Цветаевой (отпевание состоялась в день пятидесятой годовщины кончины Марины Цветаевой в московском храме Вознесения Господня у Никитских ворот), тогда как отпевать самоубийц в РПЦ запрещено. [7]
Основанием для того послужило прошение Анастасии Цветаевой, а с нею — группы людей, в том числе диакона Андрея Кураева, к патриарху.
Музеи Марины Цветаевой
- Музей Марины Цветаевой в Москве
- Музей-квартира М. И. Цветаевой в Болшеве в Королёве
- Тарусский музей семьи Цветаевых
- Дом-музей семьи Цветаевых в Иванове, с. Ново-Талицы
- Александровский литературно-художественный музей Марины и Анастасии Цветаевых в г. Александров Владимирской области.
- Литературно-художественный музей М. Цветаевой в Башкортостане, с. Усень-Ивановское
Творчество
Почтовая карточка СССР с оригинальной маркой, художник Ю.Арцименев, 1992
Сборники стихов
- 1910 — «Вечерний альбом»
- 1912 — «Волшебный фонарь», вторая книга стихов, Изд. «Оле-Лукойе», Москва.
- 1913 — «Из двух книг», Книгоиздательствово «Оле-Лукойе».
- «Юношеские стихи», 1913—1915.
- 1922 — «Стихи к Блоку» (1916—1921), Изд. Огоньки, Берлин, Обложка А. Арнштама.
- 1922 — «Конец Казановы», Изд. Созвездие, Москва. Обложка работы О. С. Соловьевой.
- 1920 — «Царь-девица»
- 1921 — «Вёрсты»
- 1921 — «Лебединый стан»
- 1922 — «Разлука»
- 1923 — «Ремесло»
- 1923 — «Психея. Романтика»
- 1924 — «Молодец»
- 1928 — «После России»
- сборник 1940 года
Драматические произведения
- Червонный валет <1918>
- Метель (1918)
- Фортуна (1918)
- Приключение (1918-19)
- <Пьеса о Мэри> <1919> (не завершена)
- Каменный Ангел (1919)
- Феникс (1919)
- Ариадна (1924)
- Федра (1927)
Эссеистская проза
- «Живое о живом»
- «Пленный дух»
- «Мой Пушкин»
- «Пушкин и Пугачёв»
- «Искусство при свете совести»
- «Поэт и время»
- «Эпос и лирика современной России»
- воспоминания об Андрее Белом, Валерии Брюсове, Максимилиане Волошине, Борисе Пастернаке и др.
- Мемуары
- «Мать и музыка»
- «Сказка матери»
- «История одного посвящения»
- «Дом у Старого Пимена»
- «Повесть о Сонечке»
Родственники
- Валерия Ивановна Цветаева (1883—1966) — единокровная сестра, дочь И. В. Цветаева от первого брака.
- Андрей Иванович Цветаев (1890—19??)— единокровный брат, сын И. В. Цветаева от первого брака.
- Анастасия Ивановна Цветаева (1894—1993) — родная сестра М. И. Цветаевой.
- Сергей Яковлевич Эфрон (1893—1941) — муж.
- Ариадна Сергеевна Эфрон (1912—1975) — дочь.
- Ирина Сергеевна Эфрон (13.04.1917—15 (16?).02.1920) — дочь (умерла от голода в Кунцевском детском приюте).
- Георгий Сергеевич Эфрон (или «Мур», как его называла Марина) (01.02.1925—<?>.07.1944; умер от ранений?) — сын.
Библиография
- Антокольский П. Книга Марины Цветаевой // Новый мир, 1966. — N 4;
- Цветаева Анастасия Ивановна Воспоминания. — М.: 1971;
- Твардовский А. Марина Цветаева. Избранное, в его кн.: О литературе, М., 1973;
- Эфрон А. Страницы воспоминаний. // Звезда, 1973. — N 3;
- Эфрон А. Страницы былого // Звезда, 1975. — N 6;
- Белкина М. Скрещение судеб — М.: 1988;
- Саакянц А. М. Цветаева. Жизнь и творчество — М.: 1997;
- Марина Цветаева. Фотолетопись жизни поэта — М.: 2000;
- Кудрова И. Путь комет. Жизнь Марины Цветаевой — СПб: 2002;
- Эфрон Г. Дневники, тт. 1-2 — М.: 2005;
- Библиография работ о Марине Цветаевой
- Полянская М. Брак мой тайный. Марина Цветаева в Берлине — М.: 2001.
- Омри Ронен. Часы ученичества Марины Цветаевой // Марина Цветаева 1892—1992. Под ред. С.Ельницкой и Е.Эткинда. Нортфилд, 1992.
Примечания
- ↑ «Марина Цветаева и лесбийская любовь»
- ↑ Из воспоминаний Марины Цветаевой.
- ↑ Письмо М.И. Цветаевой к А. А. Тесковой от 2 мая 1937 г. (Цветаева М. И. Письма к Анне Тесковой. — Болшево, 2008. С. 272).
- ↑ (в письме М.И. Цветаевой к Е.Я.Эфрон от 5 октября 1940: «10-го… — трехлетие отъезда» (Цветаева М. И. Собрание сочинений: В 7 т. / Сост., подгот. текста и коммент. А. А. Саакянц и Л. А. Мнухина. Т. 6. М., 1995. С. 100).
- ↑ Сайт «Могилы знаменитостей»
- ↑ Клавдия Лейбова. «Две поездки к Марине Цветаевой»
- ↑ Отпевание Марины Цветаевой
Ссылки
- Ванечкова Г. Марина Ивановна Цветаева — значительная русская поэтесса начала XX-го века
- Марина Цветаева в Антологии русской поэзии
- Марина Цветаева на Стихии
- Марина Цветаева, «Новогоднее»
- «Мир Марины Цветаевой», проект
- «Наследие Марины Цветаевой», сайт на русском и английском языках
- «Письма Анатолию Штейгеру»
- «Сводные тетради»
- «Сообщество, посвященное Марине Цветаевой», сообщество в Живом Журнале
- Тарасов А. Б. «Третье царство» как попытка моделирования мира «нового» праведничества: А. Платонов и М. Цветаева
- Фотографии Марины Цветаевой
- Цветаева, Марина Ивановна в библиотеке Максима Мошкова
- Цветаева Марина Ивановна — русская поэтесса, проект Российской Литературной Сети
- Поэзия Осипа Мандельштама, Анны Ахматовой, Марины Цветаевой, Бориса Пастернака: программа курса (В. Н. Альфонсов)
- Материалы М. И. Цветаевой в Российском государственном архиве литературы и искусства (РГАЛИ)
- http://www.cofe.ru/blagovest/article.asp?heading=32&article=11639
Марина Цветаева — поэтесса Серебряного века: биография, фото
Главное
Марина Ивановна Цветаева (1892-1941) – русский поэт, один из величайших поэтов XX века. Ее поэзию характеризуют как монументальную, мужественную и трагическую, лирическая героиня ее стихов – носительница «страстной судьбы», душевного бунтарства, которая во всех сферах жизни жаждет «безмерности». Жизнь Цветаевой – это светлое детство и молодость, тяжелые испытания в годы революции и эмиграции и трагический конец.
История
Марина Цветаева родилась в Москве, ее отец – профессор Иван Цветаев, известен нам как основатель музея, который сейчас называется музей изобразительных искусств имени Пушкина, мать – одаренная пианистка. Детство Марины было счастливым – среди любящих взрослых, красоты русской природы в Тарусе, где семья проводила лето. Но в 14 лет она потеряла мать, которая умерла от туберкулеза.
Марина начала писать стихи, когда ей было шесть лет, в 16 ее стихи впервые напечатали, в 18 вышла первая книга. Она общается в литературных кругах и в 19 лет знакомится со своим будущим мужем Сергеем Эфроном. В 1912 году они венчаются, рождается их старшая дочь Ариадна. Их роман проходил в Крыму, в Коктебеле, в доме поэта и художника Максимилиана Волошина, куда они приезжали и в последующие годы. Коктебель, как и Тарусу, Цветаева вспоминала как место, где она была счастлива.
Годы революции оказались очень тяжелыми для Цветаевой: муж был призван на фронт, участвовал в Гражданской войне на стороне белых, несколько лет она не имела от него известий. Не имея средств, чтобы прокормить детей, Цветаева сдала их в приют, где младшая дочь Ирина умерла. Получив вести от мужа, Цветаева с дочерью в 1922 году уезжает в эмиграцию: в Берлин, Прагу и затем в Париж. В 1925 году родился сын Георгий.
Творчество Цветаевой сначала было благожелательно встречено в эмиграции, вышло несколько книг. Однако скоро ее стихи перестали печатать, и семья оказалась в нищете: «Мы медленно умираем от голода», — писала она. Стихи Цветаева пишет «в стол», однако некоторым успехом в это время пользуется ее проза.
Семья начинает думать о возвращении в СССР. В 1937 году на родину уезжает сначала дочь Ариадна, затем муж Цветаевой, а через два года и она сама с сыном. Однако через два месяца после ее возвращения была арестована дочь, а вскоре – муж. В жизни Цветаевой вновь начинается трагическая полоса: без семьи, постоянного жилья и работы.
После начала войны Цветаева была эвакуирована в Елабугу, где покончила с собой 31 августа 1941 года. Ее муж Сергей Эфрон был расстрелян в октябре 1941 года, сын Георгий погиб на фронте в 1944 году. Дочь Ариадна провела в лагерях и ссылках много лет, была реабилитирована в 1955 году и вместе с малдшей сестрой Марины, Анастасией, стала главным хранителем наследия своей матери.
Состояние
Наследие Марины Цветаевой добиралось к читателю долго и трудно: первая посмертная книга вышла в СССР лишь через 20 лет после ее гибели. Однако и ее стихам настал черед, как она пророчески написала в начале своего творчества. Сейчас ее произведения издают и переиздают, ее творчеству посвящены многочисленные исследования и монографии, а песни на стихи Цветаевой поют Алла Пугачева и Тамара Гвердцители, Земфира и группа «Мельница». Ее именем названо несколько улиц, а памятники ей стоят в Москве, Тарусе и во Франции.
Впечатления
Приобщиться к миру Марины Цветаевой лучше всего в местах, связанных с ее жизнью. О корнях семьи Цветаевых, о ее детстве и отце можно узнать из статей на портале «Живое наследие» об Иване и Марине Цветаевых в Тарусе и в селе Ново-Талицы Ивановской области.
Дом-музей Марины Цветаевой в Москве находится в Борисоглебском переулке около Арбата. В этом доме семья прожила с 1914 по 1922 год. Дом удалось спасти от сноса благодаря самоотверженной борьбе за его сохранение. Музей открылся в 1992 году, он хорошо известен любителям культуры своими мероприятиями. Рядом с музеем находится памятник Цветаевой.
Дом-музей Марины Цветаевой в городе Королев находится на даче в поселке Болшево, где она пережила пять драматических месяцев жизни в 1939 году. Здесь поселились после возвращения в СССР ее муж и дочь, сюда она приехала из-за границы в июне вместе с сыном, и на короткое время семья воссоединилась. Здесь она пережила арест дочери в августе и мужа в октябре. В музее можно увидеть личные вещи семьи Цветаевых и обстановку того времени. Рядом находится сквер, в нем расставлены камни со строками из стихов Цветаевой. 19 июня, в день ее приезда в Болшево, в сквере зажигают Цветаевский костер.
В Елабуге, где прошли последние дни Цветаевой, создан в 2002 году мемориальный комплекс. В него входят площадь ее имени с бюстом, два музея – литературный музей М.И.Цветаевой и дом памяти Цветаевой, в котором она снимала комнату. Главная ценность дома – записная книжка, принадлежавшая поэту.
{{objectCandidate.short_description}} |
|
Привязан к брендам:
|
Адрес: {{objectCandidate. address ? objectCandidate.address : ‘нет’}} Автор описания: {{objectCandidate.author}} Сайт: {{objectCandidate.site}} Координаты: {{(objectCandidate.coords || []).lat}} {{(objectCandidate.coords || []).lon}} |
Объекты
{{object. name}}
Комментарии для сайта Cackle
Биография Марина Цветаева | Русская поэзия
Марина Ивановна Цветаева (1892-1941) выросла в Москве. Ее отец был профессором изобразительного искусства, основавшим Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина , а мать была концертирующей пианисткой. Марина Цветаева была вундеркиндом и полиглотом. В возрасте 6 лет, , она начала писать стихи на русском языке и брала серьезные уроки игры на фортепиано. В 16 лет она училась в Сорбонне в Париже и примерно в то же время начала писать стихи на французском и немецком языках. В 18 лет Цветаева опубликовала свой первый сборник стихов 9.0007 Вечерний альбом, сборник стихов-исповедей, посвященных женской психике, гендеру и интимности — темам, которые ранее в русской поэзии открыто не обсуждались.
Вышла замуж за Сергея Эфрона в 1912 году; у них было две дочери, а позже один сын. Эфрон вступил в Белую армию, а Цветаева разлучилась с ним во время Гражданской войны. Во время московского голода Цветаева не смогла прокормить себя и дочерей и поместила их в государственный приют, где младшая, Ирина, умерла от голода в 1920.
Ее самая ранняя работа исследует важность пола в построении идентичности, вызов женщины-поэта в обществе и защиту права человека на самовыражение. Ее талант не получил широкой известности при жизни, однако уже в сборниках « вех » (1921, 1922) изысканность, глубокая эрудиция, красноречие и разнообразие масочных приемов выделяли ее среди других поэтов-современников. Ее небольшая коллекция Разлука (1922) обозначил такие отличительные черты цветаевского стиля, как полифония, звучное стихосложение, звукоподражание, эксперименты со строфическими и ритмическими построениями. Между 1918 и 1920 годами она писала стихи, восхваляющие белые армии и их борьбу с большевизмом. В эти годы появились стихи «Лебединые владения» (1917-1921, опубликовано в 1957).
В 1922 г. эмигрировала с семьей в Берлин, затем в Прагу, в 1925 г. поселилась в Париже. В Париже семья жила в нищете. Сергей Эфрон работал на советскую тайную полицию, и хотя трудно установить, что Цветаева знала о политических делах Эфрона, все же общепризнано, что она должна была знать более широкую картину. В 1925-1926, живя в провинциальном чешском городке, Цветаева написала сатирическую поэму Крысолов по мотивам немецкой легенды о Гамельнском Крысолове. Полифоническое повествование состоит из широкого набора голосов, эвфемизмов и каламбуров, основанных на парономазиях, — все это признаки неповторимого поэтического стиля Цветаевой.
В Париже она написала Ариадну (1927) и Федру (1928) — неоклассические трагедии в стихах. Позднее, в 1930-е годы, в своей зрелой прозе она сосредоточилась на самозванцах, бунтовщиках и самозванцах, будь то артистические или политические деятели, вроде Пугачева или Маяковского. Через годы лишений и ссылок поэзия и общение с поэтами выдержали Цветаеву. Одним из примеров эпистолярной прозы Цветаевой является ее переписка с Райнером Марией Рильке и Борисом Пастернаком летом 1926.
В политически чувствительной атмосфере того времени претензии Цветаевки на аполитичность и борьбу за личную свободу творчества и толерантность постоянно понимались неправильно. В 1930-е годы от нее сторонилась эмигрантская община Парижа. К сожалению, ее попытки бросить вызов идейной ограниченности, будь то Красной или Белой, нежелание идти на компромисс со своими идеалами и стремление сосредоточиться на разнообразных поэтических задачах рассматривались как свидетельство ее противоречивой, ненадежной политики. с 19В 35 лет Цветаева постоянно боролась с негативной реакцией на ее творчество в эмигрантских кругах. В отчаянии она в конце концов решила поддержать Эфрона, несмотря на его деятельность в качестве советского агента, и в конце концов даже последовала за ним обратно в Россию. В 1939 году Цветаева вернулась в Советский Союз. Когда немецкая армия вторглась в СССР, Цветаеву вместе с сыном эвакуировали в Елабугу. На тот момент трое ее ближайших родственников — сестра Асия, дочь Алия и муж Сергей Эфрон — уже были арестованы. Она повесилась 31 августа 19 года.41.
Источники
Биша, Робин. Русские женщины, 1698–1917: Опыт и выражение, антология источников . Издательство Индианского университета. 2002.
Карлински Симон. Марина Цветаева: Женщина, ее мир и ее поэзия . Издательство Кембриджского университета, 1985.
.Швейцер, Виктория, Чендлер, Роберт. Цветаева . Перевод Х.Т. Виллетс. Лондон: Харвилл, 1995.
.О Марине Цветаевой | Академия американских поэтов
Марина Ивановна Цветаева родилась в Москве в начале октября 1892 года по новому стилю, или григорианскому календарю, и 26 сентября по юлианскому, или старому стилю, календарю, которым Россия пользовалась до января 1918 года. Ее отец, Иван Владимирович Цветаев вырос в бедности и был сыном сельского священника, но впоследствии стал профессором искусствоведения и классической филологии в Московском университете. Цветаев, посвятивший себя научной деятельности, затем стал хранителем отдела изящных искусств и древностей в Румянцевском музее, а затем основал Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, открывшийся в 1912, примерно за год до его смерти. Мать Цветаевой, Мария Александровна, была дочерью польской дворянки, а отец — состоятельным человеком русско-немецкого происхождения. Марии был двадцать один год, когда она вышла замуж за сорокапятилетнего овдовевшего Ивана с двумя маленькими детьми — сводными братьями и сестрами Цветаевой, Валерией и Андреем. Мария была увлечена поэзией и музыкой и, желая, чтобы Цветаева стала музыкантом, начала серьезно обучать дочь игре на фортепиано, когда Цветаевой было четыре года. Младшая сестра Цветаевой Анастасия («Ася») родилась в 189 г.4. Мария погрузила обеих девочек в культуру, в том числе читала им на разных языках и водила в театр. В четырнадцать лет Цветаева начала переписку с прозаиком и философом Василием Васильевичем Розановым, который был другом семьи. Примерно в то же время, в 1906 году, от туберкулеза умерла мать Цветаевой.
Цветаева получила образование в классических гимназиях и пансионах в Европе с 1901 года. На рубеже веков семья переехала на запад, чтобы Мария могла оздоровиться в санаториях. В шестнадцать лет Цветаева начала учиться в Сорбонне. В 1910 декабря она выпустила свой первый сборник стихов « Вечерний альбом ». Дебют привлек внимание русских поэтов-символистов Валерия Брюсова и Максимилиана Волошина, а также поэта-акмеиста Николая Гумилева. В 1912 году, в том же году, когда она вышла замуж за своего мужа Сергея Эфрона и родила первую дочь Ариадну («Алю»), Цветаева опубликовала свой второй сборник стихов « Волшебный фонарь ». Москва в чумной год: Стихи написаны во время русской революции 1917 и последовавший за этим голод, когда Цветаева была вынуждена отдать своих дочерей в Кунцевский государственный детский дом, который, по слухам, был обеспечен американской помощью. Младшая дочь Цветаевой, Ирина, умерла там от голода в феврале 1920 года. Россия (1928), сборник стихов о годах ее ссылки между 1922 к 1927 г. и стихотворений для Блока (1922 г.), посвященных русскому поэту-символисту и драматургу Александру Блоку, умершему годом ранее. В этот период она также публиковала литературную критику и эссе.
К 1930-м годам для поэзии Цветаевой стали характерны тоска по России и культурное отчуждение. В конце десятилетия муж Цветаевой, Сергей, бывший офицер контрреволюционной Белой армии, вернулся в Советский Союз с их последней выжившей дочерью Алей. Находясь там, и отец, и дочь были арестованы членами сталинского режима, поскольку первого обвинили в том, что он враг государства, несмотря на его симпатии к Советскому Союзу. Цветаева также узнала, что ее сестра Ася была отправлена в сталинский лагерь. Коллекция Стихи в Чехословакию , написанные между 1938 и 1939 годами, были реакцией на аннексию Чехословакии нацистской Германией. Цветаева вернулась в Москву в 1939 году. Она и ее сын Мур жили в комнате, которую делила с сестрой Эфрона, а Цветаева работала над переводами английских и немецких народных баллад, а также над переводами произведений Шарля Бодлера, Федерико Гарсиа Лорки. и Важа Пшавела, которого считают величайшим современным поэтом Грузии. Цветаева уехала из Москвы 8 августа 1941, спасаясь от бомбардировок города. Она сбежала в уединенный город, где никого не знала. Кроме того, старые знакомые сторонились ее из-за обвинений, выдвинутых против Сергея. Цветаева покончила с собой через повешение и скончалась 31 августа 1941 года. Ей было сорок восемь лет. Сергей был застрелен в лагере для военнопленных 16 октября 1941 года. В конце концов Мур вернулся в Москву учиться, но в 1943 году был призван в армию. Он погиб в бою в июле 1944 года. возвращение в Москву в 1955. Она провела оставшиеся годы, посвятив себя восстановлению работы своей матери. Аля умерла в 1975 году.
Теперь Цветаева считается одной из величайших поэтесс России ХХ века, а при жизни Цветаева считалась равной своей прославленной современнице Анне Ахматвой. Кроме того, Цветаевой восхищались Осип Мандельштам, Борис Пастернак и Райнер Мария Рильке, ее любовник и многолетние корреспонденты соответственно.