Лжедмитрий 1 как умер: ЛЮТАЯ СМЕРТЬ САМОЗВАНЦА — Московская правда

ЛЮТАЯ СМЕРТЬ САМОЗВАНЦА — Московская правда

Ранним утром 27 мая (17 мая ст. ст.) 1606 года, в девятый день после своей свадьбы, в Москве был свергнут и убит Лжедмитрий I – самозванец Григорий Отрепьев.

Хмурое утро

В 4 часа утра 17 мая (27-го нов. ст.) 1606 года москвичи были разбужены колокольным набатом. Заговорщики во главе с Василием Шуйским ворвались в Кремль, смяли сопротивление царской стражи и стали искать Лжедмитрия. Спасаясь, он выпрыгнул из окна и сломал ногу. Стрельцы хотели было защищать царя, но заговорщики пригрозили им разорением стрелецкой слободы, и те в испуге отступились. Несколькими днями позже князь Василий был избран царём.

На российском престоле Лжедмитрий I-й к тому времени просидел почти 11 месяцев без 3-х дней. Вот как о событиях того дня рассказывается в «Истории государства российского» Николая Карамзина (М.: Эксмо, 2006. С.908-909): «17 мая в четвертом часу дня (ред. — в 4 часа утра) пробужденный звуком набата, Лжедмитрий в удивлении встает с ложа, спешит одеться, спрашивает о причине тревоги: ему ответствуют, что, вероятно, горит Москва; но он слышит свирепый вопль народа, видит в окно лес копий и блистание мечей; зовет Басманова, ночевавшего во дворце, и велит ему узнать предлог мятежа».

Петра Басманова и нескольких других русских, защищавших Димитрия, убили. Сам же он, пытаясь скрыться, выпрыгнул из окна палат и сломал ногу.

«Попав в руки врагов, Отрепьев понял, что проиграл игру. И все же он продолжал отчаянно цепляться за жизнь. Глядя с земли на окружавшие его знакомые лица, самозванец униженно молил дать ему свидание с матерью или отвести на Лобное место, чтобы он мог покаяться перед всем народом. Враги были неумолимы. Один из братьев Голицыных отнял у Гришки последнюю надежду на спасение, он объявил толпе, что Марфа Нагая давно отреклась от Лжедмитрия и не считает его своим сыном. Слова Голицына положили конец колебаниям. Дворяне содрали с поверженного самодержца царское платье. Оттеснив стрельцов, заговорщики окружили плотным кольцом скорчившуюся на полу фигурку и убили», — сообщает самый авторитетный историк «смутного времени» Руслан Скрынников в книге «Самозванцы в России в начале XVII века. Григорий Отрепьев».

За 9 дней до убийства

Свадьба Лжедмитрия и 16-летней Марины Мнишек состоялась за 9 дней до мятежа, в четверг 8 мая. За 6 дней до этого царская невеста со свитой и отрядом поляков под командованием отца – Юрия Мнишека — прибыла в Москву и поселилась в Воскресенском монастыре в Кремле.

Как отмечает историк Николай Костомаров, «свадьба устроена была по заветному прадедовскому чину с караваями, с дружками, со свахами. Марина, не любившая русской одежды, явилась в столовую избу в русском бархатном платье с длинными рукавами, усаженном дорогими каменьями и жемчугом до того густо, что трудно было распознать цвет материи; она была обута в сафьянные сапоги; голова у ней была убрана по-польски, повязкою, переплетённой с волосами».

После обычных церемоний новобрачные со свадебным поездом отправились в Успенский собор. Прежде венчания царь изъявил желание, чтоб его супруга была коронована, затем помазана на царство и причастилась Святыми Дарами. Лжедмитрий хотел сделать приятное жене и тестю, подчеркнув особое положение Марины. Она приняла причастие по православному обряду. Царь не хотел принуждать жену к смене веры и желал лишь исполнения ею — для спокойствия подданных — православных обрядов во время торжественных церемоний.

Совершилось венчание. Ксёндз произнёс в Успенском соборе проповедь на латинском языке. Однако некоторые детали поведения новобрачных за столом еще во время свадебного торжества «оскорбили чувства» правоверных россиян. Дело в том, что в багаже невесты впервые была доставлена на Русь столовая вилка, и ее демонстративное использование на свадебном пиру буквально шокировало русское боярство и духовенство. В дальнейшем вилка, как символ нерусского происхождения Лжедмитрия (в то время использовали только ложки), стала поводом для недовольства его противников. После этого всякого рода подозрения и опасения умножались день ото дня. Так, Лжедмитрия заподозрили в переходе в католичество из-за нескольких отказов помыться в бане. Для русского человека того времени баня всегда была неотъемлемой частью жизни (вспомним легендарный рассказ из «Повести временных лет» о посещении апостолом Андреем русских земель). Лжедмитрий же с супругой в баню не ходили, что в России вызывало возмущение.

Потекли весёлые дни пиров и праздников. Марина в следующие за свадьбой дни принимала поздравления от людей и выходила к столу в польском платье, а среди прочих яств ей подавали телятину, которую русские люди не употребляли, считая «поганой». Слух пирующих услаждала польская музыка, и все иноземные гости зачастую пускались в пляс, что тоже оскорбляло «чувства верующих». Ведь ранее на русских пирах могли танцевать только скоморохи, поэтому все нововведения польской невесты были сочтены большим грехом. Новую царицу повсюду сопровождал арапчонок, воспринимавшийся православными как «посланец Ада».

Окончательно чашу терпения москвичей переполнило возведение к маскараду, который был запланирован на воскресенье (на третий день после свадьбы) «потешного городка», который в народе сразу прозвали «адовым».

«Передвижная крепость, перестроенная из гуляй-города, была весьма искусно сделана и вся раскрашена; на дверях были изображены слоны, а окна подобны тому, как изображают врата ада, и они должны были извергать пламя, и внизу были окошки, подобные головам чертей, где были поставлены маленькие пушки. Того ради московиты прозвали её чудищем ада», — сообщал очевидец тех событий Исаак Масса.

Марина же, несомненно, была на вершине счастья. Сбылись самые смелые мечты честолюбивой полячки. Между тем, среди москвичей росло недовольство нашествием поляков. Этим обстоятельством решили воспользоваться мятежные бояре во главе с князем Василием Шуйским. Какие-то вести о заговоре дошли до Лжедмитрия, но он лишь отмахнулся, и, как показали последующие события, напрасно…

Казнили труп

Вскоре после убийства труп самозванца раздели до нага и отволокли на Лобное место. Кроме того, на мертвого Отрепьева надели маску (по одной из версий, на живот, по другой – на лицо), и 3 дня население первопрестольной буквально закидывало его грязью, плевало и предавало всяческому поруганию. В ногах самозванца лежал труп его ближайшего приспешника – Петра Басманова. Через 3 дня Басманова похоронили в семейной усыпальнице в церкви Николы Мокрого, а Отрепьева – в «убогом доме», «скудельнице», где хоронили самоубийц и людей, «умерших нехорошей смертью», без причастия и т. д. Их называли «заложными покойниками»: их трупы закладывались в яме бревнами, так как считалось, что из-за множества грехов земля, как одна из чистых стихий, их тела принять не может.

В ночь после убийства Отрепьева неожиданно в конце мая ударили морозы, продержавшиеся целую неделю. На полях померзли хлеба, пожухла трава и листья на деревьях. Испуганные люди объяснили беду вмешательством сверхъестественных сил. Оборотень давал о себе знать с того света, наколдовав похолодание. Сторонники Лжедмитрия распускали по городу слухи, крайне неблагоприятные для Василия Шуйского. По городу ходили «подметные листы», извещавшие о том, что Дмитрий жив и сам Бог вторично укрыл его от изменников.

Власти пытались в корне пресечь зловредные слухи о чудесном спасении «истинного Дмитрия». Для этого затеяли новое представление с трупом Отрепьева. Тело извлекли из скудельницы и доставили на поле у деревни Котлы, где сложили костер из стен разрушенного адова «Гуляй-города», на котором и сожгли самозванца.

Вот как писал об этом анонимный автор в «Сказании о Гришке Отрепьеве» (краткая редакция создана в 1606 году): «И извлекоша за город на поле на Котел, да и град его, что он замыслил себе на потеху, адовы челюсти, с ним же извлекоша, и на поле его в том граде во адовых челюстех сожгоша огнем».

После того, как костер прогорел, прах собрали, зарядили им пушку у Серпуховской заставы и выстрелили в сторону города Серпухова, где в июне1605 года Лжедмитрий I выжидал, когда будет учинена расправа над Годуновыми, чтобы вступить в Москву.

Дальнейшая судьба Марины Мнишек

В день мятежа и расправы над Гришкой Отрепьевым Марина чудом спаслась. Она вбежала в свои покои, к придворным дамам и, будучи небольшого роста, спряталась под юбкой одной из них. Позже прибежали бояре и разогнали неистовую толпу. В августе 1606 года Василий Шуйский поселил всех Мнишек в Ярославле, где они прожили до июля 1608 года. В состоявшемся тогда перемирии России с Польшей было, между прочим, постановлено отправить Марину на родину, с тем, чтобы она не называлась русской царицей. На пути она была перехвачена Зборовским и доставлена в Тушинский лагерь. Несмотря на отвращение к Лжедмитрию II (Тушинскому вору), Марина тайно обвенчалась с ним (5 сентября 1608 года) и прожила в Тушине более года. В декабре 1610 года, когда Марина была на последних месяцах беременности, Тушинский вор был убит. Вскоре она родила сына, которого нарекла Иваном, возможно, в честь казацкого атамана Ивана Заруцкого, который отныне стал её единственным покровителем. Даже с маленьким ребёнком на руках Марина продолжала борьбу, надеясь стать московской царицей. Закончилась эта «борьба» тем, что атамана Заруцкого в июле 1614 года посадили на кол у той же Серпуховской заставы, а рядом повесили 3-летнего Ивана Дмитриевича. 26-летнюю Марину заточили в одной из башен Коломенского кремля, прозванной потом «Маринкиной». Здесь она вскоре умерла не то «от тоски», не то от голода, не то была отравлена. Но, по преданию, перед смертью она прокляла род Романовых, будто бы предсказав, что ни один из Романовых никогда не умрёт своей смертью и что убийства будут продолжаться, пока все Романовы не погибнут.

Сергей ИШКОВ

Убийство Лжедмитрия — Русская историческая библиотека

Никак не мог примириться Василий Иванович Шуйский, мечтавший о царской власти, с мыслью, что власть эта не у него в руках. Он, именитый боярин, ведший свое начало от Рюрика, принужден был склонять свою гордую голову пред Борисом, потомком татарского мурзы, а теперь, на склоне дней, – и того хуже – пришлось преклоняться пред неведомым, безродным пришельцем, попавшим на престол благодаря слепому случаю.

В ночь с 12 на 13 мая Василий Иванович Шуйский собрал к себе в дом своих приверженцев, торговых и служилых людей, раздраженных наглостью и насилиями поляков. Решено было обозначить дома, где они проживали, и затем на следующий день, в субботу, рано утром ударить в набат и крикнуть народу, что ляхи хотят погубить царя, – а тем временем как чернь будет чинить расправу с поляками, пользуясь общей суматохой, совершить убийство Лжедмитрия и его приближенных. Простой народ в Москве любил Лжедмитрия, и потому заговорщикам надо было отвести глаза народа от царя.

15 мая Петру Басманову было донесено о том, что затевается какой-то заговор. Басманов доложил царю.

– Я и слышать не хочу об этом! – сказал Лжедмитрий. – Я не терплю; доносчиков и наказывать буду их самих.

На следующий день воины-немцы известили царя, что в городе творится что-то недоброе. Царь снова с непонятным легкомыслием не придал этому большого значения, не думал о предосторожностях и продолжал беспечно веселиться.

Ранним утром 17 мая, по приказу Шуйского, были открыты тюрьмы и розданы преступникам топоры и мечи.

В три часа утра, когда Лжедмитрий и все польские гости покоились глубоким, сном и не успели еще проспаться от вчерашнего похмелья, вдруг раздался набат во всех церквах. Тысячи людей, схватив дубины, ружья, сабли, копья, кто что мог, устремились ко дворцу.

– Литва собирается убить царя! – кричали народу. – Бейте Литву!

Народ кинулся отыскивать поляков по разным домам и беспощадно бить их.

Тем временем князь Василий Шуйский с крестом в одной руке и с мечом в другой въехал в Кремль (ворота кремлевские не были даже заперты). За Шуйским следовала большая толпа заговорщиков, вооруженных топорами, бердышами, рогатинами и ружьями.

Набат разбудил царя. Он послал Петра Басманова разведать, что это значит. Сначала думали, что пожар. Но скоро раздались в Кремле неистовые крики; двор наполнился вооруженными людьми.

– Выдай самозванца! – раздался грозный крик бушующей толпы, когда показался Басманов на крыльце.

Сомневаться в мятеже нельзя было. Басманов бросился назад, приказал копьеносцам никого ни под каким видом не впускать во дворец, а сам в отчаянии кинулся к царю, рвал на себе волосы.

– Беда, государь, – закричал он, – требуют головы твоей!

Лжедмитрий думал было обуздать мятежников – выхватил у одного из немцев, стоявших на страже во дворце, меч, вышел в переднюю и, грозя мечом бушующей толпе, кричал: «Я вам не Борис!»

В ответ раздались ружейные выстрелы, направленные в него. Он поспешил удалиться. Басманов попробовал было усовестить бояр, руководивших мятежом, но один из них – Татищев – выругал его и ударил ножом. Басманов упал мертвый.

Лжедмитрий думал спастись во внутреннем дворе, где стояли стрельцы на страже; он хотел спуститься с высоты в несколько сажен из окна по стропилам, но сорвался, упал, сильно расшибся и вывихнул себе ногу.

Стрельцы привели в чувство царя и окружили его.

Пришедши в себя, Лжедмитрий умолял их отнести его на Красную площадь к народу; за это он сулил им все имения мятежных бояр. Стрельцы обступили царя и думали было оборонять его, но мятежники пригрозили им, что перебьют в Стрелецкой слободе их жен и детей, и стрельцы, после недолгого сопротивления, уступили. Несчастного Лжедмитрия потащили во дворец.

– Латинских попов привел, нечестивую польку взял в жены, казну московскую полякам раздавал! – приговаривали мятежники, тащившие Лжедмитрия.

Дикая толпа заговорщиков забыла всякое человеческое чувство, издевалась и ругалась над несчастным. Толкали его, дергали, били… Кафтан с него сорвали, нарядили его в какое-то рубище…

– Поглядите-ка на царя! У меня такой царь на конюшне! – сказал со смехом один.

– Дал бы я ему себя знать! – говорил другой. Третий ударил его по лицу и закричал:

– Говори, кто ты, кто твой отец и откуда ты родом?

Измученный Лжедмитрий едва мог проговорить в ответ несколько слов. Он утверждал, что он – сын Иоанна, предлагал спросить о том его мать и просил, чтобы его вынесли к народу на Лобное место.

– Царица Марфа сейчас сказала, что это не сын ее! – крикнул один из бояр.

– Винится ли злодей? – кричали в нетерпении со двора.

– Винится! – отвечали из дворца.

– Бей, руби его! – завопила толпа.

– Вот я благословлю этого польского свистуна! – крикнул один из мятежников и застрелил Лжедмитрия.

Нашлись и такие, что рубили и кололи бездушное тело мечами. Так совершилось убийство Лжедмитрия

Толпа заговорщиков, убивши Басманова и царя, избила до сотни музыкантов и песенников, живших в Кремле, близ царского дворца. В это время толпы разъяренного народа свирепствовали в Китай-городе и других частях Москвы, истребляя без милосердия «ненавистных ляхов». Несчастные поляки вскакивали с постелей, прятались в погреба, зарывались в солому, даже в мусор… Но тщетно искали они спасения! – москвитяне их находили и убивали кольями, каменьями, рубили саблями… Народная злоба не знала границ. С 3 часов утра до 11 шла дикая, бесчеловечная расправа. Ужас этого побоища, говорит очевидец, нельзя изобразить словами. Шесть часов сряду гремел набат без умолку, раздавались ружейные выстрелы, сабельные удары, топот коней, отчаянные вопли избиваемых и крики остервенившейся черни: «Секи, руби поляков!» Казалось, ярость и злоба заглушили всякое человеческое чувство: ни слезы, ни мольбы несчастных не спасали их. Некоторые в отчаянии решались защищаться в домах с оружием в руках. Народ притащил даже пушки, чтобы разгромить дома, где заперлись польские послы и царицыны родичи с вооруженными людьми. Не спаслись бы, конечно, и они, но Василий Шуйский с товарищами избавил их от народной ярости, спасли бояре и Марину – ее отвезли из дворца к отцу.

Изуродованный труп Лжедмитрия потащили веревками из Кремля. У Вознесенского монастыря остановились, вызвали инокиню Марфу и требовали, чтобы она пред всем народом объявила, ее ли сын убит. Та отреклась, сказала, что истинный сын ее, царевич Дмитрий, убит в Угличе; винилась, что она страха ради признала сыном самозванца… Тогда тело его выволокли на Красную площадь и положили на стол, а у ног его на скамье кинули труп Петра Басманова. Один боярин бросил на тело Лжедмитрия маску, волынку, а в рот воткнул дудку.

– Долго мы тешили тебя, обманщик, – сказал он, – теперь ты нас позабавь!..

Три дня грубая толпа издевалась над трупом Лжедмитрия.

Но на третью ночь суеверных людей обуял страх. Пронесся слух, будто около трупа убитого Лжедмитрия стал показываться какой-то таинственный свет, который исчезал, когда подходили часовые… На следующее утро бояре распорядились отвезти труп за Серпуховские ворота, в Божий дом (так называлось кладбище, где хоронили умерших, подобранных на улицах). Но и тут разные видения пугали суеверных людей. Стали говорить в народе, что Лжедмитрий был необыкновенный человек, что ему сам дьявол помогал морочить людей, что он – чернокнижник и чародей и проч. Наконец труп его вырыли, сожгли, пепел смешали с порохом, зарядили этой смесью пушку и выстрелили в сторону, откуда въехал в Москву Лжедмитрий.

Так завершилась необыкновенная судьба этого загадочного человека!..

Дмитрий Угличский | Encyclopedia.com

гейл

просмотров обновлено

(1582–1591), младший сын Ивана Грозного, за ранней смертью которого последовало появление в Смутное время двух претендентов на престол «Лжедмитрия». .

Дмитрий Иванович, сын царя Ивана IV, родился в 1582 году во время династического кризиса. Цесаревич Иван Иванович был убит в 1581 году, а его умственно отсталый брат Федор после нескольких лет брака не произвел потомства. Мать Дмитрия, Мария Нагая, была последней из многих жен, взятых Иваном IV. Хотя их брак считался неканоническим, рождение Дмитрия породило надежды на продолжение линии Рюриковичей. После смерти Ивана IV в 1584 году Борис Годунов выступил в защиту интересов своего зятя, царевича Федора, удалив Дмитрия и род Нагоев из Москвы и сослав их в город Углич. Нагоев держали под пристальным наблюдением, и юный Дмитрий, страдавший эпилепсией, рос в Угличе в окружении нянь и дядек. 15 мая 159 г.1, тело мальчика было обнаружено в луже крови во дворе. Услышав страшную новость, нагойцы подняли толпу против представителей Годунова в Угличе, и несколько человек были убиты. Присланная из Москвы следственная комиссия согласилась с большинством очевидцев, что смерть Дмитрия наступила в результате несчастного случая, вызванного сильными эпилептическими судорогами, разразившимися во время игры в метание ножей, в результате чего он упал на нож и перерезал себе горло. Слухи о соучастии Годунова стали ходить почти сразу, но официально они не принимались при дворе до 1606 года. вернулся в суд и объявил смерть Дмитрия политическим убийством Годуновым. Шуйский также организовал перенос останков Дмитрия в Москву и пропагандировал культ его мученичества в пропагандистских целях. В Смутное время широкие слои населения и влиятельные фракции при дворе поддерживали представление о том, что Дмитрий чудом избежал смерти. Более дюжины текстов семнадцатого века осуждают Годунова за убийство Дмитрия, и с тех пор историки обсуждают события, связанные с его смертью и публичным воскресением.

См. также: дмитрий, ложь; Годунов Борис Федорович; Иван IV; династия Рюриковичей; шуйский, василий; Смутное время

Даннинг, Честер. (2001). Первая гражданская война в России: Смутное время и основание династии Романовых . Университетский парк: издательство Пенсильванского государственного университета.

Брайан Бек

Энциклопедия российской истории

Еще с encyclopedia.com

Коронер, КОРОНЕР Должностное лицо муниципальной корпорации, в чьи функции входит расследование причин любой насильственной или подозрительной смерти, которая… Марина Мнишек , Смутное время Смутное время За полтора десятилетия до основания династии Романовых в 1613 году Россия пережила то, что было известно накануне… Детская смерть, детская смерть Внезапная неожиданная смерть, причина которой не установлена ​​после патологоанатомического исследования, составляет от одной трети до половина смертей приходится на… Кларенс Сьюард Дэрроу, Дэрроу, Кларенс Кларенс Дэрроу Отрывок из «Мольбы Кларенса Дэрроу» Перепечатано из «Удивительного преступления и суда над Леопольдом и Лебом» под редакцией… Убийство, Убийство Незаконное убийство другого человека без оправдания или оправдания. Убийство, пожалуй, самое серьезное уголовное преступление. Депен… Дмитрий Лжецарь России , Отрепев, Григорий (ок. 1580–1606), русский монах, предположительно ставший лжецарем Дмитрием. Юрий Богданович Отрепьев, сын пехотного офицера,…

About this article

Updated About encyclopedia.com content Print Article

You Might Also Like
NEARBY TERMS

Dmitry Mikhailovich

Dmitry Alexandrovich

Dmitrov

Dmitrieva, Valentina (1859–1948)

Дмитриева Елизавета Ивановна (1887–1928)

Дмитриева Елизавета (1851–1910)

Менделеев Дмитрий Иванович

ДМин

Дмигс па

DMI Furniture, Inc.

DMI

DMHS

DMGT

DMGO

dmg.

DMFOS

DMF

DMet

DMed

DMD

DMCA

DMC

DMath

DMARD

DMAP

Dmitry of Uglich

Dmitry Sergeyevich Merezhkovsky

DMJ

DMJ(Path )

ДМК

ДМЛ

дмл.

DMLJ

DMLS

DMLT

DMM

дмн.

DMO

DMO&I

Dmowski, Roman°

DMP

DMPB

DMPM

DMPO

DMPP

DMPS

DMPU

DMR

DMRD

DMRE

DMRT

Appearance of the Лжедмитрий

  • Последнее обновление 10 ноября 2022 г.

Российский претендент на престол Лжедмитрий недолго царствовал в эпоху притворства, беспорядков и хаоса, что в конечном итоге привело к политическим переменам и осознанию потребности России в «хорошем царе».

Краткое содержание события

18 июля 1605 года Лжедмитрий был коронован на царство России. Этот эпизод был частью затяжного кризиса, который почти уничтожил Россию между 1584 и 1613 годами. Известный в русской истории как Смутное время (1584-1613), этот период был отмечен самозванцами, гражданскими войнами, социальными бунтами, голодом настолько жестоким, что вызвать каннибализм, а в его самые темные часы занятие русского престола Польшей и завоевание значительной части страны Швецией. Голод;Россия[kw]Явление Лжедмитрия (ок. 1601-1606)[kw] Дмитрий, Явление Лжедмитрия (ок. 1601-1606) [kw] Лжедмитрий, Явление (ок. 1601-1606) Правительство и политика; ок. 1601-1606: Явление Лжедмитрия[0170]Войны, восстания и гражданские беспорядки; в. 1601-1606: Явление Лжедмитрия[0170]Отрепьев, Григорий

Непосредственной причиной катастрофической череды событий стало угасание рода князей Рюриковичей, правивших Россией более семисот лет. Более фундаментальными были невероятные нагрузки, которые москвичи наложили на все слои русского населения в своем стремлении укрепить свою власть в России и расширить ее границы на востоке и западе.

Кульминация превращения России в абсолютную монархию пришлась на период правления Ивана ГрозногоИван Грозный. Он вел беспощадную войну против могущественных дворян-землевладельцев, известных как бояре. Убийствами, грабежами, грабежами, пытками и ссылками он положил конец их притязаниям на независимую политическую власть в России. Неуравновешенный, буйный и, вероятно, психически неуравновешенный, Иван в приступе ярости убил своего старшего сына и оставил наследниками Федора Федора I, физически слабого и политически импотентного двадцатишестилетнего юношу, и малолетнего Дмитрия Дмитрия Ивановича.

Учитывая жадность и свирепость бояр; недовольство крестьянского, казачьего и купеческого населения; и алчные цели Швеции и Польши, Россия была лишена сильного, законного правителя, когда он был отчаянно нужен.

После смерти Ивана в 1584 году Федор был коронован на царство, но из-за своей физической и умственной слабости над ним господствовали различные бояре и другие люди с военным и административным опытом, которые закулисно боролись за власть. В конечном итоге победителем в этой борьбе стал Борис Годунов, Годунов, Борис, который был одним из самых надежных приспешников Ивана IV «Грозного» и был женат на сестре Федора. В 1598 году Борис стал самостоятельным царем, несмотря на активное противодействие бояр и деятелей Русской православной церкви. Несмотря на свои успехи в заключении мира с Литвой, создании русского патриаршества, сдерживании татарских нашествий, установлении дипломатических отношений с Европой и развитии торговли, Годунову не удалось утвердиться на престоле как инициатору новой линии.

Эта неудача позволила Лжедмитрию сыграть свою роль в русской истории.

В тот период, когда он был доминирующей силой, стоящей за Федором, Борис столкнулся с постоянной возможностью того, что друзья и родственники матери Дмитрия попытаются посадить мальчика на престол после ожидаемой смерти Федора. Борис попытался предотвратить это, отправив Дмитрия и его мать вместе с другими членами семьи в женский монастырь в Угличе на северном берегу Волги. Там, при обстоятельствах, до конца не выясненных, девятилетний мальчик скончался от ножевого ранения в горло в 159 г.1. Он был эпилептиком, и, по словам его медсестры, у него случился припадок, и он порезался ножом, которым играл. В течение четырех дней Борис отправил в Углич комиссию, которая провела тщательное расследование и представила акт, подтверждающий версию медсестры о том, что ранения были нанесены самому себе. Однако отчет не получил широкого распространения, и вскоре стало широко распространено мнение, что Борис организовал убийство мальчика.

После прихода Годунова к власти стихийные бедствия в виде наводнения и заморозков погубили урожаи по всей России в 1601 году. Эти события стали сигналом бедствия для страны, едва способной существовать. Сообщается, что треть населения умерлаНаселение уменьшается;Россия. Хотя Годунов пытался облегчить проблемы своей страны, он выступил против бояр. Последовали волнения.

Первые слухи о Лжедмитрии появились в 1598 году, а в Москве о нем сообщали еще в 1601 и 1602 годах. Однако он бежал, когда выяснилось, что его могут арестовать, когда он утверждал, что он Дмитрий. Затем его видели в Польше в 1602 году в качестве камердинера у польского помещика. Российские власти опознали его как Григория Отрепьева, Лжедмитрий был беглым монахом, который раньше служил Романовым и был искусным переписчиком и композитором. Он был достойным, хладнокровным человеком с большим изяществом как на лошади, так и пешком, и, как говорили, был смелым и умным. Он многое знал об обстоятельствах, в которых жил царевич Дмитрий. Почти наверняка он уверовал, что он Дмитрий, и в краткий период своей славы действовал с полной самоуверенностью и внутренним убеждением. Он убедил своего благородного господина в своей искренности и добился если не поддержки, то, по крайней мере, доброжелательного нейтралитета короля Польши Сигизмунда III Вазы Сигизмунда III Вазы, который приветствовал любой предлог, чтобы затруднить жизнь русского царя. Лжедмитрий получил дальнейшую поддержку в Польше, женившись на Марине Мнишек, дочери своего польского лорда, и обратившись в католицизм весной 1604 года. Тем не менее, польский король не подстрекал и не поддерживал активно нападение Дмитрия на и его возможное пленение. московского престола.

Во главе небольшой армии менее чем из четырех тысяч разбойничающих польских дворян и беглых крестьян Лжедмитрий в октябре 1604 года переправился через Днепр в Россию. На юге России он быстро получил массовую поддержку казаков, недовольных мелкими землевладельцами. , и крестьян. Ему противостояли правительственные войска, и он потерпел несколько военных поражений, но неуклонно продвигался к Москве во главе постоянно растущего роя недовольных русских.

В апреле 1605 года Годунов скоропостижно скончался, и последняя преграда была снята. Московские толпы убивали сторонников Годунова, а великие бояре столицы во главе с Василием ШуйскимВасилий Шуйский отказывались присягать сыну и преемнику Годунова Феодору. Жена и сын Годунова были убиты, а 20 июня 1605 года Лжедмитрий совершил триумфальный въезд в Москву. Шуйский, возглавлявший комиссию по расследованию смерти царевича Дмитрия в 159 г.1, объявила теперь, что новоприбывшим был Дмитрий, как и мать царевича, которую для этой цели привели из монастыря. Шуйский также приводил к присяге Лжедмитрия. Россия, отчаянно нуждавшаяся в Рюрике, приняла самозванца как царя; был сделан еще один шаг к гражданской войне и анархии.

Значение

Как только он стал царем, поддержка Лжедмитрия быстро ослабла. Его манеры были слишком легкомысленными и слишком «западными» для москвичей, которые предпочитали, чтобы их цари были торжественными и преданными двору и религиозным ритуалам. Он и его польские сторонники жили слишком весело, устраивая многочисленные балы и вечеринки, которые расстраивали пуританских москвичей.

Более того, он был практикующим католиком и привел с собой священников-иезуитов, которые пугали и раздражали русское православное духовенство и население Москвы.

Наконец, Василий Шуйский и уцелевшие бояре, которые надеялись использовать Дмитрия как орудие, обнаружили, что он служит своим интересам, и опасались, что он может служить интересам короля Польши Сигизмунда III Вазы. Их националистические эмоции совпадали с их стремлением к власти, и они возбуждали националистический пыл жителей Москвы. 17 мая 1606 г. Лжедмитрий был убит; 29 мая его тело было сожжено, а прах пущен из пушки в сторону Польши.

Дополнительная литература
  • citation-type=»booksimple» xlink:type=»simple»>
    Барбур, Филипп Л. Димитрий, самозванец, царь и великий князь всея Руси, 1605-1606 . London: Macmillan, 1967. Эта замечательная книга является научно обоснованной и рассказывает захватывающую историю.
  • citation-type=»booksimple» xlink:type=»simple»>Даннинг, Честер С. Л. Первая гражданская война в России: Смутное время и основание династии Романовых . University Park: Pennsylvania State University Press, 2001. В этой постмарксистской переоценке Даннинг утверждает, что Смутное время было не русским крестьянским восстанием, а долгой и жестокой гражданской войной. Также рассказывается история Лжедмитрия.
  • citation-type=»booksimple» xlink:type=»simple»>Эмерсон, Кэрил. Борис Годунов. Транспозиции русской темы . Bloomington: Indiana University Press, 1986. Эмерсон исследует русскую историю с точки зрения исторической, литературной и музыкальной интерпретации.
  • citation-type=»booksimple» xlink:type=»simple»>Флоринский, Майкл Т. Россия: история и интерпретация . 2 тт. New York: Macmillan, 1947, 1953. Работа Флоринского многими признана лучшей общей историей России на английском языке. Включает глоссарий, библиографию основных источников и указатель в каждом томе.
  • citation-type=»booksimple» xlink:type=»simple»>Масса, Исаак. Краткая история начала и происхождения этих теперешних войн в Москве при разных государях до 1610 года . Перевод Г. Эдварда Орчарда. Торонто: University of Toronto Press, 1982. Рассказ голландского очевидца об исторических событиях.
  • citation-type=»booksimple» xlink:type=»simple»>Перри, Морин. Самозванцы и народный монархизм в России раннего Нового времени: Лжецари Смутного времени . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета, 1995. Углубленное исследование ряда российских претендентов на престол и сравнение с другими самозванцами в Европе.
  • citation-type=»booksimple» xlink:type=»simple»>Рясановский, Николай В. и Марк Д. Стейнберг. История России . 7-е изд. Нью-Йорк: Oxford University Press, 2004. Всесторонний обзор истории России, включающий главу о Смутном времени и обсуждение Лжедмитрия.
  • citation-type=»booksimple» xlink:type=»simple»>Свак, Дьюла. Лжецари . Перевод Питера Дэниела. Боулдер, Колорадо: Восточноевропейские монографии, 2000. В этой работе рассматриваются претенденты на российский престол от Смутного времени до конца XIX века.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *