Максим горький кем был: Биография писателя — Государственный музей А. М. Горького

Содержание

МАКСИМ ГОРЬКИЙ И ВОРОНЕЖ | музей им. Никитина

Максим Горький (Алексей Максимович Пешков) родился 16 (28) марта 1868 года в  Нижнем Новгороде. После смерти отца, с 4 лет Алексей жил и воспитывался в семье деда Василия Васильевича Каширина, владельца красильной мастерской.
В 11 лет Алексей, по настоянию деда, пошел учиться ремеслу. За 5 лет он поменял несколько мест обучения: в обувной лавке, чертежной и иконописной мастерских, на камбузе парохода. Воспоминания о трудном детстве и юности легли в основу автобиографической трилогии «Детство», «В людях», «Мои университеты».

На фото:
1. Алексей Пешков. Около 1888 года
2. Нижний Новгород. Дом Кашириных. Начало XX века

В юности Алексей Пешков исходил пешком половину России. Его знаменитые странствия длились с лета 1888 года по октябрь 1892. Будущий писатель побывал в Южной Бессарабии, в Крыму и на Кавказе, посетил многие города Южной России. Алексей работал на рыбных и соляных промыслах, батрачил в деревнях, был мойщиком посуды, служил железнодорожным сторожем и работником ремонтных мастерских.

На фото:
1. Горький М. Детство. Петроград: Жизнь и знание, 1915.
Книга хранится в Зональной научной библиотеке ВГУ. Содержит автограф: «Графу Ивану Ивановичу Толстому с уважением М. Горький. 17. III. 1916»
2. Горький М. Как я учился. Петроград: Издание Петроградского Совета Рабочих и Красных Депутатов, 1919 .

Во время своих странствий, летом 1891 года, Алексей Максимович побывал и в Воронеже. Он пришел в город из Задонска, в котором посетил монастырь святого Тихона Задонского и разговаривал с одним из подвижников, монахом-затворником, жившим в каменном склепе. Эта встреча стала сюжетом рассказа «У схимника», опубликованного в 1896 году в «Самарской газете».
О пребывании Максима Горького в Воронеже стало известно со слов писательницы Валентины Дмитриевой, которой Горький рассказал о том, как «во времена своей бродячей жизни забрел однажды в Воронеж и целое лето прожил в Митрофановском монастыре помощником монаха-садовника». Разговор о днях, проведенных в Воронеже, писатель закончил словами: «Эх, хорошее было времечко, с удовольствием вспоминаю».

На фото:
1. Задонск. Вид от Задонского Рождество-Богородицкого монастыря. Открытка начала XX века.
2. Благовещенский собор Митрофановского монастыря в Воронеже. Рисунок из «Русского художественного листка В. Тимма» № 10, 1851.

Митрофановский монастырь был одной из главных достопримечательностей Воронежской губернии. Он стоял на крутом высоком берегу реки Воронеж. Тогда по Российской империи широко разнеслась молва о чудодейственных свойствах мощей святителя Митрофана Воронежского, находившихся в монастыре, и в Воронеж стекались верующие со всех концов страны. Горький, будучи помощником монастырского садовника, имел возможность общения с богомольцами, от которых узнавал много интересного о жизни, обычаях и достопримечательностях самых отдаленных уголков России.
Впечатления, накопленные во время пребывания в Воронеже, нашли отражение в рассказах писателя «Ма-аленькая» (1895),  «У схимника» (1896), «Сторож» (1923), повести «Исповедь» (1908).

На фото:
1. Максим Горький. Конец 1890-х
2. Слово при торжестве открытия мощей святителя и чудотворца Митрофана, первого Епископа Воронежского. СПб. Типография Святейшего синода, 1832
3. Воронеж. Благовещенский Митрофанов монастырь. Открытка начала XX века

В 1892 году в тифлисской газете «Кавказ» впервые под псевдонимом «Максим Горький» писатель опубликовал рассказ «Макар Чудра», ставший его литературным дебютом.
В 1898 году Горький возвратился в Нижний Новгород, и начал работу над составлением двухтомного сборника «Очерки и рассказы», в который поместил свои произведения разных лет, публиковавшиеся в различных периодических изданиях. Успех «Очерков и рассказов» превзошел все ожидания. Критики единодушно оценили появление сборника как значительное событие в общественно-культурной жизни русского общества. Максим Горький в одночасье превратился из дебютанта в литературе в одного из  самых популярных и влиятельных писателей России.

На фото:
1. Тифлис. Ботанический сад. Открытка начала XX века
2. М. Горький в Нижнем Новгороде. Нижний Новгород: Издание торгового отдела НИЖГУБОНО, 1928
3. Дом в Нижнем Новгороде, где с 1900 по 1901 год жил М. Горький

В 1899 – 1906 годах Максим Горький стал ведущей фигурой в общественно-культурной жизни России. Он дружил с А.П. Чеховым, Ф.И. Шаляпиным, И. Е. Репиным и другими видными представителями творческой интеллигенции. В течение десяти лет М. Горький возглавлял  петербургское издательство «Знание», в котором печатались лучшие русские писатели: И.А. Бунин, А.И. Куприн, И.С. Шмелев, Л.Н. Андреев, Н.Д. Телешов. Ежегодно издательство выпускало несколько сборников товарищества «Знание», каждый из которых, благодаря присутствию ярких писательских имен, становился литературным событием.

На фото:
1. А.П. Чехов и М. Горький в Ялте. 1901
2. Литературный кружок «Среда». Почтовая карточка. 1902
3. Сборник товарищества «Знание». Книга 2, 1904

Творческие и личные отношения связывали Максима Горького со многими писателями, родившимися или жившими в Воронеже. Горький внимательно следил за творчеством воронежской писательницы Елизаветы Митрофановны Милицыной, принимал живое участие в ее литературной судьбе, помогал советами. В течение нескольких лет Е.М. Милицына была активным сотрудником издательства «Знание», в котором вышли два тома ее сочинений. В 32-м «Сборнике товарищества «Знание» был напечатан рассказ писательницы «В ожидании приговора», в котором повествовалось о суде над участниками революции 1905 года. Из-за этого рассказа цензура долго не давала разрешения на печать сборника. Сборник вышел в 1910 году.

На фото:
1.Е. М. Милицына. 1896 – 1900
2. Милицына Е.М. Рассказы. Том второй. СПб. Издательство товарищества «Знание», 1910
3. Письмо, адресованное Е.М. Милицыной из товарищества «Знание» (от С. Богомолова) от 16.10.1910

Помогал Алексей Максимович и уроженцу Воронежа Самуилу Яковлевичу Маршаку. Самуил Маршак, будучи гимназистом, познакомился с Горьким летом 1903 года под Петербургом на даче критика В. В. Стасова. Узнав, что Маршак болен и нуждается в теплом климате, Горький предложил ему жить в Ялте, и чуть позднее устроил его в Ялтинскую гимназию. Маршак прожил в Ялте полтора года в доме жены Горького, Е.П. Пешковой.

На фото:
1. Самуил Маршак. 1903
2. В.В. Стасов, И.Я. Репин, А.М. Горький. 1904

Иван Алексеевич Бунин называл свои отношения с Горьким «странной дружбой». В главе «Горький» своей книги воспоминаний И.А. Бунин писал: «…чуть ли не два десятилетия считались мы с ним большими друзьями, а в действительности ими не были». И.А. Бунин и А.М. Горький познакомились в Ялте в 1899 году. Через несколько дней после знакомства Бунин прислал Горькому свою книгу «Под открытым небом», и между писателями завязалась переписка, которая длилась почти 18 лет. Своё стихотворение «Листопад», изданное в 1900 году и давшее название первому поэтическому сборнику, Иван Алексеевич посвятил Горькому. В издательстве «Знание» было напечатало первое пятитомное собрание сочинений И. А. Бунина. Здесь же вышла превосходно проиллюстрированная книга «Песнь о Гайавате». Стихотворения Ивана Алексеевича печатались почти в каждом выпуске сборников товарищества «Знание». И.А. Бунин и М. Горький входили в одну литературную группу писателей-реалистов «Среда». Когда Максим Горький жил на Капри, Иван Алексеевич и его жена, Вера Николаевна, несколько лет подряд ездили к нему в гости, провели там целых три зимы. «В это время мы с Горьким встречались каждый день, чуть не все вечера проводили вместе, сошлись очень близко, – писал И.А. Бунин,  – это было время, когда он был наиболее приятен мне». После Октябрьской революции писатели перестали общаться из-за идейных разногласий. Последний раз они виделись в Петрограде в апреле 1917 года.

На фото:
1. И.А. Бунин. 1902
2. Сборник товарищества «Знание». Книга 3, 1904
3. Максим Горький. Художник Н.П. Шлейн. 1910. Фотокопия

Максим Горький неоднозначно отнесся к Октябрьской революции, считая захват власти большевиками проявлением политического авантюризма. В те годы он взял на себя роль защитника интеллигенции, лично заступался перед властью за многих опальных писателей – Н.С. Гумилева, В.А. Ходасевича, Е.И. Замятина, А.М. Ремизова. В 1919 году по инициативе писателя был открыт «Дом искусств» (ДИСК) – коммуна для творческой интеллигенции, где проводились лекции, чтения, доклады и диспуты.
В 1921 году, Максим Горький, не смирившийся с тем, что произошедшая в России революция очень мало походила на ту, о которой он мечтал всю жизнь, на долгие годы покинул родину. Виллу писателя в Сорренто, которую он снимал с весны 1924 года, часто посещали советские деятели культуры, выезжавшие в заграничные командировки. Во второй половине 1920-х в СССР развернулась кампания за возвращение Максима Горького на родину. В мае 1928 года по приглашению Советского правительства и лично И.С. Сталина, первый раз за 7 лет после отъезда в эмиграцию, писатель приехал в СССР. Его возвращение на родину было триумфальным. Оказавшись в роли «первого пролетарского писателя», он много ездил по стране, встречался с молодыми авторами.

На фото:
1. Горький М. Полное собрание сочинений. Том 2, книга 5.  Петроград: Издание товарищества А.Ф. Маркса, 1917
2. Горький М. Собрание сочинений. Том 5. Москва – Петроград: Государственное издательство, 1924
3. Возвращение Максима Горького на родину. 1928

Единственная встреча с Максимом Горьким в 1929 году на всю жизнь запомнилась Андрею Платоновичу Платонову. «Я чувствовал себя счастливым, словно моя жизнь возвратилась обратно в детство – в свое лучшее время, в то время, когда образуется на всю жизнь ум и сердце, я чувствовал себя легко, словно без труда исполнилось невыполнимое желание», – писал он спустя десять лет после встречи в очерке, посвященном М. Горькому. А.П. Платонов связывал с М. Горьким большие надежды на то, что знаменитый писатель, поможет защитить от критиков и напечатать его единственный роман «Чевенгур». Алексей Максимович оценил талант и своеобразный язык А.П. Платонова, назвал роман чрезвычайно интересным, однако выразил сомнение в том, что его можно напечатать. «Этому помешает анархическое Ваше умонастроение, видимо, свойственное природе Вашего духа», – написал он в ответном письме. При жизни А.П. Платонова «Чевенгур» так и не был опубликован.

На фото:
1. А.П. Платонов с дочерью Машей. 1946
2. Платонов А.П. Чевенгур. М.: Художественная литература, 1988
3. Горький М. С кем вы, мастера культуры? Ответ американским корреспондентам. М.: Партиздат, 1932

В июле 1928 года в Курске Горький встречался и беседовал с писателями Центрально-Черноземной области. Среди присутствовавших был воронежский писатель М.М. Подобедов, который позднее в воспоминаниях писал: «Сколько я пробыл у Алексея Максимовича?… Одно несомненно – выходя из вагона, я уже был другим человеком… Я шел по шпалам ничего не замечая, и всю дорогу, как родительское напутствие, в душе моей ободряюще звучали слова: – Главное – трудиться… трудиться надо и учиться, конечно…». В 1932 году в России широко отмечалось 40-летие литературной деятельности Максима Горького. Журнал Союза советских писателей ЦЧО «Подъём» посвятил писателю объединенные 8-й и 9-й номера издания.

На фото:
1. М. Горький и курские писатели (слева направо: М. Ляс, М. Подобедов, И. Еськов, В. Иванилов). 1928
2. Обложка журнала «Подъём», № 8-9 за 1932 год

А.М. Горький внес огромный вклад в послереволюционное культурное развитие страны. Писатель основал издательства «Всемирная литература» и «Аcademia», объединившие лучшие литературные и научные силы России. Целью издательств был выпуск русской и мировой классики с высококвалифицированными комментариями крупнейших литературоведов.
По инициативе А.М. Горького вновь стала выходить серия биографических книг «Жизнь замечательных людей», основанная в 1890 году книгоиздателем Ф. Ф. Павленковым, были созданы книжные серии «Библиотека поэта», «История фабрик и заводов», «История гражданской войны», «История молодого человека XIX столетия», стали издаваться журналы «Литературная учеба», «Наши достижения».

В течение последних 11 лет жизни А.М. Горький  работал над исторической эпопеей «Жизнь Клима Самгина», которая, по замыслу писателя, должна была стать летописью переломной эпохи в истории России и русской интеллигенции. Работа над эпопеей шла до последних дней жизни писателя, замысел остался до конца не осуществленным.
Максим Горький был центральной фигурой русской литературы первой трети XX столетия, основоположником советской литературы. «Каждое новое произведение Горького тотчас делалось всероссийским событием», – вспоминал И.А. Бунин.  Максим Горький сыграл огромную роль в культурно-организаторской деятельности в России в конце 1920-х – начале 1930-х годов. В круг общения Горького входили многие мировые знаменитости, писателя 5 раз номинировали на Нобелевскую премию.

Литературное окружение Горького

Сулейман Стальский, поэт (1869-1937 гг.). Прославленный поэт Дагестана впервые встретился с Алексеем Максимовичем на Первом Всесоюзном съезде советских писателей в 1934 году. Поприветствовав друг друга, они, заговорили через переводчика, как если бы были знакомы много десятилетий, очень непринужденно, очень свободно. И улыбались, поглядывая друг на друга… «На меня, — сказал, закрывая съезд, Алексей Максимович, — и я знаю, не только на меня, произвел потрясающее впечатление ашуг Сулейман Стальский. Я видел, как этот старец, безграмотный, но мудрый, сидя в президиуме, шептал, создавая свои стихи, затем он, Гомер двадцатого века, изумительно прочел их». Эта встреча воодушевила Стальского на новые песни
«…Берусь я вновь за песни рьян Пою рабочих и крестьян.
И снова молод Сулейман
Мне Горький почести воздал…»

Так Стальский делился своими впечатлениями в стихотворении «Учитель». Действительно, Горький не просто стал другом дагестанскому поэту, но и учителем, внимательно следя за его творческим ростом и поддерживая «самородок поэтического искусства» в переписке.

                                                           

 

 

Демьян Бедный /Ефим Алексеевич Придворов/, писатель, поэт (1883-1945 гг. ).

Нарком просвещения Луначарский говорил: «У нас есть два великих писателя: Горький и Демьян Бедный, из которых один другому не уступает…». Сближение с буревестником революции у Бедного произошло в 1915 году, вместе с ним он изобличал буржуазную литературу в фальшивом стремлении «Защиты Отечества». Творчество двух писателей пронизанное острой сатирой, воспевает простых людей, трудящихся на благо страны. Алексей Максимович отмечал: «У нас есть хороший знаток языка — Демьян Бедный… у него отличный лексикон…». Придворов же восхищался неутомимостью своего друга: «…Горький, на нашу общую радость, богатырски работает и еще — горячо надеемся — двадцать пять лет проработает! Вы видели, какой он молодой!». Смерть Алексея Максимовича стала сильным ударом для Демьяна.

                                                            

 

 

Толстой Алексей Николаевич, писатель, поэт (1883-1945 гг.).

Творчество Горького привлекло Алексея Николаевича еще в юности: «вот пример огромной силы искусства» — говорил он, называя Горького художником, выражающим в своих произведениях красоту и силу в новой, свободной жизни.

Первые повести и рассказы Толстого сразу были высоко оценены Горьким. Буревестник революции призывал народ обратить ««внимание на нового Толстого, Алексея — писателя, несомненно крупного, сильного и с жестокой правдивостью изображающего психическое и экономическое разложение современного дворянства»

Предложением принять участие в сборнике «Евреи на Руси» начинается их дружеская переписка. После Февральской революции Алексей Максимович пригласил молодого писателя сотрудничать в газете «Новая жизнь». Близкое знакомство этих творческих личностей, перешедшее в дружбу, началось весной 1922 г. в Берлине. Встречи и беседы с Горьким укрепили Толстого в его решении окончательно разорвать с эмиграцией и вернуться на родину.

Толстой видел в Алексее Максимовиче старшего мудрого друга, советам которого он всегда следовал. Из письма Горького – Толстому (Москва. 13 сентября 1931 г.) «Дорогой дедушка и тезка! На все вопросы, поставленные вами, вы услышите исчерпывающие ответы из моих красноречивых уст, кои вскорости окажутся в непосредственной с вами близости и будут пить чай… крепко жму руку.

А. Пешков».

                                                                                     

 

 

 

Лев Николаевич Толстой, прозаик (1880-1886 гг.). Отношения между Львом Толстым и Максимом Горьким строились на высоком почитании друг друга, на искреннем интересе к друг другу, основе высоких эстетических взаимооценок. Каждый из них видел в другом настоящего художника слова. 16 января, 1900 года, после первой встречи с Алексеем Максимовичем, автор «Войны и мира» записал в своём дневнике: «Был Горький. Очень хорошо говорили, И мне он понравился. Настоящий человек из народа».

С этого времени началось дружеское общение писателей. В начале 20 века, когда Горького заточили в тюрьму, Лев Николаевич, негодуя по поводу этого, отправил ряд ходатайственных писем высокопоставленным чиновникам. В одном из них он писал: «Я лично знаю и люблю Горького не только как даровитого, ценимого и в Европе писателя, но и как умного, доброго и симпатичного человека».

Хлопоты Толстого возымели своё действие. Горький был освобождён и благодарен за это другу.

                                                                                              

 

 

 

Герберт Джордж Уэллс, писатель-фантаст (1866-1946 гг.).

С творчеством фантаста М.Горький познакомился, по-видимому, ещё в 1902 году, когда попросил переслать в арзамасскую ссылку книги Г.Уэллса, изданные на русском языке «Новым журналом иностранной литературы». А в 1906 году, В Нью-Йорке, в частном доме редактора «Вильтшайр мэгэзин», великие писатели впервые встретились. Мария Федоровна Андреева, жена Горького превосходно владела английским, так, что беседе никто не мешал. В книге «Будущее Америки» (1906), рассказывая об этой встрече, Г.Уэллс рисовал портрет М.Горького: «Горький — не только великий художник того искусства, которому я сам служу, но и сам по себе великолепная личность… Английский перевод его сочинений, хотя и весьма тщательно исполненный, не даёт даже слабого понятия о свойственных его таланту самобытности и оригинальности».

После этой встречи они не теряли связи — оба читали друг друга в переводах: их переписка, особенно после встречи в Лондоне в 1907 году, была дружеской и не прерывалась. В 1920 году Уэллс в сопровождении старшего сына Джипа приехал «посмотреть Россию». Вместо планируемых двух дней он провел в Петрограде две недели. Автор фантастических произведений подолгу разговаривал с Горьким, его друзьями, встретился с лидером большевиков Лениным. Двух ярчайших писателей: Алексея Максимовича Горького и Герберта Уэллса можно сказать объединило их еще и обожание легендарной женщины — Марии Закревской, встреча с которой состоялась тут же, в доме Горького. Отношения Горького и Г.Уэллса, их встречи не всегда складывались гладко. Но это не помешало Г.Уэллсу в телеграмме по поводу кончины М. Горького оценить его как «одну из великих фигур, выдвинутых революционным процессом в России».

                                                                      

 

 

 

Иван Алексеевич Бунин, писатель, поэт (1870-1953 гг. ).

«Начало той странной дружбы, что соединяла нас с Горьким, — странной потому, что чуть ли не два десятилетия считались мы с ним большими друзьями, а в действительности ими не были, — начало это относится к 1899 году. А конец — к 1917-му. Тут случилось, что человек, с которым у меня за целых двадцать лет не было для вражды ни единого личного повода, вдруг оказался для меня врагом, долго вызывавшим во мне ужас, негодование. С течением времени чувства эти перегорели, он стал для меня как бы несуществующим» — так начинается глава «Горький» в «Воспоминаниях» Бунина, написанная в 1936 году. В мемуарах Бунин вспоминал, что Горький при, первой встрече в Ялте в 1899 году сказал: «Вы же последний писатель от дворянства, той культуры, которая дала миру Пушкина и Толстого». Тем не менее, через несколько дней после знакомства Бунин прислал Горькому свою книгу — «Под открытым небом», и между классиками завязалась переписка, которая длилась почти 18 лет. Свою первую поэму «Листопад», изданную в 1900 году, Бунин посвятил Горькому.

Но в годы революции писатели разошлись из-за идейных разногласий. И, не встречаясь более, они критиковали произведения друг друга. Публичные высказывания обоих носили всякий раз отрицательный характер. Только в написанном после смерти Горького и опубликованном в газете «Иллюстрированная Россия» (июль, 1936) своеобразном «некрологе» Иван Алексеевич позволил себе сказать, что смерть Горького вызвала у него «очень сложные чувства».

                                                                    

Николай Дмитриевич Телешов, писатель, поэт (1867-1957 гг.). «…И вот, проходя по какой-то улице, я встретился с высоким молодым человеком, с длинными, почти по плечи, волосами. Он нес в руке несколько книг. Несмотря на мимолетность встречи, лицо его мне запомнилось. И лицо, и несколько сутулая фигура, и ясный взгляд…» Так, в 1899 году, в Нижнем Новгороде, происходит знакомство Николая Дмитриевича и Горького, перешедшее в тридцатилетнюю дружбу и сотрудничество: после знакомства, Алексей Максимович заинтересовывается писательским кружком Телешова и рекомендует туда «собратьев по перу». Так возникло литературное объединение «Среда», давшее еще одну тему в дружеской переписке двух современников: «Разумеется, милый друг, Николай Дмитриевич, я согласен! С искренним удовольствием отдаю рассказ, и — по совести должен сказать тебе великолепное ты дело задумал! Честь твоему сердцу, честь уму! Очень хороший ты человек, ей-Богу!…» писал наш земляк своему соратнику по перу, поддерживая и наставляя в творческих изысканиях.

                                                   

 

Скиталец /Степан Гаврилович Петров/прозаик, поэт (1869-1941 гг.). Первая встреча с Алексеем Максимовичем произошла в июне 1899 года в Самаре. Горький заинтересовался личностью Скитальца, почувствовал его талантливость и пригласил к себе. Через год, в Нижнем Новгороде, они встретились вновь. Встреча с Горьким, перешедшая в близкое знакомство и дружбу, имела решающее значение в жизни Скитальца, она окончательно определила его судьбу. «Друг, воспитатель, старший брат и вдохновитель», — говорил Скиталец, правильно раскрывая в этих кратких словах содержание своих отношений с Горьким. Вместе со своим наставником, Петров пережил и заключение, и скитание вдали от родных мест. Вместе же, поддерживаемый Горьким, взявши по его же наставлению псевдоним, Степан Гаврилович прочно утвердился в литературных кругах, обретая признание и известность.

                                                                  

Константин Петрович Пятницкий, журналист, мемуарист (1864-1939 гг.). Книгоиздательство «Знание» объединило Константина Петровича с Алексеем Максимовичем и с 1900 года началось их тесное сотрудничество. Отношения журналиста и писателя были неоднозначными. В начале 20 века Алексей Максимович писал Пятницкому «Знаете что, дорогой друг? Если б Горький были Вы, а я К.Пятницкий, я бы проклял Вас, изругал, избил и, чтоб никогда более не канителиться с Вами, уехал бы по гроб жизни в Австралию. Серьёзно. Дело в том, что я чувствую себя глубоко виноватым пред Вами, чувствую, что прямо-таки мешаю Вам жить и работать благодаря своей образцовой глупости… Ну — до свидания! Очень крепко обнимаю Вас, очень люблю и прошу простить за безалаберность». Плодотворная культурно-просветительская деятельность двух книгоиздателей продолжалась до изменения политической обстановки в стране. И, хотя пути двух друзей разошлись, это не помешало Константину Петровичу опубликовать в 1937 году книгу мемуаров «М. Горький на родине», в ответ на посвящение Алексея Максимовича своей пьесы «На дне» Пятницкому.

 

 

Антон Семенович Макаренко/псевд. Андрей Гальченко/ педагог, прозаик (1888-1939 гг.). Впервые познакомившись с творчеством великого писателя, Антон Семенович был впечатлен личностью, носящей «задорное, гневное и уверенно близкое» всем имя — Максим Горький. Наш земляк стал примером культурного и нравственного роста для будущего педагога. Под его влиянием Макаренко вершил свои первые литературные опыты, перешедшие, позднее, в серьезные труды и книги, заслужившие похвальные отзывы от строгого учителя-Алексея Максимовича. «…Вчера прочитал Вашу книжку «Марш 30-го года», — писал Горький. — Читал — с волнением и радостью… Вы очень хорошо изобразили коммуну и коммунаров. На каждой странице чувствуешь Вашу любовь к ребятам, непрерывную Вашу заботу о них и такое тонкое понимание детской души. Я Вас искренно поздравляю с этой книгой».

«Моя жизнь прошла под знаком Горького», — напишет Антон Семенович. Работа в трудовой колонии имени А. М. Горького это отчасти подтверждает, как и крепкая дружба, связавшая две творческие души.

                                                                        

 

 

Ромен Роллан, прозаик (1866-1944 гг.). «Я имею высокую честь считать его своим другом, и поэтому мне очень трудно говорить о нём. Ибо я не принадлежу к числу тех людей, которые находят необходимым говорить о друзьях своих, подчёркивая идеологические или иные «недостатки» друзей…Нужно иметь сердце, способное творить чудеса, чтобы создать во Франции, после трагедий, пережитых ею, столь бодрую книгу — книгу непоколебимой и мужественной веры в своего родного человека, француза. Я преклоняюсь перед Романом Ролланом именно за эту его веру, которая звучит во всех его книгах, во всём, что он делает. Для меня Р.Роллан уже давно Лев Толстой Франции» так характеризовал свое отношение к французскому прозаику и музыковеду Алексей Максимович. Огромную роль в укреплении прогрессивных сторон мировоззрения Роллана сыграл М. Горький. В регулярной переписке двух писателей обсуждались острейшие вопросы современности, литературы и искусства, проблемы творчества. Роллан писал: «Имя Горького для меня с юности — имя друга». В декабре 1916 года началась постоянная их переписка, перешедшая в искреннюю дружбу двух великих писателей.

                                                                    

 

 

Антон Павлович Чехов /псевд. Антоша Чехонте/прозаик, драматург (1860-1904 гг.).

В 1898 году, в своем первом письме к Чехову, положившем начало личному общению обоих писателей, Горький сообщал: «Собственно говоря — я хотел бы объясниться вам в искреннейшей горячей любви, кою безответно питаю к вам со времен младых ногтей моих, я хотел бы выразить мой восторг пред удивительным талантом вашим, тоскливым и за душу хватающим, трагическим и нежным, всегда таким красивым, тонким.

.. Сколько дивных минут прожил я над вашими книгами, сколько раз плакал над ними и злился, как волк в капкане, и грустно смеялся подолгу». Преклонение перед талантом другого было взаимно. Познакомившись с первыми рассказами Горького, Антон Павлович, в своем письме к нему, дает беглую характеристику основных свойств начинающего писателя: «Талант, — пишет он, — несомненный и притом, настоящий, большой талант. Вы — художник, вы — пластичны, то есть когда вы изображаете вещь, то видите ее и ощупываете руками ее. Это настоящее искусство…». Общение этих мастеров слова продолжалось более пяти лет, вплоть до смерти Антона Павловича. Любовь к драматургу сказалась и на воспоминаниях Горького о нем, и его мемуары считаются одними из лучших среди воспоминаний о Чехове.

                                                                   

 

 

Константин Александрович Федин, писатель, журналист (1892-1977 гг.). 25 февраля 1920 года Константин Александрович познакомился с М. Горьким. Тот сурово раскритиковал переданные ему на ознакомление сочинения молодого автора, однако, правдиво угадав в нем талант, поддержал творческие начинания, отчего писательская карьера Федина стала складываться крайне удачно. Впечатления о первой встречи с великим мастером слова нашло отражение в книге Константина Александровича «Горький среди нас» — «Это на всю жизнь» — писал журналист. Внимание и поддержка Алексея Максимовича видна и по интенсивной переписке между ними. А дарственная надпись на второй части романа «Похищение Европы» говорит сама за себя: «Дорогому Алексею Максимовичу по-старому, с любовью и преданностью. Конст. Федин. Ленин град. Январь 1936 г.»

                                                                                  

 

                                 

Леонид Максимович Леонов, прозаик, драматург (1899-1994 гг.).

С произведениями Леонида Максимовича Леонова буревестник революции познакомился в 1924 г.

, после чего письмом предложил его сотрудничать в журнале «Беседа». Это приглашение положило начало многолетней переписке и дружбе писателей. Горький горячо интересовался творчеством Леонида Максимовича. В своих письмах он нередко обращает внимание корреспондентов на книги Леонова и предсказывает ему большую будущность: «В Леонове чувствуется большой русский писатель». Дружба между прозаиками окрепла еще больше после посещения Алексеем Максимовичем Сорренто по приглашению Леонова. «Когда я приехал в 1927 г. к Горькому в Сорренто, он меня сразу принял, проявил ко мне просто нежность. Я возвратился в Москву буквально влюбленным в него». В свою очередь литератор неоднократно говорил о роли Горького в становлении и развитии советской литературы, в воспитании молодых писателей, обозначая, тем самым, свое отношение к нашему земляку: «Горький — человек, удивительно поработавший над самим собой. И, познавая его почти нечеловеческий труд, испытываешь еще большее уважение к этому гражданину мира из нижегородского малярного цеха».

                                                                  

 

 

Стефан Цвейг, прозаик, поэт (1881-1942 гг.). «Самым ценным, что я привез домой, была дружба с Максимом Горьким, с которым я впервые увиделся в Москве» писал австриец, делясь впечатлениями о поездке в Россию 1928 года. Этой встрече предшествовала их активная переписка, в которой Алексей Максимович давал восторженные отзывы на прочтенные произведения, предлагая печататься в России. Издательские проекты были весьма успешны. В проспектах книгоиздательства «Время» собрание сочинений С. Цвейга рекламировалось, как «единственное на русском языке, разрешенное автором, с предисловиями Горького…». Вторая и последняя встреча прозаиков состоялась в 1930 году в Сорренто. Из всех современных русских писателей Цвейг неизменно выделял своего друга по переписке. Предисловие к «Рассказам» Горького, изданных в Лейпциге в 1931 году тому подтверждение. «Эта вступительная статья Стефана Цвейга — одна из лучших, среди написанного о Горьком, и, может быть, лучшее из всего, что сказано о Горьком на немецком языке» — отзывался Л. Фейхтвангер.

                                                                 

Максим Горький — IMDb

Назад
  • Биография
  • Награды
  • Общая информация (1)Разное (6)Цитаты (1)

    Редактировать

    Общие сведения

    • Родился

      28 марта 1868 г. · Нижний Новгород, Российская империя [ныне Россия]

    • Умер

      14 июня 1936 г. · Горки Одинцовского района Московской области, РСФСР, СССР [ныне Россия] (пневмония) 9 0011

    • Имя при рождении

      Алексей Максимович Пешков

    Мини Био

      • Максим Горький — псевдоним Пешкова Алексея Максимовича, родился в бедной русской семье в Нижнем Новгороде на Волге. Горький рано потерял отца, его избил отчим и стал сиротой в 9 лет, когда умерла его мать. Он был воспитан его бабушкой, которая помогла ему стать рассказчиком.

        Он был благословлен блестящей памятью, но не смог войти в Казанский университет. В 19 летон пережил попытку самоубийства, потому что пуля не попала в сердце. После этого Горький путешествовал пешком 5 лет по всей Средней России, работал матросом на волжском пароходе, затем продавец, железнодорожник, соляной мельник и юрист клерк. В то время он был арестован за публичную критику Царь и социальная несправедливость в России. Он начал писать для газет и опубликовал свои первые «Очерки и рассказы» в 1890-х годах. Позже он написал автобиографическую книгу «Мои университеты» по впечатлениям от его путешествия и работа. Горький с сочувствием писал о простом народе, изгои, цыгане, бродяги и мечтатели в контексте социальной упадок в Российской империи. Он подружился с Антоном Чеховым и Лев Толстой. Его пьеса «На дне» (1892) восхвалялся Чеховым и успешно разыгрывался в Европе и США.

        Его политическая деятельность привела к отмене его членства в Российской Академия. Антон Чехов и Владимир Короленко покинули Академию в знак протеста и солидарности с Горьким. Он уехал жить в Европу и Америку в 1906-13. В Америке он начал свой классический роман «Мать» о русском Христианка и ее заключенный сын, которые присоединились к революционерам. под иллюзией, что революция следует посланиям Христа.

        После русской революции 1917 года Горький критиковал Ленина и коммунистов за их «кровавые эксперименты над русским народом». Он писал: «Ленин и Троцкий развращены грязным ядом власти». Они не уважают права человека, свободу слова и все другие гражданских свобод». Вскоре Горький получил рукописное письмо-предупреждение от Ленин. Позже был его друг Николай Гумилев, бывший муж Анны Ахматовой. расстрелян коммунистами. В 1921 году Горький эмигрировал в Европу и поселился на Капри. Он стал осторожен в своей критике коммунизма. В 1932 после после серии кратких визитов он вернулся в Советская Россия.

        Его разместили в богатом московском особняке бывшего железнодорожный магнат Рябушинский. Его возвращение из фашистской Италии было победой советской пропаганда. Его сделали председателем Союза советских писателей. представитель «социалистического реализма». После убийства Кирова в 1934 г. Горький находился под домашним арестом. Его сын умер в 1935 году. В следующем году Горький Горький скоропостижно скончался на даче Ленина в Москве.

        — Мини-биография IMDb Автор: Стив Шелохонов

    Семья

    • Супруги

        Андреева Мария (1903 — 1919)

        Пешкова Екатерина (1896 — 1903) (разведена, 2 детей) 90 011

    Общая информация

    • Умер при загадочных обстоятельствах во время прохождения медицинский уход. Среди множества слухов было и то, что это был троцкистский заговор.

    • Русский писатель

    • Горький по-русски значит «горький».

    • Были длительные отношения с Мурой Будберг.

    • Упоминается в фильме «Леди и бродяга» (1955).

    Цитаты

    • Ложь — религия рабов и господ. Истина — бог свободного человека.

    Внести свой вклад в эту страницу

    Предложить отредактировать или добавить отсутствующий контент

    • Подробнее о добавлении
    Редактировать страницу

    Больше от этого человека

    Другие работыРекламные спискиВнешние сайты

    • Просмотр агента, публициста, юриста и контактные данные компании на IMDbPro

    Еще для изучения

    Недавно просмотренные

    У вас нет недавно просмотренных страниц

    Портрет русского писателя Максима Горького – DW – 28.

    03.2018

    Изображение: Getty Images/AFP

    Культура

    Штефан Деге объявление

    28 марта 2018 г.

    Был он литературный гений или просто сталинская марионетка? Общественное мнение о русском писателе Максиме Горьком по-прежнему разделяется, даже в день его 150-летия.

    https://p.dw.com/p/2v5Cv

    Реклама

    Наиболее известен по таким пьесам, как «На дне» и «Летники», автобиографии «Мое детство» и роману «Жизнь Клим Самгин», русский писатель Максим Горький идеализировался при Сталине и впоследствии избегался на Западе. Но такие пьесы, как «Дети солнца», которые Горький написал, находясь в тюрьме во время неудавшейся русской революции 1905 года, в последние годы возвращаются на европейские сцены, а его литературные произведения также переиздаются.

    Но спорный советский словесник, выросший в обедневшей семье и самостоятельно научившийся писать, до сих пор разделяет мнения спустя столько лет после своего рождения в Нижнем Новгороде 28 марта 1868 года.

    Иллюстрированная статья о городе Горьком, сейчас Нижний Новгород, который с 1932 по 1990 год носил имя любимого литературного сына Советского Союза Изображение: picture Alliance/Mary Evans Picture Library

    Кильского университета и автор книги «Максим Горький: литературные произведения», в которой также описывается репутация, испорченная вовлечением в тоталитарный дух сталинизма.

    Подробнее : Русская революция 100 лет спустя: «Россия не имела дела с прошлым»

    «Он не классический писатель, как Федор Достоевский, а представитель мировой литературы», — говорит Книгге, который не не только знаток Горького, но и страстный поклонник пятикратного номинанта на Нобелевскую премию по литературе, чьи романы, рассказы и театральные постановки переведены более чем на 100 языков.

    Книгге считает творчество Горького «портретной галереей русских людей», а в авторе видит гуманиста, мудрого и строгого наблюдателя на уровне, сравнимом с немецким писателем Томасом Манном.

    Поэт русской революции?

    150-летие Горького и последние президентские выборы в России практически совпадают. Но этот факт, по мнению Книгге, не случаен: «Предсказуемый результат в 77 процентов голосов в пользу Путина, а также празднование события в стиле народного праздника вызвали старые вопросы», — написал Книгге в своем блоге.

    Подробнее: Мнение: Великий обман Владимира Путина

    «Почему россияне продолжают мыслить и чувствовать так монархически и патриархально, даже спустя целый век после свержения царя? Почему «свобода» и «демократия» стали почти матерные слова в современной России?»

    Эти противоречия разыгрываются через собственное наследие Горького. Можно ли считать человека, написавшего подрывную поэму «Песнь о буревестнике», вдохновленную жестоко подавленной студенческой демонстрацией в Санкт-Петербурге, и при этом канонизированную при самой жестокой советской диктатуре во главе с Иосифом Сталиным? поэт революции?

    Подробнее : Россия запрещает показ фильма «Смерть Сталина» в кинотеатрах

    Максиму Горькому никогда не было трудно найти мощный политический контекст для своей работы. Его роман «Мать» (1907) стала классикой советской литературы, потому что ее главный герой, заводской рабочий, воспринимался как настоящий пролетарий. Столь же откровенно Горький говорил о своей дружбе с Лениным, героем русской революции, которого, по его словам, любил больше всего на свете.

    В бывшем Советском Союзе государство признавало писателей, если их можно было использовать в политических целях. После того как в 1927 году Коммунистическая академия приняла решение признать Горького «пролетарским писателем», он стал добровольным соучастником диктатуры. В 19В 32 года Горький вернулся из Италии, где большую часть последнего десятилетия проживал, и был встречен как герой. Он получил орден Ленина, высшую награду Советского Союза, и стал членом ЦК коммунистической партии — даже место его рождения было переименовано в Горький в 1932 году.

    Иосиф Сталин и Максим Горький: близкие отношения писателя с диктатор запятнал свое наследие Изображение: picture-alliance/dpa

    Скомпрометированное наследие

    Хотя творчество Горького хорошо вписывалось в канон социалистического поэт сильно навредил своей репутации».

    «Советское государство низвело его до солдата коммунистической партии», — говорит Книгге. Но в то время как Книгге непреклонен в том, что Горький «никогда не был сталинистом», преследуемый русский писатель Александр Солженицы позже осудил Горького как «апологета палачей».

    Правда, отношения Горького с теми, кто пришел к власти после революции, были полны противоречий. В эссе, которое он опубликовал в 1917-1918 годах в большевистской ежедневной газете «Новая жизнь», Горький дистанцировался от зверств, совершенных во время Октябрьской революции, и даже критиковал Ленина, прежде чем позже принять большевистскую идеологию.

    Подробнее : Настоящий Октябрь. Художники эпохи революции

    Действительно, большую часть 1920-х годов Горький жил за границей, в том числе в Сорренто в Италии. Это было время, когда Сталин запрещал произведения великих советских поэтов, таких как Сергей Есенин, который, начав критически относиться к российскому руководству, умер после очевидного самоубийства в 1925 году.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *