Каким Петра I представляют в книжных памятниках Архангельской области
История Архангельска неразрывно связана с именем первого императора, 350 лет со дня рождения которого исполняется 9 июня 2022 года
Благодаря заслугам Петра I, Архангельск на рубеже XVII–XVIII веков сыграл выдающуюся роль в истории военно-морского, торгового флота. Однако каждая эпоха вносит в понимание исторической личности нечто своё, раскрывая те грани, тот смысл и значение, то особенное, что стало актуальным для новых поколений. Поэтому каждая эпоха формирует свой образ Петра, определённый взгляд и оценку событий того периода. Каким представлен Пётр I в книжном наследии нашего региона? В государственных учреждениях культуры Архангельской области хранятся книжные памятники XVIII – первой трети XIX века, в которых так или иначе представлены исторические экскурсы во времена петровских преобразований.
Так, в Государственном архиве Архангельской области хранится труд выдающегося сподвижника Петра I Петра Павловича Шафирова «Рассуждение о причинах Северной войны» (СПб. , 1722). Книга написана по поручению самого императора, в которой поставлены три вопроса, они чётко сформулированы в заглавии: о причинах Северной войны, о виновниках длительного ведения войны, о том, в какой мере соблюдаются противниками правила войны.
Внимание царя к распространению труда Шафирова подчёркивается двумя переизданиями в 1717 и 1722 годах. В архиве сохранилось второе издание, в котором автор прославляет природные качества и добродетели монарха: премудрость в различных делах, храбрость, отвагу, милосердие, «остроту высокого разума», старание. Раскрывается намерение «о его величества удивительных качествах напомянути», а не «гисторию живота пресветлейшаго родителя описати». Шафиров следовал плану систематично описать дела «Петра Перваго царя и императора всероссийского»: искусство в политических и воинских делах, флот, науку, «художества и рукоделия», купечество, строительство крепостей, портов и каналов.
У Михаила Васильевича Ломоносова есть труды, посвящённые Петру I. Царствование императора вызывало у учёного исключительный интерес. В работе «Слово похвальное блаженныя памяти государю императору Петру Великому» (СПб., 1755) учёный высоко отзывается о его просветительской деятельности. В 1757 году президент Академии наук К. Г. Разумовский распорядился перевести «Слово…» на французский язык и напечатать в количестве 100 экземпляров. Один экземпляр хранится в Историко-мемориальном музее М. В. Ломоносова.
Успех «Слова похвального…» побудил видного государственного деятеля И. И. Шувалова заказать Ломоносову эпическую поэму о Петре I, которую автор и начал писать не позднее 1756 года. В опубликованных песнях «Героической поэмы» описано посещение Петром I Архангельска в 1702 году: Ломоносов слышал от старожилов и своего отца, видевшего Петра, что император останавливался на отдых в Холмогорах, посещал верфи Бажениных и бывал на Курострове. Также в поэме большое место занимают картины северной природы. Это была одна из первых попыток создания русской героической поэмы, где сочетаются исторические и патриотические линии. Ломоносов связал фигуру Петра I с его неустанным трудом, с его гигантской деятельностью, направленной на развитие страны. Поэма Михаила Ломоносова 1761 года хранится в Государственном архиве Архангельской области.
Одно из первых и самых популярных в XVIII веке жизнеописаний Петра I вышло в Венеции на итальянском языке в 1736 году – «Житие Петра Великаго, императора и самодержца всероссийскаго…». Его автор Антонио Катифоро (ок. 1685–1763) не был лично знаком с Петром I и не работал с «источниками», однако честно ставит прямо в названии книги указание на французские и голландские «воспоминания», тщательно их проработав и интерпретировав. Для Катифоро Пётр был важнее не как просветитель, а как самодержец – талантливый созидатель могучей православной державы. Восхищённо описывая успехи царя, он неоднократно восхваляет избранную им государственную систему. Перевести этот труд итальянского историографа в 1743 году решил секретарь коллегии иностранных дел, преподаватель греческого в разных учреждениях Степан Писарев. Однако ему пришлось ждать 30 лет издания своего труда – книга вышла только в 1772 году. До публикации она тем не менее ходила в рукописных списках, получив широкую известность. Это издание хранится в Государственном архиве Архангельской области и Архангельском краеведческом музее.
В 1788–1789 годах в Москве было издано многотомное историко-биографическое сочинение Ивана Ивановича Голикова «Деяния Петра Великого, мудрого преобразователя России, собранные из достоверных источников и расположенные по годам». Отдельные тома хранятся в областной библиотеке им. Н. А. Добролюбова, Архангельском и Сольвычегодском краеведческих музеях. В предисловии к сочинению автор говорит о себе, что он «совсем не историк…, но только собиратель воедино дел Петровых». В «Деяниях» И. И. Голиков даёт такую характеристику Петра: «Он не терпел праздности как в себе, так и в других». Далее автор отмечает «экономию» и бережливость Петра, который «жил более, как домостроительный дворянин, а не как государь». Образ Петра, несомненно, идеализирован в сочинении. Однако для своего времени этот труд имел громадное значение как первый свод исторических фактов и попытка их систематизации.
Формирование российской системы образования в XVIII – первой половине XIX века происходило в тесном взаимодействии с Европой. Оно носило профильную направленность, так как обществу требовались профессионалы в узких областях знаний. Одним из первых учебных руководств российских авторов был учебник «Курс всеобщей истории» профессора педагогического института Е. Ф. Зябловского, изданный в 1811–1812 годах. Он предназначался изначально вовсе не для школьников, а для гражданских чиновников. После описания всех проведённых Петром войн, нововведений автор отмечает: император «подал собой пречудный пример нашему веку как в изучении наук и художеств, так и в управлении и государства самым делом». Один экземпляр хранится в Добролюбовской библиотеке.
В 1814 году учитель истории Санкт-Петербургской губернской гимназии Михаил Зубакович перевёл учебную книгу «Достопамятные происшествия во всемирной истории» немецкого историка Г. Г. Бредова. Из 61 параграфа о «достопамятных происшествиях» во всемирной истории российским делам посвящался только один – под названием «Россия. Пётр Великий». Автор пишет: «Пётр I построил первые корабли и сам ездил в Архангельск, при Белом море стоящий, для одобрения там кораблестроения». В заключении параграфа сказано о заслугах императора: «Собственным примером и многими учреждениями старался распространить между россиянами знания иностранцев и кроткие нравы; переменил покрой платья; велел брить бороды и запретил становиться перед ним на колени. Указал переводить с иностранных на российский язык книги и завёл для просвещения россиян многие училища».
«Всеобщие истории» немецкого учёного Иоганна Маттиаса Шрека и их переиздания неоднократно переводились на русский язык. «Всеобщая история Шрека» в переводе Е. Константинова хранится в Архангельской областной научной библиотеке им. Н. А. Добролюбова (СПб., 1820). Подводя итог заслугам Петра, автор пишет: «Пётр I был неоспоримо одним из знаменитейших государей, когда-либо обладавших престолом, и по справедливости должен быть почитаем за величайшего, если принять в рассуждение, что он не только другим, и не окружавшим его, сколько единственно почти сам себе и при бесчисленных трудностях обязан своему образованию и сам себя соделал в преобразователя своего народа».
В 1820–1840‑е годы широкое распространение получили учебные пособия по всеобщей истории адъюнкт-профессора исторических наук Ивана Кузьмича Кайданова (1780–1843). Заслуженный профессор И. К. Кайданов с 1811 по 1841 год преподавал в Царскосельском лицее исторические науки. Автор пишет: «У нас был свой Карл Великий: Владимир; свой Людовик XI: царь Иоанн, свой Кромвель: Годунов, – и ещё такой государь, которому нигде не было подобных: Пётр Великий». «И действительно: самый наружный вид Петра возвещал уже в нём необыкновенного монарха». Кайданов впервые описал физические и нравственные свойства императора: «Душевные свойства его были превосходны. Пылкое воображение, беглость и острота ума, и чрезвычайная основательность разума возвышали его перед всеми современниками. Первым полководцем, первым законодателем, первым мореходцем, первым начинателем и совершителем вообще великих дел был Он сам».
В завершении параграфа Кайданов включил раздел «Сравнение Петра I с другими монархами». «Многие покушались сравнить Петра I с кем‑либо из Властителей, коих имена сияют в истории… Сие самое различие великих наименований, присвоенных Петру, и недоумение: с кем должно сравнить Его, доказывают, что Петра Великого можно сравнить только с Петром Великим».
Добролюбовкой подготовлена книжная виртуальная выставка, которая размещена на сайте Регионального центра.
13. Поэма м.В. Ломоносова «Петр Великий». Образ Петра I в поэзии м.В. Ломоносова.
Впервые поэма вышла отдельным изданием в декабре 1760 г. («Песнь
первая») и в июле 1761 г. («Песнь вторая»).
Работу над поэмой Ломоносов начал примерно в 1756 г. и к середине 1761 г. закончил вторую часть ее. Поэма осталась незавершенной: дальше второй части работа не продвинулась (помешала исключительная загруженность в Академии наук, да и самый подход к воплощению темы и образа Петра I, наметившийся в первых двух песнях, говорил о необычайной широте и глубине замысла). Петр I в понимании Ломоносова — это творец и одновременно символ новой России, человек, совершивший нечто неподвластное человеку, — перевернувший весь жизненный уклад огромной страны, определивший ее настоящее величие и заложивший основы величия будущего, сотворивший мир новых культурных ценностей, создавший оптимальные условия для формирования нового человека и нового отношения к человеку и (вот это-то особенно важно учитывать, говоря о Ломоносове и вообще о русском просветительстве XVIII в.) сам воплотивший в себе идеального человека: просвещенного и страстного, сильного духом и широкого душою, увлекающегося и расчетливого и т. п., — человека мощной индивидуальности, решающей чертой которой является гармоническое соединение личного и общенационального интереса. Поэма «Петр Великий» должна была художественно увенчать предшествующие творческие усилия Ломоносова в создании образа царя-просветителя, предпринятые в похвальных одах, надписях, ораторской прозе.
Основная тема «Петра Великого» — борьба с внешними и внутренними врагами. Затронуты также патриотическая тема, тема модернизации государства.
Традиции и новаторство в «Петре Великом»:
По всем признакам это традиционно-классицистическая поэма (античные герои, патриотический пафос), однако есть и черты новаторства:
-лирические отступления (описание родного края)
-включение образов славянской мифологии
-единичное нарушение стилистического плана (Ломоносов включает в описание природы диалектизмы).
Многие исследователи отмечают влияние ломоносовского образа Петра, на образ Петра пушкинский.
В «Оде на день восшествия на престол Елисаветы» Ломоносов вознося императрицу за ее кроткий дух «зефира тише», за изволение расширять науки, обмолвился и о Петре, выделяя в нем, однако, качества, противоположные кротости:
«Человек, каков не слыхан был от века», бесстрашный в воинском деле, победивший силы природы («С трепетом Нептун чудился…»), дерзко покоривший науки. Что же для Ломоносова важнее: кротость или сила? Ответ можно найти в дальнейшем строках оды. Суровость сибирской природы, ее величие, вряд ли гармоничны с «кротостью» государыни. Ломоносов рисует пейзажи, исполненные мощи, как раз под стать Петра. Помимо этого Ломоносов особо выделял в Петре поддержку наук.
Научная конференция «Ломоносовские чтения — 2020» (секция вычислительной математики и кибернетики, кафедра вычислительных методов)
13:30
событие отложено, новая дата будет подтверждена
Факультет вычислительной математики и кибернетики Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова
Факультет вычислительной математики и кибернетики
Программа
15 апреля, среда, 13.30 | |
Кафедра вычислительных методов | |
II учебный корпус, 6 этаж, ауд. 621 | |
1 | Редукция трехмерной задачи рассеяния на силовом центре и численные методы ее решения. |
2 | Численные методы оптимального управления. |
Доклад Терновского В.В. (доцент) | |
3 | Сравнение эффективности подходов построения адаптивных граничных условий для уравнения Шрёдингера при моделировании лазерно-индуцированных контрастных структур в полупроводнике. |
Доклад Егоренкова В.А. (математик) и Логинова М.М. (исследователь) | |
4 | Квантовая операционная система. |
Доклад Ожигова Ю.И. (профессор) | |
5 | Самозахват волн при трехволновом взаимодействии световых импульсов в среде с комбинированной нелинейностью. |
Доклад Федотова М.В. (доцент) и Харитонов Д.М. (аспирант 2 курса) | |
6 | Негидростатическая модель уравнений динамики стратифицированной слабосжимаемой жидкости с поверхностью в приближении «мягкой оболочки».. |
Доклад Головизнина В. |