Литература романтизм: Романтизм в литературе – темы литературного направления 19 века

Содержание

Романтизм в литературе – темы литературного направления 19 века

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 1003.

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 1003.

Романтизм – это идейное и художественное направление в искусстве конца XVIII – первой половины XIX века. Это литературное направление выдвигает новую систему ценностей: культ творчества, превосходство воображения над рассудком, следование природе. Так что же такое романтизм?

История возникновения

Он возник в 1790-е годы сначала в Германии, а затем стал распространяться по всей Европе. Предпосылкой для его появления стал кризис рационалистических идеалов Просвещения. Великая Французская революция 1789-1794 годов не принесла ожидаемых результатов, за ней последовали войны, якобинский террор. Разочарование в итогах Французской революции и породило романтизм. Поэтому Французскую революцию можно считать началом эпохи Романтизма.

Основателями романтизма стали писатели Людвиг Тик, Новалис, братья Шлегели.

В каждой из европейских стран темы романтизма в литературе имели свои особенности. В Германии – наиболее теоретическую, философскую форму (представители – Гофман, Гейне). Этот жанр в Англии характеризовался бунтарскими настроениями (творчество Байрона, Шелли) и вниманием к простому человеку. Французский романтизм уделяет большое внимание внутреннему миру, проблеме добра и зла (Гюго, Дж. Санд). Герои американских поэтов-романтиков отличаются целостностью характера, а тема борьбы с темными силами в душе человека раскрывается в творчестве Эдгара По.

Романтизм в России

В России романтизм начал развиваться в первой четверти 19 века. В этот период возникает ранний русский романтизм в творчестве В.Жуковского, К. Батюшкова. Романтизм как литературное направление сменил своего предшественника – сентиментализм, который к началу нового века изжил себя. Безусловной заслугой писателей-сентименталистов было открытие, что у простых людей тоже есть чувства, они также способны любить и страдать.

Но сентиментализм, основанный на чувствительности, не шел дальше описания и констатации чувства, тогда как человек устроен гораздо сложнее. Человеческий характер неоднозначен и противоречив до такой степени, что иногда сама личность не в состоянии понять и объяснить свои поступки. Сентименталисты же показывали человека в черно-белом свете, полностью отдающегося одному чувству – хорошему или плохому. Открытие же романтиков начала 19 века заключается в том, что они увидели и показали: человек существо многогранное, он может совершать и плохие и хорошие поступки. Нельзя однозначно определить: этот герой хороший, а этот плохой. Поэтому так много споров вокруг романтических героев: Печорин плохой или хороший, как определить поведение Онегина и тд. Романтики открыли и показали неоднозначность человеческой природы. С приходом романтизма из литературы впервые уходит понятие положительного и отрицательного героя.

в русской литературе романтизм представлен двумя основными направлениями: революционно-дворянским течением (творчество декабристов и Пушкина) и пассивно-элегическим (Жуковский, Батюшков). Жуковский считается основоположником романтизма в России.

Рис. 1. Портрет Жуковского.

Основные черты романтизма

Для романтизма как направления были характерны следующие особенности:

  • в центре романтического произведения стоял человек, который сталкивается с враждебным миром и противостоит ему.
  • мир романтического произведения всегда стремится быть особенным, поэтому он предстает другим, необычным. Это воплощается либо в отъезде героя в экзотические страны, либо действия в эти страны, либо создание героем своего фантастического мира. Поэтому важной характеристикой романтизма является двоемирие. Первый мир – реальный, от него никуда не деться, второй – нереальный-мир, который существует только в воображении героя.
  • разочарование всегда сопутствует романтическому герою, который обязательно страдает от трагической раздвоенности и от ощущения невозможности осуществления своих намерений. Поэтому романтический герой всегда неудовлетворен существующим положением. Это выражается в его поведении: замкнутость, постоянное печальное состояние, тревожность. Эти черты являются классическими чертами романтического героя.
  • специфика романтизма – конфликт идеала с действительностью и его воплощение в одиноком герое.

Основные жанровые стили в романтизме – баллада, лиро-эпическая поэма, психологическая повесть, элегия.

Что мы узнали?

Данная статья поможет школьникам разобраться, что же такое романтизм, какие особенности он имеет, и кто является представителем этого литературного направления.

Тест по теме

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Полина Дадаходжаева

    9/10

Оценка статьи

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 1003.


А какая ваша оценка?

Русский романтизм

К концу 18 века классицизм и сентиментализм как целостные направления уже не существуют. В недрах отживавших свой век классицизма и сентиментализма стало зарождаться новое направление, которое впоследствии назвали предромантизмом.

Предромантизм – общеевропейское явление в литературе рубежа 18 и 19 веков. В начале 19 века предромантизм наиболее ярко проявился в творчестве поэтов и прозаиков, объединившихся в 1801 году в «Вольное общество любителей русской словесности, наук и художеств», куда вошли И.П. Пнин, А.Х. Востоков, В.В. Попугаев, А.Ф. Мерзляков, К.Н. Батюшков, В.А. и Н.А. Радищевы, Н.И. Гнедич. Русский предромантизм сформировался под влиянием идей французских просветителей Руссо, Гердера и Монтескье.

Между предромантизмом и собственно романтизмом есть два существенных отличия, и оба они связаны с характером героя. Если романтическим героем был, как правило, бунтарь, раздираемый противоречиями, то герой предромантизма, испытывая конфликт с окружающим миром, в борьбу с обстоятельствами не вступает. Герой романтизма – личность противоречивая, герой предромантизма – личность страдающая и одинокая, но целостная и гармоничная.

Алексей Фёдорович Мерзляков
Самой яркой фигурой предромантизма стал Алексей Фёдорович Мерзляков (1778 – 1830), профессор Московского университета, переводчик, учитель Вяземского, Тютчева и Лермонтова. Ведущим жанром в лирике Мерзлякова стала российская песня – стихотворение, близкое по поэтике к народным песням. Мир поэта исполнен особой красоты: в его стихах часты такие образы, как красное солнышко, светлый месяц, алые розы, шумящие ключи, зелёные сады, чистые реки. Герой поэзии Мерзлякова – одинокий, страдающий без любви и понимания близких молодой человек. Героиня поэзии Мерзлякова – девица-красавица, красивая от природы и уподобляемая птицам и зверям. К лучшим произведениям Мерзлякова относятся «Среди долины ровныя», «Не липочка кудрявая», «Соловушко», «Ожидание». В его произведениях преобладает субъективно-личное начало, и в этом смысле Мерзляков – предшественник поэта А.В. Кольцова.

Василий Андреевич Жуковский

Собственно романтизм начал складываться в России во втором десятилетии 19 века – первоначально в творчестве В. А. Жуковского и К.Н. Батюшкова. Василий Андреевич Жуковский (1783 – 1852) считается основателем русского романтизма. Его поэтическое мироощущение сложилось под влиянием творчества Державина и Карамзина, а также под влиянием немецкой романтической лирики. Основной мотив поэзии Жуковского – злой рок, тяготеющий над жизнью человека. Жуковский работал в жанрах баллады, элегии, поэмы, сказки, романтической повести.
В элегиях Жуковский впервые показал исполненную страданиями душу человека. Его элегии носят философский характер. Основная идея – мысль о скоротечности и таинственности жизни («Море», «Вечер», «Сельское кладбище»).
Своего расцвета романтизм достиг в творчестве Е.А. Баратынского, Д.В. Веневитинова, поэтов-декабристов и раннего А.С. Пушкина. Закат русского романтизма связывают с творчеством М.Ю. Лермонтова и Ф.И. Тютчева.

Характерные черты романтизма как художественного метода.

1. Общая тенденция романтизма – неприятие окружающего мира, его отрицание. Для романтического героя существуют два мира: мир реальный, но несовершенный, и мир мечты, мир идеальный. Эти миры в сознании героя трагически разделены.

2. Романтический герой – это герой-бунтарь. Его борьба за осуществление мечты завершается либо крахом мечты, либо гибелью героя.

3. Герой романтического произведения находится вне общественно-исторических связей. Его характер, как правило сформировался сам по себе, а не под влиянием эпохи, исторических обстоятельств.

4. Романтический герой – воплощение авторского «я», поэтому нередко между героем и автором ставят знак равенства.

5. Романтический герой живёт и действует в исключительных, нередко экстремальных обстоятельствах – в ситуации несвободы, войны, опасного путешествия, в экзотической стране и т.п.

6. Для поэзии романтиков характерно использование образов-символов. Например, у поэтов философского течения роза – символ быстро увядающей красоты, камень – символ вечности и неподвижности; у поэтов гражданско-героического течения кинжал или меч – символы борьбы за свободу, а имена тираноборцев содержат намёк на необходимость бороться с неограниченной властью монарха (например, Брут, убийца Юлия Цезаря, рассматривался поэтами-декабристами как положительная историческая личность).

7. Романтизм субъективен по своей сути. Произведения романтиков носят исповедальный характер.

Константин Николаевич Батюшков

В русском романтизме выделяют 4 течения:
а) философское (Батюшков, Баратынский, Веневитинов, Тютчев),
б) гражданско-героическое (Рылеев, Кюхельбекер, Вяземский, Одоевский),
в) элегическое (Жуковский),
г) лермонтовское.

Первые два течения – философское и гражданско-героическое – противостояли друг другу, так как преследовали противоположные цели. Вторые два – элегическое и лермонтовское – представляли собой особые модели романтизма.

Кондратий Фёдорович Рылеев

Творчество поэтов, принадлежавших к философскому течению, базировалось на идеях английского и немецкого романтизма. Они считали, что романтическая поэзия должна ориентироваться только на вечные темы любви, смерти, искусства, природы. Всё суетное, сиюминутное рассматривалось как недостойная пера поэта тема.

В этом отношении они противостояли поэтам гражданско-героического течения, считавшим своим священным долгом обращаться в поэзии к общественным проблемам, пробуждать и воспитывать в читателе патриотические чувства, призывать его на борьбу с самодержавием и социальной несправедливостью. Любые отклонения от гражданской тематики поэты-декабристы полагали недопустимыми для истинных романтиков.

Задания по творчеству В.А. Жуковского 

Задания по творчеству поэтов-романтиков философского и гражданско-героического течений  

10 Ключевые характеристики романтизма в литературе

  • Описание

    Характеристики романтизма, представленного Женским платьем

  • Источник

    Тони Мартурано / Исток / Гетти изображения

стать лучшим читателем, и это может помочь вам в литературных эссе и дискуссиях. Этот период в истории литературы захватывающий и драматичный, и как только вы узнаете контрольные признаки, вы сможете определить произведение, которое его типизирует.

Что такое романтизм в литературе?

Популярный в конце 18-го и начале 19-го веков романтизм был литературным движением, которое подчеркивало природу и важность эмоций и свободы творчества. Во многом писатели той эпохи восставали против попытки объяснить мир и человеческую природу с помощью науки и через призму промышленной революции. В романтизме эмоции гораздо сильнее рационального мышления.

Реклама

Каковы характеристики романтизма в литературе?

Хотя литературный романтизм существовал примерно с 1790 по 1850 год, не все писатели этого периода работали в этом стиле. Есть определенные характеристики, которые делают произведение литературы частью романтического движения. Вы не найдете все характерные черты в каждом произведении романтической литературы; однако вы обычно обнаружите, что письмо этого периода имеет несколько ключевых характеристик.

1. Прославление природы

Реклама

Природа во всем своем необузданном великолепии играет огромную роль в романтической литературе. Природа, которую иногда считают противоположностью рационального, является мощным символом в работах этой эпохи. Романтические поэты и писатели дают личные, глубокие описания природы и ее диких и могущественных качеств.

Природные элементы также служат символами несдерживаемых эмоций поэта или писателя, как в последней строфе «К осени» Джона Китса. Китс знал, что умирал от чахотки на протяжении большей части своей короткой жизни и карьеры, и его празднование осени символизирует красоту эфемерного.

Где песни весны? Ай, Где они?

Не думай о них, у тебя тоже есть твоя музыка,—

В то время, как решетчатые облака расцветают мягко умирающим днем,

И коснуться стерни розовым оттенком;

Тогда в заунывном хоре плачут маленькие комары

Среди речной рябины, уносимой ввысь

Или тонет, как легкий ветерок живет или умирает;

И взрослые ягнята громко блеют с холмистых боров;

Сверчки поют; а теперь с дискантом мягким

Красногрудый свистит с грядки;

И щебечут в небе собравшиеся ласточки.

Реклама

2. Осознание и принятие эмоций

Реклама

Сосредоточенность на эмоциях является ключевой характеристикой почти всех произведений эпохи романтизма. Когда вы читаете работы этого периода, вы увидите чувства, описанные во всех формах, включая романтическую и сыновнюю любовь, страх, печаль, одиночество и многое другое. Этот акцент на эмоциях предлагал контрапункт рациональному, а также делал романтическую поэзию и прозу чрезвычайно читабельными и родственными.

Мэри Шелли Франкенштейн предлагает прекрасный пример этой характеристики романтизма. Здесь чудовище Франкенштейна демонстрирует прекрасное самосознание своих чувств и предлагает яркое эмоциональное описание, полное гнева и печали.

Остаток дня я провел в своей лачуге в состоянии полнейшего и глупого отчаяния. Мои защитники ушли и разорвали единственную связь, связывавшую меня с миром. Впервые чувства мести и ненависти наполнили мою грудь, и я не стремился совладать с ними, но, дав себя унести течению, я склонил свой разум к ранению и смерти. Когда я думал о своих друзьях, о мягком голосе Де Лейси, нежных глазах Агаты и утонченной красоте аравийки, эти мысли исчезали, и слезы несколько успокаивали меня. Но опять же, когда я сообразил, что они отвергли и бросили меня, вернулся гнев, ярость гнева, и не в силах причинить вред чему-либо человеческому, я обратил свою ярость на неодушевленные предметы. С наступлением ночи я расставил вокруг коттеджа множество горючих материалов и, уничтожив все остатки культивации в саду, с вынужденным нетерпением ждал, пока зайдет луна, чтобы приступить к своим операциям.

3. Прославление художественного творчества и воображения

В отличие от того, что предыдущие поколения сосредоточивали внимание на разуме, писатели романтического направления исследовали важность воображения и творческого импульса. Поэты-романтики и прозаики отмечали силу воображения и творческий процесс, а также художественную точку зрения. Они считали, что художники и писатели смотрят на мир по-разному, и прославляли это видение в своих работах.

Вы можете увидеть это в стихотворении Уильяма Вордсворта «Прелюдия».0005

Воображение — здесь Сила, так называемая

Сквозь грустную некомпетентность человеческой речи,

Эта ужасная Сила поднялась из бездны разума

Как беспризорный пар, что окутывает,

Вдруг какой-то одинокий путник. Я был потерян;

Остановлен без попытки прорваться;

Но своей сознательной душе я теперь могу сказать —

«Я узнаю славу твою:» в такой силе

Узурпации, когда свет смысла

Гаснет, но вспышкой раскрывает

Невидимый мир….

Реклама

4. Акцент на эстетической красоте

Романтическая литература также исследует тему эстетической красоты не только природы, но и людей. Особенно это касалось описания женской красоты. Писатели превозносили женщин эпохи романтизма за их естественную красоту, а не за что-то искусственное или скованное.

Классическим примером этой характеристики является стихотворение Джорджа Гордона, или лорда Байрона, «Она ходит в красоте». 0005

Она идет в красоте, как ночь

По безоблачному краю и звездному небу;

И все лучшее из темного и светлого

Встречай в ее облике и в ее глазах;

Таким образом, смягчившись до нежного света

Которого небеса до яркого дня отрицают.

5. Темы одиночества

Реклама

Писатели эпохи романтизма считали, что творческое вдохновение исходит от одиночных исследований. Они праздновали чувство одиночества, означало ли это одиночество или столь необходимое тихое место для размышлений и творчества.

Одиночные темы вы встретите во многих литературных произведениях этого периода, в том числе в этом отрывке из поэмы Сэмюэля Тейлора Кольриджа «Мороз в полночь». крик

Пришел громко — и слушайте, опять громко, как прежде

Жильцы моего коттеджа, все отдыхают,

Оставили меня в том одиночестве, которое годится

Глупые размышления: сохраните это рядом со мной

Мой колыбельный младенец мирно дремлет…

Реклама

6.

Акцент на экзотике и истории

Реклама

Литература эпохи романтизма часто уделяет особое внимание экзотическим местам и событиям или предметам из истории. Стихи и проза касаются антиквариата и даров древних культур по всему миру, а далекие места служат фоном для некоторых литературных произведений той эпохи.

Прекрасным примером является стихотворение Перси Бише Шелли «Озимандиас».

Я встретил путешественника из античной страны,0005

Кто сказал — «Две огромные каменные ноги без хоботов

Стойте в пустыне. . . . Рядом с ними, на песке,

Полузатонувший разбитый лик лежит, чей хмурый взгляд,

И сморщенная губа, и ухмылка холодной команды,

Скажи, что его скульптор хорошо эти страсти читает

Реклама

7. Духовный и сверхъестественные элементы

Писатели эпохи романтизма не отвернулись от более темной стороны эмоций и тайн сверхъестественного. Они исследовали контраст между жизнью и смертью. Многие части имеют Готические мотивы , такие как заброшенные усадьбы, темные и ненастные ночи и многое другое.

Некоторые из сверхъестественных элементов служат символами эмоций вины, депрессии и других темных чувств, как вы можете видеть в этом отрывке из Падение дома Ашеров Эдгара Аллана По.

Кроме того, время от времени и по отрывочным и двусмысленным намекам я узнавал еще одну особенность его психического состояния. Он был опутан определенными суеверными представлениями относительно жилища, в котором жил и откуда в течение многих лет не отваживался покидать его, относительно влияния, чья мнимая сила была выражена в терминах, слишком туманных, чтобы повторять их здесь. — влияние, которое, по его словам, оказали на его дух некоторые особенности простой формы и содержания его фамильного особняка, — влияние, которое оказали на его дух телосложение серых стен и башен и озеро, в которое все они смотрели вниз, в конце концов повлияло на моральный дух его существования.

8. Яркие сенсорные описания

Другой важной характеристикой почти всей литературы эпохи романтизма являются яркие сенсорные описания. Стихи и проза этого периода включают примеры сравнения и метафоры, а также визуальные образы и другие сенсорные детали. Поэты и другие писатели вышли за рамки простого рассказа о вещах и вместо этого дали читателям информацию, необходимую для того, чтобы они чувствовали, пробовали на вкус и касались предметов и окружения в письмах эпохи романтизма.

Вордсворт использует яркие описания, в том числе сравнения и метафоры, в своем знаменитом стихотворении «Я бродил одиноким, как облако».0005

Я бродил одинокий, как облако

Что плывет высоко над долинами и холмами,

Когда вдруг я увидел толпу,

Множество золотых нарциссов;

У озера, под деревьями,

Порхание и танцы на ветру…

9. Использование олицетворения

Романтические поэты и прозаики также использовали олицетворение в своих произведениях. Вы можете увидеть примеры олицетворения всего, от птиц и животных до природных явлений или аспектов. Эти работы даже олицетворяют такие чувства, как любовь, или состояния, подобные смерти.

Романтическое олицетворение можно увидеть в творчестве известного натуралиста и писателя Карла фон Мартиуса. Вот отрывок о деревьях Амазонки из его книги Flora Brasiliensis .

Меня побуждает какое-то внутреннее побуждение рассказать вам, любезный читатель, эти мысли моего ума, так как я представляю вашему взору картину тех древнейших деревьев, которые я когда-то видел у реки Амазонки. Даже сегодня, по прошествии многих лет, я чувствую себя пораженным видом этих великанов преклонного возраста, как лицо какого-нибудь гигантского человеческого существа. Эти деревья и сегодня говорят со мной и наполняют мой дух каким-то благочестивым страхом, и сегодня они возбуждают в моей груди то безмолвное удивление, которым удерживался тогда мой дух. Это чудо похоже на широкую и глубокую реку; мысли человеческого разума — его волны; не все чувства сердечные выражать словами. ..

10. Сосредоточьтесь на себе и автобиографии

Многие литературные произведения эпохи романтизма носят глубоко личный характер и часто исследуют личность писателя. Вы увидите автобиографических влияний в стихах и прозе того периода. Одной из характеристик этого движения было то значение, которое придавалось чувствам и творчеству, а источником большей части этой эмоциональной и художественной работы был фон и реальное окружение писателя. Эта сосредоточенность на себе предшествовала конфессиональной поэзии середины 19-го века.00-х годов, но вы можете увидеть его глубокое влияние на это движение.

Одним из ключевых примеров романтической автобиографии является « исповедей » Жан-Жака Руссо. В этой работе он стремился создать неприкрашенный взгляд на собственное воспитание и жизнь.

Я начал беспрецедентную работу, чье выполнение не имеет подражателей. Я предлагаю представить своим собратьям-смертным человека во всей правде природы; и этим человеком буду я.

Я изучил человечество и знаю свое сердце; Я не похож ни на кого, с кем я был знаком, может быть, ни на кого из существующих; если не лучше, то я, по крайней мере, претендую на оригинальность, и правильно или неправильно поступила Природа, разрушив форму, в которую она меня отлила, можно решить только после того, как я прочитан.

Основные поэтические формы романтизма

Если вы изучаете поэзию эпохи романтизма, полезно знать формы, которые были популярны в то время. Среди них были оды, сонеты и лирика. Взгляните на примеры од поэтов-романтиков, таких как Китс, а также на примеры сонетов Перси Шелли. Понимание этих поэтических форм и их отношения к романтизму поможет вам глубже оценить эту работу.

Романтики | Британская литература вики

Долина Стаур с церковью Дедхэм. Джон Констебл 1814

Один импульс из ясной древесины
может научить вас больше человека,
из морального зла и Good,
из морального зла и Good, из морального зла и Good, .


~из «The Tables Turned», William Wordsworth, 1798.


Исходная информация и литература

Романтизм — это термин, применяемый к литературному и художественному движению, имевшему место между 1785 и 1832 годами в Западной Европе. Возникнув в контексте промышленной революции, Французской революции и социальных, политических и экономических изменений, произошедших после эпохи Августа, романтизм отошел от акцента на важности эмпирического, материального мировоззрения и обратился к воображению и природа как источник познания. Писатели с большим благоговением относились к природе и считали, что интуиция, эмоции и воображение более поучительны, чем эмпиризм и разум. Романтический период ниспроверг ценности, привитые в эпоху Августа, и стремился отделиться от жестких стилей письма древних, классических образцов Вергилия, Горация и Гомера. Вместо этого поэты и авторы были вдохновлены писать своим собственным творческим голосом.

Посмотрите это видео, в котором профессор Чарльз Робинсон из Делавэрского университета обсуждает воображение в романтической литературе.

 

Вот обсуждение романтиков и их идей трансцендентности:

Промышленная революция

Промышленная революция была преобразованием для Великобритании в 18 веке. С точки зрения экономического роста и технического прогресса Англия была первой страной, ставшей индустриализированной. Машины изменили сельскохозяйственную экономику прошлого, основанную на ручном труде, на новую индустриальную экономику. Это привело к увеличению городов, появлению новых продуктов и улучшению производственного процесса. Растущее население и, следовательно, растущий уровень грамотности также приведут к огромным изменениям в общении, а также в политике, технологиях, религии и обществе в целом. Более . . .

Французская революция

Начиная с 1789 года и заканчивая 1799 годом, Французская революция сыграла решающую роль в преобразовании политической и социальной систем во Франции. Во время революции Франция превратилась из монархии в республику свободных граждан. Этот решительный шаг не только изменил политические и социальные системы, но и оказал огромное влияние на литературный мир. Такие писатели, как Уильям Блейк, рассматривали революцию как возвращение общества к совершенству, когда люди могут выражать свое собственное мнение. Более . . .

The Enclosure Acts

В период с 1760 по 1820 годы сельскохозяйственные угодья в Великобритании были объединены и стали более компактными. Затем у лордов и сельских жителей отобрали «бесполезную» землю, чтобы повысить эффективность ведения сельского хозяйства, повысить продуктивность земли и, в конечном итоге, увеличить прибыль. Эти законы об ограждении оказали большое влияние на английское общество, в том числе на многих писателей-романтиков. Более. . .

Культурный и литературный контексты

  • Переходы от литературы Августа к романтике
  • Эоловые арфы и романтики
  • Романтики и сонет
  • Дружба Кольридж-Вордсворт
  • Политические волнения и социальные реформы

Романтические авторы

  • Уильям Вордсворт
  • Уильям Блейк
  • Сэмюэл Тейлор Кольридж
  • Перси Биши Шелли
  • Джон Китс
  • Лорд Байрон
  • Джейн Остин
  • Мэри Шелли
  • Джон Клэр
  • Уильям Хэзлитт


Ссылки

Брайанс, Пол.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *