Ману кто это: МАНУ | это… Что такое МАНУ?

Ману | это… Что такое Ману?

У этого термина существуют и другие значения, см. Ману (значения).

Ма́ну (санскр. मनु) — титул, которым в текстах индуизма называют прародителя человеческого рода. Ману — это также первый царь, правивший землёй и единственный человек, спасённый Вишну от всемирного потопа (см. Матсья). Ману обладают великим благочестием и мудростью.

Содержание

  • 1 14 Ману Швета-варахи-калпы
  • 2 Генеалогия Сваямбхувы Ману
  • 3 Генеалогия Вайвасваты Ману
  • 4 Тексты, приписываемые Ману
  • 5 См. также
  • 6 Примечания
  • 7 Литература

14 Ману Швета-варахи-калпы

Каждый Ману правит в течение периода времени, называемого манвантара. 14 манвантар составляют одну кальпу, или один день в жизни творца Вселенной Брахмы. Ниже приводится список 14 Ману настоящей калпы, называемой «Швета-вараха-калпа»:

  1. Сваямбхува Ману
  2. Сварочиша Ману
  3. Уттама Ману или Ауттами
  4. Тамаса Ману
  5. Райвата Ману
  6. Чакшуша Ману
  7. Шраддхадева Ману или Вайвасвата Ману
  8. Саварни Ману
  9. Дакша Саварни Ману
  10. Брахма Саварни Ману
  11. Дхарма Саварни Ману
  12. Рудра Саварни Ману
  13. Дева Саварни Ману или Раучья
  14. Индра Саварни Ману или Бхаута

Согласно Пуранам, в настоящее время мы живём в 7-ю манвантару Шраддхадевы (Вайвасваты) Ману.

Генеалогия Сваямбхувы Ману

В Пуранах даётся следующая генеалогия первого Ману, Сваямбхувы:

  1. Брахма или Сваямбху
  2. Сваямбхува Ману, сын Брахмы и Гаятри[1] (в других вариациях: Шатарупы, Брахмани, Сарасвати или Савитри)
  3. Уттанапада и Прияврата — сыновья Сваямбхувы Ману и Ананти[1]
  4. Дхрува, Апасьяти, Апасьянта и Киритимана — сыновья Уттанапады и дочери Дхармы Сунриты (или Сунити)[1]
  5. Шишта — сын Дхрувы и Дханьи[1]
  6. Рипунджая, Крипа, Врита, Врика и Врикатеджаса — пять сыновей Шишты и дочери Агни Суччхаи
    [1]
  7. Чакшу — сын Рипунджаи и Вирини[1]
  8. Чакшуса Ману — сын Чакшу[1]

Генеалогия Вайвасваты Ману

Пураническая генеалогия 7-го Ману, Вайвасваты:

  1. Брахма
  2. Маричи — один из десяти Праджапати, созданных Брахмой.
  3. Кашьяпа — сын Маричи и Калы, считается отцом человечества.
  4. Вивасван или Сурья — сын Кашьяпы и Адити.
  5. Вайвасвата Ману, изначально Сатьяврата — сын Вивасвана и Самгьи.
  6. Икшваку, Набхага, Наришьянта, Каруша, Пришадхра, Дхришта, Шарьяти, Прамшу и Набханедишта — девять сыновей Вайвасваты Ману, у которого также была дочь Ила.[2]

Тексты, приписываемые Ману

В традиции индуизма Сваямбхуву Ману принято считать автором таких текстов, как «Манава-грихьясутры», «Манава-шулбасутры» и «Ману-смрити». «Ману-смрити» принимается многими индуистами как сборник законов для последователей индуизма и рассматривается как наиболее древний и наиболее важный текст из всех Дхарма-шастр.[3]

См. также

  • Манвантара
  • Всемирный потоп
  • Матсья
  • Ной

Примечания

  1. 1 2 3 4
    5 6 7 Matsya Purana, Ch.IV, 24-42
  2. Misra, V. S. (2007). Ancient Indian Dynasties, Mumbai: Bharatiya Vidya Bhavan, ISBN 81-7276-413-8, p.48
  3. See Flood 1996: 56 and Olivelle 2005.

Литература

  • Flood, Gavin (1996), «An Introduction to Hinduism», Cambridge: Cambridge University Press, ISBN 0-521-43878-0 
  • Olivelle, Patrick. «Dharmasastra: A Literary History»

Кто такой Ману. Н.Н. Непомнящий.100 великих загадок Индии. История древней Евразии

Имя этого человека встречается в Индии чуть не на каждом шагу. Где бы и кто бы ни обсуждал чьи-то семейные дела и особенно чьи-то неверные шаги, чаще всего разговор или спор об этом сводится к словам «надо жить по Ману, а не вот так». Это что – упрек или совет? Пожалуй, и то и другое: если бы жили «по Ману», то все было бы хорошо в любом смысле этого слова и теперь дело не дошло бы, например, до развода, или, скажем, до раздела имущества, или, в некоторых случаях, до присвоения отцовства или других прав на ребенка

Первая аватара Вишну

Иностранец, слушающий этот спор со стороны, не поймет, что никакого Ману сейчас в природе не существует, что это не какой-либо представитель юриспруденции, имеющий власть запрещать, разрешать или предписывать что-либо. Обратившись за разъяснениями к знатокам вопросов права, можно узнать, что в некой удаленной древности некий человек по имени Ману разработал свод законов, касавшихся самых разных сторон жизни и самых разных форм человеческих отношений. Вел он, по легенде, богоугодную жизнь, имел много заслуг перед небожителями и за все это был ими одарен правом верно судить обо всем, что происходит и должно происходить в жизни людей.

Когда он жил – неизвестно. Неизвестно также к какому народу он относился и членом какого социального слоя считал себя, и кем его считали окружающие, хотя обычно в легендах он именуется членом высшей общественной прослойки – брахманом.
В память приверженцев индуизма его имя связывается обычно с авторством некогда написанного им свода законов, известных всем и каждому под названием «Законы Ману». Их роль установилась уже не менее трех-четырех тысяч лет назад. Специалисты по истории правовой литературы Индии знают, что за истекшее долгое время «Законы Ману» издавались много раз и в них не вносилось никаких изменений, диктуемых новыми историческими периодами. Издревле было всеми принято, что надо жить «по Ману» и что отступления от них влекут за собой кару не только при этой жизни, но и в посмертном существовании.
Большинство исследователей полагает, что эти правовые уложения были в своей главной основе продиктованы условиями смешения местного, доарийского населения Индии с племенами пришедших в страну в III–II тыс. арьев. Поскольку пришельцы резко отличались по всем показателям от местных жителей – по образу ведения хозяйства, по вере и языку, по своей внешности и по своим правилам жизни – возникла необходимость выработки каких-то норм, регулирующих процессы смешения.
Переведенные на русский язык «Законы Ману» доступны нашим читателям, и каждый, кто с предлагаемой позиции знакомится с их содержанием, может увидеть, что в более поздние сроки, возможно даже в эпоху Средневековья, в тексты были внесены детализированные указания, касающиеся семейной жизни, воспитания детей, их обучения кастовым профессиональным занятиям и всего того, с чего начался этот очерк, – воспитания этико-нравственных норм поведения и взаимоотношений.

«Законы Ману» представляют собой 5400 стихотворных нерифмованных одноразмерных строк, объединенных в 12 разделов, и признаются традиционным кодексом права. Основные их установки утверждают высокое общественное положение и права членов высшей прослойки общества – брахманов в том виде, в каком эти права сложились ко второй половине I тыс. до н. э., и многие исследователи датируют их появление на свет рубежом нашей эры.
О личности Ману пишут даже как о сыне самого бога Брахмы, продиктовавшего ему правовой кодекс в момент сотворения мира, по другим сведениям, он именуется первопредком всех людей, который некогда спасся от Всемирного потопа.
Вот на этом последнем варианте следует остановиться подробнее, поскольку он связан с древней легендой об отношениях человека с природой. Эта легенда очень популярна и известна в Индии даже детям.
Итак, некогда жил одинокий отшельник, проводивший свои дни в молитвах светлому богу Вишну, охранявшему мир от зла и неправды. Возле его лесной хижины был небольшой пруд, где он черпал воду для питья и омовений.
И однажды в его сосуд запрыгнула маленькая рыбка и обратилась к нему с просьбой не выплескивать ее обратно, а отнести домой, так как в пруду ее жизни угрожают большие рыбы. Прожив под опекой Ману некоторое время, она так выросла, что уже не помещалась в сосуде, и попросила отшельника отнести ее в просторное озеро. Прошло время, и в озере стало ей тоже тесно. Тогда Ману перенес ее в реку, впадавшую в океан, и она, счастливая, уплыла. Прошло долгое время, и внезапно отшельник снова увидел ее в реке. Она обратилась к нему с речью, повелев от имени бога Вишну построить лодку и привязать к ней прочный канат. И пояснила, что скоро разверзнутся небеса, и вся земля будет затоплена водой, которая погубит все живое. Но он, Ману, должен будет войти в лодку, и ждать среди волн появления этой рыбы. У нее, у рыбы, будет большой рог на голове, и этим канатом он должен будет привязать лодку к рогу.
Все так и произошло – вода залила землю, и перед лодкой явилась огромная рыба. Ману привязал к ней лодку, и она много дней носила его по бескрайним водным просторам до тех пор, пока из пучины не поднялась вершина горы. Приведя лодку к горе, рыба исчезла, а Ману, подождав, пока схлынет вода, спустился на обезлюдевшую землю. Отчаявшись от одиночества, он сотворил из воды себе дочь, и от этой пары вновь появились люди на Земле.
Эта легенда изложена здесь в своем основном варианте, но народная фантазия расширила ее сюжет и дополнила многими красками, так что в индийском фольклоре существует много преданий о Ману и потопе. Люди верят в то, что рыба была образом бога Вишну, захотевшего возродить жизнь на Земле, и в своих молитвах упоминают это его чудесное деяние. И кроме того, верят, что Ману причалил свою лодку к Гималаям и даже указывают там один склон, который до наших дней носит название Спуска Ману.
Имя Ману известно каждому, и с ним твердо связываются представления о своде законов и соответственно бесчисленные упоминания о них и ссылки на невозможность их нарушений.

Ману | Encyclopedia.com. Нет единого мнения о происхождении и этимологии санскритского имени

Ману . Оно, очевидно, связано с глагольным корнем man- , «думать», и с различными словами, означающими «человек, человек», включая manuṣa, manuṣya и так далее.

Уже в Ṛgveda (ок. 1200 г. до н.э.) такие выражения, как «Отец Ману [или Манус]», кажется, указывают на то, что Ману уже был задуман в то время как прародитель человеческой расы. Таким образом, его часто сравнивали с Маннусом, «origo gentis» Тацита.0012 Германия (2.3). Ману наиболее определенно характеризуется как отец человечества в известной истории из Шатапатха Брахмана (1.8.1), датируемой примерно 900 г. до н.э. Следуя совету рыбы, Ману строит корабль и с помощью рыбы в одиночку среди людей переживает великий потоп. После того, как вода отступит, он поклоняется и совершает покаяние. В результате рождается женщина, Ида (также Ида или Ила), от которой «он рождает это потомство Ману».

Ману был не только первым человеком, но и первым королем. Все королевские роды так или иначе происходят от него. Его старший сын Икшваку правил в Айодхье. Один из сыновей Икшваку, Викукши, продолжил династию Айкшваку, также известную как солнечная раса, в Айодхье, тогда как другой его сын, Ними, основал династию Видеха. Второй сын Ману, Набханедиштха, основал царство Вайшали; его третий сын, Шарьяти, царство Ананты; и его четвертый сын, Набхага, династия Ратхитар. У «дочери» Ману, Иды, также был сын Пуруравас, который стал основателем Айлы, или лунной расы, в Пратиштхане. Роман Пуруравы с апсара Урваши стал одним из самых популярных рассказов в санскритской литературе.

В некоторых текстах Ману упоминается как первый, кто зажег жертвенный огонь. Согласно Śatapatha Brāhmana (1.5.1.7), «Ману действительно поклонялся с жертвоприношениями в начале; подражая этому, это его потомство совершает жертвоприношения». В частности, имя Ману связано с происхождением Шраддхи, ритуала для умерших ( Апастамба Дхармасутра 2.7.16.1).

Кроме того, Ману считается создателем социального и морального порядка. Многие тексты цитируют изречения, относящиеся к различным аспектам дхармы , и приписывают их Ману. В связи с этим он также стал риши , который открыл наиболее авторитетную из дхармашастр.

В более поздней литературе можно увидеть, что Ману — или, скорее, последовательность Ману — играет роль в индуистском циклическом взгляде на время. Каждые калпа , или «день», Брахмы, что соответствует одной тысяче чатурюга с или махаюга с, делится на четырнадцать манвантара с, «периодов Ману». В самой сложной системе манвантара состоит из семидесяти одной чатурьюга с, или 306 720 000 человеческих лет. манвантар с разделены пятнадцатью переходными периодами (санскр., самдхи с) из четырех десятых чатурьюги . Каждую манвантару возглавляет другой Ману. В настоящее время Шватаварахакалпа , к настоящему времени истекло шесть манвантар (под председательством Сваямбхувы, Сварочиши, Ауттами, Тамасы, Райваты и Чакшуши соответственно). Нынешний седьмой Ману — это Ману Вайвасвата, за которым следуют Саварни, Дакшасаварни, Брахмасаварни, Дхармасаварни, Рудрасаварни, Раучья, или Девасаварни, и Бхаутья, или Индрасаварни.

См. также

Литература шастр.

Библиография

Многие отрывки на санскрите, касающиеся Ману, были собраны и переведены в книге Джона Мьюира Исходные тексты на санскрите , том. 1 (1872; переиздание, Амстердам, 1967). См. также введение Георга Бюлера в Законы Ману (1886 г.), «Священные книги Востока», том. 25 (перепечатка, Дели, 1964).

Новые источники

Законы Ману. Введение и примечания, переведенные Венди Донигер совместно с Брайаном К. Смитом. Лондон; New York, 1991.

Людо Роше (1987)

Пересмотренная библиография

Кто был первым человеком в индуистской мифологии?

Кто был первым человеком в индуистской мифологии? — Times of India

Edition

IN

  • IN
  • US

Войти

    org/BreadcrumbList» itemscope=»»>
  • Новости
  • Кто был первым человеком в индуистской мифологии?

Эта история — с 30 сентября 2007 г.

30 сентября 2007, 00:23 IST

AA

Размер текста

  • Small
  • Средний
  • большой
  • 908
  • большой
  • 908
  • . первый человек в индуистской мифологии?
  • Инсайдеры Myntra, ознакомьтесь с непревзойденными предложениями в раннем доступе, подобранными специально для вас
  • Почему бытовые газовые баллоны окрашены в красный цвет?
  • Из чего делают вигвамы?

Кто был первым человеком в индуистской мифологии?
Согласно Матсья Пуране, мудрец Ману был первым человеком (и первым человеком), созданным Богом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *