Ломоносовъ — Википедия
(перенаправлено с «Ломоносовъ (издательство)»)
У этого термина существуют и другие значения, см. Ломоносов (значения).
«ЛомоносовЪ» — московское книжное издательство, основанное в 2008 году. Издательство специализируется на издании научно-популярной, исторической, этнографической, педагогической литературы, а также книг для семейного чтения[1][2]. Кроме того, издательство выпускает альбомы, иллюстрированные энциклопедии и репринты.
Издательство названо в честь М. В. Ломоносова.
Содержание
- 1 История
- 2 Авторы
- 3 Книжные серии
- 4 Примечания
- 5 Ссылки
Издательство «Ломоносовъ» начинало с издания книг для педагогов и родителей. Впоследствии сфера деятельности была расширена: в рамках проекта «Книжное наследие» стали выходить высококачественные репринты редких книг, возникли серии «История. География. Этнография»[3], «Вечные спутники», «ЛУЧ» — Лучшее увлекательное чтение», «Школа завтра», «Прикладная психология» и другие.
В 2009 году издательство выпустило репринт[4] первых изданий романов И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» и «Золотой телёнок» с иллюстрациями Константина Ротова и Михаила Черемных.
В 2011 году издательство приняло активное участие в праздновании 300-летия со дня рождения М. В. Ломоносова[5]. Был реализован проект «Ломоносов-300»: вышли полное собрание переписки Ломоносова, книги «Ломоносов глазами современников» и «Библиотека Ломоносова».
В 2012 году в рамках «Шведского проекта» издательства «Ломоносовъ» был выпущен репринт уникального источника информации о России второй половины XVII века альбом Эрика Пальмквиста «Заметки о России» и книга «Заметки о России, сделанные Эриком Пальмквистом в 1674 году»[6][7][8]. В подготовке этих изданий приняли участие Санкт-Петербургский институт истории Российской Академии наук, Королевская Шведская Академия словесности, истории и древностей, факультет славистики Стокгольмского университета, факультет современных языков Уппсальского университета.
Издательство тесно сотрудничает с Библиотекой Российской Академии наук.
Среди авторов издательства известные российские и зарубежные учёные Георгий Вернадский, Светлана Плетнева, Валерий Гуляев, Ким Малаховский, Вера Бокова, Виктор Бердинских, Анна Мурадова, Наталья Пушкарева, Томас Гордон, Лев Ельницкий, популяризаторы науки Олег Ивик, Робин Данбар, Майкл Брукс, Петер Шпорк, писатели Виталий Бабенко, Лев Минц, Бенгт Янгфельдт, Даниэль Клугер, Стаффан Скотт, Александр Зеркалов (Мирер).
- «История. География. Этнография» — «ИГЭ»
- «Лучшее Увлекательное Чтение» — «ЛУЧ»
- «Вечные спутники»
- «Иллюстрированные энциклопедии»
- «История воспитания»
- «Прикладная психология»
- «Школа завтра»
- «Окошко в детскую»
- «Альбомы»
- «Книжное наследие»
- ↑ Мария Порядина. Твердый знак качества. Архивная копия от 15 мая 2012 на Wayback Machine // BiblioГид, 19.11.2010
- ↑ Алексей Мокроусов. Подмоченная репутация. Архивная копия от 5 февраля 2013 на Wayback Machine // Русский журнал, 03.09.2010
- ↑ Что не изучают в школе? — Наука этнография. Архивная копия от 17 мая 2012 на Wayback Machine // Эхо Москвы, 29.01.2012. Программа «Открывашка»
- ↑ «Новости культуры»: репринтное издание романов Ильфа и Петрова. (недоступная ссылка) // Телеканал_Культура, 19 января 2010
- ↑ В Российской национальной библиотеке в Питере сегодня начинается проект «Читаем Ломоносова: издательские проекты Архангельска и Москвы». Архивная копия от 25 мая 2012 на Wayback Machine // ИА «Двина-Информ», 6 октября 2011
- ↑ В Санкт-Петербурге представили альбом шведского разведчика. Архивная копия от 4 марта 2016 на Wayback Machine // REGNUM, 21.11.2012
- ↑ В Стокгольме представлены «Заметки о России», сделанные в 1674 году. (недоступная ссылка) // ТАСС-ПРЕСС, 04.02.2013
- ↑ Андрей Паламарчук. По следам Эрика Пальмквиста (рус. ) // National Geographic. — 2014. — 4 ноябрь. Архивировано 10 декабря 2018 года.
- Официальный сайт
- Группа издательства ВКонтакте
- Группа издательства на Facebook
Классный час. Михаил Васильевич Ломоносов — первый русский учёный. | Классный час (4 класс) по теме:
Тема: «М.В. Ломоносов – первый русский учёный»
Цель: воспитание гражданина Отечества на основе изучения жизни, деятельности и творческого наследия М.В. Ломоносова.
Задачи:
1. Раскрыть масштабность личности М.В. Ломоносова как сына Отечества.
2. Представить энциклопедичность таланта М.В. Ломоносова.
3. Показать актуальность и востребованность идей ученого в современном обществе.
Вот за что тебя глубоко
Я люблю, родная Русь!
Не бездарна та природа,
Не погиб ещё тот край,
Что выводит из народа
Столько славных,
Столько добрых, благородных,
Сильных любящей душой.
Н. А. Некрасов
Слайд 1.
Конечно, эти слова можно отнести к великому русскому учёному-энциклопедисту Михаилу Васильевичу Ломоносову.
Слайд2.
Михаил Васильевич Ломоносов — первый русский учёный-естествоиспытатель мирового значения, энциклопедист, химик и физик; он вошёл в науку как первый химик, который дал физической химии определение, весьма близкое к современному, и предначертал обширную программу физико-химических исследований; его молекулярно-кинетическая теория тепла во многом предвосхитила современное представления о строении материи, — многие фундаментальные законы, в числе которых одно из начал термодинамики заложил основы науки о стекле. Астроном, приборостроитель, географ, металлург, геолог, поэт, утвердил основания современного русского литературного языка, художник, историк, поборник развития отечественного просвещения, науки и экономики. Разработал проект Московского университета, впоследствии названного в его честь. Открыл наличие атмосферы у планеты Венера.
Обратимся к истории.
1.Поморье – родина великого ученого.
Далеко на севере, в Архангельской губернии, близ уездного города Холмогор, в небольшой деревне Мишанинской, в царствование Петра Великого, жил крестьянин Василий Дорофеев и его жена. В 1711 году у них родился сын Михаил, который впоследствии был прозван Ломоносовым. (Наверное, потому что силы он был недюжинной: например, во время борьбы с тремя матросами, он не только их одолел, но и снял с них одежду.)
Василий Дорофеев занимался рыбным промыслом. Когда Ломоносов подрос, отец часто брал его с собой на рыбную ловлю в белое море. Мальчик с 10 лет помогал отцу.
Слайд 3.
Вот как выглядело судно, на котором промышлял отец Ломоносова.
Гукор.
Суровая природа севера, частые бури, огромные ледяные глыбы, опасности во время плавания по морю производили на мальчика сильное впечатление, развивали в нём выносливость, смелость и любознательность.
Бог наградил Ломоносова необыкновенными способностями. В две зимы он отлично выучился грамоте; учил его сельский дьячок. Выпрошенные у соседа три мудрых книги: славянская грамматика Смотрицкого, арифметика Магницкого и псалтырь, переложенный в стихи Симеоном Полоцким стали вратами учёности для юного Ломоносова. Вскоре он их выучил наизусть. В 14 лет юный помор уже довольно сносно писал.
Слайд 4.
Юношеский почерк М. В. Ломоносова. 1725
В это время его постигло горе: он лишился матери. Отец женился второй раз. Мачеха оказалась сварливой и злой женщиной. Но больше всего она ненавидела любовь Ломоносова к книгам.
2. Становление будущего академика.
Страстно желая учиться, Ломоносов принял решение уехать в далёкую Москву. В декабре 1730 года, он тайно от отца, добыв себе паспорт и заняв у соседки 3 рубля, отправился (пешком) вместе с рыбаками в Москву учиться.
Ему повезло, благодаря своему земляку, который служил дворецким, определиться в Заиконоспасское училище.
Слайд 5.
Московская славяно-греко-латинская академия.
Его успехами не могли нарадоваться наставники: через два года учения в этой школе он уже сочинял латинские стихи. Вот одно из них, которое он написал после наказания за его школьный «проступок».
СТИХИ НА ТУЯСОК
Услышали мухи
Медовые духи,
Прилетевши, сели,
В радости запели,
Егдаб стали ясти,
Попали в напасти;
Увязли бо ноги:
Ах! — плачут убоги,
Мёду полизали,
А сами пропали.
Много трудов, лишений и душевных ограничений приходилось переносить ему в это время. Денег хватало только на хлеб и квас, бумагу и обувь, «школьники, малые ребята, кричат и перстами указывают на меня: смотрите-де, какой болван в 20 лет пришёл латыни учиться»
После этого год учёбы в Киевской академии. Но и там своей любознательности он не удовлетворил. Перечитав много книг, в богатой библиотеке при Киевской академии, он вернулся в Москву. Как раз в это время из Академии Наук пришло в Москву требование прислать в Петербург 20 учеников Заиконоспасского училища. Отправили только 12, так как больше не нашлось. Среди них лучшим был М.В.Ломоносов.
Скоро он с двумя товарищами был отправлен за границу. Более трёх лет неустанно трудился Ломоносов, и труды его не пропали даром. Он скоро овладел немецким и французским языками и с жаром предался наукам. Теперь-то он мог вполне утолить жажду к знаниям. В упорном труде видел он свой долг.
Слайд 6.
Дом, в котором Ломоносов жил в Марбурге
Паспорт, выданный М. Ломоносову Марбургским университетом 13 мая 1741 года
3. Открытия М.В.Ломоносова в области химии, физики и астрономии.
Слайд 7
Диплом профессора химии Ломоносова. 1745. М. В. Ломоносов и В. К. Тредиаковский — первые русские академики.
Разработал понятия о химическом элементе.
Организовал первую в России химическую лабораторию.
Слайд 8.(1)
Прошение М. В. Ломоносова об учреждении химической лаборатории, его план этой лаборатории и её макет. Музей М. В. Ломоносова. Санкт-Петербург.
Слайд 8 (2)
Собственноручная запись М. В. Ломоносова в лабораторном журнале.
Открыл новую область естествознания – физическую химию.
Слайд 9.(1)
«Введение в истинную физическую химию». Рукопись М. В. Ломоносова. 1752
Установил взаимосвязь химии, математики и физики.
Огромны достижения М.В. Ломоносова в области физики и астрономии.
Разработал теорию строения материи, закон сохранения и движения материи, механическую теорию теплоты.
Работы в области электричества. «Теория электричества, разработанная математическим способом».
Слайд 9 (2)
М. В. Ломоносов «Слово о явлениях воздушных…». 1753
Работы по оптике (усовершенствование микроскопа и телескопа («ночезрительной трубы»), создание новых мореходных и оптических приборов).
Открытие атмосферы на Венере.
Слайд 10
Иллюстрации М. В. Ломоносова к рукописи «Явление Венеры на Солнце…». 1761
Внёс большой вклад в развитие метеорологии.
4. М.В. Ломоносов и развитие отечественной литературы и языка.
В торжественных одах М.В. Ломоносова нашли своё отражение темы Родины, науки и мира. Русский национальный характер показан в оде М.В. Ломоносова 1762 г., посвященной восхождению на престол Екатерины II.
Слайд 11.
М. В. Ломоносов. Русская грамматика на немецком. Санкт-Петербург. 1764
«Российская грамматика» — основы и нормы русского языка, в которой Ломоносов разработал понятия о частях речи, правописание и произношение того или иного слова.
Термины подлежащее и сказуемое были введены М.В.Ломоносовым. Подлежащее – значит «лежащее в основе предложения», сказуемое называют так потому, что оно содержит в себе всякого рода информацию о подлежащем. Оно то, что «сказано о подлежащем».
5. М.В. Ломоносов — первый историограф российского народа.
Слайд 12.(1)
М. Ломоносов. «Слово похвальное Петру Великому…». 1755
Большое значение М.В. Ломоносов предавал роли Петра I в истории России. Он понимал, что многие исторические сведения надо донести до потомков.
Слайд 12 (2)
Портрет Петра I. Мозаика. Набрана М. В. Ломоносовым. 1754. Эрмитаж
Слайд 13
«Полтавская баталия». Мозаика М. В. Ломоносова в здании Академии Наук. Санкт-Петербург. 1762—1764
6. Деятельность М.В. Ломоносова как организатора российской системы образования.
Благодаря М.В.Ломоносову были учреждены начальные школы и гимназии (1760 г.)
Основан Московский университет, который сейчас носит его имя.
Умер М.В.Ломоносов в 1765 году 15 апреля.
Могила Ломоносова в Александро-Невской лавре
Как вы думаете, почему М.В. Ломоносов произнес такие слова: «Обо мне дети отечества пожалеют…»?
7. Достоин памяти потомков.
Именем Ломоносова названы:
Учреждения науки, образования и культуры:
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова
Музей М.В. Ломоносова Российской Академии Наук
Московская государственная академия тонкой химической технологии им. М. В. Ломоносова
Архангельский театр драмы имени М. В. Ломоносова
Поморский государственный университет имени М. В. Ломоносова
Архангельский городской лицей имени М. В. Ломоносова
Гимназия Ломоносова в Риге
Лицей им. М. В. Ломоносова в Йошкар-Оле
Гимназия № 1530 «Школа Ломоносова» в Москве
Национальный горный университет им. М. В. Ломоносова в Днепропетровске
Ломоносовская школа
Предприятия:
Ленинградский фарфоровый завод имени М. В. Ломоносова — Ломоносовский фарфоровый завод /ЛФЗ/ (1925—2005 гг.)
Топонимика
Географические объекты:
Хребет Ломоносова
Полуостров Ломоносова
Кратер Ломоносов на Луне
Слайд 15.
Мост Ломоносова через Фонтанку. Санкт-Петербург
Населенные пункты, улицы, площади, станции метро, мосты:
Город Ломоносов в составе Петродворцового района Санкт-Петербурга
Ломоносовский проспект в Москве
Площадь Ломоносова в Санкт-Петербурге
Площадь Ломоносова в Северодвинске
Проспект Ломоносова в Архангельске
Проспект Ломоносова в Саратове
Улица Ломоносова в Барнауле
Улица Ломоносова в Березниках
Улица Ломоносова в Благовещенске
Улица Ломоносова в Вельске
Улица Ломоносова в Владимире (до 1923 г. — ул. Малая Сретенская)
Улица Ломоносова в Воронеже
Улица Ломоносова в Великом Новгороде
Улица Ломоносова в Дубоссарах
Улица Ломоносова в Екатеринбурге
Улица Ломоносова в Жуковском
Улица Ломоносова в Ижевске
Улица Ломоносова в Киеве
Улица Ломоносова в Кирове
Улица Ломоносова в Кольчугине
Улица Ломоносова в Красноярске
Улица Ломоносова в Краснодаре
Улица Ломоносова в Луганске
Улица Ломоносова в Нижнем Новгороде
Улица Ломоносова в Новосибирске
Улица Ломоносова в Орле
Улица Ломоносова в Раменском
Улица Ломоносова в Риге
Улица Ломоносова в Санкт-Петербурге
Улица Ломоносова в Северодвинске
Улица Ломоносова в Симферополе
Улица Ломоносова в Смоленске
Улица Ломоносова в Сочи
Улица Ломоносова в Таганроге
Улица Ломоносова в Таллине (1950—1991)
Улица Ломоносова в Харькове
Улица Ломоносова в Череповце
Улица Ломоносова в Шадринске
Станция метро Ломоносовская в Санкт-Петербурге
Имя М. В. Ломоносова в естествознании
Морское течение
Вопросы для обсуждения:
1. Какие черты характера отличали М.В. Ломоносова?
2. Что повлияло на формирование его личности?
3. Назовите основные научные открытия М.В. Ломоносова.
4. Охарактеризуйте заслуги М.В. Ломоносова.
Слайд 16.
по рисунку М. В. Ломоносова
Итог.
Мы, живущие ныне, преклоняемся перед великим гением нашей русской земли М.В.Ломоносовым.
Московский Государственный Университет — Wiki
Московский Государственный Университет является крупным традиционным учебным заведением в России. Предлагает обучение практически по всем отраслям современных естественных и гуманитарных наук. Его магистранты могут выбрать одну из 128 специальностей на 40 факультетах, а аспиранты могут специализироваться в 18 отраслях естественных и гуманитарных наук и в 168 различных областях.
Общая численность студентов МГУ превышает 40 000 человек; кроме того, около 10 000 старшеклассников посещают различные кружки и курсы при МГУ. Разного рода учебные курсы и научно-исследовательская работа проводятся в музеях МГУ, его филиалах в различных точках России, на борту научных судов и т. д. МГУ является центром исследовательской науки, известным своими крупными научными школами.
Среди его профессоров и выпускников 11 лауреатов Нобелевской премии из 21 россиянина, получивших эту премию до сих пор. Многие другие ученые МГУ удостоены различных советских и российских премий за свои достижения, в том числе 60 Ленинских премий и 120 государственных премий, за последнее десятилетие более 40 ученых МГУ получили Государственные премии.
Хронология
2 февраля 2009
В МГУ 9 установлен 414-терафлопсный суперкомпьютер «Ломоносов»0003
Вычислительные мощности МГУ дополняются 60-терафлопным суперкомпьютером «Чебышев» (совместный проект МГУ, РАН и компании «Т-Платформы») и 28-терафлопным Blue Gene/P производства IBM
Март 2007 г.
Конференция ученых советов Московского университета утверждает новую редакцию Устава
Подтверждая все права Московского университета, провозглашенные в Уставе 1998 г. , в обновленной редакции, утвержденной Правительством России в марте 2008 г., указано, что Университет является Уставом федеральное образование, его Учредителем является Российская Федерация в лице Правительства, поскольку изначально особый статус Университета обеспечивался верховной властью его Учредителя Императрицы Елизаветы Петровны. В Хартии 2007 года подчеркивается ведущая роль Московского университета в развитии образования, научных исследований и российской культуры, а также его значение как части национального наследия.
ноябрь 1998 г.
Утвержден Устав Московского университета
Провозглашает Московский университет органом самоуправления, действующим на основании своего Устава и законодательства Российской Федерации.
июнь 1992 г.
Указ Президента Российской Федерации об установлении статуса Московского университета как самоуправляемого высшего учебного заведения
1 сентября 1953 г.
Открытие нового корпуса на Воробьевых горах
Все аудитории и лаборатории в новых корпусах оснащены по последнему слову техники.
В 1950-е годы страна становится более открытой для контактов, что, наряду с улучшением финансирования, позволяет расширить масштабы научных исследований, проводимых учеными университета. Параллельно создается несколько проблемных научных лабораторий и Научно-исследовательский вычислительный центр. Недавно созданные подразделения университета включают Институт азиатских и африканских языков, факультет психологии, факультет вычислительной математики и кибернетики и факультет почвоведения, которые стали первыми в своем роде в стране. Общее количество студентов очной формы обучения продолжает расти; таким образом, он повышается с 13 000 в 19с 53 до 31 000 в 2001 г. Одновременно Московский университет становится международным образовательным центром, а факультет русского языка начинает обучение иностранных студентов с 1959 г.
Московский университет в годы Великой Отечественной войны
самые сложные периоды для Московского университета, как и для всего мира. Первая группа студентов и сотрудников университета поступает в армию на третий день боев, в основном для работы в качестве командующих армией и офицеров политического штаба. Дивизия, сформированная из добровольцев университета, сражается в битве под Москвой. Преподаватели, студенты и сотрудники Московского университета эвакуированы в 1941 в Ашхабад, Туркмения, затем в 1942 г. в Свердловск, вернувшись в Москву в 1943 г., после разгрома немецких войск под столицей.
Тем не менее, остальные возобновляют учебу уже в феврале 1942 года. За время войны в университете подготовлено более 3000 специалистов; ученые университета продолжают свои исследования; их вклад в прикладную науку позволяет совершенствовать авиастроение и навигацию, точность артиллерийского огня и т. д. Изобретаются новые взрывчатые вещества, проводятся исследования урана, внедряется в практику препарат, вызывающий свертывание крови; Университетские геологи открывают месторождение вольфрама в Средней Азии и новые месторождения нефти, университетские географы снабжают Красную Армию картами и схемами. Университетские ученые популяризируют идеи патриотизма, а университетские юристы вносят свой вклад во время Нюрнбергского и Токийского процессов.
После русской революции
Русская революция 1917 года изменила всю систему высшего образования. С 1919 г. университет переходит на полное государственное финансирование и открывается подготовительное отделение для молодежи из рабочих и крестьянских семей. С одной стороны, Московский университет становится более демократичным, поскольку студенты больше не платят за обучение, более того, все они получают гранты. С другой стороны, революция провоцирует раскол в обществе в целом, нет единства и внутри университета. Многие студенты и преподаватели, среди которых известные ученые и ученые, с трудом принимают новую ситуацию и уезжают.
Попытки реорганизации университета в 1920-х годах сделали некоторые факультеты или отделения отдельными учебными заведениями в попытке обучить больше студентов. Таким образом, факультеты медицины, права, химии, геологии, минералогии и географии становятся отдельными институтами, независимыми от университета; точно так же в 1931 году все гуманитарные факультеты объединяются в Московский институт философии, литературы и истории, чтобы воссоединиться с университетом только через 10 лет.
В 1932 Вузовская учебная программа снова меняется, как и система высшего образования в целом. В 1934 г. в Московском университете впервые после 1917 г. защищены докторские диссертации.
2 февраля 1884 г.
Устав университета 1884 г.
Устав ограничивает самостоятельность университета. Значительно повышена роль попечителя учебного округа и ректора университета, который теперь назначается министром народного просвещения. Права Советов профессоров сведены к минимуму. Выбор деканов факультетов теперь возложен на окружного попечителя, а не на собрание факультета.
18 июня 1863 г.
Устав университета 1863 г.
Расширен круг предметов в учебной программе, включено больше семинаров и лабораторных экспериментов. Увеличивается количество профессоров и преподавателей, восстанавливается традиция избрания ректора и деканов. В составе университета четыре отделения: историко-филологический факультет, физико-математический факультет, юридический факультет, медицинский факультет. Общее количество студентов достигает 1500, большинство из них простолюдины.
WikiPedia
Həftənin seçilmiş məqaləsi
Arnolfini cütlüyünün portreti — məşhur flamand rəssamı Yan van Eyk tərəfindən təxminən 1434-cü ildə çəkilmiş erkən İntibah üslubunda olan rəsm əsəridir; o, Avropa incəsənət tarixində ilk məlum qoşa portret nümunəsi hesab edilir. Портрет (81,8 × 59,7 см) 1434-cü ildə Brügge şəhərində yaradılmışdır və 1842-ci ildən etibarən London mille qalereyasında saxlanılır (зал № 56, инв. № NG186). Rəsm əsərində tacir Covanni di Nikolao Arnolfini və onun arvadının Brügge şəhərində yerləşən şəxsi mülkündə təsvir olunduqları güman edilir. Rəsm əsəri şimal ̇ntibahı dövrünə aid edilən flamand və holland incəsətət məktərərinin ən qəliz vortprotasiya olunan nümunəsi sayılır, tabloda məhz kimin olunmasy kimyrЮhrит kimyrьяя. Gözəlliyi, ikonoqrafiya kompleksi, həndəsi ortoqonal perspektivi, mühitin əks etdirilməsi üçün güzgünün istifadəsi və əsərin bəzi tədqiqatçılar tərəfindən nigah müqaviləsinin rəsmiləşdirilməsini əks etdirməsinin qəbul edilməsi nəzərə alınmaqla, portret qərb incəsənətində ən original və mürəkkəb sənət nümunələrindən biri hesab edilir. Ernst Qombriçə görə «Италияда Донателло və Mazaççonun əsərləri kimi, bu əsər də özünəməxsus yeni və inqilabçı xüsusiyyətə malikdir. ( Давами… ) |
Arxiv – Digər seçilmiş məqalələr…
Həftənin yaxşı məqaləsi
Fleş Oxa qarşı — The CW telekanalında yayımlanan və DC Comics personajları əsasında yaradılmış Ox Kainatında baş tutan ənənəvi korossoverlərdən birincisi. Кроссовер «Плоть» və «Бык» телесериала арасинда баш tutmuşdur. Krossover hadisəsi 2 декабря 2014-cü ildə «Fleş» телесериал «Fleş oxa qarshı» Adlanan Səkizinci seriyası ilə başlamış və «Ox» Teleserialın növbəti gün yayımlanan «Məğrur və kobuding a adlı serisirisirisirisirisirisirisirisirisirisirisirisirisirisirisirisirisirisirisirisirisirisirisirisirisirisirisirisirisirisirisirisirisirisirisirisirisirisirisirisirisirisirisirisirisirisirisirisiririririsiriririsiririsirir. Krossoverdə fleş Komandası (Barri Allen/Fleş, Keytlin Snou və sisko ramon) cinayətkar kapitan bumeranqın həbs edilməsində ox komandasına (oliver kuin/ox, felisiti smok, con diql). ( Давами… ) |
Arxiv – Digər yaxşı məqalələr…
Həftənin secilmiş siyahısı
əhalisinə görə meqapolislərin siyahısı — syahıda dünyanın mexlehâlishə. Meqapolis və ya iri şəhərlər deyildikdə, əmək bazarının böyük iş yerlərinin sıx olduğu bölgələr və bu zonalara birbaşa bağlı olan ətraf ərazilər nəzər. Hal-hazırda meqapolis anlayışının dünyada dəqiq tərfi yoxdur. Bu səbəbdən də, şəhərlər arasında müqayisə çətinləşir. Əhalisinə görə meqapolislərin siyahısında bütün iri şəhər və metropolislərdəki əhalinin sayı hökumətlərin müəyyən illərdə keçirilmiş siyahıyaalmalarına əsaslanır. Siyahıda 39 ölkədən 100 митрополит şəhər yer almışdır. |
Arxiv – Digər seçilmiş siyahılar…
Xəbərlər
- Türkiyənin İstanbul şəhərinin Bəyoğlu məhəlləsi, İstiqlal küçəsində baş verən partlayış (şəkildə) nəticəsində 6 nəfər həlak olmuş, 81 nəfər yaralanmışdır.
- Braziliyada keçirilən prezident seçkilərində daha əvvəl iki dəfə prezident olmuş Луис Инасиу Лула да Силва hazırkı президент Жаир Болсонаруну məğlub edib.
- Hindistanın Qücərat ştatının Morbi şəhərində piyada körpüsünün aşması ən azı 135 nəfərin ölümü ilə nəticələnib.
- Somalinin paytaxtı Moqadişoda iki avtomobilin partladılması nəticəsində 100-dən çox adam ölüb, azı 300 isə nəfər yaralanıb.
- Cənubi Koreaın Seul şəhərində Hellouin şənlikləri zamanı yaranan izdiham nəticəsində azı 156 nəfər ölüb, 150-dən çox insan yaralanıb.
- Azərbaycan şahmatçıları Gövhər Beydullayeva və Abdulla Qədimbəyli İtaliyada keçirilən gənclər arasında şahmat üzrə dünya çempionatında qalib olublar.
Son ölümlər: İxtiyar Şirin, Fazil Məmmədov, Aydın Məmmədov, Maşallah Abdullayev, Süleyman Abdullayev, Robbi Koltreyn, Ancela Lensberi, Ruhəngiz Qasımova, Araz Əlizadə
Tarixdə bu gün
- 1893 — Qadınlar ilk dəfə olaraq Yeni Zelandiyada seçkidə iştirak etdilər.
- 1909 — Fransa hökuməti doğuş keçirən qadınlara 8 həftə ödənişsiz məzuniyyət hüququ verdi.
- 1943 — II DM: SSRİ, ABŞ və Böyük Britaniya dövlət başçıları Tehran konfransında toplaşdılar.
- 1958 — Чад, Конко, Кабон, Мали, Мавритания və Сенекал мюстəкилликлерини элан и др.
- 1969 г. — Италия boşanma qanuniləşdirildi.
- 1979 — Yeni Zelandiya hava yollarına help DC-10 təyyarəsinin Antarktida üzərindən uçarkən Erebus dağına çırpılması nəticəsində 279 nəfər həlak oldu.
Билирсинизми…
- Azərbaycan bəstəkarı Кара Караев fotoqrafiya həvəskarı olub.
- Arxeopteriks in ( şəkildə ) müasir quşların 78%-i uc beyinin beyinə nisbəti var.
- Sağ və sol adlı siyasi anlayışlar, Fransız İnqilabı (1789-1799) zamanında, ayrı fikirdəki siyasətçilərin Fransız parlamentinin sağında və ya solunda oturmalarından sonra ortaya çıxmışdır.