Максим горький отношение к революции: Максим Горький и революция. Тщательно забытое

Содержание

Отношение Максима Горького к революции

автор: Ekaterina 12.05.2017 4 Комментарии

 

Максим Горький приобщился к революционным идеям еще в 90-е годы 19 века. Долгие скитания по Руси в поисках работы, смысла существования, многочисленные знакомства и наблюдения за разными людьми, постоянные столкновения с мерзостями жизни приводят будущего писателя к мысли о том, что так жить нельзя.

Он начинает искать способ изменения жуткого человеческого существования и находит его в самом человеке. По Горькому, личность может жить иначе уже тогда, когда перестанет ощущать себя маленьким и ничтожным. Так появились в его раннем творчестве веселые и гордые люди.

Новое видение человека оказалось возможным потому, что писатель увидел перспективу изменения мира при помощи революционных идей и революционной деятельности. Горьковские гордые соколы, буревестники, Данко, Челкаш — это герои уже из нового авторского мироощущения, где человек осознает, что пришел в этот мир не для унижений, а чтобы украсить его собой.

Революция способствовала тому, что в сознании писателя намечалось необычное, еще невиданное в русской литературе понимание предназначения человека. Впоследствии он скажет о том, что стал марксистом, потому что «была так выдублена кожа».

Горькому революция мнилась актом, несущим свободу, демократию и счастье в России. Он разделил идею большевиков о том, что способностью совершить социальное переустройство страны наделен только пролетариат.

Октябрьская революция свершилась, а вместо ожидаемого восторга мы обнаруживаем у писателя неожиданное разочарование. В чем же причина? Дело в том, что Горький, приветствуя идею социальной революции, сомневался в том, что к 17-му году пролетариат, еще не развитый в России ни политически, ни экономически, способен был это событие совершить. Он боялся того, что неорганизованные, забитые нуждой и невежеством народные массы в процессе революции превратят этот акт в вакханалию, варварство.

После октября 1917-го Горький издает газету «Новая жизнь», просуществовала она чуть более года. Почти в каждом номере — горьковская статья. Почти в каждой статье — ужас писателя от тех наблюдений, которые он получает в жизни. В одной из них автор подписывает свой приговор революции: «это взрыв зоологических страстей».

В свершившихся событиях Горького отпугнул прежде всего разгул насилия. Во многих статьях звучат удивление и отчаяние от различных форм проявления насилия, прежде всего — от самосудов, когда толпа на улице могла расправиться с человеком. Горький недоволен и политикой правительства народных комиссаров, которое не могло навести порядок в стране. Он обращает внимание на лживость большевистской прессы, которая все отрицательное объявляла происками буржуазии, на растущие воровство, взяточничество, грабежи, на грубость представителей власти. И как итог, статья заканчивается общей горьковской оценкой революции: «это русский бунт».

Разочарование писателя в революции было столь велико, что он не смог оставаться в России. Отсюда возникла версия об обостренном процессе в легких. Сейчас выезд Горького в Италию оценивают однозначно как эмиграцию.

Сталинское правительство пыталось вернуть его в Россию. Это был комплекс мер, Горького «приручали» с помощью активного переименования городов, улиц, школ, колхозов в его честь. Писателя ограждали от негативной информации, печатая в единственном экземпляре «Правду», где сообщения о процессах над людьми заменялись информацией о ловле крабов. Этот напор, идущий сверху и поощряемый Сталиным, получил свое. Горький сначала приехал погостить, потом вернулся совсем. Вернувшись, пришел в восторг от сталинских задумок и преобразований, даже сравнивал его деятельность с реформами Петра I. Но это был уже совсем другой Горький, который, по мысли Г. Адамовича, к этому моменту пришел к краху своего духовного величия.

Отношение Горького к революции анализировала Антонова Елена (филолог)

Другие отзывы и рецензии на произведения из школьной программы смотрите ТУТ

Как Максим Горький относился к революции и почему считался её Буревестником

ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ, СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

Реклама.

ЛГ online

Писатели путешествуют

15.11.2022
Максим ЛАВРЕНТЬЕВ, Виктор ПЕЛЕНЯГРЭ и Андрей РУДАЛЕВ – о своих поездках под эгидой АСПИ.

Вспоминая Святогора

09.11.2022
В ЦДЛ прошел вечер памяти поэта и общественного деятеля, постоянного автора «ЛГ» Сергея СОКОЛКИНА.

«Жизнь такова, какова она есть, и больше – никакова!»

04.11.2022

Замечательный поэт Владимир КОСТРОВ глазами Владимира СПЕКТОРА.

ЛГ плюс

«Ртутный столб скончался от мороза…»

12.11.2022
Ефим ГАММЕР большинству читателей известен как прозаик и публицист, а он, оказывается, еще и поэт.

Звезда не падает дважды

05.11.2022
Поэзию Веры БАГРЕЦОВОЙ с полным правом можно отнести к «тихой лирике».

Кеды с белыми шнурками

30.10.2022
Стихам Ольги ШИЛОВОЙ порой присуща почти детская непосредственность.

Спецформат

О бремени страстей форума «Липки»

18.11.2022
Подведение итогов: Ксения ЖУКОВА о том, как прошел 22-й Форум молодых писателей.

Валентин Красногоров: «Почему люди пишут, объяснить невозможно…»

17.11.2022
Написавший свыше 80 пьес, более 1300 раз поставленных в России и за рубежом, он драматург особенный.

Русский Лес Михаила Лобанова

16.11.2022
К годовщине ухода незаурядного писателя. Материал Василия КИЛЯКОВА.

ОПРОСНИК

    1. Постоянно
    2. Иногда
    3. Никогда

Позиция

Памяти Нины Саницкой

14.11.2022
Нина Ивановна на войну ушла добровольцем. В мирное время работала в типографии «Гудок». Была членом МГО СП России.

Литературный ковчег

07.11.2022
Израильский писатель утверждает, что эмигранты не изменили ни русской культуре, ни языку.

Сим-салабим

02.11.2022
Хорошие стихи не каждый умеет писать, а спьяну мы все большие поэты, полагает Нат ВЕСЕНИН.

Политика / Настоящее прошлое / Эпоха и лица

Алексей Пешков. Фото конца XIX века

Теги: Максим Горький , революция , Россия , политика


Оценить:

Оценка: 7. 29 — Голосов: 35

 

12+





Новости

18.11.2022

К юбилею гения

В РГБ открылась выставка «Достоевский-200. Красота спасет мир. Плакаты молодых дизайнеров».
18.11.2022

Архитекторы, поэты, кулинары

Презентация книги «100 арт-манифестов: от футуристов до стакистов» пройдет в Центре Вознесенского.
17.11.2022

Счастливая кассета

«Литфонд» и «Полторы комнаты» Иосифа Бродского впервые проведут совместный аукцион.
17.11.2022

Для глухих и слабослышащих

В Московском доме Достоевского создали видеопутеводители для людей с ограниченными возможностями.
16.11.2022

«Гипертекст» объявил состав жюри

Приступило к работе жюри премии имени Александра Чаковского.

Все новости

Книга недели

Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Колумнисты ЛГ

Общество

Ломающий системы и носы

События и мнения

Почём нынче гонор

Недавно большой переполох устроила Польша, официально выдвинув к Германии требов…

События и мнения

Трамплин для Трампа?

Настал день исполнения российских надежд:8 ноября, промежуточные выборы в США.

Литература

«Индульгенция» на теме

Говорят, для детей надо писать так же хорошо, как для взрослых, только лучше.

События и мнения

Подсказки истории

Минувшая неделя отмечена двумя системными событиями: активным подключением прези…


Горький о демократии – семнадцать моментов советской истории

Максим Горький, К демократии. 20 ноября 1917 г.

 

Горький, давний друг и сторонник Ленина и других большевистских лидеров, обнаружил, что их отталкивает их частое обращение к насилию в отношениях с противником.

Он использовал свою «Новую жизнь», одну из немногих независимых газет, которые оставались открытыми, чтобы ругать революционеров за их тактику. Немногие противники были опаснее, потому что Горький говорил с большевистских принципов и с авторитетом великого писателя и революционера. Большевики закрыли его газету в 1918, и большую часть 1920-х годов Горький провел за границей.

Первоисточник: Новая жизнь, № 174, 20 ноября 1917 г.

Министры-социалисты, освобожденные Лениным и Троцким из Петропавловской крепости, отправились домой, оставив своих коллег… и других в руках людей, которые не имеют представления ни о свободе личности, ни о правах человека.

Ленин, Троцкий и их товарищи уже отравлены грязным ядом власти, о чем свидетельствует их позорное отношение к свободе слова, личности и совокупности тех прав, за торжество которых боролась демократия. .

Слепые фанатики и нечестные авантюристы бешено несутся якобы по дороге к «социальной революции»; на самом деле это путь к анархии, к гибели пролетариата и революции.

На этой дороге Ленин и его соратники считают возможным совершать всякого рода преступления, как… отмену свободы слова, бессмысленные аресты — все те мерзости, которые когда-то творили Плеве и Столыпин.

Конечно, Столыпин и Плеве пошли против демократии, против всего живого и приличного в России. За Лениным идет, однако, довольно значительная — пока — часть рабочих; но я думаю, что здравый смысл рабочего класса и сознание им своих исторических задач скоро откроют глаза пролетариату на полную невозможность осуществления ленинских обещаний, на всю глубину его безумия, на его нечаевско-бакунинское клеймо. анархизма.

Рабочий класс не может не понять, что Ленин только производит известный опыт над их кожей и над их кровью, что он стремится довести революционное настроение пролетариата до крайности и посмотреть, что из этого выйдет?

Он, конечно, не верит в возможность победы пролетариата в России при данных условиях, но, может быть, надеется на чудо.

Рабочий класс должен знать, что в реальной жизни чудес не бывает, что его ждут голод, полный развал в промышленности, нарушение транспорта, затянувшаяся кровавая анархия, за которой последует не менее кровавая и мрачная реакция.

Вот куда ведет пролетариат его нынешний вождь, и надо понимать, что Ленин не всесильный чародей, а хладнокровный обманщик, не щадящий ни чести, ни жизни пролетариата.

Рабочие не должны допустить, чтобы авантюристы и сумасшедшие наваливали на голову пролетариата позорные, бессмысленные и кровавые преступления, за которые поплатится не Ленин, а сам пролетариат.

Спрашиваю:

  • Помнит ли русская демократия идеи, за торжество которых она боролась против деспотизма монархии?
  • Считает ли она себя способной продолжать эту борьбу сейчас?
  • Помнит ли оно, что, когда романовские жандармы бросали своих идейных вождей в тюрьмы и каторжные лагеря, оно назвало этот метод борьбы подлым?
  • Чем отличается отношение Ленина к свободе слова от такого же отношения Столыпина, Плеве и других недочеловеков?
  • Разве ленинское правительство, как и правительство Романовых, не хватает и не тащит в тюрьмы всех, кто думает иначе?
  • Почему Бернацкий, Коновалов и другие члены коалиционного правительства сидят в крепости? Являются ли они в чем-то более преступными, чем их коллеги-социалисты, освобожденные Лениным?

Единственным честным ответом на эти вопросы должно быть немедленное требование освободить арестованных министров и других невиновных людей, а также восстановить свободу слова в полном объеме.

Тогда здравомыслящие элементы демократии должны сделать дальнейшие выводы, они должны решить: путь заговорщиков и анархистов нечаевского типа и их путь?

Источник: Максим Горький, Несвоевременные мысли: очерки о революции, культуре и большевиках, 1917–1918 (Нью-Йорк: П. С. Эрикссон, 1968), 85–87.

Англия и русская революция Максим Горький 1907

Англия и русская революция Максим Горький 1907

Максим Горький 1907

Англия и русская революция


Источник: Социал-демократ , Vol. XI № 7 июля 1907 г., стр. 420-424;
Расшифровка: Тед Кроуфорд.


В «Нации» появилось следующее письмо Максима Горького: —

Сэр, — Вы спрашиваете моего мнения о предполагаемом сердечном согласии с Россией и о желании русского правительства занять деньги в Англии; Вы также желаете знать, каково, по моему мнению, влияние такого согласия на цивилизацию в России.

Я хотел бы, чтобы вы рассмотрели эти вопросы с точки зрения людей, убежденных в том, что человеческий разум наконец восторжествует над животным инстинктом, еще слишком могущественным в современном европейском обществе. Эта точка зрения, конечно, не может быть чуждой и непонятной для Англии, нации древней цивилизации, и для англичан, столь гордых своей любовью к справедливости.

Представьте себе следующую ситуацию; У вас есть сосед, распорядитель крупного предприятия и глава большой семьи; но он дегенерат, эгоистичный, как животное, и в равной степени невежественный в самих принципах справедливости. Он неспособен к работе и руководствуется исключительно инстинктом самосохранения. Помимо этого инстинкта, у него нет ни цели, ни представления о долге. И вот, его бизнес в беспорядке и на грани банкротства, с каждым днем ​​он, кажется, приближается к разорению все ближе и ближе. Он тиран в своем доме, жестокий и чувственно больной человек, всеми ненавидимый и противный. Но вокруг него стоит толпа людей, духовно живых и жаждущих украсить жизнь своим творчеством, а он мешает им жить и своим слепым деспотизмом подавляет их законные желания. Неспособный к высоким целям, потерянный для всех человеческих чувств, он все еще силен физически. Знание о его приближающемся уничтожении не является для него секретом; напротив, оно вооружает его мужеством отчаяния. У него нет угрызений совести, и он дерется, как дикий зверь. Однако он уже проявляет признаки усталости, и конец, который он так заслужил, близок.

И вот! в этом кризисе человек обращается к вам с криком о помощи, Он надеется с вашей помощью внести некоторый порядок в свои дела и отсрочить час своей окончательной гибели. Он просит у вас денег и предлагает любые проценты, которые вы потребуете, хорошо зная, что не он будет призван заплатить долг.

Поможете ли вы такой одиозной личности, человеку, который сеет на земле жестокость и преступность; кто угнетает всех своей жестокостью, чье единственное желание состоит в том, чтобы продлить безответственное и гнусное существование?

Я не могу себе представить никаких обстоятельств, которые позволили бы вам поддерживать больного тирана, чтобы у него были дополнительные возможности для угнетения сотен, которые от него зависят. Лучшее, что вы можете сделать для такого человека, — это помочь ему добраться до Бедлама, и чем скорее, тем лучше. Оберегать общество от безумия его ненормальных членов — это, я так понимаю, ваша обязанность.

Русские цари, начиная с Павла и далее, были, я думаю, большими фанатиками власти, чем любые другие личности, которым «благодатью Божией» было предназначено управлять судьбами народов.

Замечу также, что уверенность царей в своем праве на престол пошатнулась. Как известно, Павел I, предок нынешних правителей России, убитый дворянами своего двора, был сыном неизвестного отца. Эта мысль мучила его всю жизнь и в конце концов довела до безумия. Этим же сомнением страдал и Александр I – имеет ли он право на свой престол или нет. У Николая I эта неуверенность нашла выражение в жестокости, с которой он подавлял всякое движение против самодержавия. Эти дети отца, убитого дворянами, не могли не бояться заговоров, и этот страх не мог не отражаться на их душевном состоянии. Колебания Александра II. между либерализмом и самодержавием я объясняю тем же сомнением в том, был ли он царем по праву, тем же страхом потерять корону, который преследовал его отца. Александр II. ослабил свою власть, введя сельское и городское самоуправление; но едва он сделал этот шаг, как снова начал укреплять его, так испугался он своего поступка.

Александр III. был ограниченным существом, но по-своему разумным дегенератом, понимающим стоящую перед ним задачу. В течение всего своего царствования он укрепил самодержавную власть, но не понял того, что эта форма правления отжила свое, что такая форма есть помеха прогрессу и вредна для русского народа. Что такое годы его правления, как не действия маньяка власти против права и закона и всего того, что мы называем цивилизацией?

А Николай II, который рабски следует жесткой, глупой и пагубной политике своего отца, является личностью с явными признаками жестокости. Это видно из его заявлений о многочисленных убийствах во время его царствования. Истеричный и немощный, его царствование началось с катастрофы на Чодинском поле; это продолжилось инцидентами 9 января, с Московским восстанием, с военно-полевыми судами и с бесчисленным множеством других актов, противоречащих цивилизации, которые унизили общество и уничтожили тысячи русских.

Особое внимание обращаю на личную психологию последних Романовых, потому что, по моему мнению, она играет весьма заметную роль в русской истории. Только так можно объяснить жестокое упрямство Николая II и его борьбу за власть. И состязание навеки толкает его обратно к ретроградному консерватизму, несмотря на очевидную необходимость политической свободы, народного просвещения на широкой и интеллигентной основе, столь важного для духовного и экономического прогресса России.

Положение в России сегодня таково: Твой будущий союзник, о! вы, англичане, вы, так гордящиеся своей древней цивилизацией, с головы до ног облиты кровью русского народа, Он изо всех сил и без разбора борется за достижение полной самодержавной власти и за поддержание формы правительства, которое явно устарело. Духовный и экономический прогресс в стране остановился. Самодержавная форма правления полезна и удобна царю только потому, что дает ему неограниченную власть, а бюрократии потому, что позволяет им грабить без ограничений и бесконтрольно.

У людей очень мало образования, но они начинают понимать ценность знаний и жадничают до них. Люди борются за свободу учиться; царя за свободу править, а бюрократию за свободу воровать. Измученные, старые и больные борются с молодыми, которые обещают вложить все свои силы в мирную сокровищницу ума и духа. Борьба имеет общеевропейское значение. Если правительство временно победит, у ваших дверей будет существовать очаг, вокруг которого соберутся всевозможные катастрофы, нравственное влияние которых, несомненно, будет пагубно для развития цивилизации в Европе.

британца! у вас есть выбор сделать. Поддержите ли вы тирана с его сателлитами и их антицивилизационными планами или поддержите растущую молодую демократию, способную к жизни и богатую силой своего духа?

Борьба, несомненно, продлится долго и кончится либо образованием великой русской демократии, либо полным разорением России как политического образования. Я, конечно, знаю, что дело народа не будет поддержано; такого, кажется, еще не было в истории и вряд ли произойдет. Действительно, правительства помогают друг другу держать людей в подчинении.

Не простерла ли даже Франция, недавно вышедшая из гигантской борьбы с самодержавием, в лице своих банкиров — своих господ, на помощь русскому царю; и не способствует ли она тем самым варварству, а не цивилизации? Это один из тех поступков, которые история наверняка осудит. И весьма вероятно, что и вы, англичане, пожертвуете деньги на содержание царя и таким образом поддержите руку тирании.

Но в конце концов право восторжествует. Я сам верю в победу справедливости; Я верю в силу русского народа; и Россия, я думаю, либо станет лучшей демократией в Европе, либо рассыплется и рассыплется, как несчастная Польша.

Но я слышу, как вы восклицаете: «У вас есть ваша Дума; у вас есть конституция, и теперь, безусловно, можно добиться своих целей законными средствами».

Мне кажется, вряд ли стоит об этом серьезно говорить. Во-первых, Дума увечна, бессильна и бессильна и, несомненно, скоро будет распущена. Когда государь несколько недель назад принял депутацию черносотенцев, он сказал одному из делегатов, заработавшему себе незавидную репутацию своим нескромным поведением в Думе: «Желаю, чтобы все депутаты в Думе были как ты.»

И опять-таки, едва правительство, принужденное настойчивыми требованиями наиболее интеллигентной части населения, решилось созвать Думу, как оно немедленно организовало менее интеллигентных (тех, кого мы называем хулиганами) и учредило «Союз русского народа», организация, созданная для борьбы против любого ограничения прав царя.

О деятельности «Союза русского народа» вы уже слышали по убийствам Герценштейна и др.; и вы услышите о других убийствах.

Эти факты дают право всякому непредубежденному человеку обвинить русское правительство в искусственном разжигании анархии для защиты своей позиции.

Психологическое воздействие этих погромов, спланированных правительством, должно воздействовать на чувствительный дух современной Европы и должно привести к деградации человечества. Вы слышали, что недавно пятерым попам, депутатам Думы, было приказано либо сложить с себя свои полномочия, либо выйти из партии, к которой они принадлежали.

Этот факт демонстрирует взгляды правительства на свободу личности. Нельзя говорить в одном духе о конституции и о военно-полевых судах, об особых законах, о пытках и о других многочисленных нарушениях закона, совершаемых самим правительством. Как можно примирить все эти вещи?

Нет, не будем говорить о конституции России. В этом отношении даже Персия, кажется, опередила Россию.

Я бы спросил тех англичан, которые выступают за этот союз: с кем вы хотите заключить союз? Есть две России. Один, император Николай, чиновничество и «Союз русского народа» — несколько десятков тысяч низших классов, руководимых злыми и безжалостными людьми; другой — около ста миллионов славян и около пятидесяти миллионов представителей других национальностей, составляющих Российскую империю. Вся эта масса единодушно ненавидит царя и всех, кто с ним, и тех, кто за него.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *