Макошь мокошь: Макошь (Мокошь) — изображение, богиня, славянская мифология, знак, атрибуты

Макошь (Мокошь) — изображение, богиня, славянская мифология, знак, атрибуты

История персонажа

Макошь (Мокошь) — загадочная богиня, почитаемая славянами в дохристианские времена. Покровительница прядения и ткачества повелевала людскими судьбами, что ставило ее в один ряд с такими величественными богами, как Перун, Велес и Сварог.

История создания персонажа

Значение имени славянской героини стало предметом изучения исследователей язычества. По одной из версий, оно образовано от греческого слова mokos, которое переводится как «прядение».

С подобной гипотезой напрямую связано предназначение богини, ведь она считалась покровительницей женских ремесел. Издавна девочки с детства учились этому искусству вне зависимости от положения — и крестьянки, и княжеские дочери. Поэтому Макошь (ударение на первый слог) стала самым почитаемым персонажем в языческом пантеоне.

Достойна внимания и другая версия происхождения имени. Некоторые исследователи проводят аналогию со словом «мокнуть». И здесь прослеживается тонкая связь между образом покровительницы и такими понятиями, как «дождь» и «урожай». Благодаря этой теории подтверждается звание Макоши — богиня земли.

Наконец, третья версия рассматривает имя как соединение двух корней — «ма» и «кош». Первая основа трактуется как «мать», вторая же часть соответствует понятиям «судьба» и «жребий». У славян в связи с такой гипотезой сложилось мнение о Макоши как о героине, от которой зависит жизненный путь каждого человека. Впрочем, словом «кош» в древности называли амбары и корзины для урожая.

Сочетание этих факторов объясняет популярность культа. Макошь у славян считалась не только богиней плодородия. Она входила в пантеон самых почитаемых мифологических персонажей, символизируя женское начало. А еще — предопределяла судьбы человечества. Неудивительно, что ее скульптура была размещена князем Владимиром в киевском капище.

Впрочем, эта героиня не только удостоилась почитания, но и вызывала праведный страх. К примеру, в работе «Слово об идолах» ее часто сравнивали с древнегреческой Гекатой, которая прославилась чародейством и способностью к колдовству. Так или иначе, с Макошью старались не ссориться, воздавая почести и следуя ее заветам.

С принятием христианства язычество в той или иной форме продолжило существовать в виде отголосков. К примеру, Ладу-рожаницу сравнивают с Богородицей, указывая на схожесть в характеристиках.

А в образе Марии Магдалины прослеживается влияние языческой героини. Несмотря на женское воплощение, у покровительницы ткачества присутствуют мужские черты — смелость, сила, выносливость. Магдалина же выступила единственной ученицей Иисуса Христа, не отрекшейся от него даже во время казни.

По мнению ряда исследователей, черты покровительницы женских ремесел перешли к святой Параскеве-Пятнице. Христианскую героиню считали «бабьей святой», поскольку та приходила на помощь матерям и молодым девушкам.

Образ и биография Макоши

Таинственная богиня судьбы держит в руках жизненные нити людей. Не зря в давние времена была поговорка — «Будет как Макошь завязала». В некоторых источниках героиня предстает женой Велеса, хотя достоверных сведений о таком родстве нет.

Равно как и информации о происхождении персонажа. Зато в определенных легендах фигурируют родные дочери — Доля и Недоля. Согласно славянской мифологии, мать посылает к людям одну из них в зависимости от уровня праведности.

Макошь спокойна и рассудительна. Она знает все о прошлом и будущем, поэтому другие боги приходили советоваться к покровительнице. В языческие времена снискала славу помощницы, к ней обращались для того, чтобы преодолеть беду и призвать добрую долю. Однако героиня вмешивалась в жизнь человека лишь в том случае, если это не вредило другим.

Самый известный знак персонажа — Родовик. Этот оберег символизировал род, взаимосвязь судеб. Надевали его и женщины, и мужчины. Считалось, что амулет развивал интуицию, а также помогал принять решение, влияющее на судьбу.

Среди атрибутов славянской богини на изображениях встречались веретено и нить. В живописи использовали прием чередования белых и темных предметов со смысловой привязкой к жизненным полосам.

Женщины изготавливали требы (подношения). Среди них был вычесанный лен, рубахи и полотенца. Существовал обряд, который называли «мокриды». В определенный день девушки приносили жертву — бросали в колодец кудель и пряжу. Считалось, что это способствует благосостоянию семьи, богатому урожаю и доброй доле.

Днем почитания этой славянской героини исконно считалась пятница. Велся распорядок, согласно которому особое внимание ей оказывалось 12 пятниц в году — по одной в каждый месяц.

Покровительницу судеб связывали и с магией. Люди верили, что она помогает усилить способности к чародейству. Ритуалы проходили с использованием символов — веретена и вышивок. Ее имя проговаривали, когда вязали узелки-наузы. Матери обращались к доброй и светлой богине, если ребенок неспокойно спал. Иногда даже подкладывали в колыбель прялку.

И сегодня популярно гадание на рунах с обращением к Макоши. Также учитывают влияние ее спутниц — той, которая приносит смерть (Мары), и Живы, дающей жизнь.

Макошь в культуре

Во время расцвета культа покровительницы-ткачихи изготавливали скульптуры. Материалом для идола выступало «женское» дерево — к примеру, береза или сосна. При этом богиня изображалась женщиной, которая держала в руках узнаваемые атрибуты — веретено, прялку и т. д. Считалось, что с их помощью славянская героиня прядет людские судьбы.

Часто изображение божественной пряхи использовали в вышивке. Ее образ помещали в центр полотна, а рядом присутствовали солнце, птицы, фигуры змееногих рожениц.

Сегодня наследие Макоши тоже не забыто. К примеру, среди отголосков культа выделяют законы, которые героиня транслировала людскому роду. Здесь есть заветы не завидовать, не бояться поражений, не оправдываться. В отличие от Лады божественная ткачиха не испытывала любовь ко всем на земле. И с легкостью отворачивалась от тех, кто оказывался не достоин доброй доли.

Популярность получили магические ритуалы, связанные с Макошью. Женщины просят покровительницу о семейном счастье. Обездоленные — о лучшей судьбе. Бедные — о положительных финансовых переменах.

Ольга Боянова издала книгу, где предоставила описание обрядов, призванных исполнять сокровенные желания. Старые рукописи содержат сохранившиеся свидетельства верований предков, цитаты из древних молитв, которые сегодня получают все большее распространение.

Интересные факты

  • По мнению некоторых ученых, название столицы России связано с именем славянской покровительницы женских ремесел.
  • Спутницами «пряхи судеб» считались насекомые. Если в дом залетала пчела или появлялся паучок, это означало хорошую весть. А убийство этих созданий грозило гневом верховной богини.
  • Днем Макоши признавали 26 октября. Тогда же приносили требы и бросали в колодец вышитые ткани, пряжу и нитки.
  • По старинным поверьям в пятницу было запрещено заниматься рукоделием. В противном случае к нарушителю приходила страшная женщина, исколотая иголками, и убивала.

Цитаты

«Своей недоли ты нахлебался вволю, но ты не опустился, не разуверился, не предал мечту о счастье и не махнул на все рукой — мол, Кривая вывезет, — поэтому я помогу тебе».
«Ах ты, бездельник пучеглазый! Толстяк ленивый».
«Не отвергай помощь друзей и сам не замыкайся в своей недоле».

Библиография

  • 2012 — «Наследие богини Макошь»

Фильмография

  • 1995 — «Сказка про богиню Макошь»

Мокошь или Макошь? | Журнал Ярмарки Мастеров

Одина из древних персонажей славянской мифологии, трактовка которой до настоящего времени является спорной это Мокошь или Макошь. Одно предполагают исследователи, что – это единственное женское божество, идол которого стоял в воздвигнутом князем Владимиром на Киевском капище наравне с идолами других богов по данным «Повести временных лет», среди которых Перун, Стрибог, Дажьбог, Хорс, Симаргл и богиня Макошь, Велес, Сварог, Род и рожаницы.

Согласно выводам разных исследователей Богиня Мокошь или Макошь может изображаться совершенно различно, что зависит от той функции и роли в мифологической системе, которую ей определяет автор исследования. Так, при всех разночтения следует определить две основные гипотезы:

1. Отечественные лингвисты Иванов Вяч.Вс. и Топоров Н. В. в статье «К реконструкции Мокоши как женского персонажа в славянской версии основного мифа» сборника «Балто-славянские исследования» за 1983 г. на основе множества источником, совершают попытку реконструировать образ Мокоши и при этом выявляя ее основную функциональную роль.

Авторы выдвинули предположение, согласно которому Мокошь почиталась как жена громовержца (Перуна) и играла одну из важнейших ролей в основном мифе: «видимо, есть все основания говорить о более точных соответствиях образу жены Громовержца уже в пределах уровня божеств. Речь идет о Мокоши, которая в восточно-славянской традиции засвидетельствована как единственный женский персонаж Владимирова пантеона, появляющийся в древних списках богов и их изображений на последнем месте – после всех мужских богов пантеона».

Авторы определяют связь Мокоши с прядением и ткачеством, которая явственно прослеживается в народных обрядах и поверьях. Мокошь описывалась как длиннорукая женщина с большой головой, прядущая по ночам в избе, ей в жертву приносили пряжу, кудель, сбрасывая ее в колодец (этот обряд носил название «мокриды», возможно, связанное с именем Мокоши через корень мок(р)).

Во время реконструкции персонажа Мокошь авторы выявили ряд текстов, где женскому божеству отводится роль нечистой силы, колдуньи, кикиморе-шишиморе как персонажа русской демонологии. Иванов Вяч.Вс. и Топоров Н.В. приводят тексты, где находится объяснению этому факту: «Стоит заметить, что в работах по реконструкции основного мифа как один из главных мотивов, объясняющих движение сюжета в мифе, выявляется мотив измены жены Громовержца своему божественному супругу с его противником. Результатом разрешения конфликта в божественной семье как раз и является в очень большом числе версий основного мифа наказание Громовержцем жены-изменницы, лишение ее божественного и супружеского статуса, ссылка ее с неба на землю, в преисподнюю, в хтонические воды».

Также исследователи отмечают языческие корни культа святой Параскевы Пятницы и сопоставляли ее с Мокошью: «Особое внимание приобретает здесь использование характерных черт св. Пятницы в русской, инославянских и некоторых неславянских традициях. Но и об этом может быть сказано лишь в самом общем виде. Оба мотива, связываемые с Мокошью, т.е. мокрота-влага и прядение, соединяются и проявляются с особой наглядностью и подробностью в образе св. Пятница, принадлежащей к числу самых популярных и любимых (прежде всего женщинами) сакральных персонажей и являющейся результатом позднейшего преобразования культа Мокоши».

2. Обращаясь к рассмотрению такого персонажа славянской мифологии как Мокошь в своей работе «Язычество древних славян» российский археолог и историк Рыбакова Б.А. отмечает: «Макошь – женское божество, оно является одним из наиболее загадочных и противоречивых. Упоминания этой богини встречаются во многих источниках, но они очень отрывочны и кратки. Мы даже не можем ответить на вопрос о географическом диапазоне ее культа…».

Согласно толкованию Рыбакова Б.А. «Макошь» (он использует написание «Макошь») производное от ма «мать», и кош «жребий» или «корзина для зерна»: «Учитывая глубокую индоевропейскую древность слова Ма (мать), можно представить себе «Ма-кошь» как наименование «Матери счастливого жребия», богини удачи, судьбы».

Автор отмечает: «В XIV – XVI вв. в позднейших копиях древних поучений Макошь продолжает упоминаться, но культ её уже сильно снижен. Этнографические данные, собранные на русском Севере, рисуют нам Макошь невидимой пряхой, вмешивающейся в женские работы, тайком стригущей овец, запрещающей прядение в праздничные дни».

Рыбаков Б. А. выдвигает предположение, что Макошь была едва ли не центральной фигурой архаичного культа дохристианской Руси, ее культ являлся отголоском древнего матриархата: «в перечне 980 г. есть только одно женское божество – Макошь, и оно поставлено на самом последнем месте, после священной собаки Симаргла. А в народных верованиях женское божество, ассоциируемое с «мать-сырой-землей», с плодоносящей силой земли, жило и в языческой и в христианской форме как главный персонаж аграрного культа вплоть до XX в.».

Помимо данных основных двух версий существует еще множество толкований образа Мокошь или Макошь. Так, Фасмер М. имя Мокоши связывает с термином «мокнуть». Аничков Е.В. связывает Мокошь с финским племенным названием «мокша», хотя y самой моpдвы-мокши такого божества нет. Мокшин Н.Ф. исследователь мифологии мордвы им возражает, отрицающий финно-угорское происхождение имени. H. М. Гальковский полагал, что Макошь – нечто вроде русалки, «дух умершего, скорее обитавший в воде, чем на суше»; впрочем, он оговорился, что «после всех толкований слово Мокошь остается темным и необъяснимым». По мнению ряда исследователей, многие черты Мокоши перешли на всенародно почитавшуюся святую Параскеву-Пятницу, в чьём образе объединились две христианские святые: Параскева Иконийская – больше почитаемая украинцами и белорусами и Параскева Сербская – больше почитаемая русскими

Таким образом, пытаясь систематизировать и обобщить рассмотренный материал, посвященный реконструкции исследуемого образа, можно выделить ее общие черты и функции. Мокошь жена Великого Перуна – славянского Громовержца, это Богиня, покровительствующая женскому плодородию и материнству, урожайности, достатку в доме, и всяческим женским работам – особенно прядению, рукоделию. Стихии, связанные с Мокошью, это земля и вода. Обе они являют собой в культе Мокоши рождающие и вместе с тем поглощающие начала, своеобразно соединившиеся в древних представлениях о Сырой Земле, то есть земле и воде как слившимися в единстве стихиями. Мокошь описывалась как длиннорукая женщина с большой головой.

Макошь также рассматривается как Великая Мать, древнейший славянский культ, Богиня всей Судьбы человеческой. Ее атрибуты – веретено с куделью, олицетворяющей нити судеб человеческих, иногда рог изобилия. Исследователи описывают Макошь соседствующую рядом с русалками и вилами. На протяжении веков значение Макоши претерпело серьезные изменения. Постепенно перейдя в разряд земных, домашних, женских божеств, Макошь, тем не менее, часто рассматривается как Великая Богиня Судьбы. В христианстве образ Макоши слился с Параскевой Пятницей, так как день Макоши – Пятница.

Богиня Макошь – Сказка для всех

Славянская Мать-Земля

Мать-Земля и домашний дух, кормилица овец и пряха судьбы, Макошь – верховная славянская богиня. Истоки Макоши как матери-земли могут относиться к доиндоевропейским временам (6–5 тысячелетия до н.э.), когда, как считается, во всем мире существовали религии, ориентированные на женщин.

Мокошь в славянской мифологии

В славянской мифологии Макошь, иногда транслитерируемая как Макошь и означающая «Пятница», является Влажной Матерью-Землей и, таким образом, самой важной (а иногда и единственной) богиней в религии. Говорят, что как создательница она была обнаружена спящей в пещере у цветущего источника весенним богом Ярило, вместе с которым она создала плоды земли.

Она также покровительница прядения, пасти овец и шерсти, покровительница торговцев и рыбаков, охраняющая скот от чумы, а людей от засухи, болезней, утопления и нечистых духов.

Внешний вид и репутация

Сохранившиеся изображения Макоши редки, хотя каменные монументы ее начала существовали как минимум еще в 7 веке. Говорят, что деревянная культовая фигура в лесистой местности в Чешской Республике является ее фигурой. Исторические источники говорят, что у нее была большая голова и длинные руки, что указывает на ее связь с пауками и прядением. Символы, связанные с ней, включают веретена и ткань, ромб и Священное дерево или Столп.

Роль в мифологии

Хотя Великая Богиня имеет множество супругов, как людей, так и животных, в ее роли главной славянской богини Мокошь является богиней влажной земли и противопоставляется (и замужем за) Перуну как бог сухого неба. Она также связана с Велесом прелюбодеянием; и Ярило, бог весны.

Некоторые славянские крестьяне считали неправильным плевать на землю или бить ее. Весной практикующие считали землю беременной: до 25 марта («День леди») они не строили ни здания, ни забора, ни вбивали в землю кол, ни сеяли семена. Когда крестьянки собирали травы, они сначала ложились ничком и молили Мать-Землю благословить любые лекарственные травы.

Мокошь в Новое время

С приходом христианства в славянские страны в 11 веке н. э. Мокошь была обращена в святую, св. Параскеву Пьяницу (или, возможно, Деву Марию). Святая Параскева Пьяница, высокая и худая, с распущенными волосами, известна как «льняниса» (льняная женщина), что связывает ее с прядением. Она является покровительницей купцов, торговцев и брака, а также защищает своих последователей от целого ряда болезней.

Как и во многих индоевропейских религиях (Параскеви — пятница на новогреческом языке; Фрейя = пятница; Венера = Вендреди), пятница ассоциируется с Мокошью и Св. Параскевой Пьяницей, особенно с пятницами перед важными праздниками. Ее праздник — 28 октября; и никто не может прясть, ткать или чинить в тот день.

___________________

Источник:

Херст, К. Крис. «Мокошь, славянская богиня-мать-земля». ThoughtCo, 28 августа 2020 г., http://thoughtco.com/mokosh-4773684

Библиография

Детелич, Мирьяна. «Св. Параскева в балканском контексте». Фольклор 121.1 (2010): 94–105.

Драгня, Михай. «Славянская и греко-римская мифология, сравнительная мифология». Брукенталия: Обзор истории румынской культуры 3 (2007): 20–27.

Марьянич, Сузана. «Диадическая богиня и дуотеизм в «Древней вере сербов и хорватов» Нодило». Studia Mythologica Slavica 6 (2003): 181–204.

Матосян, Мэри Килборн. «Вначале Бог был женщиной». Журнал социальной истории 6.3 (1973): 325–43.

Монаган, Патрисия. «Энциклопедия богинь и героинь». Novato CA: New World Library, 2014.

Заров, Роман. «Организованный языческий культ в Киевской Руси». Изобретение иностранной элиты или эволюция местной традиции?» Студия Мифология Славика (1999).

Макошь/Мокошь — Славянская Великая Мать и Защитница Женщин — Славянская Мифология Суббота

На этой неделе славянская суббота возвращается к своему надлежащему дню, поскольку мы возвращаемся с другим божеством: Мокошью (Мокошью), Великой Матерью и славянской защитницей женщин.

(обновлено за июнь 2021 г. ) Примечание. Если вам нравится славянская мифология, ознакомьтесь с «Кинжал на ветру» , первой книгой из моей славянской фэнтезийной серии «Хроники изморози». Вы также можете подписаться на мой ежемесячный информационный бюллетень, чтобы узнавать об обновлениях и бесплатных новеллах (таких как приквел «Ночной всадник» ), действие которых происходит в мире сериала.

Макошь — самая известная богиня в славянской мифологии, во многом благодаря тому, что о ней имеется больше всего исторических свидетельств. Как жена бога грома Перуна и мать популярных богов-близнецов Ярило (Ярило / Ярило / Геновит) и Марзанна (Морана), а также, возможно, Дзеванна (Девана) и Жива (Весна), она была в сердце многих сюжеты в рамках славянского мифа. Она была единственным женским божеством, имевшим идола среди шести, построенных Владимиром Великим в Киеве, что еще раз показало ее значимость.

Mokosz от DuszanB на Deviant Art

Роль, которую играет Mokosz, может варьироваться от истории к истории и от региона к региону, но есть и постоянство. Она часто ткачиха и прядильщица, представляющая традиционную женскую работу. Хотя ее роль заключалась в защите женщин, мужчины также молились ей как богине плодородия.

Гадание также частично подпадало под царство Макоша. Неизвестно, какие именно части практики принадлежали ей, обычно она связана с этим, возможно, из-за того факта, что колдовство и колдовство часто считались более практикуемыми женщинами. Однако гадание обычно имело более позитивный оттенок, чем большинство колдовств, и обычно использовалось при подготовке к войне, а также в индивидуальном масштабе.

Мокош изображают по-разному, но обычно у нее длинные, развевающиеся светлые волосы и цветочная одежда, символизирующая ее роль Великой Матери природы. Ее волосы могут быть изображены как покрытыми (традиционно для жены), так и непокрытыми, что, вероятно, может быть просто из художественных соображений.

Рассказы о великих битвах между Перуном и Велесом (Велесом), богом скота, низменностей и подземного мира, иногда описываются как начавшиеся из-за Макоша. Хотя некоторые говорят, что это произошло потому, что Велес украл Ярило у Перуна, другие говорят, что Велес похитил Мокоша, что спровоцировало войну. В мифах мало последовательности. Мокош никогда не могла быть похищена, могла добровольно пойти и счастливо родить богиню Чуму с Велесом, или могла быть невольным партнером Велеса. Все три были рассказаны, и из-за отсутствия первоисточников трудно узнать оригинальную историю.

В моих книгах Мокош поначалу играет более пассивную роль. Отилия, волшебница и одна из главных героев, практикует ритуалы гадания Макоша и часто обращается к ней за советом. Боги в славянских мифах часто представляются скорее далекими великанами, чем постоянно задействованными, поэтому, когда говорит Макошь, это не так прямолинейно, как хотелось бы Отилии. Иногда, однако, достаточно подтолкнуть в правильном направлении.

Вот и все на славянскую субботу этой недели. Обязательно следите за новыми сообщениями на следующей неделе, и если вы не видели полную серию сообщений, обязательно ознакомьтесь с ними.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *