Дата | Событие |
16 [28] марта 1868 | Алексей Максимович Пешков родился в Нижнем Новгороде, в большом деревянном доме на Ковалихинской улице, принадлежавшем его деду. |
29 июля 1871 | Умирает отец Алексея, заразившись от сына холерой. В три года Алёша Пешков заболел холерой, но смог выжить. |
5 августа 1879 | Умерла Мать Алексея, от чахотки. Бабушка Максима — Акулина Ивановна заменила мальчику родителей. Рано осиротев, Алексей провёл детские годы в семье деда по матери Василия Каширина в Нижнем Новгороде. |
1879 | С 11 лет вынужден был зарабатывать — идти «в люди»: работал «мальчиком» при магазине, буфетным посудником на пароходе, пекарем, учился в иконописной мастерской. |
1884 | |
Работал на пристанях, где начал посещать сходки революционно настроенной молодёжи. Познакомился с марксистской литературой и пропагандистской работой. | |
1885 — 1886 | Работал в крендельном заведении и булочной В. Семёнова. |
1887 | Работал в булочной народника Андрея Степановича Деренкова, доходы которой направлялись на нелегальные кружки самообразования и прочую финансовую подпитку движения народников в Казани. |
Потерял бабушку и дедушку: А. И. Каширина скончалась 16 февраля, В. В. Каширин — 1 мая. | |
12 декабря 1887 | В приступе юношеской депрессии предпринял попытку самоубийства, прострелив себе из ружья лёгкое. Пуля застряла в теле, Алексея отправили в земскую больницу, где сделали успешную операцию. Попытку суицида спустя несколько дней Пешков повторил в больнице, где повздорил с профессором, внезапно схватил в ординаторской крупную склянку хлоральгидрата, и сделал несколько глотков, после чего был вторично спасён от смерти промыванием желудка. |
1888 | В марте вместе с революционером-народником М. А. Ромасем приезжает в село Красновидово Свияжского уезда Казанской губернии. |
Был впервые арестован за связь с кружком Н. Е. Федосеева. Находился под постоянным надзором полиции. | |
В октябре поступил сторожем на станцию Добринка Грязе-Царицынской железной дороги. Впечатления от пребывания в Добринке послужили основой для автобиографического рассказа «Сторож» (1922) и рассказа «Скуки ради» (1897) | |
1889 | В январе, по личному прошению (жалобе в стихах), переведён на станцию Борисоглебск, затем весовщиком на станцию Крутая. Там Алексея застало первое сильное чувство к дочери начальника станции Марии Басаргиной; Он даже просил руки Марии у её отца, но получил отказ. |
С октября Работал письмоводителем у адвоката А. И. Ланина. В этом же месяце впервые был арестован и заключён в нижегородскую тюрьму — это было «эхо» разгрома студенческого движения в Казани. | |
В конце 1889 — начале 1890 | Познакомился в Нижнем Новгороде с писателем В. Г. Короленко, которому принёс для отзыва своё первое произведение, поэму «Песнь старого дуба». Прочитав поэму, Короленко разнёс её в пух и прах. |
29 апреля 1891 | Пешков отправился из Нижнего Новгорода странствовать «по Руси». Побывал в Поволжье, на Дону, на Украине (в Николаеве попал в больницу), в Крыму и на Кавказе, большую часть пути прошёл пешком, иногда ехал на подводах, на тормозных площадках железнодорожных грузовых вагонов. В ноябре пришёл в Тифлис. Устроился рабочим в железнодорожную мастерскую. |
1892 | Летом в Абхазии работал на строительстве шоссе Сухум — Новороссийск, после чего ненадолго завербовался на бакинские нефтепромыслы — этот труд писатель потом называл самым тяжёлым из всех, что выпали на его долю. |
Написал юношескую романтическую поэму-сказку «Девушка и Смерть» | |
1893 | Начинающий писатель опубликовал несколько рассказов в нижегородских газетах «Волгарь» и «Волжский вестник». Его литературным наставником становится Короленко. |
25-летний Алексей Пешков вступил в первый, невенчанный брак с акушеркой Ольгой Юльевной Каменской, героиней его позднего рассказа «О первой любви» (1922). | |
1894 | Расстался с Каменской. Перелом в отношениях наступил после того, как Ольга, которой «всю мудрость жизни заменил учебник акушерства», заснула при авторском чтении только что написанной новеллы «Старуха Изергиль». |
Написал рассказ «Старуха Изергиль», состоящий из 3 частей. | |
В августе по рекомендации Короленко Пешков написал рассказ «Челкаш» о приключениях босяка-контрабандиста, был опубликован в 1895 году, приносит первую литературную известность своему автору — Максиму Горькому. | |
1895 | Короленко посоветовал Пешкову переехать в Самару, где тот стал профессиональным журналистом, и начал зарабатывать себе на хлеб статьями, фельетонами и очерками — под псевдонимом Иегудиил Хламида. |
В «Самарской газете» был опубликован очерк «Бабушка Акулина» — первый набросок к будущей повести «Детство». | |
30 августа 1896 | В самарском Вознесенском соборе Горький обвенчался с дочерью разорившегося помещика (ставшего управляющим), вчерашней гимназисткой, корректором «Самарской газеты» Екатериной Волжиной, младше себя на 8 лет. |
1896 | Пишет отклик на первый киносеанс аппарата «Синематограф» в кафешантане Шарля Омона на Нижегородской ярмарке. |
1897 | В январе ему был впервые поставлен диагноз — туберкулёз. Лечился в Крыму, долечивался в сопровождении жены на Украине, в деревне Мануйловке под Полтавой, где осваивал украинский язык. |
21 июля там под Полтавой, родился его первенец — сын Максим. | |
Горький — автор произведений в журналах «Русская мысль», «Новое слово» и «Северный вестник». Опубликованы его рассказы «Коновалов», «Зазубрина», «Ярмарка в Голтве», «Супруги Орловы», «Мальва», «Бывшие люди» и другие. В октябре начал работу над первым крупным произведением, романом «Фома Гордеев». | |
1898 | Издательством С. Дороватовского и А. Чарушникова выпущены первые два тома сочинений Горького. В те годы тираж первой книги молодого автора редко превышал 1000 экз. А. Богданович советовал выпустить первые два тома «Очерков и рассказов» М. Горького по 1200 экз. Издатели «рискнули» и выпустили больше. Первый том 1-го издания «Очерков и рассказов» вышел тиражом 3000 экз., второй том — 3500. Оба тома были быстро распроданы. |
Через два месяца после выхода книги писатель, чьё имя было уже на слуху, был снова арестован в Нижнем, этапирован и заключён в Метехский замок Тифлиса за прежние революционные дела. | |
1899 | Горький впервые появляется в Санкт-Петербурге |
Издательством С. Дороватовского и А. Чарушникова первым изданием выпущен третий том «Очерков и рассказов» тиражом 4100 экз. |
|
Публикуются роман «Фома Гордеев», поэма в прозе «Песня о Соколе». Появляются первые переводы Горького на иностранных языках. | |
1900 | 18 апреля А. Чехов познакомил Горького с известной московской актрисой Марией Андреевой в дальнейшем ставшей его гражданской женой. |
4 сентября Горький стал равноправным участником-партнёром издательства «Знание». Под началом Горького издательство «Знание» полностью сменило своё направление, сделало главный упор на беллетристику и развило большую активность, выдвинувшись на лидирующие позиции в России. | |
1900 — 1901 | Написал роман «Трое», оставшийся малоизвестным. Происходит личное знакомство Горького с Чеховым, Толстым. |
1901 | В марте в Нижнем Новгороде создал произведение небольшого формата, но редкого, оригинального жанра, песню в прозе, — широко известную как «Песня о Буревестнике». |
Участвует в марксистских рабочих кружках Нижнего Новгорода, Сормова, Санкт-Петербурга; написал прокламацию, призывающую к борьбе с самодержавием. За это арестован и выслан из Нижнего Новгорода. | |
Горький впервые обратился к драматургии. Создаёт пьесы «Мещане» (1901), «На дне» (1902). | |
26 мая 1901 | Родилась дочь Катя |
1902 | Стал крёстным и приёмным отцом еврея Зиновия Свердлова, который взял фамилию Пешков и принял православие. Это было необходимо для того, чтобы Зиновий получил право жить в Москве. |
После всего шести лет регулярной литературной деятельности 25 февраля происходит избрание Горького в почётные академики Императорской Академии наук по разряду изящной словесности.И прежде чем Горький смог воспользоваться своими новыми правами, его избрание было аннулировано правительством, поскольку новоизбранный академик «находился под надзором полиции». | |
Горький впервые опубликовал стихотворение «Валашская легенда», ставшее потом известным под названием «Легенда о Марко». | |
В сентябре уже получивший мировую известность и солидные гонорары Горький, с женой Екатериной Павловной и детьми Максимом и Катей, поселился в арендованных 11 комнатах нижегородского дома барона Н. Ф. Киршбаума. | |
В этом году о Горьком было опубликовано 260 газетных и 50 журнальных статей, издано более 100 монографий. | |
1903 | Андреева окончательно уходит из своей семьи, снимает себе квартиру, становится гражданской женой и литературным секретарём Горького. Писатель, захваченный новой страстной любовью, навсегда покинул Нижний Новгород, стал жить в Москве и Санкт-Петербурге, где состоявшееся литературное признание и начавшаяся общественная деятельность открыли перед ним новые перспективы. |
Написал поэму «Человек» | |
1903 — 1904 | Общество русских драматических писателей и композиторов дважды присуждало Горькому Грибоедовскую премию за пьесы «Мещане» и «На дне». Писатель приобрёл престиж в столичном обществе: в Санкт-Петербурге Горький был известен по деятельности книжного издательства «Знание», а в Москве являлся ведущим драматургом в Художественном театре (МХТ). |
1904 — 1905 | Писатель под влиянием Андреевой сблизился с ленинской партией РСДРП и вступил в неё. 27 ноября происходит первая встреча Горького с Лениным, месяцем ранее вернувшимся из политэмиграции. |
Максим Горький пишет пьесы «Дачники», «Дети солнца», «Варвары». | |
За революционную прокламацию, и в связи с расстрелом 9 января, арестован и заключён в одиночную камеру Петропавловской крепости. Под давлением общественности 14 февраля 1905 года освобождён под залог. | |
1905 | Осенью в МХТ состоялась премьера новой пьесы Горького «Дети солнца», где Андреева исполнила роль Лизы. |
С декабря по инициативе Горького за рубежом было образовано специальное книгоиздательство для русских авторов, где Горький стал одним из учредителей. | |
1906 | В начале года Горький покинул Россию, где его начали преследовать за политическую деятельность, и стал политическим эмигрантом. По поручению Ленина и Красина Горький с фактической женой, актрисой Марией Андреевой отправились через Финляндию, Швецию, Германию, Швейцарию и Францию пароходом в Америку. В Америке Горький с Андреевой пробыли до сентября. Цель — сбор средств в кассу большевиков для подготовки революции в России. |
В Санкт-Петербурге издана первая книга из объёмной «Дешёвой библиотеки товарищества „Знание“», в ней насчитывалось более 30 произведений Горького. | |
Во время путешествия в США написал роман «Мать» | |
Когда Горький с Андреевой летом находились в США, в Нижнем Новгороде от внезапного менингита 16 августа умирает 5-летняя дочь Горького Катя. | |
В октябре из-за туберкулёза Горький с гражданской женой поселился в Италии. Вскоре Горький обосновался на острове Капри, где вместе с Андреевой прожил 7 лет | |
1908 | На Капри Горький написал «Исповедь», где обозначились его философские расхождения с Лениным (который посещал Капри для встреч с Горьким в апреле 1908 и июне 1910 годов) и сближение с богостроителями Луначарским и Богдановым. |
Написал пьесу «Последние», и повесть «Жизнь ненужного человека». | |
1909 | Написал повести «Городок Окуров», «Жизнь Матвея Кожемякина». |
1912 | Написал рассказ «Случай из жизни Макара» |
По мере углубления в собственное творчество Горький утратил в эмиграции интерес к деятельности издательства «Знание» и покинул товарищество, а в следующем году, когда он вернулся в Россию, издательство уже перестало существовать. | |
1912 — 1916 | Горький создаёт серию рассказов и очерков, составивших сборник «По Руси», автобиографические повести «Детство», «В людях» |
1913 | Завершил «Сказки об Италии» |
31 декабря закончив в Италии повесть «Детство», после объявления всеобщей амнистии по случаю 300-летия дома Романовых, Горький поездом вернулся в Россию. | |
1914 | Горький редактировал большевистские газеты «Звезда» и «Правда», художественный отдел большевистского журнала «Просвещение», издавал первый сборник пролетарских писателей |
1915 — 1917 | Издавал журнал «Летопись», основал издательство «Парус». |
1916 | В издательстве «Парус» была опубликована автобиографическая повесть «В людях» и цикл очерков «По Руси» |
1917 — 1919 | Горький, прохладно воспринявший Февральскую, а впоследствии и Октябрьскую революцию, вёл большую общественную и правозащитную работу, критиковал методы большевиков, осуждал их отношение к старой интеллигенции, спасал ряд её представителей от репрессий большевиков и голода. |
20 марта 1917 | После свержения монархии Горький был восстановлен в правах почётного академика. |
1918 | После покушения на Ленина в августе отношения Горького и Ленина, омрачённые до того рядом ссор, снова укрепились. Горький отправил Ленину сочувственную телеграмму и возобновил переписку с ним. |
1919 | В феврале Горький и Андреева были назначены руководителями Оценочно-антикварной комиссии Народного комиссариата торговли и промышленности. Цель состояла в том, чтобы отобрать из имущества, конфискованного в церквях, во дворцах и особняках имущего класса, в банках, антикварных лавках, ломбардах, предметы, представляющие художественную или историческую ценность. Затем эти предметы предполагалось передать в музеи, а часть конфискованного реализовать на аукционах за границей. |
По инициативе и при решающем участии Горького организовано издательство «Всемирная литература», целью которого на пять лет, вместившие более 200 томов, стал выпуск в стране мировой классики в эталонном переводе, с высококвалифицированными комментариями и интерпретациями крупнейших литературоведов. | |
1920 | В июле Горький увиделся с Лениным, когда тот приезжал в Петроград на Второй конгресс Коминтерна. Писатель получил в подарок от Ленина, навестившего Горького в его квартире перед возвращением в Москву, только что изданную ленинскую книгу «Детская болезнь левизны в коммунизме», они вместе сфотографировались у колонн Таврического дворца. Это была последняя встреча Горького и Ленина. |
1921 | 16 октября отъезд M. Горького за границу, слово «эмиграция» в контексте его поездки тогда не употреблялось. Официальной причиной отъезда было возобновление его болезни и необходимость, по настоянию Ленина, лечиться за границей. По другой версии, Горький был вынужден уехать из-за обострения идеологических разногласий с советской властью. |
1922 | Написал рассказ «О первой любви» |
1922 — 1928 | Горький написал «Заметки из дневника», «Мои университеты», а также «Рассказы 1922—24 гг. ». Ядром сборника, пронизанного единым сюжетом, являются «Рассказ о необыкновенном» и «Отшельник», где Горький единственный раз в своём творчестве обратился к теме Гражданской войны в России. |
1923 | Была написана последняя часть трилогии «Мои университеты» |
1925 | Начал писать роман «Жизнь Клима Самгина» — Является самым масштабным и последним произведением Горького. Роман писался до самой смерти Горького в 1936 году и состоит из четырёх частей (первая часть — 1925—1926, вторая — 1926—1928, третья — 1928—1930, четвёртая — 1931—1936 годы). Четвёртая часть не окончена и не отредактирована автором. |
1928 | В мае по приглашению Советского правительства и лично Сталина первый раз за 7 лет после отъезда в эмиграцию Горький приехал в СССР. 27 мая 1928 года, в 22 часа, поезд из Берлина остановился на первой советской станции Негорелое, Горького на перроне приветствовал митинг. С воодушевлением писателя встречали и на других станциях по пути к Москве, а на площади перед Белорусско-Балтийским вокзалом Горького ждала многотысячная толпа, часть пути до дома (остановился он в квартире жены Е. П. Пешковой) писателя несли на руках. |
С середины июля Горький посетил Курск, Харьков, Крым, Ростов-на-Дону, Баку, Тбилиси, Ереван, Владикавказ, Царицын, Самару, Казань, Нижний Новгород (на родине провёл три дня), 10 августа вернулся в Москву. Во время поездки Горькому показывали достижения СССР, больше всего его восхитила организация труда и чистота (водили писателя на заранее подготовленные объекты). | |
В СССР Горький не остался, осенью уехал обратно в Италию. | |
1929 | Горький второй раз приезжает в СССР посетил Соловецкий лагерь особого назначения, прибыв туда на мрачно известном теплоходе «Глеб Бокий», привозившем на Соловки заключённых, в сопровождении самого Глеба Бокия. В очерке «Соловки» положительно отозвался о режиме в тюрьме и перевоспитании её узников. 12 октября 1929 года Горький уехал обратно в Италию. |
1932 — 1933 | По разным источникам, окончательно вернулся в СССР в октябре 1932 или 9 мая 1933 При этом Сталин обещал Горькому, что он и дальше сможет проводить зиму в Италии, на чём настаивал Алексей Максимович, однако писателю вместо этого с 1933 года предоставили большую дачу в Тессели (Крым), где он находился в холодный сезон с 1933 по 1936 год. В Италию Горького больше не выпускали. |
1934 | 3 мая по заказу Сталина одновременно в газетах «Правда» и «Известия» напечатана статья Горького «Пролетарский гуманизм», где в контексте идеологического противостояния «коммунизм-фашизм» давалась категоричная оценка гомосексуальности как зловредному свойству немецкой буржуазии (в Германии к власти уже пришёл Гитлер). |
1935 | Горький имел в Москве интересные встречи и беседы с Роменом Ролланом, в августе совершил ностальгическое путешествие на пароходе по Волге. |
10 октября во МХАТе состоялась премьера пьесы Горького «Враги». | |
18 июня 1936 |
Около 11 утра Максим Горький скончался в Горках, на 69-м году жизни, пережив сына чуть более чем на два года. Последние слова Горького, оставшиеся в истории, были сказаны медсестре Липе (О. Д. Чертковой) — «А знаешь, я сейчас с Богом спорил. Ух, как спорил!» Смерти предшествовала трех недельная болезнь — 27 мая Горький поездом в неважном состоянии вернулся в Москву с отдыха из Тессели (Крым). С вокзала отправился в свою «резиденцию» в особняке Рябушинского на Малой Никитской улице повидать внучек Марфу и Дарью, которые в это время болели гриппом; вирус передался и дедушке. |
ключевые события жизни и творчества писателя по датам
Особое место в литературе, культуре и публицистике советского периода принадлежит Максиму Горькому. Хронологические таблицы помогут глубже понять эволюцию творчества писателя, оказавшего мощное влияние как на развитие пролетарской прозы, так и на социалистическое искусство и общественно-политическую жизнь начала ХХ века. Талант певца нового жанра признавали не только в СССР, но и во всем мире.
Детство и юность
Максим Горький, настоящее имя которого Алексей Пешков, родился в Нижнем Новгороде 16 марта 1868 г. в мещанской семье. Отца не стало, когда мальчику было три года, в этот же период ребенок заболел холерой. Его лечил дед — разжалованный царский офицер, вернувшийся из сибирской ссылки, где отбывал наказание за жестокое отношение к солдатам. Выхаживая Алешу, он заразился и умер. Будущий писатель оказался в семье Василия Каширина — дедушки по материнской линии, владельца красильной мастерской и бывшего депутата нижегородской думы.
Детство мальчика было трудным, поскольку дедовские методы воспитания были очень грубыми и не отличались последовательностью. В повести «Детство» М. Горький затем опишет годы сложного отрочества, наполненного тяжелым трудом и унижениями.
В семье Кашириных Алешу обучили грамоте и привили любовь к народной поэзии, но о дальнейшем образовании речи не могло быть, поскольку дед отдал ребенка «в люди», чтобы тот обеспечивал себя самостоятельно.
Когда Алексею исполнилось 15 лет, он поступил в слободское училище, но удержаться на курсе не смог. Через год он предпринял попытку сдать экзамены в Казанский университет, однако провалился. С этого времени в его жизни начался период скитаний и бродяжничества, длившийся до 1892 года, когда после неудачной попытки покончить с собой он написал первый рассказ «Макар Чудра», изданный в газете «Кавказ». Юноша не отказывался ни от какой работы, он был:
- помощником в обувном магазине;
- мойщиком посуды на волжском пароходе;
- статистом в ярмарочном театре;
- рабочим на каспийских рыбных промыслах;
- помощником в булочной;
- революционным пропагандистом;
- сторожем на железнодорожной станции.
Об этом отрезке времени писатель скажет: «Чем труднее слагались условия жизни, тем крепче и даже умнее я чувствовал себя». Ниже представлена хронологическая таблица с биографией Горького по датам до 1893 г.
Год | Событие |
16 марта 1868 | Рождение в Нижнем Новгороде |
1876—1883 | Ильинское училище. Окончание двух классов |
1879 | Смерть матери. Уход «в люди» |
1884 | Переезд в Казань. Провал на экзамене в Казанский университет |
1887 | Неудачная попытка самоубийства |
1888—1891 | Скитания по Поволжью, Бессарабии, Украине и Кавказу |
1892 | Революционное народничество. Работа на железной дороге в Тифлисе. Рассказ «Макар Чудра». Возвращение в Нижний Новгород |
краткая биография
Роль и место в литературе
Максим Горький – яркий представитель русской литературы конца XIX – начала XX столетия, который известен произведениями революционной тематики. Он стал основоположником социалистического реализма. Был номинирован на Нобелевскую премию.
Происхождение и ранние годы
Максим Горький – это творческое имя писателя, а настоящее имя – Алексей Максимович Пешков. Он родился в 1868 году в России (Нижний Новгород).
Дом деда Горького Каширина
Отец – Максим Савватьевич Пешков, столяр. Когда будущему писателю было три года, он заболел холерой. Отец ухаживал за ним, и в результате тоже заразился. Мальчик выжил, а Максима Пешкова не стало. Есть версия, что писатель взял псевдоним Максим Горький, чтобы сохранить память о родителе.
Мать — Варвара Васильевна Пешкова (в девичестве Каширина). Она была родом из мещан. В 1879 году заболела чахоткой с летальным исходом.
Так как родителей Горького рано не стало, его воспитанием занимались бабушка и дедушка. Детство он провел в доме деда, Василия Каширина. С ранних лет мальчик полюбил народное творчество благодаря бабушке, которая стала первым его проводником в мир литературы. Потом Горький будет вспоминать о ней с нежностью, говоря, что «был наполнен ее стихами, как улей медом».
Образование
Первым учителем Горького стала мать, которая научила его читать. Дедушка обучил мальчика азам церковной грамоты. Алексей ходил в приходскую школу, но ушел из нее из-за болезни. Потом закончил два класса в слободском начальном училище. Там у него не складывались отношения с учителями. И только одного человека он уважал – епископа. Так же некоторое время посещал начальное приходское училище для бедных. Непростой характер и бедность стали причинами, по которым будущий писатель не получил даже среднего образования. Однако Алексей имел отличную память и много читал, так что скоро мог цитировать классиков. В 1884 году он пробовал поступить в Казанский университет, но не прошел отбор. Не получив хорошего образования, Горький заменил его самообразованием, хотя всю жизнь писал с орфографическими ошибками.
Творчество
Максим Горький был непростой личностью, по его словам, он был рожден, чтобы не соглашаться. Он много путешествовал по стране — и увиденное подтолкнуло его к идее пропаганды революции. За это Горький был даже арестован.
В 1892 году напечатали рассказ Горького «Макар Чудра». Это было первым шагом к литературной известности. А в 1898 году вышли два тома «Очерки и рассказы», которые принесли ему славу.
В 1902 году писатель был удостоен звания члена Императорской академии наук, но Николай II приказал отменить это решение.
Кроме революционной литературы, Горький писал сказки для детей. Например: «Сказка про Иванушку-дурачка», «Воробьишко».
В 1906 году писатель вынужден эмигрировать в США, потом в Италию. Но и там Горький продолжал писать произведения на революционную тематику.
Основные произведения
Памятник писателю в Москве
Итогом первых творческих исканий Горького стал рассказ «Старуха Изергиль» (1894). Это произведение является суровой притчей о героизме и эгоизме.
В стиле натурализма написан рассказ «Супруги Орловы» (1897). Автор реалистично описал жизнь, которую многие хотели бы не знать.
В пьесе «На дне» (1901-1902) Максим Горький отобразил жизнь «дна» социума: нищих, морально падших людей. События происходят в ночлежном доме для неимущих. Писатель создал многогранную галерею образов, подчеркнув тем самым, что эта проблема затронула людей разного возраста, происхождения и морали. В 1904 году Максим Горький получил Грибоедовскую премию за эту пьесу. Но, несмотря на общественное признание, постановка произведения не была разрешена на императорской сцене, а только в МХТ.
Роман «Мать» был написан под впечатлением от событий 1905 года и стал фундаментальным для социалистического реализма.
Последние годы
После эмиграции Максим Горький возвращается на Родину только в 1932 году. Он активно занимается литературной деятельностью. Но в 1936 году его не стало при загадочных обстоятельствах.
Источник
Первые публикации
В 1895 году М. Горький переезжает в Самару, где по-настоящему начинает заниматься прозой и погружается в творчество. Фельетоны и талантливые заметки Алексей Максимович публиковал под псевдонимом Иегуди Хламида. В журнале «Русское богатство» при содействии писателя В. Г. Короленко ему удалось напечатать рассказ «Челкаш» о контрабандисте Гришке. Этим произведением, получившим широкий отклик в критике, открывается путь в большую литературу.
К 1898 году начинающий писатель издал «Очерки и рассказы» в двух томах, а затем представил читателям роман «Фома Гордеев», сделавший его в одночасье самым известным и модным прозаиком среди рабочего класса и разночинцев. Тема разложения и загнивания буржуазии с прямым намеком на неизбежность смены политического строя сделала произведение необычайно популярным и в кругах первой волны революционеров.
В апреле 1901 г. Горький оказался под арестом, ему предъявили обвинение во вредительской народовольческой пропаганде, направленной против существующего порядка. Благодаря заступничеству Л. Н. Толстого, И. А. Бунина и А. П. Чехова — авторитетов, которые видели в Алексее Максимовиче большого писателя и оценили его литературный дар, — властям пришлось сдаться и отказаться от претензий к прозаику, отпустив его под домашний арест.
В этом же году состоялся дебют в драматургии, большой успех Горькому принесли «Мещане». Затем появились пьесы:
- «На дне»;
- «Дачники»;
- «Дети солнца»;
- «Варвары».
Они были включены в репертуар Московского художественного театра и с восторгом встречены публикой и критиками. Хронологическая таблица жизни и творчества Горького в 1895—1905 гг. поможет запомнить главные события из жизни прозаика.
Год | Событие |
1895 | Переезд в Самару. Рассказы «Челкаш», «Старуха Изергиль». «Песня о Со́коле» — аллегорический гимн революции |
1898—1899 | Знакомство в Крыму с А. П. Чеховым. Романы «Фома Гордеев» и «Трое». Читательское признание. Вступление в кружок Телешова. Встреча с Л. Н. Толстым в Москве |
1901 | Арест за революционную пропаганду в Санкт-Петербурге. Дебют и успех в драматургии. Пьеса «Мещане». «Песня о Буревестнике» — поэма в прозе, агитация к свержению царского режима |
1902—1904 | Нижний Новгород. Работа над пьесами, самой известной из которых стала «На дне» |
Драматургия
Видным драматургом начала 20 века был Горький. Хронологическая таблица его жизни должна включать этот новый этап в его творчестве. В 1900-е годы он пробует свои силы в написании пьес, которые приносят ему не только всероссийскую, но и европейскую известность («Мещане», «На дне»). Эти произведения ставят в ведущих театрах, о молодом и талантливом драматурге заговорили как о новом выдающемся авторе современности.
В таблице ниже собраны основные вехи жизни М.Горького.
Годы | События |
1880-е годы | Неудачные попытки получить образование, работа в мастерских, на судоверфях, борьба с бедностью, сближение с революционными народниками |
1890-е годы | Путешествие по стране, первые публикации, знакомство с Толстым, Чеховым |
1900-е годы | Создание драматургических произведений, литературные успехи в России и Европе |
1906-1913 | Эмиграция, написание автобиографических произведений |
1913-1921 | Возвращение в Россию, неоднозначное восприятие октябрьского переворота |
1921-1936 | Второй период эмиграции, возвращение, организация съезда писателей-социалистов |
Революционный период
В 1905 году в России произошли первые политические потрясения. М. Горький принимал участие в демонстрации 9 января (Кровавом воскресенье) и собственными глазами видел расстрел рабочих, пытавшихся выступить в защиту своих прав. Это событие сильно повлияло на писателя, окончательно утвердившегося во взглядах о необходимости социальных перемен и свержении самодержавия.
Он вступил в РСДРП и активно стал перечислять деньги на выпуск большевистских газет, а также сочинил воззвание «Всем русским гражданам и общественному мнению европейских государств», где открытым текстом просил бороться с царизмом.
За революционную агитацию и планы Алексея Максимовича арестовали и заключили в Петропавловскую крепость, а через месяц под давлением общественности выпустили под залог. На этот раз на его защиту встали не только представители русской культурной элиты, но и прогрессивные европейские круги, поддерживающие идеи социализма.
В этом же году состоялось знакомство с В. И. Лениным, которое сыграло ключевую роль в дальнейшей жизни и творчестве писателя. Спустя 12 лет, после Февральской революции, которую Горький раскритиковал в собственной газете «Новая жизнь», глава партии большевиков уговорит его уехать в эмиграцию и заняться коммунистической пропагандистской деятельностью за рубежом, поскольку лидер пролетариев не мог допустить утраты «культурной иконы» рабочего класса. Разлад с социалистическим движением и изменение отношения к революции можно кратко охарактеризовать следующими высказываниями писателя:
- «Ленин, Троцкий и сопутствующие уже отравились гнилым ядом власти. Слепые фанатики и бессовестные авантюристы мчатся якобы по пути социальной революции».
- «Правом на бесчестье всего легче русского человека за собой увлечь, и вот они хладнокровно бесчестят революцию и рабочий класс, заставляя его устраивать кровавые бойни».
В 1918 году Горький основал издательство «Всемирная литература», начал активно в нем работать, одновременно пытаясь спасти от казней и террора русскую интеллигенцию. Он не жалел капитала и сил для этих гуманистических целей. Однако к 1921 году сам оказался под угрозой ареста, поэтому принял решение об эмиграции в Европу. После смерти В. И. Ленина приступает к работе над подробной эпопеей «Жизнь Клима Самгина», ставшей вершиной его творчества и осмыслением писательского пути.
Годы второй эмиграции
В связи с очередным обострением болезни и по настоятельной просьбе Ленина Горький снова едет в Италию, останавливаясь на этот раз в Сорренто.
До 1928 года писатель остаётся в эмиграции. В это время он продолжает писать, но уже сообразуясь с новыми реалиями русской литературы двадцатых годов. В период последнего проживания в Италии был создан роман «Дело Артамоновых», большой цикл рассказов, «Заметки из дневника». Начато фундаментальное произведение Горького – роман «Жизнь Клима Самгина». В память о Ленине Горький издал о вожде книгу воспоминаний.
Проживая за границей, Горький с интересом следит за развитием литературы в СССР и поддерживает связи со многими молодыми писателями, но возвращаться не торопится.
Возвращение в Россию
Решение вернуться в СССР стало заключительной биографической страницей для прозаика. Период с 1933 г. до заболевания гриппом и смерти в 1936 г. был временем обширной общественной работы и своеобразным итогом всей карьеры М. Горького, ставшего председателем нового Всесоюзного съезда советских писателей.
На этом этапе он работал только над историей Клима Самгина и занимался проблемами советской литературы, встречался с популярными европейскими писателями Р. Ролланом и Г. Уэльсом, а также с лидерами партийной элиты СССР Сталиным и Молотовым, которым приходилось считаться с мнением этой «культурной глыбы». Ниже представлена таблица с краткой хронологией основных событий биографии 1905—1936 гг.
Период в годах | Факт |
1905 | Участие в первой русской революции. Арест |
1906 | Эмиграция в Америку. Смерть дочери. Переезд в Италию на о. Капри |
1907 | Знакомство с В. И. Лениным в Лондоне и А. В. Луначарским. Роман «Мать» |
1909 | Организация партийной школы на Капри. Повести «Лето» и «Городок Окуров» |
1910 | Пьесы «Васса Железнова» и «Чудаки» |
1911—1912 | Работа в редакции журнала «Современник». Циклы «Сказки об Италии», «По Руси» и «Русские сказки» |
1913—1914 | Переезд в Финляндию. Повести «Детство», «Хозяин» и «В людях» |
1915—1916 | Основание издательства «Парус», работа в Москве и Петербурге, редактирование журнала «Летопись». Получение звания почетного академика |
1917—1920 | Отрицание и критика революции. Основание газеты «Новая жизнь» и издательства «Всемирная литература». Активная переписка с В. И. Лениным |
1921—1933 | Эмиграция в Европу. Жизнь в Сорренто. Визит в СССР. Роман «Дело Артамоновых» и начало работы над эпопеей «Жизнь Клима Самгина» |
1933—1935 | Возвращение в Москву. Кончина сына Максима. Председательство на Всесоюзном съезде писателей, активная общественная работа |
18 июня 1936 | Смерть от воспаления легких. Похоронен в Москве у Кремлевской стены |
Писатель оставил богатое литературное наследие. Среди главных произведений М. Горького можно отметить:
- Романы «Фома Гордеев», «Мать», «Дело Артамоновых», «Жизнь Клима Самгина».
- Повести «Детство», «Лето», «Городок Окуров».
- Пьесы «Мещане», «На дне», «Васса Железнова», «Дети солнца», «Враги».
- Рассказы «Макар Чудра», «Старуха Изергиль», «Челкаш».
- Поэмы в прозе «Песнь о Со́коле», «Песнь о Буревестнике».
Максим Горький стал одной из самых значительных фигур советской литературы, мастерство ему пришлось оттачивать в переломную эпоху.
Краткий хронологический анализ писательского пути прозаика позволяет увидеть эволюцию и осмыслить фундаментальные проблемы его творчества.
Личная жизнь
Первую и единственную официальную жену Максима Горького звали Екатерина Волжина. Писатель женился уже достаточно взрослым – в 28. Знакомство будущих супругов состоялось в издательстве газеты «Самарская газета», где Катя трудилась в должности корректора. Они поженились и через год стали родителями сына Максима, а потом и дочери Екатерины, которую назвали в честь ее мамы. Горький воспитывал и своего крестника Зиновия Свердлова, который впоследствии сменил свою фамилию на Пешков.
Однако первая любовь к жене быстро прошла, и семейная жизнь начала тяготить свободолюбивого буревестника революции. Супруги продолжали жить вместе, но только благодаря детям. Когда умерла их малышка дочь, это стало поводом для развода. Однако супругам удалось остаться в хороших отношениях, они дружили и переписывались до самой смерти писателя.
После ухода из семьи, в жизни Горького появляется актриса МХАТа Мария Андреева, с которой он познакомился благодаря писателю Чехову. Они жили в гражданском браке шестнадцать лет. Это она стала причиной эмиграции в Штаты, а потом в Италию. У Марии было двое своих детей – Екатерина и Андрей, которым Горький постарался заменить отца. После Октябрьской революции Мария с головой погрузилась в партийную работу, семья для нее отошла на второй план, и в 1919-м супруги расстались.
Инициатором разрыва был Максим Горький, он объявил жене, что у него появилась другая женщина. Ее звали Мария Будберг, она была бывшей баронессой и работала у Максима секретарем. Семейная жизнь с Будберг продлилась тринадцать лет.
Этот брак тоже был гражданским. Разница в возрасте супругов составляла 24 года, и ни для кого не было секретом, что у нее были романтические отношения на стороне. Среди ее любовников оказался и знаменитый писатель-фантаст из Англии Герберт Уэлс. Именно к нему Мария и отправилась вскоре после смерти Максима Горького. С огромной вероятностью можно сказать, что авантюристка Будберг была тайным сотрудником НКВД, и вполне могла быть завербована в качестве двойного агента, к примеру, английской разведкой.
Максим Горький. Часы
Максим Горький. Часы Написано: неизвестно;
Источник: British Socialist , июль 1912 г., стр. 33-36;
Интернет-версия: Интернет-архив Максима Горького (www.marxists.org) 2003;
Транскрипция: Тед Кроуфорд.
И.
Жутко слушать в тишине и одиночестве ночи прекрасный и ровный голос часов. К тем монотонным, математически точным звукам, которые всегда отмечают одно и то же: неутомимое движение жизни. Земля лежит во тьме и снах. Все по-прежнему. Только часы, холодные и твердые, напоминают о прошедших секундах. Маятник тикает. И с каждым звуком жизнь сокращается на секунду. Эта секунда, этот микроскопический атом времени дан каждому из нас, но он проходит, чтобы никогда не вернуться. Откуда пришла эта секунда и куда она идет? Никто не дает ответа. . . . . Есть много других вопросов, остающихся без ответа, много важных вопросов, от ответа на которые зависит счастье нашей жизни.
Как нам жить, чтобы иметь сознание того, что мы жили не напрасно? Как нам жить, чтобы не потерять веру и силу воли? Как жить, если не пройдет ни одной секунды, которая не была бы движима интеллектом и чувством? Неужели часы никогда не дадут на это ответ? Ой! это движение без конца! Что говорят об этом часы?
II.
В мире нет ничего более невозмутимого, чем часы. Одинаково тикало оно и в момент нашего рождения, и в то время, когда мы жадно срывали цветы юношеских грез. Со дня своего рождения человек движется все ближе к концу, и, когда он лежит в крайности, часы, холодные и бесстрастные, как всегда, будут продолжать считать свои секунды.
И если он прислушается, то почувствует в этих сухих счетах что-то всезнающее и усталое от всех знаний. Эти тона ничем не могут быть взволнованы, и для них нет ничего святого. Они безразличны к нам, и если мы хотим жить, мы должны приобрести другие часы, часы, полные чувств и мыслей, часы, полные действий, взамен многих монотонных, скучных, холодно звучащих часов жизни, которые убивают. душа с депрессией.
III.
Тик-так, Тик-так.
В неустанной спешке часов нет интервала отдыха. Что, в конце концов, мы называем настоящим? Одна новорождённая секунда следует за другой, и уже первая падает в бездну прошлого.
Тик-так, и все сразу счастливы. Тик-так, и в наши сердца вливается разъедающий яд печали. И грозит остаться в наших сердцах на всю жизнь, если мы быстро не увидим, что каждая секунда нашей жизни наполнена чем-то новым и творческим. Есть что-то соблазнительное в страдании. Это опасная привилегия. Обладая им, мы забываем о другом, высшем праве человеческого призвания. И мы находим так много страданий, что они обесцениваются. Они теряют право на внимание человечества. Поэтому глупо смотреть на страдание как на нечто драгоценное. Нет, лучше наполним душу чем-нибудь более необычным. Не будем?
Страдание — бесполезное сокровище. И не следует жаловаться другим на жизнь. Слова утешения редко содержат то, чего жаждет человек. Жизнь богаче, интереснее, если человек стремится в одиночку бороться со всем, что ему противостоит. Только в борьбе исчезают унылые унылые часы жизни.
Тик-так! Жизнь человека нелепо коротка. Как лучше жить? Одни упрямо отворачиваются от жизни, другие полностью посвящают себя ей. В конце жизни первые совершенно лишены ума и памяти, вторые богаты и тем, и другим. Тот, как и другой, умирает, и от одного, как и от другого, ничего не остается, если только он с радостью не отдал другим сокровища своего сердца и ума. И в момент их смерти часы отсчитают секунды. Тик-так! И в эти самые секунды будут рождаться новые человеческие существа, даже несколько, в одну секунду; а других уже нет. И от них не осталось ничего, кроме их тел, которые вскоре увидят тление. Не должна ли гордыня твоя восстать против этого автоматического процесса, посредством которого мы призваны к жизни, чтобы потом снова быть вырванными из нее — и ничего больше — Укрепляй же, при жизни твоей, будущее воспоминание о тебе, если так будет, что ты гордятся и восстают против этой таинственной функции времени. Подумайте о своей роли в жизни. Образовался кирпич. С тех пор он оставался неподвижным в стене. Потом он рассыпался в прах и исчез. Скучно и некрасиво быть только кирпичом, не так ли? Не уподобляйся кирпичу, ты, обладающий разумом и душой и жаждущий вкусить до дна все свои бурные чувства!
IV.
Тик-так!
Если бы вы только подумали о том, что означает это непрерывное движение, чувство недостойности должно было бы угнетать вас. О, если бы это сознание могло пробудить вас, могло бы пробудить в вас гордость и привести вас к борьбе с жизнью. Жизнь, которая тебя обижает: объяви ей войну.
Когда природа когда-то довела человека до стадии, когда ему уже не нужно было ползать на брюхе, она дала ему посох — идеал. И с тех пор он инстинктивно и бессознательно стремится все выше и выше. Сделайте это стремление сознательным; учите людей тому, что истинное счастье человечества можно найти только в сознательном стремлении к чему-то высшему. Не обвиняйте себя в бессилии, не обвиняйте ни в чем. Все, что вы можете получить таким образом, — это жалость — милостыня для умственно отсталых. Все люди несчастны, но несчастнее всего те, кто хвастается своим несчастьем. Такие люди жаждут обратить внимание окружающих на себя, но они как раз меньше всего этого достойны.
Стремление вперед — величайшая цель жизни. Пусть вся твоя жизнь будет таким устремлением, и тогда самые славные часы будут твоим уделом.
В.
Тик-так! Тик-так!
«Для чего дан свет страждущему и жизнь огорченному душою, человеку, чей путь сокрыт?» Это вопрос, который Иов в древности задавал Богу. Нынче уже нет таких мужественных людей, которые в сознании того, что они на одном уровне с Богом, не боятся говорить с Богом, как Иов. Мужчины считают себя слишком маленькими, слишком незначительными. Они недостаточно любят жизнь и себя. Они боятся боли, так как знают, что не могут избежать ее. Неизбежность — закон природы. Это факт, и нужно признать, что умирание человека происходит с тех пор, как он впервые увидел свет. Только сознание выполненного задания может уничтожить страх смерти. Честно протоптанный путь обеспечивает спокойный конец.
Тик-так! И все, что остается от человека, это его дела. Его часы с содержащимися в них желаниями обрываются и уступают место другим часам. Часовые меры его жизни! Жестокие часы!
VI.
Тик-так! Тик-так!
В этом мире, полном противоречий, ложь и злоба действительно процветают в огромной степени. Все было бы лучше, если бы люди взаимно стремились защитить друг друга и если бы у каждого был настоящий друг. Личность, какой бы великой она ни была, не имеет большого значения. Взаимопонимание абсолютно необходимо, потому что то, как мы выражаем себя, гораздо более туманно, чем наши мысли. Много слов нужно человеку, чтобы дать ему возможность открыть свое сердце своему другу. Отсюда и потеря столь многих важных мыслей, потому что мы не можем в нужное время найти для них правильные формы. Рождается мысль, а с ней и глубокое искреннее желание воплотить эту мысль в твердые как сталь слова. Но слов не хватает.
Тогда больше внимания к мыслям! Помогите увеличить: количество мыслей, которые рождаются, ваша беда не останется без награды. Мысли найдешь везде: даже в расщелинах камней они есть, для того, кто умеет их находить. Разве не от самого человека зависит, будет ли он господином жизни, а не рабом? Если бы у вас было только горячее желание жить, и. гордое сознание своей силы, вся жизнь была бы не чем иным, как одним рядом славных часов, полных силы душевной и великого подвига, которые изумили бы и тебя самого.
VII.
Тик-так! Тик-так!
Да здравствуют сильные души, храбрые люди! Мужчины, которые посвящают свою жизнь правде, справедливости и красоте!
Мы не знаем этих людей, ибо они горды и не гонятся за наградами. Мы не видим, с какой радостью они приносят свои сердца на алтарь истины; но когда они окружают жизнь ореолом, они заставляют слепых видеть. Крайне важно сделать так, чтобы слепые прозрели, ибо их слишком много. «Открой глаза, чтобы увидеть недостойность своей жизни».
Да здравствует человек, владеющий своей тоской!
Весь мир живет в его сердце, а все боли и страдания живут в его душе. Все злое и уродливое, ложь и жестокость — злейшие его враги. С полным сердцем он посвящает все свои часы этой борьбе, и жизнь его богата бурной радостью, прекрасным гневом и гордым упорством.
Не щади себя — это самая славная истина на земле. Да здравствует человек, который не умеет щадить себя! Есть только два пути жизни: гнить или гореть. Трусливые и скупые выбирают первое, храбрые и щедрые — второе. Всякий, кто имеет хоть какое-то чувство прекрасного, знает, где скрыто Величие.
Часы нашего существования — пустые, унылые часы. Наполним их прекрасными подвигами, не щадя себя! Потом придут и встретят нас часы, полные радостного трепета, жгучей гордости. Да здравствует человек, который не умеет щадить себя!
Максим Горький. Народ должен знать свою историю!
Максим Горький. Народ должен знать свою историю! Написано: неизвестно;
Источник: In Culture and the People, International Publishers, 1939;
Интернет-версия: Максим Горький Интернет
Архив (www.marxists.org) 2002 г.;
Транскрипция\Разметка: Салли Райан.
ЭТИ слова часто повторялись либеральными «народными просветителями» задолго до Октябрьской революции. Они выражали стремление русской буржуазной интеллигенции вооружить трудящихся знанием своего прошлого и поднять их на активную оппозицию самодержавному строю царей Романовых. Ибо эти самодержцы не хотели делиться «полнотой своей власти» с помещиками, промышленниками и банкирами. В государствах Западной Европы капиталисты давно переняли власть у монархии и сделали себя полными хозяевами земли и жизни народа, — разумеется, того самого народа, через которого они захватили власть.
Что выиграли рабочие и крестьяне, когда власть перешла от королей и дворян к банкирам и фабрикантам? Реальная жизнь сегодня дает ответ: у капиталистов Европы жажда наживы превратилась в бессмысленную, механическую привычку, дикое выделение рабочей силы из рабочих привело капитализм к беспримерному экономическому кризису, свыше тридцати миллионов рабочих выброшены на улицу голодать, а капиталисты, пользуясь беззащитностью трудящихся, урезают заработную плату тем, кто еще работает.
«Народ должен знать свою историю. » Перед Октябрем Революции массы не могли знать своей истории по той простой причине, что почти все рабочие и крестьяне были почти или совсем неграмотны. Но даже если бы эта причина вдруг каким-то чудом была устранена, трудящиеся все равно не узнали бы настоящей исторической правды о своем прошлом. Они остались бы в неведении не только потому, что знание правды строго запрещалось царской цензурой, не только потому, что, кроме цензуры, особые отделы полиции и охранки зорко следили за тем, чтобы правда не попала в руки рядовой рабочий класс; они остались бы в неведении об истине, потому что правда была вредна и опасна для помещиков, фабрикантов, банкиров. Подлинная, неопровержимая истина истории состоит в том, что вся жизнь рабочих и крестьян есть не что иное, как борьба людей без оружия, образования и прав против людей, вооруженных всеми познаниями науки и имеющих полное право грабить чужое имущество. труд, работа.
«Народ должен знать свою историю». Что рассказала бы им правдивая история их прошлой жизни?
Они бы узнали из рассказа, что их интеллект и их воля не играли никакой роли в историческом процессе, что вся их жизнь совершила только свое собственное порабощение корыстной, бесчеловечной волей капиталистов. Они бы узнали, что в разных странах время от времени люди не могут больше терпеть своего рабства; и тогда из их среды, из их собственной плоти и крови, возникли организаторы их гнева и мести. Затем пришел итальянец Фра Дольчино; немец Томас Мюнцер; чех, Джон Гус; потом пришли русские: Иван Болотников, Степан Разин, Емельян Пугачев. Все эти восстания постигла одна и та же участь: солдаты церкви, цари, цари-крестьяне, хорошо вооруженные крепостные боярские и дворянские, топят восстания в крови своих братьев; предводители были зарезаны палачами, а оставшиеся в живых после поражения вновь попали во власть бояр, дворян, королей и царей.
История рассказала бы им, как полуграмотные священники учили трудящихся терпению и покорности «властям, поставленным от Бога»; как крестьян насильно обращали в монахи, а монастыри строили их рабочей силой; как раздувался и рождался ряд «нахлебников-мирян», в которых крестьянин работал плугом, а его тунеядец ложкой. Чтобы усилить свою власть и влияние на невежественный народ, церковь устраивала надуманные проделки, которые называла «чудесами», из бояр создавала «святых», божьих человеков, — все для пользы властей. Главная задача всех церквей была одна и та же: внушить бедным крепостным, что нет для них счастья на земле; счастье уготовано им на небесах, а между тем непосильный труд за другого человека был угоден пред Богом.
Крестьянин не мог быть причислен к лику святых, но никто не мешал ему заниматься греховным занятием земледелием с наемниками и ростовщичеством. Тем лучше для большого животного, если маленькое животное будет толстым; он тем приятнее есть. Самые хитрые и хитрые из трудящихся пробивались из темной, трудовой, нищей жизни и пополняли число тех, кто сидел на терпеливой шее трудящихся, тем, что сами сидели на ней.
В октябре 1917 года в нашей стране началась новая история человечества. Ей должен научиться каждый грамотный рабочий и крестьянин, ибо новая история делается в соответствии с этим вечный истины, которая влечет вперед трудящихся всего мира и часто зажигала в них стремление осуществить ее на деле, построить жизнь на ее основе. Это единственная правда, способная улучшить все условия жизни рабочих и крестьян. Первый, бесспорно доказавший, что старая история человечества близится к концу и что настало время создать новую историю — историю полного освобождения трудящихся от жестокого ига богачей, — этим человеком был Карл Маркс.
Он и его преемник, гениальный Владимир Ленин, твердо и навсегда установили простую и ясную истину: жизнь трудящихся, пролетариата города и деревни не может измениться к лучшему, пока существуют условия, позволяющие человеку жить за счет труда десятков, сотен и тысяч людей. Карательные условия труда и варварские формы общественной жизни, построенные на жадности, зависти, непрестанной борьбе и бессмысленно истощающие трудовую энергию трудящихся, — эти позорные условия может изменить только рабочий класс. Для этого рабочий класс должен взять на себя политическую власть; она должна овладеть всей землей и всем, что она производит и дает при приложении к ней разумного систематического человеческого труда, — все полезное для людей, что скрыто в недрах земли; она должна овладеть всеми средствами производства: инструментами, машинами, фабриками, кораблями, паровозами; она должна взять на себя все, что сделано и делается трудом рабочих, но что служит только укреплению бессмысленного и безответственного господства капиталистов.
Мы знаем, что все социалисты приняли это за истину, но большинство из них остановилось на том мнении, что такое резкое изменение может быть произведено лишь в основных условиях жизни. жизни трудящихся путем тихого и мирного сглаживания противоречий между капиталом и трудом, путем постепенной, медленной «эволюции». Отсюда ясно, что некоторые реакционные вожди II Интернационала не являются революционерами; они неотличимы от образованных либералов, которые, соглашаясь «принципиально» с необходимостью изменения форм общественной жизни, на деле преследуют свои интересы, интересы людей, желающих господствовать над жизнью рабочего класса. Эти социалисты столько раз предавали рабочий класс, что можно было бы вообще о них не упоминать, если бы не тот факт, что они способны на новые измены и измены.
В 1903 году Ленин, человек большого и светлого ума, стойкий и строгий революционер, прямо заявил, что главная задача истинного социалиста состоит в том, чтобы довести классовое чутье пролетариата города и деревни до осознания необходимости организации вооруженное восстание против помещиков и фабрикантов с целью захвата политической власти.
Его теория распространилась, организовала классовое сознание рабочих, создала партию верных борцов и дала пролетариату победу над врагами. В стране Союза Социалистических Советов нет других хозяев, кроме рабочих и крестьян, все ее богатство принадлежит только им.
Советский Союз знаменует собой начало и поступательное движение в строительстве первого в мире социалистического государства. Трудно искоренить привычки, предрассудки и суеверия, внушенные людям веками, но эта работа по освещению и воздуху пережитков старого, мрачного прошлого идет, и мы уже можем сказать, что есть нет уголка Советского Союза, куда бы не проникал революционный дух новой истории.
Этот революционный дух будет действовать еще сильнее и эффективно, если мы покажем массе рабочих и крестьян в общих чертах эпическую картину начала новой истории. Она началась с Гражданской войны 1918-21, несравненно страстное выражение воли рабочих и крестьян, историческая картина бесчисленных боев голого, голодного, почти безоружного пролетариата против великолепно экипированных армий офицеров и молодых буржуа, которыми командовали генералы. которые были мастерами военного дела, которым капиталисты всей Европы помогали защищать господство помещиков, фабрикантов, банкиров.
История Гражданской войны есть история торжества великой правды, воплощенной в рабочем классе. Эта история должна быть знакома каждому борцу на фронте культурной революции, каждому строителю нового мира.
Работа над такой книгой, историей Гражданской войны, была начата тов. Ворошиловым и другими военными специалистами при содействии, конечно, специалистов-историков. Это будет книга, понятная каждому читателю, даже необразованному. Для облегчения чтения к обработке военного материала привлечены лучшие из наших писателей, бывших на фронте в годы Гражданской войны, с винтовкой или ручкой.
Эта «История» нужна не только старым борцам, которые сейчас вовсю трудятся над построением социализма, ломая сопротивление древней человеческой косности и недоверия людей к своим силам; это нужно не только для того, чтобы вызвать в воображении гордые воспоминания об их битвах и победах. Это нужно нашему молодому поколению, чтобы узнать о героизме своих отцов и понять, кто были те люди, которые сражались за свой дом и корову, за победа рабочего класса за социализм. Она нужна пролетариату всех стран, миллионам, для которых дни великих сражений теперь не за горами. Эта книга должна быть яркой летописью героизма и должна вдохновлять на героизм.
В то же время это будет реальная, правдивая история всех зверств и разорений, причиненных нашей стране ее прежними хозяевами; он должен показать всю отвратительную ненависть, которую испытывают хищники, у которых были обрезаны когти и вырваны зубы. Он покажет, как беззастенчиво уничтожали фабриканты и помещики имущество народа своей страны. Он убедит добродушных и мягкосердечных, что капиталист уже не человек, а существо, в котором безумная жажда наживы поглотила все остатки человечества. Эта «История» должна быть записью всей крови, пролитой капиталистами с единственной целью сохранения своих привычных условий жизни, удобной, восхитительной, насквозь развращенной жизни двуногих зверей, жиреющих на чужой силе.