Максим горький на дне краткое содержание по главам: «На дне» краткое содержание пьесы Горького для 11 класса – читать пересказ онлайн

«На дне» — краткое содержание пьесы М. Горького


Здесь даны основные сведения о пьесе М. Горького «На дне», представлено её краткое содержание для читательского дневника и пересказ, который можно читать по актам. Также дана краткая характеристика главных героев и других персонажей. В конце статьи указаны темы и основная мысль (идея) этой пьесы.

Содержание

Краткие сведения о произведении

Пьесу «На дне» Максим Горький написал в 1901–1902 годах. В ней изображена безысходная жизнь обитателей ночлежного дома для бедных. Автор поставил вопрос: можно ли остаться человеком, опустившись на самое «дно» жизни. Пьеса состоит из 4 актов.

Главные герои пьесы
  • Актёр — безвольный пьяница.
  • Сатин — картёжник, шулер, одарённый и умный человек, воспринимает жизнь как игру.
  • Барон — безвольный человек, дворянин, промотавший состояние.
  • Клещ Андрей Митрич — слесарь, надеется начать нормальную трудовую жизнь.
  • Анна — его жена, очень больна.
  • Настя — падшая женщина, мечтает о романтической любви.
  • Квашня — торговка пельменями на рынке.
  • Бубнов — картузник. Живёт в ночлежке в долг.
  • Васька Пепел — вор. Ему с детства пророчили, что будет вором, как его отец.
  • Лука — странник, философ из народа, довольно тонкий психолог. Ему интересна жизнь и люди. Он даёт жителям ночлежки надежды на изменение их жизни к лучшему, утешает их.
  • Костылев Михаил Иванович — содержатель ночлежки. Лицемерный, трусливый, жадный. С женой обращается грубо, её сестру попрекает куском хлеба. Скупает краденое.
  • Василиса Карповна — его жена, злая, порочная женщина.
  • Наташа — её сестра, добрая девушка.
  • Абрам Медведев — полицейский, дядя Василисы и Натальи. Глупый и строгий человек.

Другие персонажи
  • Кривой Зоб — крючник.
  • Татарин — крючник.
  • Алёшка — сапожник, молодой озорной парень.

Очень краткое содержание для читательского дневника

Действие происходит в ночлежке, которой владеет Костылев. Её обитатели — люди с самого дна социального общества: чернорабочие, бедняки, проститутки, воры. Некоторые из них пытаются выбраться, а другие уже не верят, что смогут жить другой жизнью. И постояльцы, и хозяева постоянно ссорятся.

Жена хозяина, Василиса, подговаривает своего любовника, Ваську Пепла, убить мужа. Тот влюблён в Наталью, сестру Василисы.

Сатин, Актёр и Барон — совершенно опустившиеся личности, а слесарь Клещ ждёт смерти больной жены, надеясь выбраться со «дна».

Однажды в ночлежке появился странник Лука. Он жалеет этих людей, а Пеплу предлагает уйти отсюда вместе с Натальей, чтобы начать честную жизнь.

Василиса избила сестру, к которой ревновала Пепла, всё заканчивается общей дракой. Пепел случайно убил Костылева, и его арестовали.

После драки Лука исчез. Жена Клеща умерла, и тот не имеет денег даже на похороны.

Актёр, которому Лука обещал дать адрес клиники, где его вылечат от алкоголизма, повесился.

Краткий пересказ по актам (более подробный, чем краткое содержание)

Акт 1

Действие происходит в подвале, который является ночлежкой.

Квашня рассказывает, что её зовет Абрам замуж, но она не пойдёт, так как сама себе хозяйка, свободная женщина.

Барон смеётся над Настей, что она читает книжку «Роковая любовь».

Сатин говорит, что любит разные непонятные слова и что раньше был образованным человеком, мальчишкой служил на телеграфе и много читал книг.

Бубнов рассказывает, что был скорняком, имел своё заведение.

Входит хозяин ночлежки, Костылев, и спрашивает у Клеща, который подпиливает ключи, была ли здесь жена. Тот ответил, что не видел. Хозяин сказал, что будет брать с него на 2 рубля больше, так как он занимает не только кровать, но и место, где слесарит.

Костылев стучит в комнату Пепла, и когда тот открыл дверь, заглядывает туда, проверяя, нет ли там жены. Из их разговора понятно, что Костылев покупает у Пепла ворованные вещи.

Актёр просит у Пепла двугривенный, тот даёт.

Клещ говорит Пеплу, что с малых лет работает, что презирает Актёра и Сатина, которые не работают. Он мечтает вырваться отсюда, когда умрёт больная жена.

Входят Наташа и Лука с котомкой за плечами. Наташа сказала, что это новый постоялец, и ушла. Пепел говорит, что жалеет Наташу, плохо ей тут. Послушав разговоры обитателей ночлежки, Лука сказал, что житьё у них несладкое. Барон спросил, кто он такой, Лука ответил, что странник.

Входит с гармонией в руках подвыпивший Алёшка и начинает куражиться. Приходит Василиса и выгоняет его. Общается она с постояльцами грубо, заглядывает в комнату Пепла, но его там нет. Спрашивает, была ли тут Наталья, и от Бубнова узнав, что была и говорила с Клещом. Василиса быстро ушла.

Лука спросил, всегда ли она такая. Бубнов ответил, что всегда, а сейчас разозлилась, что пришла к любовнику, а его нет.

Входит полицейский участка Абрам Медведев, спрашивает Луку кто он такой. Квашня сказала Бубнову, что Абрам опять уговаривал её венчаться.

В сенях слышатся крики, Костылев зовёт Медведева, крикнув, что Василиса убивает Наташу.

Акт 2

Больная жена Клеща Анна жалуется Луке, что всю жизнь терпит побои и голод. Лука утешает её, говорит, что она отдохнёт на том свете.

Актёр сообщает Луке, что раньше с большим успехом читал стихи, а сейчас память от водки стала плохая. Лука советует ему лечиться от пьянства в специальной лечебнице. Актёр спросил, где она, и Лука сказал, что когда вспомнит в каком городе, скажет. Посоветовал пока готовиться к лечению, не пить водки. Актёр мечтает вылечиться и начать новую жизнь.

Пеплу Лука посоветовал уехать в Сибирь, чтобы найти там свой путь в жизни, начать трудиться.

Василиса подговаривает Пепла убить её мужа, а за это она обещает сосватать ему Наташу и дать 300 целковых.

Приходит Костылев, ругает Василису и прогоняет её домой. У Костылева и Пепла вспыхивает ссора. Пепел хватает Костылева за шиворот, но тут на печи завозился Лука. Пепел выпустил Костылева, и тот убежал.

Лука сказал, что стал возиться на печи, чтобы Пепел не придушил старичка, и что Василиса мужа сама со свету сживёт. Он советует Пеплу уйти отсюда с Наташей или же одному.

Лука увидел, что Анна умерла. Он и Пепел пошли сказать об этом.

Входит Актёр, затем Наташа. Актёр пьян, читает стихи и говорит, что весной пойдёт искать город, где лечебница для алкоголиков.

Вошли Лука, Клещ, Кривой Зоб и Татарин. Татарин и Кривой Зоб посоветовали клещу обратиться в полицию, чтобы там не подумали, что он убил жену. Клещ сокрушается, что у него на похороны только 40 копеек. Кривой Зоб сказал, что они соберут деньги

Акт 3

Во дворе ночлежки Настя рассказывает Наташе историю якобы своей любви, на самом деле пересказывает книжку про любовь. Барон и Бубнов смеются над ней, а она уверяет, что у неё была настоящая любовь. Лука её успокаивает, говорит, что если она верит, что была у неё настоящая любовь, значит, была.

Пепел предлагает Наташе ехать с ним в Сибирь, уверяет, что бросит воровство, потому что хочет сам себя уважать. Лука советует Наташе идти замуж за Пепла, но она говорит, что не верит никому, и идти ей некуда.

Вошли Актёр и Сатин. Актёр похвастался, что сегодня не пил водки и мёл улицу.

Из окна Костылевых слышится крик Наташи, что её убивают. Сатин и Лука идут туда.

Квашня и Настя привели под руки Наташу (ей сестра с мужем на ноги опрокинули кипящий самовар). Василиса пытается её ещё бить, но Сатин не даёт и зовёт Пепла.

Прибегает Пепел. Костылев кричит Медведеву, чтобы хватал его. Пепел бьёт Костылева, тот падает.

Василиса кричит, что Пепел убил её мужа. Сатин уверяет, что за убийство в драке много не дадут, и чтобы Пепел звал его в свидетели.

Пепел сказал, что ему оправдываться не надо, что он хочет подвести под суд Василису, так как она уговаривала его убить мужа.

Наташа говорит, что всё поняла — Пепел с Василисой всё подстроили, они любовники, а Костылев и Наташа мешали им.

Пепел в растерянности, а Наташа проклинает его и сестру и почти в беспамятстве кричит, чтобы их судили и взяли в тюрьму и её.

Акт 4

В ночлежке нет уже комнаты Пепла — переборки сломаны.

Постояльцы беседуют о Луке, исчезнувшем во время суматохи. Говорят, что он жалостливый, не обижал людей.

Барон убеждён, что Лука — шарлатан, а Клещ сказал, что странник не любил правды.

Сатин говорит, что Лука — не шарлатан, что он врал из жалости. Сатин убеждён, что утешительная ложь нужна слабым душой людям и тем, кто притесняет людей. Первых она поддерживает, а вторые прикрываются ею. «Ложь — религия рабов и хозяев… Правда — бог свободного человека!» — восклицает Сатин.

Настя говорит, что Наташа пропала из больницы.

Сатин продолжает рассуждать и говорит, что человека не нужно унижать жалостью, а надо уважать.

Актёр попросил молящегося Татарина помолиться за него, выпил водки и быстро вышел в сени, крикнув: «Ушёл!»

Приходят Медведев и Бубнов с водкой, Бубнов зовёт всех петь. Зоб запевает песню про тюрьму. Входит Барон и кричит, что на пустыре Актёр удавился. Сатин негромко говорит: «Эх… испортил песню… дур-рак!»

Заключение к краткому пересказу

В пьесе М. Горького «На дне» раскрыты темы:

  • трагедия отверженных людей;
  • смысл жизни;
  • правда и ложь;
  • надежды и мечты.

Основная мысль (идея) пьесы: тем, кто оказался «на дне», нужна не жалость и утешение, а реальная помощь. Но она будет действенна, только если человек сам захочет вернуться к нормальной жизни.

Краткое содержание пьесы может пригодиться для заполнения читательского дневника, а краткий пересказ по актам — для подготовки к уроку литературы.

Учительница Косточка задаёт прочитать:

Сочинение «Образы ночлежников в пьесе А. М. Горького «На дне»


Главные герои пьесы

  • Актёр — безвольный пьяница.
  • Сатин — картёжник, шулер, одарённый и умный человек, воспринимает жизнь как игру.
  • Барон — безвольный человек, дворянин, промотавший состояние.
  • Клещ Андрей Митрич — слесарь, надеется начать нормальную трудовую жизнь.
  • Анна — его жена, очень больна.
  • Настя — падшая женщина, мечтает о романтической любви.
  • Квашня — торговка пельменями на рынке.
  • Бубнов — картузник. Живёт в ночлежке в долг.
  • Васька Пепел — вор. Ему с детства пророчили, что будет вором, как его отец.
  • Лука — странник, философ из народа, довольно тонкий психолог. Ему интересна жизнь и люди. Он даёт жителям ночлежки надежды на изменение их жизни к лучшему, утешает их.
  • Костылев Михаил Иванович — содержатель ночлежки. Лицемерный, трусливый, жадный. С женой обращается грубо, её сестру попрекает куском хлеба. Скупает краденое.
  • Василиса Карповна — его жена, злая, порочная женщина.
  • Наташа — её сестра, добрая девушка.
  • Абрам Медведев — полицейский, дядя Василисы и Натальи. Глупый и строгий человек.

Очень краткое содержание для читательского дневника

Действие происходит в ночлежке, которой владеет Костылев. Её обитатели — люди с самого дна социального общества: чернорабочие, бедняки, проститутки, воры. Некоторые из них пытаются выбраться, а другие уже не верят, что смогут жить другой жизнью. И постояльцы, и хозяева постоянно ссорятся.

Жена хозяина, Василиса, подговаривает своего любовника, Ваську Пепла, убить мужа. Тот влюблён в Наталью, сестру Василисы.

Сатин, Актёр и Барон — совершенно опустившиеся личности, а слесарь Клещ ждёт смерти больной жены, надеясь выбраться со «дна».

Однажды в ночлежке появился странник Лука. Он жалеет этих людей, а Пеплу предлагает уйти отсюда вместе с Натальей, чтобы начать честную жизнь.

Василиса избила сестру, к которой ревновала Пепла, всё заканчивается общей дракой. Пепел случайно убил Костылева, и его арестовали.

После драки Лука исчез. Жена Клеща умерла, и тот не имеет денег даже на похороны.

Актёр, которому Лука обещал дать адрес клиники, где его вылечат от алкоголизма, повесился.

Кого винят обитатели ночлежки?

Практически все герои пьесы «На дне» склонны винить в теперешней ситуации не себя, а жизненные обстоятельства. Возможно, если бы они сложились иначе, ничего существенно бы не изменилось, и все равно ночлежников постигла бы эта же участь. Фраза, которую произнес Бубнов, подтверждает это. Он признался, что на самом деле пропил мастерскую.

Видимо, причиной падения всех этих людей является отсутствие у них нравственного стержня, который составляет личность человека. Можно привести слова Актера в качестве примера: «А почему погиб? Веры у меня не было…»

Краткий пересказ по актам (более подробный, чем краткое содержание)

Акт 1

Действие происходит в подвале, который является ночлежкой.

Квашня рассказывает, что её зовет Абрам замуж, но она не пойдёт, так как сама себе хозяйка, свободная женщина.

Барон смеётся над Настей, что она читает книжку «Роковая любовь».

Сатин говорит, что любит разные непонятные слова и что раньше был образованным человеком, мальчишкой служил на телеграфе и много читал книг.

Бубнов рассказывает, что был скорняком, имел своё заведение.

Входит хозяин ночлежки, Костылев, и спрашивает у Клеща, который подпиливает ключи, была ли здесь жена. Тот ответил, что не видел. Хозяин сказал, что будет брать с него на 2 рубля больше, так как он занимает не только кровать, но и место, где слесарит.

Костылев стучит в комнату Пепла, и когда тот открыл дверь, заглядывает туда, проверяя, нет ли там жены. Из их разговора понятно, что Костылев покупает у Пепла ворованные вещи.

Актёр просит у Пепла двугривенный, тот даёт.

Клещ говорит Пеплу, что с малых лет работает, что презирает Актёра и Сатина, которые не работают. Он мечтает вырваться отсюда, когда умрёт больная жена.

Входят Наташа и Лука с котомкой за плечами. Наташа сказала, что это новый постоялец, и ушла. Пепел говорит, что жалеет Наташу, плохо ей тут. Послушав разговоры обитателей ночлежки, Лука сказал, что житьё у них несладкое. Барон спросил, кто он такой, Лука ответил, что странник.

Входит с гармонией в руках подвыпивший Алёшка и начинает куражиться. Приходит Василиса и выгоняет его. Общается она с постояльцами грубо, заглядывает в комнату Пепла, но его там нет. Спрашивает, была ли тут Наталья, и от Бубнова узнав, что была и говорила с Клещом. Василиса быстро ушла.

Лука спросил, всегда ли она такая. Бубнов ответил, что всегда, а сейчас разозлилась, что пришла к любовнику, а его нет.

Входит полицейский участка Абрам Медведев, спрашивает Луку кто он такой. Квашня сказала Бубнову, что Абрам опять уговаривал её венчаться.

В сенях слышатся крики, Костылев зовёт Медведева, крикнув, что Василиса убивает Наташу.

Акт 2

Больная жена Клеща Анна жалуется Луке, что всю жизнь терпит побои и голод. Лука утешает её, говорит, что она отдохнёт на том свете.

Актёр сообщает Луке, что раньше с большим успехом читал стихи, а сейчас память от водки стала плохая. Лука советует ему лечиться от пьянства в специальной лечебнице. Актёр спросил, где она, и Лука сказал, что когда вспомнит в каком городе, скажет. Посоветовал пока готовиться к лечению, не пить водки. Актёр мечтает вылечиться и начать новую жизнь.

Пеплу Лука посоветовал уехать в Сибирь, чтобы найти там свой путь в жизни, начать трудиться.

Василиса подговаривает Пепла убить её мужа, а за это она обещает сосватать ему Наташу и дать 300 целковых.

Приходит Костылев, ругает Василису и прогоняет её домой. У Костылева и Пепла вспыхивает ссора. Пепел хватает Костылева за шиворот, но тут на печи завозился Лука. Пепел выпустил Костылева, и тот убежал.

Лука сказал, что стал возиться на печи, чтобы Пепел не придушил старичка, и что Василиса мужа сама со свету сживёт. Он советует Пеплу уйти отсюда с Наташей или же одному.

Лука увидел, что Анна умерла. Он и Пепел пошли сказать об этом.

Входит Актёр, затем Наташа. Актёр пьян, читает стихи и говорит, что весной пойдёт искать город, где лечебница для алкоголиков.

Вошли Лука, Клещ, Кривой Зоб и Татарин. Татарин и Кривой Зоб посоветовали клещу обратиться в полицию, чтобы там не подумали, что он убил жену. Клещ сокрушается, что у него на похороны только 40 копеек. Кривой Зоб сказал, что они соберут деньги

Акт 3

Во дворе ночлежки Настя рассказывает Наташе историю якобы своей любви, на самом деле пересказывает книжку про любовь. Барон и Бубнов смеются над ней, а она уверяет, что у неё была настоящая любовь. Лука её успокаивает, говорит, что если она верит, что была у неё настоящая любовь, значит, была.

Пепел предлагает Наташе ехать с ним в Сибирь, уверяет, что бросит воровство, потому что хочет сам себя уважать. Лука советует Наташе идти замуж за Пепла, но она говорит, что не верит никому, и идти ей некуда.

Вошли Актёр и Сатин. Актёр похвастался, что сегодня не пил водки и мёл улицу.

Из окна Костылевых слышится крик Наташи, что её убивают. Сатин и Лука идут туда.

Квашня и Настя привели под руки Наташу (ей сестра с мужем на ноги опрокинули кипящий самовар). Василиса пытается её ещё бить, но Сатин не даёт и зовёт Пепла.

Прибегает Пепел. Костылев кричит Медведеву, чтобы хватал его. Пепел бьёт Костылева, тот падает.

Василиса кричит, что Пепел убил её мужа. Сатин уверяет, что за убийство в драке много не дадут, и чтобы Пепел звал его в свидетели.

Пепел сказал, что ему оправдываться не надо, что он хочет подвести под суд Василису, так как она уговаривала его убить мужа.

Наташа говорит, что всё поняла — Пепел с Василисой всё подстроили, они любовники, а Костылев и Наташа мешали им.

Пепел в растерянности, а Наташа проклинает его и сестру и почти в беспамятстве кричит, чтобы их судили и взяли в тюрьму и её.

Акт 4

В ночлежке нет уже комнаты Пепла — переборки сломаны.

Постояльцы беседуют о Луке, исчезнувшем во время суматохи. Говорят, что он жалостливый, не обижал людей.

Барон убеждён, что Лука — шарлатан, а Клещ сказал, что странник не любил правды.

Сатин говорит, что Лука — не шарлатан, что он врал из жалости. Сатин убеждён, что утешительная ложь нужна слабым душой людям и тем, кто притесняет людей. Первых она поддерживает, а вторые прикрываются ею. «Ложь — религия рабов и хозяев… Правда — бог свободного человека!» — восклицает Сатин.

Настя говорит, что Наташа пропала из больницы.

Сатин продолжает рассуждать и говорит, что человека не нужно унижать жалостью, а надо уважать.

Актёр попросил молящегося Татарина помолиться за него, выпил водки и быстро вышел в сени, крикнув: «Ушёл!»

Приходят Медведев и Бубнов с водкой, Бубнов зовёт всех петь. Зоб запевает песню про тюрьму. Входит Барон и кричит, что на пустыре Актёр удавился. Сатин негромко говорит: «Эх… испортил песню… дур-рак!»

  • Автор: М. Горький
  • Произведение: На дне
  • Это сочинение списано 29 643 раз

Чеховская традиция в драматургии Горького. Оригинально сказал Горький о новаторстве Чехова, который «убивал реализм» (традиционной драмы), поднимая образы до «одухотворенного символа». Так был определен отход автора «Чайки» от острого столкновения характеров, от напряженной фабулы. Вслед за Чеховым Горький стремился передать неторопливый темп повседневной, «бессобытийной» жизни и выделить в ней «подводное течение» внутренних побуждений героев. Только смысл этого «течения» Горький понимал, естественно, по-своему. У Чехова — пьесы утонченных настроений, переживаний. У Горького — столкновение неоднородных мироощущений, то самое «брожение» мысли, которое наблюдал Горький в реальности. Одна за другой появляются его драмы, многие из них показательно названы «сценами»: «Мещане» (1901), «На дне» (1902), «Дачники» (1904), «Дети солнца» (1905), «Варвары» (1905).

«На дне» как социально-философская драма

Из цикла этих произведений глубиной мысли и совершенством построения выделяется «На дне». Поставленная Художественным театром, прошедшая с редким успехом, пьеса поразила «несценическим материалом» — из жизни босяков, шулеров, проституток — и своей, несмотря на это, философской насыщенностью. «Преодолеть» мрачный колорит, устрашающий быт помог особый авторский подход к обитателям темной, грязной ночлежки.

Окончательное свое название пьеса получила на театральной афише, после того как Горький перебрал другие: «Без солнца», «Ночлежка», «Дно», «На дне жизни». В отличие от первоначальных, оттеняющих трагичное положение босяков, последнее явно обладало многозначностью, воспринималось широко: «на дне» не только жизни, а в первую очередь людской души.

Бубнов говорит о себе и своих сожителях: «…все слиняло, один голый человек остался». Из-за «облииялости», утраты прежнего положения герои драмы действительно обходят частности и тяготеют к каким-то общечеловеческим понятиям. В таком варианте зримо проступает внутреннее состояние личности. «Темное царство» позволило выделить незаметный при нормальных условиях горький смысл сущего.

Атмосфера духовного разобщения людей. Роль полилога1.

Свойственная всей литературе начала XX в. болезненная реакция на разобщенный, стихийный мир в драме Горького приобрела редкие масштабы и убедительность воплощения. Автор передал устойчивость и предельность взаимоотчуждения постояльцев Костылева в оригинальной форме «полилога». В I акте говорят все персонажи, но каждый, почти не слушая других, — о своем. Автором подчеркнута непрерывность подобного «общения». Квашня (с ее реплики начинается пьеса) продолжает начатый за сценой спор с Клешем. Анна просит прекратить то, что длится «каждый божий день». Бубнов обрывает Сатина: «Слыхал сто раз».

1Полилог — форма речевой организации в драме: в противовес диалогу и монологу полилог — совмещение реплик всех участников сцены.

В потоке отрывочных реплик и перебранки оттеняются слова, имеющие символическое звучание. Бубнов дважды повторяет (занимаясь скорняжным делом): «А ниточки-то гнилые…» Настя характеризует отношения Василисы и Костылева: «Привяжи всякого живого человека к такому мужу…» Бубнов замечает о положении самой Насти: «Ты везде лишняя». Сказанные по конкретному поводу фразы раскрывают «подтекстовой» смысл: мнимость связей, лишность несчастных.

Своеобразие внутреннего развития пьесы

Обстановка изменяется с появлением Луки. Именно с его помощью оживают в тайниках души ночлежников иллюзорные мечты и надежды. II и III акты драмы позволяют увидеть в «голом человеке» влечение к иной жизни. Но, основанное на ложных представлениях, оно венчается лишь несчастиями.

Роль Луки в таком исходе очень значительна. Умный, знающий старик равнодушно смотрит на свое реальное окружение, считает, что «для лучшего люди живут… По сто лет, а может быть, и больше — для лучшего человека живут». Поэтому заблуждения Пепла, Наташи, Насти, Актера его не трогают. Тем не менее Горький вовсе не ограничил происходящее влиянием Луки.

Писатель, не менее чем человеческое разобщение, не приемлет наивную веру в чудо. Именно чудесное мнится Пеплу и Наташе в некоей «праведной земле» Сибири; актеру — в мраморной лечебнице; Клещу — в честном труде; Насте — в любовном счастье. Речи Луки потому и подействовали, что упали на плодотворную почву тайно взлелеянных иллюзий.

Атмосфера II и III актов другая но сравнению с I. Возникает сквозной мотив ухода обитателей ночлежки в какой-то неведомый мир, настроение волнующего ожидания, нетерпения. Лука советует Пеплу: «…отсюда — шагом марш! — уходи! Прочь уходи…» Актер говорит Наташе: «Я — уезжаю, ухожу… <�…> Ты — тоже уходи…» Пепел уговаривает Наташу: «…в Сибирь-то по своей воле надо идти… Едем туда, ну?» Но тут же звучат иные, горькие слова безысходности. Наташа: «Идти некуда». Бубнов когда-то «вовремя спохватился» — ушел от преступления и навечно остался в кругу пропойц и шулеров. Сатин, вспоминая свое прошлое, сурово утверждает: «После тюрьмы нету хода». А Клеит с болью признается: «Нет пристанища <�…> …ничего нет». В этих репликах обитателей ночлежки ощущается обманчивое освобождение от обстоятельств. Горьковские босяки в силу своей отверженности переживают эту вечную для человека драму с редкой обнаженностью.

Круг существования будто замкнулся: от равнодушия — к недостижимой мечте, от нее — к реальным потрясениям или гибели. Между тем именно в этом состоянии героев драматург находит источник их душевного перелома.

Значение IV акта

В IV акте — прежняя обстановка. И все-таки происходит нечто совершенно новое — начинается брожение ранее сонной мысли босяков. Настя и Актер впервые гневно обличают своих тупых однокашников. Татарин высказывает прежде чуждое ему убеждение: нужно дать душе «закон новый». Клещ неожиданно спокойно пытается распознать правду. Но главное выражают те, кто давно никому и ни во что не верит.

Барон, признавшись, что «никогда и ничего не понимал», раздумчиво замечает: «…ведь зачем-нибудь я родился…» Это недоумение связывает всех. А предельно усиливает вопрос «Зачем родился?» Сатин. Умный, дерзкий, он верно расценивает босяков: «тупы, как кирпичи», «скоты», ничего не знающие и не желающие знать. Потому Сатин (он «добр, когда пьян») и пытается защитить достоинство людей, открыть их возможности: «Все — в человеке, все для человека». Рассуждения Сатина вряд ли повторятся, жизнь несчастных не изменится (автор далек от любого приукрашивания). Но полет мысли Сатина завораживает слушателей. Впервые они вдруг чувствуют себя малой частицей большого мира. Актер потому и не выдерживает своей обреченности. обрывая жизнь.

Странное, до конца не осознанное сближение «горькой братии» приобретает новый оттенок с приходом Бубнова. «Где народ?» — кричит он и предлагает «петь… всю ночь», «отрыдать» свою судьбу. Вот почему на известие о самоубийстве Актера Сатин откликается резко: «Эх… испортил песню… дурак».

Философский подтекст пьесы

Пьеса Горького социально-философского жанра и при своей жизненной конкретности была устремлена, несомненно, к общечеловеческим понятиям: отчуждения и возможных контактов людей, мнимого и реального преоделении унизительного положения, иллюзий и активной мысли, сна и пробуждения души. Персонажи «На дне» лишь интуитивно прикоснулись к истине, не изжив ощущения безысходности. Такая психологическая коллизия укрупнила философское звучание драмы, раскрывшей общезначимость (даже для отверженных) и труднодостижимость подлинных духовных ценностей. Сочетание вечного и мгновенного, устойчивости и одновременно шаткости привычных представлений, малого сценического пространства (грязная ночлежка) и раздумий о большом мире человечества позволило писателю в бытовой ситуации воплотить сложные жизненные проблемы.

Посмотрите эти сочинения

  • «На дне» социально-философская драма (сочинение) В начале 900-х г.г. ведущей в творчестве Горького стала драматургия: одна за другой были созданы пьесы “Мещане” (1901), “На дне” (1902), “Дачники” (1904), “Дети солнца” (1905), “Варвары” (1905), “Враги” (1906). Социально-философская драма “На дне” задумана Горьким еще в 1900 г., впервые опубликована в Мюнхене в 1902г., а 10 января 1903 г. состоялась премьера пьесы в Берлине. Спектакль был сыгран 300 раз подряд, а весной 1905 года отмечалось 500-е представление пьесы. В России “На дне” вышла в издательстве […]
  • «Три правды» в пьесе Горького «На дне» (сочинение) В интервью о пьесе «На дне» в 1903 году М. Горький так определил смысл ее: «Основной вопрос, который я хотел поставить, это — что лучше, истина или сострадание? Что нужнее? Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью?» Это вопрос не субъективный, а общефилософский. В начале ХХ века спор об истине и утешительных иллюзиях был связан с практическими поисками выхода для обездоленной, угнетенной части общества. В пьесе этот спор приобретает особый накал, так как речь идет о судьбах людей, […]
  • Новаторство горького-драматурга в пьесе «На дне» Драма открывается экспозицией, в которой уже представлены основные персонажи, сформулированы основные темы, поставлены многие проблемы. Появление в ночлежке Луки является завязкой пьесы. С этого момента начинается проверка различных жизненных философий и устремлений. Рассказы Луки о «праведной земле» кульминация, а начало развязки — убийство Костылева. Композиция пьесы строго подчинена ее идейно-тематическому содержанию. Основой сюжетного движения становится проверка жизненной практикой философии […]
  • Понимание добра и правды в пьесе «На дне» Что есть правда и что есть ложь? Этим вопросом человечество задается на протяжении многих сотен лет. Правда и ложь, добро и зло всегда стоят рядом, одно без другого просто не существует. Столкновение этих понятий является основой многих всемирно известных литературных произведений. Среди них и социально-философская пьеса М. Горького “На дне”. Суть ее — в столкновении жизненных позиций и взглядов разных людей. Автор задается характерным для русской литературы вопросом о двух видах гуманизма и его связи с […]
  • Философский спор о правде в пьесе «На дне» Пьеса «На дне», по словам Горького, явилась итогом «почти двадцатилетних наблюдений над миром “бывших людей”». Основной философской проблемой пьесы является спор о правде. Молодой Горький со свойственной ему решимостью взялся за очень сложную тему, над которой до сих пор бьются лучшие умы человечества. Однозначных ответов на вопрос «Что такое правда?» пока не нашли. В горячих спорах, которые ведут герои М. Горького Лука, Бубнов, Сатин, проступает неуверенность самого автора, невозможность прямо ответить на […]
  • Характеристика героев пьесы «На дне» (таблица) Имя героя Как попал «на дно» Особенности речи, характерные реплики О чем мечтает Бубнов В прошлом он владел красильной мастерской. Обстоятельства заставили его уйти, чтобы выжить, в то время, как жена его сошлась с мастером. Утверждает, что человек не может изменить свою судьба, поэтому плывет по течению, опускаясь на дно. Часто проявляет жестокость, скептицизм, отсутствие хороших качеств. «Все люди на земле лишние». Сложно сказать, что Бубнов о чем-то мечтает, учитывая […]
  • Своеобразие конфликта и композиции пьесы «На дне» Возрождение имени Максима Горького после пересмотра места его творчества в русской литературе и переименования всего, носившего имя этого писателя, обязательно должно произойти. Думается, немалую роль в этом сыграет самая известная из драматического наследия Горького пьеса «На дне».Сам жанр драмы предполагает актуальность произведения в обществе, где много нерешенных социальных проблем, где людям известно, что такое ночлежка и отсутствие дома. Пьесу М. Горького «На дне» определяют как социально-философскую драму. […]
  • Челкаш и Гаврила (сравнительная характеристика) Раннее творчество Горького (90‑е гг. XIX в.) создавалось под знаком «собирания» истинно человеческого: «Я очень рано узнал людей и еще с молодости начал выдумывать Человека, чтобы насытить мою жажду красоты. Мудрые люди… убедили меня, что я плохо выдумал утешение себе. Тогда я снова пошел к людям и – это так понятно! – снова от них возвращаюсь к Человеку», – писал в это время Горький. Рассказы 1890‑х гг. можно разделить на две группы: одни из них основаны на вымысле – автор использует легенды или сам их […]
  • Проблематика и особенности композиции рассказа «Старуха Изергиль» Рассказ «Старуха Изергиль» (1894) относится к шедеврам раннего творчества М. Горького. Композиция этого произведения более сложна, чем композиция других ранних рассказов писателя. Повествование много повидавшей на своем веку Изергиль делится на три самостоятельные части: легенда о Ларре, рассказ Изергиль о своей жизни, легенда о Данко. Вместе с тем все три части объединены общей идеей, стремлением автора выявить ценность человеческой жизни. Легенды о Ларре и Данко раскрывают две концепции жизни, два […]
  • Мечта о прекрасном человеке в произведениях Горького и Булгакова Жизнь М. Горького была необычайно ярка и представляется поистине легендарной. Сделала ее такой прежде всего неразрывная связь писателя с народом. Талант писателя сочетался с талантом революционного борца. Современники справедливо считали писателя главой передовых сил демократической литературы. В советские годы Горький выступал как публицист, драматург и прозаик. В своих рассказах он отражал новое направление в русской жизни. Легенды о Ларре и Данко показывают две концепции жизни, два представления о ней. Одна […]
  • Романтизм ранних рассказов Горького К романтическим рассказам Горького относятся «Старуха Изергиль», «Макар Чудра», «Девушка и смерть», «Песня о Соколе» и другие. В них герои – люди исключительные. Они не боятся говорить правду, живут честно. Цыгане в романтических рассказах писателя полны мудрости и достоинства. Эти неграмотные люди рассказывают герою-интеллигенту глубокие символические притчи о смысле жизни. Герои Лойко Зобар и Рада в рассказе «Макар Чудра» противопоставляют себя толпе, живут по своим законам. Больше всего на свете они ценят […]
  • Соотношение романтического идеала и действительности в ранних рассказах Горького В творчестве раннего Горького наблюдается сочетание романтизма с реализмом. Писатель критиковал «свинцовые мерзости» российской жизни. В рассказах «Челкаш», «Супруги Орловы», «Однажды осенью», «Коновалов», «Мальва» он создал образы «босяков», людей, сломленных существующим строем в государстве. Эту линию писатель продолжил в пьесе «На дне». В рассказе «Челкаш» Горький показывает двух героев, Челкаша и Гаврилу, столкновение их взглядов на жизнь. Челкаш – бродяга и вор, но при этом он презирает собственность и […]
  • Тема поиска смысла жизни, проблемы гордости и свободы в рассказе Горького «Челкаш» Начало творческого пути М. Горького пришлось на период кризиса в социальной и духовной жизни России. По признанию самого писателя, к сочинительству его подтолкнули страшная «бедная жизнь», отсутствие у людей надежды. Горький видел причину создавшегося положения прежде всего в человеке. Поэтому он решил предложить обществу новый идеал человека-протестанта, борца с рабством и несправедливостью. Горький хорошо знал жизнь бедняков, от которых отвернулось общество. В ранней юности он сам был «босяком». Его рассказы […]
  • Пейзаж в рассказе Горького «Челкаш» Поэты и писатели разных времен и народов использовали описание природы для раскрытия внутреннего мира героя, его характера, настроения. Особенно важен пейзаж в кульминационные моменты произведения, когда описываются конфликт, проблема героя, его внутреннее противоречие. Не обошелся без этого и Максим Горький в рассказе «Челкаш». Рассказ, собственно, и начинается с художественных зарисовок. Писатель использует темные краски («потемневшее от пыли голубое южное небо – мутно», «солнце смотрит сквозь серую вуаль», […]
  • Сравнительная характеристика «Ларра и Данко» (таблица) Ларра Данко Характер Смелый, решительный, сильный, гордый и слишком эгоистичный, жестокий, высокомерный. Не способен любить, сострадать. Сильный, гордый, но способен пожертвовать жизнью ради людей которых любит. Мужественный, бесстрашный, милосердный. Внешность Симпатичный юноша. Молод и красив. Взгляд Холодный и гордый как у царя зверей. Освещает силой и жизненным огнем. Родственные связи Сын орла и женщины Представитель древнего племени Жизненная позиция Не хочет […]
  • Нет ничего такого, что нельзя было бы уложить в простые, ясные слова (сочинение) Величайшее достижение цивилизации – это не колесо и не машина, не компьютер и не самолет. Величайшее достижение любой цивилизации, любого человеческого сообщества – это язык, тот способ общения, который и делает человека человеком. Ни одно животное не общается с себе подобными с помощью слов, не передает записи будущим поколениям, не выстраивает сложный несуществующий мир на бумаге с такой правдоподобностью, что читающий верит в него и считает его реальным. Любой язык обладает бесконечными возможностями для […]
  • Проблема положительного героя в рассказе Горького «Челкаш» В рассказе Максима Горького «Челкаш» выступают два главных героя – Гришка Челкаш – старый травленный морской волк, заядлый пьяница и ловкий вор, и Гаврила – простой деревенский парень, бедняк, как и Челкаш. Первоначально образ Челкаша воспринимался мной как отрицательный: пьяница, вор, весь оборванный, кости, обтянутые коричневой кожей, холодный хищный взгляд, походка, словно полет хищной птицы. Это описание вызывает некоторое отвращение, неприязнь. Зато Гаврила, наоборот, широкоплечий, коренастый, загорелый, […]
  • Идеал личности в раннем творчестве Горького Жизнь Горького была насыщенной приключениями и событиями, крутыми поворотами и переменами. Свою литературную деятельность он начал гимном безумству храбрых и рассказами, прославляющими человека-борца и его стремление к свободе. Писатель хорошо знал мир простых людей. Ведь вместе с ними он прошел многие версты по дорогам России, работал в портах, пекарнях, у богатых хозяев в деревне, вместе с ними ночевал под открытым небом, часто засыпая голодным. Горький говорил, что его хождение по Руси было вызвано не […]
  • Сложная судьба Марины Цветаевой Творческая личность в силу своей эмоциональности нисколько не защищена от жизненных реалий, и биография Цветаевой тому подтверждение. Поэтесса Цветаева Марина Ивановна родилась в Москве 26 сентября 1892 г. Мать ее была талантливой пианисткой и происходила из польско-немецкой семьи, отец – известным филологом и искусствоведом, на момент рождения дочери он был профессором Московского университета, позже он стал директором Румянцевского музея и основал музей изящных искусств. Ранее детство поэтессы проходило в […]
  • Художественные особенности повести Бунина «Деревня» После революции 1905 года Бунин одним из первых почувствовал наступившие изменения в жизни России, а именно настроения послереволюционного села, и отразил их в своих рассказах и повестях, особенно в повести «Деревня», которая вышла в свет в 1910 году. На страницах повести «Деревня» автор рисует ужасающую картину нищеты русского народа. Бунин писал, что этой повестью было положено «начало целого ряда произведений, резко рисовавших русскую душу, ее своеобразные сплетения, ее светлые и темные, но почти всегда […]

Литературные пособия и сводки

Спасибо за знакомство с этим суперкратким изложением сюжета «На дне» Максима Горького. Современная альтернатива SparkNotes и CliffsNotes, SuperSummary предлагает высококачественные учебные пособия, которые содержат подробные резюме глав и анализ основных тем, персонажей, цитат и тем эссе.

На дне — самая известная драма русского драматурга Максима Горького. Написано с зимы 1901 по весну 1902, на ней изображена группа бедных русских, живущих в приюте у Волги. Спектакль, поставленный Московским Художественным театром 18 декабря 1902 года, вскоре стал визитной карточкой русского соцреализма. Он играет на теме суровой правды и удобной лжи, которая проходит через всю работу, поскольку большинство персонажей предпочитают обманывать себя насчет безрадостности своего положения.

Говорят, что образы горьковских вдохновлены обитателями бугровского приюта для бездомных в Нижнем Новгороде. Когда актеры МХАТа готовились вжиться в роли для премьеры спектакля в 1902 Горький предоставил им фотографии жителей Нижнего Новгорода, чтобы подготовить их к точному воплощению персонажей физически и ментально.

Первый акт начинается в подвале, похожем на пещеру, только с одним маленьким окном для освещения пространства. В одном углу — отгороженная тонкими рейками комната, принадлежащая Ваське, молодому воришке. На кухне живут Квашня, Настя и Барон. Квашня — продавец мясных пирогов, а Настя — уличная проститутка. Барон стар и дряхл, живет в основном на Настины заработки. Вокруг комнат стоят нары, занятые другими постояльцами.

Настя сидит, опустив голову, полностью поглощенная романом «Роковая любовь», который читает. Барон выхватывает книгу из рук Насти и читает вслух название. Затем он бьет Настю книгой по голове, объявляя ее влюбленной дурой. Услышав шум, Сатин с большим усилием поднимается со своей койки. Ему явно больно. Хотя его память туманна, он может вспомнить, что прошлой ночью его избили. Он узнает от других людей, что его поймали на мошенничестве в карты. С верхней койки Актер выражает свою веру в то, что когда-нибудь Сатин будет забита до смерти.

Хозяйка — строгая женщина, которая настаивает на ежедневной уборке. Актер напоминает барону, что ему нужно подмести пол. Барон объявляет всем вокруг, что ему нужно пройтись по магазинам, и они с Квашней отправляются делать необходимые покупки на день вперед. Актер, слезая с койки, говорит, что его нельзя заставлять подметать пол, так как врач сказал ему, что у него есть орган, отравленный алкоголем, и любой физический труд ухудшит его состояние.

Тем временем на своей койке Анна громко кашляет. Она умирает от чахотки, и ее положение кажется безнадежным. Анна зовет своего мужа Клеща, предлагая ему вареники, оставленные ей Квасьней. Он соглашается с тем, что нет смысла кормить женщину, которая явно умирает, и продолжает есть пельмени без чувства вины.

Актер помогает Анне спуститься с койки и выйти в коридор. Когда они проходят через дверь, входит хозяин дома Костылев. Он проверяет грязный подвал, заявляя, что слесарь Клещ занимает слишком много места, и продолжает повышать арендную плату. Затем он идет в сторону комнаты Васьки, спрашивая о его жене. У Костилёва есть обоснованное подозрение, что Васька спит с его женой Василисой. Васька, напротив, уже думает о том, чтобы отказаться от Василисы ради ее сестры Наташи, которая вскоре входит в сопровождении бродяги Луки.

Той ночью Анна пытается заснуть на своей койке, пока идет шумная игра в карты. Их голоса внезапно повышаются, когда они обвиняют Сатин в обмане. Люку удается заставить их успокоиться. Входит Василиса и предлагает Ваське деньги за убийство ее мужа, чтобы она могла быть свободной. Лука подслушивает разговор и предупреждает Ваську, чтобы он не заключал сделку с Василисой. Затем Лука подходит к койке Анны, где обнаруживает, что она мертва. Клеща вызывают осмотреть тело и избавиться от него.

Василиса приревновала свою сестру Наташу и в отместку бьет ее и обливает ноги кипятком. Васька пытается ее спасти, провоцируя драку, в которой погибает Костилев. Василиса обвиняет Ваську в убийстве мужа, а Наташа считает, что Васька убил Костилева для Василисы, и эта мысль сводит ее с ума. Обе сестры обвиняют Ваську в убийстве. Ему удается избежать допроса в полиции.

Лука чувствует опасность на горизонте и уходит, чтобы больше никогда о нем не слышать. Все присоединяются к пению во дворе, и прибывает Барон, чтобы сообщить новость о самоубийстве Актера. Сатин, которая вела пение, говорит барону, что он прервал их песню.

Краткое содержание и анализ пьесы

Почти 120 лет назад Максим Горький опубликовал пьесу «На дне». Краткое содержание произведения поможет понять его суть и драматические коллизии. Остановимся на пьесе подробнее и проанализируем, почему она не утратила своей актуальности и в ХХI веке.

Изображение: pixabay.com
Источник: UGC

Внизу: краткое содержание

Спектакль находится внизу пьесы, созданной для театра. Действие происходит в одном месте: жилом доме, учреждении, созданном для того, чтобы бездомные могли спать.

Внизу страницы краткое описание дня из жизни людей, живших в этом домике и оказавшихся в одном и том же месте по разным причинам. Так что краткое содержание пьесы «На дне» следует начинать со знакомства с персонажами.

Вот ключевые действующие лица, описанные М. Горьким:

  • Костылев Михаил Иванович (54 года).

Читайте также

Хочу им помочь: Гендиректор строит дом с постоянным электричеством для своих работников в подарок

Богатый и жадный владелец гостевого дома, который готов выжать из своих гостей все. Его жена Василис ревнует к каждому встречному мужчине.

  • Василиса Карповна (26 лет).

Жена Костылева. Она моложе мужа на 28 лет, аморальна и жадна до денег. Думая об убийстве ревнивого мужа.

  • Наталья (20).

Тихая и добрая сестра Василисы. В нее влюбляется Васька Ясень, один из ночных гостей. Это вызывает ревность у Василисы, у которой на Ваську свои планы.

  • Абрам Иванович Медведев (50 лет).

Дядя Натальи и Василисы, работает милиционером. Он любит продавать вареники «Квасну», но она не отвечает ему взаимностью.

  • Люк (60).

Странник с большим жизненным опытом. Появляется ночью и дает советы гостям, как выйти из сложной ситуации.

  • Васька Ясень (28 лет).

Вор, мечтающий изменить свою жизнь. Он продает украденное Костылева и является любовником Василисы, но мечтает уйти от нее и жить с Наташей.

Читайте также

Нигерийский мальчик, построивший точную копию подвесного моста Борно, получает стипендию США, его мама получает 1 миллион долларов, а папа работает

  • Алеша (20 лет).

Сапожник, который любит выпить. Он опустился на дно социальной кучи. У него нет денег даже на то, чтобы заплатить Костылеву за ночлег.

  • Андрей Бубнов (45 лет).

Картукер, у которого когда-то был свой бизнес, но теперь он горит.

  • Барон (33).

Приземленный аристократ, живущий в ночлежке с Настей, 24-летней девственницей.

  • Актер (около 40 лет).

Спящий художник по имени Сверчков-Заволжский.

  • Андрей Митрич Ктик (40 лет).

Он слесарь; грубый, но трудолюбивый. Он живет со своей 30-летней женой Анной, которая болеет и не встает с постели. Клещ считает, что это мешает ему вырваться из бедности.

  • Сатин (около 40 лет).

Бедный человек, когда-то работавший в Телеграфе и много читавший.

Представляя персонажей, следует продолжить рассказ «На дне», описывая, что происходит в каждом акте:

Читайте также

Поклонники Ликороза и Эммануэля преподносят им по 2 млн. N каждый, билеты в Рим и другие подарки, реагируют нигерийцы

Акт первый

Краткое содержание «На дне» начинается с событий первого акта. Они перевозят публику в общежитие.

На дне: Краткое содержание и анализ пьесы
Источник: УГК

Весенним утром в большой комнате с самоваром продавщица Квашни рассказывает о новом стороже, за которого не хочет выходить замуж. Женщина недавно овдовела и счастлива избавиться от мужа-тирана. Она не собирается отдавать свою свободу другому мужчине.

Слесарь-слесарь говорит, что так или иначе выйдет замуж. Возмущенный Квасьня обвиняет его в том, что он хочет свести жену в могилу.

Тем временем проснувшийся актер выводит больную Анну подышать свежим воздухом. Они встречают Костылева, ищущего свою жену Василису. Он уверен, что у нее роман с Васькой Ясенем, но не может признать ее виновной в измене. Актер просит Костылева простить половину долга, получает отказ и забывает об Анне.

Читайте также

Неудачный брак: Реакция Калу Икеагву, как сообщается, требует возмещения выкупа за невесту в размере 14 тысяч

В этот момент у кровати появляется Люк, чтобы помочь больной женщине вернуться в комнату.

Пьяный сапожник Алешка встречает Василису, ищущую Ясеня. Он говорит, что Васька намерен бросить ее ради Наташи. Разгневанная Василиса вспоминает, что Алешка не заплатил за проживание, и выгоняет его. Там Медведев задерживает его за нарушение общественного порядка.

Василиса на трибунах устраивает драку с сестрой, а гости пытаются их разнять.

Акт второй

Во втором акте пьесы «На дне» старец Лука пытается всех утешить и указать выход из положения:

  • Больная Анна, которая жалуется на плохую жизнь и побои мужа, говорит, что после его смерти она отдохнет.
  • Для актера, который собирался прочитать стихи Люку перед тем, как пойти выпить, который Барон выиграл в карты, но забыл, старик предлагает обратиться в бесплатную алкогольную клинику. Актер говорит, что ему стоит пару дней побыть трезвым, и он все вспомнит без посторонней помощи.
  • Дважды Люк пытается помочь Эшу. В первый раз, когда Медведев угрожает Ваське арестом, старик успокаивает его, что в Сибири сильные и умные живут «как огурцы в теплице». Когда Василиса предлагает убить Эша за деньги и получить взамен Наташу, Лука советует не слушать ее, а покинуть квартиру с возлюбленной.

Читать также

7 раз экс-Мисс Мира Агбани Дарего показывала стройным девушкам, как одеваться как супермодели

Затем спектакль внизу кратко продолжается следующими событиями:

  • Костылев, найдя свою жену с Эшем, устанавливает скандалить. Васька собирается его побить, но Лука его останавливает.
  • Анна умирает, а Васька и Люк идут в трактир искать клеща.
  • Пьяный актер возвращается в койку с Наташей. Он обещает вылечить девушку от алкоголизма, прежде чем вернуться на сцену.
  • Вернувшийся Клещ утверждает, что пропил все деньги и не может похоронить свою жену. Жители обещают помочь ему и ложатся спать.

Действие третье

Дальше события развиваются более стремительно в пьесе «На дне». Третий акт можно описать цепочкой событий:

  • Разговор на заднем дворе. В нем принимают участие Лука, Клещ и Наташа, Барон и Настя, Дибнов.

Настя рассказывает о влюбленном в нее студенте. Ее рассмешил Барон, который утверждает, что рассказал историю из бульварного романа. Настя обижается и уходит. Барон следует за ней. Наташа признается, что ждет особенного человека, который спасет ее от сестры и мужа.

Читайте также

20 лучших гаремных аниме-сериалов, которые будут знать и любить поклонники жанра

Лука объясняет, как он не убивал заключенных, что они пришли на дачу, которую он охранял. Он приходит к выводу, что может научить кого-то другого делать добро.

Бубнов говорит, что предпочитает говорить правду. Затем Лука рассказывает историю о человеке, который повесился, узнав от ученого, что праведной земли не существует.

  • Ссора Ясеня и Василисы.

Васька просит Наташу помочь ему переодеться. Наташа его не любит, но соглашается, при условии, что Эш не поднимет руку. Василиса наблюдает за разговором из окна, догоняет Наташу поставить самовар и ругается с Ясенем.

  • Костылев ссорится с Лукой.

Хозяин ночлежки считает, что старик должен молиться за других, а не вмешиваться в их жизнь своими советами. Лука говорит, что есть люди, которых можно исправить, и те, кому нельзя помочь. Он ставит костыли во второй. И старика в гневе выгоняют из ночлежки.

Читайте также

Так эти женщины кормят людей на улице, когда у них выходные (фото)

  • Семейная ссора.

Василиса выливает Наташе на ноги воду из кипящего самовара. Вспыхивает спор, в котором Эш толкает Костылева. Хозяин гостиницы падает и умирает. Василиса называет Ваську убийцей, а он напоминает ей, как она предлагала ему за это деньги. Наташа считает, что ее изуродовали, чтобы избавиться от нее, и проклинает Эша.

На дне: Краткое изложение и анализ пьесы
Источник: UGC

Акт четвертый

В последнем акте персонажи обсуждают исчезновение Люка. Клещ думает, что это хорошо, Настя извиняется, Сатин называет его беззубой мякиной, а Барон называет это пятачком.

Дальше события разворачиваются следующим образом:

  • Ссора Насти и Барона.

Настя заявляет о своем желании уйти от Барона, Сатин уподобляет свое намерение сообщениям актера о том, что он пойдет в медучреждение. Барон начинает вспоминать выдающихся французских предков. Между ним и Настей вспыхивает спор. Актер выходит из комнаты, выпив рюмку водки.

  • Приезд Бубнова и Медведева.

Читайте также

Смотрите момент, когда этот пожилой мужчина зажигает танцпол, оглушая старушек вокруг себя (видео)

Друзья приносят водку и закуску. Медведева уволили из милиции, и теперь он зависит от Квашни. Жители сторожки пьют, веселятся, поют песни. Вбегает барон и говорит, что актер повесился. Сатин возмущен тем, что веселье испорчено.

На дне: обзор работы

Пьеса «На дне», которую читали артисты начала ХХ века, впервые была поставлена ​​в Московском художественном музее в 1902 году. В первой постановке Константин Станиславский, директор театра, сыграл самого Сатина. С тех пор работа пользуется успехом уже более века.

Вот особенности пьесы, которые выделили искусствоведы:

  • Идея и история создания.

Максим Горький зачал На дне в 1900. Под впечатлением от пьес А. Чехова он решил попробовать себя в драматургии и рассказал Станиславскому о своей идее описать жизнь обитателей флигеля. С конца XIX века Россия находится в кризисе, и пьеса о павших людях приобрела общественный резонанс.

Читайте также

ЗИКОРА: Последняя работа Чимаманды вышла в октябре этого года, и вы можете прочитать некоторые из них сейчас

  • Тема и конфликт.

В пьесе «На дне земли» Горький поднял ряд общечеловеческих проблем — смысла жизни, правды и лжи, судьбы и жизненного выбора — и вложил их в уста тех, кто стоит на дне социальной иерархии.

Основной конфликт в работе — возможность или невозможность сделать выбор. Герои верят, что могут исправить ситуацию, получают подсказки от судьбы в виде старшего Луки, но в итоге ничего не делают.

Актер предпочитает быстрое самоубийство длительному лечению в клинике. Настя предпочитает постоянно ссориться, но близка с Бароном. Эш мечтает жить честно, но продолжает воровать и продавать краденое своему хозяину.

  • Особенности композиции и жанра.

Сам Горький описал «На дне» как набор «сцен», которые происходят последовательно. Пьеса написана в жанре драмы, которая раскрывается через диалоги персонажей.

Читайте также

Реакция нигерийцев на празднование 32-й годовщины свадьбы Майка Бамилойе и его жены

События в ней линейны. знакомится с жителями сторожки, нормальная жизнь которых прерывается появлением старшего Люка.По мере развития сюжета новый персонаж пытается помочь героям найти выход из запутанной ситуации.Первые три акта сосредоточены на конфликтах между персонажами, в которых присутствует Люк.

После его исчезновения наступает развязка. Герои продолжают череду мелких конфликтов, прерываемых взаимными размолвками. В конце концов актер покончил с собой. Таким образом, автор символически показал крушение всех надежд героев. Они не только не могут, но и не хотят выбираться со дна.

На дне: Краткое изложение и анализ пьесы
Источник: UGC

Примечательно, что уста Сатин озвучили позицию, которую разделяет большинство из них: событие неприятное, прервав пьяную вечеринку.

Внизу страницы была пронзительная работа, поднимающая темы, актуальные и в 21 веке. Кризисы продолжаются, а вместе с ними и люди на дне. Их видение мира умело продемонстрировал Горький в начале ХХ века.

Читайте также

Какие вдохновляющие фильмы лучше всего смотреть сегодня?

Источник: Legit.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *