Что чесма рымник и полтава: Ошибка в вопросе | Что? Где? Когда?.

Любимое стихотворение Лермонтова: svetoch41 — LiveJournal

Было это в детстве. Не в глубоком — где-то классе в пятом. Однажды папа заговорщически подмигнул, и раскрыл томик Лермонтова: «Я хочу тебе прочитать одно стихотворение» Так оно и вошло в мою жизнь. Это было «Поле Бородина». Папа любил Лермонтова и многие его стихи знал наизусть. До сих пор в ушах звучит его голос, читающий «Мцыри», «Беглеца» или «Тамбовскую казначейшу». Да, он любил читать стихи вслух для нас — детей.
Чем меня тогда поразило «Поле Бородина»? Во-первых, перекличкой с «Бородино» того же Лермонтова. Отдельные строки повторяются и там, и там. Но более раннее стихотворение отчего-то для меня стало особенным. Потому что, кроме «во-первых», было ещё и «во-вторых». Виноваты во всём несколько строк. «Пройдусь» именно по ним.
«Что Чесма, Рымник и Полтава?
Я вспомня леденею весь,
Там души волновала слава,
Отчаяние было здесь»
В самом деле, если вспомнить, какое значение играли и Чесма, и Рымник, и Полтава. .. Это было — завоевание новых земель, открытие выходов к морю… А Бородино.. Бородино — это одна из ступенек на лестнице, ведущей к Москве. Тут бои шли на своей территории, тут решалась, если не судьба России, то… Как бы это точнее объяснить. У каждого из нас есть свой «уголок» куда никто не допускается. Вот Москва для русских и была таким уголком.
«На пушки конница летала» Я была несведуща в истории тех лет (вот советскую историю я уже тогда знала хорошо), и не слышала о подвигах казаков Платова. Но сразу вспомнилось, как Будённый утверждал, что «конь лучше танка», и чем потом аукнулось это его убеждение — кавалерии пришлось действительно ходить в атаку против танков.
Ну, а пытливым читателям, не слишком отягощённым знанием русской классики, даю возможность ознакомиться с текстом:

ПОЛЕ БОРОДИНА

Всю ночь у пушек пролежали
Мы без палаток, без огней,
Штыки вострили да шептали
Молитву родины своей.
Шумела буря до рассвета;
Я, голову подняв с лафета,
Товарищу сказал:
«Брат, слушай песню непогоды:
Она дика, как песнь свободы».
Но, вспоминая прежни годы,
Товарищ не слыхал.

Пробили зорю барабаны,
Восток туманный побелел,
И от врагов удар нежданый
На батарею прилетел.
И вождь сказал перед полками:
«Ребята, не Москва ль за нами?
Умремте ж под Москвой,
Как наши братья умирали».
И мы погибнуть обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в бородинский бой.

Что Чесма, Рымник и Полтава?
Я вспомня леденею весь,
Там души волновала слава,
Отчаяние было здесь.
Безмолвно мы ряды сомкнули,
Гром грянул, завизжали пули,
Перекрестился я.
Мой пал товарищ, кровь лилася,
Душа от мщения тряслася,
И пуля смерти понеслася
Из моего ружья.

Марш, марш! пошли вперед, и боле
Уж я не помню ничего.
Шесть раз мы уступали поле
Врагу и брали у него.
Носились знамена, как тени,
Я спорил о могильной сени,
В дыму огонь блестел,
На пушки конница летала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.

Живые с мертвыми сравнялись;
И ночь холодная пришла,
И тех, которые остались,
Густою тьмою развела.
И батареи замолчали,
И барабаны застучали,
Противник отступил:
Но день достался нам дороже!

В душе сказав: помилуй боже!
На труп застывший, как на ложе,
Я голову склонил.

И крепко, крепко наши спали
Отчизны в роковую ночь.
Мои товарищи, вы пали!
Но этим не могли помочь.
Однако же в преданьях славы
Всё громче Рымника, Полтавы
Гремит Бородино.
Скорей обманет глас пророчий,
Скорей небес погаснут очи,
Чем в памяти сынов полночи
Изгладится оно.

Да, ещё пара слов про конницу, которая «летала» на пушки или танки. В моём детстве по телевизору показывали замечательные фильмы, где консультантами выступали историки. А что видели люди моложе меня? Голливудскую «лажу» про то, как кардинал целится в короля из снайперской винтовки!!!
Эй, вы там — наверху! Те, кто «владеет» прокатом фильмов по телевидению. Покажите настоящие исторические фильмы! Снимите их с полок! Ну, хотя бы про адмирала Ушакова — «Корабли штурмуют бастионы». Один из любимых фильмов был в отрочестве, наверное, потому, что перед его просмотром успела прочитать книгу об Ушакове. Знаменательная личность была — среди современников наравне с адмиралом Нельсоном «котировалась». А кто из молодёжи о нём помнит?

Поле Бородина. Лермонтов М. Ю.

ЛИТЕРАТУРА

 
 Главная
 

Портрет М. Ю. Лермонтова
в сюртуке лейб-гвардии
гусарского полка
работы А.И. Клюндера. 1839-1840 гг.
ГМИРЛИ имени В. И. Даля

 
 
 
 
 
 

МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ
(1814 – 1841)

ПОЛЕ БОРОДИНА[1]

 
1

Всю ночь у пушек пролежали
Мы без палаток, без огней,
Штыки вострили да шептали

Молитву родины своей.
Шумела буря до рассвета;
Я, голову подняв с лафета,
   Товарищу сказал:
«Брат, слушай песню непогоды:
Она дика, как песнь свободы».
Но, вспоминая прежни годы,
   Товарищ не слыхал.

2

Пробили зорю барабаны,
Восток туманный побелел,
И от врагов удар нежданый
На батарею прилетел.
И вождь сказал перед полками:
«Ребята, не Москва ль за нами?
   Умремте ж под Москвой,
Как наши братья умирали».
И мы погибнуть обещали,
И клятву верности сдержали
   Мы в бородинский бой.

3
Что Чесма, Рымник и Полтава?
Я вспомня леденею весь,
Там души волновала слава,
Отчаяние было здесь.
Безмолвно мы ряды сомкнули,
Гром грянул, завизжали пули,
   Перекрестился я.
Мой пал товарищ, кровь лилася,
Душа от мщения тряслася,

И пуля смерти понеслася
   Из моего ружья.

4

Марш, марш! пошли вперед, и боле
Уж я не помню ничего.
Шесть раз мы уступали поле
Врагу и брали у него.
Носились знамена, как тени,
Я спорил о могильной сени,
   В дыму огонь блестел,
На пушки конница летала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
   Гора кровавых тел.

5

Живые с мертвыми сравнялись;
И ночь холодная пришла,
И тех, которые остались,
Густою тьмою развела.
И батареи замолчали,
И барабаны застучали,
   Противник отступил:
Но день достался нам дороже!
В душе сказав: помилуй боже!
На труп застывший, как на ложе,
   Я голову склонил.

6

И крепко, крепко наши спали
Отчизны в роковую ночь.
Мои товарищи, вы пали!
Но этим не могли помочь.
Однако же в преданьях славы

Всё громче Рымника, Полтавы
   Гремит Бородино.
Скорей обманет глас пророчий,
Скорей небес погаснут очи,
Чем в памяти сынов полночи
   Изгладится оно.
1830-1831

Источник: Лермонтов М. Ю. Сочинения: В 6 т. — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1954—1957. Т. 1. Стихотворения, 1828—1831. — 1954. — С. 288—290.

 

1. «Поле Бородина» — стихотворение впервые опубликовано с незначительными разночтениями в Соч. под ред. Дудышкина (т. 2, 1860, стр. 102—105) под заглавием «Бородино».
Датируется 1830 или 1831 годом по положению в тетради XX.
Это стихотворение, написанное еще под влиянием старых, одических традиций, Лермонтов переделал в 1837 г. («Бородино»; см. на сайте «К уроку литературы»), превратив его в рассказ старого солдата.
Лермонтов стремился всесторонне изучить историческую обстановку Бородинского сражения. В материалах В. X. Хохрякова (ИРЛИ, оп. 4, № 85, л. 21) после текста стихотворения «Поле Бородина» следует запись: «К обработке этого сюжета относится и сохранившаяся записка о Бородинском сражении: „ Le champ de Borodino“ ». Затем на французском языке приводится сама записка, содержащая прозаический рассказ о Бородинской битве. Та же записка помещена в другой хохряковской тетради (ИРЛИ, оп.
4, № 26, л. 2) с подписью Лермонтова на французском языке: «М. Lermantoff».

С самого начала герой стихотворения (и первого, и второго) задумывался как образ воина – участника события. Но в стихотворении «Поле Бородина» образ «рассказчика» неясен, неизвестно, кем он является и кому адресует свой рассказ («не слышащего» его «товарища» слушателем можно назвать только условно). Его подчеркнуто книжная речь («Брат, слушай песню непогоды: / Она дика как песнь свободы»; «Душа от мщения тряслася, / И пуля смерти понеслася / Из моего ружья») не позволяет назвать его рядовым участником Бородинского сражения.

Герой же «Бородина» – представитель народной массы, наделенный соответствующей речевой характеристикой («У наших ушки на макушке»; «Постой-ка, брат, мусью!»), носитель коллективного сознания, выражающий народный взгляд на события Отечественной войны.
Воплотителем этой идеи народности выступает в «Бородино» почти фольклорный коллективный образ «богатырей» – героев войны 12-го года («Да, были люди в наше время…»). Меняется самый характер изображения: романтически книжная строка из «Поле Бородина» («На пушки конница летала») сменяется строкой с точной звуковой «окраской» («Звучал булат, картечь визжала»), передающей накал боя; вместо «На труп застывший, как на ложе, / Я голову склонил» – появляется прозаическое «Прилег вздремнуть я у лафета…» и т. д.
Романтизированный рассказ героя «Поля Бородина» на фоне шумящей «до рассвета» «бури», также явно романтического происхождения, сменяется рассказом одного из участников сражения, обращенного к внимательно слушающим его молодым солдатам. А это, в свою очередь, сообщает семантическую наполненность некоторым неизменѐнным строкам в позднем стихотворении.
Например: если в «Поле Бородина» строка «Гора кровавых тел» воспринимается как романтически гиперболизированное описание войны, то в «Бородино» эта строка становится выражением трагичности войны, показанной, говоря словами Л. Н. Толстого, «в настоящем ее выражении». (вернуться)

 
JPG»> 

Самокиш Н. С. Атака лейб-гвардии Литовского полка. 1912
Во время Бородинского сражения французские кирасиры 1-го кавалерийского корпуса атаковали Лейб-Гвардии Литовский и Измайловский полки, защищавшие деревню Семёновское. В ходе боя произошёл редкий в военной истории случай, когда пехотные каре не только отражали нападение неприятельской конницы, но и сами переходили в атаки: «Командир Литовского полка Удом, выстрелив батальным огнём, закричал; ура! пошёл на штыки и гнал неприятеля до ближней высоты».

 
 
 

в начало страницы

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
JPG»>

Биографии
писателей

 

Читальный
зал

 

Главная страница

 

 

Энциклопедия всемирного наследия

Энциклопедия всемирного наследия
  • Дискавери

    Комплексный сборник научных статей
    Миллионы просмотренных и отредактированных статей по всем академическим интересам

    Читайте онлайн или скачивайте и сохраняйте как электронные документы
    Все статьи готовы к печати по запросу

  • Самая большая энциклопедия

    Самая большая и полная энциклопедия из когда-либо составленных
    Объединенная база данных около 1000 статей,
    всего более 30 000 000 статей

  • Идеальный ресурс

    Красиво представленный и простой в использовании интерфейс
    Разделите радость открытий вместе
    Зарегистрируйте сегодня свою электронную библиотеку бесплатно

Энциклопедия всемирного наследия

Куда мир отправляется исследовать.
..

  • Отличная работа
  • Наука/Астрономия
  • Технологии/Инженерия
  • Биология/Медицина
  • Философия/Мыслители
  • Архитектура/Гражданское планирование
  • Спорт/Спортсмены
  • Артисты / Исполнители

Энциклопедия всемирного наследия


Энциклопедия всемирного наследия является самой большой и полной энциклопедией из когда-либо составленных. Сочетание статей, словарей, электронных книг, журналов и первоисточников предлагает уникальный ресурс для студентов и исследователей. Комбинированная совокупность сотен баз данных статей, в общей сложности миллионы статей. Все статьи можно читать онлайн или скачать и сохранить в виде электронных документов. Все статьи готовы к печати по запросу.

Энциклопедия всемирного наследия считает, что Общие базовые стандарты важны, и поэтому на сайте WorldHeritage.org вы найдете инструменты, которые помогут повысить успеваемость учащихся, повысить эффективность обучения и максимально использовать ваши технологии.

Энциклопедия всемирного наследия поддерживает обучение для всех классов, начиная с K-12, с удобным интерфейсом и содержанием, соответствующим классу. Энциклопедия всемирного наследия привела себя в соответствие с Common Core и государственными стандартами, чтобы гарантировать, что весь документальный контент STEM, необходимый любому учащемуся, может быть найден в одном месте.

Каждый месяц добавляются тысячи новых статей, изображений и мультимедийных элементов.

Почему Энциклопедии
Энциклопедия всемирного наследия включает в себя большие общие энциклопедии прошлого и настоящего, но все типы работ, которые претендуют на изложение в упорядоченном порядке сути «всего, что известно» по предмету или группе предметов, переведенных с койне. Греческое enkyklios payeia, что буквально означает «полное знание». Как сказал французский философ и автор Энциклопедии Дени Дидро: «Действительно, цель энциклопедии состоит в том, чтобы собрать знания, рассеянные по всему миру, изложить их общую систему людям, с которыми мы живем, и передать ее тем, кто придет после нас, чтобы труд предшествующих веков не сделался бесполезным для веков грядущих, и чтобы наше потомство, научившись лучше, стало в то же время более добродетельным и счастливым, и чтобы мы не умерли без оказав услугу роду человеческому».

Доступность Энциклопедия всемирного наследия (WorldHeritage.org) представляет собой совместную работу в режиме реального времени, которая существенно отличается от бумажных справочных источников. В отличие от печатных энциклопедий, мы постоянно редактируем, обновляем и добавляем статьи об исторических событиях, которые появляются в течение нескольких минут, а не месяцев или лет. WorldHeritage. org полностью доступен на планшете, смартфоне, ноутбуке, настольном компьютере или любом подключенном к Интернету устройстве с веб-браузером.

Печать устарела?
Энциклопедии, «выходя за рамки формата», присоединяются к длинному списку документов, без которых мы когда-то думали, что не можем жить, например, к каталогу Sears, «Желтым страницам» и картам. Даже всемирно известную Британскую энциклопедию перестанут издавать через 244 года, ее окончательное издание стоило почти 1400 долларов. Сегодня современная энциклопедия часто бывает в электронной форме и намного более доступна, чем традиционные бумажные версии. В отличие от многих онлайн-энциклопедий, Энциклопедия всемирного наследия представляет собой совокупность профессионально написанных, собранных из краудсорсинга, рецензируемых и отредактированных статей, что делает нашу информацию самой надежной и полной энциклопедией. Электронные энциклопедии обладают дополнительным преимуществом: они динамичны; новая информация может быть представлена ​​почти сразу же, как это происходит в мире. С современными технологиями у нас есть дополнительное преимущество в том, что информация также является портативной.

определение русско-турецкой войны 1710-1711 гг. и синонимы русско-турецкой войны 1710-1711 гг. (англ.) Империя взорвалась после того, как русские разгромили Швецию в Полтавской битве. С помощью австрийских и французских дипломатов раненый Карл XII Шведский бежал с поля боя ко двору османского султана Ахмеда III, которого он убедил объявить войну России 20 ноября 1710 г.

Главным событием конфликта стал плохо подготовленный Прутский поход 1711 года, в ходе которого русские войска под командованием Петра Великого и Бориса Шереметева попытались вторгнуться в Молдавию с помощью молдавского правителя Димитрия Кантемира, но были окружены и разбиты Османские войска под командованием великого визиря Балтаджи Мехмеда-паши в решающем сражении при Станилешть (началось 18 июля 1711 г.).

Конфликт был прекращен 21 июля Прутским договором, к разочарованию Карла XII. Договор предусматривал возвращение Азова османам; Подлежали сносу Таганрог и несколько русских крепостей; а царь обязался прекратить вмешиваться в дела Речи Посполитой.

Турецкие историки традиционно утверждают, что Балтаджи Мехмед-паша совершил важную стратегическую ошибку, подписав договор на относительно легких условиях для русских из-за численного превосходства Османской империи. Поскольку сам Петр командовал русской армией, и если бы Балтаджи Мехмед-паша не принял мирное предложение Петра и вместо этого попытался захватить его в плен, ход истории мог бы измениться. Без Петра Россия вряд ли стала бы имперской державой и будущим заклятым врагом Османского государства на Балканах, в бассейне Черного моря и на Кавказе.

Хотя известие о победе сначала было хорошо воспринято в Константинополе, недовольная провоенная партия повернула общее мнение против Балтаджи Мехмед-паши, которого обвинили в получении взятки от Петра Великого. Затем Балтаджи Мехмед-паша был освобожден от должности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *