Ману | это… Что такое Ману?
У этого термина существуют и другие значения, см. Ману (значения).
Ма́ну (санскр. मनु) — титул, которым в текстах индуизма называют прародителя человеческого рода. Ману — это также первый царь, правивший землёй и единственный человек, спасённый Вишну от всемирного потопа (см. Матсья). Ману обладают великим благочестием и мудростью.
Содержание
|
14 Ману Швета-варахи-калпы
Каждый Ману правит в течение периода времени, называемого манвантара. 14 манвантар составляют одну кальпу, или один день в жизни творца Вселенной Брахмы. Ниже приводится список 14 Ману настоящей калпы, называемой «Швета-вараха-калпа»:
- Сваямбхува Ману
- Сварочиша Ману
- Уттама Ману или Ауттами
- Тамаса Ману
- Райвата Ману
- Чакшуша Ману
- Шраддхадева Ману или Вайвасвата Ману
- Саварни Ману
- Дакша Саварни Ману
- Брахма Саварни Ману
- Дхарма Саварни Ману
- Рудра Саварни Ману
- Дева Саварни Ману или Раучья
- Индра Саварни Ману или Бхаута
Согласно Пуранам, в настоящее время мы живём в 7-ю манвантару Шраддхадевы (Вайвасваты) Ману.
Генеалогия Сваямбхувы Ману
В Пуранах даётся следующая генеалогия первого Ману, Сваямбхувы:
- Брахма или Сваямбху
- Сваямбхува Ману, сын Брахмы и Гаятри[1] (в других вариациях: Шатарупы, Брахмани, Сарасвати или Савитри)
- Уттанапада и Прияврата — сыновья Сваямбхувы Ману и Ананти[1]
- Дхрува, Апасьяти, Апасьянта и Киритимана — сыновья Уттанапады и дочери Дхармы Сунриты (или Сунити)[1]
- Шишта — сын Дхрувы и Дханьи[1]
- Рипунджая, Крипа, Врита, Врика и Врикатеджаса — пять сыновей Шишты и дочери Агни Суччхаи [1]
- Чакшу — сын Рипунджаи и Вирини[1]
- Чакшуса Ману — сын Чакшу[1]
Генеалогия Вайвасваты Ману
Пураническая генеалогия 7-го Ману, Вайвасваты:
- Брахма
- Маричи — один из десяти Праджапати, созданных Брахмой.
- Кашьяпа — сын Маричи и Калы, считается отцом человечества.
- Вивасван или Сурья — сын Кашьяпы и Адити.
- Вайвасвата Ману, изначально Сатьяврата — сын Вивасвана и Самгьи.
- Икшваку, Набхага, Наришьянта, Каруша, Пришадхра, Дхришта, Шарьяти, Прамшу и Набханедишта — девять сыновей Вайвасваты Ману, у которого также была дочь Ила.[2]
Тексты, приписываемые Ману
В традиции индуизма Сваямбхуву Ману принято считать автором таких текстов, как «Манава-грихьясутры», «Манава-шулбасутры» и «Ману-смрити». «Ману-смрити» принимается многими индуистами как сборник законов для последователей индуизма и рассматривается как наиболее древний и наиболее важный текст из всех Дхарма-шастр.[3]
См. также
- Манвантара
- Всемирный потоп
- Матсья
- Ной
Примечания
- ↑ 1 2 3 4
- ↑ Misra, V.
S. (2007). Ancient Indian Dynasties, Mumbai: Bharatiya Vidya Bhavan, ISBN 81-7276-413-8, p.48
- ↑ See Flood 1996: 56 and Olivelle 2005.
Литература
- Flood, Gavin (1996), «An Introduction to Hinduism», Cambridge: Cambridge University Press, ISBN 0-521-43878-0
- Olivelle, Patrick. «Dharmasastra: A Literary History»
Кто такой Ману. Н.Н. Непомнящий.100 великих загадок Индии. История древней Евразии
Имя этого человека встречается в Индии чуть не на каждом шагу. Где бы и кто бы ни обсуждал чьи-то семейные дела и особенно чьи-то неверные шаги, чаще всего разговор или спор об этом сводится к словам «надо жить по Ману, а не вот так». Это что – упрек или совет? Пожалуй, и то и другое: если бы жили «по Ману», то все было бы хорошо в любом смысле этого слова и теперь дело не дошло бы, например, до развода, или, скажем, до раздела имущества, или, в некоторых случаях, до присвоения отцовства или других прав на ребенка
Первая аватара Вишну
Иностранец, слушающий этот спор со стороны, не поймет, что никакого Ману сейчас в природе не существует, что это не какой-либо представитель юриспруденции, имеющий власть запрещать, разрешать или предписывать что-либо. Обратившись за разъяснениями к знатокам вопросов права, можно узнать, что в некой удаленной древности некий человек по имени Ману разработал свод законов, касавшихся самых разных сторон жизни и самых разных форм человеческих отношений. Вел он, по легенде, богоугодную жизнь, имел много заслуг перед небожителями и за все это был ими одарен правом верно судить обо всем, что происходит и должно происходить в жизни людей.
В память приверженцев индуизма его имя связывается обычно с авторством некогда написанного им свода законов, известных всем и каждому под названием «Законы Ману». Их роль установилась уже не менее трех-четырех тысяч лет назад. Специалисты по истории правовой литературы Индии знают, что за истекшее долгое время «Законы Ману» издавались много раз и в них не вносилось никаких изменений, диктуемых новыми историческими периодами.

Большинство исследователей полагает, что эти правовые уложения были в своей главной основе продиктованы условиями смешения местного, доарийского населения Индии с племенами пришедших в страну в III–II тыс. арьев. Поскольку пришельцы резко отличались по всем показателям от местных жителей – по образу ведения хозяйства, по вере и языку, по своей внешности и по своим правилам жизни – возникла необходимость выработки каких-то норм, регулирующих процессы смешения.
Переведенные на русский язык «Законы Ману» доступны нашим читателям, и каждый, кто с предлагаемой позиции знакомится с их содержанием, может увидеть, что в более поздние сроки, возможно даже в эпоху Средневековья, в тексты были внесены детализированные указания, касающиеся семейной жизни, воспитания детей, их обучения кастовым профессиональным занятиям и всего того, с чего начался этот очерк, – воспитания этико-нравственных норм поведения и взаимоотношений.

«Законы Ману» представляют собой 5400 стихотворных нерифмованных одноразмерных строк, объединенных в 12 разделов, и признаются традиционным кодексом права. Основные их установки утверждают высокое общественное положение и права членов высшей прослойки общества – брахманов в том виде, в каком эти права сложились ко второй половине I тыс. до н. э., и многие исследователи датируют их появление на свет рубежом нашей эры.
О личности Ману пишут даже как о сыне самого бога Брахмы, продиктовавшего ему правовой кодекс в момент сотворения мира, по другим сведениям, он именуется первопредком всех людей, который некогда спасся от Всемирного потопа.
Вот на этом последнем варианте следует остановиться подробнее, поскольку он связан с древней легендой об отношениях человека с природой. Эта легенда очень популярна и известна в Индии даже детям.
Итак, некогда жил одинокий отшельник, проводивший свои дни в молитвах светлому богу Вишну, охранявшему мир от зла и неправды. Возле его лесной хижины был небольшой пруд, где он черпал воду для питья и омовений.


Эта легенда изложена здесь в своем основном варианте, но народная фантазия расширила ее сюжет и дополнила многими красками, так что в индийском фольклоре существует много преданий о Ману и потопе. Люди верят в то, что рыба была образом бога Вишну, захотевшего возродить жизнь на Земле, и в своих молитвах упоминают это его чудесное деяние. И кроме того, верят, что Ману причалил свою лодку к Гималаям и даже указывают там один склон, который до наших дней носит название Спуска Ману.
Имя Ману известно каждому, и с ним твердо связываются представления о своде законов и соответственно бесчисленные упоминания о них и ссылки на невозможность их нарушений.
Ману | Encyclopedia.com. Нет единого мнения о происхождении и этимологии санскритского имени
Ману .
Уже в Ṛgveda (ок. 1200 г. до н.э.) такие выражения, как «Отец Ману [или Манус]», кажется, указывают на то, что Ману уже был задуман в то время как прародитель человеческой расы. Таким образом, его часто сравнивали с Маннусом, «origo gentis» Тацита.0012 Германия (2.3). Ману наиболее определенно характеризуется как отец человечества в известной истории из Шатапатха Брахмана (1.8.1), датируемой примерно 900 г. до н.э. Следуя совету рыбы, Ману строит корабль и с помощью рыбы в одиночку среди людей переживает великий потоп. После того, как вода отступит, он поклоняется и совершает покаяние. В результате рождается женщина, Ида (также Ида или Ила), от которой «он рождает это потомство Ману».
Ману был не только первым человеком, но и первым королем. Все королевские роды так или иначе происходят от него. Его старший сын Икшваку правил в Айодхье. Один из сыновей Икшваку, Викукши, продолжил династию Айкшваку, также известную как солнечная раса, в Айодхье, тогда как другой его сын, Ними, основал династию Видеха. Второй сын Ману, Набханедиштха, основал царство Вайшали; его третий сын, Шарьяти, царство Ананты; и его четвертый сын, Набхага, династия Ратхитар. У «дочери» Ману, Иды, также был сын Пуруравас, который стал основателем Айлы, или лунной расы, в Пратиштхане. Роман Пуруравы с апсара Урваши стал одним из самых популярных рассказов в санскритской литературе.
В некоторых текстах Ману упоминается как первый, кто зажег жертвенный огонь. Согласно Śatapatha Brāhmana (1.5.1.7), «Ману действительно поклонялся с жертвоприношениями в начале; подражая этому, это его потомство совершает жертвоприношения». В частности, имя Ману связано с происхождением Шраддхи, ритуала для умерших ( Апастамба Дхармасутра 2.7.16.1).
Кроме того, Ману считается создателем социального и морального порядка. Многие тексты цитируют изречения, относящиеся к различным аспектам дхармы , и приписывают их Ману. В связи с этим он также стал риши , который открыл наиболее авторитетную из дхармашастр.
В более поздней литературе можно увидеть, что Ману — или, скорее, последовательность Ману — играет роль в индуистском циклическом взгляде на время. Каждые калпа , или «день», Брахмы, что соответствует одной тысяче чатурюга с или махаюга с, делится на четырнадцать манвантара с, «периодов Ману». В самой сложной системе манвантара состоит из семидесяти одной чатурьюга с, или 306 720 000 человеческих лет. манвантар с разделены пятнадцатью переходными периодами (санскр., самдхи с) из четырех десятых чатурьюги . Каждую манвантару возглавляет другой Ману. В настоящее время Шватаварахакалпа , к настоящему времени истекло шесть манвантар (под председательством Сваямбхувы, Сварочиши, Ауттами, Тамасы, Райваты и Чакшуши соответственно). Нынешний седьмой Ману — это Ману Вайвасвата, за которым следуют Саварни, Дакшасаварни, Брахмасаварни, Дхармасаварни, Рудрасаварни, Раучья, или Девасаварни, и Бхаутья, или Индрасаварни.
См. также
Литература шастр.
Библиография
Многие отрывки на санскрите, касающиеся Ману, были собраны и переведены в книге Джона Мьюира Исходные тексты на санскрите , том. 1 (1872; переиздание, Амстердам, 1967). См. также введение Георга Бюлера в Законы Ману (1886 г.), «Священные книги Востока», том. 25 (перепечатка, Дели, 1964).
Новые источники
Законы Ману. Введение и примечания, переведенные Венди Донигер совместно с Брайаном К. Смитом. Лондон; New York, 1991.
Людо Роше (1987)
Пересмотренная библиография
Кто был первым человеком в индуистской мифологии?
Кто был первым человеком в индуистской мифологии? — Times of IndiaEdition
IN
- IN
- US
Войти
- org/BreadcrumbList» itemscope=»»>
- Новости
- Кто был первым человеком в индуистской мифологии?
Эта история — с 30 сентября 2007 г.
30 сентября 2007, 00:23 IST
AA
Размер текста
- Small
- Средний
- большой 908
- большой 908
- . первый человек в индуистской мифологии?
- Инсайдеры Myntra, ознакомьтесь с непревзойденными предложениями в раннем доступе, подобранными специально для вас
- Почему бытовые газовые баллоны окрашены в красный цвет?
- Из чего делают вигвамы?
Кто был первым человеком в индуистской мифологии?
Согласно Матсья Пуране, мудрец Ману был первым человеком (и первым человеком), созданным Богом.