Мадонна Рафаэля и в 500 лет
Фото: dapd
Ронни Арнольд, Наталия Королева31 мая 2012 г.
500-летнему юбилею творения, которое называют символом красоты и добра, посвящена беспрецедентная выставка в Дрездене. Ее успех с самого начала превзошел все ожидания.
https://p.dw.com/p/154Ix
Реклама
Перед входом в Дрезденскую картинную галерею — длинные очереди. К 500-летнему юбилею одного из крупнейших шедевров мировой живописи в этом знаменитом немецком музее только что открылась выставка «Сикстинская мадонна. 500 лет культовому произведению Рафаэля». На выставке, которая продлится до 26 августа, представлено около 250 картин, рисунков, эскизов, документов и других экспонатов. Но главное на ней, конечно, — сама «Сикстинская мадонна».
Величавая простота
Ее облик исполнен благородства, смирения и душевной чистоты. Она поражает воображение красотой и искренностью.
Она выглядит величественно, но не высокомерно. Изображенный слева на картине Папа Римский Сикст Второй преклоняет перед ней колени. С почтением опускает глаза и Святая Варвара, считавшаяся покровительницей итальянского города Пьяченцы. Лишь два ангелочка с детским любопытством устремляют вверх задумчивые взгляды.
«Сикстинская мадонна» – самое значимое полотно Рафаэля. «Час, который я провел перед этой Мадонною, принадлежит к счастливым часам жизни… Гений чистой красоты был с нею», — так выразил свои чувства Василий Жуковский, когда в 1821 году впервые увидел в Дрездене эту картину. «Сикстинская мадонна» уже давно составляет для европейца «такой же культ, как для араба черный камень в Мекке», утверждал русский художник Василий Поленов.
Бриллиант в новой оправе
Сегодня она прекрасна, как и во времена Поленова и Жуковского, как 500 лет назад, когда великий итальянский живописец Рафаэль Санти написал ее для алтаря церкви монастыря Св. Сикста в Пьяченце. Правда, сейчас шедевр поместили в новую роскошную раму. К юбилею картины эту раму изготовила мюнхенская мастерская Вернера Муррера (WernerMurrer).
Дело в том, что неоренессансное обрамление, в которое в 1950-е годы заключили полотно, с картиной сочеталось плохо. Новую раму делали вручную, по старинной технологии. Каждый отдельный элемент вырезали и покрывали позолотой. Заменили и застекление картины. И теперь «Сикстинская мадонна» сияет еще ярче, чем прежде.
Кстати, на время выставки она покинула свое привычное место в Галерее старых мастеров на втором этаже и переехала в Гобеленовый зал — помещение, которое обычно используется для проведения лекций, литературных чтений, различных торжеств. Его стены украшают гобелены, сотканные по эскизам Рафаэля. На их фоне «Сикстинская мадонна» смотрится еще лучше.
С культовым статусом
«Рафаэль в Риме», «Знаменательное приобретение «Сикстинской мадонны», «На пути к мифу», «Мировая карьера ангелочков: кич и искусство», — так называются разделы юбилейной выставки.
Чтобы разработать концепцию экспозиции, ее куратор Андреас Хеннинг (AndreasHenning) несколько месяцев провел в Италии, чтобы еще раз скрупулезно изучить историю создания и становления культа «Сикстинской мадонны». Своей фантастической популярности эта картина достигла значительно раньше, чем даже ее главная соперница — «Джоконда» великого Леонардо да Винчи. Полотно Рафаэля было возведено в ранг культового уже в первой половине 19 века.
Шедевром не только восхищались. О нем писали, его копировали и репродуцировали, а позже стали широко использовать и для рекламы. Особым «спросом» пользовались здесь и продолжают пользоваться сегодня задумчивые ангелочки, расположившиеся у ног Мадонны. Уже в 19 веке их изображения стали красоваться на украшениях и изделиях из фарфора.
Ну, а с течением времени эти зажившие собственной жизнью пухленькие крылатые мальчики сделали невероятную карьеру. Сегодня они фигурируют на открытках, плакатах, зонтиках, кошельках, сумках и даже… на туалетной бумаге. В дрезденской экспозиции представлена целая серия предметов массового потребления, на оформление которых вдохновили дизайнеров персонажи знаменитой картины.
Из Пьяченцы в Дрезден, из Дрездена в Москву
Картина «Сикстинская мадонна», высота которой составляет более трех метров (без рамы), была написана Рафаэлем в 1512-13 годах. Но широкая публика познакомилась с ней лишь два с половиной века спустя, когда в 1754 году полотно было приобретено для курфюрста Саксонии Августа III и привезено в его дрезденскую резиденцию.
Шедевр поместили в Дрезденском цвингере (Dresdner Zwinger) — роскошном комплексе, где сейчас находятся различные музеи, в том числе знаменитая Дрезденская картинная галерея. С тех пор «Сикстинская мадонна» — с некоторым перерывом — находится здесь.
Этот перерыв наступил после Второй мировой войны — в сентябре 1945 года. Так называемая «трофейная комиссия», созданная в советской оккупационной зоне Германии, провела тщательную ревизию коллекций восточногерманских музеев и в результате отобрала целый ряд величайших шедевров мирового искусства. Они подлежали конфискации — так сказать, в качестве компенсации за разграбленные и разрушенные гитлеровцами сокровища русской культуры. «Так сказать» — потому, что произведения искусства ни с точки зрения международных соглашений, ни с точки зрения морали не могут быть трофеями.
Рафаэль. Автопортрет (ок. 1506)Фото: picture alliance/akg-images
Сомнительность этой «компенсации», несомненно, понимали и в Кремле. Не случайно произведения «трофейного искусства», включая «Сикстинскую мадонну», увозили в Советский Союз тайно и местонахождение их было засекречено. «Золото Шлимана», например, прятали более четырех десятилетий, вообще отрицая, что оно находится в СССР.
Возвращение Мадонны
Вернул картину в Дрезден Никита Хрущев — после смерти Сталина и наступления периода «оттепели». В 1955 году Совет министров СССР принял неожиданное решение о возврате «Сикстинской мадонны» и других вывезенных трофейными командами шедевров «народу ГДР». Правда, в их число вошли лишь полтора миллиона из двух с половиной миллионов конфискованных экспонатов, но «жест доброй воли» все равно удался. Подавалось все это под идеологическим соусом возвращения «спасенного от фашистов культурного наследия». Никакого спасения, конечно, не было: эвакуированные коллекции в 1945 году просто реквизировали. Но каким бы ни был разыгранный спектакль, шедевр Рафаэля в итоге вернулся домой — в Дрезден.
Реклама
Пропустить раздел Еще по темеЕще по теме
Пропустить раздел Топ-тема1 стр. из 3
На главную страницу
Урок №9 — Музыка 6 класс
Образ Богородицы в музыке, живописи и литературе 1.»Сикстинская Мадонна» Рафаэля Санти (1483-1520). МАДОННА РАФАЭЛЯ
«Сикстинская мадонна» одного из величайших творцов мирового
искусства, итальянского художника эпохи Возрождения Рафаэля
Санти. Мы вместе с тобой
попытаемся найти те средства выразительности
(особенности языка музыки, литературы и живописи),
благодаря которым в сознании запечатлевается волнующий светлый
образ Богоматери. Рассмотрим картину «Сикстинская мадонна» Рафаэля Санти. Это алтарная картина… Она была написана величайшим итальянским художником XVI века Рафаэлем Санти для собора и размещалась над алтарем. Что же изображено на картине?Прежде всего, мы в театре и перед нами сцена. Взвился вверх первый занавес. В центре картины Рафаэля — Мадонна, Дева Мария, Богородица с младенцем Христом на руках. Эта картина называется «Сикстинская мадонна». Сейчас она находится в Германии, в Дрезденской галерее, и известна всему миру. Согласись со мной, глядя на эту картину возникают разные чувства: Радость… Любование красотой… Покой… Удивление… Восхищение… Но все они созвучны настроению картины. Давай вглядимся в другие детали картины. Кого мы видим на картине слева и справа от нас? Слева — пожилой
человек, старец в красивой одежде… Он,видимо,
знатный человек… Он с волнением смотрит на Марию — это Папа
Римский Сикст IV в роскошном парчовом облачении с тонзурой (остриженное
место на макушке у католических духовных лиц — символ отречения от мирских
интересов) в белой длинной рубашке и светло-коричневом саккосе (золотой
парчовой мантии) с красным подбоем. Справа — женщина… Она
почему-то отвернулась! Опираясь на
вытянутую левую и полусогнутую правую ногу с крутым бедром, стоит прелестная
юная пухленькая девушка. Сквозь шарф и платок Варвары проступает крутая полнота
её тела в туго охватывающей её одежде. В наряде Варвары – все краски картины,
но доведённые до максимальной яркости. У нее квадратное лицо, острый
подбородок, широко расставленные глаза, аккуратный прямой нос, короткая верхняя
губа. Волосы перехвачены лентами. Одним словом, красавица. На ней
солнечно-жёлтая кофточка, оставляющая наполовину открытыми плечи, пышная в
рукавах, у локтей – ослепительно синяя. Серый узкий шарф, зелёная накидка, темная
юбка. Она – в роли св. Варвары. (Ей приписывают дар спасать от внезапной и
насильственной смерти. Может быть, Рафаэль предчувствовал свою короткую жизнь).
Старик и девушка стоят лицом к лицу в метре друг от друга. Святая Варвара потупила очи, выражая покорность и благоговение перед образом Марии.
Раздвинулись в стороны середины тяжёлых тёмно-зелёных занавесей в глубине сцены. Всё пространство за ними заполнено синими младенческими головками. Кого ещё мы видим на картине? Амурчиков. Детей внизу картины. Они смотрят вверх. Два шаловливых херувима с недетской задумчивостью взирают на небо. Они примут оставившую свою тленную земную оболочку душу, прожившую долгую жизнь бывшего пухленького малыша и он снова вольётся в бесконечный водоворот призрачных синих небесных головок-душ. Итак, в центре композиции — фигура Сикстинской мадонны. Клубящееся
белое облако сверху вниз и к нам несет на себе высокую молодую женщину в
ярко-голубом плаще. Прижимая к себе, она держит на руках полуторалетнего
голенького пухлого сына, толстощекого, взъерошенного. Он сидит на руках как в
креслице, по взрослому опираясь на согнутую ногу. В глазах любопытство, взгляд
младенческий, не совсем осмысленный. Старик повернул голову вверх, глядя на лица матери и ребенка. Левую руку прижал
к груди, разделяя ее тревогу. Правую руку протянул к нам и чуть вверх, вытянув
указательный палец. Девушка, при появлении матери повернула к нам и опустила
голову, устремив глаза вниз. Ответь на вопросы: 1. Какие чувства хотел вызвать художник у зрителей, рассматривающих картину «Сикстинская Мадонна»? 2. Какое её главное отличительное качество? 3. На каком фоне изображена фигура Мадонны? Какие цвета художник выбирает для одеяния фигур на картине? Всмотрись в фигуру Мадонны, её лицо. Что в них особенного? 4. А если ты был композитором, то какой бы лад-краску (мажор или минор) избрали для своего; музыкального произведения, прославляющего Деву Марию? 5. Прочитай ещё раз эпиграф. Мог ли написать эти стихи А.Толстой, если бы не было картины Рафаэля «Сикстинская Мадонна». 2. Образ Марии в музыке, живописи и литературе Так сказал русский поэт Василий Жуковский о выражении лица Мадонны. На Её лице ничего не выражено, то есть на нём нет выражения понятного,
имеющего определённое имя; но в нём находишь в каком – то таинственном
соединении всё: спокойствие, чистоту, величие и даже чувство, уже перешедшее за
границу земного, следовательно, мирное, постоянное, не могущее уже возмутить
ясности душевной.
Задание: 1.Назови и выпиши слова из этого текста, которые наиболее полно передают настроение картины. Известный русский исследователь живописи Алпатов пишет об этой картине: «Мелодически плавное течение линий придает «Сикстинской мадонне» исключительное обаяние. Нет возможности несколькими словами описать всё мелодическое богатство рисунка Рафаэля». Обрати внимание на то, какой музыкальный термин он употребляет. Мелодически плавное течение линий… Мелодическое богатство рисунка… Он словно сравнивает линии и рисунок художника с напевной, плавной мелодией. Давай и мы вслушаемся в звучание музыки с названием «Аве, Мария» («Радуйся, Мария») Ф. Шуберта. Слушать ЗДЕСЬ. Шуберт Песенность…
Напевность… Лиричность… Красота… — её
главное отличительное качество. Послушай музыку И.С.Баха (немец.1685-1750), Джулио Каччини (италь. 1551-1618), Франца Шуберта (австрийский комп.1797-1828) и Золтана Кодая (венгерский ком.1882-1967). Они все посвящены Деве Марии… и выражают светлую любовь к ней… Они все напевные… Бах-Гуно. Слушать ЗДЕСЬ Посмотри сюжет о том, как из прелюдии И.С.Баха появилось вокальное произведение Ave Maria композитора Гуно Дж.Каччини. Слушать ЗДЕСЬ З.Кодай. Слушать ЗДЕСЬ
Ответь на вопросы: 2.Какие чувства передаёт музыка ? 3.Что их объединяет? Мадонна сходит с небес на землю, идет навстречу людям. Каким образом художник передает в картине движение? При помощи изображения складок на одежде… Откинутый плащ… Вздымающееся над головой покрывало… Края занавеса откинуты… И край одежды Сикста тоже отогнут… Складки одежды Варвары плавно струятся… Сейчас
прозвучит только вступление к известному тебе сочинению — «Аве, Мария»
австрийского и немецкого композитора XIX в. Послушай, как композитор передаёт движение в этой музыке: словно волны набегают, лёгкое покачивании, размеренность движения и в тоже время передаётся спокойствие и безмятежность. Послушай вступление ЗДЕСЬ. Ответь на вопрос: 4. Есть ли в этой музыке движение? А теперь рассмотрим красочную палитру картины. На фоне голубого небо изображена фигура Мадонны. Она идет по клубящимся облакам… По краям темно-зеленый занавес. Синий плащ на Мадонне, золотисто- коричневое покрывало на голове… У старца тоже золотистый цвет одеяния… А у Варвары много красок в одежде… Рафаэль как бы повторяет в одежде Варвары все краски картины… Ты внимательный зритель и верно смог подметить особенности цветового решения картины. Послушай еще раз четыре мелодии «Аве, Мария». Ответь на вопросы: 5. В каком ладу композиторы их написали? 6. А теперь обрати внимание на младенца Христа, которого Мария держит на руках. На многих иконах и картинах, изображающих Богоматерь с Младенцем, выражение лиц матери и ребенка одинаковы: либо суровы и сосредоточенны, либо безмятежны и задумчивы. И Мадонна, и маленький Христос смотрят в одном направлении, на зрителей… Лицо Мадонны спокойное… Лицо Младенца выражает то ли испуг, то ли тревогу… У Него лицо взрослого человека… Он, наверное, предчувствует, что его в жизни ждёт много испытаний… Задание: 7. Определи,совпадают ли эмоциональные состояния дитя и матери на этой картине? Каково твоё мнение? 8. Сопоставь язык музыки и живописи, выдели такие средства выразительности, как линия — мелодия; цвет — тембр; колорит -лад; ритм музыки — ритм изображения; форма — композиция. 3. Иконы Пресвятой Богородицы. Презентация. В произведениях русских и зарубежных композиторов,
поэтов, художников разных времён и народов создан вечный, чистый и благородный
образ Матери Иисуса Христа — Марии. Иконы делятся на несколько «видов» Ора́нта (от лат. orans — молящийся) — один из основных типов изображения Богоматери, представляющий Её с поднятыми и раскинутыми в стороны руками, раскрытыми ладонями наружу, то есть в традиционном жесте заступнической молитвы. Духовное значение слова УМИЛЕНИЕ обозначает состояние человеческой души в момент соприкосновения его сердца с Благодатию Святаго Духа. На иконах «Одигитрия», что в переводе с греческого означает «Путеводительница», Божия Матерь изображена в торжественной позе с поднятой рукой, обращённой к Своему Сыну, как бы указывающей человечеству путь к спасению. Сравни иконы неизвестных русских мастеров с картинами
зарубежных художников, близкими по своему образному строю вокальным
сочинениям Дж. Каччини, И.-С.Баха, Ф.Шуберта, прославляющим Деву Марию. Картина Рафаэля
Характер музыкальных сочинений, распевность мелодий, ровность ритма перекликаются с певучестью и размеренностью ритма в стихах, мягкостью плавных линий рисунка, гармоний красок, стройностью композиций в картинах и иконах. За всем этим возникает ни с чем не сравнимое святое чувство любви к природе, человеку, Богу. Глубина восприятия музыки связывается с постижением её художественного смысла через сопоставление с образами других видов искусства, с освоением её интонационно-образной природы и специфики как искусства временного. 4. Задание 1 1.Сравни музыку произведений «Аве, Мария» с музыкой «Богородице Дево, радуйся» П.Чайковского и С.Рахманинова. В чём сходство и в чём различие? Смотри предыдущий урок. 2.В чём выражается общность языка различных видов искусства?
5. Рассмотри художественные произведения. Внутренним слухом постарайся услышать их музыку. Полотно №1
Какое полотно можно озвучить русской музыкой, а какое — западноевропейской? Полотно №2 Полотна обозначены под номером 1 и номером 2 .
|
Рафаэль, Сикстинская Мадонна — ColourLex
Поиск:
Обзор
Дата: 1512
Среда: Масло
Поддержка: Canvas
Размер: 265 × 196 CM
Период искусства: Высокий Ренессанс
Gemäldegalerie Alte Meister
Sistine Madonna
Изображение в высоком разрешении
.
F.A. Gruyer, Les Vierges de Raphaël, Paris 1869
Включено в Esther Singleton, Великие картины, увиденные и описанные известными писателями , Dodd, Mead and Co., Нью-Йорк, 1899 г. Полный текст доступен на сайте Projekt Gutenberg.
«Кажется, Рафаэль достиг совершенства в Деве с Рыбой ; однако через четыре или пять лет ему суждено было подняться бесконечно выше и показать нечто превосходящее искусство и недоступное науке.
Именно в 1518 году бенедиктинцы монастыря св. Сикста заказали эту картину. Они требовали, чтобы Дева Мария и Младенец Иисус были в компании св. Сикста и св. Варвары. Так Рафаэль вошел в их взгляды.
Глубокие тени скрывали от нас величие небес. Внезапно свет сменяет мрак, и Младенец Иисус и Мария появляются в окружении такого яркого света, что глаза едва могут его вынести. Между двумя зелеными завесами, задернутыми по обеим сторонам картины, среди ореола бесчисленных херувимов, видна Богородица, стоящая на облаках с сыном на руках, являющая его миру как своего Искупителя и Верховного Судию. Ниже на облаках с обеих сторон стоят на коленях св. Сикст и св. Варвара. Ничего не видно от земли, но она угадывается по жестам и взглядам двух святых, которые указывают на множество людей, для которых они просят божественной милости. Два ангела опираются на своеобразную балюстраду, горизонтальная линия которой образует сплошную плоскость в основании композиции. Ничто не могло быть более элементарным, чем идея такой картины; скрупулезно соблюдается древняя симметрия и жесточайший параллелизм.
Рафаэль становится почти архаичным и, возвращаясь к простоте первобытных традиций, силой гениальности смешивает уже столь близкое к декадансу научное преувеличение. Без сомнения, он высоко поднимал глаза всякий раз, когда брал за образец древность, но он поднимал их еще выше, становясь опять исключительно христианином и понимая, что самый смиренный путь есть не только самый верный, но и самый возвышенный. Почему такие простые средства так успешно возвышают наши чувства? Почему при взгляде на эту картину у нас бывают минуты божественного забвения, в которые мы воображаем себя на Небесах? Вот что мы должны попытаться понять и понять». …
Пигменты
Анализ пигмента
Анализ пигмента основан на работе K-H. Вебер (1)
Зеленая драпировка в верхней части картины (№ 1): свинцовые белила, угольно-черный, аурипигмент и малахит (в издании Вебера зеленый пигмент назван «медно-зеленым »).
Серое облако в нижней части картины № (2): свинцово-белые, угольно-черные, киноварь, натуральный ультрамарин.
Желтая мантия папы (№ 3): свинцово-белая, зелено-земляная, угольно-черная, желтая охра со следами киновари.
Синее одеяние Мадонны (№ 4): свинцово-белый и натуральный ультрамарин.
Желтый рукав Святой Варвары (№ 5): свинцово-белый, ярко-красный и свинцово-оловянно-желтый. Цвет тела пальца святой Варвары (№ 6): свинцово-белый, угольно-черный и ярко-красный, свинцово-белый и ярко-красный, свинцово-белый и натуральный ультрамарин (возможно, из-за ее синей мантии под ним). Красная одежда святой Варвары (№ 7): свинцово-белая, угольно-черная, зеленая земля, желто-коричневая охра и киноварь.
Белое облако (№ 8): свинцово-белый со следами киновари и натурального ультрамарина.
Ссылки
(1) Weber, K-H. Die Sixtinische Madonna, Maltechnik-Restauro, 90, 4 1984, 9-28
Пигменты, использованные в этой картине
Ресурсы
См. коллекцию онлайн- и офлайн-ресурсов, таких как книги, статьи, видео и веб-сайты, на Рафаэль в разделе «Справочники по художникам»
Презентации PowerPoint
Богато иллюстрированная презентация итальянского художника эпохи Возрождения Рафаэля Санти, содержащая информацию о технике рисования, используемых пигментах, а также важные письменные и онлайн-ресурсы.
Количество слайдов: 16
Форматы, включенные в загрузку: PowerPoint Screen Presentation (ppsx) и pdf0019
Видео: «Рафаэль, Сикстинская Мадонна» ASMR французского шепота
Die Sixtinische Madonna , Maltechnik-Restauro, 90, 4 1984, 9-28.(2) Хьюго Чепмен, Том Генри и Кэрол Плаццотта, Рафаэль — из Урбино в Рим , каталог выставки, Национальная галерея Лондона, 2004 г. Доступно в формате pdf.
Веб-сайты
Изучение Рафаэля , Исследовательский ресурс Рафаэля , Национальная галерея Лондона .
Картины Рафаэля в ColourLex
Рафаэль: Мадонна Каупера | Художественный музей Вустера
24 января — 27 сентября 2015 г.
Галерея 212
Вверху: Рафаэль, Италия, 1483-1520 Маленькая Мадонна Каупер (фрагмент) около 1505 г., дерево, масло Коллекция Уайденера, Национальная художественная галерея, Вашингтон, округ Колумбия, 1942.9.57
Маленькая Мадонна Каупера работы Рафаэля, одна из величайших картин эпохи Возрождения в Америке, будет доставлена в Вустер из Национальной галереи искусств в Вашингтоне для специальной целенаправленной инсталляции. Написанная в тот момент, когда Рафаэль перебрался из Урбино во Флоренцию, эта работа стоит в начале весьма влиятельных «Мадонн», которые обеспечили его репутацию. Работа Рафаэля будет сочетаться с картиной Вустера Northbrook Madonna , работа, поступившая в коллекцию в 1940 с атрибуцией Рафаэля, от которой уже давно отказались, но без четкого единого мнения о том, какое отношение работа имеет к Рафаэлю и его студии. Эта инсталляция, состоящая из двух картин, которая также посвящена подрисовке двух картин, исследует мастерскую интерпретацию Рафаэля и распространение его раннего стиля среди последователей в Центральной Италии.
Мастер Мадонны Нортбрук, итальянка, действовала с 15:00 до 15:25, Богородица с младенцем (Мадонна Нортбрук), начало 1500-х годов, дерево, масло, Коллекция Теодора Т. и Мэри Г. Эллис, 1940.39 |
Как
Маленькая Мадонна Каупера получила свое название? Рафаэль наверняка был бы удивлен, узнав, что его картина стала известна как Маленькая Мадонна Каупера (не в последнюю очередь потому, что он не говорил по-английски). Проходя через руки череды коллекционеров спустя столетия после своего создания, картины часто приобретали имя более позднего владельца. В девятнадцатом веке эта и еще одна «Мадонна с младенцем» Рафаэля, ныне известная как «Большая Мадонна Каупера», были среди сокровищ коллекции произведений искусства графа Каупера, британского аристократа. С тех пор она известна как «Маленькая Мадонна Каупера».
Сопутствующее событие: Сотрудничество Рафаэля
Симпозиум в Художественном музее Вустера
Суббота, 12 сентября 2015 г., с 9:00 до 17:00
На протяжении всей своей короткой карьеры плодовитый и исключительно продуктивный Рафаэль полагался на сеть сотрудников, которые помогали ему в выполнении его запрестольных образов и небольших религиозных изображений, фресок и архитектурных проектов, а также в реализации скульптуры, гобеленов, гравюр и драгоценных предметов, которые он разработал. Некоторые из сотрудников Рафаэля, такие как Джулио Романо и Джанфранческо Пенни, были учениками и давними членами его мастерской; другие, такие как Тимотео Вити и Лоренцо Лотто, были друзьями или коллегами-художниками, которые недолго работали с мастером над конкретным проектом. Целесообразность часто была мотивом этого краткосрочного сотрудничества, так как Рафаэль привлекал других, чтобы помочь ему выполнить работу, которую он был слишком неопытен — или все более и более занят — чтобы полностью выполнить самостоятельно, или которую он бросил в спешке.