Литературно критическая статья это: Литературно-критическая журналистика: история, жанры, примеры —

Page not found — Школяр

Unfortunately the page you’re looking doesn’t exist (anymore) or there was an error in the link you followed or typed. This way to the home page.

  • Главная
    • Обо мне
    • Моя педагогическая философия
  • Материалы к урокам
    • Уроки русского языка
      • Дидактические материалы
      • 5 класс
      • 6 класс
      • 7 класс
      • 8 класс
      • 9 класс
      • 10 класс
      • 11 класс
    • Уроки литературы
      • Дидактические материалы
      • «100 книг» для чтения
      • 5 класс
      • 6 класс
      • 7 класс
      • 8 класс
      • 9 класс
      • 10 класс
      • 11 класс
    • Уроки искусства
      • Искусство в 8 классе
      • Искусство в 9 классе
      • МХК
  • Экзамены
    • ОГЭ по литературе
      • Перечень элементов содержания ОГЭ по литературе
    • ОГЭ по русскому языку
      • Бланки ответов
      • Изложение
      • Тесты
      • Фонетика
      • Морфемика и словообразование
      • Лексика и фразеология
      • Морфология
      • Синтаксис
      • Текстоведение
      • Сочинение на лингвистическую тему
    • Устное собеседование по русскому языку
      • Демоверсия
    • ГВЭ-9
    • ЕГЭ
      • Демоверсии 2018 года
      • Тесты
      • Грамматические нормы
      • Орфоэпический минимум
      • Словарь паронимов
      • Презентации
      • Учебная литература
    • Итоговое сочинение
      • Направления тем сочинения
      • 200-летие М. Ю.Лермонтова
      • Жанры сочинений
      • Литературно-критическая статья
      • Рецензия
      • Эссе
      • Очерк
      • Дневник
      • Путешествие
      • Письма
      • Алгоритм работы над сочинением
      • Порядок проведения
      • Критерии оценивания
      • Образцы бланков
      • Полезные ссылки
  • Олимпиады
    • Русский язык
    • Литература
    • Искусство (МХК)
  • Новые технологии в образовании
    • Технологии развивающего обучения
    • Сочинение
      • Система развивающего обучения Л.В. Занкова
      • Технология саморазвивающего обучения (Г.К.Селевко)
      • Личностно ориентированное развивающее обучение
      • Личностно-ориентированные технологии в воспитании
    • Технология развития критического мышления
      • Приемы РКМЧП
    • Информационные технологии
      • WEB-дизайн
    • Проектная деятельность
  • Моим ученикам
    • К урокам русского языка
      • 5 класс
      • 6 класс
      • 9 класс
      • 10 класс
      • 11 класс
      • Русское речевое общение
    • К урокам литературы
      • 5 класс
      • 6 класс
      • 9 класс
      • Внеклассное чтение
      • 10 класс
      • 11 класс
    • К урокам искусства
      • Проект в 8 классе
      • Проект в 9 классе
  • Творчество учеников
    • Проекты
      • Российско-швейцарский проект
      • Рыбинцы: два взгляда — два мнения
      • Швейцария глазами рыбинских школьников
    • WEB-дизайн
    • Презентации
    • Исследовательские работы
      • «Роман Дж. Джойса «Улисс» как энциклопедия модернизма»
      • «Явление эпентезы в устной и письменной речи школьников»
      • «Экранизация отечественной классики в творчестве С.Ф.Бондарчука»
    • Сочинения
      • Всероссийский конкурс сочинений
      • «Слово о русском языке»
      • Олимпиада «Россия-Беларусь»
      • «Моя профессия»
      • «Моя семья»
      • «Мой любимый город»
    • Рисунки
    • Школьная газета
  • Год Литературы 2015
    • Конкурсы
    • Юбилейный календарь
  • Русская школа русского языка
    • Урок 1. Виталий Сундаков о Русской Традиции, русском языке, Родине, Отчизне . Обращение к землякам
    • Урок 2. Последний Оплот
    • Урок 3. Ширка и челнок. Судьбы ткацкий станок.
    • Урок 4. Родина — мать и дым отечества.
    • Урок 5. Пути — дороги. Путники и странники.
    • Урок 6. География Русского царства — государства.
    • Урок 7. Небесный урок. Луна-оборотень.
    • Урок 8. Золотая Русь и золотой приРОДный язык.
    • Урок 9. Аты баты шли солдаты. Недетский урок.
    • Урок 10. Семя, семейное древо и семейный круг.
    • Урок 11. Пантеон богов. Жрецы и письменность славян.
    • Урок 12. Рождество солнца и кто такой новый GOD?
    • Урок 13. Руки шуя и десница — хват да мастерица.
    • Урок 14. Алатырь — камень и священный костёр.
    • Урок 15. БЕРлога гуБЕРнатора. БЕРёзы БЕРлина.
    • Урок 16. Смысл танца Комаринская. Кого изображают танцоры?
    • Урок 17. Железный урок.
    • Урок 18. Древо жизни. Великий Новгород.
    • Урок 19. Гуси-Лебеди.
    • Урок 20. Доблесть и слава. Памяти Михаила Задорнова.
    • Урок 21. ЯСНА.
    • Урок 22. Что такое Русь, кто такие русские и славяне.
    • Урок 23.

  • 04/23/2017 — Акция «Лес Победы»
  • 10/15/2015 — Жанры сочинений
  • 10/03/2015 — 120 лет со дня рождения Сергея Есенина
  • 08/22/2015 — Актуально!
  • 02/01/2015 — Мероприятия Года Литературы
  • 01/29/2015 — Открытие Года Литературы 2015
  • 01/11/2015 — Готовимся к ЕГЭ по русскому языку
  • 10/27/2014 — Итоговое сочинение
  • 10/22/2014 — Итоговое сочинение в 11 классе
  • 11/30/2013 — Словарь паронимов
  • 11/06/2013 — Школьная газета. Выпуск 2, посвященный юбилею школы
  • 10/05/2013 — Школьная газета
  • 10/05/2013 — С Днём учителя!
  • 08/26/2013 — С Новым учебным годом!
  • 02/19/2013 — Начало!

Литературно-критическая журналистика: история, жанры, примеры —

Литературно-критическая журналистика — это особый вид журналистских материалов, который предусматривает глубокий социо-культурный анализ текста, а также выявление закономерностей и тенденций развития искусства. Как правило, такое явление характерно для печати, в которой поднимаются серьезные темы и проблемы культуры. Если сегодня этот жанр публицистики несколько теряется на фоне броских заголовков, то век или два назад в России, как и во всем мире, литературно-критическая журналистика занимала ведущие позиции и была флагманом прогрессивных идей. Только в таком виде могло маскироваться инакомыслие в условиях тотальной цензуры. В этой статье мы разберем историю, жанровые особенности и примеры таких материалов.

Содержимое:

  • 1 История возникновения
    • 1. 1 Становление жанра
    • 1.2 Расцвет жанра
  • 2 Жанры и виды
  • 3 Тенденции развития

История возникновения

Становление жанра

В своей статье о литературной критике исследователь журналистики Л.П. Саенкова отметила, что данный вид публицистики зародился еще задолго до журналистики как таковой:

Замечания об искусстве и высшей науке, сопутствующей искусству и другому творческому опыту — «познанию принципов, или мудрости», высказал еще в своей «Метафизике» Аристотель. Во времена античности, Ренессанса, Средневековья, более позднего времени, вплоть до XVIII века, критика не выделялась в нечто особое, она существовала латентно в среде ученых-филологов, знатоков искусств, философов, отчасти в среде художников (достаточно вспомнить сцену критического диспута в комедии Аристофана «Лягушки»), а отчасти и в публике — в тех ее слоях, которые имели возможность отводить время на разговоры об искусстве.

В учебнике Баранова В. И., Бочарова А.Г., Суровцева Ю.И. «Литературно-художественная критика» (1982) мы находим свидетельства о зарождении литературной критики в России 18 века. Этому вопросу уделяет особое внимание писатель и поэт В. Тридиаковский. В своих письмах он вырабатывает первые, еще бессистемные принципы критики искусства. Но больший вклад в это дело внес знаменитый ученый М. Ломоносов, написав «Рассуждение об обязанностях журналистов при изложении ими сочинений, предназначенное для поддержания свободы философии». Там он регламентирует новые основы работы с литературой, которые позволяют не нарушать права искусства на самовыражение, но в то же время дают критику свободу для выражения своей точки зрения. Ломоносов говорит об этике журналиста и обязательности его подготовки к рассуждениям о творчестве. Он призывает акул пера подучиться отличать зерна от плевел, а не отвлекать внимание читателя на пустые разговоры с неумным автором. Автор «Рассуждений…» выражает надежду, что журналист-критик будет нести моральную ответственность за каждое свое слово, и это остановит его в погоне за одобрением публики.

Массовая печать быстрее всего развивалась во Франции, более раскованной и свободной стране, чем монархическая Россия. Поэтому закономерно, что первые попытки классифицировать литературную критику были предприняты критиком Шарлем Сент-Бёвом. Он предлагал разделить публицистику такого рода на две группы:

Одна — «рассудительная, сдержанная, более узкая по своей теме», которая «разъясняет» прошлое, «классифицируя и располагая в определенном порядке имена и факты»; «в понятие критики другого рода, довольно удачно выраженной словом «журналистика», я вкладываю представление о том, более разностороннем, гибком, подвижном искусстве, которое развилось. из писем ученых мужей, где оно чувствовало себя несколько скованным, быстро перекочевало на страницы газет, беспрестанно умножая число последних, и благодаря породившему его книгопечатанию стало одним из наиболее действенных орудий современности» (Сент-Бёв Ш. Литературные портреты. Критические очерки. — М., 1970.)

Именно такую журналистику мы видим в исполнении Н. Новикова и Н. Карамзина. Об их деятельности Вы можете прочитать в отдельном материале, посвященном истории журналистики 18 века.

Расцвет жанра

В 19 веке литературная критика стала основным журналистским жанров в российской прессе. Поскольку политические и социальные материалы с критическим содержанием никто бы не напечатал, авторы выходили из положения с помощью иносказания. Обсуждая литературу передовых писателей и мыслителей своего времени, они высказывали актуальные суждения об общественно-политической жизни страны. Поэтому литературная критика очень скоро привлекла внимание органов цензуры. Некоторые статьи вызывали столь бурную реакцию в обществе, что журналы закрывались, а авторы подвергались наказанию. Подробнее об этой странице в истории литературной критике мы написали в материале, посвященном журналистской деятельности Н.А. Некрасова, который издавал «Современник» и вынужден был подкупать цензоров, публикуя очередные произведения и рецензии на них. Не менее интересным образчиком литературного критика является солнце русской поэзии — А. С. Пушкин. О его роли в журналистике того времени мы написали в отдельной статье.

В 20 веке уже каждое солидное издание не представляло своей работы без отдела, посвященного литературной критике. 

Например, такие бесспорные лидеры качественной прессы, как «Вашингтон пресс» (США), «Гардиан» (Англия), «Ле Монд» (Франция), «Свенска Дагбладет» (Швеция) вполне заслуженно называются культурными изданиями. Такие же принципы были у создателей массовой прессы -Джозефа Пулитцера, Рандольфа Херста, Гарольда Хармсуорса. Этих же правил придерживаются и сегодня издатели крупных изданий. (Беглов С.И. Четвертая власть: британская модель. — М., 2002.)

В советской России литературной критике отводилась не менее заметная роль, так как ее пропагандистский потенциал был очевиден лидерам партии. До сих пор сохранились постановления, регламентирующие положение этого вида деятельности в печати. Однако на практике литературная критика не так самозабвенно отдавалась нуждам идеологии. Направление публикаций было гуманистическим и отражало приверженность человеческим интересам и традиционным ценностям, которые кое в чем расходились с доктринами марксизма-ленинизма. Авторский взгляд играл в материале главную роль: автор полемизировал, спорил, доказывал, но не навязывал сухой паек пролетарской морали.

Жанры и виды

Жанровая палитра литературной критики достаточно яркая и богатая. К ней относятся:

  1. Рецензия;
  2. Творческий портрет — статья, посвященная творческой биографии деятеля искусства;
  3. Обозрение — статья, где автор собирает и классифицирует явления одного толка и анализирует их;
  4. Очерк;
  5. Проблемная статья — материал, посвящённой анализу актуального вопроса в культуре. Подробнее о жанре «статья»…
  6. Аннотация — краткое информационное сообщение о культурном явлении;
  7. Интервью;
  8. Репортаж; 
  9. Светская хроника — информационный материал о событиях в мире богемы.

«Литературно-художественно-критическое творчество представляло синтез научной системности, публицистического авторства, эстетической содержательности» — отмечает Л. П. Саенкова.

В 21 веке литературно-художественная критика изменилась. Все чаще ее стали заменять термином «арт-журналистика», а типичную рублику в СМИ заменили маличные отделения, классифицирующиеся по объекту исследования — киножурналистика, театральная журналистика и т.д. В век ускорения прогресса и самого времени человек уже не имеет досуга для ознакомления с объемными материалами с глубоким аналитическим началом. Поэтому их уверенно вытесняют статьи рекламно-презентативного характера, задача которых — не исследование, а поверхностное информирование. Это облегченный вариант критики, который адаптировался к новым реалиям, где время читателя сильно ограничено, а массовое образование — стандартно. Общими характеристиками материалов нового типа являются:

  1. Отсутствие глубокого анализа;
  2. Клишированность журналистских текстов;
  3. Шаблонность мышления авторов. 

Однако было бы ошибочно паниковать и ставить крест на литературной и художественной критике. Сегодня мы располагаем примерами, соответствующими высокой планке, заданной нашими предками. Например, «Теленедели с Ириной Петровской» в «Известиях», обозрения прессы в журнале «Журналист», теле- и кинообзоры в журнале «Искусство кино». Рефлексивно-аналитическое начало этих журналистских материалов позволяет публике дать аргументированную оценку предмету обсуждения.

Тенденции развития

Литературно-критическая журналистика трансформируется в новые жанры и виды, адаптируется к иной публике и инновационным техническим средствам. Она проникает в блогерскую среду и становится темой для обсуждения молодежи. Обретая современные языковые средства и методы подачи авторской позиции, она развивается и становится другой — не лучше и не хуже, а просто другой, как и весь мир, которому свойственно меняться. Было бы странно, чтобы люди менялись, а журналистика — нет. Поэтому исследователи должны приспособиться к новым формам и не осуждать их лишь на основании того, что они отличаются от произведений 19 и 20 века, становятся проще и удобнее для публики.

Например, полноценное критическое творчество мы можем видеть в кинообзорах на канале «BadComedian». Глубина аналитики, яркое авторское «Я», серьезность поставленных проблем — все это говорит о высоком качестве видео-рецензий, совпадающих с критериями оценки художественной критики. Формат и подача материала кардинально отличаются от того, что мы привыкли видеть на страницах серьезных изданий. Но суть авторского посыла, скрупулёзность исследования и тщательная проработка материала являются прямыми наследниками творческих методов Н. Новикова, А. Пушкина, Д. Писарева.

Tags: литературная критикатеория журналистикихудожественная критика

статей — литературная критика — исследовательские руководства в библиотеке муниципального колледжа Лансинга

Поиск литературной критики с помощью OneSearch

Поиск литературной критики, опубликованной в рецензируемых журналах, в нескольких базах данных.

Советы по поиску для OneSearch

  • Поставьте название произведения в кавычки и фамилию автора, например, «Кукольный дом» Ибсен
  • Если вы не можете найти критику конкретного произведения, поставьте имя автора в кавычки вместе со словом критика, например «Луиза Валенсуэла» критика

Что такое литературная критика?

Литературная критика – это оценка, анализ, описание или интерпретация литературных произведений. Обычно это критическое эссе, но иногда можно рассматривать и литературную критику.

Критика может исследовать:

  • конкретное литературное произведение
  • произведения автора в целом

Определение из IPL Lit Criticism Pathfinder

Базы данных рекомендуемых литературных исследований

Как найти литературную критику в литературных базах данных

  • Литературно-справочный центр
  • ДЖСТОР
  • Литературная критика онлайн
  • Литература онлайн

Чтобы найти литературную критику в рецензируемых журналах в Литературном справочном центре:

  1. Введите название работы в кавычках в поле 1 st .
  2. Введите имя автора в поле 2 nd (фамилия, имя) и выберите SU Subjects в раскрывающемся меню.
  3. Установите флажки в разделе Ограничить результаты до Полный текст и Научные (рецензируемые) журналы и нажмите Поиск .

 

Примеры запросов литературной критики в Литературном справочном центре:

Чтобы найти литературную критику в рецензируемых журналах в JSTOR:

  1. Введите название работы в кавычках в поле 1 st .
  2. Введите имя автора в кавычках в поле 2 nd .
  3. Уточните по типу товара, установив флажок Статьи и нажав Поиск .

Чтобы найти литературную критику в рецензируемых журналах в Literature Criticism:

  1. Введите название работы в 1-м поле и выберите Название работы из выпадающего меню.
  2. Введите имя автора (фамилию, имя) в поле 2 nd и выберите Person-By или About в раскрывающемся меню.
  3. В разделе Дополнительные параметры выберите Литературная критика в качестве типа контента и нажмите Поиск .

Примеры запросов литературной критики:

Чтобы найти литературную критику в рецензируемых журналах в Literature Online:

  1. Выберите Критика и введите название работы в кавычках в поле поиска.
  2. Установите флажок, чтобы ограничить результаты Полнотекстовые и Рецензированные и нажмите Поиск .​

 

 

Писать о литературе

Найти конкретный журнал

Литературно-критические статьи — Журнал запросов

Ключевое слово Литературная критика отмечено в следующих 4 статьях.

Американская литература

2022, Том. 14 No. 09

Отношения между гендером и травмой в романе Донны Тартт Щегол

Кэти К. Штрубель

Щегол (2013) Донны Тартт — это роман, в котором исследуются условия горя и нарастающая длина персонажей идти, чтобы пережить травмы и тайны жизни. Эта история вины и утраты, смешанная с любовью и тоской… Читать статью »

Литературная критика Американская литература Литературный анализ Литературная теория Квир-исследования Донна Тартт

Феминистская литература

2014, Том. 6 № 04

Представление женщин в произведениях Джорджа Элиота и Вирджинии Вулф

Эмили Калиендо

Изучая произведения Джорджа Элиота и Вирджинии Вулф, многие критики быстро оценивают достоверность и качество персонажей, основанных на от того, как они реагируют на внешние переживания, с которыми сталкиваются в своих воображаемых мирах. Однако… Читать статью »

Вирджиния Вулф Джордж Элиот Литературная критика Английская литература Феминизм Феминистская литература

Афроамериканская литература

2011, Vol. 3 № 10

Расовый подъем: аккультурация к доминирующей культуре в Противоборствующие силы Полин Э. Хопкинс

Аиша Риз

Отечественная фантастика царила в женской литературе девятнадцатого века. Эти нарративы определили «Настоящую женственность», где женщина олицетворяла четыре столпа: благочестие, чистоту, домашнее хозяйство и покорность. Они предназначены… Читать статью »

Афроамериканская литература Литературная критика Аккультурация Культурная гонка

Художественная литература

2009, Vol. 1 № 11

Рассмотрение четырех романов Воннегута через призму Литературной критики

Линдси Д. Кларк

Мне нравится Курт Воннегут, потому что он новатор и уникален, его литературный голос говорит из периода времени, который я люблю, когда по словам критика, он «на самом деле помогал вдохнуть жизнь в новый жанр — современную поп-фантастику»[1]… Читать статью »

Воннегут Литературоведение Гуманизм Научная фантастика Сатира Антиутопия Литература

Ускоренное рассмотрение статьи

Отправьте статью и быстро получите решение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *