Манифест о вольности дворянской | Читать статьи по истории РФ для школьников и студентов
ПОЗИЦИЯ ПЕТРА III
В заключение Петр объявил свое решение относительно дворянской службы: «Дворянам службу продолжать по своей воле, сколько и где пожелают, и когда военное время будет, то они все явиться должны на таком основании, как и в Лифляндии с дворянами поступается». На другой день, 18 января, генерал-прокурор Глебов словесно предложил: не соизволит ли Прав. Сенат в знак от дворянства благодарности за оказанную к ним всевысочайшую милость о продолжении их службы по своей воле, где пожелают, сделать его импер. величества золотую статую, расположа от всего дворянства, и о том подать его импер. величеству доклад? Доклад не был утвержден; есть известие, что император отвечал: «Сенат может дать золоту лучшее назначение, а я своим царствованием надеюсь воздвигнуть более долговечный памятник в сердцах моих подданных». Только через месяц, 18 февраля, был обнародован манифест о вольности дворянской; в нем император говорил, что при Петре Великом и его преемниках нужно было принуждать дворян служить и учиться, отчего последовали неисчетные пользы; истреблена грубость в нерадивых о пользе общей, переменилось невежество в здравый рассудок, полезное знание и прилежность к службе умножили в военном деле искусных и храбрых генералов […]. Все дворяне, на какой бы службе они ни находились, на военной или на гражданской, могли продолжать ее или выйти в отставку; но военные не могли проситься в отставку и брать отпуск во время кампании и за три месяца до ее начатия. Неслужащий дворянин мог беспрепятственно ехать за границу и вступать в службу иностранных государей, но обязан был возвратиться со всевозможною скоростью по первому призыву правительства.
Соловьев С.М. История России с древнейших времен. М., 1962. Кн. 25. Гл. 1. http://magister.msk.ru/library/history/solov/solv25p1.htm
МАНИФЕСТ О ДАРОВАНИИ ВОЛЬНОСТИ И СВОБОДЫ ВСЕМУ РОССИЙСКОМУ ДВОРЯНСТВУ 18 ФЕВРАЛЯ 1762 Г.
[…] Мы с удовольствием нашим видим, и истинный сын отечества своего признать должен, что последовали от того нечетные пользы, истреблена грубость в нерадивых о пользе общей, переменилось невежество в здравый разсудок, полезное знание и прилежность к службе умножило в военном деле искусных и храбрых генералов, в гражданских и политических делах поставило сведущих и годных людей к делу, одним еловой заключить, благородные мысли вкоренили в сердцах истинных России патриотов безпредельную к ним верность и любовь, великое усердие и отменную в службе нашей ревность, а потому и не находим мы той необходимости в принуждении к службе, какая до сего времени потребна была. […]
[…] Мы надеемся, что все благородное российское дворянство, чувствуя толикие наши к ним и потомкам их щедроты, по своей к нам всеподданической верности и усердию побуждены будут не удаляться, ниже укрываться от службы, но с ревностью и желанием в оную вступать, и честным и незазорным образом оную по крайней возможности продолжать, не меньше и детей своих с прилежностью и рачением обучать благопристойным наукам, ибо все те, кои никакой и нигде службы не имели, но только как сами в лености и праздности все время препровождать будут, так и детей своих в пользу отечества своего ни в какие полезные науки не употреблять, тех мы, яко суще нерадивых о добре общем, презирать и уничтожать всем нашим верноподданным и истинным сынам отечества повелеваем, и ниже ко двору нашему приезд или в публичных собраниях и торжествах терпимы будут.
Манифест о даровании вольности и свободы всему российскому дворянству 18 февраля 1762 г. // Полное собрание законов Российской империи, Т. XV. № 11444, стр. 189 – 191 http://his95.narod.ru/doc00/man_62.htm
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАСЧЕТЫ ЗНАТИ
В его [Петра III] царствование было издано несколько важных и дельных указов, каковы были, например, указы об упразднении Тайной канцелярии, о позволении бежавшим за границу раскольникам воротиться в Россию с запрещением преследовать за раскол. Эти указы внушены были не отвлеченными началами веротерпимости или ограждения личности от доносов, а практическими расчетами людей, близких к Петру, – Воронцовых, Шуваловых и других, которые, спасая свое положение, хотели царскими милостями упрочить популярность императора. Из таких же соображений вышел и указ о вольности дворянства.
Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций. М., 2004. http://magister.msk.ru/library/history/kluchev/kllec73.htm
УКАЗ О ВОЛЬНОСТИ ДВОРЯНСКОЙ И РОССИЙСКИЕ КРЕСТЬЯНЕ
Народная масса очень чутка к общественной несправедливости, жертвой которой она становится. Мелкие вспышки среди крепостных, не разгоравшиеся при общем сравнительном довольстве в царствование Елизаветы, после нее, тотчас по издании манифеста 18 февраля, разрослись в такие размеры, что Екатерине II по вступлении на престол пришлось усмирять до 100 тысяч помещичьих крестьян и до 50 тысяч заводских.
Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций. М., 2004. http://magister.msk.ru/library/history/kluchev/kllec73.htm
С ДВОРЯНСТВА СНЯТА ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОВИННОСТЬ
Петр III начал свое правление довольно деятельно, рядом любопытных мер. Можно думать, что он действовал с чьей-то указкой, стараясь показать, что он достоин власти. Вступил он на престол 25 декабря 1761 г., а уже 17 января 1762 г. в Сенате подписал указ о возвращении опальных людей прошедшего царствования и заявил свою волю относительно службы дворян: «Дворянам службу продолжать по своей воле, сколько и где пожелают». 18 февраля явился и манифест о вольности дворянской. В нем говорилось, что прежде необходимо было заставлять дворян служить и учиться, невольная служба и учение принесли пользу, ибо дали государству много сведущих, годных к делу людей […]. Но обязанности обучения манифест 18 февраля не упразднил, а выразил ее лишь в виде повелительного совета с высоты трона, «чтобы никто не дерзал без обучения наук детей своих воспитывать».
Так снята была с дворянства его тяжелая государственная повинность. […] Уже при Елизавете дворянство становилось привилегированным классом, получив имущественные права, каких не имели другие общественные классы. Освобождая его от личной государственной службы, Петр III создает ему этим личные привилегии, также чуждые другим классам. Ко времени Екатерины II, таким образом, дворянство делается уже вполне привилегированным сословием. Но оно не имеет внутренней организации; до сих пор ему организацию давала самая служба по полкам, его соединяли служебные связи; теперь эта организация должна была потерять свою прежнюю роль, ибо дворянство усиленно уходило из службы в деревню и нуждалось в новой организации — сословной. Ее дала дворянству Екатерина II.
Вольность дворянства была самым крупным делом Петра III, внушенным ему, как мы уже говорили, со стороны дворянства, близкого к Елизавете. По посторонним же внушениям, конечно, пришел он к решению уничтожить некогда страшную Тайную канцелярию, ведавшую политические преступления. При Елизавете ее деятельность не была заметна, потому что время Елизаветы было временем мира внутри государства. Уничтожить канцелярию, как малодействующее учреждение, было легко, а между тем это уничтожение могло содействовать популярности нового правительства в народной массе, как манифест о дворянстве должен был сделать его популярным среди дворян.
Но правительство Петра не только не достигло народного расположения, но возбудило общее неудовлетворение.
Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. СПб., 2000 http://magister.msk.ru/library/history/platonov/plats005.htm#gl15
ЗНАЧЕНИЕ УКАЗА
Манифест был принципиально важным для дворян документом. Это был подлинный прорыв в направлении гражданского общества. Многие с радостью встретили манифест, но общего бегства со службы не произошло, ибо большинство дворян существовать без государственного жалования не могли. Однако сама возможность выбора: служить или не служить, оказалась для них весьма важной. Именно с манифестом 1762 года историки связывают расцвет дворянских усадеб, становившихся центрами распространения европейского быта и культуры, как, впрочем, подчас и сурового крепостничества. Важно, что с этого документа начинается долгий процесс эмансипации русского общества – освобождения его от тяжкого давления государства.
Анисимов Е.В. Императорская Россия. СПб., 2008 http://storyo.ru/empire/79.htm
РЕАКЦИЯ НАРОДА
Екатерина II вынуждена была признать, что в момент ее прихода к власти «отложились от послушания» до полутораста тысяч помещичьих и монастырских крестьян («заводские и монастырские крестьяне почти все были в явном непослушании властей и к ним начинали присоединяться местами и помещичьи»). И всех их, по выражению императрицы, «усмирить надлежало». Среди крестьян получили особое распространение различного рода подложные манифесты, указы, в силу которых крестьяне отказывались работать на своих прежних господ. […] Начались вооруженные выступления крестьян.
В связи с манифестом «О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству» в 1762 г. поднялись на борьбу и помещичьи крестьяне, возбужденные слухами о предстоящей «воле». В начале 1762 г. в 9 центральных уездах восстало свыше 7 тыс. крестьян, принадлежавших 9 помещикам. В Вяземском уезде князь А.А. Вяземский против крестьянских толп использовал пушки. В 1763 г. массовый характер приняли волнения в Новгородском, Пошехонском, Волоколамском, Уфимском уездах. В 1766–1769 гг. движение вспыхнуло в Воронежской и Белгородской губерниях. Борьба почти повсеместно сопровождалась массовым бегством крестьян, потоком челобитий, насчитывавшихся тысячами, вереницами крестьянских ходоков.
«Государь достоин, дабы ему воздвигнуть статую золотую»: как были получены «дворянские вольности»
Манифест «О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству», подписанный 1 марта 1762 года (18 февраля по старому стилю) только что взошедшим на престол императором Петром III, стал одним из ключевых законодательных актов непродолжительного царствования этого монарха и самым серьезным и принципиальным изменением для всех дворян со времен «Табели о рангах» Петра I.
Петр I обязал всех дворян служить, независимо от их происхождения и заслуг предков, прямо и незамысловато оговорив в своем документе: «Мы для того никому никакого ранга не позволяем, пока они нам и отечеству никаких услуг не покажут и за оные характера не получат». Дворянские дети начинали службу с самого нижнего чина, при этом должны были обладать необходимым образованием и иметь соответствующий патент, российское дворянство какое-то время по самой своей сути оказалось едва ли не синонимом служилого сословия, изначальная знатность сама по себе теоретически не должна была давать никаких дополнительных прав. К получившему высокий чин сыну мещанина или священника положено было обращаться «ваше превосходительство» или даже «ваше высокопревосходительство», тогда как рано вышедший в отставку подпоручик знатной фамилии мог рассчитывать лишь на начальное «ваше благородие».
«Никакого ранга, пока отечеству услуг не покажут»: как Петр I заставил дворян служить
300 лет назад вступила в силу «Табель о рангах всех чинов, воинских, статских и придворных…»…
04 февраля 12:54
Петр III в «Манифесте о вольности дворянства», напротив, делал серьезный шаг в сторону устроения аристократической системы по более традиционному западному образцу: разрешал дворянам не служить или выходить в отставку по своему желанию, свободно бывать за границей и даже поступать там на службу к другим государям с последующим сохранением полученных там званий в России, хотя и оговаривал при этом, что в случае войны «вольности» все же перестают действовать и дворяне возвращаются на службу, прекращают зарубежные вояжи под страхом лишения своих наделов.
Как говорилось в самом документе, Петр III «из высочайшей своей к верноподданным отеческой милости соизволил дворянам службу продолжать по своей воле, сколько и где пожелают, а когда военное время будет, то они все явитися должны на таком основании, как и в Лифляндии с дворянами поступаетца». Кроме этого имелась еще оговорка: дворянам, которые не дослужились до обер-офицерских чинов, запрещалось выходить в отставку по своему усмотрению, не прослужив как минимум двенадцать лет.Позже основные положения этого манифеста подтвердила в «Жалованной грамоте дворянству» 1785 года Екатерина II, лишившая власти своего августейшего супруга 28 июня 1762 года, а после Екатерины свои поправки внес в свою очередь ее сын, Павел I. Он во многом дезавуировал волю родителей, но тем не менее не сломил основной тенденции на дарование дворянству дополнительных прав и привилегий с одновременным затруднением попадания новых членов малознатных семей в этот высший класс. И важно то, что даже после формального освобождения дворян от обязательной службы те из них, кто никогда не служил, оставались как бы «не совсем полноценными» дворянами, какими-то «недорослями», пусть даже и в весьма солидных летах, следовательно, такие «недодворяне» подвергались всяческим ограничениям сословных прав, и честолюбие должно было все же приводить их на службу государству.
Так что так или иначе, но петровская система «Табели о рангах» продолжала работать, и «вольность» дворян оставалась редким исключением, а не правилом.
По свидетельству видного деятеля Российской академии наук того времени, действительного статского советника с 1768 года Якоба Штелина, Петр III, будучи еще его учеником, заговаривал о своем желании даровать дворянству возможность покидать службу по своему желанию, а также дать ему право свободно разъезжать по заграницам. И едва лишь придя к власти после смерти 5 января 1762 года своей тети, императрицы Елизаветы Петровны, он приступил к задуманному. Уже 17 января 1762 года, во время своего первого официального посещения Правительствующего Сената, Петр III предписал сенаторам готовить проект своего манифеста, что и было исполнено к 8 февраля 1762 года.
«Самое замечательное дело, которое совершил он в первые дни правления, есть уничтожение Тайной канцелярии и дарование русскому дворянству свободы служить или не служить, выезжать из государства и проч. , — резюмирует Якоб Штелин. — Об этих двух главных предметах и о веротерпимости часто говорил он, будучи великим князем».
В качестве непосредственных авторов текста манифеста современники называли генерал-прокурора Сената Александра Глебова и секретаря императора Дмитрия Волкова — сенатора и тайного советника.
Однако имеются и совершенно иные версии, часто приписывающие инициативу появления подобного документа вовсе не Петру III, а кому-то из его дворян-советников или же сенаторов, а то и вовсе находящие корни этой задумки в царствовании самой Елизаветы Петровны, не успевшей осуществить задуманное или не решившейся воспротивиться мнению ближайшего окружения — так, принципиальным противником «вольностей» мог выступить ее фаворит Иван Шувалов, создавший вместе с Ломоносовым Московский университет и убежденный, что без внешнего понуждения охота дворян к приобретению образования и к дальнейшей службе может изрядно пострадать.
Интересно также, что Екатерина II поначалу не стремилась развить это начинание своего супруга, хотя формально и не отменила само действие манифеста, с немалым воодушевлением воспринятого дворянским сословием.
«С прикладу римского и греческого народов»: как Петра I провозгласили императором
300 лет назад была провозглашена Российская империя, преобразованная из Российского царства и…
22 октября 13:15
Вот как описывала она свое недоумение в дневнике: «По прошествии трех недель по кончине Государыни я пошла к телу для панихиды. Идучи чрез переднюю, нашла тут князя Михаила Ивановича Дашкова, плачущего и вне себя от радости, и, прибежав ко мне, говорил: «Государь достоин, дабы ему воздвигнуть статую золотую; он всему дворянству дал вольность», и с тем едет в Сенат, чтоб там объявить. Я ему сказала: «Разве вы были крепостные и вас продавали доныне?» В чем же эта вольность? И вышло, что в том, чтоб служить и не служить по воле всякого. Сие и прежде было, ибо шли в отставку, но осталось исстари, что дворянство, с вотчин и поместья служа все, кроме одряхлелых и малолетних, в службе Империи записаны были; вместо людей дворянских Петр I начал рекрут собирать, а дворянство осталось в службе.
Этот свой пассаж будущая императрица завершает вполне резонным замечанием: «У всех дворян велика была радость о данном дозволении служить или не служить, и на тот час совершенно позабыли, что предки их службою приобрели почести и имение, которым пользуются».
С большим запозданием, лишь в 1785 году, был составлен документ, закрепляющий обещанные «вольности» и дополнительно расширяющий права и привилегии дворянства. «Грамота на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства», в частности, сосредоточилась на защите чести и жизни дворянина, освобождала его не только от обязательной государственной службы, но и от телесных наказаний: «Телесное наказание да не коснется до благородного». Дворянина мог судить только суд равных. Утверждалось также и полное и неограниченное право собственности и наследование любого вида имущества, включая крестьян, что, с одной стороны, дополнительно «раскрепощало» дворян, но при этом и окончательно закрепощало низшее сословие, становящимся просто «товаром».
Появилось и право на сословное самоуправление: дворяне могли создавать свои сообщества, дворянские собрания.От обязательной службы дворян так или иначе начал освобождать Петр III, и этот почин через какое-то время поддержала Екатерина II. При этом Павел I, дороживший отцом и даже посмертно его короновавший, считал нужным возвратить для дворян и обязательную службу, и телесные наказания, но уже по сути не преуспел в этом, а вскоре погиб в результате дворцового переворота.
«Во первый раз в нашем обществе появляется лицо, а не холоп — человек, которого без суда нельзя подвергнуть никакому наказанию, которого и суд не может подвергнуть наказанию телесному; которого без суда нельзя лишить имущества», — писал позже известный российский юрист, статский советник и убежденный монархист Александр Романович-Славатинский.
В конце концов, в «вольностях» дворянства содержатся все важнейшие истоки расцвета русской культуры XVIII-XIX веков, вряд ли без освобождения от повседневной службы расцвел поэтический дар того же Пушкина и последовавшие за ним прозаики, эссеисты, критики, создатели литературных журналов и салонов. Не возникли бы, впрочем, вероятно, и тайные общества, не получили бы столь широкого распространения идеи вольнодумства, самоорганизации и переустройства общества на более справедливых основаниях.
Статья о манифесте+о+свободе+благородного+дворянства. Статья The Free Dictionary о манифесте+о+свободе+дворянства+
Манифест+о+свободе+дворянства+ | Статья о манифесте+о+свободе+дворянства+в+свободном словаре
Слово, не найденное в Словаре и Энциклопедии.
Пожалуйста, попробуйте слова отдельно:
манифест на свобода из в благородство
Некоторые статьи, соответствующие вашему запросу:
Не можете найти то, что ищете? Попробуйте выполнить поиск по сайту Google или помогите нам улучшить его, отправив свое определение.Полный браузер ?
- ▲
- Проявление
- манифест
- манифест
- манифест
- манифест
- манифест
- Манифест (альбом)
- Манифест (альбом Astrovamps)
- Манифест (значения)
- Манифест антропофагии
- Манифест устойчивого общества
- Манифест устойчивого общества
- Манифест независимого революционного искусства
- Манифест независимой социалистической Канады
- Манифест игр
- Манифест 101
- Манифест фашистского расизма
- Манифест от 17 октября 1905 г.
- Манифест Праги
- Манифест расы
- Манифест 121
- Манифест антифашистской интеллигенции
- Манифест фашистских интеллектуалов
- Манифест девяносто трех
- Манифест ЦК РСДРП от 27 февраля 1917 г. Ко всем
- Манифест ЦК РСДРП «Военная и русская социальная»
- Манифест Российской социал-демократической рабочей партии
- Манифест о свободе и демократии для Вьетнама
- Манифест о свободе дворянства
- Записи манифеста
- манифест+о+свободе+дворянства
- манифест+
- манифест
- манифест
- манифесты
- манифесты
- манифесты
- манифест
- манифест
- манифест
- манифесты
- манифесты
- манифесты
- проявляет
- проявляет
- проявляет
- проявляет
- Манифестыto
- Манифисто (альбом)
- коллектор
- коллектор
- коллектор
- коллектор
- Коллектор и соединительная система
- Коллектор (автомобильная техника)
- Коллектор (автомобильная техника)
- Коллектор (автомобильная техника)
- Коллектор (значения)
- Коллектор (геометрия)
- Коллектор (геометрия)
- Коллектор (математика)
- ▼
Сайт: Следовать:
Делиться:
Открыть / Закрыть
Проект MUSE — Освобождение русского дворянства, 1762-1785
Вместо аннотации приведу краткую выдержку из содержания:
«Освобожденное» дворянство МАНИФЕСТ И ДВОРЯНСТВО Чтобы понять и оценить отношение Екатерины к проблемам, порожденным Манифестом Петра III, нужно прежде всего рассмотреть положение и отношение «эмансипированного» дворянства. Как и следовало ожидать, практические и психологические последствия этого акта были столь же разнообразны, как и сами дворяне, и, как правило, отражали существующие внутри дворянства различия. Чем выше был личный или семейный статус дворянина, тем меньше его отношение к службе и к государству могло быть затронуто отменой обязательной службы. В целом уверенное изображение в «Манифесте» русского дворянина как патриота-общественника, стремящегося служить государству, было точным изображением высшего дворянства. В их семьях служение государству было почтенной традицией, и в их кругу человек без служебного чина или с низким чином обычно стыдился показаться на публике1. Благословленный преимуществами богатства, образования , и связи, они смотрели на службу как на путь к славе, власти и еще большему богатству и редко покидали ее по собственной воле, пока были физически в состоянии выполнять свои обязанности. провинцияПное общество во второй половине XVIII века (СПб., 1889).), п. 103; Hassell, SR, xxix: 290. 2 Raeff, Origins, p. 69. Заключение Раефифа основано на его обширном изучении мемуаров восемнадцатого века. Эмансипация русского дворянства Иллиды, в том числе и мои, — писал мемуарист Ф. Ф. Вигель, — считали отделение от службы унижением и потерей самоуважения». Манифеста, хотя они и не собирались пользоваться предоставленными им правами, Глебов хотел, чтобы Сенат воздвиг золотую статую Петру III в память об этом событии. при рассказе царице о воззвании Петра.5 Московские дворяне избрали П. П. Сумарокова, брата знаменитого поэта, для произнесения благодарственной речи царю от имени дворянства, и были сложены песни и оды, восхваляющие его благодеяния. ® Поскольку высшие дворяне радовались обладанию свободой, которую немногие из них хотели использовать, важно различать практическое и психологическое воздействие, которое на них был Манифесто. То, что они превозносили, было абстрактной идеей свободы, которую они, казалось, поддерживали. Декларация Манифеста о том, что отныне государство будет уважать дворянство, что оно будет относиться к ним как к зрелым и ответственным людям и избавит их от унизительной опеки, подобающей детям и другим непросвещенным людям, нашло отклик в умах и сердцах образованных людей. дворяне. Это не только удовлетворяло их чувство собственного достоинства, но и удовлетворяло идеалам, которые они выработали в ходе своего обучения европейской литературе и мысли, идеалам, пронизавшим интеллектуальный дух времени второй половины XVIII в. Ф. Вигель, Записки, ι (М., 189ЦГАДА, ф. 248, кн. 3427, с. 316. 5 Воспоминания Екатерины Великой, с. 337. 6 Романович-Славинский, стр. 200-201. II век эмансипированного дворянства: любовь к свободе и отвращение к деспотизму. Во взглядах высшей знати реакционные и прогрессивные настроения часто смешивались, иногда в пределах одного и того же человека. Некоторые восхищались феодальными привилегиями западноевропейской знати. которые были исключительными и наследственными, другие симпатизировали идеям свободы и равенства, выдвинутым французскими философами7, но оба чувства порождали желание видеть дворянство наделенным законными правами, а правительство свободным от тирании и деспотизма. Благородное отношение к «Манифесту» объясняет тот, казалось бы, иронический факт, что некоторые из его членов присоединились к заговору с целью свержения его автора, а многие другие приветствовали его свержение.