Максим Горький (1868-1936)
Горького читал с очень большим удовольствием. И сам читал, и другим давал.
В.И. Ленин
Всемирно известный под псевдонимом «Максим Горький» русский прозаик, драматург, поэт, основоположник русского неоромантизма и социалистического реализма, руководитель издательства «Всемирная литература», создатель Союза писателей СССР Алексей Максимович Пешков (1868-1936) родился в Нижнем Новгороде в семье столяра Максима Савватиевича Пешкова, происходившего из семьи разжалованного офицера. В возрасте 31 года отец будущего писателя внезапно умер от холеры, и мать, Варвара Васильевна Каширина, вторично вышла замуж, но тоже вскоре умерла от чахотки (туберкулёза). Так 11-летний Алексей остался сиротой. Экономный до патологической жадности дед будущего писателя отказался содержать внука и отдал его «в люди».
Мальчику, не получившему даже начального образования и лишь научившемуся читать благодаря деду, придётся в течение многих лет перебиваться случайными заработками.
Попытка в 1884 году поступить в Казанский университет не удастся, и вплоть до 1891 года будущий писатель остаётся на подённой работе, свободное время посвящая чтению. В 1880-е годы особое место в его читательских интересах занимают немецкие философы: Карл Маркс, Фридрих Ницше, Артур Шопенгауэр. Знакомство с их трудами формирует сознание юного Алексея Пешкова, который твёрдо решает стать писателем.
Личная жизнь
В 1896 году Горький женится на Екатерине Волжиной. Это станет единственным официальным браком писателя. Через год у них родится сын Максим, скончавшийся в 1934 году при странных обстоятельствах. Внучка Горького Марфа Максимовна выйдет замуж за Серго Берия — сына Лаврентия Берия.
Несмотря на то, что развод с Екатериной Волжиной-Пешковой Горький не оформит, с 1903 по 1919 годы будет фактически жить с актрисой Марией Андреевой и усыновит её детей.
Неоромантизм Горького
В 1892 году в тифлисской газете «Кавказ» под псевдонимом «Максим Горький» публикуется рассказ «Макар Чудра«, и 24-летний Пешков-Горький буквально врывается в русскую литературу, сразу обретая писательскую славу.
Созданию рассказа предшествовало общение Горького в Тифлисе (Тбилиси) с молодым революционером Александром Калюжным. Он и рассказал писателю историю о любви двух цыган. Сам же Калюжный посоветовал Горькому эту историю записать и опубликовать.
Первый рассказ Горького поразил читателей своей исключительностью во всём: от выбора героя и сюжета до стиля и композиции.Героем рассказа внезапно оказывается нетипичный для русской литературы цыган, одновременно выступающий в роли рассказчика. А основой для сюжета становится история яркой, сильной, страстной любви двух сильных людей — Радды и Лойко Зобара, причём история эта, рассказанная Макаром, служит иллюстрацией к его рассуждениям о свободе как абсолютной ценности для человека.
Поражает многотемность небольшого по объёму рассказа:
- любовь показана как сильное и опасное для человека чувство;
- свобода — высшая ценность для героев рассказа; ради неё они готовы убить или умереть, и автор не осуждает их за страстную жажду свободы;
- природа: южные пейзажи обрамляют рассказ, вписывают человека в бесконечность степных просторов, что семантически соотносится с беспредельным стремлением к свободе;
- необычные нравы и быт цыган: герои живут в кочующем таборе, воровство здесь почитается за удаль и доблесть, роль женщины — любовница, убийство — не преступление, а долг чести.
Устами Макара Чудры писатель высмеивает обыденность и нравственное рабство, в котором пребывает большинство людей. Рассуждения Макара — ключ к идее всего рассказа. Образ рассказчика очень важен, поэтому сам рассказ имеет рамочную композицию. Такая композиция позволяет воссоздать медитативную атмосферу юга России, вписать основной сюжет в контекст философствований самого старика Чудры.
Тогда же, в 1892 году, написана поэма «Девушка и Смерть» (опубликована в 1917), о которой Сталин в 1931 году скажет: «Эта штука сильнее, чем «Фауст» Гёте!». Поэма, состоящая из семи частей, в легендарной манере объясняет, почему любовь и смерть всегда ходят рядом.
Так в русской литературе появился неоромантизм — течение, уже известное к тому времени на Западе (Жюль Верн, Джек Лондон, Роберт Стивенсон) и в известном смысле противостоящее критическому реализму. В произведениях неоромантизма — как правило, приключенческих — обычный человек может попасть в необычные обстоятельства и совершить подвиг, проявить неожиданные для него самого качества характера.
В центре неоромантического произведения часто стоит гордая и сильная свободолюбивая личность, в которой авторы подчёркивали обычно одну яркую черту характера. Русский читатель, уставший от рефлексирующих слабовольных интеллигентов, жадно зачитывается неоромантическими рассказами Горького: «Челкаш», «Бывшие люди», «Супруги Орловы», а чуть позже — написанными речитативом «
Особое место среди ранних рассказов Горького занимает «Старуха Изергиль». Рассказ написан под впечатлением от путешествия Горького по Бессарабии (территория между реками Днестр и Прут, ныне занимаемая Молдавией и частью Одесской области). Горький точно отмечает место: «Я слышал эти рассказы под Аккерманом, в Бессарабии»: Аккерман — турецкое название города-крепости Белгород-Днестровский, расположенного в месте впадения Днестра в Чёрное море.
Размышляя о роли человека в собственной судьбе и в судьбе других, Горький в 1894 году пишет этот рассказ. Как и в «Макаре Чудре», он использует рамочную композицию: рассказчицей здесь выступает заглавная героиня. Её рассказ начинается на фоне величественной картины южной ночи. Эпизодические персонажи рассказа — простые, но сильные и благородные люди.
Три истории, рассказанные Изергиль, укладываются в концепцию Ницше о трояком зле, высказанную в книге «Так говорил Заратустра»: себялюбии, сластолюбии и властолюбии. Три истории — Ларры, самой Изергиль и Данко — иллюстриуют рассуждения старухи о том, ради чего стоит жить.
Себялюбец Ларра, гордый и жестокий сын орла и обыкновенной женщины, живёт вне людей исключительно для себя. Ларра — воплощение бездуховности. Отвергнутый обществом, он ищет смерти, но не находит её. Бессмертие — его наказание. Через тысячу лет от Ларры остаётся только безутешная тень.
Любившая собственные удовольствия Изергиль вспоминает молодость: будучи красавицей и авантюристкой, она много путешествовала и многих мужчин любила.
Любивший людей Данко спасает своё племя от гибели, освещая им путь своим горящим сердцем. Смерти Данко никто не замечает, о спасителе люди быстро забывают, а какой-то осторожный человек наступает на пылающее сердце Данко, и от сердца остаются только искры.
Любить себя, любить других или любить само чувство любви — независимо от выбора человек в итоге остаётся одиноким или непонятым. В целом рассказ о том, что человек должен принадлежать чему-то большему, чем он сам, — только тогда можно осознать свою роль и своё призвание.
Первый роман
Всего в творческом наследии Горького пять романов: «Фома Гордеев», «Трое», «Мать», «Дело Артамоновых» и «Жизнь Клима Самгина».
В 1899 году Горький создаёт свой первый роман «Фома Гордеев», посвящённый теме судьбы человека, выросшего в среде русского купечества, но решающегося на жёсткий и бескомпромиссный конфликт с миром несправедливости, жестокости, социального неравенства. Объявленный сумасшедшим, бывший владелец крупного состояния Фома Гордеев оказывается на социальном дне, выпрашивая похлёбку в доме для нищих, построенном на деньги его отца.
Роман посвящён А.П. Чехову, хотя самому Чехову «Фома Гордеев» не понравился: «»Фома Гордеев» написан однотонно, как диссертация. Все действующие лица говорят одинаково; и способ мыслить у них одинаковый. Все говорят не просто, а нарочно; у всех какая-то задняя мысль; что-то не договаривают, как будто что-то знают; на самом деле они ничего не знают, а это у них такой façon de parler — говорить и не договаривать».
В 1900 году Горький знакомится с Л.Н. Толстым и А.П. Чеховым, активно участвует в работе издательства писателей-реалистов «Знание».
Драма «На дне» (1902)
В 1901 году Горький обращается к драматургии. В письме К. Пятницкому писатель сообщает, что задумал цикл из четырёх драм, каждая из которых будет посвящена изображению определённого слоя русского общества. Так появится первая пьеса «Мещане», уровень которой Чехов определил как «гимназический».
В 1902 году написана вторая драма Горького, принесшая ему всемирную славу, — «На дне».
Ещё на стадии создания драмы Горький отмечал: «Это будет страшно». Первоначально пьеса называлась «Без солнца», «Ночлежка», «На дне жизни». К окончательному варианту названия Горький пришёл благодаря совету его друга, писателя Леонида Андреева. За постановку пьесы «На дне» взялся знаменитый режиссёр Московского художественного театра К.С. Станиславский, сам сыгравший в спектакле роль Сатина. Премьера имела оглушительный успех, а первое издание пьесы отдельной книгой огромным тиражом в 75.000 экземпляров разошлось за две недели. До пьесы «На дне»
Пьеса «На дне», действие которой происходит в петербургской ночлежке для бывших воров, проституток, чернорабочих, на первый взгляд, перенаселена персонажами. Однако Горькому важно не только проследить тот путь, который привёл каждого из них на «дно», но и проанализировать жизненную философию антигероев «дна».
Большинство обитателей петербургской ночлежки — люди, смирившиеся со своим положением на «дне». И всё же среди этих опустившихся людей находятся те, кто рад был бы начать новую жизнь (Актёр, Настя, Пепел, Анна), но не знает, как это сделать. С этим состоянием персонажей связаны и строки песни, которую исполняют ночлежники: «Мне и хочется на волю — цепь порвать я не могу».
Ночлежка — последнее пристанище для «бывших людей». Здесь оказываются и слесарь Клещ, и разорившийся дворянин Барон, и торговка Квашня, и проститутка Настя, и вор Пепел, и алкоголик Актёр, и убийца и каточный шулер Сатин. Их всех уравнивает положение отбросов общества.
Конфликт драмы многогранен.
- Этический конфликт обозначен двумя полюсами внутри ночлежки: содержатель ночлежки, алчный по сути, но богобоязненный на словах Костылев противопоставлен бесправным обитателям «дна».
Их несчастье — источник дохода Костылева.
- Социальный конфликт вынесен за пределы сцены: он уже в прошлом, нынешнее положение ночлежников — результат их ошибок.
- Есть в пьесе и любовный конфликт: жена Костылева Василиса изменяет мужу с Васькой Пеплом, но в ночлежке появляется Наташа, и Пепел бросает Василису. С Наташей Пепел связывает надежду на новую жизнь, но этим надеждам сбытья не суждено. Зато Василиса достигает всех своих целей: убийство Пеплом Костылева избавляет её и от опостылевшего мужа, и от бывшего любовника, она мстит сопернице, как бы случайно опрокидывая ей самовар с кипятком на ноги, становится полновластной хозяйкой ночлежки.
- Философский конфликт связан с основным вопросом драмы: что лучше — истина и сострадание? В этом смысле закономерно противопоставление центральных персонажей пьесы, Сатина и Луки. Что лучше для отчаявшихся людей: беспощадная правда Сатина или утешительная ложь Луки? В самой драме окончательного ответа на этот вопрос нет.
Трагический нерв этого конфликта — надежда, которую Актёр сначала обретает благодаря Луке, а затем утрачивает после жестокой отповеди Сатина. Кто виноват в самоубийстве Актёра: давший призрачную надежду на исцеление от алкоголизма Лука или отнявший эту надежду Сатин? На этот вопрос в драме тоже нет однозначного ответа.
Горький уже в советскую эпоху писал: «…Есть ещё весьма большое количество утешителей, которые утешают только для того, чтобы им не надоедали своими жалобами, не тревожили привычного покоя ко всему притерпевшейся холодной души. Самое дорогое для них именно этот покой, это устойчивое равновесие их чувствований и мыслей. Затем для них очень дорога своя котомка, свой собственный чайник и котелок для варки пищи… Утешители этого рода — самые умные, знающие и красноречивые. Они же поэтому и самые вредоносные. Таким утешителем должен был быть Лука в пьесе «На дне», но я, видимо, не сумел сделать его таким».
Именно на этом высказывании и базировалось бывшее долгие годы господствующим понимание пьесы как обличения «утешительной лжи» и дискредитации «вредного старичка». Однако объективный смысл пьесы сопротивляется такому толкованию: Горький нигде не дискредитирует образа Луки художественными средствами — ни в сюжете, ни в высказываниях симпатичных ему персонажей. Ехидно посмеиваются над Лукой лишь озлобленные циники: Бубнов, Барон, отчасти Клещ. Не принимает ни Луки, ни его философии хозяин ночлежки Костылев. Сохранившие же «душу живу» — Настя, Анна, Актер, Татарин — чувствуют в нём очень нужную им правду — правду участия и жалости к человеку. Даже Сатин, который как будто бы должен быть идейным антагонистом Луки, и тот заявляет: «Дубьё… молчать о старике! Старик — не шарлатан. Что такое — правда? Человек — вот правда! Он это понимал… Он — умница!.. Он… подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету…». Да и в сюжете Лука проявляет себя лишь с самой хорошей стороны: по-человечески говорит с умирающей Анной, старается спасти Актёра и Пепла, слушает Настю и т. п. Из всей структуры пьесы неизбежно вытекает вывод: Лука — носитель гуманного отношения к человеку, и его ложь иногда нужнее людям, чем унижающая правда.
Горький — академик и почти сразу не академик. В 1902 году — сразу после выхода пьесы «На дне» — Горького избирают почётным академиком Императорской академии наук, однако это избрание царское правительство тут же аннулирует. Причина — участие в марксистских кружках и тайный надзор полиции. В знак протеста писатели А.П. Чехов и В.Г. Короленко отказались от званий почётных академиков.
Горький и в самом деле симпатизировал революционным настроениям. Писатель вступает в РСДРП (для тех, кто не знает, это расшифровывается как Российская социал-демократическая рабочая партия, впоследствии — Всесоюзная коммунистическая партия большевиков — ВКП(б), затем — Коммунистическая партия Совесткого Союза — КПСС). Знакомится с В.И. Лениным. После январских событий 1905 года Горького арестовывают и заключают в Петропавловскую крепость по подозрению в революционной деятельности, однако под давлением общественности, в особенности известных европейских писателей Генриха Гауптмана и Анатоля Франса, освобождают под залог.
С 1906 по 1913 годы Горький вместе с гражданской женой Марией Андреевой живёт за границей — сначала в Америке, затем в Италии. Проживание за границей было связано с двумя причинами: во-первых, Горький стал считаться политически неблагонадёжным, что грозило очередным арестом; во-вторых, южный климат необходим был писателю в связи с обострением туберкулёза.
«Очень своевременная книга» (Ленин — о романе «Мать»). В 1907 году публикует «Мать» — первый роман, написанный методом социалистического реализма. Роман был задуман Горьким давно, и революционные события в России лишь ускорили его создание. Роман о молодом рабочем Павле Власове и его матери, посвящённый борьбе пролетариев за свои права, по сути представлял собой переосмысление христианских идей, поэтому был назван «Евангелием социализма», хотя содержание романа сводится отнюдь не только к социально-политическим идеям.
Возвращение в Россию. В 1913 году, в связи с 300-летием правления династии Романовых, объявляется политическая амнистия, что позволяет Горькому вернуться в Россию и поселиться в Санкт-Петербурге. Пишет цикл рассказов «По Руси» и автобиографическую трилогию: «Детство», «В людях», «Мои университеты» (последняя часть трилогии будет опубликована в 1923 году).
В 1917 году приветствует Февральскую и Октябрьскую революции, однако к политическим методам большевиков относится критически, что находит своё отражение в цикле статей «Несвоевременные мысли». Название этого цикла, запрещённого к публикации вплоть до распада СССР, являлось перелицовкой заглавия одной из философских работ философа Ф. Ницше — «Несвоевременные размышления». Статьи, составившие цикл, Горький публикует в газете «Новая жизнь» с подзаголовком «Заметки о революции и культуре».
Снова почти эмиграция. Идеологические разногласия с властью большевиков стали одной из причин нового отъезда Горького за границу. Согласно официальной версии, Ленин настоял на необходимости пройти Горькому курс лечения. В 1921 году писатель уезжает из России. Живёт сначала в Хельсинки, затем в Берлине и Праге. С 1924 по 1932 годы живёт в Сорренто (Италия). Публикует воспоминания о Ленине и роман «Дело Артамоновых».
«Крупнейшее по размерам, а не по достоинствам» (Г. Адамович) произведение Горького. В 1925 году начинает писать большой роман-эпопею «Жизнь Клима Самгина», над которым будет работать до конца жизни. В романе-эпопее, где прослеживается сложный путь русского интеллигента, считающего себя «жертвой истории», показана жизнь России четырёх десятилетий — с 1880 по 1918 годы. Несмотря на то, что роман не был дописан, он стал самым крупным произведением русской литературы, опередив по объёму «Войну и мир» Толстого: в произведении около 1600 страниц, более 800 персонажей. Значительную часть романа-эпопеи занимают дискуссии на социально-политические и морально-этические темы, в идейных спорах героев звучат имена 70 знаменитых философов, политиков и писателей (например, более 100 раз упоминаются Лев Толстой, Фёдор Достоевский и Леонид Андреев). К 1928 году, когда были опубликованы первые две части «Жизни Клима Самгина», Горький был выдвинут на Нобелевскую премию по литературе, однако не получил её.
Горький и Сталин
Роман «Жизнь Клима Самгина» Горький посвятит своей новой гражданской жене Марии Будберг: с ней, секретарём издательства «Всемирная литература», он познакомится в 1920 году и уедет за границу в 1921-м. Разрыв с М. Будберг состоится в 1933 году, однако она приедет из-за границы на похороны писателя.
М. Горький, Л.М. Каганович, К.Е. Ворошилов и И.В. Сталин на трибуне Мавзолея
Back in USSR. В 1928 году по личному приглашению И.В. Сталина писатель приезжает в СССР и совершает пятинедельную поездку по стране. Посещает Курск, Харьков, Крым, Ростов-на-Дону и Нижний Новгород, восхищается достижениями социалистического строительства. Результатом поездки становится цикл очерков «По Советскому Союзу».
В 1929 году приезжает в СССР во второй раз, посещает Соловецкий лагерь особого назначения и отмечает хорошую организацию работы по перевоспитанию заключённых. В 1932 году окончательно возвращается в СССР, по распоряжению Сталина получает в пользование двухэтажный дом в центре Москвы и дачу в Крыму. Основывает журнал «Литературная учёба», возобновляет издание основанной Пушкиным «Литературной газеты». Начинает подготовку к созданию единого Союза писателей СССР.
Плакат, посвящённый открытию Первого съезда советских писателей
В 1934 году на Первом съезде советских писателей избирается председателем СП СССР.
18 июня 1936 года Горький умер в Кремлёвской больнице от последствий простуды и заболеваний сердца. Несколько раз после смерти Горького возникали слухи о его отравлении, однако убедительных доказательств представлено не было. Писателя похоронили в Кремлёвской стене.
Евгений Замятин в статье по поводу смерти писателя отмечал: «В июне 1936 года Алексей Пешков умер, Максим Горький остался жить».
Задания по произведениям М. Горького
МАКСИМ ГОРЬКИЙ И ВОРОНЕЖ | музей им. Никитина
Максим Горький (Алексей Максимович Пешков) родился 16 (28) марта 1868 года в Нижнем Новгороде. После смерти отца, с 4 лет Алексей жил и воспитывался в семье деда Василия Васильевича Каширина, владельца красильной мастерской.
В 11 лет Алексей, по настоянию деда, пошел учиться ремеслу. За 5 лет он поменял несколько мест обучения: в обувной лавке, чертежной и иконописной мастерских, на камбузе парохода. Воспоминания о трудном детстве и юности легли в основу автобиографической трилогии «Детство», «В людях», «Мои университеты».
На фото:
1. Алексей Пешков. Около 1888 года
2. Нижний Новгород. Дом Кашириных. Начало XX века
В юности Алексей Пешков исходил пешком половину России. Его знаменитые странствия длились с лета 1888 года по октябрь 1892. Будущий писатель побывал в Южной Бессарабии, в Крыму и на Кавказе, посетил многие города Южной России. Алексей работал на рыбных и соляных промыслах, батрачил в деревнях, был мойщиком посуды, служил железнодорожным сторожем и работником ремонтных мастерских.
На фото:
1. Горький М. Детство. Петроград: Жизнь и знание, 1915.
Книга хранится в Зональной научной библиотеке ВГУ. Содержит автограф: «Графу Ивану Ивановичу Толстому с уважением М. Горький. 17. III. 1916»
2. Горький М. Как я учился. Петроград: Издание Петроградского Совета Рабочих и Красных Депутатов, 1919 .
Во время своих странствий, летом 1891 года, Алексей Максимович побывал и в Воронеже. Он пришел в город из Задонска, в котором посетил монастырь святого Тихона Задонского и разговаривал с одним из подвижников, монахом-затворником, жившим в каменном склепе. Эта встреча стала сюжетом рассказа «У схимника», опубликованного в 1896 году в «Самарской газете».
О пребывании Максима Горького в Воронеже стало известно со слов писательницы Валентины Дмитриевой, которой Горький рассказал о том, как «во времена своей бродячей жизни забрел однажды в Воронеж и целое лето прожил в Митрофановском монастыре помощником монаха-садовника». Разговор о днях, проведенных в Воронеже, писатель закончил словами: «Эх, хорошее было времечко, с удовольствием вспоминаю».
На фото:
1. Задонск. Вид от Задонского Рождество-Богородицкого монастыря. Открытка начала XX века.
2. Благовещенский собор Митрофановского монастыря в Воронеже. Рисунок из «Русского художественного листка В. Тимма» № 10, 1851.
Митрофановский монастырь был одной из главных достопримечательностей Воронежской губернии. Он стоял на крутом высоком берегу реки Воронеж. Тогда по Российской империи широко разнеслась молва о чудодейственных свойствах мощей святителя Митрофана Воронежского, находившихся в монастыре, и в Воронеж стекались верующие со всех концов страны. Горький, будучи помощником монастырского садовника, имел возможность общения с богомольцами, от которых узнавал много интересного о жизни, обычаях и достопримечательностях самых отдаленных уголков России.
Впечатления, накопленные во время пребывания в Воронеже, нашли отражение в рассказах писателя «Ма-аленькая» (1895), «У схимника» (1896), «Сторож» (1923), повести «Исповедь» (1908).
На фото:
1. Максим Горький. Конец 1890-х
2. Слово при торжестве открытия мощей святителя и чудотворца Митрофана, первого Епископа Воронежского. СПб. Типография Святейшего синода, 1832
3. Воронеж. Благовещенский Митрофанов монастырь. Открытка начала XX века
В 1892 году в тифлисской газете «Кавказ» впервые под псевдонимом «Максим Горький» писатель опубликовал рассказ «Макар Чудра», ставший его литературным дебютом.
В 1898 году Горький возвратился в Нижний Новгород, и начал работу над составлением двухтомного сборника «Очерки и рассказы», в который поместил свои произведения разных лет, публиковавшиеся в различных периодических изданиях. Успех «Очерков и рассказов» превзошел все ожидания. Критики единодушно оценили появление сборника как значительное событие в общественно-культурной жизни русского общества. Максим Горький в одночасье превратился из дебютанта в литературе в одного из самых популярных и влиятельных писателей России.
На фото:
1. Тифлис. Ботанический сад. Открытка начала XX века
2. М. Горький в Нижнем Новгороде. Нижний Новгород: Издание торгового отдела НИЖГУБОНО, 1928
3. Дом в Нижнем Новгороде, где с 1900 по 1901 год жил М. Горький
В 1899 – 1906 годах Максим Горький стал ведущей фигурой в общественно-культурной жизни России. Он дружил с А.П. Чеховым, Ф.И. Шаляпиным, И. Е. Репиным и другими видными представителями творческой интеллигенции. В течение десяти лет М. Горький возглавлял петербургское издательство «Знание», в котором печатались лучшие русские писатели: И.А. Бунин, А.И. Куприн, И.С. Шмелев, Л.Н. Андреев, Н.Д. Телешов. Ежегодно издательство выпускало несколько сборников товарищества «Знание», каждый из которых, благодаря присутствию ярких писательских имен, становился литературным событием.
На фото:
1. А.П. Чехов и М. Горький в Ялте. 1901
2. Литературный кружок «Среда». Почтовая карточка. 1902
3. Сборник товарищества «Знание». Книга 2, 1904
Творческие и личные отношения связывали Максима Горького со многими писателями, родившимися или жившими в Воронеже. Горький внимательно следил за творчеством воронежской писательницы Елизаветы Митрофановны Милицыной, принимал живое участие в ее литературной судьбе, помогал советами. В течение нескольких лет Е.М. Милицына была активным сотрудником издательства «Знание», в котором вышли два тома ее сочинений. В 32-м «Сборнике товарищества «Знание» был напечатан рассказ писательницы «В ожидании приговора», в котором повествовалось о суде над участниками революции 1905 года. Из-за этого рассказа цензура долго не давала разрешения на печать сборника. Сборник вышел в 1910 году.
На фото:
1.Е. М. Милицына. 1896 – 1900
2. Милицына Е.М. Рассказы. Том второй. СПб. Издательство товарищества «Знание», 1910
3. Письмо, адресованное Е.М. Милицыной из товарищества «Знание» (от С. Богомолова) от 16.10.1910
Помогал Алексей Максимович и уроженцу Воронежа Самуилу Яковлевичу Маршаку. Самуил Маршак, будучи гимназистом, познакомился с Горьким летом 1903 года под Петербургом на даче критика В. В. Стасова. Узнав, что Маршак болен и нуждается в теплом климате, Горький предложил ему жить в Ялте, и чуть позднее устроил его в Ялтинскую гимназию. Маршак прожил в Ялте полтора года в доме жены Горького, Е.П. Пешковой.
На фото:
1. Самуил Маршак. 1903
2. В.В. Стасов, И.Я. Репин, А.М. Горький. 1904
Иван Алексеевич Бунин называл свои отношения с Горьким «странной дружбой». В главе «Горький» своей книги воспоминаний И.А. Бунин писал: «…чуть ли не два десятилетия считались мы с ним большими друзьями, а в действительности ими не были». И.А. Бунин и А.М. Горький познакомились в Ялте в 1899 году. Через несколько дней после знакомства Бунин прислал Горькому свою книгу «Под открытым небом», и между писателями завязалась переписка, которая длилась почти 18 лет. Своё стихотворение «Листопад», изданное в 1900 году и давшее название первому поэтическому сборнику, Иван Алексеевич посвятил Горькому. В издательстве «Знание» было напечатало первое пятитомное собрание сочинений И. А. Бунина. Здесь же вышла превосходно проиллюстрированная книга «Песнь о Гайавате». Стихотворения Ивана Алексеевича печатались почти в каждом выпуске сборников товарищества «Знание». И.А. Бунин и М. Горький входили в одну литературную группу писателей-реалистов «Среда». Когда Максим Горький жил на Капри, Иван Алексеевич и его жена, Вера Николаевна, несколько лет подряд ездили к нему в гости, провели там целых три зимы. «В это время мы с Горьким встречались каждый день, чуть не все вечера проводили вместе, сошлись очень близко, – писал И.А. Бунин, – это было время, когда он был наиболее приятен мне». После Октябрьской революции писатели перестали общаться из-за идейных разногласий. Последний раз они виделись в Петрограде в апреле 1917 года.
На фото:
1. И.А. Бунин. 1902
2. Сборник товарищества «Знание». Книга 3, 1904
3. Максим Горький. Художник Н.П. Шлейн. 1910. Фотокопия
Максим Горький неоднозначно отнесся к Октябрьской революции, считая захват власти большевиками проявлением политического авантюризма. В те годы он взял на себя роль защитника интеллигенции, лично заступался перед властью за многих опальных писателей – Н.С. Гумилева, В.А. Ходасевича, Е.И. Замятина, А.М. Ремизова. В 1919 году по инициативе писателя был открыт «Дом искусств» (ДИСК) – коммуна для творческой интеллигенции, где проводились лекции, чтения, доклады и диспуты.
В 1921 году, Максим Горький, не смирившийся с тем, что произошедшая в России революция очень мало походила на ту, о которой он мечтал всю жизнь, на долгие годы покинул родину. Виллу писателя в Сорренто, которую он снимал с весны 1924 года, часто посещали советские деятели культуры, выезжавшие в заграничные командировки. Во второй половине 1920-х в СССР развернулась кампания за возвращение Максима Горького на родину. В мае 1928 года по приглашению Советского правительства и лично И.С. Сталина, первый раз за 7 лет после отъезда в эмиграцию, писатель приехал в СССР. Его возвращение на родину было триумфальным. Оказавшись в роли «первого пролетарского писателя», он много ездил по стране, встречался с молодыми авторами.
На фото:
1. Горький М. Полное собрание сочинений. Том 2, книга 5. Петроград: Издание товарищества А.Ф. Маркса, 1917
2. Горький М. Собрание сочинений. Том 5. Москва – Петроград: Государственное издательство, 1924
3. Возвращение Максима Горького на родину. 1928
Единственная встреча с Максимом Горьким в 1929 году на всю жизнь запомнилась Андрею Платоновичу Платонову. «Я чувствовал себя счастливым, словно моя жизнь возвратилась обратно в детство – в свое лучшее время, в то время, когда образуется на всю жизнь ум и сердце, я чувствовал себя легко, словно без труда исполнилось невыполнимое желание», – писал он спустя десять лет после встречи в очерке, посвященном М. Горькому. А.П. Платонов связывал с М. Горьким большие надежды на то, что знаменитый писатель, поможет защитить от критиков и напечатать его единственный роман «Чевенгур». Алексей Максимович оценил талант и своеобразный язык А.П. Платонова, назвал роман чрезвычайно интересным, однако выразил сомнение в том, что его можно напечатать. «Этому помешает анархическое Ваше умонастроение, видимо, свойственное природе Вашего духа», – написал он в ответном письме. При жизни А.П. Платонова «Чевенгур» так и не был опубликован.
На фото:
1. А.П. Платонов с дочерью Машей. 1946
2. Платонов А.П. Чевенгур. М.: Художественная литература, 1988
3. Горький М. С кем вы, мастера культуры? Ответ американским корреспондентам. М.: Партиздат, 1932
В июле 1928 года в Курске Горький встречался и беседовал с писателями Центрально-Черноземной области. Среди присутствовавших был воронежский писатель М.М. Подобедов, который позднее в воспоминаниях писал: «Сколько я пробыл у Алексея Максимовича?… Одно несомненно – выходя из вагона, я уже был другим человеком… Я шел по шпалам ничего не замечая, и всю дорогу, как родительское напутствие, в душе моей ободряюще звучали слова: – Главное – трудиться… трудиться надо и учиться, конечно…». В 1932 году в России широко отмечалось 40-летие литературной деятельности Максима Горького. Журнал Союза советских писателей ЦЧО «Подъём» посвятил писателю объединенные 8-й и 9-й номера издания.
На фото:
1. М. Горький и курские писатели (слева направо: М. Ляс, М. Подобедов, И. Еськов, В. Иванилов). 1928
2. Обложка журнала «Подъём», № 8-9 за 1932 год
А.М. Горький внес огромный вклад в послереволюционное культурное развитие страны. Писатель основал издательства «Всемирная литература» и «Аcademia», объединившие лучшие литературные и научные силы России. Целью издательств был выпуск русской и мировой классики с высококвалифицированными комментариями крупнейших литературоведов.
По инициативе А.М. Горького вновь стала выходить серия биографических книг «Жизнь замечательных людей», основанная в 1890 году книгоиздателем Ф. Ф. Павленковым, были созданы книжные серии «Библиотека поэта», «История фабрик и заводов», «История гражданской войны», «История молодого человека XIX столетия», стали издаваться журналы «Литературная учеба», «Наши достижения».
В течение последних 11 лет жизни А.М. Горький работал над исторической эпопеей «Жизнь Клима Самгина», которая, по замыслу писателя, должна была стать летописью переломной эпохи в истории России и русской интеллигенции. Работа над эпопеей шла до последних дней жизни писателя, замысел остался до конца не осуществленным.
Максим Горький был центральной фигурой русской литературы первой трети XX столетия, основоположником советской литературы. «Каждое новое произведение Горького тотчас делалось всероссийским событием», – вспоминал И.А. Бунин. Максим Горький сыграл огромную роль в культурно-организаторской деятельности в России в конце 1920-х – начале 1930-х годов. В круг общения Горького входили многие мировые знаменитости, писателя 5 раз номинировали на Нобелевскую премию.
Максим Горький — IMDb
- Биография
- Награды
- Общая информация
родился в бедной русской семье в Нижнем Новгороде на Волге.
Горький рано потерял отца, его избил отчим и стал сиротой в 9 лет, когда умерла его мать. Он был воспитан его бабушкой, которая помогла ему стать рассказчиком.
Он был благословлен блестящей памятью, но не смог войти в Казанский университет. В 19 лет он пережил попытку самоубийства, потому что пуля не попала в сердце. После этого Горький путешествовал пешком 5 лет по всей Средней России, работал матросом на волжском пароходе, затем продавец, железнодорожник, соляной мельник и адвокат клерк. В то время он был арестован за публичную критику Царь и социальная несправедливость в России. Он начал писать для газет и опубликовал свои первые «Очерки и рассказы» в 189 г.0 с. Позже он написал автобиографическую книгу «Мои университеты» по впечатлениям от его путешествия и работа. Горький с сочувствием писал о простом народе, изгои, цыгане, бродяги и мечтатели в контексте социальной упадок в Российской империи. Он подружился с Антоном Чеховым и Лев Толстой. Его пьеса «На дне» (1892) получила высокую оценку Чехова и успешно разыгрывался в Европе и США.
Его политическая деятельность привела к отмене его членства в Российской Академия. Антон Чехов и Владимир Короленко покинули Академию в знак протеста и солидарности с Горьким. Он уехал жить в Европу и Америку в 1906-13. В Америке он начал свой классический роман «Мать» о русском Христианка и ее заключенный сын, которые присоединились к революционерам. под иллюзией, что революция следует посланиям Христа.
После русской революции 1917 года Горький критиковал Ленина и коммунистов за их «кровавые эксперименты над русским народом». Он писал: «Ленин и Троцкий развращены грязным ядом власти». Они не уважают права человека, свободу слова и все другие гражданских свобод». Вскоре Горький получил рукописное письмо-предупреждение от Ленин. Позже был его друг Николай Гумилев, бывший муж Анны Ахматовой. расстрелян коммунистами. В 1921 Горький эмигрировал в Европу и поселился на Капри. Он стал осторожен в своей критике коммунизма. В 1932 году после после серии кратких визитов он вернулся в Советская Россия.
Его разместили в богатом московском особняке бывшего железнодорожный магнат Рябушинский. Его возвращение из фашистской Италии было победой советской пропаганда. Его сделали председателем Союза советских писателей. представитель «социалистического реализма». После убийства Кирова в 1934 г. Горький находился под домашним арестом. Его сын умер в 1935. На следующий год Горки Горький скоропостижно скончался на даче Ленина в Москве.
Bornmarch 28, 1868
Deadjune 14, 1936 (68)
Bornmarch 28, 1868
Deadjune 14, 1936 (68)
IMDB Best of 2022
Best of 2022
Descired of Therge of 200031
Best of 2022
. чарт IMDb STARmeter в этом году и узнайте больше о лучших фильмах 2022 года; включая лучшие трейлеры, плакаты и фотографии.
Подробнее
Личные данные
Знаете ли вы, что
Связанные новости
Внесем свой вклад в эту страницу
Предложите редактирование или добавить недостающий контент
, чтобы исследовать
недавно просмотр
У вас недавно не у вас недавно просмотрите страницы
.
Русские стихи в переводах
Казанская газета сообщила в 1887 году о находке пекаря Алексея Пешкова, найденного без сознания на берегу Волги после попытки покончить жизнь самоубийством. Это было первое печатное упоминание о человеке, чей талант и судьба принесли ему всемирную известность как Максима Горького.
Горький был первым писателем, описавшим Россию изнутри мира рабочих, скитальцев и несчастных. В то время как Лев Толстой и Сергей Аксаков изображают в своих произведениях свое аристократическое детство, Горький « Детство » (1913) и « На свете » (1916), первые два тома его автобиографии, раскрывают детство простого человека — не менее ценное и поэтичное. . Горький был романтиком низов, предсказавшим и поддержавшим Революцию, никогда не подозревавшим о подлости, которая могла возникнуть из этих пучин, когда их расшевелили безответственные агенты.
В России при жизни Горький уступал по популярности только Толстому.
Хотя его поэзия значительно отступает перед его лучшей прозой, в дореволюционной России не было ни одного человека, который не знал бы его «Песню о буревестнике», перепечатанную здесь. оказалось совсем не таким, как представлял себе Горький.
Поддержав большевиков перед революцией, Горький резко высказался против красного насилия, пришедшего на смену дряхлому, разваливающемуся самодержавию. Его статьи, напечатанные в газете «Новая жизнь » («Новая жизнь») были собраны в книгу антибольшевистских и антиленинских комментариев, «Несвоевременные мысли » («Несвоевременные мысли») (1918 г.), которая удостоилась чести быть одной из первых книг, запрещенных и конфискованных Советские власти же начали возрождение цензуры куда более страшной, чем при царях. Книга была репрессирована и почти забыта, а Горький был причислен к лику коммунистических святых.
Одна школа мысли считает Горького виновным во всем, что случилось с русской культурой при большевизме. Это обвинение имеет под собой конкретное основание: Горькому принадлежат слова «Если враг не сдается, его надо уничтожить»; и Горький в значительной степени ответственен за теорию Соцреализм , который так душил все творчество.
Горький также возглавлял группу писателей, которые в 1930-е годы совершили пропагандистский вояж в Соловецкий ГУЛАГ по Беломорскому каналу, построенному каторжным трудом. Но также важно помнить, что он очень рисковал, помогая интеллигенции, спасая многих от большевистского насилия, и теперь мы знаем из недавно появившихся документов, что Горький хотел навсегда покинуть Советскую Россию в начале 1920-х годов. Дневники Ромена Роллана о поездке в СССР в XIX в.30-е годы (опубликованные по его завещанию через пятьдесят лет после его смерти) подтверждают, что Горький не был политически слеп. Кажется очевидным, что Горький понимал всю глубину трагедии, происходящей в России. Некоторые считают, что Горький согласился на свою пропагандистскую поездку только для того, чтобы разоблачить сталинскую тиранию, и что Сталин догадался о намерениях писателя и покончил с ним в рамках систематических репрессий против интеллектуальной оппозиции. Точные обстоятельства его смерти покрыты тайной, но смерть Горького была для Сталина удобнее, чем Горький живой.