Ломоносов писатель и поэт: Русские писатели и поэты :: Михаил Васильевич Ломоносов

Литературное творчество

Михаил Васильевич ЛОМОНОСОВ
Лица эпохи
Детство и учеба М.В. Ломоносова
Учеба в Санкт-Петербурге
Учеба в Германии
М.В. Ломоносов и Академия наук
Химические исследования
Химическая лаборатория
Усть-Рудицкая фабрика
Мозаика
Физические исследования
Вклад М. В. Ломоносова в отечественную астрономию
Минералогия, геология и горное дело
Географическая наука
Литературное творчество
М.В. Ломоносов-историк
Фейерверки и иллюминации
Последние годы жизни
Потомки
Личные вещи
М. В. Ломоносов и Академия наук
К приумножению пользы и славы целого государства …
Служить отечеству спомоществованием в науках
Цельность характера
Государственное и полезное учреждение
О исправлении Санктпетербургской Императорской Академии наук
Первые годы в Академии
К исправлению академического Регламента
О худом состоянии Академии наук
Гимназия, университет и престиж научного дела
Нерадение о академических департаментах
Плачевное состояние финансов
Оного упадку и недостатков происхождение и причины
Регламент не служит будущим временам
Обучение молодежи
Кто руководит Академией наук?
Академические излишества
Способ к оных отвращению и к исправлению всего корпуса
Основные принципы будущего Регламента
Какими должны быть академические департаменты
Академическая власть
Академический «стат» и Табель о рангах
Академические расходы. Академическое собрание и его члены
Почетные члены Академии наук
Академические заседания: обыкновенные
Издание трудов Академии наук
Академические заседания: публичные
Петербургский университет – брат Академии наук
Гимназия – «кладовая» Университета
За то терплю, что стараюсь защитить труды П[етра] В[еликого]
Примечания
Великий русский ученый
Основоположник новой русской поэзии
Реформатор русского языка
М. В. Ломоносов и рукописная книжность Русского Севера
М.В. Ломоносов в памяти потомков
В памяти потомков
Празднования юбилеев М.В. Ломоносова в Академии наук
2011 год: 300-летие со дня рождения Ломоносова
Музей М.В. Ломоносова в Академии наук
Именем М.В. Ломоносова названы
Памятные медали
Примечания
О проекте

Поясной портрет А. П. Сумарокова.

Неизвестный художник.

Середина XIX в. Россия.

Бумага, гравюра резцом.

©  МАЭ РАН.

Поясной портрет А.Д. Кантемира.

Автор живописного оригинала:

Д. Амикони, автор гравюры:

И. Вагнер, гравер:

Е.Г. Виноградов. Санкт-Петербург. 1762. Гравюра резцом. ©  МАЭ РАН.

Портрет И.П. Елагина.

Автор живописного оригинала:

Ж. Вуаль, автор гравюры:

Ф. Майр, гравер: А.А. Осипов.

Москва. Первая половина XIX в.

Гравюра пунктиром. ©  МАЭ РАН.

Портрет Вольтера.

Автор оригинала: Бара, гравер:

Б. Анрикез. Санкт-Петербург (гравировано при Императорской Академии наук). 1778.

Гравюра резцом. ©  МАЭ РАН.

 

Литературное творчество М.В. Ломоносова

 

С Ломоносова начинается наша литература: он был ее отцом и

пестуном; он был ее Петром Великим.

В.Г. Белинский (1834 г.)

 

В литературном творчестве Ломоносова видное место занимают оды и стихотворные надписи к проектам иллюминаций, которые устраивались в честь различных событий. Произведения Ломоносова были проникнуты идеями Просвещения, стремлением прославить свой народ и Родину.

Ломоносов начал писать стихи еще во время учебы в Славяно-греко-латинской академии. Он разработал собственную систему стихосложения. Свои предложения он изложил в «Письме о правилах российского стихотворства», которое в 1739 году прислал из Фрейберга в Петербург. К «Письму…» как образец своего способа стихосложения была приложена ода «На взятие Хотина», полная патриотического воодушевления, вызванного победой русских войск.

Портрет И.И. Бецкого.

Автор живописного оригинала:

А. Рослин, гравер Н. Дюпюи.

Гравюра резцом.

©  МАЭ РАН.

Страница 24

М.В. Ломоносов и его время

Русский академик Михаил Васильевич Ломоносов

Гениальный ученый середины XVIII в. — является основоположником передовой науки в России. Будучи замечательным физиком и химиком, он с успехом занимался также астрономией, геологией, географией и языковедением, всюду оставляя блестящий след своего гения. Кроме научных достижений, Ломоносов прославил себя как поэт и писатель. Созданная по мысли Петра I Академия Наук помогла Ломоносову развить свои природные дарования и внести неоценимый вклад в сокровищницу отечественной культуры.

Биография Ломоносова достаточно известна, и нет надобности подробно на ней останавливаться. Отметим только, что он вышел из основной толщи русского народа, попав в науку из глухой архангельской деревни. Он доказал, по его собственному выражению.

Ломоносов родился в ноябре 1711 г. в деревне Мишанинской близ устья Северной Двины. Отец его — помор — принадлежал к выносливой, крепкой породе простых русских людей, которые на утлых ладьях плавали в Белое море и выходили даже  в океан. Юный Михайло вырос в суровой трудовой обстановке. Обладая выдающимися способностями и великой охотой к учению, он еще на родине научился грамоте и началам арифметики. Пожелав во что бы то ни стало учиться далее, Ломоносов ушел пешком из родной деревни в Москву и, после разных мытарств, поступил 19 лет от роду в Московскую Славяно-греко-латинскую академию, а оттуда перебрался в Киевскую духовную академию. Терпя в течение пяти лет великую нужду и в буквальном смысле этого слова перебиваясь с хлеба на квас, Ломоносов получил высшее богословское образование. Но церковная метафизическая наука не удовлетворила его — он стремился к положительным знаниям.

Есть основания думать, что Ломоносов еще в школе старался усвоить эти знания путем самостоятельного чтения книг. В библиотеках духовных академий были не только богословские, но и светские сочинения; например, в библиотеке Славяно-греко-латинской академии, в которой учился Ломоносов, было большое собрание книг известного деятеля XVII в. Сильвестра Медведева (1641 — 1691), поступившее туда в 1691 г. после казни Медведева, замешанного в деле

Шакловитого и других сообщников царевны Софии. Медгведев был одним из образованнейших людей Московской Руси и по справедливости считается основателем славянорусской библиографии. В его библиотеке было около 600 томов, причем, кроме религиозных книг, там было много, научных, в том числе и астрономические сочинения. Таким образом Ломоносов мог получить еще до поездки за границу те познания, которые подготовили его к основательному усвоению данных естественных наук. Акад. С. И. Вавилов высказывал предположение, что Ломоносов еще в школьные годы прочитал знаменитую поэму Лукреция Кара «О природе вещей». [1]

В 1735 г. счастливый случай помог Ломоносову попасть в число студентов Петербургской Академии Наук и получить командировку за границу.

Там Ломоносов пробыл пять лет, изучая в Марбурге и Фрейберге философию, математику, физику, химию, металлургию и горное дело.

В 1741 г., в возрасте тридцати лет, молодой ученый вернулся на родину и вскоре был назначен адъюнктом Академии по физическому классу. В Академии широко развернулась его научная и литературная деятельность, которая скоро доставила ему известность, но вместе с тем вызвала недоброжелательное к нему отношение со стороны немцев администраторов, которые хозяйничали тогда в Академии. Ломоносов повел ожесточенную борьбу против немецкого засилья. Эта борьба обошлась ему дорого и едва не погубила его. Ему грозило лишение прав, телесное наказание и ссылка, что прекратило бы его научную деятельность. До этого, к счастью, дело не дошло, однако молодому ученому пришлось все же высидеть восемь месяцев под арестом, а затем в течение полугода довольствоваться половинным жалованьем.

Однако исключительная энергия Ломоносова и его блестящие дарования преодолели все невзгоды и препятствия, и в 1745 г. он был назначен профессором химии и произведен в академики. Через несколько лет Ломоносову удалось добиться постройки на Васильевском острове долгожданной химической лаборатории, где он развернул огромную исследовательскую работу. С тех tnop его положение более или менее упрочилось, и наш 1 великий ученый мог спокойно развивать свою многообразную деятельность.

Виньетка из академического журнала «Acta Academiae Scientiarum Imperialis Petropolitanae», 1777 r.

Изображен светильник науки на жертвеннике, вокруг — физические и химические приборы и коллекции по естествознанию.

Период научного и литературного творчества Ломоносова сравнительно не долог: он охватывает, около: 25 лет — со времени его возвращения в Россию в 1741 г. и до смерти — 15 апреля 1765 г. Однако за это время ему удалось сделать так много и в таких различных направлениях, как едва ли кому другому из мировых ученых.

Еще Пушкин понимал, что «Ломоносов был великим человеком» и называл его «первым русским университетом». Но Пушкин далеко не все знал о научных достижениях, Ломоносова, значение которых раскрыто лишь в наше время.

Современная наука оценивает Ломоносова гораздо выше, чем его оценивали в XIX в.: «Ломоносову по необъятности его интересов, — писал, например, президент Академии Наук С. И. Вавилов, — принадлежит одно из самых видных мест в истории культуры всего человечества. Даже Леонардо да-Винчи, Лейбниц, Франклин и Гёте более специальных и узки». Для России же деятельность Ломоносова имеет первостепенное и совершенно исключительное значение.

По выразительной характеристике акад. С. И. Вавилова, «М. В. Ломоносов был первым русским ученым не потому только, что он русский по национальности и с исключительным успехом развивал в России передовую науку — он первый русский ученый еще потому, что в нем впервые и с необычайной силой и выразительностью открылись те особенности русского гения, которые потом проявились в Лобачевском, Менделееве, Бутлерове, Лебедеве, Павлове и других главных представителях русской науки… Благодаря непреклонной воле, решительности и необычайной энергии из деревенского мальчика, крестьянина рыболова, всего лишь в 19 лет начавшего школьную учебу, выросла грандиозная фигура величайшего мыслителя, опередившего на целое столетие своих современников, прокладывавшего новые пути, открывавшего новые горизонты в различных областях точных наук, писателя, общественного деятеля, стойкого и открытого борца за высшие интересы науки и просвещения».

Значение Ломоносова для русской и мировой науки раскрывалось лишь постепенно, в течение целого столетия.

Современники знали его, главным образом, как литературного деятеля. Его патриотические оды, две написанные им трагедии сделали его имя известным вне Академии. Литературная слава создала ему соперников в лице видных литераторов того времени — Сумарокова и Тредьяковского. Даже спустя сто лет на Ломоносова продолжали смотреть как на поэта, писателя, реформатора русской литературной речи, зачинателя русской литературы; Заслуги же Ломоносова в области точных наук были известны лишь в небольшом кругу специалистов, а частью оставались и вовсе неизвестными. Истинное их значение было выяснено лишь в XX в. — главным образом, благодаря историческим исследованиям химика Б. Н. Меншуткина, который «открыл» Ломоносова как великого физико-химика. Интересно, что такой преданный интересам родины ученый, как знаменитый.

Д. И. Менделеев, даже в 1906 г., выпуская восьмое издание своих «Основ химии», еще ничего не знал о Ломоносове как предшественнике Лавуазье и всецело приписал последнему заслугу открытия закона сохранения материи (Основы химии, 8-е изд. , 1906, страница 3 и 407). Трудами Б. Н. Меншуткина и многих позднейших авторов, занимавшихся историей науки и техники, обнаружена истинная мера гениальности Ломоносова.

Но лишь в советскую эпоху фигура великого русского ученого встала перед нами во весь свой величественный рост.


[1] Философская поэма Лукреция пользовалась большим распростра­нением и, начиная с эпохи Возрождения, переиздавалась множество раз. Влияние её испытали на себе многие мыслители XVI — XVIII вв. Можно с большой вероятностью предположить, что сочинение Лукреция было в библиотеке Сильвестра Медведева, который отличался своим «латин­ским направлением».

Поделиться:

Русское чтение, литература и книги

Пожалуйста, выберите книгу, стихотворение или рассказ из списка ниже:

  Записки из подполья (Достоевский)

  Анна Каренина (Толстой)

Российские авторы одни из лучших в мире. Эти страницы помогут вам открыть для себя писателей и произведения разных эпох. Многие наши оригинальные русские тексты сопровождаются параллельным переводом на английский язык. Вы не только получите удовольствие от чтения известных русских авторов, но и сможете расширить свой словарный запас русского языка и улучшить свои навыки чтения.

До XIX века русская литературная традиция формировалась простыми и достоверными произведениями таких писателей и поэтов, как Державин, Крылов, Ломоносов, Фонвизин и Карамзин.

В начале XIX века русская литература пережила удивительный золотой век, принесший всемирно известные шедевры, наполненные прекрасным языком, философией и традициями. Одними из выдающихся авторов той эпохи были поэт Александр Пушкин, великие писатели Лев Толстой и Федор Достоевский, драматург Антон Чехов. Авторы жили и работали преимущественно в Москве, Санкт-Петербурге и других исторических центрах. Теперь и вы можете выучить русский язык в Санкт-Петербурге и побывать в тех же местах, где жили известные русские писатели и поэты.

Начало ХХ века положило начало Серебряному веку русской поэзии. Есенин, Блок, Бальмонт, Гумилев, Ахматова, Мандельштам — одни из лучших поэтов этого периода. Некоторые поэты-авангардисты, такие как Маяковский и Хлебников, пытались опрокинуть существующую русскую литературную традицию того времени. Последовавшая за этим советская эпоха принесла новые лица, которые писали о многих изменениях в жизни, ценностях и идеологии, которые Россия пережила во время советского режима. Наиболее выдающимися авторами того периода были Максим Горький, Михаил Шолохов, Михаил Булгаков, Борис Пастернак, Александр Солженицын, Гайто Газданов и Владимир Набоков.

Free Russian Course

Russian Grammar

Verb Conjugations

Russian Vocabulary

Russian Names

Russian Literature

Russian Dictionary

Online Translator

Russian Video

Russian Conversations

Russian Holidays

Russia Travel

Русский язык


Отзывы

«Недавно я нашел ваш интересный веб-сайт. средний уровень. Так что я продолжу учиться и буду использовать некоторые материалы на вашем веб-сайте».
— Жасмин, США

«Большое спасибо за ваш информативный веб-сайт. Мы с семьей пытаемся выучить русский язык, чтобы общаться с русскими детьми, которых мы пытаемся усыновить. Ваш сайт очень полезный.»
— Терри, Великобритания

«Спасибо за отличный сайт. Мне он очень нравится. Он организован логично, а основы языка представлены в приятной и понятной форме.»
— Аки, Израиль

«Я на этом сайте всего около часа. У меня все звуки отключены o_o Это отличный сайт для начала изучения русского языка.»
— Комментарии пользователей

«Действительно, очень хороший курс!! Лучший русский сайт!»
— Комментарии пользователей

 

Михаил Ломоносов | Культура России в достопримечательностях

Памятные доски деятелям театра, Памятные доски писателям

russianmonuments 4 комментария

Не знаю почему, но я всегда любил Александра Сумарокова. Для нерусского знатока русской литературы Сумароков — один из тех писателей, которых зубришь перед устными экзаменами. Его не изучали ни на каких занятиях и семинарах — они были посвящены Пастернакам, Толстым, Достоевским, Пушкиным, Гоголям. Сумароковы и другие писатели XVIII века? Их никто не учил. Но аспиранта там не для того, чтобы его учили. Аспирант должен учиться. Так что вы делаете это самостоятельно. Вы неделю читаете Василия Тредиаковского, несколько дней читаете Михаила Ломоносова.
Студент, мнящий себя кем-то вроде знатока драмы и театра, когда-нибудь прочитает все трагедии Владислава Озерова (на самом деле любящего Фингала ). Вы планируете прочитать все пьесы Екатерины Великой, но в итоге признаете, что вам это, вероятно, не нужно. Вы читаете Василия Капниста и безумно любите Chicanery , недоумевая, какого черта никто не взялся за это 200 лет. Вы более чем знакомитесь с Яковом Княжниным и Александром Аблесимовым (что вознаграждает вас спустя десятилетия в Москве, когда вы видите постановки в двух разных театрах по произведениям этих писателей). Вы читаете Михаила Хераскова, но не помните его. Вы любите Дениса Фонвизина, особенно его Бригадир , хотя все пытаются сказать вам, что его Несовершеннолетний — его главная игра — койка. Вы с удовольствием читаете комедии Александра Шаховского, хотя и близко не читаете все 100 его пьес — на самом деле, наверное, выручаете, не дойдя до 10-процентной отметки. Но вы восхищаетесь его умением перевернуть шуточную фразу.
Другими словами, вы сами читаете глупости, практически без чьего-либо обучения. О, есть горстка книг, в которых на словах упоминается ранняя русская драматургия. Вы читаете их, и у вас мало что получается. Так что это марафонское чтение очень старых пьес, до которых веками никто не заботился (за редким исключением, natch), действительно ставит вас в тупик. Это либо тонуть, либо плыть, и вы никому не признаетесь, что тонете так же часто, как плывете.
А вот и Александр Сумароков. Человек не пользуется большим уважением. Другие писатели смеются над ним. Критики и историки говорят вам, что он не был хорошим писателем. Д. С. Мирский, один из упомянутых мною фундаментальных историков, писал, что «литературная ценность» сумароковских пьес «невелика» и что они «пахнут переводом». Эх. Казалось бы, никто не говорил с Мирским о народной традиции. Ну, разве что Сумароков вряд ли был народным…
Как бы то ни было, Сумароков у меня всегда был слабоват. Если ему кто-то не нравился (а ему не нравились многие люди), он садился и писал пьесу с нападками на них, как делал в довольно забавном 9-м эпизоде.0046 Tresotinius , пародировавший Тредиаковского. Сумароков не сомневался в своем месте в истории русской литературы середины XVIII века: он был ее величайшей и влиятельнейшей звездой. На самом деле он действительно им был, по крайней мере, до появления Гаврила Державина, а затем и Александра Пушкина. После этого Сумароков как бы упал со стола. Но у человека был характер, у него была наглость, и у него был немалый талант. Просто вы пытаетесь собрать в себе влияния и стили, и надежды, и чаяния целого народа, не имеющего литературных традиций, если только вас не зовут Пушкин. .. Но и у Пушкина, конечно, были все писатели, о которых я уже упоминал, от которых можно было отталкиваться. У Сумарокова почти ничего не было. Итак, когда он принес Гамлет и Макбет в русский канон — даже если он упрощал и усложнял их — он ставил вехи для будущего русской культуры. Вдобавок к этому Сумароков был одним из первых крупных российских издателей, редактором влиятельного журнала «Бизнес-пчела» или «Промышленная пчела », в зависимости от того, как это перевести. Он писал стихи, эссе, участвовал в социальных и политических дискуссиях (в некоторой степени) и был всесторонним — будем честными, давайте отдадим ему должное — человеком эпохи Возрождения.

Сумароков родился 25 ноября 1717 г., а умер 12 октября 1777 г. (по современным датам григорианского календаря). Согласно хронологическому, но неполному «Избранным произведениям А. П. Сумарокова», свои первые стихи он написал около 1739 года. Он писал не менее 25 различных поэтических жанров, в том числе балладу, оду, мадригалы, переводы, послания, эклоги, идиллии, элегии, сонеты и многие другие. В этом далеко не полном источнике 268 произведений. (Список включает некоторые трагедии и переводы, но не включает его публицистика, эссе, 12 комедий или его переработок Шекспира.) Но есть серьезная проблема с подсчетом и исследованием полного литературного творчества Сумарокова, поскольку весь его архив был утерян. . У нас нет ничего, кроме опубликованных текстов, к которым можно вернуться. Более того, к моменту его смерти о нем уже практически никто не заботился. Он был нищим, нелюбимым, неуважаемым, на самом деле о нем никто даже не думал. Его похоронили на кладбище Донского монастыря в Москве, но и его могила со временем была утеряна. В его честь в 19 г.51, но размещение этой плиты (которую я помню, как увидел и резко остановился, как если бы увидел привидение) не имеет ничего общего с местонахождением его останков. Когда Сумароков умер, у него не осталось денег на похороны, поэтому некоторые московские актеры собрали сбор и покрыли расходы. Это был классический случай превращения богатства в нищету.
Последний раз, когда я был в Санкт-Петербурге несколько лет назад, я пять дней бродил по городу с огромным списком адресов в руках. Одним из них был Большой проспект, 31 на Васильевском острове. Исследования показали, что там была мемориальная доска в честь Сумарокова. Действительно был, и вот что на нем написано: «На этом участке находился дом, в котором проживал с 1765 по 1769 г., писатель, поэт, драматург, крупный театральный деятель Александр Петрович Сумароков».
Итак, на что мы смотрим, когда стоим на углу этой улицы и читаем слова на мемориальной доске в честь великого человека? Ничего такого. Практически ничего. Если только мы не заглянем в катакомбы собственных воспоминаний и мыслей. Стоя здесь, я не чувствовал ни озноба, ни мистического магнетизма, ни чувства дежавю. Я старался. Я искал это. Я чувствовал это. Его там не было. Здание, которое сейчас стоит здесь, не имеет ничего общего ни с Сумароковым, ни с его временами, оно появилось намного, намного позже. Улицы здесь, люди, стоящие вокруг или проходящие мимо, — все это не имеет никакого отношения к Сумарокову. Никто не остановился, чтобы посмотреть на табличку, всем было наплевать. Даже когда я его поставил и начал фотографировать с одной и с другой стороны. Обычно этого достаточно, чтобы вызвать любопытство хотя бы у некоторых прохожих. Не здесь. Не это место. Эти местные жители уже знали: здесь нам ничего не нужно знать.
Судьба — это индейка, как говорят русские. Я понятия не имею, откуда взялась эта фраза. Но это тот, который вы можете хорошо, трудно прочувствовать. Особенно, когда вдумываешься в жизнь и творчество Александра Сумарокова, а потом вдумываешься в то, как мир отвернулся от него к моменту его смерти, а потом просто забыл о нем.
Однако, чтобы не топиться в собственных слезах, порадуемся, что в маленьком Человеческом Театре в Москве недавно открылся спектакль под названием (Сумароков) Гамлет . Возможно, это первая постановка некогда великого писателя за 200 лет. Хорошо Владимиру Скворцову, который поставил. Мужчина по моему сердцу. Да здравствует память Александра Сумарокова.

Александр АблесимовАлександр ПушкинАлександр СумароковДенис ФонвизинДС МирскийМихаил ХерасковМихаил ЛомоносовВасилий ТредиаковскийВладимир СкворцовВладислав ОзеровЯков Княжнин

Памятники писателям

russianmonuments Оставить комментарий

Щелкните фото для увеличения .

 

Вчера я получил кайф, прочитав этот пост на странице директора Филиппа Григоряна в Facebook: « Я не в состоянии понять концепцию этого проклятого «музеона». Я думаю, что это адский мусор. Какого хрена здесь стоит этот Ломоносов, не на гранитном постаменте в центре парка его имени, а в грязи под каким-то кустом, рядом с каким-то чертовым оленем из трубок???? » Свою мини-разглагольствование он сопроводил двумя фотографиями — Ломоносова в грязи и стоящего рядом трубчатого оленя.
Видишь ли, несколько недель назад я сам ходил по этому месту под названием Музеон и сам сделал несколько фотографий, в том числе и Ломоносова (прошел мимо оленя). Я думал, что, наверное, отложу их на черный день, когда мне больше не о чем будет писать, но Григорян вызвал у меня желание вернуться к ним прямо сейчас – не спорить с ним, а даже соглашаться с ним. , а только потому, что эти небрежно сделанные снимки вдруг приобрели определенную срочность в реальном времени.
Музеон — открытый парк скульптур за Домом художника, расположенный на Крымском валу в Москве. По сути, это кладбище скульптур и памятников. Здесь есть жуткий, хорошо сделанный Сталин и много халтуры Ленина. На этих страницах я написал о нескольких более интересных произведениях, которые можно здесь найти – Максим Горький, Александр Пушкин, Михаил Лермонтов и, может быть, еще одно или два. Вы можете преследовать их в этом блоге.
Но Филипп прав, конечно. В этом месте есть странность. Это не имеет никакого смысла. Многие из заброшенных старых памятников — Брежневу и ему подобным — стоят в ряды, как плохие надгробия. Я писал здесь о мраморном Пушкине, который причудливо застрял в углу между двумя сходящимися тротуарами. Когда я его сфотографировал, его ноги были в грязи — просто царский беспорядок. Лучшим, более интригующим произведениям, таким как этот Ломоносов, иногда повезло оказаться за пределами сетки кладбища. Но вопрос Григоряна — первый, что приходит на ум любому проходящему — что это, черт возьми, здесь делает? Где это было раньше? Почему его сейчас нет? Это действительно лучшее место, которое они могли найти для этого?

Эту скульптуру «первого гения» России — математика, астронома, химика, поэта, драматурга и многих других — изготовил Леонид Баранов (1943 г.р.). Баранов — успешный скульптор, специализирующийся на работе в честь известных личностей. Он создал подобие Петра Великого, которое стоит в Амстердаме (куда Петр отправился учиться ремеслу кораблестроения), и является автором памятника Федору Достоевскому, который стоит в Баден-Бадене (где Достоевский любил играть в азартные игры). Скульптура Ломоносова, которую мы здесь видим, на самом деле является копией оригинала, созданного в 19 веке. 80 для Театра имени Ломоносова в Архангельске, недалеко от места рождения великого человека.
К моему огорчению Филиппа Григоряна, этот дубликат был вторично выкован из оригинального слепка в 1991 году специально для того, чтобы стоять здесь, в парке Музеон. Это объясняет, почему он стоит вне «надгробных рядов» — это не спасательная работа, а чей-то целенаправленный выбор.
Мне эта штука больше нравится. Это похоже на комикс, но в то же время отдает дань уважения исторической реальности. Симпатичные рюши (если это не то слово, то должно быть) на рубашке приятно перекликаются со слоями кудрей в предположительно напудренном парике Михаила. Взгляд даже через два пустых глаза конкретен и сфокусирован. Выражение лица достаточно пустое, чтобы мы могли прочесть в нем то, что хотим, но достаточно ясное, чтобы дать ощущение знания и самооценки. Пухлые щечки прекрасно сочетаются с низким, но длинным лбом, широкими покатыми плечами и удобно выступающим животом. Интересна мне и крохотная книжечка в левой руке Ломоносова, и большая, сильная, вытянутая правая рука, мимо которой многие прохожие, видимо, не могут пройти, не встряхнув хорошенько. Я сделал это сам, и клянусь, Ломоносов вернул хороший, крепкий, джентльменский трэш.


 

 

Федор ДостоевскийЛеонид БарановМихаил ЛомоносовФилипп Григорян

Памятники писателям

russianmonuments 1 комментарий

Вы не представляете, в какие истории попадаете, когда подходите к памятнику на улице. Тот, который я сегодня выделяю, чествует великого Михаила Ломоносова (1711-1765), первого в России всего в искусствах и науках. Он был по существу первым значительным поэтом, драматургом, переводчиком, научным экспериментатором, химиком, физиком, астрономом, геологом, металлургом… Он учился в Киеве, Москве, Санкт-Петербурге, Марбурге и Фрайбурге, если назвать несколько мест. В 1755 году по плану Ломоносова был основан Московский университет. Это все довольно хорошо известно. Немногие из нас, кто изучал пьесы и стихи Ломоносова, смеялись, если честно. Но тогда, если мы собираемся быть честными, давайте также будем справедливы: сколько из тех, кто смеялся, единолично заложили литературную и научную основу для целой нации? Да правильно. А теперь иди и посмейся еще, если сможешь.
О чем я, по крайней мере, не догадывался, так это о том, что памятник Ломоносову, стоящий сейчас перед старым зданием МГУ на Моховой улице напротив Красной площади и Кремля, украсит это пространство уже третьим. Первым был небольшой бронзовый бюст работы Федота Шубина, открытый в 1877 году (1876 год по старому стилю). Однако этот бюст сильно пострадал в 1944 году во время Второй мировой войны, когда в него попал осколок бомбы. В 1945 году было принято решение поручить известному скульптору Сергею Меркурову заменить бюст статуей большего размера. Он так и сделал, но по пока неясным для меня причинам использовал временную штукатурку или гипс, окрашенный под бронзу. В результате к 1957 его статую пришлось заменить, что привело нас к тому произведению, которое мы сейчас видим, когда идем по территории Московского университета в центре города. Это изображение молодого Ломоносова, возможно, еще самого студента. Скульптор Иосиф Козловский. Я собрал большую часть этой информации с нескольких страниц русской Википедии.

Еще немного неторопливого исследования открывает больше интересных фактов. Кажется, наш поэт и ученый был вспыльчив и был не прочь поколотить пару раундов. Согласно статье в газете «Аргументы и факты», однажды Ломоносова даже вскоре судили и посадили в тюрьму за драку. Один из примеров его физической силы и готовности ее использовать стал чем-то вроде легенды. Однажды вечером, когда Ломоносов шел по Васильевскому острову в Петербурге, к нему подошли трое матросов. Ломоносов набросился на них с такой яростью, что двое потенциальных нападавших тут же набросились на него. Третий имел несчастье попасть в руки Ломоносова и распластался на улице под тяжелой рукой ученого человека. «Как зовут этих двух бандитов и что ты собирался со мной сделать?» — спросил Ломоносов у своего пленника. Вскоре последовал ответ, что целью было ограбление. — Вы, мошенники, вы! Ломоносов загремел: «Тогда я тебя ограблю!» И он приступил к разделу одежды с нападавшего, ставшего жертвой, и забрал ее домой в качестве трофея за свой подвиг.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *