Контрольная работа по теме «Русская литература 18 века» Вариант № 1 …
Все вопросы /Литература /8 класс
в 16 Б) в 17 В) в 18 Г) в 19 А-2. Что НЕ было свойственно классицизму? А) характеристика героев с помощью «говорящих фамилий» Б) деление героев на положительных и отрицательных В) служение в первую очередь государству и его интересам Г) отсутствие строгой иерархии жанров А-3. Укажите фамилию русского комедиографа, чья пьеса явилась просветительской сатирой на нравы русского дворянства второй половины 18 века: А) И.А. Крылов Б) А.С. Грибоедов В) Н.М. Карамзин Г) Д.И. Фонвизин А-4. Кто из русских писателей был назван Екатериной II «бунтовщиком хуже Пугачёва»? А) Г.Р. Державин Б) А.Н. Радищев В) Н.М. Карамзин Г) Д.И. Фонвизин А-5. Кого прославляет Г.Р. Державин в оде «Фелица»? А) Екатерину I Б) Екатерину II В) Анну Иоанновну Г) Елисавету Петровну А-6. В каком произведении русской литературы 18 века автор поднимает тему Отечества и верного служения ему? А) «Путешествие из Петербурга в Москву» Б) «Бедная Лиза» В) «Недоросль» Г) «Памятник» А-7. «Звери алчные, пиявицы ненасытные, что крестьянину мы оставляем? То, чего отнять не можем, — …» Что же помещики-крепостники оставляют крестьянину? А) воду Б) воздух В) солнце Г) землю А-8. Что происходит в финале повести Н.М. Карамзина с главной героиней, Лизой? А) рожает ребенка и выходит замуж за соблазнителя В) убивает своего соблазнителя В) кончает жизнь самоубийством Г) умирает от чахотки А-9. В произведении «Властителям и судиям» Г.Р. Державин считал, что цари: А) должны отменить рабство В) должны соблюдать законы Б) должны покровительствовать наукам Г) должны расширять территорию России А-10. Черты каких двух литературных направлений проявились в «Путешествии…» А.Н. Радищева? А) классицизма и реализма В) сентиментализма и реализма Б) классицизма и сентиментализма Г) классицизма и романтизма А-11. Кто из указанных персонажей «Недоросля» Д.И. Фонвизина НЕ относится к положительным? А) Софья Б) Милон В) Вральман Г) Стародум А-12. Митрофанушке привиделся сон, что маменька сильно устала, колотя батюшку. Кого во сне пожалел Митрофанушка? А) уставшую от битья матушку В) себя, т.к. ему ночью такие страсти привиделись Б) сильно избитого батюшку Г) няньку Еремеевну, которая подвернулась матушке под горячую руку А-13. Что писатели-классицисты прославляли в своих произведениях? А) Свободу и Братство Б) Долг и Разум В) Отвагу и Мужество Г) Богатство и Власть А-14. Кто приехал в имение госпожи Простаковой с целью взять в опеку её имение за жестокое обращение с крестьянами? А) Стародум Б) Милон В) Кутейкин Г) Правдин В-1. Какое литературное направлению имеет следующие черты: отсутствие прямолинейности в обрисовке характеров персонажей, культ природы, резкое противопоставление мирной жизни в деревне бездушному городу, взгляд на человека как на существо чувствительное? _____________________________________________________ В-2. Откуда эти строки «…может собственных Платонов И быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать»? Назовите автора этого произведения. ___________________________________________________________________________________________________ В-3. К какой книге был дан эпиграф: «Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй»? Назовите автора этого произведения. ___________________________________________________________________________________________________ В-4. В произведении какого автора присутствуют «говорящие имена и фамилии»? _______________________ В-5. К какому «штилю» (высокому, среднему или низкому) относится произведение Г.Р. Державина «Фелица»? Свой ответ аргументируйте (2 доказательства). _____________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ В-6. Как называется средство выразительности: «Душа светилась в глазах твоих, подобно как солнце светится в каплях росы небесной»? __________________________________________________________________ Контрольная работа по теме «Русская литература 18 века» Вариант № 2 А-1. Как называется литературное направление, к которому относится творчество М.В. Ломоносова, Г.Р. Державина, Д.И. Фонвизина? А) реализм Б) романтизм В) классицизм Г) сентиментализм А-2. Произведения каких авторов взяли за основу писатели-классицисты? А) лучшие произведения современников В) произведения эпохи Возрождения Б) книги Пушкина, Лермонтова и Гоголя Г) произведения античных авторов А-3. Назовите фамилию русского поэта и учёного, который в 18 веке создал теорию русского силлабо-тониче- ского стихосложения. А) Г.Р. Державин Б) М.В. Ломоносов В) Н.М. Карамзин Г) Д.И. Фонвизин А-4. Назовите фамилию русского поэта, поэтическое новаторство которого проявилось в разрушении чистоты классицистической оды: он соединил элементы оды и сатиры в одном стихотворении, сочетал «высокий» и «низкий» «штили». А) Д.И. Фонвизин Б) Г.Р. Державин В) Н.М. Карамзин Г) М.В. Ломоносов А-5. Кого прославлял М.В. Ломоносов в оде 1747 года «На день восшествия на российский престол…»? А) Екатерину I Б) Елисавету Петровну В) Екатерину II Г) Анну Иоанновну А-6. Какой русский поэт 18 века в своих произведениях пропагандировал идеи мирного процветания родины под руководством мудрых монархов, заботящихся о развитии науки? А) М.В. Ломоносов Б) Д.И. Фонвизин В) Г.Р. Державин Г) Н.М. Карамзин А-7. На какой литературный источник опирался Г.Р. Державин, создавая оду «Памятник»? А) на стихотворение А.С. Пушкина «Памятник» Б) на оду Горация Б) на «Оду на день восшествия…» М.В. Ломоносова Г) на свою оду «Фелица» А-8. Что происходит в финале пьесы Д.И. Фонвизина «Недоросль» с главным героем, Митрофанушкой? А) он женится на Софье и получает её деньги В) его, избитого Скотининым, отправляют лечиться В) Правдин решает его отправить служить Г) он по-прежнему припеваючи живёт А-9. Какая тема стала ведущей в произведении Г.Р. Державина «Властителям и судиям»? А) любви и дружбы Б) законности и беззакония В) природы и родины Г) свободы поэтического творчества А-10. Что обозначают названия глав в книге А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву»? А) названия русских городов В) имена правителей российского государства Б) названия деревень Г) это названия событий, произошедших с путешественником А-11. Кто из указанных персонажей НЕ был учителем Митрофанушки? А) Кутейкин Б) Вральман В) Правдин Г) Цыфиркин А-12. Почему г-жа Простакова хотела во что бы то ни стало женить своего сына на Софье? А) девушка была редкой красавицей В) Простакова хотела так позлить своего брата, Тараса Скотинина Б) Митрофан был влюблён в Софью без памяти Г) Софья получила наследство от дяди и стала богата А-13. Укажите «лишнее» правило в правиле «трёх единств». А) единство времени Б) единство образа действия В) единство действия Г) единство места А-14. Кого просит Митрофанушка защитить его от разозлённого дядюшки? А) госпожу Простакову Б) своего отца В) няню Еремеевну Г) Софью В-1. Какое литературное направлению имеет следующие черты: культ разума, гражданско-просветительский пафос, человеческие характеры нарисованы прямолинейно (деление на положительных и отрицательных героев), строгая иерархия жанров? ____________________________________________________________________________ В-2. «Я взглянул окрест меня – душа моя страданиями человечества уязвлена стала». Откуда эти строки? Назовите автора этого произведения.
0 /10000
Вариант № 1 А-1. В каком веке в России появился классицизм?в) в 18 веке
Что НЕ было свойственно классицизму?
Г) отсутствие строгой иерархии жанров
А-3. Укажите фамилию русского комедиографа, чья пьеса явилась просветительской сатирой на нравы русского дворянства второй половины 18 века:
Г) Д.И. Фонвизин
А-4. Кто из русских писателей был назван Екатериной II «бунтовщиком хуже Пугачёва»?
Б) А.Н. Радищев
Б) Екатерину II
А-6. В каком произведении русской литературы 18 века автор поднимает тему Отечества и верного служения ему?
В) «Недоросль»
А-7. «Звери алчные, пиявицы ненасытные, что крестьянину мы оставляем? То, чего отнять не можем, — …» Что же помещики-крепостники оставляют крестьянину?
Б) воздух
А-8. Что происходит в финале повести Н.М. Карамзина с главной героиней, Лизой?
В) кончает жизнь самоубийством
А-9. В произведении «Властителям и судиям» Г.Р. Державин считал, что цари:
А) должны отменить рабство
А-10. Черты каких двух литературных направлений проявились в «Путешествии…» А.Н. Радищева?
Б) классицизма и сентиментализма
А-11. Кто из указанных персонажей «Недоросля» Д.И. Фонвизина НЕ относится к положительным?
В) Вральман
А-12. Митрофанушке привиделся сон, что маменька сильно устала, колотя батюшку. Кого во сне пожалел Митрофанушка?
А) уставшую от битья матушку
А-13. Что писатели-классицисты прославляли в своих произведениях?
Б) Долг и Разум
А-14. Кто приехал в имение госпожи Простаковой с целью взять в опеку её имение за жестокое обращение с крестьянами?
Г) Правдин
В-1. Какое литературное направлению имеет следующие черты: отсутствие прямолинейности в обрисовке характеров персонажей, культ природы, резкое противопоставление мирной жизни в деревне бездушному городу, взгляд на человека как на существо чувствительное? сентиментализм
В-2. Откуда эти строки «…может собственных Платонов И быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать»? Назовите автора этого произведения.
М.В. Ломоносов
В-3. К какой книге был дан эпиграф: «Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй»? Назовите автора этого произведения.
А. Радищев
В-4. В произведении какого автора присутствуют «говорящие имена и фамилии»?
Д.И. Фонвизин Недоросль
В-5. К какому «штилю» (высокому, среднему или низкому) относится произведение Г.Р. Державина «Фелица»? Свой ответ аргументируйте (2 доказательства).
“Фелица” соединение черт высокого, среднего и низкого стилей в рамках одного произведения. Сочетание оды и сатиры (высокий и средний стиль). Включение просторечных слов и выражений (низкий стиль).
В-6. Как называется средство выразительности: «Душа светилась в глазах твоих, подобно как солнце светится в каплях росы небесной»?
Метафора, олицетворение, сравнение
Контрольная работа по теме «Русская литература 18 века»
Вариант № 2 А-1. Как называется литературное направление, к которому относится творчество М.В. Ломоносова, Г.Р. Державина, Д.И. Фонвизина?
В) классицизм
А-2. Произведения каких авторов взяли за основу писатели-классицисты? Г) произведения античных авторов
А-3. Назовите фамилию русского поэта и учёного, который в 18 веке создал теорию русского силлабо-тониче- ского стихосложения.
Б) М.В. Ломоносов
А-4. Назовите фамилию русского поэта, поэтическое новаторство которого проявилось в разрушении чистоты классицистической оды: он соединил элементы оды и сатиры в одном стихотворении, сочетал «высокий» и «низкий» «штили».
Б) Г.Р. Державин
А-5. Кого прославлял М.В. Ломоносов в оде 1747 года «На день восшествия на российский престол…»?
Б) Елисавету Петровну
А-6. Какой русский поэт 18 века в своих произведениях пропагандировал идеи мирного процветания родины под руководством мудрых монархов, заботящихся о развитии науки?
А) М. В. Ломоносов
А-7. На какой литературный источник опирался Г.Р. Державин, создавая оду «Памятник»?
Б) на оду Горация
А-8. Что происходит в финале пьесы Д.И. Фонвизина «Недоросль» с главным героем, Митрофанушкой?
В) Правдин решает его отправить служить
А-9. Какая тема стала ведущей в произведении Г.Р. Державина «Властителям и судиям»?
Б) законности и беззакония
А-10. Что обозначают названия глав в книге А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву»? А) названия русских городов Г) это названия событий, произошедших с путешественником (?)
А-11. Кто из указанных персонажей НЕ был учителем Митрофанушки?
В) Правдин
А-12. Почему г-жа Простакова хотела во что бы то ни стало женить своего сына на Софье?
Г) Софья получила наследство от дяди и стала богата
А-13. Укажите «лишнее» правило в правиле «трёх единств».
Б) единство образа действия
А-14. Кого просит Митрофанушка защитить его от разозлённого дядюшки?
В) няню Еремеевну
В-1. Какое литературное направлению имеет следующие черты: культ разума, гражданско-просветительский пафос, человеческие характеры нарисованы прямолинейно (деление на положительных и отрицательных героев), строгая иерархия жанров?
классицизм
В-2. «Я взглянул окрест меня – душа моя страданиями человечества уязвлена стала». Откуда эти строки? Назовите автора этого произведения.
А. Радищев Путешествие из Петербурга в Москву
Сочинение По Теме Фонвизин И Классицизм – Telegraph
>>> ПОДРОБНЕЕ ЖМИТЕ ЗДЕСЬ <<<
Сочинение По Теме Фонвизин И Классицизм
Нашёл ошибку? Выдели и нажми ctrl + Enter
Открой еще несколько сочинений на схожую тему:
Кимы 2019
Демонстрационный
…litra.ru запрашивает разрешение на:
Все произведения, содержащиеся в кодификаторе, обязательны для прочтения. И даже если такие масштабные эпопеи, как «Война и мир» или «Тихий Дон», не попадутся вам в тестовой части, знание их содержания и проблематики будет очень полезно при выполнении заданий С2 и С4, ведь в них можно найти примеры почти на любую тему. Но, скажу честно, специально к экзамену я ничего не перечитывала, а только освежала в памяти с помощью анализов, приведённых на данном сайте. Читать далее…
Комедия «Недоросль» была написана Д. И. Фонвизиным в 1781 году и стала вершиной отечественной драматургии XVIII века. Это произведение классицизма, но в нем проявляются и определенные черты реализма, что делает новаторским данное сочинение.
Классицизм — литературное направление, основанное на принципах философского рационализма, идеале гармонии и меры, строгом соблюдении нормативности в поэтике, подражании образцам античной словесности, вере в человеческий разум. Гармония содержания и формы, строгое деление героев на положительных и отрицательных, использование «говорящих» фамилий, правила «трех единств», соблюдение иерархии жанров — вот основные черты классицизма.
Русский классицизм отличает сатирическая направленность произведений, преобладание национально-исторической тематики над античной.
Д. И. Фонвизин соблюдает в «Недоросле» единство места и времени: все события комедии разворачиваются в доме госпожи Простаковой и действие происходит в течение 24 часов. Но автор комедии нарушает единство действия, так как в произведении два конфликта: любовный и социально-политический. Любовный конфликт является основным. Герои комедии делятся на отрицательных (госпожа Простакова, господин Скотинин) и положительных (Милон, Стародум, Софья). Автор наделяет героев «говорящими» фамилиями: Правдин, Скотинин, Вральман. Положительные герои — Стародум, Софья, Милон — говорят правильным литературным языком, их речь поучительна; отрицательные же герои используют просторечные слова, бранную лексику, их речь более живая (например, Простакова говорит: «А ты, скот, подойди поближе. Не говорила ль я тебе, воровская харя, чтоб ты кафтан пустил шире. <…> Скажи, болван, чем ты оправдаешься?»). Речь героев является средством характеристики героев. Четко прослеживается связь с фольклором: герои в разговоре употребляют пословицы и поговорки, которые делают комедию «народной» (например, «Всякий женись на своей невесте», «Век живи, век учись», «Не хочу учиться, хочу жениться»).
Комедия имеет воспитательную направленность, так как в ней затрагиваются важнейшие вопросы воспитания гражданина, образования, нравственности, произвола помещиков. Комедия носила злободневный характер, ведь Д. И. Фонвизин показал все тяготы крепостного права, недостатки обучения. Эта пьеса стала предшественницей комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» .
Сочинение по теме : Черты классицизма в комедии Недоросль
Сочинение Недоросль как комедия классицизма 🤓 [Есть ответ]
Недоросль как комедия классицизма | Сочинение и анализ…
Сочинение на тему Классицизм на примере произведения…
Сочинение на тему Черты классицизма в комедии…
Қ Сәтбаев Роман Эссе
Кому Посвящено Сочинение Баха Музыкальное Приношение
Сочинение На Тему Добро 70 Слов
Бунтующее Сердце Сочинение 10 Класс
Отчет По Практике Учебного Учреждения
Русская литература Эндрю Баруха Вахтеля
22 апреля 2016 г. 3 – Дух поэзии: русская культура в эпоху Александра I (1801-25)
с. 57 – В России девятнадцатый век начался 11 марта 1801 г., в этот день император Павел I был низложен и убит группой заговорщиков в Михайловском дворце. За время своего короткого (1796-1801), но весьма своеобразного царствования, Павел успел оттолкнуть от себя «вождей общества», привыкших к вольностям екатерининской эпохи. на престол взошел сын Павла Александр. Молодой император объявил, что предлагает рутировать «по законам и в духе» свою августейшую бабушку Екатерину Великую. Были восстановлены дворянские привилегии, были отменены некоторые из наиболее странных законов Павла (в том числе запрещавшие иностранные книги и поездки за границу), были введены либеральные правила для университетов (1802 г.) и цензура (1804 г.), частные издательства, запрещенные с 179 г.снова были разрешены 6 (1802 г.), разрешены литературные и общественные общества и масонские ложи (1810 г.), открыты новые университеты (1802–1804 гг.).
с.65 – Романтизм 1820-х годов довел этот классический топос противопоставления героя и толпы до уровня трагического и неразрешимого конфликта. В «Горе от ума» («Горе от Умы», 1824) стихе комедии Александра Грибоедова благородный оратор-патриот Чацкий сталкивается с самыми разными персонажами, представляющими невежественную и беспринципную московскую толпу. Гневно одев их, он в отчаянии бежит из Москвы. Эта комедия, по политическим причинам не имевшая в то время шансов быть поставленной, прочитанная ее автором в ряде петербургских салонов и разошедшаяся по стране во многих рукописных экземплярах, была воспринята многими членами дворянского общества как своего рода декларация оппозиции.
с.87 – В августе 1820 г. император Александр отправил Пушкина в ссылку. Как бы в ногу с этим событием Пушкин написал Руслану и Людмиле биографический эпилог, намекая на свое несчастье. Этот эпилог пересматривает тон поэмы: задним числом он позволяет истолковать произведение как ностальгическую элегию счастливому и беззаботному периоду — важную часть биографического мифа Пушкина формирует период его ссылки. Пушкин сравнивает себя с Овидием, который по совпадению был отправлен в ссылку в тот же регион императором Августом около 1800 лет назад. Оппозиция возраст-юность в поэзии Пушкина вытесняется другой, овидианской оппозицией беззаботного «тогда» и несчастного «сейчас».
В 1837 году Михаил Глинка, отец современной русской классической музыки, закончил оперную версию «Руслана и Людмилы». Идея этой пятиактной волшебной оперы обсуждалась еще при жизни Пушкина.
4 – Русская идея: поиски национальной идентичности в русской культуре XIX века
с.89 – Александровский космополитизм, видевший Россию частью семьи христианских народов, был заменен проектом, посвященным совершенствованию национальное государство, способное в одиночку защитить себя от вихря Европы, захлестнувшей новыми революциями.
с.103 – В эпоху Александра II литература стала ареной острой идейной борьбы и каждого крупного автора и сторонников и заклятых врагов. Русский роман «золотого века прозы» (1860-70-е гг.) стал своеобразной сценой, на которой обсуждались судьбы и направления нации. В этом смысле он был центром российской политической жизни: «Отцы и дети» («Отцы и дети», 1862 г. ) Тургенева; Что надо сделать? (Что делать? 1863) Н.Г. Чернышевский с его социалистической утопией Новороссии; «Война и мир» Толстого; романы Достоевского; Рассказы Лескова об искателях истины.
с.111 – Гоголь представлял себе «Ревизора» как социальную комедию, раскрывающую все пороки русской чиновничьей жизни в микрокосме одного города. Он назвал смех положительным героем своей комедии и надеялся, что он сможет справиться с социальными недостатками. В последующие годы он напишет ряд комментариев к пьесе (в том числе некоторые в драматической форме, в которых актеры расходятся во мнениях относительно целей автора). Ключевой для своей комедии Гоголь считал финальную «немую сцену», в которой местные чиновники, парализованные известием о приезде настоящего ревизора, замирают на сцене, группируясь вокруг городского головы, стоящего «столпой». с раскинутыми руками и склоненной головой.
Впервые комедия была поставлена на Пасху 1836 года в Александринском театре в присутствии самого Государя [Николая I]. Несмотря на явные признаки успеха, Гоголь решил, что пьеса потерпела фиаско или, что еще важнее, была неправильно поставлена и принята публикой. Как и после провала «Ганса Кукельгартена», он тут же сбежал за границу. Большую часть оставшейся жизни он провел в Италии, наблюдая за Россией «с прекрасного расстояния», как он выразился.
с.114 – Вступление Александра II на российский престол в 1855 г. положило начало периоду реформ, беспрецедентному со времен Петра Великого. В течение пятнадцати лет Александр издал указы, полностью изменившие судебную систему России (в том числе новый уголовный кодекс, введение суда присяжных), создавшие новую систему ограниченного местного самоуправления и значительно реорганизовавшие Военные России. Однако самым значительным из его указов был указ от 19 февраля., 1861 г., в котором было объявлено об освобождении русских крепостных (должно произойти в 1863 г.). Учитывая, что крепостные крестьяне составляли около 80 процентов населения России и что экономика России сильно зависела от этого института, освобождение было делом исключительно трудным. Вопрос, конечно, в том, почему Александр решил предпринять это усилие, особенно учитывая тот факт, что не было явного принуждения к этому. Был выдвинут ряд теорий: историки экономики отмечают, что система была неэффективной, и утверждают, что Александр признавал это, хотя, похоже, он имел лишь ограниченное понимание экономики; историки, склонные к фрейдизму, отмечают желание вести страну в направлении, диаметрально противоположном пути его отца; также было отмечено, что эмансипация просто следовала тенденции, которая имела место в большинстве других европейских стран с конца восемнадцатого века. Однако в русском обществе существовало и другое объяснение, которое, хотя, возможно, и апокрифично, указывает на исключительный статус серьезной литературы в России. Рассказывают, что Александр решил освободить русских крепостных из-за впечатления, которое произвели на него «Записки охотника» — сборник рассказов, изданный Иваном Тургеневым в 1952.
с.115 – Русская литература, с этой точки зрения, отличается от других европейских литератур как своей готовностью непосредственно заняться «проклятым вопросом» общества, так и тем, насколько читатели, даже не принадлежащие к почти автоматически оппозиционная интеллигенция, исходя из ее политических и социальных взглядов, основанных на чтении литературных текстов. С этой точки зрения литература лежит в основе русской национальной идентичности, ставя на повестку дня важнейшие проблемы, стоящие перед страной, и предлагая различные варианты их решения.
с.121 – Признанию синтетического по своей сути характера русского национального проекта, а следовательно, и русского национального самосознания в этот период способствовало, быть может, крайне маловероятное, но тем не менее верное обстоятельство, что практически ни один из крупных русских писателей-романтиков не был чистым этнический русский. Жуковский был сыном турчанки. Пушкин был потомком эфиопского князя по материнской линии, что сыграло центральную роль в его личном биографическом мифе и в его поэтическом образе. Отец Гоголя был украинцем, а значит, как и Жуковский, только наполовину русским. И, наконец, родословная Лермонтова была шотландской по отцовской линии.
5 – Русская психология: поиски личности в русской культуре XIX века
с.127 – Первый роман, в котором проявляется зарождающийся интерес к психике, – «Герой нашего времени». Произведение Лермонтова состоит из пяти слабо связанных историй, которые вращаются вокруг одного человека, Григория Печорина. Интерес поддерживает не сюжет (фрагментарный), а постепенное раскрытие личности Печорина.
В заключительном трио рассказов Лермонтов впервые в русской литературе раскрывает сложную внутреннюю жизнь героя.
с.128 – Через безжалостный самоанализ Печорина мы приходим к познанию механизма психологического развития, в который он верит. Человек перерабатывает определенные внутренние, четко определенные качества; в зависимости от того, как они восприняты обществом, они могут либо полностью раскрыть свой потенциал, либо превратиться в свою противоположность.
Характер «лишнего человека», как стали называть фигуру типа Печорина, в романе «Обломов» (1859 г.) Ивана Гончарова (1812-91). Это выдающееся произведение опровергает убеждение, что русский роман обязательно характеризуется грандиозными страстями и захватывающими сюжетами. Ибо что замечательно в Обломове, так это то, что в нем почти ничего не происходит; первые 150 страниц или около того описывают не более и не менее, как попытку главного героя встать с постели по утрам. Что спасает роман от того, чтобы быть таким же скучным, как его заглавный герой, так это его тонкая направленность на внутреннюю жизнь Обломова.
с.130 – Сразу после публикации один из ведущих литературоведов России Николай Добролюбов (1836-61) написал благодарственное эссе «Что такое обломонист?» (Что такое Обломовщина?), что навсегда закрепило русское критическое мнение об Обломове. Несмотря на то, что Обломов нарисован тонкой кистью реалиста и кажется на первый взгляд вполне специфическим персонажем, Добролюбов видел в нем не личность, а социальный портрет.
с.138 – Начало 1880-х гг. ознаменовалось кризисом русского романа. Со смертью Достоевского в 1881 г., Тургенева в 1883 г. и примерно в то же время публичным отказом Толстого от литературы исчезли гиганты русского психологического романа. Было неясно, возможно ли дальнейшее развитие психологии в рамках романа и даже есть ли будущее у самого жанра. И действительно, период с 1880-х по 1910-е годы оказался неблагоприятным для русского романа. В это время преобладали малые жанры.
с.139 – Первым писателем, вышедшим из длинной тени Достоевского, Тургенева и Толстого и наметившим новый курс изображения психологии в русском романе, был Андрей Белый (псевдоним Бориса Бугаева, 1880-1934) в Петербурге (1916, редакция 1922). Роман Белого демонстративно избегает условностей реалистического повествования, выдвигая на первый план повествовательную игру, интертекстуальную отсылку и символическую организацию. С точки зрения психологии, он открывает новые горизонты, пытаясь показать, что все действия (включая повествовательные жесты) проистекают из психологических состояний, а не наоборот. Центральным психологическим концептом романа является то, что Белый называет «мозговой игрой», в которую вовлечены рассказчик (создание характеров), сами персонажи (создание своего внутреннего и внешнего мира) и читатель (создание собственного внутреннего и внешнего мира). осмыслить и получить удовольствие от повествования).
Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841)
с. 142 – В 1830 г. Лермонтов поступил сначала на политический, а затем на литературный факультет Московского университета. В то время (после восстания декабристов и последовавшего за ним подавления либеральной мысли) это было, пожалуй, единственное место в России, еще способное взращивать любую форму свободомыслия. В это время с Лермонтовым пересекались будущие кумиры «реалистической эпохи» Белинский, Герцен, Гончаров.
с.143 – С самого начала большую роль в творчестве Лермонтова играла любовная лирика, во многом основанная на его романтических экспериментах с собственной жизнью. Типична в этом отношении история отношений Лермонтова с Екатериной Шушковой. По его собственным словам (в письме к другой женщине!) за то, что Шушкова игнорировала его, когда он был юношей, и «высмеивала» его чистые чувства, он решил отомстить ей через несколько лет. Он заставил ее влюбиться в него, разрушил ее брак, а затем бросил ее. В лирике Лермонтова любовь представлена как взаимные страдания, а мечты о счастье — как несбыточный идеал. В 1832 году по настоянию семьи Лермонтов оставил университет и начал военную карьеру, перейдя в школу гвардейских офицеров и кавалерийских юнкеров в Петербурге. Через три года он закончил учебу и был зачислен корнетом в престижный Гусарский гвардейский полк. В 1837 году он пережил свой первый литературный триумф, стихотворение на смерть Александра Пушкина «Смерть поэта» (Смерть поэта), в котором молодой поэт в пороках своего поколения обвинял надменных иностранцев, «новых» русская аристократия, и «палачи», которые «стоят у трона», преследуя и убивая поэтический гений России.
с.144 – За «дерзкие стихи» Лермонтов арестован, разжалован из гвардейцев в драгуны и переведен на Кавказ, где только начиналась новая война с горскими племенами во главе со знаменитым имамом Шамилем.
Получив прощение от «всевышнего», Лермонтов вернулся в столицу в 1838 году. Молодого автора встретили как восходящую звезду русской поэзии. В период после 1838 года Лермонтов написал большую часть своих лучших произведений, в том числе шутливую поэму «Тамбовская казначейша» (о муже, проигравшем жену в карточную игру, и о том, что за этим следует), восточную поэму «Демон» (о любви демона для смертной женщины и последствия этого трагического романа), его «Сказка для детей» (романтический постскриптум к демонической теме в его грузинский монастырь и смертельно ранен в схватке с горным львом). Он также одержимо писал и переписывал свою великую трагическую драму в стихах «Маскарад». Наконец, он написал рассказы о «современном бесе», мучительном и преследуемом молодом офицере Григории Печорине, которые он собирал под названием «Герой нашего времени» и издавал в виде романа весной 1840 г.
с.145 – В марте 1840 г. Лермонтов арестован за дуэль с сыном французского посла (дуэль была из-за женщины).
По царскому повелению Лермонтова отправили в регулярную армию на Кавказ, чтобы «преподать ему нравственный урок». Он был убит на дуэли в июле 1841 года.
Смерть Лермонтова была воспринята русским обществом не только как трагическое событие, но и как символ трагической судьбы русских поэтов.
6 – Жизнь как театр: русский модернизм
с.157 – В первое десятилетие ХХ века на российскую, а затем и на европейскую художественную сцену ворвалась плеяда молодых писателей, композиторов, режиссеров, художников-визуалистов. С начала века до конца 1920-е годы эти деятели (включая писателей Анну Ахматову, Александра Блока, Осипа Мандельштама, Владимира Маяковского, Бориса Пастернака и Марину Цветаеву, композиторов Александра Скрябина, Игоря Стравинского, Сергея Прокофьева и Дмитрия Шастаковича, художников Наталью Гончарову, Василия Кандинского, Казимира Малевича, и Владимир Татлин, театральные режиссёры Константин Станиславский, Всеволод Мейерхольд, Александр Таиров и кинорежиссёры Сергей Эйзенштейн и Дзига Вертов), в большинстве своем родившиеся между 1880 и 1919 годами. 00, создали произведения, которые привлекли внимание их культурных европейских современников и сохраняют огромную силу и привлекательность по сей день. Этот период захватывающих художественных достижений стал называться Серебряным веком, следующим за Золотым веком 1820-х и 1830-х годов, но никоим образом не уступающим в художественном отношении. Жизнь в бурный период, охвативший апокалиптические ожидания fin de siècle, разочарование от неудавшейся революции 1905 года, бессмысленные разрушения Первой мировой войны, революцию 19-го века.17, последовавшей за ней Гражданской войны и упрочения Советского государства, эти художники, обычно объединяемые под рубрикой «модернисты», были неизбежными свидетелями своей эпохи, даже когда они боролись за сохранение своей художественной автономии.
с.159 – Анатолий Лунахрский (1875-1933), например, ставший впоследствии первым советским культурным арбитром и не знавший символизма, с нетерпением ждал того дня, когда «свободный, художественный и постоянно творческий культ превратите храмы в театры и театры в храмы».
с.161 – Непосредственным наследникам Петра, трем императрицам с определенным талантом к драматическому искусству, предстояло создать в России современный светский театр. В царствование Елизаветы (дочери Петра, 1741-62) образовалась первая профессиональная русская театральная труппа, были написаны и поставлены первые пьесы на русском языке (большей частью слабые подражания французским неоклассическим пьесам). Театр и драматургия продолжали развиваться в царствование Екатерины Великой. Сама императрица была плодовитым автором драм (как исторических, так и комических), и в годы ее долгого царствования русские зрители могли наслаждаться драмами на европейских языках, переводами европейских пьес на русский язык и оригинальными русскими драмами, в том числе сатирической комедией Дениса Фонвизина «Недоросль». , 1782), самая ранняя русская пьеса, сохранившаяся в современном театральном репертуаре. Первые русские представления оперы и балета, двух форм, которые станут чем-то вроде русской специальности в течение следующего столетия, также имели место во время царствования Екатерины. Мания к театру распространилась от царского двора и в дома вельмож в этот период, и ряд русских дворян создал в своих поместьях изысканные театры, полностью укомплектованные крепостными.
с.163 – Несмотря на то, что в первой половине девятнадцатого века были написаны важные русские пьесы, по-настоящему солидный репертуар спектаклей в русском театре сформировался только во второй половине века. Этот период наиболее известен в русской литературе как век великого реалистического романа, но реализм не ограничивался художественной прозой. Безусловно, доминирующей фигурой в русской театральной жизни в этот период был драматург и режиссер Александр Островский. По сей день многие из более чем пятидесяти пьес Островского, наиболее известные из которых — комедии, действие которых происходит в купеческой среде, но также и некоторые важные трагедии, часто ставятся в России, хотя его произведения так и не получили должного признания на Западе.
Островский был тесно связан с Малым театром в Москве, где поставил ряд новаторских постановок собственных пьес. Мечтой всей его жизни, которую он так и не осуществил, было создание «народного театра», который выражал бы всю палитру русской действительности.
с.168 – В период и сразу после периода так называемой новой экономической политики (НЭП) середины 1920-х гг. (когда государство приняло тактическое решение разрешить некоторую самостоятельную хозяйственную деятельность) ряд оригинальных сатирических пьес советских Писатели были написаны и поставлены. Среди них «Ордер» Николая Эрдмана («Мандат», 1926), «Квадратура круга» Валентина Катаева («Квадрата круга», 1928), «Клоп» Маяковского (Клоп, 1929), «Квартира Зои» Михаила Бильгакова («Зойкина квартира», 1926). Булгаков (1891-1940) был также автором драмы Гражданской войны «Дни Турбиных» («Дри Турбиных», 1926), которая считается любимой пьесой Сталина и, несомненно, самой успешной постреволюционной драмой, поставленной МХАТ. Позже он напишет «Мастера и Маргариту», возможно, величайший русский роман 1930-х годов.
к.
т.н. Список для чтения | Славянские языки и литературы Древнерусская литература Слово о законе и благодати
Повести временных лет
Слово о полку Игореве
«Моление» Даниила Заточника
«Поучение» Владимира Мономаха
Жилые Феодосии
Жилые Аввакума
Сказание о Борисе и Глебе
Жилые Сергея Родонежского или
Жилье Стефана Пермского
Переписка Грозного и Курбского
Повесть о Петре и Февронии
Повесть о Савве Грудсыне
Избранное былины
Повести о Горе-Злочастии
Народные русские сказки (Афанасьев)
Джон Феннел и Энтони Стоукс, Ранняя русская литература (Беркли, 1974)
Лихачев Д., Человек в древнерусской литературе: Поэтика древней русской литературы
И ДРУГИЕ ВАЖНЫЕ РАБОТЫ ПО КОНСУЛЬТАЦИИ С ВАШИМ СОВЕТНИКОМ И КОМИТЕТОМ
Державин, Фелица, Бог, Водопад, На смерть Князя Мещерского, Последняя очка
Фонвизин, Недоросль
Кантемир, Сатиры I, II, VI
Капнист, Ябеда
Карамзин, Бедная Лиза, Остров Борнгольм, подборки из История российского государства
Крылов, избранный Басни
Ломоносов, Ода на взятие Хотина, Письмо о правилах российского стихотворчества, Предисловие опользе книги церковных
Радищев, Путешествие из Петербург в Москве
Сумароков, избранный басни, Дмитрий Самозванец или Хорев, Эпистола II; Na Suetu Cheloveka
Trediakovsky, Voron I Lisitsa, Starukha, Bolyashchaya Glazami, Vesenee Teplo,
O Drevnem, Srednem I novom Stikhotvorenii Rossiiskom, ezdaubi -oryubi oryubi. 0049
Жуковский, Певец во стане русских воинов
Д. Д. Благой, История русской литературы XVIII века (Москва, 1946)
Г. А. Гуковский, Русская литература XVIII века (Москва, 1939)
Аксаков
Семейная хроника, Детские годы Багрова внука
Чернышевский
Что делать?
Достоевского
Преступление и наказание, Братья Карамазовы, Идиот, Двойник, Записки из подполя
выдержки из Дневник писателя
Неоконченный Достоевский Путешествие Робин Фойер Миллер (Нью-Хейвен, 2007)
Искусство Достоевского: Бред и ноктюрны Роберт Луи Джексон (Принстон, 1981)
И ДРУГИЕ ВАЖНЫЕ РАБОТЫ ПО КОНСУЛЬТАЦИИ С ВАШИМ СОВЕТНИКОМ И КОМИТЕТОМ
Фет
до утро, радость эта», « Еще майская ночь
Гоголь
Мертвые души, Ревизор, Миргородские и Петербургские повести, Вечера на хуторе близ Диканьки,
выборки из Выборные места из переписки с друзьями
Роберт А. Магуайр, изд., Гоголь из ХХ века: одиннадцать очерков (Принстон, 1974)
_____., В поисках Гоголя (Стэнфорд, 1994)
Владимир Набоков, Гоголь (Новые направления, 1959)
Вас Илий Гиппиус, Гоголь (Герцог, 1989 (перевод))
И ДРУГИЕ ВАЖНЫЕ РАБОТЫ ПО КОНСУЛЬТАЦИИ С ВАШИМ СОВЕТНИКОМ И КОМИТЕТОМ
Гончаров
Обломов, Обыкновенная история 9 0038
Милтон Эре, Обломов и его создатель: жизнь и Искусство Ивана Гончарова (Принстон, 1973)
Галя Димент, изд., Критический компаньон к «Обломову» Гончарова (Северо-Западный, 1998)
И ДРУГИЕ ВАЖНЫЕ РАБОТЫ ПО КОНСУЛЬТАЦИИ С ВАШИМ СОВЕТНИКОМ И КОМИТЕТОМ
Грибоедов
Гор от ума
Герцен
Былое и думы
Лермон тов
Проза: Герои нашего времени
Стих: Демон, Мцыри, Маскарад, “ Выхожу один я на дорогу», «Смерть поэта», «Я скучно и грустно», «Родина», «Дума», «Завещание», «Песня про купца Калашникова», «Я жить хочу! Хочу печали», «Нет, я не Байрон, я другой», «Сын»
Борис Эйхенбаум, Лермонтов (1967)
Дмитрий Максимов, Поэзия Лермонтова (Москва, 1964)
И ДРУГИЕ ВАЖНЫЕ РАБОТЫ ПО КОНСУЛЬТАЦИИ С ВАШИМ СОВЕТНИКОМ ТЕЭ
Лесков
Леди Макбет Мценского уезда, Очарованный странник, Запечатленный ангел, Левша
Островский
Лес Гроза
Пушкин
Проза: 9004 Повести Белкина 8, Пиковая дама, Капитанская дочка, История села Горюхина
Куплет: Медный всадник, Евгений Онегин, Руслан и Людмила, Кавказский пленник, Цыганы, Маленькие трагедии. «К Чаадаеву», «Вольность», «Поэт и толпа», «Анчар», «Я помню чудесное мгновение», «Пророк», «Зима. Что делать нам в деревне?», «Зимнее утро», «Пора мой друг, пора», «Не дай мне Бог сойтисума», «Я вас любил», «Для берегов отчизной дальной», «Когда за городом, задумчив, я брожу», «Я памятник себе воздвиж», «Брожу ли я вдоль улиц шумных»
Джон Бэйли, Пушкин: сравнительный комментарий (Кембридж, 1971)
Дэвид Бетеа, Пушкин сегодня (Индиана, 1993)
Г. А. Гуковский, Пушкин и русские романтики (Москва, 1965)
Юрий Лотман, Пушкин: Биография писателя (СПб, 1995)
Т. Дж. Биньон, Пушкин: Биография (Кнопф, 2003)
Синявский/Терц, Прогулки с Пушкиным (Лондон, 1975)
Тодд, Художественная литература и общество в Эпоха Пушкина: идеология, институты и нарратив (Кембридж, Массачусетс, 1986)
Татьяна Вульф, изд., Пушкин о литературе (Лондон, 1971)
Д. Дж. Ричардс и Роджер Кокерелл, Русские взгляды на Пушкина (Оксфорд, 1976)
И ДРУГИЕ КРИТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ В КОНСУЛЬТАЦИИ С ВАШИМ СОВЕТНИКОМ И КОМИТЕТОМ
Салтыков-Щедрин
Господа Головлевый, История одного города
Толстой
Анна Кар енина, Война и мир, Детство, Смерть Ивана Ильича, Крейцерова соната, Что такое искусство?, Хозяин и работник, Власть т’мы, Казаки, Хаджи Мурат, Севастопольские Рассказы
Гэри Саул Морсон, Скрыт в общем виде: повествование и творческие потенциалы в «Войне и мире» (Стэнфорд, 1987)
Хью Маклин, изд. , в тени гиганта: эссе на Толстое (Брекели. , 1989)
Ричард Густафсон, Лев Толстой, Незнакомец-резидент: исследование художественной литературы и богословия (Принстон, 1986)
Эми Манделькер, Обрамление Анны Карениной: Толстой, женский вопрос и викторианский роман (OSU, 1993) )
И ДРУГИЕ ВАЖНЫЕ РАБОТЫ ПО КОНСУЛЬТАЦИИ С ВАШИМ СОВЕТНИКОМ И КОМИТЕТОМ
Тургенев
Отцы и дети, Дворянское гнездо, Записки охотника, Месяц в деревне, Первая любовь
Джейн Т. Костлоу, Миры внутри миров: Романы Ивана Тургеневи (Принстон, 1990)
М.П. Алексеев, изд., Тургенев и его современники (Ленинград, 1977)
Донна Туссинг Орвин, Последствия сознания: Тургенев, Достоевский и Толстой (Стэнфорд, 2007)
И ДРУГИЕ КРИТИЧЕСКИЕ ТРУДЫ ПО КОНСУЛЬТАЦИИ С ВАШИМ СОВЕТНИКОМ И КОМИТЕТОМ
Тютчев
«Силентиум» «Сон на море» «Умом Россию не понять», «Как океан объемлет шар земной»
Ахматова
Реквием, Поэма без героя», «Сжала руки под темной вуалью», «Звенела музыка в саду», «Молитва», «Все расхищено, предано, продано», «Музы», «Смуглый отрок бродил по аллеям», «Я пришел к поэту в гости..», «Когда в тоске сомоубийства», «Чем хуже этот век предшествующих?», «Ива»
И ДРУГИЕ ВАЖНЫЕ РАБОТЫ ПО КОНСУЛЬТАЦИИ С ВАШИМ СОВЕТНИКОМ И КОМИТЕТОМ
Аксенов
Ожог, Остров Крым
Акунина
Смерть Ахилесса или Статский советник
Анненский
Старая Усадь ба», «Среди миров»
Бабель
Конармия, Одесские рассказы, Автобиографические рассказы
Эфраим Зихер, Стиль и структура в прозе I саак Бабель (Columbus, 1986)
И ДРУГИЕ ВАЖНЫЕ РАБОТЫ ПО КОНСУЛЬТАЦИИ С ВАШИМ СОВЕТНИКОМ И КОМИТЕТОМ
Бальмонт
«Я вольный ветер, я вечно вею»
Белый
Санкт-Петербург, 5 -6 стихотворений
И ДРУГИЕ ВАЖНЫЕ РАБОТЫ ПО КОНСУЛЬТАЦИИ С ВАШИМ СОВЕТНИКОМ И КОМИТЕТОМ
Берберова
Курсив мой, 5-6 эмигрантских рассказов (из Мыс Бурь, Петербургские дамы, или Сказки Бийанкура
Битов
Пушкинский дом
Блок
Балаганчик, Двенадцать ‘, Стихи о прекрасной даме, «Девушка пела в церковном хоре», «Незнакомка», «Русь», «Снежная дева», «На поле Куликовом», «Россия», «О доблестях, о подвигах, о рабе», «Равенна», «Голос из хора», «В ресторане», «Фабрика», «Ночь, фонарь». ‘, улица, аптека, «Я хочу безумно жить»
Бродского
Очерки из Меньше одного и О горе и разуме
5-6 стихотворений
Брюсов
«Цепи», «Грядущие ружья» 900 49
Булгаков
Мастер и Маргарита, Собачь е сердце, Бег, Белая гвардия
Эндрю Барратт, Между двумя мирами: критическое введение в «Мастер и Маргарита» (Оксфорд, 1987)
Дж.А.Э. Кертис, Последнее десятилетие Булгакова: писатель как герой (Кембридж, 1987)
Лесли Милн, Михаил Булгаков: Критическая биография (Кембридж, 1990)
И ДРУГИЕ ВАЖНЫЕ РАБОТЫ ПО КОНСУЛЬТАЦИИ С ВАШИМ СОВЕТНИКОМ И КОМИТЕТОМ
Бунин
Господин из Сан-Франциско, Жизнь Арсен ева, «Деревня», «Суходол»
Чехов
Пьесы: Чайка, Дядя Ваня, Три сестры, Вишневый сад
Рассказы: «Шаг», «В наступление», « Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», «Черный монах», «Палата № 1». 6», «Душечка», «Скучная история», «Дама с собаккой», «Дом с мезонином», «Бабье царство», «Скрипка Ротшильда», «Спать хочет», «Архиери»
Дональд Рэйфилд, Понимание Чехова: критическое исследование чеховской прозы и драмы (Висконсин, 1999)
А. П. Чудаков, Поэтика Чехова (Москва, 1971)
Ли Дж. Уильямс, 9 0048 Антон Чехов, иконоборец (Scranton, 1989)
John L. Styan, Чехов в исполнении: комментарий к основным пьесам (Нью-Йорк, Кембридж, 1978)
И ДРУГИЕ ВАЖНЫЕ РАБОТЫ ПО КОНСУЛЬТАЦИИ С ВАШИМ СОВЕТНИКОМ И КОМИТЕТОМ
Довлатов
Чемодан, Заповедник
Ерофеев Венедикт
Москва-Петушки
Есенин
5-6 стихотворений
Евтушенко
Бабий Яр
Ерофеев Виктор
Русская красавица, жизнь с идиотом
Гладков или Катаев
Цемент или Время вперед
Катерина Кларк, Советский роман: история как ритуал (Индиана, 1981, 2001)
Горький
Детство, На дне, Мать, Мещане
Гумилев
«Мои читатели», «Я и вы»
Хармс
Случай, Старуха
Хлебников
«Бобеоби пелись губы», «Когда умирают кони» 9 0038
Лимонов
Это я Эдичка
Маканин
Стол, покрытый сукном & с графином, Кавказский пленный, Антилидер
Мандельштам
« Нотр-Дам», «Адмиралтейство», «Бессоница. Гомер. Тугие паруса», «Сумерки свободы», «Тристя», «Сестры, тяжесть и нежность», «Я слово позабыл, что я хотел сказать», «Silentium (Она еще не родилась)», «Раковина», Египетская марка
Маяковский
Клоп, Баня
Облако в штанах, Про это, Неоконченное, А все таки, Ночь, Утро, Хорошая связь к лошадям»
Набоков
Машенька, Дар, Приглашение на казнь, Защита Лужина, Другие берега
Брайан Бойд, Набоков: Русские годы (Принц ceton, 1990)
Джулиан Коннолли, изд., Критическое дополнение к Приглашению Набокова на казнь (Северо-Западный, 1997)
И ДРУГИЕ ВАЖНЫЕ РАБОТЫ ПО КОНСУЛЬТАЦИИ С ВАШИМ СОВЕТНИКОМ И КОМИТЕТОМ
Окуджава
«Последний троллейбус автобус», «Песенька о голубом шарике», «Грузинская песня», «Я пишу исторический роман», «По смоленской дороге», «Три сестры», «Арбат, мой Арбат»
Джеральд Смит, Песни для семи струн: русская гитарная поэзия и советская «массовая песня» (Индиана, 1984)
Олеша
Завость, Вишневая косточка 9 0049
Пастернак
Доктор Живаго, Детство Люверс или Охранная грамота
5-6 стихотворений
И ДРУГИЕ ВАЖНЫЕ РАБОТЫ ПО КОНСУЛЬТАЦИИ С ВАШИМ СОВЕТНИКОМ И КОМИТЕТОМ
Пелевин
9004 8 Омон Ра, Генерация «П»
Петрушевская
Время: Ночь, Три девушки в голубом, Свой круг
Пильняк
Голый год 9 0049
Платонов
Чевенгур, Котлован, Река Потудан
Томас Зайфрид, Андрей Платонов: Неопределенность духа (Кембридж, 1992)
И ДРУГИЕ ВАЖНЫЕ РАБОТЫ ПО КОНСУЛЬТАЦИИ С ВАШИМ СОВЕТНИКОМ И КОМИТЕТОМ
Попов
Веселые Руси
Пригов
Подборки из Москва и Москвичи, Книга о счастье в стихах, Оборотень
Распутин 9 0003 Прощание с Матерями, Пожар
Седакова
«Когда, «Ветхозаветный мотив», «Дикий шиповник», «Старушки», «Женская доля – это прялка», «Встреча», «Женская фигура», «Станы на смерть котенка»
Шаламов
Колымские рассказы
Синявский/Терц
Суд идет, что такое социалистический реализм?
Слуцкий
«Как убили мою бабку», «Все слабели, бэби – не слабели», «Как делают стихи», «Хозяин», «Физики и лирики», «Чистота стихи» 9003 8
Соколов
Школа для дураков
Сологуб
Мелький бес»Я болото таинственного мира»
Сорокин
Очередь, Деловое Предложение, Заседания завкома, Лед
Марк Липовецкий, изд. Элиот Боренштейн, Постмодернистская русская проза: диалог с хаосом (М. Э. Шарп, 1996)
Солженицын
«Матренин двор», Один день Ивана Денисовича, Раковый корпус или В круге первом, выбор из Архипелаг ГУЛАГ
Толстая
Петерс, Ночь, Река Оккервиль
Елена Госцило, Взрывной мир прозы Татьяны Толстой (М.Э. Шарп, 1996)
Трифонов
9 0048 Дом на набережной
Цветаева
Искусство при свете совести, Мой Пушкин
5-6 стихотворений
Войнович
Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина в
Высоцкий
«Милицейский протокол», «Я не люблю», «Лукоморье больше нет», «Охота на волков», «Кони привередливые», «Мне судьба», «Бег иноходца», «Маски»
Замятин
Мы, «Пещера», избранные сочинения
Зощенко
«Баня», «Нервные люди», «Какие у меня были профессии», «Кошка и люди», «Актер, «Монтер», «Кочерга», «Голубая книга»
Введение:
Адамс и Лерой, Критическая теория со времен Платона
_____. Критическая теория с 1965 года
Эрих Ауэрбах, Мимесис
Курций, Европейская литература и латинское средневековье
Терри Иглтон, Теория литературы: введение
_____ . После теории
Нортроп Фрай, Анатомия критики
Русский:
Михаил Бахтин, Эпос и роман (о методологии исследования романа)
_____. Проблемы поэтики Достоевского (1963)
_____. Творчество Fransua Rable и народная культура средневековья и ренессанса
_____. Вопросы литературы и эстетики
_____. Диалогическое воображение (четыре очерка в переводе)
Борис Эйхенбаум, «Как сделана «Шинель»»
_____. «Теория формального метода»
Юрий Лотман, Структура художественного текста
Владимир Пропп, Морфология сказки (1928)
Виктор Шкловский, О теории прозы (Москва, 1925)
Юрий Тынянов, Архаисты и новаторы (Прага, 1929)
О Бахтине:
Сол Морсон и Кэрил Эмерсон, Михаил Бахтин: Создание прозаики
Кэрил Эмерсон, Критические очерки о Михаиле Бахтине
Холквист, Диалогизм: Бахтин и его Мир.