Литература 20-30-х годов СССР
Общая характеристика литературы 20-30-х годов СССР
Советская литература 1920-1930-х годов следовала принципам социалистического реализма, являвшегося преемником традиционных классицизма, реализма и романтизма. Вобрав в себя лучшее от этих трёх направлений, социалистический реализм обозначался строгой нормативностью, идеологической назначенностью, ориентир которой был направлен на исполнение государственных задач, а также революционной романтикой. В то же время причисленность его к реализму можно оправдать лишь тем, что все хотели доказать, что произведения того времени отражают правдоподобное положение дел в стране. Несмотря на то, что идеология коммунизма часто искажала правду, выдавая желаемое за действительное, умалчивая о многих печальных фактах общественной жизни и преувеличивая деятельность вождя — Владимира Ленина.
Двадцатые годы в СССР в литературе обозначались эмоциональным подъёмом, верой, сравнивались традиции годов предшествующих и грядущих.
В 1921 году по инициативе Ленина был создан первый советский «толстый» журнал «Красная кровь», ставший очень значимым литературным центром, который объединил талантливых писателей тех времён. В нём печатались творения многих крупных авторов, таких как Максим Горький или Дмитрий Фурманов, а также литературной молодёжи.
В начале 20-х на литературной арене появляется группа, получившая название «Серапионовы братья», вдохновлённое творчеством Эрнста Гофмана. В неё вошли такие имена как Михаил Зощенко, Николай Никитин, Лев Лунц, поэты Елизавета Полонская и Николай Тихонов, критик Илья Груздев и другие. Это общество выступало противником идейности искусства. Они пытались отделить творчество от пропаганды и политики.
Рисунок 1. «Серапионовы братья»
В тридцатых годах стала преобладать производственная тематика. Появилась интимная лирика сдержанных чувств, пейзажная поэзия, получил развитие исторический жанр. Литературу 30-х годов отлично характеризуют следующие произведения:
- Роман «Соть» Леонида Леонова.
- Поэма «Страна Муравия» Александра Твардовского.
- Повесть «Время, вперёд!» Валентина Катаева и так далее.
После утверждения в 1930-ом году тоталитарного строя в СССР в литературе произошли огромные изменения, понесшие за собой последствия в виде жёсткой цензуры, разгона группировок писателей, множественные ссылки и аресты талантливейших авторов.
На 30-е годы также выпадает расцвет детской литературы, огромный вклад в которую вносят Корней Чуковский, Самуил Маршак, Борис Житков, Аркадий Гайдар. Последний создаёт два, ставших классическими, произведения для детей: «Школа» и «Тимур и его команда».
Знаковые писатели и произведения 20-30-х годов СССР
Во времена 20-30-х годов на небосклоне отечественной литературы появилось множество ярчайших авторов, чьё литературной наследие позволяет нам по сей день окунаться в культурное настроение той эпохи.
Одним из таких легендарных писателей был Михаил Шолохов. Его знаменитые «Донские рассказы», которые вобрали в себя всё то, что увидел, в чём участвовал начинающий литератор, повествуют о кровавом перечне событий, происходивших с людьми в минувшие годы (1918-1922 гг. ), с чудовищными нарушениями норм человеческого общежития. Своими ранними рассказами Шолохову всегда удаётся попадать в цель, а в 1925 году он начинает работу над романом, где размышления о революции и перевороте всей жизни в России будут гораздо более глубокими. Этот роман — «Тихий Дон», на который автор делает главную жизненную ставку. Все другие произведения и поступки станут для него, как ни странно, безразличны.
Рисунок 2. Михаил Александрович Шолохов
Владимир Набоков — ещё одно знаменитое имя в советской литературе, хотя известность и признание пришли к нему не сразу. Уже появились его первые романы «Машенька» и «Король, дама, валет», но он всё ещё считался лишь подающим надежды автором. Впервые о нём заговорили всерьёз после публикации первых глав романа «Защита Лужина». А в 30-е годы наступает время расцвета набоковской прозы. Издаётся «Соглядатай», романы «Подвиг», «Камера обскура», рассказы «Круг», «Весна в Фиальте» и другие. В каждом произведении — своя, неповторимая загадка. Сам же Набоков считал своими лучшими творениями, вместе с «Защитой Лужина»: «Приглашение на казнь» и «Дар».
Михаил Булгаков пошёл поперёк течения советской литературной жизни 20-х годов: не подчинился уже сложившимся стереотипам описаний событий Гражданской войны. Упорно сформировав собственный взгляд на то, что лично увидел и пережил, в рассказах «Красная корона», «Необыкновенные приключения доктора» и др.. Булгаков хотел быть преуспевающим писателем, популярным драматургом, но к весне 1929 года с репертуара театров были сняты все его пьесы, и ни одной своей строки писатель более не увидел в печати. В 1928 году он начинает работу над самым своим важным произведением, в 1930-ом решив сжечь роман. А спустя два года вновь сел за работу над ним, лишь тогда и придумав название: «Мастер и Маргарита».
Поэзия в 20-30-е годы СССР
Поэзия того времени не уступает в развитии прозе. Всенародную известность получают следующие поэты:
- Владимир Маяковский;
- Борис Пастернак;
- Сергей Есенин;
- Марина Цветаева;
- Анна Ахматова и другие.
Революция, предшествующая 20-м гг., открыла новую главу советской поэзии. В то время появляется сообщество гениев — ОБЭРИУТЫ, в число которых входили Даниил Хармс, Александр Введенский, Николай Заболоцкий, Николай Олейников и другие.
Определение 1
ОБЭРИУ — Объединение Реального Исскуства.
ОБЭРИУ стал своеобразной реакцией молодых и талантливых людей на пресыщенность символистскими и акмеическими штампами, красивостями, традиционными формами. Именно об этом и говорит нам расшифровка их названия: они говорили об искусстве, имеющем дело не с литературой, а с жизнью как таковой. С их точки зрения мир нуждался в новом описании, и задача поэта состояла в обнаружении новых связей между предметами и понятиями. Обируэтам казалось, что после разрушения старого мира заново должно начаться всё — в том числе и язык, и логика, и система мер и весов.
Рисунок 3. Афиша вечера «Три левых часа». 1928 год
Поэзия 30-х в свою очередь активно продолжает героико-романтическое настроение предыдущих лет, где лирический герой всегда — бунтовщик и революционер, мечтатель, вдохновлённый размахом эпохи, увлечённый идеей и работой, с надеждой смотрящий в завтрашний день. Всё сильнее начинает звучать крестьянская тема, а также расцветает песенная лирика.
Литература 20-30-х гг. двадцатого века подарила нам огромное количество по-настоящему ценных и стоящих произведений, пусть и многие из них получили свою огласку и вышли в печать спустя многие годы.
Советская литература и цензура в 1920-е и 1930-е годы XX века
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЦНИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2»
Советская литература и цензура в 1920-е и 1930-е годы XXвека
Вид научно-исследовательской работы: исторический анализ
Исполнитель:
Королева Наталия Сергеевна
Руководитель: учитель истории
и обществознания Кетова
Галина Алексеевна
п. Строитель 2014
Содержание
Введение …………………………………………………………………….3
1. Причины волнений в стране в 20-е –30-е годы XXвека……………….5
2.Краткая биография и анализ литературной деятельности
советских поэтов и писателей в период становления
«социалистического реализма»……………………………………………7
2.1. Владимир Владимирович Маяковский………………………………………7
2.2. Пастернак Борис Леонидович…………………………………………………9
2.3. Анна Андреевна Ахматова……………………………………………………..11
2.4. Максим Горький (Алексей Максимович Пешков)………………..12
Заключение…………………………………………………………………15
Список литературы………………………………………………………..16
Введение
Проблема свободы слова одна из тех, которые являются вечными во все исторические времена. Сегодня наша страна строит правовое государство, которое должно быть основано на принципах гражданского общества. Такое общество создаёт каждому гражданину равные условия для реализации своего таланта, гарантирует его защиту от произвола и насилия, в том числе со стороны государства.
Цензура в литературе всегда была актуальной темой, особенно в период советской власти. В то время многое было под запретом, многого нельзя было говорить, поэтому осуществлялся жёсткий контроль над тем, что должно было содержаться в печати. Данное исследование необходимо для, понятия современного отношения цензуры и литературы.
Цель моего исследования: выявить особенности становления литературы “социалистического реализма” как порождения тоталитарной системы власти.
Для достижения цели, в работе решались следующие задачи:
- Анализ причин волнений в стране в 20-е –30-е годы XXвека
2. Составить общую картину прогрессов и регрессов ранней советской литературы, на примере взятых литературных деятелей
3. Показать отношения писателей и поэтов с государством.
4. Определить особенности развития литературы в условиях тоталитаризма.
В ходе исследования меня волновал вопрос: в какой степени цензура и власть могут вмешиваться в творческий процесс личности?
Научная новизна и теоретическая значимость данного исследования заключается в том, что в рамках школьной программы эта тема рассматривается поверхностно, в то время как вопрос «цензура и творчество», очень важен не только с позиции идеологии, но и с позиции морали и нравственности.
1. Причины волнений в стране в 20-е –30-е годы XXвека
Причиной волнений общественности была послереволюционная лихорадка.
Октябрьское восстание произошло в 1917 году, свергнув российскую абсолютную монархию и закончив царствование последнего царя Николая II Романова, провозгласив начало коммунизма.
Спустя некоторое время произошла Гражданская война между большевиками (Красной армией), и их противниками – меньшевиками (Белого движения). Обе стороны предполагали осуществить политическую власть путем диктатуры. Цель красных – построение бесклассового коммунистического общества, путем активной поддержки мировой революции; цель белых – созыв нового Учредительного собрания, с передачей на его усмотрение решения вопроса о политическом устройстве России.
Окончание войны, победой «красного движения», создало условия для образования Союза Советских Социалистических Республик, во главе с В.И.Лениным. Переустановка форм правления взволновало все общество, ведь все старые устои, законы и традиции были больше не актуальны. Теперь следовало принять новые порядки, новых людей у власти, новую жизнь, но многие были с этим не согласны, устраивая восстания, которые скоротечно устранялись новой властью.
Конечно же, общество откликнулось на происходящее, особенно писатели, публицисты и поэты. Кто-то был согласен и всецело поддерживал большевиков, кто-то был недоволен и высказывал свое мнение, тем самым вынудив новую власть на строгую цензуру. К примеру, Постановление “О политике партии в области художественной литературы”, напрямую рассматривается с точки зрения классовой борьбы в литературе, где отмечаются положения, ведущие к усилению роли пролетарских писателей в литературе[1].
Для создания эффективного механизма цензурного контроля в стране в 1922 году при Наркомпросе РСФСР было создано Главное управление по делам литературы и издательств – Главлит, который объединил функции целого ряда разрозненных цензурных учреждений, существовавших ранее. С этого момента ни одно произведение – будь то открытка, газета или театральная постановка – не могло увидеть свет без визы Главлита. Для осуществления цензурного контроля за различными видами искусства при Главлите создавались специализированные отделы и органы. Так, постановлением от 9 февраля 1923 г. в системе Наркомпроса появился новый орган – Главный репертуарный комитет или Главрепертком. На новый цензурный орган возлагались функции просмотра всех драматических и кинематографических произведений, разрешение зрелищных мероприятий, составление списков разрешенных и запрещенных произведений.
2.Краткая биография и анализ литературной деятельности советских поэтов и писателей в период становления «социалистического реализма»
Мы углубимся в биографии нескольких литературных деятелей, чьи жизни затронуло происходящее в 20-е и 30-е годы. На примере их судеб проанализируем скачки развития и упадка литературы, а так же проследим отношение государства к писателям, поэтам и публицистам того времени.
2.1. Владимир Владимирович Маяковский.
(7 июля 1983 – 14 апреля 1930 гг.)
Первый поэт и гражданином, как часто называл себя он сам.
Родился поэт в Грузии, в местечке Богдати.
-поэт, публицист, драматург, актер, футурист.
Жанры: футуризм, лирика, советский агитпро.
В 1906 году после смерти отца переехал с мамой и сестрами в Москву.
Владимир Маяковский был революционно настроенным студентом, увлекающимся марксистской литературой. В 1908 году вступил в РСДРП(Российская социал-демократическая рабочая партия), возглавляемую Мартовым Юл. Ос. (в будущем – меньшевик) и Лениным В.И.( в будущем – большевик). Владимир Владимирович был пропагандистом в торгово-промышленном районе, за что трижды был арестован (по делу о подпольной типографии и подозрении связи с анархистами).
Выйдя из тюрьмы после третьего ареста, покинул партию со словами: «Отчего не в партии? Коммунисты работали на фронтах. В искусстве и просвещении пока соглашатели. Меня послали ловить рыбу в Астрахань».
С 1910 по 1920 поэт-футурист, начинает свою творческую деятельность, пропагандируя революцию и сочиняя любовные поэмы своей музе Лиле Брик.
В 1920 году закончил писать поэму «150000000» , в которой отражена тема мировой революции.
Маяковским была организована группа «Комфут» — коммунистический футуризм.
В 1923 году организовал группу «ЛЕФ» — левый фронт искусств, где активно печатался он сам, Б. Пастернак, О. Брик, Шкловский и др.
В 1924 году издана поэма «Владимир Ильич Ленин», что показывает нам положительное отношение В. В. Маяковского к личности пролетариата.
Годы Гражданской войны Владимир Маяковский считал лучшими в жизни, о чем ностальгирует в поэме «Хорошо» (1927).
Период 20-х и 30-х годов Владимир резво продолжал настаивать на необходимости революции (поэмы «4 интернационал», «5 интернационал», «Моя речь на генуэзской конференции».), так же он активно сотрудничал с газетами «Комсомольская правда» и «Известия».
Работал в агитке и рекламе, за что подвергся критике друзей – Пастернака и Катаева.
Пьеса «Баня» 1929 года вызвала травлю рапповской критики( РАПП – российская ассоциация пролетарских писателей), в которую позже вступил он сам.
Подведя итог деятельности Владимира Владимировича Маяковского, мы можем увидеть, что поэт изначально признавал произошедшую революцию, коммунизм и В.И. Ленина, поэтому поддерживал власть и был минимально подвергнут цензуре.
2.2. Пастернак Борис Леонидович
(29 января 1890 – 30 мая 1960гг. )
— поэт, прозаик, переводчик.
Направление: футуризм; после революции – вне групп.
Обладатель Нобелевской премии по литературе. (1958)
Семья Пастернака приехала в Москву из Одессы в 1889 году, где в 1890 году и родился Борис Леонидович. Его отец – Леонид Осипович, художник, академик Петербургской Академии художеств, мать – пианистка Розалия Исидоровна, поэтому дом Пастернаков был извечно полон известных музыкантов, писателей и художников, таких как И.И.Левитан.
Борис занимался фортепиано, посвятил этому все свое юношество, после сдавал экзамен по курсу композиторского факультета Московской консерватории. Пастернак окончил школу с золотой медалью.
После изрядных колебаний, Борис Леонидович отказался от карьеры музыканта и поступил на юридический факультет Московского университета в 1908 году.
А уже в 1909 году перевелся на философское отделение историко-филологического факультета.
Поэт вступал в различные литературные объединения, одно из таких – «ЛЕФ» Владимира Маяковского, с которым после Пастернак имел близкие дружеские отношения, но после революции Борис занимал независимую позицию, не входя, ни в какие группы.
На конец, 1920-х – начало 30-х годов приходится короткий период официального советского признания творчества Пастернака. Он успешно принимает участие в деятельности Союза писателей СССР и в 1934 году выступает на первом съезде, на котором Борис Леонидович был официально назван лучшим поэтом Советского Союза.
В 1935 году Борис Пастернак заступился за мужа и сына Анны Ахматовой, освобожденных после писем Сталину Пастернака и Ахматовой.
В январе 1936 года писатель публикует два стихотворения, обращенные со словами восхищения к И.В.Сталину. Однако уже к середине 1936 года отношение властей к нему меняется – его упрекают не только в «отрешенности от жизни», но и в «мировоззрении, не соответствующим эпохе», и требуют тематической и идейной перестройки.
А в 1937 году Борис проявляет огромное гражданское мужество – отказывается подписать письмо с одобрением расстрела Тухачевского и других, демонстративно посещает дом репрессированного Пильняка. Это приводит к первой полосе отчужденности литературы Пастернака от официальной.
Следующей полосой отчуждения был роман «Доктор Живаго», создававшийся писателем10 лет, начиная с 1945 года по 1955. Сам автор осветил данный роман, как «вершиной» своего творчества. Произведение являло собой широкое полотно жизни российской интеллигенции на фоне драматического периода от послереволюционного до начала Великой Отечественной Войны.
Роман был резко негативно встречен властями и официальной советской литературной средой, отвергнут к печати из-за «неоднозначной позиции автора к октябрьскому перевороту и последующим изменениям в жизни страны».
Э.Г.Казакевич, советский прозаик и публицист, прочитав роман, заявил:
«Оказывается, судя по роману, Октябрьская революция – недоразумение, и лучше было ее не делать».
Таким образом, советская цензура впервые коснулась и Бориса Пастернака, а после публикации «Доктора Живаго» за границей, на него началась настоящая травля и исключение автора из Союза Писателей СССР.
2.3. Анна Андреевна Ахматова.
(11 июня 1889 – 5 марта 1966гг)
-поэтесса, публицист.
Направление: акмеизм.
Анна Андреевна Горенко – такой была ее фамилия при рождении, появилась на свет в одесском районе Большой Фонтан в семье потомственного дворянина.
Свой псевдоним «Ахматова» взяла от своей прабабушки, Прасковьи Федосеевны Ахматовой(в замужестве Мотовиловой).
В 1890 году семья переехала в Царское село, и Анна стала ученицей Мариинской гимназии. В юношестве получила прозвище «дикая девочка».
Характерными чертами творчества Анны Ахматовой можно выделить верность нравственным основам бытия, тонкое понимание психологии чувства, осмысление общенародных трагедий XXвека, сопряженное личными переживаниями.
Автобиографическая поэма «Реквием» — одно из первых поэтических произведений, посвященных жертвам репрессий 30-х годов.
Судьба Анны Андреевны Ахматовой была трагична. Хотя сама она не была в заключении или изгнании, репрессиям были подвергнуты трое близких ее людей( муж – Н.С. Гумилёв расстрелян 1921 году; Николай Пунин – спутник ее жизни 1930-х годов, трижды был арестован и погиб в лагере; единственный сын – Л. Н. Гумилёв провел в заключении более 10 лет). Горе вдовы и матери заключенных «врагов народа» отражено в поэме «Реквием».
Признанная классиком отечественной поэзии еще в 1920-е годы, Ахматова подвергалась замалчиванию, цензуре и травле (включая “персональное” постановление ЦК ВКП(б) 1946 года, не отмененное при её жизни),многие её произведения не были опубликованы не только при жизни автора, но и в течение более чем двух десятилетий после её смерти. Её имя еще при жизни окружала слава среди широких кругов почитателей поэзии как в СССР, так и в эмиграции.
Начиная с 1922 года, книги Анны Ахматовой подвергались жесткой цензурной правке. Все сборники её стихов, вышедшие в свет с 1922 по 1966 гг., нельзя назвать в полной мере авторскими. До 1964 года была «невыездной».
Вырезка постановления Оргбюро ЦК ВКП об Анне Ахматовой:
«Ахматова является типичной представительницей чуждой нашему народу пустой безыдейной поэзии. Ее стихотворения, пропитанные духом пессимизма и упадочничества, выражающие вкусы старой салонной поэзии, застывшей на позициях буржуазно-аристократического эстетства и декадентства, «искусство для искусства», не желающей идти в ногу со своим народом, наносят вред делу воспитания нашей молодежи и не могут быть терпимы в советской литературе».
2.4. Максим Горький (Алексей Максимович Пешков)
(16 марта 1868 – 18 июня 1936гг)
— писатель, драматург, прозаик.
Родился Максим Горький в Нижнем Новгороде Российском Империи, в семье столяра. Рано осиротев, мальчик жил в доме своего деда и в 11 лет был вынужден идти работать буфетным посудником на пароходе, пекарем, так же учился иконописному делу.
В 1884 году пытался поступить в Казанский университет, познакомился с марксистской литературой и пропагандистской работой.
В 1888 году арестован за связь с кружком Н.Е. Федосеева. Находился под постоянным наблюдением полиции.
С 1892 года Максим Горький впервые печатается с рассказом «Макар Чудра». С этого момента начинает развиваться литературная деятельность писателя.
21 февраля 1901 год избрание М. Горького в почетные академики Императорской Академии наук по разряду изящной словесности.
А в марте того же года Горький участвовал в марксистских кружках в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, написал прокламацию, призывающую к борьбе против самодержавия. Арестован и выслан из Нижнего Новгорода.
Позиция автора в обществе была определена в стоках его стихотворения «Легенда о Марко»:
«А вы на земле проживете,
Как черви слепые живут.
Ни сказок о вас не расскажут,
Ни песен про вас не споют».
Автор хотел сломить социальные классы между людьми, заменив их равноправием.
1904-05 г. Горький пишет пьесы «Дачники», «Дети солнца», «Варвары». Знакомится с В. Лениным. Писатель был участником революции 1905-07 года, а осенью 1905 г. вступил в РСДРП.
1906 год – отъезд Горького за границу, где создает свои известные романы, такие как «Мать», пьеса «Враги». Из-за туберкулеза живёт семь лет в Италии. Максим Горький ведет общественную и политическую работу, критикует методы большевиков, осуждает их отношение к старой интеллигенции, и спасает ряд ее представителей от репрессий большевиков и голода.
На краткое время Горький возвратился на Родину, но уже в 1921 году покинул ее снова. Существует несколько версий его отъезда: первая – его болезнь возобновилась и, по настоянию В.И. Ленина, он уехал лечиться за рубеж; по другой – Максим Горький был вынужден покинуть страну из-за разногласий с властью.
1928 год – по обращению властей и личной просьбы И. Сталина Горький совершает поездку в СССР, для обозрения результатов, достигнутых коммунистами.
1932 год – возвращение Максима Горького в Советский Союз. Правительство предоставило ему особняк в Горках. Здесь же он получает заказ Сталина – подготовить почву для 1-ого съезда советских писателей. Горьким создается множество работ: серии «Истории фабрик и заводов», «История Гражданской Войны», «Библиотека поэта».
1934 год – Максим Горький проводит I Всесоюзный съезд советских писателей и выступает на нем с докладом. После стал соредактором книги «Канал имени Сталина».
Из всего узнанного мы можем выделить отношение Горького к власти, а так же власти к писателю. Сначала Максим Горький скептически отнесся к Октябрьской революции, однако позже ходатайствовал за арестованных перед большевиками. Позже ему самому потребовалось эмигрировать из страны, из-за проблем с властью, но в конце своей жизни писатель возвратился на свою Родину и, путем трудоемкой работы, стал основателем социалистического реализма и свыкся с новой властью в стране.
Заключение
На примере Владимира Маяковского, Бориса Пастернака, Анны Ахматовы и Максима Горького мы видим разное отношении и власти к писателям, и писателей и поэтов к правительству.
Пришедшие к власти большевики хотели влиять на общество путем диктатуры через литературу, музыкантов, художников, но многие творческие деятели были не согласны выполнять эти условия, и их подвергали репрессиям, расстрелам, ссылкам и жесткой цензуре (которая включала в себя запрет публикации, цензорское вмешательство, отклонение рукописей).
В первую очередь цензура в СССР носила идеологический характер. Специальные органы контролировали распространяемую информацию, в том числе печатной продукции, музыкальных и сценических произведений и др. , с целью подавления всех источников, альтернативных официальным.
Запретам были подвергнуты произведения отдельных авторов вне зависимости от содержания.
Советская цензура не препятствовала показам сцен насилия, если они соответствовали текущим идеологическим установкам – например, демонстрировали расправу над «врагом народа».
Основным объектом цензуры была «антисоветская пропаганда», военные и экономические секреты, негативная информация о состоянии дел в СССР. В СССР официально все и всегда было хорошо.
Таким образом, смею предположить, что цензура была создана большевиками для ловли тех, кто пытался донести правду до людей. Новая власть боялась быть свергнута, поэтому пыталась создать в стране положительное настроение, путем наказания за то, что не соответствует их идеологии. И у людей было три пути: первый – беспрекословно выполнять задачи большевиков; второй – быть против и потерпеть серьезные расправы; и третий – покинуть свою страну, тем самым оставить свою Родину, свою историю и себя.
Список литературы
1.Постановление Политбюро ЦК РКП(б) “О политике партии в области художественной литературы” 18 июня 1925 г.// Власть и художественная интеллигенция. Документы ЦК РКП(б) — ВКП(б), ВЧК — ОГПУ — НКВД о культурной политике. 1917-1953 /Под ред.А.Н.Яковлева. — М.: Международный фонд “Демократия”, 1999. – С.53-57
2.Примочкина Н. Писатель и власть. М. Горький в литературном процессе 20-х годов. – М., 1998. – С.157.
3.Перхин В.В. Русская литературная критика 1930-х годов: Критика и общественное сознание эпохи. — СПб., 1997
ru.wikipedia.org
chtoby-pomnili.com
английских и американских путевых заметок 1930-х годов о Советской России
DOI:https://doi.org/10.22455/2541-7894-2021-10-228-265
Об авторе:Кабанова Ирина Васильевна, врач каб. кандидат филологических наук, профессор, Саратовский государственный университет им. Чернышевского, ул. Астраханская 83, 410012 Саратов, Россия.
ID ORCID: https://orcid. org/0000-0003-3545-2763
Электронная почта: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Аннотация:Начав с обзора исторических и идеологических причин беспрецедентного подъема интереса Запада к России после 1917 года и особенно после Великой депрессии, статья фокусируется на книгах о путешествиях, широко читаемых по обе стороны Атлантики в 1930-е годы. На это десятилетие пришелся расцвет прозы о путешествиях в англоязычном мире, а также пик увлечения Россией в ХХ веке. В статье предпринята попытка более внимательно изучить путевые заметки по Советской России, которые критики обычно отвергают как некачественные и слишком идеологизированные. Сначала описывается модель стереотипной книги на основе краткого интуристского тура (мотивная структура, преобладающее повторение штампов советской пропаганды). Далее следуют книги, выпущенные западными резидентами СССР или лицами, избежавшими интуристского надзора и имевшими непосредственный контакт с советскими людьми.
Они, конечно, смотрят на Россию глазами Запада, но способны (в разной степени) сопереживать драме и трагедии сталинской России. От половинчатого рассказа «попутчика» М. Хиндуса статья переходит к фундаментальному «Назначению в утопию» Э. Лайонса, превратившегося из ярого коммуниста в весьма аргументированного критика Советской России, и к уникальному проекту написания комикс о колхозе Э. М. Делафилда, результатом которого стала остроумная критика советских целей и путей. Находя свой путь не только в сталинской России, но и открывая читателю дорогу к внутреннему миру авторов, эти книги актуальны и сегодня Кабанова Ирина. «Английские и американские путевые заметки 1930-х годов о Советской России». Литература Америки , вып. 10 (2021): 228–265.
https://doi.org/10.22455/2541-7894-2021-10-228-265
Аллен 2003 — Аллен, Роберт С. От фермы до фабрики: переосмысление советского Промышленная революция . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета, 2003.
.Багдасарян, Орлов 2007 — Багдасарян Вардан Е., Орлов Игорь Борисович и др. Советское зазеркалье. Иностранный туризм в СССР в 1930–1980-е годы: учебное пособие . Москва: Форум, 2007.
.Березовая 2016 — Березовая Лидия Г. «Интурист: у истоков иностранного туризма в СССР». Современные проблемы сервиса и туризма 10, вып. 4 (2016): 10–19. (на рус.)
Чемберлен 1934 — Чемберлен, Уильям Х. Железный век России. Бостон: Литтл, Браун, 1934.
Чемберлен 1937 — Чемберлин, Уильям Х. Коллективизм: ложная утопия . Нью-Йорк: Макмиллан, 1937.
.Chefras 2013 — Чефрас, Тереза. «Сообщение о сталинском голоде: Джонс и Маггеридж: пример забвения и повторного открытия». Критика: Исследования по русской и Евразийской истории 14, вып. 4 (осень 2013 г.): 775–804.
Коутс, Коутс 1936 — Коутс, Уильям П. и Зельда К. . Коутс. Сцены из Советская жизнь . Нью-Йорк: Международные издательства, 1936.
.Коулз 1941 — Коулз, Вирджиния. В поисках неприятностей . Нью-Йорк: Harper & Brothers, 1941.
.Делафилд 1937 — Делафилд, Э. М. Солома без кирпичей: я посещаю Советскую Россию . Лондон: Макмиллан, 1937.
.Engerman 2003 — Engerman, Davis C. Модернизация с другого берега:
Грирсон 1943 — Грирсон, Филип. Книги о Советской России, 1917–1942 гг.: Библиография и Руководство по чтению. Лондон: Метуэн, 1943.
Гриффит 1932 — Гриффит, Хьюберт. Увидев Советскую Россию: познавательный отчет Самая дешевая поездка в Европе. Лондон: Джон Лейн, 1932.
Джарман 1933 — Джарман, Томас С. Через Советскую Россию: Дневник английского туриста. Лондон: Хоутон, 1933.
Индусы 1933 — Индусы, Морис. Великое наступление . Нью-Йорк: Харрисон Смит и Роберт Хаас, 1933; Лондон: Виктор Голланц, 1933.
.Хантер, Шимер 1992 — Хантер, Холланд и Януш М. Шимер. Неисправный фундамент: Советская экономическая политика, 1928–1940 гг.
. Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета, 1992..Кейнс 1925 — Кейнс, Джон М. Краткий обзор России. London: Hogarth, 1925. Киянская, Фельдман 2017 — Киянская, Оксана И. и Дэвид М. Фельдман. «Из истории журналистики конца 1920-х — начала 1930-х гг.: показания А.Н. Гарри» [«Страницы истории журналистики конца 1920-х – начала 1930-х гг.: А.Н. Показания Гарри как подозреваемого». Вестник РГГУ. Серия: Литературоведение. Языкознание. Культурология [Вестник РГГУ. Серия: Теория литературы. Лингвистика. культурология] 28, вып. 7 (2017): 19–35. (на рус.)
Ллойд 1932 — Ллойд, Чарльз М. Русские банкноты . Лондон: Hogarth Press, 1932.
.Лайалл 1933 — Лайалл, Арчибальд. Русская карусель: неполитическое паломничество. Лондон: Десмонд Хармсворт, 1933.
Лион 1938 — Лион, Юджин. Задание в Утопии . Лондон: Джордж Г. Харрап, 1938.
.Лион 1941 — Лайонс, Юджин. Красное десятилетие: сталинское проникновение в Америку. Индианаполис: Боббс-Меррилл, 1941 г.
Мейс 1992 — Мейс, Джеймс Э. «Американская пресса и украинский голод». В Genocide Watch под редакцией Хелен Фейн, 113–134. Нью-Хейвен: издательство Йельского университета, 1992.
.Мэйбери 1934 — Мэйбери, Гарольд. Земля «Ничево!» Ливерпуль: Daily Post Printers, 1934.
Монастырь 1934 — Монкхаус, Аллан. Москва, 1911–1933 гг. Бостон: Литтл, Браун, 1934.
Маггеридж 1934 — Маггеридж, Малькольм. Зима в Москве . Лондон: Эйр и Споттисвуд, 1934.
.Маггеридж 1973 — Маггеридж, Малькольм. Хроники потерянного времени. Том. 1, Зеленая палочка . Нью-Йорк: Уильям Морроу, 1973.
.Малдавин 1931 — Малдавин, Альберт. Лифты красного тумана. Нью-Йорк: Д. Эпплтон, 1931.
.Орлов, Попов 2018 — Орлов Игорь Б. и Попов Алексей Д. Сквоз железный занавес. Смотрите СССР! Иностранные туристы и призрак потемкинских деревень [ Сквозь Железный занавес. Увидите СССР! Иностранные туристы и призраки потемкинских деревень . Москва: Изд-во НИУ ВШЭ, 2018.
.Orwell 1970 — Оруэлл, Джордж. Собрание эссе, журналистики и писем Джорджа Оруэлла. Том. 1, An Age Like This, 1920–1940 , под редакцией Сони Оруэлл и Яна Ангуса. Лондон: Penguin Books, 19.70.
Пауэлл 1980 — Пауэлл, Энтони. Не останавливаться на достигнутом: воспоминания Энтони Пауэлла. Том. 3, лиц моего времени. Лондон, Хайнеманн, 1980.
Рассел 1920 — Рассел, Бертран. Практика и теория большевизма. Лондон: Джордж Аллен и Анвин, 1920.
Скарятина 1933 — Скарятина Ирина. Вернуться первым: аристократ в Советском Союзе Россия . Индианаполис: Боббс-Меррилл, 19 лет33.
Тейлор 1990 — Тейлор, Салли Дж. Апологет Сталина: Уолтер Дюранти, Нью-Йорк Представитель Times в Москве . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 1990.
.Travers 1934 — П.Т. [Трэверс, Памела Л.]. Москва Экскурсия . Лондон: Джеральд Хоу, 1934.
.Атли 1940 — Атли, Фреда. Мечта, которую мы потеряли: Советская Россия тогда и сейчас. Нью-Йорк: Джон Дэй, 1940 год.
Уотерс 1935 — Уотерс, Уоллскорт Х.-Х. Россия тогда и сейчас . Лондон: Джон Мюррей, 1935.
.Винтертон 1931 — Винтертон, Пол. Студент в России . Манчестер: Кооперативный союз, 1931.
.Уиткин 1991 — Уиткин, Зара. Американский инженер в сталинской России. Воспоминания Зары Уиткин, 1932–1934 гг. Под редакцией Майкла Гелба. Беркли: University of California Press, 1991.
Советские детские книги 1920-х — 1930-х годов
- Автор: Мария Папаефстатиу
- в Опубликовано в Иллюстрации
В МИСИ хранится богатая коллекция рукописей, книг и брошюр, документирующих социальную и политическую историю России и Советского Союза. Он также является домом для прекрасной коллекции русских детских книжек с картинками 19-го века.20-х и 1930-х годов, которая представлена здесь.
Большое разнообразие стилей сразу бросается в глаза при листании коллекции: от милых традиционных рисунков до авангарда и соцреализма.
Цирк , 1928 |
О Ермиле и дочери Людмиле (О Ермиле и его дочери Людмиле) , 1925 |
Мяч (Мяч) , 1928 |
Федорино горе (Федорова горе) , [1930?] |
Кто скорое (что быстрее) , 1926 |
Детский интернационал , 1926 |
Праздник , 1927 |
Два дет-дома (Два детских дома) , 1928 |
Слоненок , 1921 |
Коньогонь , 1928 |
Мороженое , 1929 |
Источник: Советские детские книги
0 лайков
ВИЗУАЛЬНЫЙ ДИЗАЙНЕР с 19 лет96 лет, ведет блог с 2010 года. Живет в Афинах, Греция. Она сосредоточила свои исследования на дизайне плакатов, особенно на дизайне социальных плакатов и портретном дизайне. Ее основной постерный проект представляет собой серию плакатов, посвященных великим деятелям традиционной и популярной культуры Греции и Ямайки. К ним относятся актеры, певцы, музыканты, поэты и т. д. Это постоянный проект. «Я считаю, что дизайн — это мощный инструмент, который мы, дизайнеры, можем использовать, чтобы вызвать энтузиазм, изменить мышление и внести позитивные изменения в наш мир и нашу культуру». ОСНОВАТЕЛЬ И РЕДАКТОР БЛОГА GRAPHICART-NEWS.COM. Она тщательно отбирает высококачественные дизайны, иллюстрации и произведения искусства со всего мира, которые будут учить и провоцировать других дизайнеров. Многие считают ее блог исключительным образовательным инструментом. СОУЧРЕДИТЕЛЬ МЕЖДУНАРОДНОГО КОНКУРСА ПОСТЕРОВ РЕГГИ который был запущен в декабре 2011 года в партнерстве с творческим активистом Майклом Томпсоном, также известным как Freestylee.