Дуня и Лужин в романе «Преступление и наказание»: отношения героев |Мир Достоевского
Дуня Раскольникова и господин Лужин являются яркими второстепенными героями романа «Преступление и наказание».В этой статье представлены материалы о Дуне и Лужине в романе «Преступление и наказание»: описание отношений героев.
Смотрите:
Все материалы по «Преступлению и наказанию»
Все статьи о Лужине
Дуня и Лужин в романе «Преступление и наказание»: отношения героев
В начале романа главный герой, Родион Раскольников, узнает, что его младшая сестра, Дуня Раскольникова, собирается выйти замуж за состоятельного господина Лужина. Бедная и беззащитная Дуня идет на этот брак не по любви, а по расчету, чтобы спасти семью от нищеты и помочь брату (Родиону Раскольникову) и матери (Пульхерии Александровне). Дуня надеется, что Лужин также поможет Раскольникову с работой:
«… Авдотье Романовне он не пара. По‑моему, Авдотья Романовна в этом деле жертвует собою весьма великодушно и нерасчетливо, для… для своего семейства…» (Свидригайлов)Лужин идет на этот брак тоже не по большой любви, а скорее по расчету. Судя по всему, Дуня симпатична Лужину, но вряд ли он испытывает к ней глубокие искренние чувства:
«Конечно, ни с ее, ни с его стороны особенной любви тут нет…» (мать Раскольникова о будущем браке Дуни)
«… не думаю, чтоб он тебя много ценил…» (Раскольников о том, что Лужин не ценит Дуню)Почему Лужин выбирает именно Дуню? Дело в том, что Лужин давно мечтал взять в жены образованную и красивую, но обязательно бедную девушку, которая была бы рабски преданна ему всю жизнь. Именно поэтому Дуня кажется Лужину прекрасной кандидатурой на роль жены:
«Он с упоением помышлял, в глубочайшем секрете, о девице благонравной и бедной (непременно бедной), очень молоденькой, очень хорошенькой, благородной и образованной, очень запуганной, чрезвычайно много испытавшей несчастий <…> которая бы всю жизнь считала его спасением своим, благоговела перед ним, подчинялась, удивлялась ему, и только ему одному…»Дуня Раскольникова — красивая, умная, образованная девушка из бедной семьи. Свои развитием Дуня, конечно, превосходит Лужина:
«Тут являлось даже несколько более того, о чем он мечтал: явилась девушка гордая, характерная, добродетельная, воспитанием и развитием выше его (он чувствовал это) …» (автор о Дуне)Важно отметить, что Дуня в два раза моложе своего жениха: девушкеоколо 20 лет, а Лужину около 45 лет. Однако Лужина не смущает эта разница в возрасте.
Раскольников отказывается принимать жертву со стороны своей сестры. Он выступает против брака Дуни с подлецом Лужиным:
«… Ты выходишь за Лужина для меня. А я жертвы не принимаю. И потому, к завтраму, напиши письмо… с отказом…» (Раскольников Дуне)Между Лужиным и Раскольниковым с первой встречи возникает неприязнь. Лужин терпеть не может умного и проницательного Раскольникова, который видит насквозь его подлую натуру:
«… главное – уничтожить этого заносчивого молокососа мальчишку, который был всему причиной…» (мысли Лужина о Раскольникове)Чтобы «нейтрализовать» Раскольникова, Лужин пытается оклеветать его. Кроме того, он клевещет на Соню Мармеладову, подругу Раскольникова, обвиняя ее в воровстве. Таким образом Лужин надеется рассорить Раскольникова с Дуней:
«… я вижу слишком поспешное желание меня размарать и с вами поссорить…»К сожалению для Лужина, его подлость и клевета в конце концов раскрываются. Дуня понимает всю подлости и низость этого человека и отказывается выходить за него замуж. Отношения Лужина и Дуни прекращаются:
«… Петр Петрович, сделайте милость, уйдите! <…> Низкий вы и злой человек!…» (Дуня)Спустя несколько месяцев после разрыва с Лужиным Дуня выходит замуж за Разумихина, друга Родиона Раскольникова.
Это были материалы о Дуне и Лужине в романе «Преступление и наказание»: описание отношений героев.
Смотрите:
Все материалы по «Преступлению и наказанию»
Все статьи о Лужине
www.alldostoevsky.ru
Образ Лужина в романе Преступление и наказание Достоевского и характеристика
Лужин в сюжете романа «Преступление и наказание занимает место жениха Дуни Раскольниковой. Мужчина в возрасте 45 лет. Внешность зрелого человека со строгой осанкой, переплетается с его деловым и занятым образом жизни. Пётр Петрович самостоятельный и состоявшийся человек. Автор произведения подчёркивает факт выхода данного персонажа «из грязи в князи». В романе чётко повествуется что данному гражданину пришлось пробираться с самых низов, чтобы стать таким каким мы его видим на данный момент.
Если говорить о подробном описании внешности персонажа, можно выделить некоторые особенности. Юношеские цвета одежды преобладали в гардеробе Петра, довольно красивое лицо создавало образ настоящего жениха. Благодаря таким выделяющимся чертам внешности, выглядел он гораздо моложе своего возраста. Автор произведения акцентирует внимание на значимости внешности для женщин, в свои года Пётр Петрович благодаря приятной наружности мог нравиться противоположному полу.
Если говорить о жизненных целях персонажа, то главной своей задачей он считает заработать как можно больше денег. Его стремление к быстрому развитию подчёркивает довольно деловой и бережно рассчитывающий каждую минуту типаж. Он считает, что каждый человек имеет право на эгоизм и обязан заботится лишь о себе. Только благодаря такому принципу жизни можно помочь другим.
Лужин является малообразованной личностью, но несмотря на это автор заявляет, что он довольно умён. Сам же Пётр склонен к нарциссизму и глубоко ценит свои знания. Свой капитал он бережно хранит и любит, по своей натуре является рациональным и расчётливым человеком. В его характере имеет место быть тщеславие и высокомерие. Любовь к деньгам заметно проявляется в скупости Лужина.
Довольно длительное время занимается адвокатской деятельностью, что приносит ему довольно неплохой доход. В будущем планирует расшириться и открыть собственную адвокатскую контору в Петербурге. Жениться на Дуне он желает в том числе из корыстных побуждений. Она хоть и небогата, зато хороша собой и образована. Он мечтает видеть возле себя послушную рабыню. Благодаря обаянию и уму своей избранницы планирует пробиться в высшие круги общества.
Лужин не достоин руки и сердца Раскольниковой. Он представляет собой довольно низкого человека, мошенника и клеветника. На людях она стараться выглядеть добрым и разумным человеком, но при малейшем конфликте проявляется его большая вспыльчивость. На самом деле Пётр любит лишь себя. Раскольников считает его недостойным человеком. В конечном итоге Дуня отказывается от предложения выйти замуж за Лужина.
Вариант 2
Ф.М. Достоевский в своем романе «Преступление и наказание» очень четко описал одного из героев. Петю Петровича Лужина многие считают двойником Раскольникова. Между этими двумя героями прослеживается много общего в характере и поведении.
Лужин представляет собой мужчину в возрасте сорока пяти лет. Он очень аккуратный и чистоплотный человек. Мужчина переживает за свой внешний вид. Он тщательно подбирал себе одежду. Его образ всегда был модным и стильным. Все предметы гардероба всегда были новыми и идеально выглаженными. Лужин очень любил шляпы и перчатки. Эти предметы гардероба мужчина надевал постоянно. Укладку волос он всегда делал в парикмахерской. Лужин рос в бедной семье, но ему удалось стать богатым. Именно из-за этого он стал самовлюбленным, эгоистичным и надменным. Он всегда стремился к лучшей жизни и успеху. Лужин хотел занять свою нишу в высшем обществе. Для достижения своих целей он не стеснялся идти по головам. Он считал себя лучше остальных.
Мужнина придумал свою личную теорию о женах. Он считал, что брать себе в жены необходимо девушку несчастную и с тяжелой судьбой, которая долгое время испытывала различные трудности. Поэтому Дуня стала для молодого человека наиболее подходящим вариантом. Она росла в очень бедной семье. Лужин смог завоевать ее сердце рассказами о его огромном состоянии и сказками об их счастливой семейной жизни. Девушка, немного подумав, согласилась стать его женой. Дуня решилась на этот поступок для того, чтобы спасти свою семью от нищеты. Девушка сильно любила своих родных и ради них готова была на многое. Лужин в свою очередь считал Дуню своей вещью, которую можно использовать, чтобы получить личную выгоду.
Дуня была сестрой Раскольникова. По непонятной причине Лужин сразу же не понравился брату молодой девушки Радиону. Он единственный кто был против того, что бы свадьба состоялась. Но, Раскольникова никто не слушал и не хотел воспринимать его слова всерьез. Лужин красиво рассказывал и ухаживал за девушкой, но за маской хорошего человека скрывался подлец. Дуня вместе с мамой, распознала лживую и лицемерную натуру мужчины уже слишком поздно. Это произошло тогда, когда Лужин попытался настроить Дуню и ее семью против Родиона. Этот поступок сильно разочаровал девушку. Она даже отказалась от его предложения выйти замуж. Этот поступок бедной Дуни очень сильно разочаровал и унизил высокомерного Лужина. Отказ девушки стал личным поражением мужчины. Он считал, что он единственный спаситель их семьи от бедности. Он думал, что может сделать жизнь девушки счастливой и безбедной. Лужин был шокирован решением девушки, ему казалось, что она должна носить его на руках и во всем ему потакать и соглашается.
Лужин является отрицательным героем романа «Преступление и наказание». Он лицемер и обманщик. Такие люди с легкостью могут предать.
Сочинение на тему Лужин (Преступление и наказание)
Достоевский является не только признанным гением литературы, но и непревзойденным мастером психологического портрета. Удивительно, как в своих произведениях он совмещает голубиную кротость и пустое высокомерие, благородство натуры и низменные человеческие страсти. Его творения многогранны не только по многочисленным идеям и мыслям, но и пестрят разнородными характерами.
Лужин — оправдывает ли этот человек свою фамилию? Неужели его душа действительно похожа на мутную, грязную лужу? Немного отвлечемся и вспомним Н.В. Гоголя, говорившем о Ноздреве как о типе людей, которые никогда не переведутся на этой земле. Можно утверждать, что к этой категории относится и господин Лужин.
На первый взгляд может показаться, что этот человек исполнен самых благих намерений, что его поступки исполнены единственно благородством его натуры. Конечно, ведь действительно большого уважения заслуживает человек, который решился взять в жены бесприданницу, да еще и оклеветанную людьми. Безусловно, это так, но на самом деле истинные причины не так великодушны, как кажется. Лужин, обладая прагматичным и низким умом, хотел жениться именно на бедной девушке, чтобы она потом была благодарна ему всю жизнь. Он хотел возвыситься за счет чужого унижения, хотел казаться величественнее, снисходя до более, на его взгляд, слабых. На горе другого человека господин Лужин желал создать собственное величие, ведь так просто оказаться повелителем, властвуя над более слабыми. Даже самая маленькая и невзрачная мышь будет казаться великой, если поставить ее рядом с муравьем. Он только лишь подыскивал подходящую кандидатуру, которая бы позволила осуществиться его эгоистичным планам.
Он действительно обладал незаурядным умом, но, прикрываясь мнимыми приличиями, он вершил свои дела, рассматривая всех людей с точки зрения выгод, которые те могут ему принести. Дуня, например, подарила бы ему тщеславие. Лужин из тех людей, которые, презрительно улыбаясь, готовы ломать судьбы даже незнакомых людей. Так, на пути к его цели, то есть обладания Дуней, встал сам Раскольников, и Лужин решил компрометировать его в глазах семьи, погубив другого человека. Вспомним, как он незаметно подсунул несчастной Соне Мармеладовой деньги, а затем публично обвинил ее в воровстве. Он расправляется со слабыми и беззащитными, потому что их так легко победить, но расправляется не насилием, а ложью и лицемерием, что в данном случае в разы хуже.
Конечно, стоит отдать ему должное, что он, не имея ни денег, ни образования, пользуясь только своим умом, сумел занять определенное положение. Но получив власть, на других он стал смотреть с нескрываемым презрением. А презрения заслуживает он сам. Лужин не спаситель, просто Авдотья и ее мать достигли вершины отчаяния, что решили доверить свои истерзанные судьбы в руки человека, который самодовольно использовал бы их в своих интересах.
Человек, возомнивший себя повелителем, вскоре разбивается, падая со своего карточного домика. Вот и Лужин стал тем самым муравьем в глазах других людей, которых высмеивал и ненавидел.
Также читают:
Картинка к сочинению Лужин в романе Преступление и наказание
Популярные сегодня темы
- Сочинение рассуждение Школьная форма
В 21 веке закон о школьной форме присутствует в нашей жизни, но не все его соблюдают, и даже и не думали над этим. Школьные учебные заведения пытаются добросовестно выполнять наказания администрации
- Анализ романа Достоевского Бедные люди
Бедные люди является дебютным романом Федора Михайловича Достоевского. Это произведение имеет мало общего с книгами, которые принесли известность писателю
- Сочинение Анализ рассказа Именины Бунина
Произведение написано в период эмиграции писателя и выражает его ностальгическое состояние души по оставленной Родине.
- Сочинение на тему Успешный человек
Успех в нашей жизни играет иногда решающую роль. Каждый из нас просит его перед важным событием и в сладостном предвкушении ожидает его. Иногда это увенчивается успехом
- Сочинение на тему Сострадание активный помощник
«Сострадание — это не чувство; скорее, это благородное расположение души, готовое к тому, чтобы воспринять любовь, милость и другие добродетельные чувства», — произнес однажды знаменитый итальянский поэт Данте Алигьери.
sochinimka.ru
описание внешности и характера (Петр Петрович Лужин) |Мир Достоевского
Петр Петрович Лужин |
В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Лужина в романе «Преступление и наказание»: описание внешности и характера Петра Петрович Лужина.
Смотрите:
Все материалы по «Преступлению и наказанию»
Все материалы о Лужине
Образ и характеристика Лужина в романе «Преступление и наказание»: описание внешности и характера (Петр Петрович Лужин)
Петр Петрович Лужин является женихом Дуни Раскольниковой, сестры главного героя, Родиона Раскольникова.Возраст господина Лужина — 45 лет:
«Правда, ему уже сорок пять лет…»Господин Лужин носит чин надворного советника (это достаточно высокий чин, который дает право на личное дворянство):
«Он уже надворный советник, Петр Петрович Лужин…»О внешности Лужина известно следующее:
«…Это был господин немолодых уже лет, чопорный, осанистый, с осторожною и брюзгливою физиономией…»
«…преувеличенно-строгою осанкой здесь, в этой «морской каюте», ровно ничего не возьмешь…»
«Действительно, в общем виде Петра Петровича поражало как бы что-то особенное, а именно, нечто как бы оправдывавшее название «жениха»…»
«…Петр Петрович состоял на линии жениха. Всё платье его было только что от портного, и всё было хорошо, кроме разве того только, что всё было слишком новое и слишком обличало известную цель. Даже щегольская, новехонькая, круглая шляпа об этой цели свидетельствовала: Петр Петрович как-то уж слишком почтительно с ней обращался и слишком осторожно держал ее в руках. Даже прелестная пара сиреневых, настоящих жувеневских, перчаток свидетельствовала то же самое, хотя бы тем одним, что их не надевали, а только носили в руках для параду.
В одежде же Петра Петровича преобладали цвета светлые и юношественные. На нем был хорошенький летний пиджак светло-коричневого оттенка, светлые легкие брюки, таковая же жилетка, только что купленное тонкое белье, батистовый самый легкий галстучек с розовыми полосками, и что всего лучше: всё это было даже к лицу Петру Петровичу.
Лицо его, весьма свежее и даже красивое, и без того казалось моложе своих сорока пяти лет. Темные бакенбарды приятно осеняли его с обеих сторон, в виде двух котлет, и весьма красиво сгущались возле светловыбритого блиставшего подбородка.
Даже волосы, впрочем чуть-чуть лишь с проседью, расчесанные и завитые у парикмахера, не представляли этим обстоятельством ничего смешного или какого-нибудь глупого вида, что обыкновенно всегда бывает при завитых волосах, ибо придает лицу неизбежное сходство с немцем, идущим под венец. Если же и было что-нибудь в этой довольно красивой и солидной физиономии действительно неприятное и отталкивающее, то происходило уж от других причин.»
«…он довольно приятной наружности и еще может нравиться женщинам…»
«…Петр Петрович не спеша вынул батистовый платок, от которого понесло духами…»
«…золотой лорнет Петра Петровича, который он придерживал в левой руке…»
«…большой, массивный, чрезвычайно красивый перстень с желтым камнем, который был на среднем пальце этой руки…»Господин Лужин — деловой и занятой человек:
«Человек он деловой и занятый, и спешит теперь в Петербург, так что дорожит каждою минутой…»Петр Петрович Лужин — состоятельный, обеспеченный человек, «с деньгами»:
«…Человек с деньгами, ей, кажется, не противен…»
«Человек он благонадежный и обеспеченный, служит в двух местах и уже имеет свой капитал.»Господин Лужин выбился в люди из низов, «из ничтожества»:
«…Петр Петрович, пробившись из ничтожества…»Лужин — малообразованный, но при этом довольно умный человек: Господин Лужин привык любоваться собой и высоко ценит свой ум:
«…Петр Петрович, пробившись из ничтожества, болезненно привык любоваться собою, высоко ценил свой ум и способности и даже иногда, наедине, любовался своим лицом в зеркале.»Больше всего на свете Лужин любит свои деньги:
«Но более всего на свете любил и ценил он, добытые трудом и всякими средствами, свои деньги: они равняли его со всем, что было выше его…»
Господин Лужин — угрюмый и высокомерный мужчина:
«…вообще человек он весьма солидный и приличный, немного только угрюмый и как бы высокомерный.»Петр Петрович Лужин — тщеславный человек:
«…несколько как бы тщеславен и очень любит, чтоб его слушали…»
«Он, видимо, хлопотал о выгодном впечатлении, и тщеславие перебороло благоразумие…»
Лужин — очень расчетливый, рациональный человек:
«…он человек очень расчетливый…»
«…за делового и рационального человека изволите выходить…»
Господин Лужин — резкий человек:
«…Он, например, и мне показался сначала как бы резким…»Лужин давно занимается адвокатской деятельностью («хождением по искам и тяжбам») и собирается открыть в Петербурге адвокатскую контору:
«…Петр Петрович отправляется теперь в Петербург. У него там большие дела, и он хочет открыть в Петербурге публичную адвокатскую контору. Он давно уже занимается хождением по разным искам и тяжбам и на днях только что выиграл одну значительную тяжбу. В Петербург же ему и потому необходимо, что там у него одно значительное дело в сенате.»
Господин Лужин хочет жениться на Дуне Раскольниковой, потому что она бедна и беспомощна, но при этом образованна и хороша собой. Лужин мечтает иметь рядом с собой жену, которая была бы ему рабски преданна:
«Дуня же была ему просто необходима; отказаться от нее для него было немыслимо. Давно уже, уже несколько лет, со сластию мечтал он о женитьбе, но всё прикапливал денег и ждал. Он с упоением помышлял, в глубочайшем секрете, о девице благонравной и бедной (непременно бедной), очень молоденькой, очень хорошенькой, благородной и образованной, очень запуганной, чрезвычайно много испытавшей несчастий и вполне перед ним приникшей, такой, которая бы всю жизнь считала его спасением своим, благоговела перед ним, подчинялась, удивлялась ему, и только ему одному…»
«…красота и образование Авдотьи Романовны поразили его; беспомощное положение ее раззадорило его до крайности. …такое-то существо будет рабски благодарно ему всю жизнь за его подвиг и благоговейно уничтожится перед ним, а он-то будет безгранично и всецело владычествовать!..»Лужин надеется с помощью Дуни завоевать себе место в более высоких кругах общества:
«…он решил наконец окончательно переменить карьеру и вступить в более обширный круг деятельности, а с тем вместе, мало-помалу, перейти и в более высшее общество, о котором он давно уже с сладострастием подумывал… Одним словом, он решился попробовать Петербурга. Он знал, что женщинами можно «весьма и весьма» много выиграть. Обаяние прелестной, добродетельной и образованной женщины могло удивительно скрасить его дорогу, привлечь к нему, создать ореол… и вот всё рушилось!…»
Лужин — скупой человек:
«…Ведь тут что важно: тут не скупость, не скалдырничество важно, а тон всего этого.»Лужин придерживается «теории целого кафтана». Согласно этой теории, люди должны преследовать только свои личные интересы и «возлюбить одного себя»:
«…Наука же говорит: возлюби, прежде всех, одного себя, ибо всё на свете на личном интересе основано. Возлюбишь одного себя, то и дела свои обделаешь как следует, и кафтан твой останется цел…»Господин Лужин — человек, не достойный уважения, по мнению Раскольникова:
«…Ты не можешь уважать Лужина: я видел его и говорил с ним…» (Раскольников о Лужине)Лужин — недостойный человек, по мнению Дуни:
«…я и не воображала, чтоб это был такой недостойный человек. Если б я разглядела его раньше, я бы ни на что не польстилась!» (Дуня о Лужине)В обществе Лужин старается казаться любезным, но при первом конфликте теряет самообладание и становится похожим на «мешок с мукой»:
«…Петр Петрович принадлежал к разряду людей, по-видимому чрезвычайно любезных в обществе и особенно претендующих на любезность, но которые, чуть что не по них, тотчас же и теряют все свои средства и становятся похожими скорее на мешки с мукой, чем на развязных и оживляющих общество кавалеров…»Петр Петрович Лужин — обидчивый человек:
«…Ах, оставьте всю эту обидчивость, Петр Петрович…и будьте тем умным и благородным человеком, каким я вас всегда считала и считать хочу…»
«….и вдруг вы обижаетесь за то, что я даю вам мало цены!…»Лужин — низкий человек, клеветник, мошенник:
«…вы… клеветник, вот что значат мои слова! — горячо проговорил Лебезятников…»
«…а вот вы так… мошенник! Ах, как это низко!»
«Это вы, низкий человек…»
«Я до того не ошибаюсь, мерзкий, преступный вы человек…»Петр Петрович Лужин является дальним родственником Марфы Петровны, жены господина Свидригайлова:
«…дальний родственник Марфы Петровны…»
«…вы об этом господине Лужине, моем по жене родственнике, уже составили ваше мнение…» (Свидригайлов о Лужине)Господин Лужин также является другом господина Лебезятникова, одного из второстепенных героев романа:
«…в квартире одного моего молодого друга, Андрея Семеныча Лебезятникова; он-то мне и дом Бакалеева указал…»В конце концов Дуня отказывается выходить замуж за подлеца Лужина и спустя несколько месяцев становится женой Разумихина.
Это был цитатный образ и характеристика Лужина в романе «Преступление и наказание» Достоевского: описание внешности и характера Петра Петрович Лужина.
Смотрите:
Все материалы по «Преступлению и наказанию»
Все материалы о Лужине
www.alldostoevsky.ru
Дуня Раскольникова — биография персонажа, «Преступление и наказание», образ и характеристика, актриса
История персонажа
Авдотья Раскольникова – второстепенный персонаж в романе Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Девушка представляет собой типаж героини, повторяющийся в творчестве писателя из произведения в произведение.
История создания
Социально-психологический роман Достоевского входит в перечень произведений, составляющих классику мировой литературы. Философия здесь тонко переплетается с идеями автора и психологической подоплекой. Работа над сочинением велась один год, в период, когда писатель находился в тюремном заключении. В 1866 году автор отправил его для публикации в журнал «Русский вестник». Версия, опубликованная в книжном издании, несколько отличалась от первоисточника, так как были внесены правки и сокращения.
Федор ДостоевскийПервоначально роману было дано иное название. Уже завершив работу, Достоевский решил изменить его. Автор акцентировал внимание публики на том, что моральное наказание за преступление гораздо важнее публичного и судебного. Раскаяние и осознание собственной вины переживает главный герой, Родион Раскольников.
Образ Дуни Раскольниковой фигурировал в работе Достоевского задолго до создания романа. В журнале «Время», который Достоевский издавал самостоятельно, в 1861 году появилась короткая заметка о гувернантке, вынужденной терпеть домогательства барина. Эта новость вдохновила автора на внесение соответствующего эпизода в «Преступление и наказание».
Иллюстрация к роману «Преступление и наказание»Прототипом героини стала Авдотья Яковлевна Панаева. Свидетельством этому оказалось внешнее сходство героини с прототипом и выбранное имя. Достоевский свел знакомство с Панаевой в 1845 году и питал к ней нежные чувства.
«Преступление и наказание»
Дуня Раскольникова – девица 22 лет, сестра Родиона Раскольникова, главного героя романа. Это второстепенный персонаж действия. Судьба Авдотьи сложилась драматично, но в финале истории самопожертвование окупилось. Внешность бесприданницы описана Достоевским располагающе. Бесприданница красива, демонстрирует волевой стойкий характер, уверенна в себе, располагает качественным образованием и воспитанием.
Дуня Раскольникова на сцене театраВ таком возрасте у девушки должен появиться муж, но Дуня пока одинока. Претендентов на руку и сердце много, но Раскольникова не хочет выходить замуж за кого попало. Она совершает поступки, характеризующие героиню как порядочную девушку. Поэтому гордая и знающая себе цену Дуня пытается помочь бедствующей семье и дает согласие на брак Лужину, понимая, что поправит финансовое положение матери и брата.
Утонченная красавицы, Авдотья работает гувернанткой в доме Свидригайлова. Это позволяет брату получить образование, а Дуне и матери Раскольникова – худо-бедно выживать на зарабатываемые гроши. Смелая барышня, на чью долю пришлось много невзгод, принимает благородное решение о браке, но Раскольников против такой жертвы. Не один разговор состоялся в семье, прежде чем стало понятно, что Лужин не достоин Дуни.
Петр ЛужинСкупой эгоист Лужин – не единственный, кто заметил прелесть Дуни. Хозяин дома, Свидригайлов, тоже имеет на нее виды. Он обсуждает с девушкой преступление, совершенное братом, и вынуждает красавицу на выстрел, сделанный в целях самообороны. Промах спас Дуню от убийства мужчины и водворил справедливость: девушка не сможет пересилить себя и полюбить ради денег. Свидригайлов отпускает жертву.
Биография Дуни полна печальных моментов, но в финале ее страдания окупаются. Девушка вышла замуж за Разумихина, приятеля Раскольникова. Молодой человек способен дать ей то, о чем мечтала девушка. Эпилог романа освещает решение молодой семьи об отъезде в Сибирь. Скопив деньги, Дуня с супругом перебираются туда, чтобы жить поближе к брату.
Дуня Раскольникова и Свидригайлов (кадр из фильма)Роль в произведении персонажа Авдотьи Раскольниковой важна. На фоне Родиона это порядочная и благородная героиня, сумевшая отказаться от искушения. Самопожертвование – главная тема, транслируемая Достоевским с помощью образа Дуни.
Экранизации
Авдотья Раскольникова – персонаж второго плана в произведении и экранизациях, поэтому зачастую режиссеры не уделяют этой героине пристального внимания. Некоторые даже опускают ее существование, не упоминая о том, что у Раскольникова есть сестра.
Катерина Васильева в роли Дуни РаскольниковойВ фильме «Преступление и наказание» 1935 года Дуню, точнее, Антонию Раскольникову, сыграла актриса Тала Бирелл. Спустя несколько десятилетий в одноименной ленте Льва Кулиджанова, снятой в 1969 году, вновь появилась сестра Раскольникова. Образ Авдотьи в кинокартине воплотила Виктория Фёдорова. Многосерийный проект Дмитрия Светозарова, презентованный в 2007 году, представил публике Катерину Васильеву в роли Дуни.
Цитаты
Словесная характеристика Авдотьи, приведенная в произведении Достоевским, раскрывает ее женскую и личностную привлекательность. Девушка выглядит лучше в сравнении с Соней Мармеладовой. Внешность как будто дополняет черты характера:
«Авдотья Романовна была замечательно хороша собою — высокая, удивительно стройная, сильная, самоуверенная, что высказывалось во всяком жесте ее и что, впрочем, нисколько не отнимало у ее движений мягкости и грациозности».
Благоразумие и твердость характера просматривались во всех действиях и решениях девушки. Главное решение в жизни не отличилось от принципов, которым Дуня следовала, несмотря на все трудности и перипетии:
«Сестра моя скорее в негры пойдет к плантатору или в латыши к остзейскому немцу, чем оподлит дух свой и нравственное чувство свое связью с человеком, которого не уважает и с которым ей нечего делать, — навеки, из одной своей личной выгоды!» — вынес свой вердикт Раскольников, зная натуру сестры.
Раскольников виноват в мучениях Авдотьи и понимает, на что ей приходится идти. Он и матушка понимают всю красоту души девушки: «…Конечно, ты знаешь Дуню, знаешь, как она умна и с каким твердым характером. Дунечка многое может сносить и даже в самых крайних случаях найти в себе столько великодушия, чтобы не потерять своей твердости…»
Эти убеждения касаются и любовных отношений, которых ждет Дуня: «…она многое может перенести, под условием, если дальнейшие отношения будут честные и справедливые…»
24smi.org
| / Сочинения / Достоевский Ф.М. / Преступление и наказание / Свидание Дуни и Петра Лужина «Считается, что любовь к деньгам — корень всех бед. То же можно сказать и про их отсутствие». Добавил: dimo12
/ Сочинения / Достоевский Ф.М. / Преступление и наказание / Свидание Дуни и Петра Лужина | Смотрите также по произведению «Преступление и наказание»: |
www.litra.ru
Образ и характеристика Лужина в романе Преступление и наказание
Достоевский был поистине Мастером Слова. В его произведениях даже второстепенные персонажи были выписаны ярко, зримо, значимо. Вот и образ и характеристика Лужина в романе «Преступление и наказание» изображены настолько полно, хоть и несколькими, можно сказать, скупыми штрихами, что вполне можно говорить о том, что Петр Петрович, равно как и Свидригайлов, является «тенью», пародией на главного героя романа Родиона Раскольникова.
Портрет Лужина
Это господин лет сорока пяти, у него чин надворного советника (в противовес бедному студенту — брату невесты Лужина). Чин этот автоматически гарантировал в то время носителю право на потомственное дворянство, к такому господину обращались «ваше высокоблагородие». И какая же ирония, даже сатира звучала в таком обращении применительно к Петру Петровичу, который на самом деле внутренним, душевным благородством не блистал.
Здесь ярко видна разница между внешним, присвоенным извне званием, описанием, портретом и настоящей внутренней сутью, которая является разительный контраст с портретом.
…Это был господин немолодых уже лет, чопорный, осанистый, с осторожною и брюзгливою физиономией…», «Всё платье его было только что от портного, и всё было хорошо, кроме разве того только, что всё было слишком новое и слишком обличало известную цель. Даже щегольская, новехонькая, круглая шляпа об этой цели свидетельствовала: Петр Петрович как-то уж слишком почтительно с ней обращался и слишком осторожно держал ее в руках. Даже прелестная пара сиреневых, настоящих жувеневских, перчаток свидетельствовала то же самое, хотя бы тем одним, что их не надевали, а только носили в руках для параду. В одежде же Петра Петровича преобладали цвета светлые и юношественные. Лицо его, весьма свежее и даже красивое, и без того казалось моложе своих сорока пяти лет. … Если же и было что-нибудь в этой довольно красивой и солидной физиономии действительно неприятное и отталкивающее, то происходило уж от других причин.
– Достоевский не случайно даже портрет Лужина расписывает очень подробно, словно это портрет главного героя, хотя Петр Петрович таковым вовсе не является.Вся суть описания этого господина сводится к той же двойственности: «для параду» все в Лужине имеется, а за фасадом – просто тьма и отрицание.
Писатель не только сам рисует портрет персонажа, многое можно узнать и по отзывам, характеристикам, которые дают Петру Петровичу те, кто его знает: Свидригайлов, например, Лебезятников и другие. Реплики знающих Лужина только подчеркивают противоречия между внешностью и внутренней сутью этого персонажа.
Что за человек Петр Петрович Лужин
Он довольно обеспеченный, дворянин, выбившийся «в люди» — «из грязи в князи», малообразован, но — умен, ум свой ценит. У Лужина присутствует комплекс нарциссизма – Петр Петрович довольно часто любуется собой, нередко — перед зеркалом, гордится придуманной своей теорией. Он высокомерен, любит деньги, тщеславен, однако бывает несколько угрюм.
Не чурается господин и покрасоваться перед другими, любит, чтобы его слушали со вниманием. Лужин расчетлив, прагматичен, во многих вещах — прямолинейно-примитивен.
Адвокат и любовь
Прагматизм и примитивность способствовали выработке особой теории, которую Лужин придумал и объяснял другим персонажам романа. По этой своей теории он и выбрал расчетливо себе невесту. Сказать, что выбор состоялся по любви — значит оскорбить саму любовь. Петр Петрович хладнокровно и по расчету избрал для себя девушку благородную, умную, красивую, но — бедную. В соответствии со своей теорией Лужин рассчитывал на то, что Дуня будет благодарить его всю жизнь, будет из чувства признательности выполнять безропотно все, что он захочет, что прикажет, что потребует. Девушка должна была добровольно стать его рабыней, служанкой, женой-любовницей, домработницей и т.д. А он будет властвовать вволю, удовлетворять все свои прихоти, желания, тешить свое самолюбие.
С помощью невесты, а в будущем – жены Авдотьи Романовны, хорошенькой, умной, обаятельной и благодарной ему вечно, Петр Петрович рассчитывал продвинуться в высшее общество. Лужин понимал прекрасно, что женщинами возможно «весьма и весьма» много выиграть. Прелестная, добродетельная и образованная женщина могла удивительно скрасить его дорогу в высший свет, привлечь к нему важных людей, создать ореол… и вот всё рушилось!…».
Лужинская теория
Теория махрового эгоиста — «теория целого кафтана». Она гласит, что каждый человек должен любить только себя, преследовать и продвигать, блюсти только свои интересы. И когда человек, любя себя, станет и дела свои только обделывать как следует, то и кафтан его останется цел.
Лужинская «экономическая теория» оправдывает совершенно любую эксплуатацию других людей, выстроена теория на голом расчете и только личной выгоде. По ней получается, что тот, кто стоит хотя бы чуть выше на социальной лестнице, имеет деньги, власть, имеет полное право использовать хоть жену, хоть приятелей, хоть тех, кто ниже него в сословных чинах, так, как ему вздумается, захочется и только ради собственной выгоды и достижения собственных целей. Можно переступить через любого, кто ниже тебя, можно пройти хоть по трупам, в принципе — можно даже и убить, если это поспособствует личной его выгоде.
П.П. — отражение главного героя и не только
Понятно, что в чем-то теория Лужина перекликается с теорией Раскольникова. Только теория студента отличается бескорыстием помыслов, не проповедует достижение личных только эгоистических целей. Достоевский в романе развил мысль о том, что теория «наполеонизма», весьма модная в то время, не имеет своего логического конца и жизнь любого человека вне зависимости от происхождения, звания, чина, достатка и проч. священна.
Преступление же, вне зависимости от цели его совершения, все равно будет наказано либо человек преступивший придет через раскаяние и страдание к очищению и прощению.
Лужин, живущий исключительно ради себя, и Свидригайлов, проповедующий, что
“единичное злодейство допустимо, если главная цель хороша”
, т.е. преступление опять же ради удовлетворения своих прихотей.Раскольников же в этих персонажах как в кривом зеркале видит себя, хоть его цель, по сути: преступление оправдано, если совершено ради блага других сверхчеловеком. Потому что Аркадий Иванович, что Петр Петрович — оба одинаково Родиону неприятны и омерзительны, причем Лужин является жалкой карикатурой даже на Свидригайлова.И он не внутренне, на уровне подсознания сначала, а позже понимая четко и ясно отвергает все эти теории, через страдание приходит к раскаянию и покаянию, к полному душевному преображению через любовь.
frigato.ru
Свидание Дуни и Петра Лужина (Преступление и наказание Достоевский)
«Считается, что любовь к деньгам — корень всех бед. То же можно сказать и про их отсутствие».
Вторая часть афоризма передает нам обстановку в семье Раскольниковых.
Семья бедна и занимает непривилегированную ступень в обществе, все сбережения уходят на помощь Родиону.
Горячо любимая сестра Родиона- Дуня, вынуждена терпеть издевательства и незаслуженный позор, Работая гувернанткой в доме Свидригайловых. Она не могла покинуть этот дом, так как взяла вперед немалую сумму денег, чтобы выслать брату.
Дунечка своенравна и великодушна. Она готова пожертвовать собой и выйти замуж за преуспевающего дельца Лужина, не любя его и даже чувствуя к нему отвращение, а значит, сознательно обрекая себя на жизнь, лишенную радости. Но ею движет любовь к своей семье, к брату.
Лужин очаровывается красотой Дуни. Переполненный высокими чувствами он делает ей предложение. С одной стороны он любит ее, с другой же он получает от этого удовольствие, его самолюбию льстит, что Дуня будет благодарна ему всю свою жизнь.
В жизни Петра самым главным являются деньги. Он высоко ценит их и интересуется только ими и связанными с ними делами. Лужину присущи такие качества как угрюмость, безразличие, чопорность и высокомерие. Он высоко ценит себя и свой ум за то, что сумел выбиться из ничтожества. В общении с другими людьми он пытается носить маску прогрессивного и сведущего человека.
Петр Петрович Лужин вот-вот приедет по делам в Петербург. Раскольников читает письмо матери, которая тщетно старается обнаружить хоть какие-нибудь положительные качества у человека, за которого согласилась выйти замуж Дуня, Родион понимает, что сестра его продает себя, чтобы помочь ему закончить учебу и устроиться в адвокатскую контору, которую собирается открыть в Петербурге ее будущий муж. Мать называет Лужина человеком прямодушным, приводя в пример его слова о том, что он желает жениться на девушке честной, но непременно бедной и пережившей беду, потому что, по его мнению, муж ничем не должен быть обязан своей жене, напротив, жена должна видеть в муже своего благодетеля.
На свидании Петра Лужина и Дуни присутствует Родион, который препятствует назначению свадьбы своей сестры.
Во время беседы Петр Петрович неоднократно демонстрирует свой амбициозный характер, вспыльчивость и высокомерие. В стремлении «владычествовать» над Дуней он относит Раскольникова к «разряду твари дрожащей».
«Любовь к будущему спутнику жизни, к мужу, должна превышать любовь к брату», — произносит Лужин сентенциозно, чем повышает накал страстей присутствующих.
Таким тоном он выражает пренебрежение к семье Раскольниковых, на что вскоре отреагировала Дуня: «Петр Петрович, подите вон».
«Петр Петрович, кажется, совсем не ожидал такого конца. Он слишком надеялся на себя, на власть свою и на беспомощность своих жертв. Не поверил и теперь. Он побледнел, и губы его затряслись»
Спускаясь с лестницы, Лужин все еще воображал, что дело еще, может быть, совсем не потеряно и, что касается одних дам, даже «весьма и весьма» поправимое, но это были лишь его необоснованные мысли…
www.allsoch.ru