Кратчайшая энциклопедия псевдонимов
Русский XX век в литературных псевдонимах – от Бедного и Белого до Гармодия и Горпожакса.
***
Едва ли не важнейший псевдоним для России XX века – Максим Горький. Принадлежал он Алексею Максимовичу Пешкову (1868–1936), писателю и драматургу, выходцу из самых низов общества. Советская власть любила Горького не столько за дарование, сколько за происхождение и жизненный опыт: одаренный самоучка из Нижнего Новгорода провел молодость в странствиях по России и участвовал в нескольких подпольных марксистских кружках. В 1892 году 24-летний Пешков опубликовал свой первый рассказ «Макар Чудра» в тифлисской газете «Кавказ» и подписал его «М. Горький». Впоследствии литера «М.» стала именем «Максим», вероятно, в честь отца писателя.
Значение вымышленной фамилии «Горький» понятно любому читателю первого сборника рассказов и очерков молодого автора (1898): он писал о ворах и пьяницах, матросах и рабочих, о том, что позже сам называл «дикой музыкой труда» и «свинцовыми мерзостями дикой русской жизни».
Надо заметить, что Алексей Максимович в молодости недолго пользовался псевдонимом Иегудиил Хламида. Под этим именем он написал несколько сатирических фельетонов на местные темы в «Самарской газете» в 1895 году.
***
Первые романы Владимира Набокова (1899–1977) были опубликованы под псевдонимом В. Сирин. В 1920 году будущий писатель приехал вместе с родителями в Берлин. Владимир Дмитриевич Набоков (1869–1922) был крупным политическим деятелем, одним из учредителей Конституционно-демократической партии, и в послереволюционной эмиграции продолжал заниматься политикой, в частности выпускал в Берлине газету «Руль».
Неудивительно, что Набоков-младший начал публиковаться под вымышленным именем, иначе читающая публика пришла бы в полнейшее недоумение от обилия В. Набокова в периодике. Под псевдонимом Сирин были напечатаны «Машенька», «Защита Лужина», «Король, дама, валет», журнальная версия «Дара» и несколько других произведений. Значение слова «Сирин» у читателей сомнений не вызывало: печальная прекрасноголосая райская птица.***
От собственных имени и фамилии отказался Борис Николаевич Бугаев (1880–1934), войдя в анналы русских поэзии, прозы (и стиховедения) как Андрей Белый. Символистский псевдоним для молодого Бугаева придумал Михаил Сергеевич Соловьев, брат знаменитого философа Владимира Соловьева. Считается, что имя Андрей должно было напоминать о первом из призванных апостолов Христа, а Белый – о белом цвете, в котором растворены все цвета спектра.
***
В 1910-х годах выходец из Херсонской губернии Ефим Придворов (1883–1945) стал публиковать стихи под именем Демьян Бедный. Успех его сочинений был так велик, что в честь этого «большевика поэтического рода оружия» (так о нем отзывался Лев Троцкий) старый город Спасск в Пензенской губернии в 1925 году переименовали в Беднодемьяновск, и под этим названием, надолго пережившим славу пролетарского поэта, город просуществовал до 2005 года.
***
Писатель Николай Кочкуров (1899–1938) выбрал себе говорящий псевдоним с саркастическим оттенком: под именем Артем Веселый в конце 1920-х – начале 1930-х годов он опубликовал несколько популярных в те десятилетия книг о революции и Гражданской войне (роман «Россия, кровью умытая», повесть «Реки огненные», пьесу «Мы»).
***
Ученик Максима Горького Алексей Силыч Новиков (1877–1944), побывавший на русско-японской войне в качестве матроса, прибавил к собственной фамилии одно тематическое слово и стал известен как писатель-маринист Новиков-Прибой. Его перу принадлежат роман «Цусима» (1932), один из самых популярных военно-исторических романов в СССР, и ряд рассказов и повестей. Примечательно, что дебютировал Новиков-Прибой как автор двух очерков о Цусимском сражении, напечатанных под псевдонимом А. Затертый.
Елизавета Ивановна Дмитриева. 1912 год © Wikimedia Commons
Одной из самых известных литературных мистификаций начала XX века была
***
В середине 1910-х годов в московских изданиях регулярно печатали стихи, фельетоны и пародии язвительного Дон-Аминадо. Это экзотическое имя выбрал себе Аминад Петрович Шполянский (1888–1957), юрист и литератор, мемуарист. Его пародии на известных поэтов начала века, включая Бальмонта и Ахматову, пользовались большим успехом. После революции Шполянский эмигрировал. Его афоризмы, популярные у читателей эмигрантской русскоязычной периодики, вошли в сборник «Нескучный сад» как единый цикл, озаглавленный «Новый Козьма Прутков».
***
По разряду экзотических должен проходить псевдоним Александра Степановича Гриневского (1880–1932): автор неустаревающих романтических повестей «Алые паруса» и «Бегущая по волнам», создатель звучных вымышленных городов Зурбаган и Лисс подписывал свои книги короткой иностранной фамилией Грин.
***
Имя Надежды Александровны Бучинской, урожденной Лохвицкой (1872–1952) мало что говорит современному читателю, но ее псевдоним – Тэффи – известен гораздо лучше. Тэффи – один из самых колких авторов в русской литературе, автор неподражаемой «Демонической женщины» и многолетний сотрудник «Сатирикона», главного юмористического журнала дореволюционной России. В рассказе «Псевдоним» Тэффи объясняла происхождение этого имени от «одного дурака», потому что «дураки всегда счастливы». Кроме того, выбрав странное, ничего не значащее, но звучное и запоминающееся слово, писательница обошла традиционную ситуацию, когда женщины-литераторы скрываются за мужскими псевдонимами.
***
Даниил Иванович Ювачёв (1905–1942) пользовался десятками псевдонимов, но самый известный из них – Хармс. Сохранилась анкета, которую заполнил в 1925 году поэт. Своей фамилией он назвал Ювачёв-Хармс, а на вопрос, есть ли у него псевдоним, ответил: «Нет, пишу Хармс».
Исследователи связывали это короткое, запоминающееся слово с английским harm («вред»), французским charme («очарование»), санскритским dharma («религиозный долг, космический закон и порядок») и даже с Шерлоком Холмсом.***
В раздел экзотических псевдонимов просто обязан попасть Гривадий Горпожакс. Перу этого автора принадлежит, увы, всего одно произведение – пародия на шпионский роман под названием «Джин Грин – неприкасаемый» (1972). За невозможным Гривадием скрывались сразу три автора: поэт и сценарист Григорий Поженян (1922–2005), военный разведчик и писатель Овидий Горчаков (1924–2000) и не кто иной, как сам Василий Аксенов (1932–2009). Пожалуй, после Козьмы Пруткова это самый яркий коллективный литературный псевдоним.
И. Репин и К. Чуковский. Шарж Маяковского из альбома «Чукоккала». 1915 год © feb-web.ru
Почти наверняка самый-самый массовый автор XX века из писавших на русском языке – это Корней Чуковский: в России трудно вырасти без «Айболита» и «Телефона», «Мухи-Цокотухи» и «Мойдодыра». Автора этих бессмертных детских сказок при рождении звали Николай Васильевич Корнейчуков (1882–1969). Он еще в молодости из своей фамилии создал вымышленные имя и фамилию, а через несколько лет добавил к ним отчество Иванович. Дети этого замечательного поэта, переводчика, критика и мемуариста получили отчества Корнеевичи и фамилии Чуковские: нечасто встречается такое «глубокое» использование псевдонима.
***
Составлять псевдонимы, переставляя буквы собственного имени, – давняя литературная игра. Например, прославленный баснописец Иван Андреевич Крылов (1769–1844) несколько раз пользовался дикой, но симпатичной подписью Нави Волырк. В XX веке псевдоним-анаграмму выбрал себе Марк Александрович Ландау (1886–1957), более известный как Марк Алданов, автор тетралогии «Мыслитель» о французской революции, трилогии о русской революции («Ключ», «Бегство», «Пещера») и нескольких других больших и малых произведений.
***
Значение псевдонима Гайдар, взятого Аркадием Петровичем Голиковым (1904–1941), классиком советской детской литературы, до сих пор вызывает вопросы. По мнению Тимура Аркадьевича, сына писателя, разгадка такова: «„Г“ – первая буква фамилии Голиков; „ай“ – первая и последняя буквы имени; „д“ – по-французски „из“; „ар“ – первые буквы названия родного города. Г-АЙ-Д-АР: Голиков Аркадий из Арзамаса».
Иллюстрация из книги «Key to the upper Devonian of southern New York: designed for teachers and students in secondary schools». 1899 год
Зубило – инструмент для обработки металла или камня. © Internet Archive Digital Library
Печататься под псевдонимом в качестве литературного критика – давняя журнальная традиция даже по скромным (в хронологическом отношении, не в качественном) российским меркам. И солнце русской поэзии не брезговал подписываться вымышленным именем (Феофилакт Косичкин). Так что к началу XX века псевдонимы публицистов стали только что не обязательным явлением. Скажем, Николай Степанович Гумилев (1886–1921), публикуясь в собственном журнале «Сириус», пользовался псевдонимом Анатолий Грант. А Юрий Карлович Олеша (1899–1960), сотрудничая в прославленном сатирическом отделе газеты «Гудок», подписывался как Зубило.
***
Публицистический псевдоним должен был быть броским, иначе на него могли бы не обратить внимания читатели. Так, поэтесса и писательница Зинаида Гиппиус (1869–1945) подписывала критические статьи в журналах «Весы» и «Русская мысль» как Антон Крайний. Среди личин Валерия Брюсова (1873–1924) были и Аврелий, и Гармодий, и Пентаур. А автор популярных в начале XX века повестей для юношества, историк книги и мемуарист Сигизмунд Феликсович Либрович (1855–1918) печатался в «Вестнике литературы», подписываясь Лукианом Сильным.
Иван III разрывает ханскую грамоту. Картина Алексея Кившенко. 1879 год © Wikimedia Commons
Семнадцатилетняя Анна Андреевна Горенко (1889–1966) не рискнула публиковать первые стихотворения под своим именем и взяла в качестве псевдонима фамилию прабабушки – Ахматова. Под татарским именем она и осталась в литературе. В автобиографическом очерке «Будка», написанном в 1964 году, она остановилась на важности этого имени для истории: «Моего предка хана Ахмата убил ночью в его шатре подкупленный русский убийца, и этим, как повествует Карамзин, кончилось на Руси монгольское иго».
***
Оба автора «Двенадцати стульев» и «Золотого теленка» писали под псевдонимами. Евгения Петрова (1902–1942) в действительности звали Евгением Петровичем Катаевым, он был младшим братом Валентина Катаева (1897–1986) и предпочел стать знаменитым под вымышленным (полувымышленным в его случае) именем. Илья Ильф (1897–1937) при рождении получил имя Илья Арнольдович Файнзильберг, но сократил его почти до инициалов – Иль-ф.
***
Отдельную главу в рассказе о псевдонимах должны составить писатели, изменившие свои немецкие, польские, еврейские фамилии на русские. Так, автор «Голого года» и «Повести непогашенной луны» Борис Пильняк (1894–1938) при рождении носил фамилию Вогау, но изменил ее для публикации первых юношеских сочинений и в дальнейшем печатался только под вымышленной фамилией, означающей жителя деревни, где пилят лес.
***
Викентий Викентьевич Вересаев (1867–1945), автор неустаревающих «Записок врача», происходил из старой шляхетской семьи Смидовичей; крупный деятель большевистского движения и партийный начальник в советское время Петр Смидович – троюродный брат писателя.
***
Путешественник Василий Янчевецкий (1874–1954), занявшись исторической беллетристикой и преуспев на этой ниве, сократил свою фамилию до Ян. Под этим именем его и знают читатели «Огней на курганах», «Чингисхана» и «Батыя».
***
Автор «Двух капитанов» Вениамин Александрович Каверин (1902–1989) родился в семье Зильберов, но, вступив на литературное поприще, позаимствовал фамилию у друга А. С. Пушкина, удалого гусара и повесы Петра Каверина. Замечательно, что диссертацию в Ленинградском университете Зильбер защитил по Осипу Сенковскому, популярнейшему в середине XIX века литератору, прославившемуся под псевдонимом Барон Брамбеус. А уж Осип Иванович был мастер псевдонима: он подписывался, среди прочего, «Иваном Ивановым сыном Хохотенко-Хлопотуновым-Пустяковским, отставным подпоручиком, помещиком разных губерний и кавалером беспорочности» и «доктором Карлом фон Биттервассером».
Автор публикации: Юлия Штутина.
Источник: Арзамас
Читайте также:
Кто они – братья и сёстры Чехова, Катаева и других известных писателей, творившие под псевдонимами
М. Горький. Говорящий псевдоним.
Автор: студент НИУ ВШЭ Кузнецов Роман СергеевичИмя А.М. Горького неразрывно связано с нашим городом по многим причинам. Здесь он родился, здесь прошли его детство и юность, именно здесь Алексей Максимович прожил более тридцати лет своей жизни и написал основные свои произведения, и именно в его честь город был переименован в 1932 году.
Те, кто читал автобиографические произведения Максима Горького о его детстве и юности, не могут не согласиться, что жить ему приходилось в условиях множества лишений и горестей.
Рано потеряв родителей, Алексей Пешков остался на попечении своих бабушки Акулины Ивановны и деда Василия Васильевича Кашириных. Не в силах терпеть жестокий характер деда, Алексей в 11 лет ушел работать «в люди». Перепробовав множество «грязных» работ, Алексей Максимович мечтал поступить в Казанский университет, но знаний для поступления ему не хватило. Начав писательскую деятельность под псевдонимом «Максим Горький», Пешков наконец смог окончательно выправить своё финансовое положение. Однако воспоминания о бедном и зачастую жестоком детстве навсегда запечатлелись в его произведениях. Горькое начало жизни породило необычайно искреннего писателя, не боящегося изображать действительность такой, какой она была без прикрас: зачастую недружелюбной, грязной или несправедливой. Именно за эту честность Горький был любим читателями во все эпохи: в последние десятилетия Российской империи, в СССР, где он был популярен не только среди рядовых читателей, но и высшим партийным руководством, и даже сейчас, когда, казалось бы, горькие реалии жизни прошлого века канули в Лету, творчество Алексея Максимовича Горького всё ещё востребовано читателями.Стоит также отметить, что псевдоним «Горький» стал говорящим не только для жизни самого Алексея Максимовича, но и для жителей города, переименованного в честь великого писателя. Несмотря на то что индустриализация и улучшение областной инфраструктуры привели к росту населения города, а также повышению уровня благосостояния, городу Горькому суждено было вынести множество испытаний и трудностей, начиная с бомбардировок во времена Великой Отечественной и заканчивая присвоением в 1959 году огромному городу-миллионнику статуса «закрытого города». Это всё не только подорвало культурный и туристический потенциал, но и способствовало формированию особой, тягостной атмосферы в городе, ставшем по сути огромным охраняемым режимным объектом.
Не случайно именно сюда в 1980 году был отправлен в ссылку А.Д. Сахаров, известный советский физик, создатель водородной бомбы, а также правозащитник, общественный деятель и диссидент. В этот период Сахаров со своей женой Еленой Боннер провел три протестных голодовки, стараясь добиться справедливого отношения по отношению к своим родным и близким.
Вернуться из этой ссылки, серьёзно подорвавшей международный авторитет СССР, ему позволили лишь в 1986 году, но город Горький навсегда остался городом-тюрьмой для самого известного политического заключенного Советского Союза.Подводя итоги, хочется вернуться к символичности псевдонима «Горький», трагичный смысл которого бросил отсвет не только на судьбу писателя, но и биографию его родного города. Радует то, что на сегодняшний момент творческое наследие Алексея Максимовича интересно читателям и исследователям, а Нижний Новгород открыт для гостей и новых проектов и с оптимизмом смотрит в будущее.
Горький, Максим (1868–1936) | Encyclopedia.com
БИБЛИОГРАФИЯ
Русский писатель.
Максим Горький (псевдоним Алексей Максимович Пешков), писатель-фантаст, поэт, драматург и критик, а также редактор и журналист-активист, официально назывался основоположником социалистического реализма и советской литературы. Но его послужной список на самом деле противоречив и загадочен. Горький родился в Нижнем Новгороде (который на протяжении большей части советского периода был переименован в Горького в его честь) в семье ремесленников и предпринимателей. Ранние годы Горького описаны в его автобиографической трилогии Детство (1913–1914; Мое детство, 1915), В людях (1915–1916; В мире, 1918), и Мой университет) Дни (1922; 9007) Мой университет) . Последнее название иронично, поскольку Горький не получил университетского образования, а был самоучкой. Он бросил школу в одиннадцать лет и вел странствующее существование, переезжая с места на место на юге России и на Кавказе и работая на различных неквалифицированных работах («университетах»). В этот период Горький связался с левыми группами, сначала с группой социалистов-идеалистов, народников (9).0007 народники ) и их усилия по политическому и культурному воспитанию необразованных масс. В связи с этим он был арестован в 1889 г. , первый в череде арестов и ссылок. Позже, особенно во время революции 1905 года, он стал членом большевистской фракции Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП). Он вступил в партию летом 1905 года и его объединение с Владимиром Лениным (Владимир Ильич Ульянов; 1870–1924). вскоре после этого началось, но Горький никогда не был партийным организатором, и его членство не сохранялось.
Литературную деятельность Горький начал в 1892 году, опубликовав повесть «Макар Чудра» в тбилисской газете Кавказ. Первоначально он писал рассказы, романтизирующие бедняков, бродяг и одиночек (в том числе профессионального вора в «Челкаше»), а затем перешел к более объемным произведениям, в которых содержалась критика зарождающегося класса предпринимателей и буржуазного интеллектуала, примыкающего к пролетарское революционное дело, например Фома Гордеев (1899), Жизнь Матвея Кожемякина (1910–1911; Жизнь Матвея Кожемякина ), и Дело Артамоновых (1925; Дело Артамонова ).
Литературные успехи Горького позволили ему стать видным общественным деятелем на службе у левых. Но он не был радикалом в своей литературной ориентации, отдавая предпочтение реализму и периодически нападая на «декадентов» (писателей-модернистов) и Федора Достоевского. В 1900-е годы им было написано несколько пьес, которые шли во МХАТе Константина Станиславского (1863–1919).38), такие как Дачники (1904; Дачники) и Враги (1906; Враги). Самый известный из них, На дне (1902; Ночлег, 1905, более известный как На дне, 1912), сочетает чеховские приемы и социальную критику с изображением нищих в ночлежка.
В 1906 году Горький ездил в Америку собирать средства для партии и встречаться с интеллигенцией, публикуя свои впечатления в Мой интервью (1906; Мои интервью ) и В Америке (1906; В Америке ). В это же время он написал роман « Мать » (1907; «Мать »), впоследствии ставший образцом для социалистической реалистической литературы. Мат рассказывает историю простой необразованной вдовы, которая втянулась в революционное дело после того, как ее сын-рабочий был арестован за подпольную партийную работу. Она постепенно приобретает политическое сознание, пока в конце ее не убивают, когда она несет партийное знамя на политической демонстрации. Однако и сам Горький вскоре потянулся к «богостроительству» ( богостроительство ), неортодоксальная форма марксизма, осужденная Лениным как ересь, которую он и несколько других партийных интеллектуалов под влиянием писателя Александра Богданова развили в изгнании на итальянском острове Капри и которая отражена в повесть Ispoved (1908; Признание).
В 1913 г. по амнистии Горький вернулся в Россию, где стал политически активным. Однако, когда 7 ноября 1917 года произошла большевистская революция, он стал одним из самых видных ее критиков, выразив тревогу по поводу кровопролития и обращения с интеллектуалами. В то же время Горький неустанно работал поборником интеллигенции и культуры, редактируя в переводах ряд произведений, Всемирная литература (Всемирная литература). Хотя он стал более примиренным с большевиками после покушения на Ленина в 1918 году, он покинул страну в 1921 году (якобы из-за туберкулеза) и поселился в Сорренто, Италия. Оттуда он вел плодотворную переписку с советскими писателями, консультируя их по вопросам литературной деятельности. В 1928 и 1929 годах он совершил повторные визиты в Советскую Россию, написав сборник очерков, восхваляющих первую пятилетку.0007 По союзу советов (1929; По Стране Советов ). В 1931 году он вернулся, чтобы остаться. Послужной список Горького после его возвращения, когда он написал несколько статей, по существу одобряющих репрессивные меры Советского государства против «врагов народа», которых он охарактеризовал как «паразитов», и его ярые похвалы Иосифу Сталину (1879–1953), кажется, противоречат его прежней, более критической позиции по отношению к советской власти, но ученые могут только строить догадки о его мотивах. Горький также сыграл большую роль в институционализации «соцреализма» после того, как 19 апреля были распущены все независимые писательские организации. 32 и единый Союз советских писателей. На Первом съезде писателей в 1934 году он выступил с одним из основных докладов, определив значение этого термина. В оставшиеся годы, вплоть до своей смерти от туберкулеза в 1936 г., Горький неустанно занимался бюрократической и редакторской работой. Он инициировал несколько серий издательских предприятий, таких как История фабрик и заводов ( История заводов ) и История гражданской войны ( История гражданской войны 9).0008 ), оба были запущены в 1931 году, в которых простые советские граждане должны были написать свои собственные истории жизни, более политизированная версия деятельности, которую он поощрял с начала века. Его литературная деятельность в эти годы была небольшой, хотя он поставил две пьесы: Егор Булычев и другие (1932; Егор Булычев и другие ) и Достигаев и другие (1933; Достигаев и другие ), а также переработанную пьесу. версия его более ранней пьесы Васса Железнова (1935), о деспотическом купце на Волге. Он также продолжил работу над Жизнь Клима Самгина ( Жизнь Клима Самгина ), эпическим романом о молодом интеллигенте, который он начал в 1925 году и который должен был дать представление о различных интеллектуальных группировках и политических течениях. можно встретить в первые десятилетия ХХ в. Однако он не смог закончить книгу до своей смерти.
См. также Социалистический реализм; Советский Союз.
Лукер, Николай, изд. Пятьдесят лет спустя: Горький и его время. Ноттингем, Великобритания, 1987.
Шерр, Барри П. Максим Горький. Бостон, 1988 г.
Йедлин, Това. Максим Горький: политическая биография. Westport, Conn., 1999.
Катерина Кларк
Энциклопедия современной Европы: Европа с 1914 года: Энциклопедия эпохи войны и реконструкции
Максим Горький, псевдоним Алексей Максимович Пешков. 1868-19 гг.36, Фотография, рисунок и права на изображение. Рис. XY2-2677061
agefotostock ®
место, где можно найти все визуальный контент по правильной цене
Купить это изображение сейчас.
..Выберите лицензию, которая лучше всего соответствует вашим потребностям
Частное использование/презентация | | 39,99 € | |
Информативный сайт | | 69,99 € | |
Издательский. Книга внутри | | 109,99 € | |
Журнал и информационные бюллетени. Внутреннее использование | | 139,99 € |
Рассчитать стоимость другой лицензии
Доступно только для РЕДАКЦИОННОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
Купить сейчас
Добавить в корзину
ДОСТАВКА: Изображение сжато как JPG
Код изображения: XY2-2677061 Фотограф: Коллекция: возрастфотосток Пользовательская лицензия: Управление правами Наличие высокого разрешения: До XL 50 МБ А3 (4134 х 5139пиксели — 35 х 43,5 см — 300 точек на дюйм)
Релизы: для этого образа нет подписанных релизов.