М.В. Ломоносов. Ода «Разговор с Анакреоном»
Материал опубликовала
#9 класс #Литература #Учебно-методические материалы #Презентация #Методист #Учитель-предметник #Студент-практикант #Школьное образование
https://phonoteka.org/uploads/posts/2021-04/1617331541_24-p-oboi-dlya-prezentatsii-po-literature-fon-p-25.jpg Ода М.В. Ломоносова « Разговор с Анакреоном» Казарцева Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ №32 г. Улан-Удэ
https://phonoteka.org/uploads/posts/2021-04/1617331541_24-p-oboi-dlya-prezentatsii-po-literature-fon-p-25.jpg В поэзии М.В. Ломоносова главное место занимали оды. Ода (в переводе с греческого — «песнь») – родовое понятие, обозначавшее лирическое произведение вообще. Оды торжественные духовные анакреонтические переводы стихотворений Анакреона оригинальная поэзия в духе Анакреона — «анакреонтика»
https://phonoteka.org/uploads/posts/2021-04/1617331541_24-p-oboi-dlya-prezentatsii-po-literature-fon-p-25.
https://phonoteka.org/uploads/posts/2021-04/1617331541_24-p-oboi-dlya-prezentatsii-po-literature-fon-p-25.jpg «Разговор с Анакреоном» – это произведение М.В. Ломоносова, которое было написано между 1756-1761 годами. Форма – разговор (диалог). Изображены два главных героя. Первый герой – это сам автор. Второй – Анакреон. (Анакреоном называет его М. Ломоносов).
https://phonoteka.org/uploads/posts/2021-04/1617331541_24-p-oboi-dlya-prezentatsii-po-literature-fon-p-25.jpg Произведение «Разговор с Анакреоном» М.
В. Ломоносов переделывал много раз, начиная с 1750 г. и вплоть до 1762 года. Стихотворение построено в форме диалога, происходящего между современным поэтом и древнегреческим. Поскольку именно в споре рождается истина, поэт и выбрал такую форму для своего произведения. Проблема, которая поставлена в стихотворении Ломоносовым, – истинное предназначение поэзии.https://phonoteka.org/uploads/posts/2021-04/1617331541_24-p-oboi-dlya-prezentatsii-po-literature-fon-p-25.jpg Стихотворение «Разговор с Анакреоном» называют поэтическим манифестом. — Что такое манифест? Манифест — выражение своего мнения, содержащее программу и принципы деятельности, иногда призыв. Действительно, М.В. Ломоносов в этом произведении раскрывает свои взгляды на предназначение искусства и обозначает свою творческую позицию.
https://phonoteka.org/uploads/posts/2021-04/1617331541_24-p-oboi-dlya-prezentatsii-po-literature-fon-p-25.jpg Композиция произведения своеобразна. Ломоносов перевел четыре оды Анакреона и включил их в текст стихотворения. Автор становится «оппонентом» древнегреческого поэта: каждому высказыванию Анакреона в стихотворении соответствует ответ Ломоносова. Таким образом возникает диалог, непринужденный разговор, откровенное и свободное течение мыслей. М.В. Ломоносов Анакреон
https://phonoteka.org/uploads/posts/2021-04/1617331541_24-p-oboi-dlya-prezentatsii-po-literature-fon-p-25.jpg Тема первой оды (I) — предмет поэзии. Для Анакреона главное — это частная жизнь человека, любовь. Анакреон — певец «земных радостей», такова его поэтическая индивидуальность, в этом он находит наиболее плодотворное применение своему таланту. Ломоносов — певец героев, он отдает поэтические силы служению отечеству.
https://phonoteka.org/uploads/posts/2021-04/1617331541_24-p-oboi-dlya-prezentatsii-po-literature-fon-p-25.jpg Во второй оде (XXII) Анакреона говорится о том, что жизнь человеческая коротка и потому не стоит заботиться о накоплении сокровищ — ими не откупиться от смерти. Ломоносов соглашается с ним, он называет Анакреона «великим философом» за любовь к пению и пляскам, его ответ звучит иронически. Ломоносов видит смысл жизни в другом: в служении делу
https://phonoteka.org/uploads/posts/2021-04/1617331541_24-p-oboi-dlya-prezentatsii-po-literature-fon-p-25.jpg Тема третьей оды (XI) — цель жизни. (Тема старости человека, мотив рока, судьбы, тема жизни и смерти). Анакреон уверяет, что старость не помеха радостям жизни. Девушки напоминали поэту о его преклонном возрасте: «Смотри, ты лыс и сед». Но это его мало смущает. Мысль о близости смерти только усиливает в нем жажду наслаждений. По преданию он умер, подавившись виноградиной.
https://phonoteka.org/uploads/posts/2021-04/1617331541_24-p-oboi-dlya-prezentatsii-po-literature-fon-p-25.jpg Тема третьей оды (XI) — цель жизни честного человека. Беспечному Анакреону Ломоносов противопоставляет римского героя — республиканца Катона, который после победы Цезаря заколол себя кинжалом, стараясь смертью доказать свою приверженность к республиканскому строю. Ломоносов сравнивает Анакреона с Катоном. Изнеженному старцу Ломоносов противопоставляет человека общественного долга, не идущего на сделку со своей совестью Марк Порций Катон
https://phonoteka. org/uploads/posts/2021-04/1617331541_24-p-oboi-dlya-prezentatsii-po-literature-fon-p-25.jpg В четвертой оде (XXVIII) Анакреон создает образ своей Музы, который сливается с образом его возлюбленной. Здесь поэт создает абстрактный образ женской красоты. В этом образе доминирует чувственность: уста привлекают «своим приятством»; яркое, платье притягивает взгляд.
https://phonoteka.org/uploads/posts/2021-04/1617331541_24-p-oboi-dlya-prezentatsii-po-literature-fon-p-25.jpg В четвертой оде (XXVIII) в ответе Анакреону Ломоносов создает образ «возлюбленной Матери», которая становится у него символом самой России. В этом образе поэт подчеркивает достоинство и величие, целомудрие и спокойствие, достигшую своего расцвета красоту и внутреннюю силу
https://phonoteka.org/uploads/posts/2021-04/1617331541_24-p-oboi-dlya-prezentatsii-po-literature-fon-p-25.jpg Цикл стихотворений, написанный Ломоносовым, интересен не только образцовыми переводами Анакреона, но и тем, что в нем нашло отражение поэтическое кредо самого Ломоносова. Высшей ценностью объявлено Русское государство, Россия. Смысл жизни поэт видит в служении общественному благу. В поэзии его вдохновляют только героические дела. Все это характеризует Ломоносова как поэта-классициста. Он верит в благостный союз поэзии, науки и просвещенного абсолютизма.
Конспект урока по литературе на тему М.В. Ломоносов Разговор с Анакреоном, Ода 1747 года
Литература 9 класс
Тема: М.В. Ломоносов «Разговор с Анакреоном», «Ода 1747 года».
1. -Что, на ваш взгляд, было целью жизни Ломоносова?
Служение отечеству. И науками он занимался для развития отечества. Уникальная личность. Кем он был? Ученым. Но каким именно? Он и физик, и химик, и математик, и лингвист и т.д. Он стал теоретиком новой русской литературы.
2. Фрагмент инфоурока «О Ломоносове»
3. Дополняет информацию ученик с сообщением «Теория 3 штилей» (с использованием доски)
Дополнение к сообщению ученика:
Эволюция стихосложения:
О коль ве-ли-ю ра-ость // аз есмь об-ре-тох
Ку-пи-до Ве-не-ри-ну // ми-лость при-не-сох
Сол-це лу-чи сво-и // на мя спус-ти-ло
И злу пе-чаль// во ра-дость мне об-ра-ти-ло
Силлабическое (слоговое) стихосложение; равное число слогов в строке; цензура — пауза в середине; на предпоследнем слоге обязательное ударение; рифма связывает смежные строки
В. К. Тредиаковский
Ранняя редакция
Ах! Невозможно сердцу пробыть без печали,
Хоть уже и глаза мои плакать перестали;
Ибо сердечна друга не могу забыти,
Без которого всегда принужден я быти…
Последующая редакция
Не возможно сердцу, ах! не иметь печали,
Очи такожде еще плакать не престали:
Друга милого весьма не могу забыти,
Без которого теперь надлежит мне быти.
1735 г. «Новый и краткий способ
к стихосложению российских стихов». Сделан переход к силлабо-тоническому слогоударному стихосложению.
Равное количество слогов и ударений. Рифма коснулась в основном многосложных строк; предпочтение отдано хорею
М. В. Ломоносов
Ночною темнотою
Покрылись небеса.
Все люди для покою
Сомкнули уж глаза.