Людвиг фейербах философия основные идеи: Философские взгляды Людвига Андреаса Фейербаха

Философские взгляды Людвига Андреаса Фейербаха

Библиографическое описание:

Петрова, В. А. Философские взгляды Людвига Андреаса Фейербаха / В. А. Петрова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 19 (257). — С. 415-417. — URL: https://moluch.ru/archive/257/58921/ (дата обращения: 28.10.2022).



Развитие и становление учения немецкого философа Людвига Андреаса Фейербаха, происходило на первом этапе развития материализма, который характеризовался критикой идеализма и обоснованием чувственности как лучшего способа познания.

Фейербах считал, что чувственность является единственным источником истинного знания. Он отрицал существования общих понятий и признавал истинным лишь единичное, конкретное.

Выделяя три основных понятия: разум, воля и сердце, он не расставлял отдельные акценты, а рассматривал их как единую систему, которая и является основным вектором развития человечества.

«The power of thought is the light of knowledge, the power of will is the energy of character, the power of heart is love. Reason, love and power of will are perfections of man» [2].

Основными чертами, которыми характеризовалось учение Фейербаха, были [1]:

  1. разрыв с религией и попытка освободиться от продолжающегося на протяжении многих веков влияния церкви на философию
  2. желание и стремление объяснить существование Бога или какой-то высшей силы, исходя из постулатов материализма, а также природы человеческой личности;
  3. поиск обоснования проблемам окружающего нас мира, учитывая современные философу достижения науки;
  4. огромный интерес к общественно-политическим вопросам; вера в то, что внешний мир можно познать.

Он писал: «В библии нельзя переменить ни одной буквы, но смысл ее изменчив, как изменчив смысл человечества. Каждая эпоха вычитывает из Библии лишь себя самое, каждая эпоха имеет свою, самодельную Библию

» [3]. Таким образом, он утверждал, что Библия — это не источник развития философии и не постулат, на котором должна строиться теория философии. Необходимо разделить данные понятия, и дать ход самостоятельному развитию данного учения.

«Every presentation of philosophy, whether oral or written, is to be taken and can only be taken in the sense of a means. Every system is only an expression or image of reason, and hence only an object of reason, an object which reason—a living power that procreates itself in new thinking beings—distinguishes from itself and posits as an object of criticism. Every system that is not recognized and appropriated as just a means, limits and warps the mind for it sets up the indirect and formal thought in the place of the direct, original and material though» [2].

Он считал, что каждое из представлений о философии, будь то устное или письменное, должно приниматься и может восприниматься только как средство. Таким образом, Библия — это не постулат.

Людвиг Фейербах пытался разграничить влияние Библии на теорию философии. Он считал, что «каждая система — это только выражение или образ разума, и, следовательно, только объект разума. А объект, разум которого — живая сила, которая порождает себя в новых мыслящих существах — отличается от себя и позиционирует себя как объект критики. Каждая система, которая не признается и не присваивается как просто средство, ограничивает и деформирует разум, поскольку она устанавливает косвенную и формальную мысль вместо прямой, оригинальной и материальной мысли» [2].

Фейербах считал, что человечество не может отрицать или утверждать, что Бог есть или его нет. Так же он не может исключить важность догм, прописанных в данном источнике. Но «

Мы должны на место любви к Богу поставить любовь к человеку, как единственную истинную религию, на место веры в Бога — веру человека в самого себя, в свою собственную силу» [4].

Бог создается на бессознательном уровне человеком, а потом требования общества коррелируют необходимые постулаты веры в него: «Сперва человек бессознательно и непроизвольно создает по своему подобию Бога; а затем уже этот Бог сознательно и произвольно создает по своему подобию человека» [5]

Так, Фейербах предложил свою теорию, основанную на следующих принципах [5]:

  1. человек объединяет в себе материальное и духовное;
  2. идея не появляется и не существует сама по себе, она продукт, полученный благодаря людскому сознанию;
  3. природа является вечной, у нее нет конца и начала, поэтому уничтожить ее невозможно; никаких других реальностей нет, кроме человека и природы;
  4. главным интересом философа должна стать именно личность. Политические идеи Фейербаха напрямую связаны с антропологическим его учением.

Главным авторитетом в развитие своей теории Людвиг Фейербах считал Гегеля. Согласно его учению, чувства и ощущения сами не могут дать человеку общего знания, это объяснялось их субъективностью и ненадежностью, а также невозможностью оперировать абстрактными категориями.

Людвиг Фейербах пришел к иному выводу, что главным способом восприятия, познания является использование органов чувств. Через органы чувств человек получает первичную информацию, которая в дальнейшем систематизируется и применяется. Он считал себя, поэтому материалистом, указывая, что «все спорные моменты исчезают тогда, когда появляется чувственность, которая тождественна реальности и истине» [6].

В отличие от Гегеля, он считал, что нет ничего абстрактного и никаких общих понятий. Существуют лишь единичные, конкретные вещи и явления. Кроме того, философ выступал и критиком Канта, который придерживался теории об ограниченных способностях познания человека.

Фейербах не видел видимых ограничений в способностях познания. Однако такая безграничность появляется не сразу, а лишь тогда, когда научно-техническое развитие достигает все больших успехов. Так, философ известен своим высказыванием о том, что все, что не было познано нами, смогут узнать наши потомки.

Так, в познании философа большую роль играет не только ощущение, как восприятие, но и эмоциональная составляющая чувственности. Именно поэтому Бог — это просто продукт человеческого сознания; религию невозможно совместить с реальным миром, это просто идеология, основанная на мифах и фантастическом видении; религия распространяется, потому что человеку слишком тяжело живется. Мы сами посредством разума сотворяем себе божество, потому что наше научно-техническое образование не успевает осознать внешние законы бытия, и все неизвестное становится божественным.

Таким образом, философия Фейербаха предстает переходной между немецким классическим учением и материализмом XIX века, а также выступает как комплекс идей, предшествующих марксизму.

Литература:

  1. https://germanexpert.ru/filosofiya-fejerbaxa/ статья философия Фейербаха. Электронный доступ (5.05.2019)
  2. Z. Hanfi The Fiery Brook (1972), p. 99
  3. Фейербах Л. К критике философии Гегеля // Фейербах Л. Избр. филос. произведения. В 2 т. Т. 1. М.: Изд-во политической литературы, 1955. С. 53–96
  4. Фейербах Л. Сущность христианства // Избр. филос. произведения. В 2- т. Т. 2. — М.: Изд-во политической литературы, 1955. С. 7–405.
  5. Фейербах Л. История философии. Соб. сочинений в 3 т. М.: Мысль, 1967.
  6. Тумазов Э. Р. Л. Фейербах о сущности и происхождении религии // Научное сообщество студентов: междисциплинарные исследования: сб. ст. по мат. X междунар. студ. науч.-практ. конф. № 7(10). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/7(10).pdf (дата обращения: 09.05.2019)

Основные термины (генерируются автоматически): Бог, разум, теория философии, учение.

Философия Фейербаха (кратко)

Эпоха, в которую развивалось учение немецкого философа Людвига Андреаса Фейербаха, считалась завершающей стадией классической философии, а также первым этапом развития материализма. Основными чертами этого нового течения стала критика идеализма и обоснование чувственности как лучшего способа познания.

Общая характеристика

Основными чертами, которыми характеризовалось учение Фейербаха, были:

  • разрыв с религией и попытка освободиться от продолжающегося на протяжении многих веков влияния церкви на философию
  • желание и стремление объяснить существование Бога или какой-то высшей силы, исходя из постулатов материализма, а также природы человеческой личности;
  • поиск обоснования проблемам окружающего нас мира, учитывая современные философу достижения науки;
  • огромный интерес к общественно-политическим вопросам;
  • вера в то, что внешний мир можно познать.

Фейербах начал свою деятельность с критики идеализма. Он:

  • отрицал идею о равенстве существования и мышления;
  • не соглашался с мыслью о единстве теологии и философии;
  • утверждал, что окружающий нас мир можно почувствовать;
  • отвергал мысль о реальности абсолютной идеи в качестве первопричины всего сущего.

Именно, основываясь на этих постулатах, философ отвергал идеи Гегеля, считая его мысли обращенными к прошлому, а также не принимающими в расчет прогресс современного научного знания. Так, Фейербах предложил свою теорию, основанную на следующих принципах:

  • человек объединяет в себе материальное и духовное;
  • идея не появляется и не существует сама по себе, она продукт, полученный благодаря людскому сознанию;
  • природа является вечной, у нее нет конца и начала, поэтому уничтожить ее невозможно;
  • никаких других реальностей нет, кроме человека и природы;
  • главным интересом философа должна стать именно личность.

Политические идеи Феёербаха напрямую связаны с антропологическим его учением. Рассмотрим основные положения:

  • сущность человека – биологическая, однако он наделен таким характеристиками, как воля, разум, чувства, желания;
  • основой социума должна стать религия, однако ей следует базироваться не на вере во всемогущее, сверхъестественное создание, а на любви людей друг к другу, а также привязанности в семье, полностью отвечающей реальной природе человека;
  • смысл всего существования личности находится в стремлении к счастью и его поиске;
  • реализация своих желаний возможна лишь в социуме.

Познание

Сначала основным авторитетом для Людвига Фейербаха был Гегель, однако согласно его учению, чувства и ощущения сами не могут дать человеку общего знания. Они слишком субъективны и ненадежны, а также не производят абстрактных категорий. Фейербах же, в свою очередь, главным способом не только восприятия, но и познания считал именно  использование органов чувств. Поэтому он и считается материалистом. Он указывал, что все спорные моменты исчезают тогда, когда появляется чувственность, которая тождественна реальности и истине. В некоторых своих размышлениях немецкий философ активно противостоял гегелевской теории, говоря даже, что нет ничего абстрактного и никаких общих понятий. Существуют лишь единичные, конкретные вещи и явления.

Кроме того, философ выступает критиком и оппонентом Канта, который придерживался теории об ограниченных способностях познания человека. Согласно мнению Фейербаха, наши гносеологические возможности не имеют пределов. Однако такая безграничность появляется не сразу, а лишь тогда, когда научно-техническое развитие достигает все больших успехов. Так, философ известен своим высказыванием о том, что все, что не было познано нами, смогут узнать наши потомки.

Материалист Фридрих Ланге отмечал еще одну характеристику учения о познании Фейербаха, называя эту черту «туизмом». Данное слово происходит от латинского «tu», которое переводится, как местоимение 2-го лица – «ты». Реальность существования не может определяться в тех случаях, когда она доступна собственному чувству всего одного человека, важно, чтобы она была действительной и для другого. Любовь между живыми созданиями лежит в основе бытия и раскрывает его истинную сущность. Так, в познании философа большую роль играет не только ощущение, как восприятие, но и эмоциональная составляющая чувственности.

Этика

Огромное внимание в учении Фейербаха уделяется этической составляющей. В то время немецкая этика основывалась на теории Канта. Кант доказал, что нельзя создать общеобязательную этику, которая стремилась бы к достижению индивидуального счастья и благополучия каждого отдельного человека. Взгляды Фейербаха несколько отличаются от господствующего тогда мнения.

Он считал, что этика основывается на нашем личном волеизъявлении, а оно, в свою очередь, опирается на стремление к счастью. Разумеется, «туизм» философа проявлялся и здесь. «Я» никаким образом не может быть отделено от «ты». Поэтому и настоящая этика должна базироваться не на личном удовлетворении, а на том, что принимает в расчет чужие стремления и желания, то есть она не эгоистична, как может показаться сначала.

Биологическая сущность людей такова, что они взаимозависимы друг от друга. Доказывается это существованием разных полов. Согласно этической теории Фейербаха, конфликтная ситуация между эгоистичным стремлением и долженствованием возникнуть может, однако, она разрешима. В процессе развития и взросления человек учится успешно совмещать исполнение обязанностей с личными желаниями и наклонностями. Как результат, следованию долга постепенно начинает сопутствовать чувство удовлетворения и порой даже счастья. Иногда жертвование своей жизнью ради существования другого даже приносит индивидууму наслаждение этического рода.

Теологическая философия

Важное место в учении Фейербаха занимает проблема Бога. Однако он, в отличие от других представителей материалистического направления того периода, категорически отрицал его существование. Основой измышлений Фейербаха всегда оставалась антропология.

Расскажем об основных постулатах немецкого философа в этой области:

  • Бога не существует, он просто продукт человеческого сознания;
  • религию невозможно совместить с реальным миром, это просто идеология, основанная на мифах и фантастическом видении;
  • религия распространяется, потому что человеку слишком тяжело живется. Кроме того, люди ощущают свое бессилие перед внешней средой, они зависят от неё, поэтому нуждаются в каком-то объяснении происходящего;
  • Бог предстает идеальным представлением о том, какой должна быть личность, к чему ей следует стремиться;
  • ни в коем случае не стоит рассматривать Бога как творца, поскольку на самом деле создателем является человек. Мы сами посредством разума сотворяем себе божество.

Учение Фейербаха прошло несколько стадий: от изучения теологии к гегелевской философии, затем – к гносеологическому сенсуализму, а также — антропологии в религии. То есть, в своем развитии он поэтапно освоил три фазы, описанные позитивистом Огюстом Контом: теологическую, метафизическую и позитивную. Философия Фейербаха предстает переходной между немецким классическим учением и материализмом XIX века, а также выступает как комплекс идей, предшествующих марксизму.

(5 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.

Загрузка…

Теория проекций Фейербаха | H-Ideas

Дата: Вт, 05 марта 1996 г., 15:39:11 EST
От: Майка Монако

Фейербах утверждал, что наши представления о «боге» всегда являются лишь проекциями наших собственных ценности. Бог удовлетворяет нашу потребность объективировать наши добродетели и воплощает наши ценности. Таким образом, сущностью религии является человеческая природа, и наши Боги говорят нам о нас самих… «теология как антропология». Я пытаюсь проследить историю этой идеи. Ницше работает с идеей в своем «Антихристе», особенно в разделах 16-17 и 25-26. Ницше утверждает, что когда мы поклоняемся «богу», мы на самом деле поклоняемся своим собственным добродетелям — «бог» представляет нашу радость в себе, наше чувство силы. Я был бы очень признателен, если бы кто-нибудь мог указать мне правильное направление в этом. Я слышал, что «физикализм» барона Гольбаха каким-то образом связан с этой идеей, но не могу найти ничего его перевода. Я также слышал, что Ланге (_History of Materialism_) имеет что-то подобное. Ланге читал Ницше, так что это может быть хорошей зацепкой. Заранее благодарим за любую помощь, которую вы можете предоставить.


Дата: Среда, 6 марта 1996 г. 14:18:23 +0200 (IST) От: Роберт Дж. Гриффин

Рассмотрение теологии-как-антропологии может захотеть исследовать идеи дохристианских философов. простите мою неясность относительно источника, но книга, по которой я изучал греческий язык, содержала на полях различные поговорки и пословицы, одна из которых гласила: «Если бы у лошадей были руки, они лепили бы своих богов в форме лошадей». затем есть более поздняя латинская метка «это был страх, который первым создал богов». существовала также школа эвгемеров, которые считали, что мифы основаны на исторических событиях и персонажах.

еще раз, извините за мою ненаучную расплывчатость, ибо я давно не имел дело с этим материалом. я пишу только потому, что этого может быть достаточно, чтобы показать, что Фейербах возрождает классические представления. конечно, ничто не могло помешать гуманистам эпохи Возрождения передавать эти идеи, пока предполагалось, что они применимы к языческим богам.

боб гриффин
тель-авивский университет
griffin@post. tau.ac.il


Дата: среда, 6 марта 1996 г. 15:07:06 -08:00 (тихоокеанское время) От: Авраам Филип Сохер

> Роберт Дж. Гриффин написал
>
> Рассмотрение теологии как антропологии могло бы захотеть исследовать
> идеи дохристианских философов. извините мою неясность в отношении
> источника, но книга, по которой я изучал греческий язык, включала различные изречения
> и пословицы на полях, одна из которых была «если бы у лошадей были руки, они
> лепили бы своих богов в виде лошадей .»

Это цитата (или парафраз) досократика Ксенофана. Для вторичного обсуждения, которое связывает это с Фейербахом (а также, я думаю, с Николаем Кузанским), см. работу моего покойного учителя Амоса Функенштейна, особенно. его Теология и научное воображение (Принстон, 1986). Он вернулся именно к этим вопросам за год до своей смерти на совместном семинаре с классиком из Беркли Тони Лонгом и в незавершенной рукописи. который в конечном итоге будет опубликован в той или иной форме.

Эйб Сочер
Исторический факультет
Унив. of California, Berkeley
[email protected]


Дата: пятница, 8 марта 1996 г. 07:36:53 -0500
From: [email protected]

Роберт Дж. Гриффин пишет: «Обсуждение теологии Антропология могла бы исследовать идеи дохристианских философов […] «если бы у лошадей были руки, они бы0003 будет лепить своих богов в форме лошадей. затем есть более поздняя латинская метка «это был страх, который сначала создал богов». Существовала также школа Евгемера, считавшего, что мифы основаны на исторических событиях и персонажах. […] этого может быть достаточно, чтобы указать, что Фейербах возрождает классические представления…»

Лучшим источником по эвгемеристским предшественникам Фейербаха является книга Фрэнка Мануэля *Восемнадцатый век противостоит богам*, Нью-Йорк: Атенеум, 1967. Это не только самая оригинальная книга моего старого учителя, в ней очень много всего, включая приписывание «страха, который первым создал богов» стихотворению «De Rerum Natura» этого исключительно раннего атеиста Лукреция. перекликаясь с еще более древней точкой зрения эпикурейцев Среди тех, кто цитирует или перефразирует Лукреция: Петроний Арбитр (Сатирикон), Стаций (Фиваида 3), Бен Джонсон (Сеян II:2), Ницше (Генеология морали), Джордж Сантаяна (Жизнь Reason) и John Dewey — все они взяты из замечательной левой коллекции Джорджа Селдеса, «The Great Quotations», NY: Lyle Stuart, 19.60, Pocket Books, 1967.

А что касается богов в образе лошадей, я думаю, что их создал человек — гуигнгнмы Свифта.

-Билл Эверделл, Бруклин


Дата: вторник, 05 марта 1996 года, 16:44:00 по тихоокеанскому стандартному времени
От: Серлинг, Ли

Думаю, вам придется вернуться еще к одной паре по крайней мере тысячи лет. Овидий писал, что «удобно, чтобы были боги, и, как удобно, будем верить, что они есть». И греки до него делали подобные наблюдения, хотя я не могу сейчас вспомнить источники. (Я уверен, что другие в этом списке могут их процитировать.) Даже еврейские пророки критиковали пророков, с которыми они не соглашались, фактически говоря: «Бог говорит, что ваши представления о Боге отражают только ваши собственные желания». [Ср., например, Иеремия 23.16 и след.] Я думаю, что одним из первых шагов любого критика религии почти в любой культуре было бы утверждение, что те, кто говорит от имени Бога или богов, являются «просто» (еще один риторический аргумент). двигаться) «проецируя свои собственные ценности».

Ли Серлинг
Пеппердин

Вернуться в меню

Людвиг Фейербах | Немецкий философ

Людвиг Фейербах

Смотреть все СМИ

Дата рождения:
28 июля 1804 г. Ландсхут Германия
Умер:
13 сентября 1872 г. (68 лет) Германия
Известные работы:
«Gedanken über Tod und Unsterblichkeit» «Суть христианства»

Просмотреть все связанные материалы →

Людвиг Фейербах , полностью Людвиг Андреас Фейербах , (род. 28 июля 1804, Ландсхут, Бавария [Германия] — умер 13 сентября 1872, Рехенберг, Германия), немецкий философ и моралист вспомнил за его влияние на Карла Маркса и за его гуманистическое богословие.

Четвертый сын выдающегося юриста Пауля фон Фейербаха, Людвиг Фейербах отказался от богословских исследований, чтобы стать студентом философии у Г.В.Ф. Гегеля на два года в Берлине. В 1828 году он отправился в Эрланген изучать естествознание, а через два года свою первую книгу, Gedanken über Tod und Unsterblichkeit («Мысли о смерти и бессмертии») был опубликован анонимно. В этой работе Фейербах подверг критике концепцию личного бессмертия и предложил тип бессмертия, посредством которого человеческие качества вновь поглощаются природой. За его Abälard und Heloise (1834) и Pierre Bayle (1838) последовали Ü ber Philosophie und Christentum (1839; «О философии и христианстве»), в которых он утверждал, «что христианство на самом деле давно исчезло не только из разума, но и из жизни человечества, что оно есть не что иное, как навязчивая идея».

Продолжая эту точку зрения в своем наиболее важном труде Das Wesen des Christentums (1841; Сущность христианства ), Фейербах постулировал представление о том, что человек сам по себе является объектом своего мышления и что религия есть не что иное, как сознание бесконечности. Результатом этого взгляда является представление о том, что Бог — это просто внешняя проекция внутренней природы человека. В первой части своей книги, оказавшей сильное влияние на Маркса, Фейербах анализирует «истинную или антропологическую сущность религии». Обсуждая аспекты Бога «как разумное существо», «как нравственное существо или закон», «как любовь» и другие, он утверждал, что они соответствуют различным потребностям в человеческой природе. Во втором разделе он проанализировал «ложную или теологическую сущность религии», утверждая, что представление о том, что Бог существует независимо от человеческого существования, приводит к вере в откровение и таинства, которые являются элементами нежелательного религиозного материализма.

Хотя Фейербах и отрицал, что он атеист, тем не менее он утверждал, что Бог христианства — иллюзия. Когда он расширил свою дискуссию на другие дисциплины, включая философию, он пришел к выводу, что принципы Гегеля являются квазирелигиозными, и вместо этого принял форму материализма, которую Маркс впоследствии критиковал в своем Thesen über Feuerbach (написано в 1845 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *