Лирика лермонтова кратко: Лирика Лермонтова: основные темы и мотивы

Лирика Лермонтова: основные темы и мотивы

Сочинения > Сочинение на тему > Лирика Лермонтова: основные темы и мотивы

Сен 25, 2018    |       5 комментариев

Лермонтов был великим поэтом девятнадцатого века. Он оставил после себя огромное наследие, где особое место можно отвести лирике. В целом писатель творил в эпоху романтизма, что не могло не отразиться на его произведениях. Однако поэту удавалось каждое стихотворение дополнить своим видением, что делало его стихи особенными. В своем творчестве Лермонтов охватывал разнообразные темы, многие из которых актуальны и в настоящее время.

Темы и мотивы лирики Лермонтова

Лирика Лермонтова, основные ее темы и мотивы писатель направлял на поиски духовности, на борьбу против общества, что было настроено против него. Он пытался философствовать, размышляя не тему смысла жизни, взаимоотношений природы и человека, затрагивал и тему одиночества. Если о лирике Лермонтова сказать очень кратко, то писал он на разные темы, и его стихи отличались по настроению. Однако все их можно мысленно разделить на категории, где характерными будут несколько направлений.

Ранняя лирика Лермонтова

Свои силы на литературном поприще поэт стал пробовать в раннем возрасте. Несмотря на разнообразие жанров его произведений, основой его работ была лирика. Здесь стоит отметить именно раннюю лирику Лермонтова, которая сначала имела подражательный характер. И это понятно, писатель только учится, и глядя на предшественников, берет с них пример. Но вместе с этим, он не следует установленным традициям, а пытается все переосмыслить и выдать читателю свое видение, затрагивая важные темы и мотивы в своей лирике.

В ранней лирике Лермонтов виден как романтическая личность, где его творческие работы представляли собой некий дневник человека, что пытается познать себя. В своем раннем творчестве Лермонтов затрагивает проблемы социально-исторического характера, и в его работах мы видим патриотическое начало, которое только начинает закладываться в поэте. Примером того может быть стих Я видел тень блаженства. К тому же на начальном этапе писательской деятельности поэт затрагивает тему любви, где выделяется лермонтовский Нищий. Завершается этап ранней лирики поэта его стихотворением Нет, я не Байрон.

Любовная лирика Лермонтова

Среди раскрытых тем в лирике Лермонтова можно выделить и тему любви. Однако, читая произведения поэта, возникает грусть. Ведь вся его любовная лирика наполнена пессимистическими нотами. У Лермонтова очень много стихотворений о любви, но эта любовь не взаимная, да и для героев его стихотворений о любви сама любовь и понятие люби разное. Если для лирического героя все серьезно и он готов отдаться прекрасному чувству, то для героини это всего лишь очередная интрижка. Тому примером может быть стих Заблужденье купидона. А вообще, лермонтовские стихотворения о любви перечислять можно долго. Все они составляют любовную лирику писателя и все они противоречивы. С одной стороны мы видим надежду, но в итоге она сменяется мотивами одиночества и разочарованием.

Философская лирика Лермонтова

Какую бы тему поэт не затрагивал, какой бы мотив он ни выбирал, все равно основным направлением его работ были философские размышления. Здесь прослеживаются рассуждения о бытии, боге, о свободе и неволе человека, и смысле жизни. Лермонтов пытается понять тему смерти, раскрыть и понять тему любовного чувства и многое другое. Философская лирика Лермонтова направлена на борьбу двух начал, на поиск гармонии, на раскрытие тем и мотивов веры и неверия.

Родина в лирике Лермонтова

В своих работах писатель не прошел и мимо темы Родины. Он затрагивал ее, как и многие другие русские писатели. В своих стихотворениях поэт противопоставляет Родину государству и заявляет, что ему не приемлемо политическое устройство с его прогнившими схемами правления. Он называет Россию страной рабов и господ. Однако Родину свою Лермонтов любил. С ее природой, пейзажами, самобытностью. Эта любовь чувствуется и в стихотворении Родина или Русская мелодия.

Одиночество в лирике Лермонтова

На уроке, посвященному лирике Лермонтова, мы познакомились с основными темами и мотивами его стихотворений. Как раз тема одиночества является одной из важных тематик писателя и поэта. При этом мы видим, что чувство одиночества для Лермонтова естественно, ведь в душе писатель чувствовал себя чужим среди людей. Как говорил Белинский, Лермонтов был поэтом другой эпохи. Вот и его лирический герой постоянно ищет покой для души, бежит от толпы, подобно изгнаннику. Тему одиночества мы видим, например, в стихотворении Узник. Лермонтов пишет, что одинок его герой и нет отрады. Также видим тему одиночества в его стихотворении Пленный рыцарь и во многих других работах.


Лирика Лермонтова — сообщение доклад

  1. Энциклопедия
  2. Литература
  3. Лирика Лермонтова

Михаил Юрьевич Лермонтов – великий поэт и писатель 19 века. Его покровителем и наставником был Александр Сергеевич Пушкин, поэтому работы писателя никого не оставляют равнодушным. Во все времена творчество Лермонтова находило признание у публики, потому что его произведения наполнены особой энергией и чувственностью, которая способствует продвижению человеческой личности. Михаил Юрьевич умел передавать через свои произведения пищу для ума и неповторимые эмоции, запоминающиеся на долго. Восторг после прочтения его произведений хотелось испытывать снова и снова.

Лирика, мотивы и темы были обращены на неприветливое общество, не принимающее творчество писателя. Он старался охватить многие темы, такие как взаимосвязь человека и природы, тема одиночества и поиска смысла жизни, философские размышления. Сжато лирику Лермонтова можно охарактеризовать как многогранную. Его произведения отличаются по настроению, но их можно разделить на несколько категорий, для которых будут характерны разные направления. 

Ранняя лирика писателя появилась в самом начале его творчества. Он начинал писать в раннем возрасте, и среди многообразия жанров его произведений выделялась именно лирика. В то время писатель только начинал писать и брал пример со своих предшественников. Но одновременно в свои работы он вносит свое видение, не следуя полностью установленным традициям, и захватывая самые важные темы и мотивы.

В своем раннем творчестве писатель раскрывается как романтическая личность и человек, который только познает себя. Его ранняя лирика отражает патриотическое начало, затрагивая социально-исторические проблемы. Но и тема любви не остается для него в стороне. К произведениям этого времени можно отнести «Я видел тень блаженства» и «Нищий». Завершается этот этап стихотворением «Нет, я не Байрон».

Среди основных тем, которые раскрывает Лермонтов, особое место можно уделить любовной лирике. Но произведения в этом направлении вызывают больше чувства грусти, потому что наполнены пессимистическими нотами. Как правило, вся любовь, которую он описывает, не является взаимной. Все произведения писателя о любви можно назвать противоречивыми, в которых светлая надежда сменяется разочарованием и одиночеством.

Но основным направлением творчества Лермонтова была все таки философия. В этих произведениях ведутся размышления о Боге, смысле жизни, свободе и заточении. В них он пытается понять смысл любви, значение смерти и многое другое. Лирика писателя в этом направлении сосредоточена на поиски гармонии и борьбы двух начал.

Но и тема Родины не осталась для Лермонтова в стороне, как и для многих других писателей. В своих работах он противопоставляет Родине государство, не принимая схемы правления. Россия в его понимании страна рабов и господ. Но он любил Родину и восхвалял ее природу и красоту пейзажа. 

Немаловажной для поэта стала и тема одиночества, и он чувствовал ее как никто другой. В обществе того времени он ощущал себя чужим. Его даже называли поэтом другой эпохи. Его лирический герой, как и сам писатель, всегда находился в поиске душевного покоя, был одинок и не мог найти своего места.

Доклад 2

XIX век был щедр на появление великих людей к там людям и относится великий поэт Михаил Юрьевич Лермонтов. Покровительство ему оказал сам А.С. Пушкин, который был для поэта не только наставником, но другом. Поэтому он, как и его наставник писал лирические произведения, которые находят отклик у всех в сердце. Его произведения наполнены особенной энергией, благодаря которой шло продвижение человека как личности. Через свои произведения поэт давал пищу для ума и эмоции, которые оставались в памяти надолго. Читая его произведения, всегда испытываешь подъем настроения и восторг. Даже прочитав его стихотворения, их хочется перечитывать вновь и вновь. Многие из них мы все знаем ещё с детства. 

Все своё творчество он обращал на общество, которое не хотела принимать его произведения. Он своим творчеством охватывал темы природы, одиночества, поиска смысла жизни. Лирика Лермонтова является многогранной. Его произведения делятся на несколько категорий с разными направлениями.

Первые произведения он написал в раннем детстве, из всех жанров, которые были в его распоряжении, он выделил лирику. Когда он только пробовал писать, он брал пример с поэтов XVIII века. Но он добавлял свое виденье в свои работы. Охватывал очень важные темы в столь юном возрасте.

Он раскрылся в раннем творчестве как романтик. В его ранних стихотворениях поднимаются темы патриотизма, социальные проблемы. А любовь затрагивается вскользь. Свой ранний этап он закончил стихотворением «Нет, я не Байрон».

Все его произведения о любви наполнены грустью и пессимизмом. Любовь, которую он изображал, не была взаимной, работы противоречивые, в них надежда сменяется разочарованием и одиночеством. Стихотворения Лермонтова о любви можно долго перечислять. Они составили целый цикл любовной лирики.

В стихотворениях философского направления он размышлял о Боге, о смысле жизни, свободе. Он хочет осознать смысл любви, жизни и смерти. Вся лирика этого периода ищет гармонию жизни.

Он много своих стихотворений посвящает Родине. Он любит Россию, восхищается её природой. Любовь к Родине хорошо прослеживается в стихотворениях «Родина» и «Русская мелодия».

Очень остро он описывал тему одиночества, он пропускал её через себя. Он чувствовал себя чужим в обществе, его за глаза называли поэтом другой эпохи. Он был в вечном поиске покоя, был одинок, и не находил себе места. Это хорошо видно в стихотворении «Парус».

Другие сочинения:

← Теория «Трех штилей» Ломоносова↑ ЛитератураВиды сказок →

Лирика Лермонтова

Несколько интересных сочинений

Лирических героев поэзии Лермонтова. Особенности лирики М.Ю. Лермонтов

Особенностью творчества Михаила Юрьевича (годы жизни — 1814-1841) является то, что лирические герои поэзии Лермонтова внутренне едины. Постепенно они меняются, но эта трансформация незначительна по сравнению с развитием образов у ​​других поэтов XIX века. В последний период творчества Лермонтова все чаще проявляется характер уставшего от жизни человека, совершенно отличный от характера более ранних стихотворений. Но тем не менее эти лирические герои поэзии Лермонтова тесно связаны. Преемственность обусловлена ​​сохранением основных тем, мотивов, пронизывающих творчество поэта и формирующих образ героя.

Романтический герой

Наряду с ранним творчеством Александра Сергеевича Пушкина и поэзией Жуковского лирика Лермонтова ознаменовала подъем романтизма в нашей стране. Это связано с тем, что герой Михаила Юрьевича — возвышенный мечтатель. Он наделен всеми чертами, типичными для романтика: это страдалец, борец, поэт, бунтарь, пророк, любовник. Таковы лирические герои поэзии Лермонтова на всех этапах его творчества.

Тема одиночества

Ноты оторванности от повседневной жизни особенно сильно звучат в образе романтического героя Михаила Юрьевича. Одиночество приобретает в его произведениях различные вариации: любовь, возникающая в самых разных произведениях на тему; заключение в тюрьму; изоляция человека в окружающем мире.

Во многих произведениях («И скучно, и грустно…», «Дума») встречается образ, связанный с общим мотивом одиночества современного лермонтовского поколения. Мы сталкиваемся здесь с одной из важнейших проблем, которую Михаил Юрьевич затрагивает губящее душу отражение, болезнь, которая, по мнению поэта, убивает поколение и замыкает человека, обрекая его на одиночество.0003

Мотив смерти

Лучшие чувства, которые существуют у людей с голосовым разумом, исчезают. Рефлексия губительна для веры и чувств. Автор относит себя к поколению «заблудших». Лирический герой поэзии Лермонтова сравнивается с «созревшим до поры плодом». Мотив ранней смерти традиционен в романтической литературе, но Михаил Юрьевич вносит в эту тему свежую мысль: речь идет не о физической смерти, а о смерти чувства, вызванного неверием, отсутствием борьбы и цели. Мы «стыдно равнодушны» к злу и добру, а к властям — только «презренные рабы», как он пишет.

Мотив борьбы

Эта тема является важнейшей для романтической литературы не только нашей страны, но и всего мира. У Михаила Юрьевича она получает оригинальное развитие. Борьба — суть, основа характеров, которыми являются лирические герои лермонтовской поэзии. Композиция Михаила Юрьевича «Парус» представляет собой поэму, в которой человек в образе корабля борется с враждебной стихией. Но стоит бурю остановить — и он начинает ее «просить» и искать, ведь он ищет не счастья, а его преодоления.

Противостояние внешнего и внутреннего мира

Внутренне противоречивые лирические герои поэзии Лермонтова, сочинение которой мы сейчас пишем. Разлад внутри человека, происходящий от разрушительного, темного отражения, не может не порождать конфликт и конфликт в его душе. В одном из стихотворений под названием «Как часто в окружении пестрой толпы…» автор противопоставляет реальный внешний мир, скрывая под доброй маской равнодушие, бунтующий внутренний мир лирического героя. Есть «бездушные образы» людей.

Метафоры маскарада вообще и масок в частности появляются у поэта очень часто. Они символизируют бездуховность, фальшь мира, в котором вынуждены существовать лирические герои лермонтовской поэзии.

Тема неверия и веры

Тесно связана с мотивом борьбы и темой неверия и веры. Лирический герой поэзии Лермонтова упрекает Бога в том, что мир несовершенен. Романтичные и демонические персонажи поэм «Мцыри» и «Демон» отрицают Творца, не принимая при этом самого мира, в котором живут. Но, видя именно в отсутствии идеалов, в неверии причину такого мировоззрения, Михаил Юрьевич не мог не привести в конце концов к соглашению с Творцом романтического человека. Поэтому лирический герой поэзии Лермонтова идет на компромисс с небом.

Таким умиротворяющим началом становится произведение «Когда волнуется желтеющее поле…» природа. Идея героя «погружает в сон», освобождая тем самым его чувства, а любовь к «мирному краю» дает ему возможность «увидеть» Творца.

Наполеон

Продолжим нашу работу. Лирическим героем поэзии Лермонтова в некоторых произведениях является Наполеон. Образ бунтаря, пережившего и глубочайшее падение, и пик могущества, в целом традиционен для романтической лирики в русской традиции. Для Лермонтова в Наполеоне (а также в образе Байрона) соединились главные черты романтического героя: бегство, бунт, борьба, изгнание и одиночество личности.

Взаимоотношения толпы и поэта

Подходит к концу наша работа. Лирический герой поэзии Лермонтова, как и другие авторы, противостоит массам. Традиционно в русской литературе отношения толпы и поэта рассматривались как конфликт, который неизбежен.

Эта тема занимала важное место в творчестве многих писателей, и всегда образ самого поэта сближался с образом лирического героя. Лермонтов не исключение, но у него очень своеобразное решение этого сложного конфликта.

Традиционно толпа определялась как «бездушная», «глухая», «толпа». Для него была характерна духовная бездуховность, корысть, а образ поэта был близок по своим чертам к изгнаннику, певцу, пророку. Иначе это конфликт Лермонтова. С одной стороны, он более уважительно изображает толпу, говоря, что народ «раздавлен» пытками и потерями. С другой стороны, в произведении 1838 года под названием «Поэт» он придерживается идеи, что каждая эпоха порождает «своего» пророка, единого с толпой, в котором он нуждается и который ему нужен. «Ржавчина», разъедающая лезвие таланта, вызывает у Лермонтова презрение к народу.

Новый образ простого, уставшего человека появляется в таких стихотворениях, как «Близкий», «Завещание», «Родина», «Валерик» и других. С более ранними персонажами этот лирический герой поэзии М.

Лермонтова связан глубокими корнями. Все изменения в его чертах подчинены внутреннему единству на подсознательном уровне.

Канадско-американские славистические исследования, том 18, выпуск 4 (1984)

Заголовок:
Михаил Лермонтов. Основные поэтические произведения. Перевод, введение и комментарии Анатолия Либермана. Миннеаполис: University of Minnesota Press, 1983. xiii, 635 стр. 39,50 долл. США.
Тип статьи:
научная статья
DOI:
https://doi. org/10.1163/221023984X01288
Язык:
Английский
Страницы:
434–435
В:
Канадско-американские славистики
В:
Том 18: Выпуск 4
Издатель:
Брилл | Шёнинг
E-ISSN:
2210-2396
Распечатать ISSN:
0090-8290
Предметы:
История, славяноведение и евразийство

Все время Прошлый год Последние 30 дней
Абстрактные представления 174 35 7
Полнотекстовые просмотры
110
1 1
Просмотры PDF и загрузки 10 0 0

Заголовок:
Михаил Лермонтов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *