Отношение Максима Горького к революции
автор: Ekaterina 12.05.2017 4 Комментарии
Максим Горький приобщился к революционным идеям еще в 90-е годы 19 века. Долгие скитания по Руси в поисках работы, смысла существования, многочисленные знакомства и наблюдения за разными людьми, постоянные столкновения с мерзостями жизни приводят будущего писателя к мысли о том, что так жить нельзя.
Он начинает искать способ изменения жуткого человеческого существования и находит его в самом человеке. По Горькому, личность может жить иначе уже тогда, когда перестанет ощущать себя маленьким и ничтожным. Так появились в его раннем творчестве веселые и гордые люди.
Новое видение человека оказалось возможным потому, что писатель увидел перспективу изменения мира при помощи революционных идей и революционной деятельности. Горьковские гордые соколы, буревестники, Данко, Челкаш — это герои уже из нового авторского мироощущения, где человек осознает, что пришел в этот мир не для унижений, а чтобы украсить его собой.
Революция способствовала тому, что в сознании писателя намечалось необычное, еще невиданное в русской литературе понимание предназначения человека. Впоследствии он скажет о том, что стал марксистом, потому что «была так выдублена кожа».
Горькому революция мнилась актом, несущим свободу, демократию и счастье в России. Он разделил идею большевиков о том, что способностью совершить социальное переустройство страны наделен только пролетариат.
Октябрьская революция свершилась, а вместо ожидаемого восторга мы обнаруживаем у писателя неожиданное разочарование. В чем же причина? Дело в том, что Горький, приветствуя идею социальной революции, сомневался в том, что к 17-му году пролетариат, еще не развитый в России ни политически, ни экономически, способен был это событие совершить. Он боялся того, что неорганизованные, забитые нуждой и невежеством народные массы в процессе революции превратят этот акт в вакханалию, варварство.
После октября 1917-го Горький издает газету «Новая жизнь», просуществовала она чуть более года. Почти в каждом номере — горьковская статья. Почти в каждой статье — ужас писателя от тех наблюдений, которые он получает в жизни. В одной из них автор подписывает свой приговор революции: «это взрыв зоологических страстей».
В свершившихся событиях Горького отпугнул прежде всего разгул насилия. Во многих статьях звучат удивление и отчаяние от различных форм проявления насилия, прежде всего — от самосудов, когда толпа на улице могла расправиться с человеком. Горький недоволен и политикой правительства народных комиссаров, которое не могло навести порядок в стране. Он обращает внимание на лживость большевистской прессы, которая все отрицательное объявляла происками буржуазии, на растущие воровство, взяточничество, грабежи, на грубость представителей власти. И как итог, статья заканчивается общей горьковской оценкой революции: «это русский бунт».
Разочарование писателя в революции было столь велико, что он не смог оставаться в России. Отсюда возникла версия об обостренном процессе в легких. Сейчас выезд Горького в Италию оценивают однозначно как эмиграцию.
Сталинское правительство пыталось вернуть его в Россию. Это был комплекс мер, Горького «приручали» с помощью активного переименования городов, улиц, школ, колхозов в его честь. Писателя ограждали от негативной информации, печатая в единственном экземпляре «Правду», где сообщения о процессах над людьми заменялись информацией о ловле крабов. Этот напор, идущий сверху и поощряемый Сталиным, получил свое. Горький сначала приехал погостить, потом вернулся совсем. Вернувшись, пришел в восторг от сталинских задумок и преобразований, даже сравнивал его деятельность с реформами Петра I. Но это был уже совсем другой Горький, который, по мысли Г. Адамовича, к этому моменту пришел к краху своего духовного величия.
Отношение Горького к революции анализировала Антонова Елена (филолог)
Другие отзывы и рецензии на произведения из школьной программы смотрите ТУТ
Как Максим Горький относился к революции и почему считался её Буревестником
ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ, СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Реклама. |
ЛГ online
Писатели путешествуют
15.11.2022
Максим ЛАВРЕНТЬЕВ, Виктор ПЕЛЕНЯГРЭ и Андрей РУДАЛЕВ – о своих поездках под эгидой АСПИ.Вспоминая Святогора
09.11.2022
В ЦДЛ прошел вечер памяти поэта и общественного деятеля, постоянного автора «ЛГ» Сергея СОКОЛКИНА.«Жизнь такова, какова она есть, и больше – никакова!»
Замечательный поэт Владимир КОСТРОВ глазами Владимира СПЕКТОРА.
ЛГ плюс
«Ртутный столб скончался от мороза…»
12.11.2022
Ефим ГАММЕР большинству читателей известен как прозаик и публицист, а он, оказывается, еще и поэт.Звезда не падает дважды
05.11.2022
Поэзию Веры БАГРЕЦОВОЙ с полным правом можно отнести к «тихой лирике».Кеды с белыми шнурками
30.10.2022
Стихам Ольги ШИЛОВОЙ порой присуща почти детская непосредственность.
Спецформат
О бремени страстей форума «Липки»
18.11.2022
Подведение итогов: Ксения ЖУКОВА о том, как прошел 22-й Форум молодых писателей.-
Валентин Красногоров: «Почему люди пишут, объяснить невозможно…»
17.11.2022
Написавший свыше 80 пьес, более 1300 раз поставленных в России и за рубежом, он драматург особенный. Русский Лес Михаила Лобанова
16.11.2022
К годовщине ухода незаурядного писателя. Материал Василия КИЛЯКОВА.
ОПРОСНИК
- Постоянно
- Иногда
- Никогда
Позиция
Памяти Нины Саницкой
14.11.2022
Нина Ивановна на войну ушла добровольцем. В мирное время работала в типографии «Гудок». Была членом МГО СП России.Литературный ковчег
07.11.2022
Израильский писатель утверждает, что эмигранты не изменили ни русской культуре, ни языку.Сим-салабим
02.11.2022
Хорошие стихи не каждый умеет писать, а спьяну мы все большие поэты, полагает Нат ВЕСЕНИН.
Политика / Настоящее прошлое / Эпоха и лица
Алексей Пешков. Фото конца XIX века
Теги: Максим Горький , революция , Россия , политика
Оценить:
Оценка: 7. 29 — Голосов: 35
12+
Новости
- 18.11.2022
К юбилею гения
В РГБ открылась выставка «Достоевский-200. Красота спасет мир. Плакаты молодых дизайнеров».- 18.11.2022
Архитекторы, поэты, кулинары
Презентация книги «100 арт-манифестов: от футуристов до стакистов» пройдет в Центре Вознесенского.- 17.11.2022
Счастливая кассета
«Литфонд» и «Полторы комнаты» Иосифа Бродского впервые проведут совместный аукцион.- 17.11.2022
Для глухих и слабослышащих
В Московском доме Достоевского создали видеопутеводители для людей с ограниченными возможностями.- 16.11.2022
«Гипертекст» объявил состав жюри
Приступило к работе жюри премии имени Александра Чаковского.
Все новости
Книга недели
Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.
Колумнисты ЛГ
Общество
Ломающий системы и носы
События и мнения
Почём нынче гонор
Недавно большой переполох устроила Польша, официально выдвинув к Германии требов…
События и мнения
Трамплин для Трампа?
Настал день исполнения российских надежд:8 ноября, промежуточные выборы в США.
Литература
«Индульгенция» на теме
Говорят, для детей надо писать так же хорошо, как для взрослых, только лучше.
События и мнения
Подсказки истории
Минувшая неделя отмечена двумя системными событиями: активным подключением прези…
Горький о демократии – семнадцать моментов советской истории
Максим Горький, К демократии. 20 ноября 1917 г.
Горький, давний друг и сторонник Ленина и других большевистских лидеров, обнаружил, что их отталкивает их частое обращение к насилию в отношениях с противником.
Первоисточник: Новая жизнь, № 174, 20 ноября 1917 г.
Министры-социалисты, освобожденные Лениным и Троцким из Петропавловской крепости, отправились домой, оставив своих коллег… и других в руках людей, которые не имеют представления ни о свободе личности, ни о правах человека.
Ленин, Троцкий и их товарищи уже отравлены грязным ядом власти, о чем свидетельствует их позорное отношение к свободе слова, личности и совокупности тех прав, за торжество которых боролась демократия. .
Слепые фанатики и нечестные авантюристы бешено несутся якобы по дороге к «социальной революции»; на самом деле это путь к анархии, к гибели пролетариата и революции.
На этой дороге Ленин и его соратники считают возможным совершать всякого рода преступления, как… отмену свободы слова, бессмысленные аресты — все те мерзости, которые когда-то творили Плеве и Столыпин.
Конечно, Столыпин и Плеве пошли против демократии, против всего живого и приличного в России. За Лениным идет, однако, довольно значительная — пока — часть рабочих; но я думаю, что здравый смысл рабочего класса и сознание им своих исторических задач скоро откроют глаза пролетариату на полную невозможность осуществления ленинских обещаний, на всю глубину его безумия, на его нечаевско-бакунинское клеймо. анархизма.
Рабочий класс не может не понять, что Ленин только производит известный опыт над их кожей и над их кровью, что он стремится довести революционное настроение пролетариата до крайности и посмотреть, что из этого выйдет?
Он, конечно, не верит в возможность победы пролетариата в России при данных условиях, но, может быть, надеется на чудо.
Рабочий класс должен знать, что в реальной жизни чудес не бывает, что его ждут голод, полный развал в промышленности, нарушение транспорта, затянувшаяся кровавая анархия, за которой последует не менее кровавая и мрачная реакция.
Вот куда ведет пролетариат его нынешний вождь, и надо понимать, что Ленин не всесильный чародей, а хладнокровный обманщик, не щадящий ни чести, ни жизни пролетариата.
Рабочие не должны допустить, чтобы авантюристы и сумасшедшие наваливали на голову пролетариата позорные, бессмысленные и кровавые преступления, за которые поплатится не Ленин, а сам пролетариат.
Спрашиваю:
- Помнит ли русская демократия идеи, за торжество которых она боролась против деспотизма монархии?
- Считает ли она себя способной продолжать эту борьбу сейчас?
- Помнит ли оно, что, когда романовские жандармы бросали своих идейных вождей в тюрьмы и каторжные лагеря, оно назвало этот метод борьбы подлым?
- Чем отличается отношение Ленина к свободе слова от такого же отношения Столыпина, Плеве и других недочеловеков?
- Разве ленинское правительство, как и правительство Романовых, не хватает и не тащит в тюрьмы всех, кто думает иначе?
- Почему Бернацкий, Коновалов и другие члены коалиционного правительства сидят в крепости? Являются ли они в чем-то более преступными, чем их коллеги-социалисты, освобожденные Лениным?
Единственным честным ответом на эти вопросы должно быть немедленное требование освободить арестованных министров и других невиновных людей, а также восстановить свободу слова в полном объеме.
Тогда здравомыслящие элементы демократии должны сделать дальнейшие выводы, они должны решить: путь заговорщиков и анархистов нечаевского типа и их путь?
Источник: Максим Горький, Несвоевременные мысли: очерки о революции, культуре и большевиках, 1917–1918 (Нью-Йорк: П. С. Эрикссон, 1968), 85–87.
Англия и русская революция Максим Горький 1907
Англия и русская революция Максим Горький 1907Максим Горький 1907
Англия и русская революция
Источник: Социал-демократ , Vol. XI № 7 июля 1907 г., стр. 420-424;
Расшифровка: Тед Кроуфорд.
В «Нации» появилось следующее письмо Максима Горького: —
Сэр, — Вы спрашиваете моего мнения о предполагаемом сердечном согласии с Россией и о желании русского правительства занять деньги в Англии; Вы также желаете знать, каково, по моему мнению, влияние такого согласия на цивилизацию в России.
Я хотел бы, чтобы вы рассмотрели эти вопросы с точки зрения людей, убежденных в том, что человеческий разум наконец восторжествует над животным инстинктом, еще слишком могущественным в современном европейском обществе. Эта точка зрения, конечно, не может быть чуждой и непонятной для Англии, нации древней цивилизации, и для англичан, столь гордых своей любовью к справедливости.
Представьте себе следующую ситуацию; У вас есть сосед, распорядитель крупного предприятия и глава большой семьи; но он дегенерат, эгоистичный, как животное, и в равной степени невежественный в самих принципах справедливости. Он неспособен к работе и руководствуется исключительно инстинктом самосохранения. Помимо этого инстинкта, у него нет ни цели, ни представления о долге. И вот, его бизнес в беспорядке и на грани банкротства, с каждым днем он, кажется, приближается к разорению все ближе и ближе. Он тиран в своем доме, жестокий и чувственно больной человек, всеми ненавидимый и противный. Но вокруг него стоит толпа людей, духовно живых и жаждущих украсить жизнь своим творчеством, а он мешает им жить и своим слепым деспотизмом подавляет их законные желания. Неспособный к высоким целям, потерянный для всех человеческих чувств, он все еще силен физически. Знание о его приближающемся уничтожении не является для него секретом; напротив, оно вооружает его мужеством отчаяния. У него нет угрызений совести, и он дерется, как дикий зверь. Однако он уже проявляет признаки усталости, и конец, который он так заслужил, близок.
И вот! в этом кризисе человек обращается к вам с криком о помощи, Он надеется с вашей помощью внести некоторый порядок в свои дела и отсрочить час своей окончательной гибели. Он просит у вас денег и предлагает любые проценты, которые вы потребуете, хорошо зная, что не он будет призван заплатить долг.
Поможете ли вы такой одиозной личности, человеку, который сеет на земле жестокость и преступность; кто угнетает всех своей жестокостью, чье единственное желание состоит в том, чтобы продлить безответственное и гнусное существование?
Я не могу себе представить никаких обстоятельств, которые позволили бы вам поддерживать больного тирана, чтобы у него были дополнительные возможности для угнетения сотен, которые от него зависят. Лучшее, что вы можете сделать для такого человека, — это помочь ему добраться до Бедлама, и чем скорее, тем лучше. Оберегать общество от безумия его ненормальных членов — это, я так понимаю, ваша обязанность.
Русские цари, начиная с Павла и далее, были, я думаю, большими фанатиками власти, чем любые другие личности, которым «благодатью Божией» было предназначено управлять судьбами народов.
Замечу также, что уверенность царей в своем праве на престол пошатнулась. Как известно, Павел I, предок нынешних правителей России, убитый дворянами своего двора, был сыном неизвестного отца. Эта мысль мучила его всю жизнь и в конце концов довела до безумия. Этим же сомнением страдал и Александр I – имеет ли он право на свой престол или нет. У Николая I эта неуверенность нашла выражение в жестокости, с которой он подавлял всякое движение против самодержавия. Эти дети отца, убитого дворянами, не могли не бояться заговоров, и этот страх не мог не отражаться на их душевном состоянии. Колебания Александра II. между либерализмом и самодержавием я объясняю тем же сомнением в том, был ли он царем по праву, тем же страхом потерять корону, который преследовал его отца. Александр II. ослабил свою власть, введя сельское и городское самоуправление; но едва он сделал этот шаг, как снова начал укреплять его, так испугался он своего поступка.
Александр III. был ограниченным существом, но по-своему разумным дегенератом, понимающим стоящую перед ним задачу. В течение всего своего царствования он укрепил самодержавную власть, но не понял того, что эта форма правления отжила свое, что такая форма есть помеха прогрессу и вредна для русского народа. Что такое годы его правления, как не действия маньяка власти против права и закона и всего того, что мы называем цивилизацией?
А Николай II, который рабски следует жесткой, глупой и пагубной политике своего отца, является личностью с явными признаками жестокости. Это видно из его заявлений о многочисленных убийствах во время его царствования. Истеричный и немощный, его царствование началось с катастрофы на Чодинском поле; это продолжилось инцидентами 9 января, с Московским восстанием, с военно-полевыми судами и с бесчисленным множеством других актов, противоречащих цивилизации, которые унизили общество и уничтожили тысячи русских.
Особое внимание обращаю на личную психологию последних Романовых, потому что, по моему мнению, она играет весьма заметную роль в русской истории. Только так можно объяснить жестокое упрямство Николая II и его борьбу за власть. И состязание навеки толкает его обратно к ретроградному консерватизму, несмотря на очевидную необходимость политической свободы, народного просвещения на широкой и интеллигентной основе, столь важного для духовного и экономического прогресса России.
Положение в России сегодня таково: Твой будущий союзник, о! вы, англичане, вы, так гордящиеся своей древней цивилизацией, с головы до ног облиты кровью русского народа, Он изо всех сил и без разбора борется за достижение полной самодержавной власти и за поддержание формы правительства, которое явно устарело. Духовный и экономический прогресс в стране остановился. Самодержавная форма правления полезна и удобна царю только потому, что дает ему неограниченную власть, а бюрократии потому, что позволяет им грабить без ограничений и бесконтрольно.
У людей очень мало образования, но они начинают понимать ценность знаний и жадничают до них. Люди борются за свободу учиться; царя за свободу править, а бюрократию за свободу воровать. Измученные, старые и больные борются с молодыми, которые обещают вложить все свои силы в мирную сокровищницу ума и духа. Борьба имеет общеевропейское значение. Если правительство временно победит, у ваших дверей будет существовать очаг, вокруг которого соберутся всевозможные катастрофы, нравственное влияние которых, несомненно, будет пагубно для развития цивилизации в Европе.
британца! у вас есть выбор сделать. Поддержите ли вы тирана с его сателлитами и их антицивилизационными планами или поддержите растущую молодую демократию, способную к жизни и богатую силой своего духа?
Борьба, несомненно, продлится долго и кончится либо образованием великой русской демократии, либо полным разорением России как политического образования. Я, конечно, знаю, что дело народа не будет поддержано; такого, кажется, еще не было в истории и вряд ли произойдет. Действительно, правительства помогают друг другу держать людей в подчинении.
Не простерла ли даже Франция, недавно вышедшая из гигантской борьбы с самодержавием, в лице своих банкиров — своих господ, на помощь русскому царю; и не способствует ли она тем самым варварству, а не цивилизации? Это один из тех поступков, которые история наверняка осудит. И весьма вероятно, что и вы, англичане, пожертвуете деньги на содержание царя и таким образом поддержите руку тирании.
Но в конце концов право восторжествует. Я сам верю в победу справедливости; Я верю в силу русского народа; и Россия, я думаю, либо станет лучшей демократией в Европе, либо рассыплется и рассыплется, как несчастная Польша.
Но я слышу, как вы восклицаете: «У вас есть ваша Дума; у вас есть конституция, и теперь, безусловно, можно добиться своих целей законными средствами».
Мне кажется, вряд ли стоит об этом серьезно говорить. Во-первых, Дума увечна, бессильна и бессильна и, несомненно, скоро будет распущена. Когда государь несколько недель назад принял депутацию черносотенцев, он сказал одному из делегатов, заработавшему себе незавидную репутацию своим нескромным поведением в Думе: «Желаю, чтобы все депутаты в Думе были как ты.»
И опять-таки, едва правительство, принужденное настойчивыми требованиями наиболее интеллигентной части населения, решилось созвать Думу, как оно немедленно организовало менее интеллигентных (тех, кого мы называем хулиганами) и учредило «Союз русского народа», организация, созданная для борьбы против любого ограничения прав царя.
О деятельности «Союза русского народа» вы уже слышали по убийствам Герценштейна и др.; и вы услышите о других убийствах.
Эти факты дают право всякому непредубежденному человеку обвинить русское правительство в искусственном разжигании анархии для защиты своей позиции.
Психологическое воздействие этих погромов, спланированных правительством, должно воздействовать на чувствительный дух современной Европы и должно привести к деградации человечества. Вы слышали, что недавно пятерым попам, депутатам Думы, было приказано либо сложить с себя свои полномочия, либо выйти из партии, к которой они принадлежали.
Этот факт демонстрирует взгляды правительства на свободу личности. Нельзя говорить в одном духе о конституции и о военно-полевых судах, об особых законах, о пытках и о других многочисленных нарушениях закона, совершаемых самим правительством. Как можно примирить все эти вещи?
Нет, не будем говорить о конституции России. В этом отношении даже Персия, кажется, опередила Россию.
Я бы спросил тех англичан, которые выступают за этот союз: с кем вы хотите заключить союз? Есть две России. Один, император Николай, чиновничество и «Союз русского народа» — несколько десятков тысяч низших классов, руководимых злыми и безжалостными людьми; другой — около ста миллионов славян и около пятидесяти миллионов представителей других национальностей, составляющих Российскую империю. Вся эта масса единодушно ненавидит царя и всех, кто с ним, и тех, кто за него.