Максим горький подробная биография: Краткая биография Горького для детей и учащихся всех классов, интересное о Максиме Горьком

Горький Максим, подробная биография

(настоящее имя — Пешков Алексей Максимович)

(1868-1936) русский писатель

Долгое время Максим Горький говорил, что его отец был столяром-краснодеревщиком, умалчивая о том, что в последние годы жизни тот был управляющим пароходной компанией. Действительно, отец его был не совсем простого происхождения. Дед писателя был разжалован в солдаты из офицеров. Достаточно состоятельным был и другой его дед, по матери, В. Каширин, прошедший путь от бурлака до владельца красильной мастерской в Нижнем Новгороде. Но ему, как и многим другим, не повезло: не выдержав конкуренции, он разорился.

В доме Каширинык прошло детство и отрочество Алеши Пешкова. Особый след в памяти будущего писателя оставила бабушка, приобщившая его к народным сказкам, стихам, сказкам. О ней он с благодарностью вспомнит в первой части автобиографической трилогии «Детство».

После того как его дед разорился, с осени 1879 года началась жизнь Алеши «в людях»: он был «мальчиком» в лавке модной обуви, учеником и прислугой у чертежника и подрядчика строительных работ, посудомойщиком на пароходе, учеником в иконописной мастерской, десятником на ярмарочных постройках, статистом в театре. Весь этот нелегкий жизненный опыт был позднее отражен в рассказах писателя.

Что же касается образования, то оно свелось к нескольким классам слободского училища. Университетов Максим Горький действительно не заканчивал, поскольку вел постоянную тяжелую борьбу за существование, то перебиваясь случайной поденщиной, то работая в качестве чернорабочего, грузчика на пристани, ученика или помощника пекаря.

Пожалуй, основную роль в его образовании сыграла любовь к чтению. Еще мальчишкой он читал все, что попадало в руки, постепенно знакомясь с русскими и европейскими классиками. Кроме того, он много странствовал по Руси, пройдя пешком по Северу, Поволжью, Украине, Крыму, Кавказу. Полиция неоднократно арестовывала молодого человека за бродяжничество. Сам же будущий писатель признавался, что не мог усидеть на месте только потому, что хотел больше узнать и увидеть. Именно в своих странствиях он понял, что хочет стать писателем или просто начать рассказывать об увиденном. «Лет двадцати я начал понимать, что видел, пережил, слышал много такого, о чем следует и даже необходимо рассказать людям. Мне казалось, что я знаю и чувствую кое-что не так, как другие», — позднее признавался писатель.

В 1892 году в тифлисской газете появляется первый рассказ — «Макар Чудра», подписанный псевдонимом Максим Горький. С тех пор все свои произведения Пешков подписывал различными псевдонимами. Поразителен его рост как писателя: в 1895 году он начинает печататься в столичном журнале «Русское богатство» (с рассказа «Челкаш»), а в 1898 году уже выходит его первое собрание сочинений в двух томах, и к Горькому приходит европейская известность. В 1902 году он был избран почетным членом Российской Академии наук по разряду изящной словесности. Правда, Николай II распорядился аннулировать это избрание. Тогда в знак протеста писатели Владимир Короленко и Антон Чехов тоже отказались от звания почетных академиков.

В своем развитии Максим Горький шел тем же путем, какой прошли многие писатели его времени. Как и все другие, он начинал с очерков и рассказов и только потом, набравшись профессионального опыта, написал такие свои крупные произведения, как «Фома Гордеев» в 1899 году и «Трое» в 1900-м. Следует отметить, что ранние произведения Горького проникнуты духом романтизма, они аллегоричны и насыщены фольклорными элементами, но в основе их лежит стремление автора к свободе, к борьбе против угнетения. Не случайно в прокламации 1901 года о разгоне студенческой демонстрации молодой писатель призывал к свержению царизма, за что и был сослан в Арзамас.

В начале XX века, Максим Горький решил попробовать себя и в драматургии. Как отмечал Константин Станиславский, Горький-драматург выступил «главным начинателем и создателем общественно-политической линии» в театре. Действительно, его пьесы 1902 года — «Мещане», «На дне», «Дачники» — сразу же после постановки вызвали споры у зрителей и критиков. Больше всех остальных взволновал зрителей образ странника Луки из пьесы «На дне», народного философа, правдоискателя, показанного во всей сложности и противоречивости характера.

К драматургии Горький вернулся лишь в тридцатые годы и теперь стал воспринимать драматические произведения как неотъемлемую часть своего творчества. В 1932 году выходит «Егор Булычев и другие», в 1933-м — «Достигаев и другие», а в 1935-м — «Васса Железнова».

По своим взглядам, Максим Горький ближе всего стоял к позициям сторонников утопического социализма. Писатель считал народ, и прежде всего крестьян, серой массой, которую должна образовывать и учить интеллигенция. Поэтому не случайно, что в своих поисках он сблизился с большевиками, которые вначале исходили просто из идеи о преобразовании жизни. Революционная борьба пролетариата отразилась в известном романе «Мать» (1906). Горький с 1905 года был членом большевистской партии и принимал активное участие в первой русской революции. За свои взгляды он неоднократно подвергался политическим преследованиям, его высылали из столицы, а некоторое время он был даже вынужден провести в Америке, где собирал деньги на революцию. Период с 1906 по 1913 год он провел в Италии, на острове Капри. В творчестве этого периода отразилось разрушение мещанского быта и проявилось преклонение Максима Горького перед трудящимся человеком. В это же время он создал романтические «Сказки об Италии» (1911-1913).

Из произведений дооктябрьского периода нужно еще назвать автобиографические повести «Детство» и «В людях», а также сборник рассказов «По Руси», в которых наиболее полно отразились жизненные впечатления автора.

Октябрьскую революцию Максим Горький принял неоднозначно. С одной стороны, он понимал, что она была неизбежна. С другой, его ужасала и пугала волна насилия, захватившая страну. Поэтому он не мог принять и понять политики большевиков, построенной на насилии и терроре. Горький начал полемику с большевиками в газете «Новая жизнь». Его критика была столь убийственно верна, что большевикам пришлось закрыть газету. Эти публицистические статьи Максим Горький позже объединил в два сборника, центральным из которых станет книга под названием «Несвоевременные мысли». Многие годы она находилась под запретом и лишь недавно была опубликована полностью.

Признав свое бессилие изменить что-либо в этой жизни и догадавшись, что большевики не будут с ним долго церемониться, Горький под предлогом того, что ему необходимо лечение, уехал из России. Он поменял много стран, но в конце концов поселился в Италии, в Сорренто. Находясь за границей, писатель постоянно следил за всем, что происходило в России, вел обширную переписку. Здесь он создал роман «Дело Артамоновых», в котором обрисована судьба трех поколений одной семьи — от реформы 1861 года до Октябрьской революции, а также написал неоднократно переделывавшийся очерк о Ленине.

Вернулся он лишь в 1931 году. Сталину был нужен писатель с мировой известностью, имя которого можно было использовать как пропагандистское прикрытие. Поэтому он сделал все, чтобы привлечь Максима Горького на свою сторону. И тот активно включился в общественную, издательскую и, отчасти, политическую деятельность. Вначале он не подозревал, что стал объектом тщательно разработанной пропагандистской кампании. Прозрение наступило позже, лишь в конце жизни, после смерти сына.

В своей жизни Горький встречался со многими людьми, он был как бы собирателем рассказов о жизни тех, кто произвел на него впечатление, оставил след в памяти. После выхода автобиографической трилогии он задумывает ее продолжение и пишет ряд мемуарных очерков под условным названием «Среди интеллигенции».

В последние годы жизни, своим главным делом Максим Горький считал работу над романом-эпопеей «Жизнь Клима Самгина», в котором воссоздал историю духовной жизни России на рубеже XIX—XX веков. Созданный воображением писателя герой, Клим Самгин, стал таким же типичным героем своего времени, какими когда-то были Онегин, Печорин, Бельтов.

Максим Горький был выдающимся общественным деятелем. Он был организатором и председателем 1 Всесоюзного съезда советских писателей, создал и редактировал целый ряд журналов («Наши достижения», «За рубежом», «СССР на стройке») и книжных серий (« История фабрик и заводов», «Жизнь замечательных людей» — ЖЗЛ, «Библиотека поэта» и др.)

Сегодня мы воспринимаем Максима Горького как прекрасного стилиста, разностороннего писателя и в то же время трагически одинокую личность. Обстоятельства смерти Максима Горького до конца не прояснены. Известно, что он неоднократно просил правительство и лично Сталина разрешить ему выехать в Италию для лечения. Однако ему неизменно отказывали в этом, опасаясь, что писатель может рассказать правду о том, что происходит в СССР. Тем временем хроническая болезнь легких постепенно подтачивала его силы. Случилось так, что в последние дни, Горький оказался практически в полном одиночестве.

Правда, на его торжественные похороны собрались три женщины. Это единственная законная жена Екатерина Павловна Пешкова, от которой у Горького было двое детей — рано умершая дочь Екатерина и сын Максим, ушедший из жизни в 1934 году. С актрисой Художественного театра Марией Федоровной Андреевой, Максим Горький прожил в гражданском браке более 15 лет. Мария Игнатьевна Будберг осталась на всю жизнь романтической привязанностью Горького, его своеобразной мечтой. Но никого из них не было рядом, когда он ушел из жизни…

Максим Горький. Подробная биография

Настоящие имя и фамилия – Алексей Максимович Пешков.

Русский писатель, публицист, общественный деятель. Максим Горький родился 16 (28) марта 1868 года в Нижнем Новгороде в мещанской семье. Рано потерял родителей, воспитывался в семье деда. Окончил два класса слободского начального училища в Кунавине (ныне Канавино), пригороде Нижнего Новгорода, образование не смог продолжать из-за бедности (разорилось красильное заведение деда). М. Горький с десяти лет был вынужден работать. Обладавший уникальной памятью, Горький всю жизнь напряженно занимался самообразованием. В 1884 году отправился в Казань, где участвовал в работе подпольных народнических кружков; связь с революционным движением во многом определила его жизненные и творческие устремления. В 1888-1889 и 1891-1892 гг. скитался по югу России; впечатления от этих «хождений по Руси» в последующем стали важнейшим источником сюжетов и образов для его творчества (прежде всего раннего).

Первая публикация – рассказ «Макар Чудра», напечатанный в тифлисской газете «Кавказ» 12 сентября 1892 года. В 1893-1896 гг. Горький активно сотрудничал с приволжскими газетами, где опубликовал множество фельетонов и рассказов. Всероссийскую и общеевропейскую известность имя Горького получило вскоре после выхода его первого сборника «Очерки и рассказы» (т. 1-2, 1898), в котором острота и яркость в передаче жизненных реалий сочеталась с неоромантическим пафосом, со страстным призывом к преобразованию человека и мира («Старуха Изергиль», «Коновалов», «Челкаш», «Мальва», «На плотах», «Песня о Соколе» и др.). Символом растущего революционного движения в России стала «Песня о Буревестнике» (1901).

С началом работы Горького в 1900 году в издательстве «Знание» началась его многолетняя литературно-организаторская деятельность. Он расширил программу издательства, организовал с 1904 выпуск знаменитых сборников «Знания», сплотил вокруг издательства крупнейших писателей, близких к реалистичному направлению (И. Бунин, Л. Андреев, А. Куприн и др.), и фактически возглавил это направление в его противостоянии модернизму.

На рубеже 19-20 вв. вышли первые романы М. Горького «Фома Гордеев» (1899) и «Трое» (1900). В 1902 в МХТ были поставлены его первые пьесы – «Мещане» и «На дне». Вместе с пьесами «Дачники» (1904), «Дети Солнца» (1905), «Варвары» (1906) они определили своеобразный горьковский тип русского реалистичного театра начала 20 века, основанный на острой социальной конфликтности и ясно выраженной идеологичности характеров. Пьеса «На дне» поныне сохраняется в репертуаре многих театров мира.

Вовлеченный в активную политическую деятельность в начале первой русской революции, Горький был вынужден в январе 1906 года эмигрировать (вернулся в конце 1913). Пик сознательной политической ангажированности (социально-демократической окраски) писателя пришелся на 1906-1907 гг. , когда были опубликованы пьесы «Враги» (1906), роман «Мать» (1906-1907), публицистические сборники «Мои интервью» и «В Америке» (оба 1906).

Новый поворот в миросозерцании и стилевой манере Горького обнаружился в повестях «Городок Окуров» (1909-1910) и «Жизнь Матвея Кожемякина» (1910-1911), а также в автобиографической прозе 1910-х гг.: повестях «Хозяин» (1913), «Детство» (1913-1914), «В людях» (1916), сборнике рассказов «По Руси» (1912-1917) и др.: Горький обратился к проблеме русского национального характера. Те же тенденции отразились и в т. н. втором драматургическом цикле: пьесы «Чудаки» (1910), «Васса Железнова» (1-я ред. – 1910), «Старик» (создана в 1915, опубликована в 1918) и др.

В период революций 1917 года Горький стремился бороться с антигуманистическим и антикультурным произволом, ставку на который делали большевики (цикл статей «Несвоевременные мысли» в газете «Новая жизнь»). После октября 1917 года он, с одной стороны, включился в культурную и общественную работу новых институтов, а с другой – критиковал большевистский террор, пытался спасти от арестов и казней (в ряде случаев – удачно) представителей творческой интеллигенции. Усилившиеся разногласия с политикой В. Ленина привели Горького в октябре 1921 года к эмиграции (формально она была представлена как выезд за границу для лечения), которая фактически (с перерывами) продолжалась до 1933 года.

Первая половина 1920-х годов отмечена поисками Горького новых принципов художественного мировосприятия. В экспериментальной мемуарно-фрагментарной форме написана книга «Заметки из дневника. Воспоминания» (1924), в центре которой – тема русского национального характера и его противоречивой сложности. Сборник «Рассказы 1922-1924 годов» (1925) отмечен интересом к тайнам человеческой души, психологически усложненному типу героя, тяготением к необычным для прежнего Горького условно-фантастическим ракурсам видения. В 1920-е годы началась работа Горького над широкими художественными полотнами, освещающими недавнее прошлое России: «Мои университеты» (1923), роман «Дело Артамоновых» (1925), роман-эпопея «Жизнь Клима Самгина» (ч. 1-3, 1927-1931; незавершенная 4 ч., 1937). Позднее эта панорама была дополнена циклом пьес: «Егор Булычов и другие» (1932), «Достигаев и другие» (1933), «Васса Железнова» (2-я редакция, 1936).

Окончательно вернувшись в СССР в мае 1933 года, Горький принял активное участие в культурном строительстве, руководил подготовкой 1-го Всесоюзного съезда советских писателей, участвовал в создании ряда институтов, издательств и журналов. Его выступления и организационные усилия сыграли существенную роль в утверждении эстетики социалистического реализма. Публицистика этих лет характеризует Горького как одного из идеологов советского строя, косвенно и прямо выступающего с апологетикой сталинского режима. Одновременно он неоднократно обращался к Сталину с ходатайствами за репрессированных деятелей науки, литературы и искусства.

К вершинам творчества М. Горького относится цикл мемуарных портретов современников (Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, Л.Н. Андреева и др.), созданных им в разное время.

18 июня 1936 года Максим Горький умер в Москве, похоронен на Красной площади (урна с прахом захоронена в Кремлевской стене).

Биография

Произведения

  • Макар Чудра
  • Песня о Буревестнике
  • Песня о Соколе

Критика

  • Системность образного использования слов в языке писателя
  • Специфика образности в произведениях М. Горького (Роман «Мать», памфлеты и фельетоны, пьесы)
  • Эстетический потенциал лексико-семантических групп в идиостиле М. Горького

Детство Максима Горького | Новости

Автобиография была самым верным талантом Максима Горького, но он открыл его только к пятидесяти годам. К тому времени он нашел способы использовать свою великую память не столько для проповеди, сколько для описания. Как он писал в своей «Автобиографии»: «Я представляю себя в детстве, как улей, в который всякие простые люди приносили, как пчелы приносят мед, свои знания и мысли о жизни, щедро обогащая мою душу тем, что они должны были дать. Мед часто был грязным и горьким, но все же это было знание — и мед».

В 1938 году, через два года после смерти Горького, режиссер Марк Донской начал снимать трилогию, первой частью которой является Детство Максима Горького . Это замечательный фильм, и он вполне заслуживает той рекламы, которую ему дала Брэттл. Полный персонажей, которые с тех пор стали типичными, фильм вызвал в книге Эрика Эриксона Детство и общество, долгий анализ русского ума. Хотя бы в одном Эриксон прав: фильм пропитан русской жизнью. Каждый кадр сам по себе является картинкой; и большинство из них заполнено друзьями Горького, рабочими, каторжниками, нищими, купцами, клоунами и детьми, которые живут в городе Нижнем-Новгороде, где Горький провел свое детство. В фильме нет непрерывного повествования. Вместо этого вспоминаются многие образы — причалы, ярмарка, «цыганский» танец, Горький и его друзья, прочесывающие нижегородские свалки в поисках колес, и бабушка Каширина, возящая в своей туфле по семейному дому лешего.

Какими бы забавными и свободными они ни казались, порядок этих изображений очень важен, и Донской уделил большое внимание их детализации. В разгар огромной драки между дядями Горького камера внезапно останавливается на носике чайного сервиза, который вскоре обнаруживает дядя Яков, который слегка поворачивает сервиз, так что кипяток мягко льется на руку дяди Михаила. Донской — мастер монтажа; чтобы подчеркнуть движение своей картины, он останавливает ее.

Не менее замечательно отношение Донского к детям. Половину его актерского состава составляли дети, и он обращался с ними как со взрослыми, в результате чего в их выступлениях было мало милого или фальшивого. Хотя Алеша Лёрский играет с большим обаянием, Юный Горький наименее убедителен из детей. Он слишком часто позирует. Иногда, когда он, казалось бы, должен молча накапливать наблюдения, как и подобает будущему основоположнику соцреализма, он просто смотрит. Точно так же С. Тихонравов, как жилец-анархист, становится жертвой советского предпочтения галантных поз.

Игра остальных ролей без исключения прекрасна. Именно внешний вид персонажей больше всего оживляет их. Ядовитый дед Каширин (М.Г. Трояновский), дядя Михаил (А. Жуков), у которого нос как бы стекает с пробора на пол, и карнавальные клоуны, которым и говорить не о чем: все они выглядят, какие они есть и в каждом жесте они такие, как они выглядят. Не более чем В.О. Массалитинова, играющая массивную, похожую на колокольчик Бабушку Акулину. За исключением, пожалуй, ее, ни один персонаж не доминирует в фильме. Вместо этого он предлагает множество образов людей, чьими острыми переживаниями был так жив Горький.

В девятнадцать лет фильм устарел. Но если она в чем-то для нас и странна, то и прекрасна, как заголовок, который мелькает на экране после последней встречи Горького с анархистом: «Так закончилась его дружба с первым из той бесчисленной компании людей — чужих в том земли, среди которых сейчас числятся ее лучшие сыновья».

Project MUSE — Максим Горький: русский драматург Синтии Марш (рецензия)

Вместо аннотации приведу краткую выдержку из содержания:

I I96 Reviews nyi встречается в четырех различных формах. А если серьезно, научный аппарат несовершенен. Взглянув, например, на раздел библиографии по вторичным источникам на других языках, кроме русского, можно обнаружить некоторое повторение статей (хотя статьи не повторяются в идентичной форме), типографские ошибки или упущения, которые приводят к в неправильном написании имен авторов (например, Боттинг, Мартинсен) и многих неуместных записях (об Арутуновой, Аткинсоне, Куле, Рзадкевиче, Саиде, Шааршмидте, Шрубе, Шепарде, Шеперде, Стюарте, Веслинге и Уилрайте). Наконец, с указателем произошел несчастный случай. Ссылки на большое количество имен и тем расположены на страницу позже страницы, на которой имена или темы встречаются в тексте, около двадцати основных статей неуместны, а подстатьи в литературных журналах и на Произведения Пушкина кажутся хаотичными.

Возможно, книга страдает от отсутствия жесткого редакционного контроля на последних стадиях. При всем при этом «В ожидании Пушкина» — авторитетное и важное научное произведение, которое станет ценным ориентиром. Он заполняет пробел в наших знаниях о русской литературе, восстанавливая множество забытых произведений. Это позволяет нам понять ту энергию, которая двигала русской культурой в этот период национального строительства, и яснее, чем раньше, увидеть некоторую преемственность в истории русской литературы в период ее становления. БРИСТОЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДЕРЕК ОФФОРД Максим Горький: русский драматург. СИНТИЯ МАРШ. Берн: Питер Ланг. 2006. 382 с. №42. ISBN 978-3-03-9Ио305-8. Синтия Марш дополняет свой небольшой том «Файл о Горьком» (Лондон: Метуэн, 1993) более обширной работой о карьере Максима Горького как драматурга. В то время как прежнее название включает в себя подробную историю сцены и синопсис пьес, рассматриваемый здесь том предлагает широкое и интерпретирующее резюме драматурга, а цель книги — «предоставить первое подробное исследование пьес Горького на английском языке» (стр.
10). Произведение начинается с подробного пролога и последовательно делит творческий путь драматурга на три этапа: «Дебют (1882—1905)», «Вне сцены (I906-I917)» и «Перипетия (I917-I936)». Каждый раздел включает в себя общее введение в театральный контекст, и Марш охватывает все шестнадцать опубликованных пьес Горького. Марш полагает, что конфликт является центральной повторяющейся чертой драматического стиля Горького, и связывает это чувство травмы с важными расколами в обществе. К таким переломам относятся: столкновение между натурализмом и модернизмом, борьба между классами и расхождение во мнениях поколений. Создавая этот театр конфликта, Горький поддерживает в своих пьесах много противоречивых элементов. Сопоставляя реализм (где искусство служит зеркалом жизни) с натурализмом (где искусство усиливает ощущение реальности) и добавляя мелодраматические элементы, драматург подчеркивает иллюзорность театра и наполняет его политическим подтекстом. По словам Марша, Горький поощряет политическое участие в своем тексте тремя основными элементами: своим комедийным стилем, своим изображением женщин и своим новым подходом к драматическому языку.
Юмор Горького граничит с сатирой по степени преувеличения, что позволяет его героям становиться одновременно гротескными и бредовыми. Женские персонажи часто занимают центральное место, а материнские фигуры часто играют ключевые роли. Использование матери имеет стратегическое значение, так как часто оно привлекает аудиторию к политическим посланиям. Наконец, своеобразный драматический язык Горького, подражающий современному языку улицы, придает его пьесам дополнительный революционный элемент. Ранняя карьера (i 882-1905) Горького-драматурга включает в себя его политизацию натурализма и создание им радикального театра, в том числе его пьесы «Мещане» и «На дне» (обе — I902), которые «противостоят неуловимости марксистского обещания» (стр. 72). Пьесы post-ig06, написанные во время его итальянского изгнания, часто игнорируются критиками MLR, I02.4, 2007 1 I97 из-за их предполагаемого низкого качества, но Марш начинает исправлять этот дисбаланс, приводя доводы в пользу их значения и использования ими «поэтики».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *