Мораль басни «Лжец» Крылова, анализ, суть, смысл
Басня «Лжец». Рисунок В. Еромлаевой |
Басня «Лжец» Крылова была впервые опубликована в журнале «Чтение в Беседе любителей русского слова» 1812 г. (кн. V). Время создания произведения неизвестно.
В этой статье представлены материалы о морали басни «Лжец» Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.
Полный текст басни вы можете прочитать здесь.
Смотрите: Все материалы по басням Крылова
Мораль басни «Лжец» Крылова (анализ, суть, смысл)
Мораль басни «Лжец» заключается в том, что лживые и хвастливые люди с помощью вранья нередко пытаются возвысить себя в глазах окружающих, но в конце концов добиваются обратного: насмешек и презрения.
«Лжец». Иллюстрация А. П. Сапожникова |
Лжецам бывает тяжело признаться в своем вранье, поэтому они до последнего пытаются выкрутиться, придумывая все новую и новую ложь.
В этой басне Крылов высмеивает такие качества, как глупость, лживость, хвастовство, трусость, высокомерие.
По мнению педагога Д. И. Тихомирова, мораль басни заключается в следующем:
«Хвастовство, похвальба. Человек склонен считать себя лучше, умнее и дельнее других и старается нередко возвысить себя во мнении других, за неимением лучшего, — самовосхищением. Самомнение и хвастовство сами себе готовят наказание в насмешках других, а иногда создают себе и гибель. <…>
Лгут и хвастают люди и из желания показать другим свое к ним пренебрежение, возвысить себя над ними; но не имея никаких личных достоинств, по глупости своей, они сами заслуженно становятся предметом злой и унижающей их насмешки («Лжец»). » (Д. И. Тихомиров, «Избранные басни И. А. Крылова для школ и народа», Москва, тип. М. Г. Волчанинова, 1895 г.)
Педагог В. И. Водовозов считает, что мораль этой басни может быть неверно истолкована детьми, поэтому взрослым стоит пояснять ее:
«…Нельзя безусловно решить, чтобы каждая его басня… в одинаковой мере удовлетворяла требованиями детского возраста. Некоторые из них заключают сатиру, вовсе непонятную для детей… <…> …Нельзя увлекаться простотою рассказа в баснях Крылова: их смысл не всегда так прост, как кажется с первого разу.» <…>
…Прочитать басню «Лжец», где ложь и хвастовство представлены в невыгодном свете. Но рассказ о лжеце будет понятен лишь более развитыми детям.» (В. И. Водовозов, «О педагогическом значении басен Крылова», 1862 г.)
«Лжец». Иллюстрация Е. Нарбута |
И. В. Сергеев восхищается басней «Лжец», считая ее маленькой пьесой:
«Большинство басен [Крылова] представляют собою превосходные одноактные пьесы-миниатюры: резкие, яркие характеры действующих лиц, живой и остроумный диалог, быстрое развитие действия. Слова от автора напоминают сценические ремарки — пояснения действий. Разве его «Демьянова уха», «Волк и Ягненок», «Лисица и Сурок», «Лжец», «Два Мужика», «Любопытный» — не маленькие пьески?..» (И. В. Сергеев, книга «И. А. Крылов», Москва, «Молодая гвардия», 1945 г., серия «Великие русские люди»)
Анализ басни Крылова «Лжец»
Великий баснописец Иван Андреевич Крылов был несомненным знатоком человеческих душ. Его басни великолепно подходят для решения задач нравственного воспитания. Одной из важных тем воспитания нравственной личности является недопустимость лжи в общении людей друг с другом. Для обличения лживости Крылов и написал басню «Лжец». В основе этой басни лежит сюжет басни А.П.Сумарокова «Хвастун», которая, в свою очередь, была создана по мотивам басни Геллерта «Крестьянин и его сын».
В басне «Лжец» перед читателем предстают два человека. Один, возвратившись из путешествия, хвалится и при этом лжет, непомерно возвеличивая увиденные в путешествии красоты. Этот человек смотрит на свое путешествие, как на личное достоинство, которое может привлечь к себе общее внимание. Не найдя в своих воспоминаниях ни одного предмета, о котором можно было рассказать что-нибудь занимательное, путешественник начинает выдумывать, и здесь он предстает перед читателем не только глупцом, но и совершенным неучем. Говоря небылицы, изображая то, чего не может и быть в природе, он предполагает, что другие поверят ему. Он искренне считает свои сказки возможными в действительности, этим выказывая полное невежество.
Рассказывая о Риме, путешественник сообщает приятелю: «Вот в Риме, например, я видел огурец… Ну, право, был он с гору». Конечно же, применение гиперболы, как средства речевой выразительности, может быть вполне уместным в описании заморских чудес, но в случае с огурцом путешественник явно преувеличивает увиденное.
Его приятель, как человек образованный, прекрасно понимает, какого сорта особу ему приходится слушать. Приятелю пришла мысль дать урок лжецу, поставив его в необходимость собственноручно признаться во лжи. Для достижения цели приятель путешественника использует то же самое оружие, грубую ложь. Он показывает путешественнику мост, по которому они скоро должны были пойти и сообщает, что этот мост не пропускает ни одного лжеца. Любой лжец на этом мосту проваливается в глубокую реку. Наивный путешественник искренне верит в такое чудесное свойство моста. Он тут же начинает хитрить, уменьшая размеры огурца, якобы виденного им в Риме. Самолюбие не позволяет ему сознаться сразу в своей лжи. Не сумев убедить приятеля в правдивости рассказа, путешественник применяет еще одну увертку: «…чем на мост нам идти, поищем лучше броду». Он искренне не хочет идти по мосту, боясь провалиться в воду, как лжец. Этого только и недоставало приятелю, чтобы уличить путешественника во лжи.
И хотя приятель путешественника тоже использовал ложь, его действия нельзя назвать безнравственными, поскольку он только хотел вывести лжеца на чистую воду, поразить его собственным же оружием, проучить его. В основе такой лжи нет ничего плохого, и она не подлежит осуждению.
Из всего вышесказанного можно определить цель, с какой была написана басня «Лжец». Автору нужно было показать, что человек, живущий ложью и любящий пускать пыль в глаза, предпочитает прямому пути окольные. Чтобы идти по прямому пути, нужно быть у всех на виду, следственно, беспрестанно наталкиваться на такие обстоятельства и на таких людей, которые тотчас раскроют ложь и изобличат хвастуна или шарлатана.
Ирония у Крылова сосредоточена в последнем стихе: «чем на мост нам идти, поищем лучше броду». Но к этой иронии Крылов готовит читателя предшествующим разговором, поставив лжеца в смешное положение, в противоречие с самим собой: страх провалиться через мост борется в том с нежеланием сознаться во лжи. Все противоречия, которые копятся у лжеца, мало помалу, усиливают иронию, которая от легкой улыбки переходит в смех.
Стоит отметить, что герой басни не только лжец и хвастун, но и характерный представитель людей, для которых «славны бубны за горами», то есть западный образ жизни. Вернувшись в Россию, путешественник отмечает: «Что здесь у вас за край? То холодно, то очень жарко, то солнце спрячется, то светит слишком ярко. Вот там-то прямо рай!..»
Басня И.А.Крылова «Лжец» беспощадно высмеивает пренебрежительное отношение к своей стране, преклонение перед заграничными красотами и чудесами. Басня порицает ложь, излишнюю болтливость, хвастовство и непомерную глупость.
Словосочетание «римский огурец» активно влилось в народную речь и, как пословица, упомянута В. И. Далем: «Хорошо сказывать сказку про римский огурец».
Лжец | Крылья Огня Фанон Вики
Лжец
Главный атрибут
Честность
Атрибут элементаля
Свет
Color
Кроваво-красный, оттенки серого
Песня
Кавер «Demons» Жасмин Томпсон
Возраст
6-7 лет, но с увеличенным сроком службы
Род занятий
Ученый дракончик
Племя
RainWings
Цель
Овладеть собственным разумом
Резиденция
Лаборатория А
Родственники
Неизвестно
Союзники
Искривленный, Невада, Разрыв, Хеваси
Враги
Ее подсознание
Лайков
Тьма и тишина
Не нравится
Быть сдержанным
Силы и способности
Управление светом, создание иллюзий
Оружие
Ее способности, без обычных способностей RainWing
Лжец — мутант RainWing, принадлежащий к пяти первоначальным псевдонаучнорожденным. Она была создана Киттилуввер.
Содержимое
- 1 Описание
- 2 способности
- 3 Личность
- 4 История
- 5 Отношения
Описание
Всеобщая аура неправильности пронизывает этот странный RainWing. Ее чешуя всегда серебристо-серая, вечно колеблющаяся, как сгустившаяся тень, капающая и струящаяся по выступающим костям ее извилистого тела. При ближайшем рассмотрении видны бледные черные пятна вдоль ее позвоночника и живота, металлические, как стальные заклепки, скрепляющие ее по швам.
Но, возможно, больше всего беспокоят серебристые шрамы и ярко-красные порезы на ее лице и шее, особенно вокруг глаз. Каждая последняя рана наносится ею самой, и она никогда не дает им шанса залечиться. Ее глаза невероятно широкие и сильно затененные, с глубокими пронзительными красными зрачками, которые светятся ярче, когда она использует свою силу.
Способности
Лжец обладает мягкой специализированной формой магии анимуса, дающей ей определенную власть над спектром видимого света.
В течение первых нескольких лет ее жизни это сводилось лишь к небольшому освещению или затемнению комнаты, но с годами ее навыки выросли до такой степени, что она может создавать полноценные иллюзии.Ее способности развились до такой степени, что она может активно вмешиваться в зрение и восприятие реальности другого дракона. Она может искривлять свет, создавая фальшивые стены, создавать ложное пламя и даже вызывать образ вражеского солдата. Но чем крупнее или детальнее иллюзия, тем большей концентрации она требует. Кроме того, поскольку ее сила проистекает из магии Анимуса, каждый раз, когда она ее использует, это сказывается на ее душе и психическом здоровье. На ее нынешнем уровне мастерства создание полного, подробного изображения отдельного дракона может сделать ее слабой и слабой.
Сознательно она может создавать только иллюзии вещей, которые она видела или испытала в прошлом. Однако, когда ее подсознание находится под контролем, ее иллюзии становятся намного мощнее, страннее и темнее по содержанию.
Поскольку ее иллюзии — не что иное, как управляемый свет, они безмолвны, неосязаемы и совершенно безвредны — по крайней мере, в прямом и физическом смысле.
После этой силы Лжец беззащитен. Ей совершенно не хватает типичных способностей RainWing. Ее физическое состояние довольно слабое, как из-за постоянных самоповреждений, так и из-за того, что она все время находится взаперти. Она никоим образом не способный боец.
Личность
На первый взгляд, Лжец кажется спокойным и рациональным — не дружелюбным, не счастливым — но хладнокровным и собранным. Она не проявляет добровольно свои эмоции и предпочитает утешение в темноте и тишине компании других драконов. Тем не менее, ее сдержанная внешность — это только маска поверх очень беспокойной и опасной психики, которая постоянно гноится под поверхностью.
У нее темное, садистское и жестокое подсознание, проявляющееся в неконтролируемых иллюзиях ее юности. Она живет в постоянном страхе перед этой другой, более жестокой стороной своей личности. Хотя она ужасно одинокий дракончик, она навязывает себе изоляцию, чтобы другие, особенно ее собратья-ученые, не видели эту ее часть. Эмоциональное состояние Лжеца раньше было непредсказуемым, часто склонным к резким перепадам в считанные минуты. Она может быть тихой и дружелюбной в одну минуту, суицидально подавленной в следующую, а затем вспыльчивой, темпераментной и пугающей. В первые несколько лет ее жизни эти перепады настроения были особенно резкими, и ученые синтезировали для нее наркотический коктейль, чтобы стабилизировать и контролировать ее. Препарат оказался чрезвычайно эффективным, хотя время от времени у нее до сих пор случаются приступы депрессии и мании. Психическая стабильность Лжеца почти полностью зависит от препарата, и, если его лишить, ее поведение становится все более неустойчивым.
У лжеца сильные импульсы к саморазрушению. Когда она расстроена, она навязчиво царапает себя, в результате чего у нее всегда остаются открытые раны. Иногда это становится настолько острым, что ученые вынуждены вмешиваться, исцеляя ее и удерживая ее, чтобы предотвратить дальнейшие травмы.
Лжец, что интересно, испытывает крайнее отвращение ко лжи. Она старается говорить правду в каждом общении с ней. Она считает это способом компенсировать то, как ее сила может ввести других в заблуждение.
История
В отличие от многих других рожденных в науке, первые несколько лет своей жизни Лжец абсолютно не контролировала свои истинные способности. Не говоря уже о том, что ее сила управлялась ничем, кроме ее подсознания. Это проявлялось странным и очень жестоким образом. Безудержные иллюзии порхали по ее камере, мучая ее почти до безумия.
Она снова и снова видела драконов в масках с ножами, врезающимися в ее плоть. Она увидит, как кровь стекает по ее чешуе, кровь прольется на пол, и все же она ничего не почувствует, не услышит ничего, кроме собственных криков. Она увидит, как безликие драконы гоняются друг за другом по ее камере, пытая и убивая друг друга все более жестокими способами. Безмолвные, неосязаемые иллюзии, воспроизводящие ее худшие страхи; они на всю жизнь нанесли шрамы молодому дракончику Лжецу.
В конце концов, Лжец предпочла вырвать себе глаза, чтобы больше не смотреть на свои иллюзии.
Тем не менее, ученые быстро поймали ее и восстановили ее глаза, хотя и не смогли сделать это полностью. По сей день ее зрение тусклее и намного слабее, чем обычно. Ученые сдержали ее, приковав цепью к кровати, чтобы она не поранила себя еще больше. Однако это только усугубило иллюзии Лжеца. В течение нескольких дней она снова и снова наблюдала, как призрачные ученые проводят ее вивисекцию. За это время ее разум чуть не сломался.
Ее переживания были настолько похожи на галлюцинации, что она считала себя сумасшедшей, за исключением того, что ученые могли видеть и иллюзии. Они с интересом наблюдали и тщательно записывали, как проявляются ее способности.
Спустя несколько лет, по мере взросления, Лжец постепенно стала более сознательно контролировать свои способности. К ее облегчению, сила и жестокость ее подсознательных иллюзий уменьшились по мере того, как она крепче контролировала свои силы.
Однако ученым не понравилось, что контролируемые иллюзии Лжеца далеко не так сильны, как ее неконтролируемые. Лжец с трудом могла воспроизвести сцену на картинке без потери сознания, в то время как подсознательно она могла вызывать в воображении целые неистовствующие банды драконов с, казалось бы, минимальным напряжением.Лжец получила свое имя, когда в один роковой день решила отомстить главному ученому, создав иллюзию мертвого дракончика. Главный ученый назвал ее «лгуньей» и начал накачивать ее до потери сознания. Это был первый раз, когда Лжеца называли чем-то другим, кроме «оно», и она цеплялась за это имя.
Ученые признали Лжеца неудачницей как из-за отсутствия контроля над своими силами, так и из-за нестабильного эмоционального состояния.
Отношения
Крученый SeaWing:
Невада IceWing:
Разрыв Крыло ночи:
Хеваси SkyWing:
VOADAM — Лжец, лжец, крылья в огне и ни на что не годный Лаки
VOADAM
Random
Это актуальная вещь на YouTube, так что посмотрите ее, если вы фанат чашек, и наслаждайтесь.
# анонимно # чашка # дьявол # Кингдайс # левша # Магман
от КакёинЗумин
Ой! Это изображение не соответствует нашим правилам содержания.Чтобы продолжить публикацию, удалите его или загрузите другое изображение. Ой! Это изображение не соответствует нашим правилам содержания. Чтобы продолжить публикацию, удалите его или загрузите другое изображение. Ой! Это изображение не соответствует нашим правилам содержания. Чтобы продолжить публикацию, удалите его или загрузите другое изображение. Ой! Это изображение не соответствует нашим правилам содержания. Чтобы продолжить публикацию, удалите его или загрузите другое изображение. Ой! Это изображение не соответствует нашим правилам содержания. Чтобы продолжить публикацию, удалите его или загрузите другое изображение. Ой! Это изображение не соответствует нашим правилам содержания. Чтобы продолжить публикацию, удалите его или загрузите другое изображение. Ой! Это изображение не соответствует нашим правилам содержания. Чтобы продолжить публикацию, удалите его или загрузите другое изображение. Ой! Это изображение не соответствует нашим правилам содержания. Чтобы продолжить публикацию, удалите его или загрузите другое изображение. Ой! Это изображение не соответствует нашим правилам содержания. Чтобы продолжить публикацию, удалите его или загрузите другое изображение. Ой! Это изображение не соответствует нашим правилам содержания.