Ломоносов литература краткая биография: Ломоносов биография кратко для детей – самые главные и интересные факты из жизни Михаила Васильевича

Михаил Васильевич Ломоносов

Михаил Васильевич Ломоносов

Михаил Васильевич Ломоносов

(1711 – 1765)

великий русский ученый, химик, физик, художник, историк, поэт и писатель. Прославился в таких областях знаний, как: астрономия, геология, приборостроение, география и многих других.

Ранние годы

Родился Михаил Ломоносов 8 (19) ноября 1711 года в селе Мишанинская (Архангельская губерния, сейчас — село Ломоносово) в зажиточной семье. С ранних лет он любил выходить с отцом в море. Эти плавания оказали влияние на формирование представлений юного Ломоносова о красоте природы, закалили его характер.

Грамоте и чтению Ломоносову удалось обучиться еще в детстве. В возрасте 14-ти лет Михаил уже умел грамотно писать. Узнав, что отец хочет его женить, в 19 лет решает бежать в Москву.

Учеба и трудовая деятельность

Движимый стремлением к знаниям, он пешком приходит в Москву (1731 г. ), где поступает в Славяно-греко-латинскую академию. Там жизнь Ломоносова очень трудна и бедна. Однако благодаря упорству ему удается за 5 лет пройти весь 12-летний курс обучения.

В числе лучших студентов в 1736 году отправляется учиться в Германию, где изучает технические и естественные науки, а также иностранные языки и литературу. Начал собирать свою библиотеку, в которую вошли как античные авторы, так и современники.

Он изучает множество наук, ставит опыты, выступает с лекциями. Даже при такой занятости у Ломоносова остается время на сочинение стихотворений.

В 1741 году Михаил Васильевич возвращается на родину.

В 1742 году Ломоносов был назначен адъюнктом физики в Петербургской академии наук, а через 3 года стал профессором химии.

Смерть и наследие

Вклад Ломоносова в такие науки, как физика, химия, география, астрономия, минералогия, почвоведение, геология, картография, геодозия, метеорология очень велики. Литературное творчество Ломоносова содержит произведения на разных языках. Это – «История Российская», трагедии «Тамара и Селим», «Демофонт», и многие стихотворения Ломоносова.

В 1754 году он разработал проект Московского университета, названный позже в его честь университетом Ломоносова. Кроме того, краткая биография Ломоносова знаменательна открытием закона сохранения материи, написанием работ по теории цвета, построением множества оптических приборов.

Большой вклад Ломоносов внес также в историю. Ученый создал «Краткий российский летописец с родословием», где описал главные события истории России с 862 по 1725 год. Это издание облегчило работу с историческими документами и стало очень популярно среди читателей.

Смерть настигла Михаила Ломоносова в возрасте 54 лет. Умер великий ученый от воспаления легких 4 (15) апреля 1765 года, и был похоронен на Лазаревском кладбище в Санкт-Петербурге.

Михаил Васильевич Ломоносов – великий русский учёный-энциклопедист. Его личность уже давно стала хрестоматийной. О его уникальных способностях слагали легенды и мифы, ведь он добился невероятных успехов во многих областях знаний.

Михаил Ломоносов — Биография — LibAid.Ru

ЛОМОНОСОВ Михаил Васильевич [8 (19) ноября 1711, деревня Мишанинская Куростровской волости Архангелогородской губ. — 4 (15) апреля 1765, Санкт-Петербург], первый русский ученый-естествоиспытатель мирового значения, поэт, заложивший основы современного русского литературного языка, художник, историк, поборник развития отечественного просвещения, науки и экономики.

Ранние годы

Был сыном государственного крестьянина-помора, состоятельного рыбака и охотника на морского зверя. Мать рано умерла, отец женился еще несколько раз. Вместе с отцом мальчик не раз выходил в море и впоследствии по памяти смог начертить карту родных мест с указанием мелей и глубин. Овладев грамотой, перечитал все доступную тогда литературу, в том числе «Арифметику» Магницкого.

Решение об учебе был поддержано отцом, и в возрасте 19 лет Михайло Ломоносов отправился с обозом в Москву. Здесь, скрыв правду о своем крестьянском происхождении, он поступил в Славяно-латинскую (впоследствии Славяно-греко-латинскую) академию. В 1735, добившись выдющихся успехов, он был переведен в Академический университет в Санкт-Петербурге (по некоторым сведениями, до того он два года учился в Киево-Могилянской духовной академии и изучал русские летописи). На следующий год Ломоносов вместе с несколькими другими даровитыми студентами был отправлен в Германию на обучение. Первые три года он провел в Марбургском университете, где среди его преподавателей был такой выдающийся ученый, как Х. Вольф. Вольф дал о его способностях восторженный отзыв в Петербург, однако указывал и на недостатки Ломоносова — излишнее пристрастие к «разгульной жизни». Вольф поощрял самостоятельные опыты подающего надежды ученого. В 1739 Ломоносов был переведен во Фрейбург к профессору И. Генкелю для изучения металлургии и горного дела. Здесь впервые познакомился с устройством рудников, а также приобрел опыт работы в химической лаборатории. Средства из России приходили крайне нерегулярно, к тому же Ломоносов не мог вынести насмешек над своими самостоятельными работами, которыми осыпал его Генкель. Весной 1740 Ломоносов самовольно покинул Фрейбург. Более года он скитался по Германии и Голландии и в конце 1741 вернулся в Россию. Его поэтическая ода «На взятие Хотина» обратила на себя внимание двора еще в его бытность в Германии, в 1739. В этот период на престол взошла Елизавета Петровна, высоко оценившая поэтическое дарование Ломоносова и его искреннее поклонение перед ее великим отцом. Она неизменно оказывала ему свое покровительство на протяжении всего царствования.

Начало академической карьеры

После некоторого периода неустроенности и безденежья Ломоносов в январе 1742 был назначен адъюнктом АН по физическому классу, а в августе 1745 стал первым русским уеным, избранным на должность профессора (академика) химии. Правда, уже в самом начале карьеры Ломоносов вступил в конфликт с иностранными бюрократами. По доносу своего врага И. Шумахера он семь с половиной месяцев 1743-44 провел на гаупвахте. В его вызволении сыграл огромную роль фаворит императрицы И. И. Шувалов, с которым Ломоносов надолго сохранил тесные отношения. После освобождения он начал читать первые публичные лекции по физике на русском языке, тогда же опубликовал перевод краткого изложения «экспериментальной физики»Х. Вольфа. В 1748 добился постройки и оборудования первой в России химической научно-исследовательской лаборатории.

Исследования

Ломоносов принял деятельное участие в опровержении теории теплорода, господствовавшей в то время в науке. В своем произведении «Размышления о причине теплоты и холода» (1744) ученый пришел к предположению, что теплота обусловлена вращательными движениями частиц вещества. Эта гипотеза была в 19 веке использована в первоначальных попытках построения кинетической теории газов (Г. Дэви, Дж. П. Джоуль). Теоретическая химия Ломоносова целиком опиралась на достижения физики. В 1752-1753 ученый прочитал студентам курс «Введение в истинную физическую химию», сопровождавшийся демонстрационными опытами и практическими занятиями. Он составил обширную программу исследований свойств растворов. Значительное внимание Ломоносов уделил исследованиям атмосферного электричества, проводившимся им совместно с Г. В. Рихманом, погибшим в 1753 от электрического разряда (шаровой молнии?). Эта научная смелость стала известна во всей Европе. Ломоносов самостоятельно сформулировал законы сохранения материи и движения, разработал учение о природе цветов.

Широкие научные интересы Ломоносова включали и астрономию. 26 мая 1761 во время прохождения Венеры по диску Солнца Ломоносов открыл существование у нее атмосферы, впервые правильно истолковав размытие солнечного края при двукратном прохождении Венеры через край диска Солнца.

Ломоносов уделял значительное внимание развитию в России геологии и минералогии и лично произвел большое количество анализов горных пород. Придавая важное значение развитию русского металлургического производства, Ломоносов в 1763 опубликовал руководство «Первые основания металлургии или рудных дел», в котором подробно рассмотрел как свойства различных металлов, так и практически применяемые способы их получения. Доказал органическое происхождение нефти, торфа и каменного угля. В 1758 ему было поручено «смотрение» за Географическим департаментом, Историческим собранием, университетом и Академической гимназией при АН. Основной задачей Географического департамента было составление «Атласа Российского». Ломоносов разработал обширный план получения как физико-географических, так и экономико-географических данных для составления «Атласа» с помощью организации географических экспедиций, а также обработки ответов на специальные анкеты, разосланные в различные пункты страны. Ломоносов исследовал морские льды и дал первую их классификацию. Его мысли о важности для России Северного морского пути надолго опередили свое время. В разносторонности интересов Ломоносова отражается все эпоха Просвещения и тот ускоренный путь, который проходила российская наука. Но Ломоносов много занимался и искусством, что роднит его уже с титанами Возрождения. В течение многих лет он разрабатывал технологию получения цветного стекла на бисерной и мозаичной фабрике, построенной в Усть-Рудицах (близ Петербурга). Цветные стекла использовались для создания мозаик. Он сам создал ряд мозаичных портретов (например, портрет Петра I) и монументальную мозаику «Полтавская баталия» (1762-64). Мозаичные работы Ломоносова были высоко оценены российской Академией художеств, избравшей его в 1763 своим членом.

Страницы: 1 2

1 2Следующая »

Жизнь и творчество Михаила Васильевича Ломоносова

XVIII век испытал влияние классицизма. Под этим словом понималась социокультурная практика элиты Древнего Рима, которую зарождающаяся буржуазия считала совершенной и к которой стремилась. В то же время нередко подражание античности уступало рационализму творчества. Этот стиль с его гражданскими идеалами, мировоззрением, основанным на вере в возможность создания идеального монархического строя, несомненно, повлиял на поэтическое творчество Ломоносова.

Но исследователь не принял только рационалистический взгляд на реальность.

Особенности творчества М.В. Ломоносова

Литературное творчество Ломоносова было направлено на развитие русских национальных традиций. Он никогда не ставил перед собой цель отразить окружающую действительность. В его произведениях звучит провозглашение великих истин, видение будущего.

Его не устраивал существующий помещичий строй, но в произведениях звучала гордость за победы и величие русской государственности, созданной в петровское время.

Поэтическая жизнь и творчество М. В. Ломоносова

Ода в литературе классицизма получила первичное развитие. Этот жанр наиболее соответствовал задачам эпохи, когда общие цели ставились выше личных. Интерес к любому поэту появлялся тогда, когда в его переживаниях отражались события государственного и национального масштаба.

Ода

Творчество Ломоносова не случайно проявилось в написании од. Этот жанр больше соответствовал решению насущных проблем, поскольку в этих произведениях автор мог выразиться в поэтической форме по самым важным вопросам.
Кроме того, оды в то время имели особое значение, и они заказывались правительством для праздничных церемоний. Посвящая их царским особам, Ломоносов вышел за формальные придворные рамки, обратив свое обращение к решению вопросов государственного значения. В наряде императрицы Елизаветы Ломоносов прославляет ее как хранительницу мира в государстве. С началом ее правления закончилась война со Швецией.

Выразительна и красочна торжественная ода поэта. Особое значение он придавал точности и своевременности исторических событий. Лирический сюжет од о взятии Хотина включает ряд эпических элементов. Основную часть произведения занимает битва и связанные с ней размышления поэта. Особо выделены ключевые моменты боя, где побеждают «русские орлы». Преклоняясь перед успехом, автор находит нужные слова, чтобы воздействовать на патриотические чувства читателей.

Поэтическое творчество Ломоносова, если кратко, не было обширным и особо выдающимся. Но создание новой системы поэзии трудно переоценить.

Необходимость реформирования русского стихосложения

Проблема стихосложения давно существует в России. С XVI века повсеместно использовался силлабический принцип, не учитывавший особенностей русского языка. Стихами назывались куплеты, представляющие собой двустишия, скрепленные рифмами. Виршевики писали на славянском языке, что привело к разрыву с народной поэзией.

Другой принцип — тонизирующий, больше подходил для латыни и греческого языка, где не было категории силового ударения. Его основа – чередование долгих и кратких звуков.

Принципы стихосложения Тредиаковского

Преобразование русского стиха начал Тредиаковский. Он обнаружил, что здесь лучше работает тонический принцип, основанный на чередовании ударных слогов с безударными. Он очень близко подошел к понятию новой ритмической единицы — стопы, включающей в себя сочетание ударного слога с безударным. Сочетая в стопе тонический и силлабический принципы стихосложения, Тредиаковский не мог полностью отойти от традиций русского силлабика. Свои нововведения он ограничил длинным стихом и выбрал для него единственный ритм хореи. Таким образом, будучи первооткрывателем силлаботонического стиха, Тредиаковский создал лишь одну из его разновидностей.

Создание поэтической системы Ломоносовым

Творчество Ломоносова позволило окончательно разработать следующий необходимый этап реформы русской поэзии, рассматривающий акцентологию как основу стихосложения, где есть аналогия между ударом-безударностью и долготой- краткость. Это напоминает теорию Тредиаковского и заканчивается введением понятия о двухсложных и трехсложных стопах, причем возникает потребность в разных видах рифмовки. Ломоносов приходит к мысли ограничить размер стиха. По сравнению с одним типом стиха он создает целую систему.

Поэтическое творчество Ломоносова проявилось в его привязанности к ямбе, наиболее близко соответствующей высокому жанру оды. Он считал, что ямбический стих умножает пышность и благородство произведения.

Принятие нового принципа стихосложения

В результате постепенно проводилась реформа стихосложения, закрепившая в русской поэзии силлабо-тонический подход, который до сих пор является ее основой. Первооткрывателем здесь является Тредиаковский, давший теоретическое обоснование и первоначальный опыт применения нового принципа.

Творчество М. В. Ломоносова в этом направлении было направлено на его развитие, систематизацию и распространение всей поэтической практики. Поэт ставит на первое место четвероногий ямб и развивает его в своих одах. По мнению Михаила Васильевича, ему наиболее соответствует благородство и высокий уровень поэтического жанра. Ломоносов последовательно утверждает и расширяет возможности силлабо-тонического стихосложения, как наиболее подходящего русскому языку. Его основы нашли воплощение в поэзии Пушкина.

Литературное творчество Ломоносова

Начало 18 века в России характеризовалось средневековым бытом, в то время как в Европе происходили революционные технические и научные преобразования, развивались также культура и просвещение.

Деятельность Ломоносова в литературе ярко проявилась в создании нового поэтического стиля. Ему также принадлежит теория языка и словесности, изложенная в первой русской грамматике и риторике. После этого оно господствовало целое столетие и нашло свое продолжение в творчестве А. С. Пушкина.

Творческая деятельность Ломоносова была направлена ​​на создание русской литературы. Книги были в основном церковными, и в них было много слов из греческого и других языков, по большей части непонятных читателю. Теория русского слова строилась ученым на основе церковнославянского и простонародного языка, под которым понималось московское наречие. Слова были разделены на 3 штиля:

  • Общий;
  • Книга, кроме необычной;
  • Простые люди.

Первый штиль (высокий) предназначался для написания од и стихов; Средний служил для прозы, элегий, сатиров, дружеских писем в стихах; Низкий — для сочинения песен, эпиграмм, комедий и написания обыденных вещей. На этой теории стилей продолжал существовать литературный язык 18 века.

Как патриот и общественный деятель, Ломоносов всемерно способствовал развитию русского просвещения. Важным достижением в этом направлении является создание первого российского университета.

Литературная деятельность Ломоносова тесно связана с научными работами. Поэт и русским языком поэт владел лучше, чем кто-либо из его современников. Переводя научные труды с других языков, он сразу же создал новую терминологию.

О жизни и творчестве Ломоносова кратко и многозначительно сказал С. И. Вавилов, что в одном человеке слились воедино научные и художественно-исторические интересы и склонности. При этом проявлялись они не под влиянием давления извне, а от внутренних потребностей. Сам Михаил Васильевич призывал людей не восхищаться его значением, а пользоваться собственным умом.

Необходимость создания новых учебных заведений для россиян

Высшие учебные заведения в России начала XVIII века можно было пересчитать по пальцам. Образованности для людей высших кругов было недостаточно, и человеку низшего сословия оставалось только научиться читать и писать. Случай с Ломоносовым был уникальным, и только благоприятное стечение обстоятельств, его талант и настойчивость позволили достичь высот в науке.

Существующие учебные заведения не могли удовлетворить потребности огромной империи. Была крайняя потребность в отечественных специалистах, и был необходим классический государственный университет для дворян и разночинцев.

Учреждение Московского университета

Жизнь и творчество Ломоносова были прежде всего направлены на развитие науки и образования в Отечестве. В 1753 году он разработал проект и устройство Первого Национального университета в Москве, а через два года открыл его вместе с камер-юнкером императрицы Елизаветы II Шуваловым. Это было первое в России высшее учебное заведение, в которое мог поступить любой способный юноша, независимо от сословия. Несмотря на то, что в Петербурге существовала Академия наук, иностранные академики сохраняли там свое особое положение и не давали возможности развивать свои национальные таланты.

Михаил Васильевич не преподавал в Московском университете, так как вся жизнь и деятельность Ломоносова проходила в Петербурге.

Но он всячески помогал развитию российской науки в плане привлечения к работе отечественных специалистов. Через несколько лет на всех факультетах лекции читали русские профессора.

Наиболее отличившиеся в обучении ученики получали дворянский чин. Университет развивался, решая задачи науки и образования. Он стал одним из центров мировой культуры.

Заключение

Жизнь и деятельность Ломоносова трудно описать кратко. Его творчество проявилось во всех областях науки и культуры XVIII века. Он везде успевал, внедряя новое, привлекательное и прогрессивное. Разносторонность его интересов и деятельности сравнима в сравнении только с Леонардо да Винчи.

Труды Михаила Ломоносова и целенаправленная работа ученого были крайне необходимы для развития России и выхода ее из Средневековья. Он добился необходимого развития науки и образования, которое уже нельзя было остановить в дальнейшем из-за вовлечения в него всех классов.

По значимости и вкладу в становление Отечества ставится в один ряд с наиболее выдающимися деятелями страны за всю историю ее развития.

Борис Пастернак – биографический – NobelPrize.org

  • Борис Пастернак

Борис Леонидович Пастернак (1890-1960), родился в Москве, был сыном талантливых художников: отец — живописец и иллюстратор произведений Толстого, мать — известная концертирующая пианистка. Образование Пастернака началось в немецкой гимназии в Москве и было продолжено в Московском университете. Под влиянием композитора Скрябина Пастернак занялся изучением музыкальной композиции в течение шести лет с 19С 04 по 1910 год. К 1912 году он отказался от музыки как своего призвания в жизни и отправился в Марбургский университет в Германии изучать философию. После четырех месяцев там и поездки в Италию он вернулся в Россию и решил посвятить себя литературе.

Первые книги стихов Пастернака остались незамеченными. С Сестра моей жизни (Жизнь моей сестры), 1922, и Темы и вариации (Темы и вариации), 1923, последняя отмечена крайним, хотя и трезвым стилем, Пастернак впервые занял место ведущего поэта среди своих поэтов.

русские современники. В 1924 года он опубликовал « «Высокая болезнь » («Возвышенная болезнь»), изображавшую восстание 1905 года так, как он его видел, и « Детство люверс » («Детство любящих»), лирико-психологический портрет молодой девушки на пороге женственности. В следующем году вышел сборник из четырех рассказов под названием « Воздушные пути ». В 1927 г. Пастернак снова вернулся к революции 1905 г. как сюжет для двух больших произведений: Лейтенант Шмидт , стихотворение, выражающее глубокую скорбь о судьбе лейтенанта Шмидта, руководителя севастопольского мятежа, и Девятсот пятый год (1905 год), сильное, но расплывчатое стихотворение, в котором основное внимание уделяется событиям, связанным с революцией 1905 года. Сдержанная автобиография Пастернака, Охранная грамота (Безопасное поведение), появилась в 1931 году, а в следующем году последовал сборник лирики,
Второе рождение
(Второе рождение), 1932. В 1935 году он опубликовал переводы некоторых грузинских поэтов. и впоследствии перевел основные драмы Шекспира, несколько произведений Гете, Шиллера, Клейста и Бена Джонсона, а также стихи Петефи, Верлена, Суинберна, Шелли и других. На ранних поездах (В ранних поездах), сборник стихов, написанных с 1936 года, был опубликован в 1943 году и дополнен и переиздан в 1945 году как Земные просторы (Широкие просторы земли). В 1957 году « Доктор Живаго », единственный роман Пастернака, за исключением более раннего «романа в стихах», Спекторский (1926), впервые появился в итальянском переводе и был воспринят некоторыми критиками как удачная попытка соединить лирико-описательную и эпико-драматические стили. Автобиографический очерк, Биографический очерк (Очерк автобиографии) был опубликован в 1959 году сначала на итальянском, а затем на английском языке. Пастернак жил в Подмосковном Переделкино до своей смерти в 1960 году.

Из Нобелевских лекций, литературы 1901–1967 , редактор Хорст Френц, издательство Elsevier Publishing Company, Амстердам, 1969 г.

Эта автобиография/биография написана во время награждения и впервые опубликовано в серии книг Les Prix Nobel . Позже он был отредактирован и переиздан в Нобелевские лекции . Чтобы процитировать этот документ, всегда указывайте источник, как показано выше.

Борис Пастернак умер 30 мая 1960 года.

Авторские права © Нобелевский фонд, 1958 г.

Цитировать раздел
МЛА стиля: Борис Пастернак – Биографический. Нобелевская премия.org. Nobel Prize Outreach AB 2023. Чт. 23 февраля 2023 г.

Наверх Back To TopВозвращает пользователей к началу страницы

Нобелевские премии 2022 г.

Четырнадцать лауреатов были удостоены Нобелевской премии в 2022 году за достижения, которые принесли наибольшую пользу человечеству.

Их работа и открытия варьируются от палеогеномики и клик-химии до документирования военных преступлений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *