Ломоносов писатель и поэт – Статья о Ломоносове: биография, наука, творчество

Михаил Васильевич Ломоносов как поэт | Оллам

Первое, что вспоминается, когда речь заходит о Михаиле Васильевиче Ломоносове, — обширный перечень его достижений в области точных наук: физики, химии, астрономии. Очень много сделал этот удивительный человек, ученый-энциклопедист, для развития истории, географии, живописи. А вот поэтическая сторона творчества этой многогранной личности нередко остается «за кадром». Между тем именно ему мы должны быть благодарны за тот литературный язык, которым пользуемся сегодня: его основы заложил «архангельский помор», профессор химии, создатель первого российского университета Михаил Ломоносов.

Михаил родился в деревне Денисовка, что под Архангельском. Вопреки сложившемуся сегодня мнению о нем как о выходце из бедной семьи можно отметить, что отец юноши был человеком зажиточным, имел свою рыбную артель. Первые знания Михаил получил дома. Развитию любви к чтению способствовала мать, к сожалению, рано умершая. 14-ти лет юноша принимает решение отправиться в Москву для продолжения образования, а также с целью избежать женитьбы, на которой настаивали отец и нелюбимая мачеха. С этого и начинается его нелегкий путь к вершине славы.

В 1730 г. Михаил поступает в Славяно-Греко-Латинскую академию. Его в числе других успешно обучающихся направляют в Германию, Марбургский университет. В этот период юный Ломоносов увлекается поэзией, и не просто увлекается, а предлагает способ реформирования русского языка, который способствовал бы отказу от тяжеловесных конструкций, общеупотребительных в то время. Две оды выходят из-под пера Ломоносова и вместе с «Письмом о правилах российского стихосложения» отправляются в Россию. Молодой ученый делит все существующие способы написания литературных произведений на «штили»: высокий, средний и низкий. Первый он считал наиболее подходящим для создания торжественных од и трагедий, второй – для написания писем и таких литературных произведений, как элегия. Последний же «штиль» оставался в распоряжении создателей комедий. В этом «Письме» Ломоносов спорит с поэтом Тредьяковским, придерживавшимся традиционных сложных способов выражения мысли поэтическим языком. Несколько позднее Ломоносов закладывает основы одного из методов стихосложения – четырехстопного ямба, взяв за основу немецкий образец.

Литературными трудами Ломоносов успевал заниматься как бы между делом, проводя опыты по химии и физике, разрабатывая теории, изучая строение Вселенной, размышляя о составе глубоких недр Земли. Нередко он облекал свои мысли в поэтическую форму, описывая красивыми стихами природные явления и объясняя читателю их происхождение. Так, мы видим «открывшуюся бездну», что «звезд полна», близко-близко взглядываем на Солнце, где «огненны валы стремятся» и «вихри пламенны крутятся». Образно говоря, Ломоносов был поэтом в науке и ученым в поэзии. В его стихах не встретишь любовного томления и восхищения различными нимфами и богинями: он сам признавался, что ему ближе гражданская поэзия, нежели нежные вздохи о красавицах. Можно встретить у Ломоносова и сатирические произведения, короткие и емкие. Интересно, что они легки для понимания современному читателю, так как написаны упрощенным слогом.

Важное место в литературном творчестве Ломоносова занимают оды. Так, он писал торжественные приветствия на воцарение двух императриц – Елизаветы и Екатерины. Но и здесь «поэт-гражданин» верен себе: между восхвалениями величайших достоинств императриц он высказывает мысли о необходимости просвещения и выражает надежду, что они окажутся достойными продолжательницами дела Петра.

Михаил Васильевич всю жизнь работал, и итоги его творчества и научных изысканий невозможно переоценить. Он действительно был «первым нашим университетом», как писал о нем Пушкин. Остается только удивляться: как можно было успеть столько сделать за одну жизнь? Да и жизнь-то оказалась короткой: Ломоносов сильно простудился, началось осложнение в виде воспаления легких, и великий ученый покинул сей мир в возрасте 53 лет. Давайте вчитаемся внимательнее в его стихи: может быть, они помогут нам лучше понять этого поистине гениального человека, представлявшего собой целую эпоху.

ollam.ru

Поэт Ломоносов » Военное обозрение

Гениальный русский ученый мог бы стать богословом, а современники долго воспринимали его лишь как стихотворца
«Немногие наши ученые и общественные деятели имеют такой богатый биографический и историографический материал, как Ломоносов», — писал о великом русском ученом Петр Капица. Действительно, если бы даже Михайло Васильевич и не совершил всех прославивших его открытий, его судьба могла бы остаться в истории уже в силу удивительной любви к знаниям, которая отличала этого человека. Сын черносошного крестьянина-помора, он должен был окончить свою жизнь зажиточным деревенским мужиком, однако жажда просвещения вывела его в первые русские энциклопедисты.



Три академии

Северные окраины России, как ни парадоксально, были одними из наиболее культурных зон страны — именно здесь, например, находилось знаменитое старообрядческое Выгорецкое общежительство, созданное покинувшими крупные города раскольниками, среди которых были даже родовитые князья. Еще в детстве Михайло был обучен грамоте и посвящал свободное время чтению — его любимыми книгами были подаренные односельчанином «Грамматика» Смотрицкого и «Арифметика» Магницкого. С благодарностью вспоминая эти книги впоследствии, он называл их «вратами учености». Отец и особенно мачеха, правда, увлечения подростка книгами не одобряли: как и всякого помора, отец приучал сына помогать ему в хождении на ладье за рыбой. «Имеючи отца, хотя по натуре доброго человека, однако в крайнем невежестве воспитанного, — вспоминал Ломоносов, — и злую и завистливую мачеху, которая всячески старалась произвести гнев в отце моем, представляя, что я всегда сижу по-пустому за книгами: для того многократно я принужден был читать и учиться, чему возможно было, в уединенных и пустых местах, и терпеть стужу и голод». Несмотря на зажиточность отца, дальнейшей учебе на родине помешали сословные рамки — Ломоносов был крестьянским сыном, и в приеме в Холмогорскую славяно-латинскую школу ему отказали.


«Ломоносов на родине», О. А. Кочарова


Тогда 19-летний Михайло решился на удивительный по своему бесстрашию поступок — тайком от отца ушел в Москву учиться. Пешком, почти без денег, вслед за обозом, который мог его завести с таким же успехом в Тмутаракань или невидимый град Китеж. В Москве он поступил в Заиконоспасскую славяно-греко-латинскую академию (несмотря на гордое название, по программе это была, скорее, средняя школа), пойдя на преступление — назвался сыном бедного холмогорского дворянина. Поскольку в те времена паспортов или каких-то других удостоверений личности не было, происхождение человека определялось «на глазок», и отличить обедневшего уездного дворянина от зажиточного крестьянина было трудновато. Учиться было нелегко — не из-за сложности учебной программы, а из-за насмешек товарищей, ведь великовозрастный юноша должен был постигать науку вместе с детьми намного младше него. Кроме того, Михайле в буквальном смысле приходилось жить на три копейки в день. Однако прилежание к учебе было замечено начальством — за первый год он окончил сразу три класса.

По окончании обучения Михайло отправился в Киев. В те годы Киево-Могилянская академия еще сохраняла славу крупного учебного центра, однако юноша оказался не в восторге от богословия, языкознания и риторики — его привлекали точные науки, а здесь их практически не преподавали. Решающую роль в судьбе будущего ученого сыграла основанная Петром Великим Академия наук: в 1736 году Михаил Ломоносов в числе 12 лучших учеников Славяно-греко-латинской академии был отправлен в Петербург для дальнейшего обучения. Именно в Академии наук — третьей по счету академии, в которой ему довелось учиться и действительно заслуживающей этого звания, — он смог посещать занятия, посвященные изучению природы и механики. Отечественная наука тогда была открытой, как, наверное, никогда после в истории — дело в том, что многие дисциплины в России попросту не преподавали, и для их изучения приходилось ездить за границу. Уже через несколько месяцев учебы в академии Ломоносова вместе с двумя другими студентами (один из них — Дмитрий Виноградов, будущий «отец русского фарфора») откомандировали в Германию для обучения металлургии и горному делу.

Русский среди немцев

Студенты должны были «ничего не оставлять, что до химической науки и горных дел касается, а притом учиться и естественной истории, физике, геометрии и тригонометрии, механике». Поскольку западное горное дело обгоняло отечественное и в теории, и на практике, предполагалось, что, «положивши основание в теории, должен он (студент. — РП) при осматривании рудокопных мест различные свойства гор и руд, также и случающуюся при том работу и прочие к тому принадлежащие машины и строения прилежно примечать, а при плавлении и отделении руд в лабораториях сам трудиться и везде в практике ничего не пренебрегать». Пятилетняя заграничная учеба Михаила началась в Марбургском университете, где он учился философии, физике и механике у известного в те времена ученого Христиана Вольфа, а еще математике и химии у другого профессора. Наука того времени была экспериментальной — и физика, и химия скрывали в себе больше белых пятен, чем изученных закономерностей, и это молодому русскому ученому нравилось. Однако обучение непосредственно металлургии, которое русские студенты должны были проходить во Фрейберге после базового курса естественных наук в Марбурге, не задалось: Ломоносов вспылил и поссорился со своим профессором Генкелем, тот выгнал его. Михайло вернулся в Марбург: здесь жила дочь местного пивовара Елизавета Цильх, с которой он ранее заключил тайный брак. Живя у приятелей и упражняясь в алгебре, «намереваясь оную к теоретической химии и физике применить», Ломоносов мечтал о возвращении на родину. У него не было средств на это путешествие: академия проявляла крайнюю небрежность в присылке денежного содержания.

Наконец, заручившись помощью русского посланника, в 1741 году 30-летний Ломоносов вернулся в Петербург. Образование, которое он получил в Марбурге, позволило ему занять должность адъюнкта (помощника профессора) академии по физическому классу. Петербургский период его жизни стал самым продуктивным: на основе опытов, которые он проводил в Германии, и изученных там теоретических основ различных наук Ломоносов составил книгу по металлургии, писал сочинения по физике и химии. Однако спокойствия в его жизни явно недоставало: вместе с некоторыми другими русскими учеными Ломоносов принял участие в выступлении против советника академии Иоганна Шумахера (подачу жалобы инициировал известный российский изобретатель Андрей Нартов. Молодых русских ученых возмущало засилье в академии «немецкого братства», по большей части бездарного и презиравшего русских. Месть непотопляемого Шумахера привела к тому, что Ломоносов был приговорен к домашнему аресту сроком на семь месяцев. Однако «русская партия» в академии укрепилась — во многом благодаря участию взошедшей в 1741 году на престол Елизаветы Петровны, чтящей заветы отца, который мечтал о подлинно русской академии. Несмотря на свои «проступки», Михаил Васильевич вскоре стал профессором химии и полноправным членом академии, представив ценную диссертацию по металлургии. Ломоносова считают первым русским академиком, несмотря на то что еще до него в состав Академии наук были избраны двое русских: будущий куратор Московского университета математик и филолог Василий Ададуров и философ и писатель Григорий Теплов — по своему влиянию на русскую науку Ломоносов оставил их обоих далеко позади.


Буря и натиск

Одним из первых начинаний профессора химии Ломоносова стала постройка лаборатории на Васильевском острове: в этом одноэтажном здании он развернул огромную исследовательскую и техническую работу, изучая, в частности, атмосферное электричество. Не следует думать, что это были тихие кабинетные занятия — коллегу Ломоносова Георга Рихмана, проводившего у себя дома опыты с атмосферным электричеством, убило электрическим разрядом во время грозы 26 июля 1753 года. Сам Ломоносов, проводивший опыты в ту же грозу, тоже едва не погиб — в своем письме к Шувалову он описывал пережитое в таких словах: «Что я ныне к Вашему Превосходительству пишу, за чудо почитайте, для того, что мертвые не пишут. Я не знаю еще или по последней мере сомневаюсь, жив ли я или мертв. Я вижу, что профессора Рихмана громом убило в тех же точно обстоятельствах, в которых я был в то же самое время. Сего июля в 26-е число, в первом часу пополудни, поднялась громовая туча от норда. Выставленную громовую машину посмотрев, не видал я ни малого признака электрической силы. Внезапно гром чрезвычайно грянул в самое то время, как я руку держал у железа, и искры трещали. Все от меня прочь побежали, и жена просила, чтобы я прочь шел. Любопытство удержало меня еще две или три минуты, пока мне сказали, что щи простынут, а притом и электрическая сила почти перестала. Только я за столом посидел несколько минут, внезапно дверь отворил человек покойного Рихмана, весь в слезах, в страхе и запыхавшись». В память о Рихмане Михаил Васильевич прочел на заседании академии «Речь о явлениях воздушных, от Електрической силы происходящих, с истолкованием многих других свойств натуры».

Здесь, в химической лаборатории, Михаил Васильевич разгадал секрет производства смальты — искусственного цветного стекла, из которого можно было делать мозаику. Выполнив несколько тысяч пробных плавок по изготовлению разных сортов цветного стекла, разработав способы компоновки отдельных его фрагментов в единую мозаику, он стал автором ряда картин, которые привели современников в восхищение. Мастера под его руководством набирали мозаичные картины в специальной мастерской — всего их было сделано 12. Самой известной из них стала «Полтавская баталия», прославлявшая подвиг Петра Великого, к личности которого Ломоносов относился с огромным пиететом. За свои успехи в работе с мозаикой Елизавета пожаловала ему поместье в 60 верстах от Петербурга для устройства стекольной фабрики. Фабрику построили быстро. Станки для нее проектировал сам ученый, однако капиталист из него вышел никудышный, и затратное предприятие доставляло ему немало забот.


«Полтавская баталия», мозаика М. В. Ломоносова в здании Академии Наук. Фото: academic.ru


Удивительно, что, несмотря на все успехи в области естественных наук, Ломоносова долгое время считали в основном литератором. И недаром: именно ему принадлежит первая русская «Риторика», заложившая основы русской словесности. А его оды фактически создали русский литературный язык и отечественную поэзию — ведь еще крупнейший поэт первой трети XVIII века Антиох Кантемир писал на архаичном русском, используя силлабическую систему стихосложения, заимствованную из польского языка и плохо подходившую для русского, где слова не имеют фиксированного ударения. Именно Ломоносов сформулировал и популяризировал основы силлабо-тонического стихосложения, без которого были бы немыслимы ни Пушкин, ни Фет, ни Есенин. «Слог его, — напишет о Ломоносове Пушкин, — ровный, цветущий и живописный, заемлет главные достоинства от глубокого знания книжного славянского языка и от счастливого слияния оного с языком простонародным». А Белинский, называвший Ломоносова «Петром Великим нашей литературы», говорил о реформе стихосложения, совершенной им: «Метрика, усвоенная Ломоносовым нашей поэзии, есть большая заслуга с его стороны: она сродни духу русского языка и сама в себе носила свою силу… Ломоносов был первым основателем русской поэзии и первым поэтом Руси».

Занятия Ломоносовым естественными науками порой даже вызывали непонимание у его покровителей. «Полагаю, что мне позволено будет в день несколько часов времени, чтобы их, вместо бильярду, употребить на физические и химические опыты, которые мне не токмо отменою материи вместо забавы, но и движением вместо лекарства служить имеют, и сверх того пользу и честь отечеству конечно принести могут едва меньше ли первой», — был вынужден он оправдываться в письме к Шувалову.

Русский энциклопедист

Как известно, первый в России университет — Московский — был создан по совету и проекту Ломоносова. Поразительно, что идея российского университета носилась в воздухе еще со времен Лжедмитрия, но возможным его создание стало лишь тогда, когда в России действительно появились собственные научные традиции. В середине XVIII века российская наука наконец поверила в себя — в то, что «может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов российская земля рождать».

С 1758 года Ломоносов сосредоточил в своих руках управление сразу несколькими образовательными учреждениями при Петербургской Академии наук — гимназией, университетом, Историческим собранием и Географическим департаментом. Среди его новых увлечений — оптика: в домашней мастерской он сооружал телескопы, микроскопы, перископы, мореходные инструменты. Здесь была изобретена «ночезрительная труба», позволявшая различать предметы в сумерки, впоследствии она хорошо зарекомендовала себя в арктической морской экспедиции адмирала Чичагова. 26 мая 1761 года ученый наблюдает у себя дома редкое астрономическое явление — прохождение Венеры по солнечному диску, на основе которого делает заключение о наличии «знатной воздушной атмосферы» у Венеры. Атмосфера, как показали автоматические аппараты уже в XX веке, действительно оказалось знатной, хоть и не воздушной.


Московский университет, 1820 год. Источник: academic.ru


Стараясь облегчить жизнь русским морякам, путешественникам и промышленникам, Ломоносов составляет план создания «Атласа» — фундаментального труда, куда вошли бы данные по физической и экономической географии страны, полученные в ходе специальных экспедиций; пишет «Рассуждения о большой точности морского пути», в которых описывает ряд изобретенных им приборов для определения географических координат. Он выдвигает проект Великого северного пути, доказывая, что единственный путь к Северному полюсу лежит между Шпицбергеном и Новой Землей. Почти одновременно Михаил Васильевич пишет работы по минералогии, демографии, астрономии, метеорологии — такая «всеядность» и составила ему славу ученого-энциклопедиста. В числе заслуг Ломоносова перед мировой наукой — открытие закона сохранения энергии и вещества. В письме выдающемуся современнику — математику Леонарду Эйлеру Михаил Васильевич формулирует его в таких словах: «Все перемены, происходящие в природе, подчиняются одному общему закону: сколько где чего прибудет, столько же в другом месте убудет. Сколько вещества прибавится в одном теле, столько же убавится в другом… Тело, сообщающее толчок другому телу, само утрачивает часть своего движения, и именно в той мере, в какой оно передало движение другому телу». Трудно найти область, которую не затронул бы этот выдающийся русский ученый: в конце жизни он даже создал фундаментальный исторический труд «Древняя Российская история», который был опубликован уже после его смерти.

На века вперед Михаил Васильевич Ломоносов стал героем, вдохновляющим новые поколения ищущих просвещения юношей стремиться к вершинам знания. «Ни раньше, ни позже в нашей стране не было более своеобразной, более полной творческого ума и рабочей силы личности, — напишет о нем Владимир Вернадский. — Вопросы северного сияния, холода и тепла, морских путешествий, морского льда, отражения морской жизни на суше — все это уходит далеко вглубь, в первые впечатления молодого помора…».

topwar.ru

Михаил Ломоносов: Русские писатели и поэты

Родился 8 ноября (19 н.с.) в деревне Мишанинская Архангельской губернии в семье крестьянина. Рано обучился грамоте и много читал. В 1724 получил книги: «Грамматику» М.Смотрицкого (1721), «Арифметику» Л.Магницкого (1703) и «Псалтирь рифмотворную» Симеона Полоцкого (1680),- которые впоследствии называл вратами своей учености.

Пытался поступить в Холмогорское училище, но его как крестьянского сына не приняли, поэтому отправился в Москву. В 1730, скрыв свое происхождение, поступил в Славяно-греко-латинскую академию, где в 1735 дошел до предпоследнего класса — «философии». Основательное овладение латинским и греческим языком открыло перед ним богатства античной и европейской культуры.

В 1734 слушал лекции в Киево-Могилянской академии, познакомился с украинским языком и культурой. После возвращения из Киева был отправлен вместе с другими студентами в Петербург слушателем университета при Академии наук.

В 1736 Ломоносов был послан в Саксонию для изучения горного дела. Здесь он приобрел обширные познания и в области физики, химии, хорошо изучил немецкий, французский, итальянский и английский языки, что дало возможность познакомиться с литературой нового времени. За границей Ломоносов серьезно работал в области русской поэзии и создал стройную теорию русского силлабо-тонического стихосложения, изложенную им в «Письме о правилах российского стихотворства» (1739) и в основных чертах сохранившуюся и поныне. Он видел, что единого русского литературного языка не существует так же, как и единой русской культуры. Он поставил своей целью сделать все возможное, чтобы заложить основы новой русской культуры, науки, литературы, литературного языка.

После возвращения из-за границы был назначен адъюнктом АН по физическому классу, а в 1745 стал первым русским, избранным на должность профессора. С 1741 и до конца жизни Ломоносов работал в Академии наук, находясь в постоянной борьбе с И.Шумахером (управляющим академической канцелярией), его сторонниками и преемниками, враждебно относившимися к патриотической деятельности молодого ученого. Круг интересов Ломоносова был необычайно широк: физика, химия, математика, астрономия, техника, горное дело, геология, металлургия, производство стекла, мозаичное производство, география, история, филология — в каждой из этих областей он оставил значительный след. Создал важнейшие филологические труды. Его «Российская грамматика» (1755), определившая особенности русского литературного языка, явилась первой собственно русской грамматикой; «Краткое руководство к красноречию» — курс общей теории литературы; трактат «О пользе книг церковных в российском языке» (1757) — первый опыт русской стилистики.

Поэтическое творчество занимало большое место в жизни Ломоносова: «Разговор с Анакреоном» (1759-61), «Гимн бороде» (1757), пьесы «Тамира и Селим», «Демофонт», многочисленные оды.

Заботясь о распространении просвещения в России, Ломоносов настаивал на создании русского университета европейского типа, доступного всем слоям населения. Его хлопоты увенчались успехом в 1755 — по его проекту был создан университет в Москве, носящий ныне имя М.Ломоносова. Отдал много сил, чтобы российская наука развивалась, рождала своих ученых, чтобы российские профессора преподавали в университете.

Весной 1765 Ломоносов простудился, заболел воспалением легких и 4 апреля (15 н.с.) скончался. Похоронен на Лазаревском кладбище Александре-Невской лавры в Петербурге.

Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.

Источник: Русский переплет: Хронос.

Самые популярные произведения

«Кузнечик дорогой, коль много ты блажен…»
Разговор с Анакреоном
На сочетание стихов российских
«Желая некогда преславный остров Род…»

ouc.ru

Все про Ломоносова как поэта 🚩 Ломоносов как величайший художник, поэт 🚩 Разное

Инструкция

Юный Михаил с детства жадно впитывал знания, что было не так уж легко. Его мать умерла, когда мальчику было совсем немного лет, а мачеха, будучи невежественной и неприятной особой, всячески старалась отвратить ребенка от учения. Мальчик читал украдкой, но это не помешало ему изучить лучшие на тот период учебные пособия Смотрицкого и Магницкого.

Трудно представить прозябание столь пытливого ума в рыбацкой деревне, и Михаил тайком сбежал из дома, чтобы получить образование. Ему удалось схитрить, придумав себе дворянское происхождение. Сначала молодой человек обучался в Заиконоспасском училище, потом в петербургском университете при Академии науке. Еще позже он был направлен на учебу в Германию. С собою Ломоносов взял трактат о поэзии Василия Тредиаковского. Это можно считать началом интереса Ломоносова к стихосложению. Хотя еще во время учебы в Москве Михаил Васильевич практиковался в составлении докладов на заданные темы в стихотворной форме. Это умение считалось весьма полезным для любого образованного человека.

До Ломоносова стихосложение заключалось в умении подобрать рифму в конце строки и обеспечить в строках равное количество слогов, чаще всего одиннадцать или тринадцать. Особенно популярна была смежная рифмовка (первая строка рифмуется со второй, а третья с четвертой). Для русских людей такое стихосложение было неудобным из-за того, что ударения в словах в нашем языке могут стоять на любом слоге, в отличие от других европейских языков. Стихотворные формы выходили из-под пера поэтов тяжеловесными и напыщенными.

Ломоносов, будучи хорошо знаком с устным поэтическим творчеством русских людей, не мог не заметить, как оно выгодно отличается от творчества придворных поэтов, которые писали оторванным от живой русской речи церковнославянским языком. Ломоносов задался целью сблизить язык литературный с языком народным. Если раньше стихотворные произведения писались чаще всего хореем, иногда ямбом, то Ломоносов смешал стихотворные размеры, применяя женские и мужские рифмы и чередуя их в самой причудливой последовательности.

Ломоносов разделил литературные жанры на стили или «штили». К примеру, песни и эпиграммы невозможно было сочинять высокопарным стилем, а просторечные слова не стоило употреблять, сочиняя оды для важных особ. Сам Ломоносов умело сочетал в себе талант поэта придворного, чьи оды, посвященные государыням, насыщены красочными и звонкими гиперболами и метафорами, и поэта, умело описывающего действительность с ее страшными и смешными сторонами. Оды Михаила Васильевича были весьма популярны, императрица с удовольствием цитировала из них отдельные строки. А за одну из них Ломоносов получил единовременно столько же, сколько составляло его жалование в Академии наук за 3 года.

В торжественных одах Ломоносова монарх, в данном случае, императрица, выступает, как благородный и мудрый правитель, под чьим руководством расцветает Русская земля. В духовных одах он рассматривает человеческую личность, как часть мироздания. Но современному человеку ближе и интереснее всего его бытовые зарисовки, стихи, посвященные отдельным личностям и оды, связанные с его разнообразными научными интересами.

www.kakprosto.ru

Реферат: Ломоносов — философ и поэт

Оглавление

|1. |Вступление…………………………………. |2 |
|2. |Ломоносов как поэт…………………………… |2 |
|3. |Биография………………………………………… |4 |
|4. |Работа над русским языком………………… |9 |
|5. |Заключение……………………………………… |10 |
|6. |Список использованной литературы…… |10 |

Вступление

Великий русский ученый – энциклопедист — Ломоносов оказал громадное влияние на развитие науки и культуры России. Его гений вторгся во все области человеческого знания: он и поэт, который открыл новые способы стихосложения, и художник, создатель грандиозных мозаичных панно, и автор первого учебника древней истории России, и картограф, и географ, и геолог, один из выдающихся естествоиспытателей своего времени, Ломоносов известен также как автор книг по металлургии, как талантливый инженер, педагог, один из создателей первого в стране университета. Основными достижениями Ломоносова в области естественных наук, в первую очередь химии, были материалистическое истолкование химических явлений, широкое введение физических методов и представлений, создание корпускулярной теории и общая формулировка закона сохранения вещества и движения. Считая науку одним из главных факторов развития общества, он стремился использовать её на благо экономического и культурного процветания родины. Забота о могуществе Российского государства обратила
Ломоносова к воспитательным проблемам, к вопросам подготовки молодой научной смены.


М.В. Ломоносов как поэт

Ломоносов стоит впереди наших поэтов, как вступление впереди книги.

Н.В. Гоголь

Как только не называли Ломоносова современники и потомки!.. И
«наш Пиндар», и «наш Цицерон», и «наш Вергилий», и «наш Леонардо», и
«наш Декарт», и «наш Галилей», и «наш Лейбниц», и «наш Гёте», и
«наш Франклин».., одно слово – энциклопедист! Поневоле заплутаешь в мировом «пантеоне», подыскивая ему компаньона по бессмертию.

В общем-то, в этих и подобных этим определениях не так-то уж много чести Михаилу Васильевичу, ибо их «престижный» смысл, как ни поверни, преобладает над познавательным. Сам Ломоносов, как и положено гению, будто предчувствовал, что его не так поймут, вернее – не то извлекут для себя из его примера. Упреждая всяческую суету вокруг своего имени, он ещё двести с лишним лет назад писал: «Сами свой разум употребляйте. Меня за Аристотеля, Картезия[1], Невтона не почитайте. Если же вы меня их имя дадите, то знайте, что вы холопи, а моя слава падает и с вашею».

Ломоносов – просто другой. Ни на кого, кроме самого себя, не похожий. Чего бы стоил его энциклопедизм, если бы сам он не был уникальной личностью?

Вот почему среди всех доступных Ломоносову сфер культурной деятельности поэзия его занимает особое, исключительное место. Именно в ней наиболее полно отразилось головокружительное многообразие его творческих и чисто человеческих устремлений. И вот почему прав был
К.С. Аксаков, когда в середине прошлого века писал: «Ломоносов был автор, лицо индивидуальное, первый, восставший как лицо из мира национальных песен, в общем национальном характере поглощавших индивидуума; он был освободившийся индивидуум в поэтическом мире, с него началась новая полная сфера поэзии, собственно так называемая литература».

А ведь в 18 веке сохранить своё лицо было куда как трудно…- и в поэзии, где требовалось, прежде всего, умение подражать непререкаемым образцам и соблюдать жёсткие правила, предписанные теоретиками в жизни, где поэзия ещё не заняла подобающего ей места, ещё не была обласкана обществом…

Можно вспомнить, как А.П. Сумароков пытался наставлять Екатерину
Вторую в искусстве управлять страной, а она через своих придворных отвечала ему: «Господин Сумароков – поэт и довольной связи в мыслях не имеет». В пушкинской статье «Путешествие из Москвы в Петербург» можно прочесть, как часто Сумарокова «дразнили, подстрекали и забавлялись его выходками» и как он страдал от этого.

«Ломоносов был иного покроя, — добавлял Пушкин. — С ним шутить было накладно. Он везде был тот же: дома, где все его трепетали; во дворце, где он драл за уши пажей; в Академии, где, по свидетельству Шлецера, не смели при нём пикнуть”. Однако ж и
Ломоносову довольно часто приходилось оказываться в таких положениях, когда и его характер проходил, скажем так, суровую
“проверку на прочность”.

Можно вспомнить в связи с этим знаменитую комедию примирения между непримиримыми литературными врагами – Ломоносовым и тем же
Сумароковым, устроенную 19 января 1761 года фаворитом Елизаветы
Петровны графом И.И. Шуваловым, который, хоть и считался их
“покровителем”, “предстателем”, “российским Меценатом”, не смог устоять перед искусом потешить себя и своих гостей забавной сценкой, где первым в ту пору поэтам были уготованы отнюдь не возвышенные роли.

Надо было быть Михайлой Ломоносовым, человеком мощной и неповторимой индивидуальности, который и в парике оставался помором, потомком вольных новгородцев, чтобы дать просвещённому вельможе отповедь, полную внутреннего благородства, силы и одновременно гражданской боли.

Нынче, в начале 21 века, было бы наивно упрекать читателей в прохладном отношении к Ломоносовской поэзии, если в том же 1825 году тот же Пушкин писал: “…странно жаловаться, что светские люди не читают Ломоносова, и требовать, чтобы человек, умерший 70 лет тому назад, оставался и ныне любимцем публики. Как будто нужны для славы великого Ломоносова мелочные почести модного писателя”.

Кто же спорит: после Пушкина читать Ломоносова трудно. Между прочим, гораздо труднее, чем ломоносовских современников Вольтера и
Гёте или других зарубежных поэтов ещё более отдалённого времени, с которыми современный писатель может познакомиться в современных добротных переводах. Несмотря на то, что мы сейчас смотрим на
Ломоносова как на учёного по преимуществу, душа-то ломоносовская, всё по тому же пушкинскому слову, была исполнена страстей. Для такой души обращение к поэзии было совершенно естественно, то есть и неизбежным и благотворным одновременно.

Биография

Родина Михаила Васильевича Ломоносова – северная поморская Русь, деревня Денисовка на берегу Белого моря, близ г. Холмогор. М.В.
Ломоносов родился 19 ноября 1711 года в среде сильных, «видавших виды», сметливых людей, хорошо знавших природу в её полярных проявлениях и часто общавшихся с путешественниками-иностранцами. Отец
М.В. Ломоносова – помор Василий Дорофеевич, владелец нескольких судов, ходивший на них за рыбой в Белое море и в Ледовитый океан. Мать
– Елена Ивановна Сивкова – дочь дьякона из тамошних мест.

С ранних лет Михаил помогал отцу в его трудном и опасном деле. Рано научившись читать, любознательный и вдумчивый мальчик очень быстро перечитал все книги, какие только он мог достать в деревне. Собственными силами он достиг предельного для того времени образования в родных местах. В 14 лет он дошёл до границ книжной премудрости, до русской физико-математической энциклопедии того времени — “Арифметики” Магницкого – и славянской грамматики
Смотритского. Но чего только не вынес он, чтобы иметь возможность читать и учиться! “Имеючи отца, хотя по натуре доброго человека, однако, в крайнем невежестве воспитанного, — писал позже М.В.
Ломоносов, — и злую и завистливую мачеху, которая всячески старалась произвести гнев в отце моём, представляя, что я всегда сижу по- пустому за книгами: для того многократно я принуждён был читать и учиться, чему возможно было, в уединённых и пустых местах, и терпеть стужу и голод». На родине М.В. Ломоносов дальше учиться не мог.
Как крестьянскому сыну, ему отказали в приёме в Холмогорскую славяно-латинскую школу.

Замечательная черта М.В. Ломоносова, выделяющего его среди многих и великих современников, предшественников и потомков — несокрушимая воля и охота к знанию. Они заставили его в возрасте 19 лет уйти из Денисовки. В зимнюю стужу 1730 г. М.В. Ломоносов почти без денег, пешком отправился в Москву. Чтобы поступить в московскую в
Заиконоспасскую славяно-греко-латинскую академию, он выдал себя за сына холмогорского дворянина.

Для “завершения образования” из Москвы М.В. Ломоносов в 1734 г. был направлен, а вероятнее сам захотел отправиться дальше, в
Киев, в духовную академию, даже и в то послепетровское время ещё почитавшуюся на Руси вершиной образовательной лестницы.

Терпя по его собственному выражению «несказанную бедность», он упорно и настойчиво учился. Вспоминая потом об этой трудной поре, он писал: «Имея один алтын в день жалованья, нельзя было иметь на пропитание в день больше как на денежку хлеба, и на денежку квасу, протчее на бумагу, на обувь и другие нужды. Таким образом жил я пять лет, и наук не оставил».

Пять лет длилось специальное богословское образование М.В.
Ломоносова, но в духовенство М.В. Ломоносов не вышел. Судьбу его резко изменила только что учреждённая Петром Петербургская Академия наук. Государство, наконец, начинало развивать и направлять науку.

По запросу, как тогда именовали, «главного командира Академии»
М.В. Ломоносов вместе с другими двенадцатью учениками, «в науках достойными», в 1735 г. был направлен из Москвы в Петербург в качестве студента университета, организованного при Академии наук.
Специальность М.В. Ломоносова круто повернулась от богословия, языкознания, риторики и пиитики в сторону физики, химии и техники, — можно думать, в полном согласии с истинными склонностями академического студента.

Впрочем, петербургское ученье оказалось очень кратковременным: вихрь эпохи гнал дальше. Через несколько месяцев, в сентябре 1736 г.
М.В. Ломоносов с двумя другими академическими студентами Г.У.
Райзером и Д.И. Виноградовым, будущим изобретателем русского фарфора, направляется Академией в Германию для обучения металлургии и горному делу в связи с намечавшейся научной экспедицией на
Камчатку.

Почти пять лет длилась заграничная жизнь М.В. Ломоносова[2].
Это время, главным образом, было проведено в Марбурге, где М.В.
Ломоносов с товарищами учился в университете философии, физике и механике у известного Христиана Вольфа, а математике и химии – у
Дуйзинга.

С помощью русского посланника в 1741 г. М.В. Ломоносов, наконец, вернулся в Россию, в Петербург. Начался петербургский период жизни, длившийся до его кончины. В эти годы развернулась его поразительно разнообразная и неуёмная деятельность.

Поэтическая слава М.В. Ломоносова непрестанно росла. В 1750 и
1751 годах он пишет трагедии «Тамира и Селим» и «Демофонт». Первое издание стихов М.В. Ломоносова было выпущено Академией в 1751 г.
Вне Академии на М.В. Ломоносова начинают смотреть, главным образом, как на поэта. Профессору химии приходится оправдываться у своих высоких покровителей и любителей поэзии в том, что он тратит время на физику и химию. «Полагаю, — пишет он в письме к И.И. Шувалову
4 января 1753 г., — что мне позволено будет в день несколько часов времени, чтобы их, вместо бильярду, употребить на физические и химические опыты, которые мне не токмо отменою материи вместо забавы, но и движением вместо лекарства служить имеют, и сверх того пользу и честь отечеству принести могут едва меньше ли первой».

В последнее десятилетие жизни М.В. Ломоносова с особой силой проявился его глубочайший патриотизм, любовь к русскому народу, русскому языку, русской истории, высокое понимание своей миссии как
«защитника труда Петра Великого». Трогательным памятником патриотизма
М.В. Ломоносова навсегда останется его поэзия. Сейчас, в дни, когда чудо — богатыри Красной Армии сокрушили гитлеровскую Германию, нельзя без волнения перечитывать многие строки М.В. Ломоносова, до того они живы, напоминая совсем недавно прошедшие дни.

Где пышный дух твой, — Фридерик, обращается М.В. Ломоносов к тогдашнему Гитлеру – Фридриху, —

Прогнанный за свои границы,

Ещё ли мнишь, что ты велик?

Взирая на пожар Кистрина,

На протчи грады оглянись, предупреждает поэт.

За Вислой и за Вартой грады

Падения или отрады

От воли Росской власти ждут;

И сердце гордого Берлина,

Неистового исполина, Перуны, близ гремя, трясут, — писал М.В. Ломоносов в 1755 г. по случаю русских побед. Несколькими годами позже он писал:

Ты Мемель, Франфуркт и Кистрин,

Ты Швейдниц Кенигсберг, Берлин,

Ты звук летающего строя,

Ты Шнрея, хитрая река,

Спросите своего Героя:

Что может Росская рука.

Побуждаемый царицей Елизаветой, М.В. Ломоносов, несмотря на бесконечный груз дел, тяготевший над ним, принимается за русскую историю. В 1760 г. появляется его «Краткий российский летописец с родословием». Вскоре после его смерти, в 1766 г., публикуется его
«Древняя Российская История от начала Российского народа до кончины великого князя Ярослава Первого, или до 1054 года».

Ещё со студенческих лет М.В. Ломоносов проявил себя как знаток русского языка, реформатор стихосложения. Будучи за границей, он пишет: «Я не могу довольно о том нарадоваться, что российский наш язык не токмо бодростию и героическим звоном греческому, латинскому и немецкому не уступает, но и подобную оным, а себе купно природную и соответственную версификацию иметь не может». Его живо интересует связь церковно-славянского языка с русским, — на её основе он делит литературный язык на соответствующие стили: высокий, средний и низкий. В 1755 г. М.В. Ломоносов публикует «Российскую грамматику», почти в течение ста лет сохранявшую огромное практическое значение.

Теории поэзии посвящено письмо М.В. Ломоносова из Марбурга в
1739 г. и его анонимная статья «О качествах стихотворца рассуждение»[3]. Проза трактуется в «Кратком руководстве к красноречию».[4]

Умер М.В. Ломоносов от случайной простуды 15 апреля 1765 года, в возрасте 54 лет и похоронен на кладбище Александро-Невской лавры.

М.В. Ломоносову по необъятности его интересов принадлежит одно из самых видных мест в истории культуры всего человечества. Даже
Леонардо да Винчи, Лейбниц, Фрвнклин и Гёте – более специальны и узки. Замечательно при этом, что ни одно дело, начатое М.В.
Ломоносовым, будь то физико-химические исследования, трагедии и оды, составление грамматики и русской истории, организация и управление фабрикой, географические проекты, политико-экономические вопросы, не делалось им против воли или даже безразлично. М.В. Ломоносов был всегда увлечён своим делом до вдохновения и самозабвения об этом говорит каждая страница его литературного наследства. Пушкин в
«Мыслях на дороге» замечает: «Ломоносов был великий человек. Между
Петром Первым и Екатериной Второй он один является самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый университет, он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом». При этом разнообразные интересы М.В. Ломоносова удивительным образом совмещались в нём вполне гармонически. Его стихи во многих лучших образцах – редкий вид высокой научной поэзии; её с полным правом можно сопоставить с изумительной древнегреческой естественно — научной поэмой Лукреция, которую Ломоносов, несомненно, хорошо знал. Он находит необычайные по выразительности слова и строки для отвлечённых и сложных понятий.

Мировое пространство, «обширность безмерных мест», по его замечательному выражению, звёздное небо, небесные светила – любимый образ и предмет созерцания М.В. Ломоносова:

Открылась бездна звёзд полна;

Звёздам числа нет, бездне – дна.

Песчинка как в морских волнах,

Как мала искра в вечном льде,

Как в сильном вихре тонкий прах,

В свирепом как пером огне,

Так я в сей бездне углублён,

Теряюсь, мысльми утомлён.

Загадка величественного знакомого зрелища северного сияния вызывает у физика — поэта вдохновенные строки:

Но где ж, натура, твой закон?

С полночных стран встаёт заря!

Не солнце ль ставит там свой трон?

Не льдисты ль мешут огнь моря?

Се хладный пламень нас покрыл!

Се в ночь на землю день вступил!

О, вы, которых быстрый взрак

Пронзает в книгу вечных прав,

Которым малый вещи знак

Являет естества устав!

Вам путь известен всех планет;

Скажите, что нас так мятёт?

Что зыблет ясный ночью луч?

Что тонкий пламень в твердь разит?

Как молния без грозных туч

Стремится от земли в зенит?

Как может быть, чтоб мёрзлый пар

Среди зимы рождал пожар?

М.В. Ломоносов придавал прямое научное значение многим своим стихам. По поводу приведённых строк о северном сиянии можно заметить следующее. В 1753 г. в «Слове о явлениях воздушных, от
Електрической силы происходящих» М.В. Ломоносов, указывая на отличие своей теории северных сияний от теории Франклина, добавляет: «Сверх сего ода моя о северных сияниях, которая сочинена в 1743 г., а в
1744 г. в «Риторике» напечатана, содержит моё дальнейшее мнение, что северное сияние движением эфира произведено быть может».

М.В. Ломоносов своим научно-поэтическим взором прозревает истинный образ Солнца, раскрытый только современной астрофизикой:

Когда бы смертным толь высоко

Возможно было возлететь,

Чтоб к Сонцу бренно наше око

Могло приблизившись воззреть:

Тогда б со всех открылся стран

Горящий вечно океан.

Там огненны валы стремятся

И не находят берегов,

Там вихри пламенны крутятся,

Борюшись множество веков;

Там камни, как вода, кипят,

Горящи там дожди шумят.

Сия ужасная громада

Как искра пред тобой одна.

О, коль пресветлая лампада,

Тобою, боже, вожжена

Для наших повседневных дел,

Что ты творить нам повелел!

В знаменитом «Письме о пользе стекла» М.В. Ломоносов дал остроумный образец поучающей, научно-дидактической поэзии; примером могут служить следующие строки этого «Письма»:

Астроном весь свой век в бесплодном был труде,

Запутан циклами, пока восстал Коперник,

Презритель зависти и варварству соперник;

В средине всех Планет он Солнце положил,

Сугубое Земли движенье открыл.

Одним круг центра путь вседневный совершает,

Другим круг Солнца год теченье6м составляет,

Он циклы истинной системой растерзал,

И правду точностью явлений доказал.

Поэт-химик не устоял, чтобы в трактате «Первые основания металлургии, или рудных дел» не привести в связи с вопросом о том, как древние нашли металлы, свой стихотворный перевод строк из поэмы Лукреции «О природе вещей».

Его научные «слова», «рассуждения», трактаты и даже записи для себя порою являются высокими образцами художественной прозы, какие можно найти разве только у Галилея. Без преувеличения можно сказать, что М.В. Ломоносов был учёным в поэзии и искусстве и поэтом и художником в науке. Читая научную прозу М.В. Ломоносова, его русские и латинские диссертации, слышишь голос поэта, и, наоборот, в одах и поэтических размышлениях его сквозит философ, физико — химик и естествоиспытатель в самом широком и благородном смысле.

Два века прошло с тех пор, как М.В. Ломоносов стал академиком. Влияние его гения, его труда неизмеримо. Наш язык, наша грамматика, поэзия, литература выросли из богатейшего творчества М.В.
Ломоносов. Наша Академия наук получила своё бытие и смысл только через М.В. Ломоносова. Когда мы проходим по Моховой мимо Московского университета, мы помним, что деятельность этого рассадника науки и просвещения в России есть развитие мысли М.В. Ломоносова.

Работа над русским языком

Наряду с работами в области точных наук, с упорными занятиями русской историей протекала работа М.В. Ломоносова в области русского языка и литературной теории и практики. Ломоносов обратил внимание на ритмообразующую роль ударения в русских народных стихах. До Ломоносова господствовало чуждое природе русского языка стихосложение. От стихотворца требовалось лишь соблюдать во всех строчках одинаковое количество слогов и ставить в конце строки рифму. Будучи смелым новатором и следуя природе русского языка,
Ломоносов распространил чередование ударных и безударных слогов на все виды стиха. Сам Ломоносов особенно ценил ямб, считая его наиболее бодрым и энергичным размером. Любимым стихотворным жанром
Ломоносова была ода, представлявшая собой как бы торжественную ораторскую речь в стихах. Восторженные похвалы науке – одна из основных тем ломоносовской поэзии. Усилия Ломоносова как поэта- учёного были направлены на сближение литературной и разговорной речи, на обеспечение целостности и самостоятельности национального русского языка. Ведь литературным языком ещё оставался средневековый церковнославянский язык, оторванный от живой разговорной речи. Основой обучения Ломоносов считал родной язык. В академической гимназии
Ломоносов учредил особые классы по изучению русского языка. До
Ломоносова учебники устного и письменного красноречия составлялись либо на церковнославянском языке, либо на латыни. В 1743 году
Ломоносов написал «Краткое руководство к риторике» на русском языке.
Изданная в 1748 году «Риторика» Ломоносова была первой в России хрестоматией мировой литературы, включавшей также лучшие произведения отечественной словесности. Перу Ломоносова принадлежит первый научный труд по грамматике русского языка – «Российская грамматика».[5]
Большую роль в становление грамматических норм сыграло собственное литературное и научное творчество Ломоносова.

Наш язык, наша грамматика, поэзия, литература выросли из богатейшего творчества М.В. Ломоносова.


Заключение

Несмотря на то, что со времени, когда жил и работал великий русский учёный, прошло более двух столетий, его имя живёт в памяти народов нашей страны и за рубежом. Его жизни и деятельности посвящено много книг и статей; его образ запечатлён в произведениях живописи, графики, скульптуры; его имя носят в нашей стране города и села, улицы и площади, учебные заведения и школы. Имя Ломоносова присвоено открытому Российскими учёными подводному горному хребту в бассейне Северного Ледовитого океана; одному из кратеров на обратной стороне Луны; экваториальному течению в Атлантическом океане.

История, конечно, не повторяется. И, вероятно, уже не будет людей с таким универсальным диапазоном научной деятельности, как у
Ломоносова. Науки сейчас ушли далеко вперёд, и одному человеку просто невозможно достичь вершин одновременно в нескольких областях познания. И всегда Михаил Васильевич Ломоносов – учёный, философ, поэт
– будет вызывать глубокий интерес как личность, продемонстрировавшая силу человеческого разума, как борец с тьмой и невежеством.


Список использованной литературы

1. Энциклопедический словарь юного художника. Москва «Педагогика» 1983 год.
2. Поэтическая Россия. «М.В. Ломоносов». Москва «Советская Россия»
1984 год.
3. Internet.
————————
[1] Декарта.
[2] До июня 1741г.
[3] 1755г.
[4] 1747г.
[5] 1755,опубликована в 1757 году

www.neuch.ru

Михаил Васильевич Ломоносов — поэт, гражданин

Русская литература XVIII века формировалась под воздействием великих трансформаций, привнесших в общественно-политическую и культурную жизнь державы преобразования Петра. У начала новейшей русской художественной литературы периода жизни М.В.Ломоносова возвышается его титаническая личность. Ломоносов — величайший ученый, однако он и наилучший из современных поэтов, которому принадлежат творения самых разнообразных жанров: оды, трагедии, лирические и сатирические стихотворения, басни, эпиграммы.

С именем Михаила Васильевича

Ломоносова связана реформа русского языка. Он явился создателем первой научной русской грамматики. Ему же принадлежит учение о трех стилях, суть которого заключается в том, что «обветшалая» система церковнокнижной речи тормозит развитие литературы.

Ломоносов призывает развивать живой, понятный, образный язык, а для этого надлежит учиться у народной речи и вносить ее здоровые элементы в литературные произведения. Этим призывом великий ученый сделал новый крупный шаг на пути национализации русского литературного языка. В «Письме о правилах российского стихотворства» (1739) Ломоносов пишет,

что развитие языка должно покоиться «на природном его свойстве»: «того, что ему весьма не свойственно, из других языков не вносить». Это замечание и в наше время очень актуально. Современный русский язык перенасыщен американизмами и англоязычными выражениями, которые все больше вытесняют из оборота живое русское слово.

Что касается стилей литературного языка, Ломоносов предлагает использовать писателям стиль высокий, посредственный и низкий. Высоким стилем «составляться должны героические поэмы, оды, праздничные речи о важных материях», и здесь он рекомендует использовать церковнокнижный язык. Средним стилем рекомендуется писать «все театральные сочинения, в которых требуется обыкновенное человеческое слово», также стихотворные дружеские письма, эклоги и элегии. Этот стиль должен состоять из слов, общих церковнославянскому и русскому языкам. Низким же стилем пишутся комедии, увеселительные эпиграммы, песни, фамильярные дружеские письма, изложение обыкновенных дел. В этом стиле можно употреблять и просторечные слова, но не вульгарные. Таким образом, Ломоносов соединяет старину и новизну в одно гармоничное целое.

Велика роль Ломоносова в образовании русского научного языка. Всестороннее знание родного языка, обширные сведения в точных науках, прекрасное знакомство с латинским, греческим и западноевропейскими языками, литературный талант и природный гений позволили Ломоносову заложить правильные основания русской технической и научной терминологии. Его рекомендации в этой области имеют и сегодня большое значение: прежде всего, чужестранные слова и термины надо переводить на русский язык; оставлять непереведенными слова лишь тогда, когда невозможно подыскать равнозначное русское слово или же когда иностранное слово уже получило распространение, и в этом случае придать иностранному слову форму, наиболее близкую русскому языку.

Мы и не замечаем, что многие из научных выражений, применяемых нами всеми сегодня, составлены по этим правилам. Например, земная ось, законы движения, удельный вес, негашеная известь. Именно Ломоносов ввел в науку ряд русских слов, имевших бытовое значение, таких как: опыт, движение, явление, частица. В итоге ломоносовские научные и технические слова и выражения мало-помалу заменили собой прежние неуклюжие термины. Так великий ученый земли русской положил начало нашему точному научному языку, без которого теперь никто не может обходиться.

Ломоносов закончил реформу русского стихосложения и подкрепил ее своими поэтическими произведениями. Он содействовал созданию русского классицизма в литературе.

В своих одах писатель прославляет победы русских над врагами («Ода на взятие Хотина») или отмечает различные торжественные даты. Религиозные и научные темы также присутствуют в одах Ломоносова. Таковы «Утреннее размышление о божием величестве», где автор дает научное описание физического строения Солнца, и «Вечернее размышление о божием величестве при случае великого северного сияния», в котором писатель излагает свою теорию происхождения северного сияния.

По самому складу своей натуры и по своим взглядам Ломоносов был поэтом-гражданином. Его стихотворение «Разговор с Анакреоном» ярко демонстрирует отношение к поэзии и понимание им задач поэта.

Хоть нежности сердечной

В любви я не лишен,

Героев славой вечной

Я больше восхищен.

Здесь автор противопоставляет себя как певца героев певцу любви Анакреону.

Наилучшим созданием данного жанра считается ода «На день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года». Ломоносов свидетельствует собственное почтение Елизавете как стороннице просвещения, славословит мир и спокойствие, словно заклад благоденствия наук. Он прославляет реформы Петра. Автор описывает великие просторы России: ее моря, реки, леса и богатейшие земные недра. Всеми данными богатствами государства надлежит завладеть и повернуть их на полезность державы и русского народа. Произвести это смогут только люди науки, ученые. Нерушимой верой в свой родной русский народ и категорической убежденностью в его одаренности доносятся слова Ломоносова. Не только ученый, но и поэт, Ломоносов весь свой личный багаж знаний и силы посвятил служению народу и родине. До сегодняшнего времени русские люди восхищаются и гордятся своим величайшим предком, настоящим сыном любимой Родины.

school-essay.ru

А Д Кантемир, Д И ФонвизинГ Р Державин ломоносов. Это поэты или писатели?

Князь Антио́х Дми́триевич Кантеми́р (рум. Antioh Dimitrievici Cantemir; 10 сентября (21 сентября) 1708, Константинополь, по другим данным Яссы — 31 марта (11 апреля) 1744, Париж, Франция) — русский поэт-сатирик и дипломат, деятель раннего русского Просвещения. Младший сын молдавского господаря Дмитрия Константиновича Кантемира и Кассандры Кантакузен. Наиболее крупный русский поэт силлабической эпохи (до реформы
ru.wikipedia.org/wiki/Кантемир, _Антиох_Дмитриевич‎

Дени́с Ива́нович Фонви́зин (Фон-Визин, фон Ви́зен, 3 [14] апреля 1745, Москва — 1 [12] декабря 1792, Санкт-Петербург) — русский литератор, писатель екатерининской эпохи, создатель русской бытовой комедии.
ru.wikipedia.org/wiki/Фонвизин, _Денис_Иванович‎

Гаврии́л (Гаври́ла) Рома́нович Держа́вин (3 (14) июля 1743, село Сокуры, Лаишевского уезда Казанской губернии (ныне село Державино Лаишевского района Татарстана) — 8 (20) июля 1816, имение Званка, Новгородская губерния) — русский поэт и драматург эпохи Просвещения, государственный деятель Российской империи, сенатор, действительный тайный советник.
ru.wikipedia.org/wiki/Державин, _Гавриил_Романович‎

Михаи́л (Миха́йло) Васи́льевич Ломоно́сов (8 (19) ноября 1711, деревня Мишанинская, Россия — 4 (15) апреля 1765, Санкт-Петербург, Российская империя) — первый русский учёный-естествоиспытатель мирового значения, энциклопедист, химик и физик; он вошёл в науку как первый химик, который дал физической химии определение, весьма близкое к современному, и предначертал обширную программу физико-химических исследований; его молекулярно-кинетическая теория тепла во многом предвосхитила современное представление о строении материи и многие фундаментальные законы, в числе которых одно из начал термодинамики; заложил основы науки о стекле. Астроном, приборостроитель, географ, металлург, геолог, поэт, утвердил основания современного русского литературного языка, художник, историк, поборник развития отечественного просвещения, науки и экономики.
ru.wikipedia.org/wiki/Ломоносов, _Михаил_Васильевич‎

otvet.mail.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *