Маленький человек в повести гоголя: Гоголь Н.В. Повесть Шинель. Маленький человек Акакий Акакиевич Башмачкин

Образ маленького человека в произведениях Гоголя

«Маленький человек» — тип литературного героя, обычно мелкого чиновника, который становится жертвой произвола властей или жестоких жизненных обстоятельств. Царская несправедливость и жестокое время заставляли «маленьких людей» уходить в себя, замыкаться, становясь предметом насмешек более удачливых коллег, они жили незаметно и незаметно умирали, а порой сходили с ума. Но именно такие герои, испытав сильное потрясение, начинали взывать к справедливости и даже бороться против сильных мира сего.

Первыми были герои А. С Пушкина: Евгений из поэмы «Медный всадник» и Самсон Вырин из повести «Станционный смотритель». Но именно герои произведений Гоголя, особенно его «Петербургских повестей», по праву считаются воплощением такого типа. Ф. М. Достоевский после скажет: «Все мы вышли из гоголевской «Шинели», имея в виду, что русские писатели, включая самого Достоевского, будут обращаться к этой теме постоянно, а герои Гоголя станут образцом для подражания.

Сам Гоголь, оказавшись в Петербурге, был потрясен величием города, встретившего молодого человека неласково. Он столкнулся с миром социальных катастроф. Увидел блеск и нищету столицы, за парадным фасадом которой торжествует пошлость и гибнут таланты. Герои Пушкина после столкновения с Петербургом сходили с ума.

В «Петербургских повестях» Гоголя желание «маленького человека» обрести достоинство ведет к бунту и освобождению призрачных сил, что делает этот цикл фантастическим. Критики признают, что весь цикл повестей — выражение негодования против трагической неустроенности жизни и против тех, кто ее опошлил, сделал бесчеловечной и невыносимой.

В «Записках сумасшедшего» повествование ведется от лица мелкого чиновника Поприщина. Сидя в кабинете директора департамента, он очинивает перья и ведет записи, мечтая жениться на его дочери и сделать карьеру. Подслушав разговор двух собачек Фидель и Меджи (фантастика есть во всех повестях этого цикла), он узнает об их переписке и, завладев бумажками, узнает всю подноготную своего начальника и его дочери.

Он потрясен: почему так несправедливо устроен мир? Почему он, Аксентий Поприщин, в свои 42 года всего лишь титулярный советник?

В его воспаленном сознании возникает мысль о том, что он может быть кем-то другим, но вслед за безумием растет и его человеческое достоинство. Он начинает смотреть на мир по-другому, так как отказывается от рабского пресмыкательства перед так называемыми «хозяевами жизни». Он вдруг начинает считать себя королем Испании, что дает ему право не вставать перед начальством и даже подписываться Фердинандом VIII. Поприщин ясно представляет, как «вся канцелярская сволочь», включая директора, будет униженно сгибаться перед ним. Заканчивается этот демарш психушкой, где его записи окончательно теряют всякий смысл, но повесть раскрывает остроту социального конфликта.

Повесть «Шинель» описывает не просто случай из жизни «маленького человека» Акакия Акакиевича Башмачкина. Вся жизнь героя предстает перед читателем: он присутствует при его рождении, наречении его именем, узнает, где он служил, почему так необходима ему шинель и отчего он умер. Герой живет в своем мирке, где ничего не происходит. Если бы не случилась в его жизни невероятная история с шинелью, о нем и рассказать было бы нечего.

Акакий Акакиевич не стремится к роскоши: пошив новой шинели — жизненная необходимость. Мысль об обновке наполняет новым смыслом жизнь героя, отчего даже меняется его внешность: «Он сделался как-то живее, даже тверже характером». Когда он достиг предела своих мечтаний, произведя фурор среди коллег, постоянно издевавшихся над ним, шинель крадут. Но не это становится причиной смерти бедного Башмачкина: «значительное лицо», к которому обращается за помощью чиновник, «распекает» его за неуважение к начальству и выгоняет прочь.

Так исчезает с лица земли «существо, ни для кого не интересное», ведь даже смерти его никто не заметил. Финал фантастичен, но восстанавливает правосудие. Призрак бывшего чиновника срывает шинели с богатых и знатных особ, а Башмачкин поднимается на небывалую высоту, преодолев убогие представления о чине.

  • «Портрет», анализ повести Гоголя, сочинение
  • «Мертвые души», анализ произведения Гоголя
  • «Мертвые души», краткое содержание по главам поэмы Гоголя
  • «Нос», анализ повести Николая Васильевича Гоголя
  • «Ревизор», анализ комедии Николая Васильевича Гоголя
  • «Шинель», анализ повести Николая Васильевича Гоголя
  • «Майская ночь, или Утопленница», анализ повести Гоголя
  • «Майская ночь, или Утопленница», краткое содержание по главам повести Гоголя
  • «Портрет», краткое содержание по частям повести Гоголя
  • «Ревизор», краткое содержание по действиям комедии Гоголя
  • «Нос», краткое содержание по главам повести Гоголя
  • Гоголь Николай Васильевич, краткая биография
  • «Шинель», краткое содержание повести Гоголя
  • «Вий», анализ повести Николая Васильевича Гоголя
  • «Ночь перед Рождеством», анализ повести Гоголя

По писателю: Гоголь Николай Васильевич


Тема «маленького человека» в повести «Шинель»

Главная ~ Сочинения ~ Тема «маленького человека» в повести «Шинель» — примеры сочинений


Пример сочинения 1

В повести Н.

В. Гоголя красочно раскрывается тема и образ маленького человека, позднее ставшая популярной. Маленький человек, это – человек низкого происхождения, не отличающийся талантами, тихий, робкий, почти незаметный.

Маленький человек – центральная тема повести. Он предстает в образе мелкого чиновника со смешным именем Акакий, оно переводится как «беззлобный, кроткий». Автор наградил его неприметной внешностью: он низенького роста, сморщенный, с лысиной, пробивающейся сквозь рыжеватую шевелюру. Акакий служит на должности писаря, попросту переписывает тексты без исправлений. Он очень скромен, трудолюбив, исполнителен и добр, однако никто не замечает его достоинств. Маленький человек не имеет другой жизни помимо работы, поэтому придя домой, он снова садится за переписывание текстов. Личностью он был незначительной, по этой причине, маленький писарь много раз подвергался насмешкам и издевательствам со стороны коллег.

Вначале маленький человек кажется комическим героем повести, но далее становится ясно, что его роль трагическая.

Автор описывает отчаяние, боль и страхи маленького человека, тем самым как бы говоря, что и он имеет право на переживания, он тоже что-то представляет из себя. Н.В. Гоголь совсем не смеется над писарем, он относится к нему с жалостью, сопереживая маленькому человеку. Ведь Акакий не мог постоять за себя, а только спрашивал зачем его обижают.

Новая шинель, специально сшитая для праздника, становится поворотным моментом. С этого дня писарь обретает уверенность в себе и восхищение среди коллег, ранее не обращавших на него внимание. Шинель как будто уравнивает его с другими. Хотя на самом деле Акакий Акакиевич остается таким же как прежде, таким же человеком, как и его коллеги. Шинель становится символом лучшей жизни, поэтому кража вещи оборачивается настоящей трагедией. Вот только после потери никто не помог маленькому человеку восстановить справедливость, и он так и умер, забытый всеми. Смерть Акакия никак не повлияла на работу департамента, его с легкостью заменили другим. Никто в департаменте не был задет кончиной маленького человека.

Выделяя данный персонаж, Гоголь пытается привлечь внимание к равнодушию общества к тем, кто не входит в высшие сословия. Маленький человек все-таки одерживает победу, пусть и фантастическую, уже после смерти – но все-таки победу. Призрак Акакия сорвавший шинель с высокопоставленного лица заставляет последнего задуматься о том, кто он без своей шинели и относиться ко всем людям лучше, чем прежде.


Пример сочинения 2

Повесть Николая Васильевича Гоголя “Шинель” сыграла большую роль в развитии русской литературы. Она повествует читателю о судьбе так называемого “маленького человека”.

Эта тема раскрывается еще в начале произведения.
Даже само имя Акакия Акакиевича может быть воспринято как результат переписывания. Взяли имя отца: Акакий – переписали, получилось: Акакий Акакиевич.

Рассказ в “Шинели” ведется от первого лица. Главный герой повести – Акакий Акакиевич Башмачкин, маленький чиновник из департамента – бесправный
и униженный человек. Гоголь так описывает внешность главного героя повести: “низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу с морщинами по обеим сторонам щек”. Акакий Акакиевич – маленький, сморщенный человечек, чиновник самого низкого ранга – писарь, всю жизнь проработал в департаменте.

Личностью он был незначительной безответной, из-за чего подвергался множеству насмешек. У него и слов нет, чтобы заявить о себе: герой высказывается обычно предлогами и частицами, не имеющими никакого значения. Цель существования Акакия Акакиевича

– переписывание. Даже приходя домой и, наскоро поев щи, он садится и переписывает принесенные бумаги.

Башмачкина окружают молодые чиновники, которые подсмеиваются над ним. Сослуживцы относятся к нему без уважения. Даже сторожа в департаменте смотрят на него как на пустое место, “как будто бы через приемную пролетела простая муха”.

В ответ на оскорбления он отвечает лишь одно: “Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?” В его словах слышится что-то вызывающее жалость.
Я думаю, что Акакий Акакиевич Башмачкин из комического героя превращается в драматического. Не должно быть так, чтобы шинель заменяла жизнь человека. Подчеркивая типичность “маленького человека” Гоголь говорит, что его смерть ничего не изменила в департаменте, его место просто занял другой чиновник.

Таким образом, Гоголь одним из первых обратил внимание на судьбу “маленького человека”. Он наглядно показал, что современное ему общество равнодушно к тем своим членам, которые не принадлежат к высшему сословию. И все же писатель показал в развязке, что и “маленький человек”, доведенный до отчаяния, способен противостоять против жестокости и несправедливости сильных мира сего.

И хотя человек жалкий, ничтожный, с узким кругозором, мне все же жаль его.


Пример сочинения 3

Ключевым образом для понимания идеи повести «Шинель» является Акакий Акакиевич. С помощью него писатель обращает внимание читателя на проблему социальной иерархии, провозглашая христианское равноправие всех людей.

Акакий Башмачкин – маленький человек, чья «малость» проявляется в характере, внешности и даже образе жизни героя. Говорящая фамилия героя также намекает на его невысокое положение в обществе, а странное имя подчёркивает его отчуждённость, невозможность вписаться в привычный для остальных чиновников мир.

Портрет Башмачкина вряд ли кого-то привлечёт: низенький, рябоватый, с лысиной. Внешность мало волнует героя, который уже долгое время ходит в одной и той же поношенной шинели. Нередко он приносит на шляпе корки от арбузов, так как живёт в бедном районе Петербурга, где помои выливают прямо из окон.

Герой не отличается особым красноречием. Маленький человек не привык к дружеским беседам или просьбам о помощи. Ему тяжело изъясняться, поэтому общается он исключительно предлогами и частицами, разговаривает тихим голосом и своей речью напоминает ребёнка.

Несмотря на давнюю службу, Акакий Акакиевич по-прежнему состоит на одной из низких должностей. И дело не в том, что начальство не видит рвения своего подчинённого, скрупулёзно выполняющего свою работу. Просто чиновник совершенно лишён амбиций и не заботится о карьерном росте. Новые обязанности, влекущие за собой перемены в давно установившемся порядке жизни, пугают маленького человека. Лучше продолжать переписывать бумаги и терпеть насмешки и унижения со стороны коллег. Лишь иногда чистосердечный и смиренный Башмачкин может взбунтоваться против обидчиков с вопросом: «Зачем вы меня обижаете?».

Работа составляет большую часть времяпровождения 50-летнего мужчины. Он вынужден отказывать себе во всём, когда копит на новую шинель, но даже до этого Башмачкин не особо тратился на развлечения и роскошь. Его маленький уникальный мирок составляют рабочие бумаги, среди букв у него даже есть свои фавориты. Переписыванье – его единственное любимое занятие.

Отрадой для Башмачкина становится и новая шинель, ставшая светлым пятном в его убогом существовании. Мечта о её приобретении окрыляла героя, он «будто женился». Потеря любимой вещи и неудачный визит к значительному лицу довели маленького человека до гибели. Только после смерти Акакий Акакиевич наконец-то смог постоять за себя, сорвав шинель с того, кто не смог помочь ему при жизни.

Маленький человек в гоголевской повести – это обиженная жизнью личность низкого социального статуса, влачащая жалкое существование, с маленькими запросами и маленькой мечтой. Но даже такой человек заслуживает внимания и сострадания окружающих. К сожалению, в условиях нашего мира маленькому человеку тяжело отстоять своё право на счастье. Это больше похоже на фантастику, что и демонстрируется писателем в конце «Шинели».

Количество просмотров: 5226
Опубликовано: 02.02.2022

Вернуться назад →

«Маленький человек» в большом городе: «Шинель» Гоголя

Рассказ называется «Шинель», изданный в 1842 году и написанный Николаем Гоголем, отцом современного русского прагматизма. Великий русский романист, Гоголь, как известно, известен как сатирик. Известно, что художник слова оказывает огромное влияние на русскую литературу. В своих трудах он доказал, что разоблачает недостатки человеческого характера. Считалось, что у него отвратительное мировоззрение, и он был одним из первых русских писателей, критиковавших образ жизни своей страны. (Гоголя, 1997-2007).

Наши специалисты могут доставить «Маленький человек» в большом городе: сочинение Гоголя «Шинель»
по вашим заказам
всего за 13.00 11.05/стр.

308 квалифицированных специалистов онлайн

90 002 Узнать больше

Шинель — это философская сказка и входит в число его шедевров. Его сила воображения и лингвистическая игривость оказали такое большое влияние на русскую литературу, что знаменитая цитата Мельхиора де Вог по этому поводу звучала так: «Мы все вышли из гоголевской шинели». «Шинель» — сатира и меткое замечание об обществе и общем мировоззрении людей общества, считающих похвальным обычаем нападать на тех, кто не может дать отпор.

Таких людей можно найти в любом обществе, особенно в городе-культуре, где «культуры» больше нет, где взаимное уважение и забота друг о друге уменьшились, где люди меньше всего заботятся о проблемах других. Маленький человек в этой истории является представителем всех бедняков, которые живут впроголодь и мало что могут сэкономить. Это история о том, как людей из низших слоев общества регулярно мучают их более обеспеченные коллеги и как они до сих пор ничего не могут сделать, чтобы положить конец своим опасениям. Это также показывает бедственное положение бедных и то, как им приходится отказываться от своей единственной потребности, чтобы убедить их в других потребностях.

Этот человечек — бедный чиновник и переписчик Акакий Акакиевич, малоизвестный в своем ведомстве за трудолюбие и считающийся социально неприспособленным. Он человек замкнутый и любит переписывать ведомственные письма от руки. Тем не менее, младшие клерки издеваются над ним и прерывают его работу. Его коллеги и младшие не проявляли к нему никакого уважения.

Вещь, необходимая для богатого, является рутиной для бедного. У Акакия поношенное пальто. Когда начинают наступать зимы, он больше не может этим заниматься. Новое пальто стоит ему целое состояние. Тем не менее, питаясь один раз в день и сокращая все другие свои расходы, которые вряд ли можно назвать неторопливыми, ему, наконец, удается добыть себе один. Автор решил сказать: «Он даже привык по вечерам голодать», чтобы намекнуть на сильное желание Акакия иметь шинель.

Весь день для Акакия был триумфальным праздником. К сожалению, его крадут. Он пытается пожаловаться на это какому-нибудь важному и высокопоставленному чиновнику, а поднявшись по правительственной лестнице, доходит до генерала, но к нему относятся с пренебрежением. Он заболевает и вскоре умирает, не сопротивляясь. Вскоре сообщают, что призрак Акакия бродит по районам Петербурга, срывая с людей пальто. Наконец, призрак Акакия настигает ВИПа, который после смерти Акакия чувствовал себя виноватым в том, что плохо с ним обращался — напугав его, сильно срывает с него шинель. Это изображается как месть угнетенных против угнетателя. Призрака Акакия после этого не видно. История представляет собой форму социального протеста. (Гоголь. 2004)

До того, как у Акакия украли шинель, он был довольным, безнадежным, но функционирующим ничтожеством без материального успеха. Его новое пальто, которое все так хвалили и которое сделало его популярным среди товарищей, возвысило его ожидания. Гоголь сделал большое ударение на имени человечка в начальных местах, говоря: «Оно может показаться читателю довольно странным и надуманным; но он может быть уверен, что оно ни в коем случае не было надуманным и что обстоятельства сложились так, что было бы невозможно дать ему какое-либо другое имя». Это имя имеет для него юмористическую ценность. Это также соответствует роли Акакия как обывателя.

Своевременная доставка! Получите свой 100% персонализированная бумага
готово за
всего за 3 часа

Начнем

Более того, название звучит поразительно похоже на русское название «обкакать», что означает мазать экскрементами. Таким образом, здесь цель состоит в том, чтобы представить зрителям низкое уважение к себе и достижениям, презрение и насмешку, которыми одаривается персонаж.

Шинель символизирует духовное возрождение Акакия. Само пальто может иметь религиозный оттенок, который часто представляет собой праведность и спасение. История имеет весьма очевидный и закономерный финал со смертью Акакия. На протяжении всей истории он представлен как некомпетентный человек. Здесь автор пытался указать адресатам, что у слабых и угнетенных тоже есть сердце и есть чувства, чувства любви, ненависти, презрения и утраты, но у них нет сил и сил сопротивляться, просить их права. Когда Акакий живо не мог бороться за свое дело, он предпочитал делать это, когда мог делать это без стеснения. Он не боялся ни перед кем, ни перед какими-либо потерями, будучи призраком, поэтому он выбрал путь, который был для него самым легким, путь, на котором он не мог бы остановиться при жизни. (Шинель/введение, 2008 г.).

Гоголь Николай. (1997-2007). Одесский глобус. Веб.

Гоголь Николай. (2004). Пальто . Рассказ Классика. Веб.

enotes.com. (2008). Пальто/введение . Веб.

Пальто | Блоги курса профессора Куоллса

Опубликовано от gibson

В «Шинели» Гоголя читатель охвачен великим чувством жалости к Акакию. Он грустный человек — не только из-за его относительной языковой некомпетентности или неспособности выполнять задачи, выходящие за рамки простого копирования, но и потому, что все его сверстники считают его совершенно ниже себя. Он непригоден для любого вида уважения. Они могут мучить его без какого-либо признания за важные задачи, которые он может выполнить в обязательном порядке.… Остальное читайте здесь

Опубликовано в История253, Без рубрики | Метки: порочный общественный строй, Гоголь, литература, Россия, Шинель

Опубликовано автор

Гоголевский Шинель имеет то же липкое, склизкое, неприятное на вид ощущение, что и 1984 Джорджа Оруэлла. У Акакия Акакиевича однообразная работа, которую любит только он один, к которой он относится очень серьезно и даже занимается в свободное время. У главного героя Оруэлла Уинстона Смита тоже довольно скучное занятие, он делает почти то же самое: там, где Акакий просто копирует слова, Уинстон меняет их, чтобы отразить непогрешимость Большого Брата. Акаки и Уинстон оба живут одни, едят безвкусную пищу, которую им могут позволить их скудные государственные зарплаты, и либо охотно игнорируют, либо их поощряют игнорировать каждую попытку значимого человеческого взаимодействия.… Прочтите остальное здесь

Опубликовано в История253, Без рубрики | Метки: 1984, Александр I, Джордж Оруэлл, Гоголь, деньги, дворяне, чин, Шинель

Опубликовано автор

В «Шинели» Гоголь высмеивает российскую систему рангов и акцент на том, чтобы быть «значительной личностью» в обществе. Пороки этой системы, основанной на поверхностности и тщеславии, яснее всего видны в попытках Акакия Акакиевича заявить о краже шинели. Он начинает свои усилия с полицейского, который не стал свидетелем преступления, хотя оно произошло прямо у него на глазах. Затем Акаки умоляет о помощи следующего высшего уровня власти, районного суперинтенданта… Прочесть остальное здесь

Опубликовано в HIST253-Архив | Метки: Гоголь, Система ранжирования, Русское общество, Социальная критика, Шинель

Опубликовано автор

Акакий Акакиевич — воплощение антигероя. Скучный, ничтожный человечек, главное удовольствие в жизни которого — копирование документов, по сути вся его жизнь состоит из копирования документов. Однако его жизнь меняется в тот день, когда он понимает, что ему нужно купить новое пальто. Не имея денег, он предпринимает то, что можно было бы назвать мерами жесткой экономии, и морит себя голодом, чтобы купить новое пальто. Здесь мы наблюдаем первую перемену в характере… Прочитать остальное здесь

Опубликовано в Без рубрики | Метки: Акакий, Гоголь, Шинель

Опубликовано автор

Язык и образность, которыми пишет Николай Гоголь, позволяют читателю еще больше отождествиться с бедственным положением Акакия Акакиевича Башмачина и его потребностью купить новое пальто. Эта история действительно обсуждает, как класс влиял на то, как люди взаимодействовали друг с другом, и как люди должны были себя вести, чтобы жить в соответствии с социальными нормами того времени. Акакий считал, что, имея надлежащее пальто, он добьется большего успеха в своей работе, однако его потребность соответствовать этой социальной норме приводит к его смерти.… Прочитать остальное здесь

Опубликовано в Без рубрики | Метки: Гоголь, социальная иерархия, Шинель

Опубликовано автор

Как писатель Гоголь часто считался одним из самых известных писателей в России и считался защитником повседневного человека. В своем рассказе «Шинель» Гоголь акцентирует внимание именно на этом типе персонажей, изображая историю Акакия Акакиевича, нищего писаря и переписчика в городе Петербурге.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *