Краткое содержание – «На дне» Горький М.Ю. — Страница 5 из 6
— Из-за кого убил? — спрашивает Лука. Сатин отвечает, что из-за родной сестры, однако он не хочет более ничего рассказывать, да и сестра девять лет назад умерла, она была славная.
Сатин спрашивает вернувшегося Клеща, почему тот такой угрюмый. Слесарь не знает, что делать, инструмента нет — все похороны «съели». Сатин советует ничего не делать — просто жить. Но Клещу стыдно за такое житье. Сатин возражает, ведь людям не стыдно, что обрекли Клеща на такое скотское существование.
Раздается крик Наташи. Ее опять бьет сестра. Лука советует позвать Ваську Пепла, и Актер убегает за ним.
В драке участвуют Кривой Зоб, Татарин, Медведев. Сатин пытается оттеснить Василису от Наташи. Появляется Васька Пепел. Он всех расталкивает, бежит за Костылевым. Васька видит, что у Наташи ноги обварены кипятком, она почти в беспамятном состоянии говорит Василию: «Возьми меня, схорони меня». Появляется Василиса и кричит, что убили Костылева. Василий ничего не понимает, он хочет отвезти Наташу в больницу, а потом рассчитаться с ее обидчиками. (На сцене гаснет свет. Слышны отдельные удивленные возгласы и фразы.) Потом Василиса кричит торжествующим голосом, что ее мужа убил Васька Пепел. Зовет полицию. Говорит, что все сама видела. Пепел подходит к Василисе, смотрит на труп Костылева и спрашивает, а не убить ли и ее, Василису? Медведев зовет полицию. Сатин успокаивает Пепла: убийство в драке не очень тяжкое преступление. Он, Сатин, тоже бил старика и готов выступить свидетелем. Пепел признается: Василиса подбивала его убить мужа. Наташа неожиданно кричит, что Пепел и ее сестра — заодно. Василисе мешали муж и сестра, вот они убили мужа и ее ошпарили, опрокинув самовар. Пепел ошеломлен обвинением Наташи. Он хочет опровергнуть это страшное обвинение. Но она не слушает и проклинает своих обидчиков. Сатин тоже удивлен и говорит Пеплу, что эта семейка «его утопит».
Наташа почти в бреду кричит, что ее сестра научила, а Васька Пепел убил Костылева, и себя просит посадить в тюрьму.
Действие четвёртое
Обстановка первого действия, но комнаты Пепла нет. За столом сидит Клещ и чинит гармонь. За другим концом стола — Сатин, Барон, Настя. Они пьют водку и пиво. На печи возится Актер. Ночь. На дворе ветер.
Клещ и не заметил, как Лука в суматохе исчез. Барон добавляет: «…яко дым от лица огня». Сатин говорит словами молитвы: «Тако исчезают грешники от лица праведных». Настя заступается за Луку, называя всех присутствующих ржавчиной. Сатин смеется: Лука для многих был как мякиш для беззубых, а Барон добавляет: «Как пластырь для нарывов». Клещ тоже заступается за Луку, называя его жалостливым. Татарин убежден, что Коран должен быть законом для людей. Клещ согласен — надо жить по законам Божеским. Настя хочет уйти отсюда. Сатин советует ей захватить с собой Актера, им по пути.
Сатин и Барон перечисляют муз искусства, никак не могут вспомнить покровительницу театра. Актер им подсказывает — это Мельпомена, называет их невеждами. Настя кричит и машет руками. Сатин советует Барону не мешать соседям делать то, что они хотят: пусть кричат, уходят неизвестно куда. Барон называет Луку шарлатаном. Настя возмущенно называет его самого шарлатаном.
Клещ замечает, что Лука «очень не любил правды, восставал против нее». Сатин кричит, что «человек — вот правда!». Старик врал из-зажалости к окружающим. Сатин говорит, что читал: есть правда утешительная, примиряющая. Но эта ложь нужна тем, кто слаб душой, кто прикрывается ею, как щитом. Кто хозяин, не боится жизни, тому ложь не нужна. «Ложь — религия рабов и хозяев. Правда — Бог свободного человека».
Барон вспоминает, что их род, вышедший из Франции, был при Екатерине богатый и знатный. Настя перебивает: все Барон выдумал. Тот сердится. Сатин успокаивает его, «…забудь о каретах дедушки… в карете прошлого — никуда не уедешь…». Сатин спрашивает Настю о Наташе. Та отвечает, что Наташа давно вышла из больницы и пропала. Ночлежники рассуждают, кто кого крепче «усадит», Васька Пепел Василису или она Ваську. Они приходят к выводу, что Васили
а хитрая и «вывернется», а Васька пойдет на каторгу в Сибирь. Барон опять ссорится с Настей, объясняя ей, что он не чета ему, Барону. Настя смеется в ответ — Барон живет на ее подачки, «как червь — яблоком».
Видя, что Татарин пошел молиться, Сатин говорит: «Человек — свободен… он за все платит сам, и потому он — свободен!.. Человек — вот правда». Сатин утверждает, что все люди равны. «Существует только человек, все остальное — дело его рук и его мозга. Человек! Это — великолепно! Это звучит… гордо!» Затем он добавляет, что человека надо уважать, а не унижать жалостью. Он рассказывает о себе, что он «каторжник, убийца, шулер», когда идет по улице, его сторонятся люди, называют шарлатаном, говорят, что надо работать. А для чего работать? Чтобы быть сытым? Сатин убежден: «Человек — выше сытости!» Барон восхищен Сатиным, сам же трусит. С той поры, как стал себя осознавать, в «голове у него туман». Такое впечатление у него от жизни осталось, что он только переодевался: то мундир носил, то фрак, потом плохенькую одежонку. Когда растратил казенные деньги, надел каторжную робу. Все это довольно глупо. Барон спрашивает самого себя: «А… ведь зачем-нибудь я родился… а?» Сатин отвечает словами Луки: «Человек рождается для лучшего».
Актер сползает с печи, просит Татарина помолиться за него, но Татарин отвечает: «Сам молись». Актер, выпив водки, почти бегом выбегает в сени. Сатин удивлен поведением Актера. В ночлежку входят выпившие Бубнов и Медведев. Они удивлены отсутствием народа, интересуются, куда все подевались. Бубнов говорит, что он добрый, если бы был богат, то держал бы бесплатный трактир для бедняков. Вот Сатина бы взял. Но Сатин хочет сейчас что-нибудь получить от Бубнова, и тот отдает единственный рубль, который у него остался, и мелочь по пять и две копейки. Сатин утверждает, что эти деньги у него будут целее.
Входит Алеша. Узнав, что Клещ починил гармонь, он берет ее и поет.
Страницы: 1 2 3 4 5 6
«На дне» как социально-философская драма М.Горького. | План-конспект урока по литературе (11 класс) по теме:
Ход урока.
- Беседа по содержанию пьесы «На дне».
В ранних романтических произведениях Горького нашли отражение некоторые философские и эстетические произведения Ницше. Центральным образом у раннего Горького является гордая и сильная личность, воплощающая идею свободы. Поэтому жертвующий собой ради людей Данко находится в одном ряду с пьяницей и вором Челкашом, никаких подвигов ради кого-либо не совершающим. «Сила есть добродетель», утверждал Ницше, и для Горького красота человека заключается в силе и подвиге даже бесцельном: сильный человек имеет право находиться «по ту сторону добра и зла», быть вне этических принципов, как Челкаш, а подвигом, с этой точки зрения, является сопротивление общему течению жизни.
В 1902 году Горький создает драму «На дне».
— Как изображается место действия?
Место действия описывается в авторских ремарках. В первом действии это подвал, похожий на пещеру, тяжелые, каменные своды, закопченные, с обвалившейся штукатуркой. Важно, что писатель делает указания, как освещается сцена: «от зрителя и сверху вниз», свет доходит до ночлежников из подвального окошка, как будто ищет среди подвальных обитателей – людей. Тонкие перегородки отгораживают комнату Пепла. «Везде по стенам – нары». Кроме Квашни, Барона и Насти, которые живут в кухне, своего угла нет ни у кого. Все друг перед другом напоказ, укромное место только на печке и за ситцевым пологом, отделяющим от других кровать умирающей Анны (этим она уже как бы отделена от жизни). Везде грязь: грязный ситцевый полог, некрашеные и грязные стол, скамьи, табурет, изодранные картонки, куски клеенки, тряпье.
Третье действие происходит ранней весной вечером на пустыре, «засоренным разным хламом и заросшим бурьяном дворовом месте». Обратим внимание на колорит этого места: темная стена «сарая или конюшни», «серая, покрытая остатками штукатурки» стена ночлежки, красная стена кирпичного брандмауэра, закрывающего небо, красноватый свет заходящего солнца, черные сучья бузины без почек.
В обстановке четвертого действия происходят существенные перемены: перегородки бывшей комнаты Пепла сломаны, наковальня Клеща исчезла. Действие происходит ночью, а свет из внешнего мира уже не пробивается в подвал – сцена освещена лампой, стоящей посреди стола. Однако последний акт драмы совершается все же на пустыре – там удавился Актер.
— Какие люди являются обитателями ночлежки?
Люди, опустившиеся на дно жизни, попадают в ночлежку. Это последнее пристанище для босяков, маргиналов, «бывших людей». Здесь все социальные слои общества: разорившийся дворянин Барон, содержатель ночлежки Костылев, полицейский Медведев, слесарь Клещ, картузник Бубнов, торговка Квашня, шулер Сатин, проститутка Настя, вор Пепел. Всех уравнивает положение отбросов общества. Здесь живут совсем молодые (сапожник Алешка 20 лет) и нестарые еще люди (самому старшему, Бубнову, 45 лет). Однако их жизнь уже почти закончена. Умирающая Анна представляется нам старухой, а ей, 30 лет.
У многих ночлежников нет имен, остались одни клички, выразительно обрисовывающие своих носителей. Ясен облик торговки пельменями Квашни, характер Клеща, гонор Барона. Актер когда-то носил звучную фамилию Сверчков-Задунайский, а теперь даже воспоминаний почти не осталось – «все забыл».
-Что является предметом изображения в пьесе? Каков конфликт драмы?
Справка: Резкая конфликтная ситуация, разыгрывающая на глазах у зрителей, является важнейшей чертой драмы как рода литературы.
Предметом изображения в драме становится сознание людей, выброшенных в результате глубинных социальных процессов, на дно жизни. Социальный конфликт имеет в пьесе несколько уровней. Ясно обозначены социальные полюса: на одном – содержатель ночлежки Костылев и поддерживающий его власть полицейский Медведев, на другом – по существу бесправные ночлежники. Таким образом, очевиден конфликт между властью и лишенными прав людьми. Этот конфликт почти не развивается, потому что Костылевы и Медведев не так уж далеки от обитателей ночлежки.
Каждый из ночлежников пережил в прошлом свой социальный конфликт, в результате которого оказался в унизительном положении.
-Что привело в ночлежку ее обитателей – Сатина, Барона, Клеща, Бубнова, Актера, Настю, Пепла? Какова предыстория этих персонажей?
Сатин попал на дно, после того как отсидел в тюрьме за убийство; Барон разорился; Клещ потерял работу; Бубнов ушел из дома «от греха подальше», чтобы не убить жену и ее любовника, хотя сам признается, что он ленив, да еще и запойный пьяница; Актер спился; судьба Пепла была предопределена уже при его рождении: «Я – сызмальства – вор … все, всегда говорили мне: вор Васька, воров сын Васька!». Подробней других рассказывает об этапах своего падения Барон (4 действие). Каждый этап жизни 33 Барона словно отмечен определенным костюмом. Эти переодевания символизируют постепенное снижение социального статуса, причем за этими переодеваниями ничего не стоит, жизнь прошла как во сне.
-В чем особенность социального конфликта каждого обитателя ночлежки?
-Как социальный конфликт взаимосвязан с драматургическим?
Эти социальные конфликты вынесены за сцену, отодвинуты в прошлое, они не становятся основой драматургического конфликта.
-Какого рода конфликты, кроме социального, выделяются в пьесе?
В пьесе есть традиционный любовный конфликт. Его обуславливают взаимоотношения
Васьки Пепла, Василисы, жены хозяина ночлежки, Костылева и Наташи, сестры Василисы. Экспозиция этого конфликта – разговор ночлежников, из которого ясно, что Костылев ищет в ночлежке свою жену Василису, которая изменяет ему с Пеплом. Завязка этого конфликта – появление в ночлежке Наташи, ради которой Пепел оставляет Василису. В ходе развития любовного конфликта становится ясно, что отношения с Наташей возрождают Пепла, он хочет уехать с ней и начать новую жизнь. Кульминация конфликта вынесена за сцену: в конце третьего действия мы из слов Квашни узнаем, что «кипятком ноги девке сварили» — Василиса опрокинула самовар и обварила ноги Наташе. Убийство Костылева Пеплом оказывается трагической развязкой любовного конфликта. Наташа перестает верить Пеплу: «Они – заодно! Будьте вы прокляты! Вы оба…»
-В чем своеобразие любовного конфликта?
Любовный конфликт становится гранью социального конфликта. Он показывается, что античеловеческие условия калечат человека, и даже любовь не спасает человека, а ведет к трагедии: к смерти, увечью, убийству, каторге. В результате одна Василиса достигает всех своих целей: мстит бывшему любовнику Пеплу и своей сестре – сопернице Наташе, избавляется от нелюбимого и опостылевшего мужа и становится единовластной хозяйкой ночлежки. В Василисе не остается ничего человеческого, и это показывает чудовищность социальных условий, которые изуродовали и обитатели ночлежки, и ее хозяев. Ночлежники прямо не участвуют в этом конфликте, они лишь сторонние зрители.
- Слово учителя.
Конфликт, в котором участвуют все герои, — другого рода. Горький изображает сознание людей дна. Сюжет разворачивается не столько во внешнем действии – в обыденной жизни, сколько в диалогах героев. Именно разговоры ночлежников определяют развитие драматургического конфликта. Действие переводится во внесобытийный ряд. Это характерно для жанра философской драмы.
Итог. Жанр пьесы можно определить как социально-философскую драму.
Д.З.
Выявить роль Луки в пьесе. Выписать его высказывания о людях, о жизни, о правде, о вере.
Анализ «На дне» (Максим Горький). Характер героев и философия пьесы
Очень сложное произведение создал Максим Горький. «На дне», краткое содержание которого невозможно передать в нескольких предложениях, наталкивает на философские размышления о жизни и ее смысле. Тщательно прописанные образы предлагают читателю свою точку зрения, однако, как всегда, предстоит разгадывать только его.
Сюжет известной пьесы
Анализ «На дне» (Горький М.) невозможен без знания сюжета пьесы. Красной нитью через все произведение проходит спор о возможностях человека и самого человека. Действие происходит в доме Костылевых — месте, словно забытом Богом, оторванном от цивилизованного мира людей. Каждый житель здесь давно потерял профессиональные, социальные, социальные, духовные, семейные связи. Почти все они считают свое положение ненормальным, отсюда нежелание ничего знать о ближних, некоторая озлобленность, пороки. Оказавшись на дне, у персонажей появляется своя жизненная позиция, они знают только свою правду. Может ли их что-нибудь спасти, или они потерянные души для общества?
«На дне» (Горький): действующие лица произведения и их персонажи
В продолжающемся на протяжении всей пьесы споре особенно важны три жизненные позиции: Лука, Бубнов, Сатин. Все они разные по судьбе, да и имена их тоже символичны.
Люк считается самым сложным способом. Именно его характер наталкивает на мысли о том, что лучше – сострадание или правда. И можно ли использовать ложь во имя сострадания, как это делает этот персонаж? Тщательный анализ «На дне» (Горький) показывает, что Лука воплощает в себе это положительное качество. Он облегчает предсмертные муки Анны, дает надежду Актёру и Эшу. Однако исчезновение героя приводит других к катастрофе, которой может и не быть.
Бубнов по натуре фаталист. Он считает, что человек ничего не может изменить, а его судьба определяется волей Господа, обстоятельствами и законами. Этот герой равнодушен к другим, к их страданиям, а также к самому себе. Он плывет по течению и даже не пытается выбраться на берег. Тем самым автор подчеркивает опасность такого вероучения.
Делая анализ «На дне» (Горький), стоит обратить внимание на Сатина, который свято верит, что человек — хозяин своей судьбы, и все — дело его рук.
Однако, проповедуя благородные идеалы, сам проходимец, презирает других, жаждет жить, не работая. Умный, образованный, сильный, этот персонаж мог бы выбраться из трясины, но не хочет этого делать. Его свободный человек, который, по словам самого Сатина, «звучит гордо», становится идеологом зла.
Вместо заключения
Стоит учесть, что Сатин и Люк — персонажи парные, похожие. Их имена символичны и неслучайны. Первый связан с дьяволом, сатаной. Второй, несмотря на библейское происхождение названия, тоже служит лукавым. Заканчивая анализ «На дне» (Горький), хочу отметить, что автор хотел донести до нас, что правда может спасти мир, но не менее важно сострадание. Читатель сам должен выбрать позицию, которая будет для него правильной. Однако вопрос о человеке и его возможностях до сих пор остается открытым.
На дне — пьеса Максима Горького
|
На дне скорее картина или серия картинок, чем то, что мы привыкли считать пьесой. В ней нет сюжета, то есть развернутой истории с началом, серединой и концом, она состоит из нескольких более или менее разрозненных происшествий. Будь хорошо подготовленный драматург, чтобы обработать материал, который идет на создание этой пьесы, он, несомненно, сделал бы убийство Костолова более важной частью своего рассказа; подготовили бы, привели и сделали бы многое из этого через предшествующие действия. И все же случайность сцены, как писал Горький, очень реалистична; внезапность ужасна, шокирует. Экспозиция в первом акте не имеет большого значения, ибо предыстория персонажей рассказывается потом самими людьми; на самом деле пьеса — не более чем розничная продажа жизней жалкой коллекции. «Среда» или окружающая среда ощущается при поднятии занавеса без помощи устного слова. Экспозиция, таким образом, не имеет большого значения, и пьеса начинается почти «с нуля». Развития очень мало, так как почти нечего развивать. Кульминация приходится на то место, где она и должна быть в обычно построенном произведении: ближе к концу предпоследнего акта. Все технические каноны являются просто воплощением того, что было найдено в результате естественной эволюции и постоянного эксперимента как наилучший способ достижения цели; тем не менее Горький здесь, кажется, следовал своим естественным художественным порывам без ссылки на установленные правила. Попутно следует помнить, что правила не произвольны, они являются обобщением опыта тех, кто научился и преуспел. В На дне , кульминация действительно драматична, захватывающая, когда Пепел наносит удар своей жертве; сцена хорошо поставлена и, хотя и резко, хорошо проработана до самого «занавеса» действия. В последнем акте Горькому остается только показать результат убийства и влияние Луки. Мы ничего не узнаем о первом, но второе вызывает подходящую и драматическую катастрофу. Лука ушел, и его влияние видно как благотворное, так и злое. Сатин цитирует Луку в речи, содержащей тему — если вообще есть тема — пьесы; «Да ведь [мужчины] живут для лучшего человека, голубушка! Вот, скажем, есть плотники и прочие — массы — люди… И тогда из них рождается плотник… плотник такой, какого никогда не было». на свете: выше их всех: никогда не было ему равных в столярном кольце. «Э» накладывает свой отпечаток на все столярное ремесло… отодвигает все на двадцать лет вперед… И так для всех других …. Слесари то… сапожники и прочий рабочий люд… и все земледельцы… и даже дворяне — живут для лучшего человека! Это для того лучшего человека. Сто лет … а может быть, и дольше, мы будем жить до лучшего человека. — Но, может быть, по иронии судьбы, Актер «повесился!» И спектакль заканчивается Сатиновым «Ах. |