Лев николаевич толстой молодой: Лев толстой и софья андреевна. Лев николаевич толстой Лев николаевич толстой молодой

Содержание

Лев Николаевич Толстой: биография, личная жизнь, фото и творчество писателя

  • 30 Октября, 2019
  • Искусство
  • Алена Мирко

Лев Николаевич Толстой — известный русский писатель, мыслитель, общественный деятель. За изучение биографии Толстого брались множество исследователей в попытке разгадать его наполненные смыслом высказывания. Публицист и просветитель, Лев Толстой также участвовал в обороне Севастополя. К концу жизни он даже основал религиозно-нравственное учение — толстовство. Будучи такой многогранной личностью, великий писатель заинтересовал множество людей по всему миру своими идеями, а также своим жизненным путем. Биография Льва Николаевича Толстого кратко изложена в данной статье.

Род Толстых

Во времена, когда жил великий писатель, судьбу во многом определяла семья, в которой было суждено родиться. Биография Толстого сопряжена с богатым и знатным родом графов, которые занимали видное положение со времен Петра I. Отец Льва — Николай Ильич Толстой — был ярко изображен в произведениях «Детство» и «Отрочество» в лице отца Николеньки. Также он стал прообразом Николая Ростова из романа «Война и мир». Так же как и Ростов, Николай Ильич женился на не очень юной княжне Волконской. Брак сложился счастливый и подарил миру пятерых детей: Николая, Сергея, Дмитрия, Льва и Марию. К слову, отец Толстого — не единственный, кто имел честь получить образ в величайшем произведении автора: дед Льва Николаевича по материнской линии стал прообразом старого князя Болконского. И о родной матери Лев не забыл, изобразив ее как трепетную и нежную княжну Марью — именно от нее писателю достался удивительный дар рассказчика, а также природная робость и чувствительность.

Детство

Важная глава в биографии Толстого — детство. Оно было не из простых. Родился мальчик 28 августа (9 сентября) в 1828 году в Ясной Поляне — наследственном имении матери, которое расположено в Крапивенском уезде Тульской губернии. Не успело Льву Николаевичу исполниться и трех лет, как умирает его мать. Многих вводит в заблуждение тот факт, что в «Детстве» мать Иртеньева умирает, когда главный герой находится в уже осознанном возрасте — около 10 лет. Но «Детство» — не дословная биография Льва Николаевича Толстого: мать он изобразил в этом произведении по рассказам близких. Воспитанием осиротевших детей занялась Т. А. Ергольская, дальняя родственница, которую писатель увековечил в «Войне и мире» в образе Сони.

В 1837 году Толстые переехали в Москву, поскольку старшему из сыновей — Николаю — надлежало готовиться к поступлению в университет. Но вскоре скоропостижно умирает отец семейства — это очередной трагический момент в биографии Толстого. В связи с этим трое младших возвращаются в Ясную Поляну под присмотр Ергольской. Но в 1840 году умирает и она, а дети переселяются в Казань, к другой опекунше, сестре отца П. И. Юшковой. На этом этапе закачивается первый период жизни, достаточно точно описанный в своеобразной «литературной биографии» Льва Николаевича Толстого — «Детство».

Дом Юшковых славился статусом самого веселого в Казани: члены семьи ценили внешний блеск и обожали светские вечера. Под их влиянием юный Лев Толстой также стал стремиться блистать в обществе, желая заполучить приличную репутацию. Но он рос нескладным и неловким, к тому же достижению цели препятствовала застенчивость, доставшаяся в наследство от матери. Но вместе с тем в его душе шла непрерывная борьба, связанная с формированием нравственных идеалов. Все описанные в «Отрочестве» и «Юности» стремления к самосовершенствованию Нехлюдова и Иртеньева имели место в его собственной жизни. В ту эпоху писателя болезненно мучили вопросы жизни, смерти, счастья, любви, вечности, Бога, в то время как его сверстники беззаботно отдавались легкому и веселому существованию среди богатства и почета. С юных лет Льва Толстого неизменно мучают внутренние противоречия (что отражено в биографии писателя), которые он не мог разрешить до самой смерти.

Образование

Поначалу Толстой получал образование под руководством Сен-Тома́, который послужил прообразом для M-r Жерома в «Отрочестве». Позднее его сменил немец Ресельман, которого с большой теплотой изобразил Лев Николаевич в «Детстве», дав его герою имя Карла Ивановича. В 1843 году образование Толстого стало более академичным: когда ему исполнилось 15, он пошел по стопам старшего брата и поступил в Казанский университет, который был одним из наиболее престижных в те времена. 4 года своей биографии Лев Толстой посвятил подготовке к поступлению на единственный в России Восточный факультет по направлению арабско-турецкой словесности. Однако, ввиду конфликта с преподавателем российской истории и немецкого языка, Толстой должен был остаться на второй год и повторно пройти программу первого курса. Во избежание потери времени, он перевелся на юридический факультет. Здесь он задержался не более чем на 2 года — его тяготили навязанные дисциплины.

Весной 1847 года Толстой бросает университет и начинает бурную литературную деятельность. Он поселяется в Ясной Поляне, а дальнейшие его занятия отражены в «Утре помещика». Лев Николаевич увлекся идеями Руссо, который являлся ненавистником цивилизации и пропагандировал возвращение к первобытной простоте, что ярко заметно по его произведениям, написанным в тот период.

Следующим значимым событием в биографии Льва Николаевича Толстого стало возвращение в Петербург. Здесь он планировал сдать экзамены на кандидата прав. Однако он не доводит дело до конца — ему просто надоедает это занятие, и он возвращается в деревню. В этот период жизни Толстой набегами наезжал в Москву, что не лучшим образом сказывалось на его материальном положении — от отца ему досталась азартность. Также в эти годы Лев особенно интересовался музыкой, и даже умел неплохо играть на рояле. Развитию его увлечения способствовала поездка в Петербург в 1848 году, где он встретился с одаренным, но сбившимся с пути музыкантом из Германии, которого позднее описал в повести «Альберт». Толстому пришла мысль, что он сможет вытащить этого человека из жизненной ямы, и он увез его в Ясную Поляну.

Много времени они тратили на кутеж, азартные игры, охоту и другие развлечения. С тех пор как он бросил университет, прошло 4 года, и в Ясную Поляну вернулся служивший на Кавказе Николай Толстой — старший брат Льва — и стал звать его туда. Тот сопротивлялся до тех пор, пока крупный проигрыш в Москве не заставил его образумиться. Чтобы расплатиться с долгами, он был вынужден сократить расходы, так что в 1851 году Толстой отправился на Кавказ, не имея определенной цели. Вскоре он решает поступить на службу, но ввиду отсутствия необходимых документов его план рушится. Почти полгода он жил в полном одиночестве в Пятигорске, проводя большую часть времени на охоте. В то же время он знакомится с казаком Епишкой, которого описывает в «Казаках» как Ерошку.

В том же году Толстой вновь предпринимает попытку что-то поменять: сдав экзамен в Тифлисе, он попадает в 4-ю батарею 20-й артиллерийской бригады в качестве юнкера. Стояли они в казацкой станице Старогладове, под Кизляром, близ берега Терека. Эту часть биографии Лев Николаевич Толстой кратко опишет в «Казаках», где жизнь персонажа Оленина во многом перекликается с его собственной. Вдалеке от родного края Толстой обрел лучшую часть себя. Именно тогда он начал писать первую часть автобиографической трилогии под названием «Детство». Это произведение само стало краткой биографией Толстого Льва Николаевича: несмотря на довольно внушительный объем, едва ли книга способна уместить в себе во всех подробностях столь насыщенную событиями и идеями жизнь.

Военная карьера

Если говорить кратко, биография Л. Н. Толстого стала известна широкой общественности благодаря одному знаковому событию: редактор «Современника» Некрасов получает рукопись «Детства». Он высоко оценивает произведение и пишет автору любезное письмо, которое немало того воодушевило и дало толчок к развитию в качестве писателя. Лев Николаевич немедленно принимается за продолжение трилогии, и в то же время в его голове зарождаются сюжеты для «Казаков», «Набега», «Утра помещика» и других сочинений, которым суждено стать шедеврами русской классики. Опубликованное в журнале «Детство» возымело невероятный успех: автора сразу же причислили к сильнейшим писателям современности наряду с Тургеневым, Гончаровым, Островским. Не только читатели, но и критики — Григорьев, Дружинин, Анненков, Чернышевский — высоко оценили глубину авторского анализа и серьезность литературных намерений Льва Николаевича.

В биографии Л. Толстого обозначается новый этап. В 1852 году его производят в офицеры, так что на Кавказе Лев остается еще на два года, где участвует в различных боевых сражениях. Когда же в 1853 году вспыхнула Крымская война, Толстой отправляется в Дунайскую армию, дабы поучаствовать в осаде Силистрии и сражении при Ольтенице, а также принять участие в обороне Севастополя. Толстой перенес все лишения и ужасы войны, выпавшие на долю защитников Родины. В это время он пишет боевой рассказ «Рубка леса», а также первый из трех «Севастопольских рассказов» и «Севастополь в декабре 1854 г.». Последний он отправил в «Современник», и его тут же напечатали. Вся Россия с жадностью читала истории с поля боя, которые так мастерски воплотил в произведении автор. Рассказ заметил даже император Николай, который повелел как следует беречь талантливого офицера, но Толстой наотрез отказался переходить в разряд «штабных».

За оборону Севастополя Лев был награжден медалями и лаврами славы, а также репутацией храброго офицера. Ему светила прекрасная карьера, но Толстой сам все «испортил», написав сатирическую песню о событии, имевшем место 4 (16) августа 1855 года, когда генерал Реад, неверно поняв указ главнокомандующего, атаковал Федюхинские высоты. Стихи оскорбили ряд важных генералов, что не могло не навредить автору. Дата штурма 27 августа (8 сентября), зафиксированная в биографии Льва Николаевича Толстого, стала отправной точкой в судьбе писателя, после которой он вновь возвращается в Петербург. В городе он продолжает работу над «Севастопольскими рассказами». Это произведение укрепило славу Толстого — он стал своеобразной «надеждой» русской литературы. Лев Николаевич стал первым, кто занялся честным и подробным анализом боевой жизни, низведя воинскую доблесть с героического пьедестала и вместе с тем возвысив ее, как никто другой, — искренне, без прикрас. Так, «Севастопольские рассказы» стали как бы эскизом к его самому значительному и эпическому военному роману «Война и мир».

Семья

Даже излагая биографию Льва Толстого в краткой форме, непременно следует упомянуть историю его личных взаимоотношений. В 50-х годах Лев Николаевич знакомится с дочерью московского доктора Софьей Андреевной Берс — на тот момент ей было всего 17, в то время как Толстому было уже за 30. Такая большая разница в возрасте волновала писателя: он был уверен, что их союзу не суждено увенчаться успехом. Исходя из этих мыслей, он пишет «Семейное счастье». Однако роман Толстого пошел по совершенно иному пути. Три года храня в сердце любовь к Софье, Толстой все же женится на ней, и на их долю выпадает огромное счастье, о котором Лев и мечтать не смел. В лице своей жены он обретает верного друга и незаменимого помощника практически во всех делах. В жизни Толстого наступает самый светлый период: упоение семейным счастьем, устойчивость материального состояния, неисчерпаемое литературное вдохновение. Брак Льва и Софьи не был бездетным: в 1863 году на свет появился Сергей, а в 1864-м родилась Татьяна.

Творческий расцвет

После женитьбы в течение 10-12 лет Толстой пишет «Войну и мир» и «Анну Каренину». Впервые в мировой литературе автор так ярко демонстрирует границу между искалеченным культурным человеком, в котором не осталось никакой ясности и силы, и человеком непосредственным, простым, близким к природе. Толстой показал, что их особенность вовсе не в том, что они хорошие или плохие люди: в них нет сознания зла, как нет и стремления вершить добро. Это просто живые люди, у которых ни один душевный порыв не затуманен рефлексией.

Однако «Казаки» не были оценены современниками. В те времена общество слишком гордилось успехами цивилизации, чтобы заинтересоваться тем, как поражен был представитель культуры силой непосредственности и откровенности каких-то полудикарей.

«Война и мир»

Небывалому успеху было суждено выпасть на долю величайшего романа-эпопеи. Первый отрывок — «1805 г.» — был напечатан в «Русском вестнике» в 1865 году. Через три года вышли три части, а вскоре за ними появились и остальные две. Всемирная критика не могла не признать «Войну и мир» гениальным произведением новой европейской литературы. Данное сочинение поражает даже с технической точки зрения: масштаб книги, ее охват и детализация потрясают воображение.

«Анна Каренина»

Это более позднее произведение писателя, в котором уже нет такого блаженного упоения, радости жизни. Сколько горечи и боли в изображении семейной жизни с безрадостной концовкой любовных отношений Карениной и Вронского, сколько тревоги и волнений в душевных переживаниях Левина! Этот роман является своего рода переходом к третьему этапу литературной деятельности Толстого. Что касается оценки, участь этого сочинения неоднозначна: несмотря на теплый прием критиков и всеобщее восхищение мастерством автора, почти никто так и не понял сокровенного смысла авторской идеи. На тревоги Левина зрители смотрели как на блажь, в то время как душевные терзания героя ознаменовали великий кризис в духовном состоянии самого Толстого, который назревал в нем с раннего детства.

Кризис

Становясь старше, литератор стал иначе смотреть на вещи, а его внутренний конфликт достиг апогея. В биографии Толстого ярко прослеживается этот надлом. Достигнув определенных высот, Толстой, будучи в цвете лет и здоровья, внезапно утратил какое-либо желание наслаждаться полученным счастьем. Он потерял всякую цель в жизни, не видел смысла в своем существовании. Писатель не мог считать оправданным ни один повод за что-либо бороться, что-то менять — все вдруг опостылело и потеряло смысл. Мир на его глазах словно разваливался. Естественным следствием стали мысли о самоубийстве. Толстой был столь доволен жизнью, что он просто не понимал, что делать дальше и зачем это нужно. Как он сам писал, он стал бояться жизни, стремился от нее прочь, при этом все же будто надеясь от нее что-то еще получить.

Философия Толстого, которая станет основой одноименного движения, своим основополагающим тезисом декларировала строчку из Евангелия, согласно которой не нужно противодействовать злу силой. Эта позиция непротивления злу, как считал Толстой, зафиксирована не только в Евангелии, но также является и сутью буддизма. Сущность же христианства он видел в простом правиле — необходимо лишь быть добрым и не сопротивляться злу. В выражении «быть добрым» скрываются все заповеди, все учения Христа, которые, по сути, заключаются во всеобъемлющей любви. На зло Толстой считает верным отвечать не злом, а лишь взывать к совести, разрушая цепочку зла, не давая ему распространяться. В этом и заключается и истинная любовь, и вера в Бога. Возможно, именно это учение и помогло Толстому удержаться от печального финала.

Последние годы

Толстой был мучим своей принадлежностью к высшему обществу. Ведь у него была возможность жить лучше, чем крестьяне, окружавшие его. Однако свои последние годы Лев Николаевич решил прожить соответственно своим взглядам. В 1910 году он тайно покинул Ясную Поляну и отправился в свое последнее путешествие со станции Козлова Засека. По дороге он подхватил воспаление легких и был вынужден остановиться в Астапове, где вскоре скончался 7 (20) ноября. Похоронили великого писателя в родной Ясной Поляне 10 (23) ноября 1910 года, на краю оврага, где когда-то в детстве он с братом искал волшебную «зеленую палочку», которая хранила великую тайну, как сделать всех людей на земле счастливыми.

Этим фактом стоит и закончить знакомство с биографией Льва Толстого. Будучи не только великим писателем, но и крайне неординарной личностью, он прожил непростую жизнь и оставил свои мысли потомкам. Увековечив свои идеи в книгах, записках, рассказах, он отразил накопленную годами мудрость и увиденные чудеса. Но едва ли кто-то сможет разгадать все тайны великого автора, не зная, какую жизнь он прожил, за что боролся и о чем страдал. Рассказать биографию Льва Толстого кратко не так просто, как может показаться, — настолько насыщенной была жизнь писателя, что сложно опустить какие-то факты. Роман заключает в себе не только сюжет, но и частичку души писателя. Произведения Льва Николаевича — прямое тому подтверждение.

Похожие статьи

Искусство

Евгений Баратынский: биография и личная жизнь

Искусство

Мадонна: биография, личная жизнь, дети, история успеха певицы

Искусство

Иван Тургенев: биография писателя, личная жизнь, творчество

Искусство

Группа «АББА»: биография группы и всех участников с фото

Искусство

IU: биография, личная жизнь и фото корейской певицы

Искусство

Яркие страницы биографии Айдара Галимова

«Лёва-рёва» и «муж-чудовище»: чего мы не знаем о Льве Толстом

https://ria. ru/20180909/1528029841.html

«Лёва-рёва» и «муж-чудовище»: чего мы не знаем о Льве Толстом

«Лёва-рёва» и «муж-чудовище»: чего мы не знаем о Льве Толстом — РИА Новости, 17.09.2018

«Лёва-рёва» и «муж-чудовище»: чего мы не знаем о Льве Толстом

Взаимоотношения с матерью и женой, любовь к детям, семейный кризис и бегство из Ясной Поляны — к 190-летию со дня рождения Льва Толстого, которое отмечается 9… РИА Новости, 09.09.2018

2018-09-09T08:00

2018-09-09T08:00

2018-09-17T10:45

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn21.img.ria.ru/images/sharing/article/1528029841.jpg?15280243981537170357

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2018

Анна Кочарова

https://cdnn21.img.ria.ru/images/136955/36/1369553619_0:0:1000:999_100x100_80_0_0_66ace2ec27fd780c10067e7d664d995b. jpg

Анна Кочарова

https://cdnn21.img.ria.ru/images/136955/36/1369553619_0:0:1000:999_100x100_80_0_0_66ace2ec27fd780c10067e7d664d995b.jpg

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Анна Кочарова

https://cdnn21.img.ria.ru/images/136955/36/1369553619_0:0:1000:999_100x100_80_0_0_66ace2ec27fd780c10067e7d664d995b.jpg

лев толстой (писатель), павел басинский

Культура, Лев Толстой (писатель), Павел Басинский

МОСКВА, 9 сен — РИА Новости, Анна Кочарова. Взаимоотношения с матерью и женой, любовь к детям, семейный кризис и бегство из Ясной Поляны — к 190-летию со дня рождения Льва Толстого, которое отмечается 9 сентября, переиздана книга «Святой против Льва. Иоанн Кронштадтский и Лев Толстой: история одной вражды».

3 сентября 2018, 08:00

«Мы — общество войны»: Дуня Смирнова — об армии, Льве Толстом и милосердии

Ее автор, литературовед и биограф писателя Павел Басинский открывает малоизвестные факты биографии русского классика. РИА Новости публикует наиболее интригующие выдержки из книги.

Отношения с матерью

«Мы много знаем о матери Льва Толстого. Мы знаем, что не было в мире другой женщины, которая оказывала бы такое сильное влияние на его религиозное чувство. Но понять суть этого влияния трудно», — пишет Павел Басинский в книге, опубликованной «Редакцией Елены Шубиной» издательства АСТ.

Между тем в этой тайне матери, возможно, заключено объяснение того, что мы называем «религией Толстого», считает биограф.

«Толстой боготворил свою мать. Он молился на нее. «Она представлялась мне таким высоким, чистым, духовным существом, что часто в средний период моей жизни, во время борьбы с одолевавшими меня искушениями, я молился ее душе, прося ее помочь мне, и эта молитва всегда помогала мне», — сообщает он».

© РИА НовостиПисатель Лев Николаевич Толстой. 1849 год

Известно, что «она получила прекрасное образование: знала три иностранных языка и, что было редкостью для женщин ее круга, замечательно говорила и писала по-русски, а не только по-французски».

4 июля 2018, 15:46

Музей рукописей Льва Толстого предлагают создать в Москве

Дед писателя, Николай Сергеевич Волконский, создал из дочери хотя и не свое полное подобие, но личность незаурядную.

«Толстой знал, что маменька любила его больше всех сыновей. Она называла своего Лёвочку mon petit Benjamin» (мой маленький Вениамин). Басинский отмечает, что происходит это имя из древнееврейского языка и означает «счастливчик, везунчик».

«Лёва-рёва»

Каждый читатель «Детства» и «Отрочества» Толстого непременно обратит внимание на то, что главный герой этих повестей Николенька Иртеньев постоянно плачет, замечает автор исследования.

«Именно слезы являются основной душевной и физической реакцией на все проблемы, которые ставит перед ребенком окружающий мир», — пишет Басинский.

Слезы — единственный способ решения всех конфликтов, к которому Николенька Иртеньев прибегает бессознательно, просто потому, что такова его душевная природа.

© РИА Новости / О. Игнатович / Перейти в медиабанкРусский писатель Лев Николаевич Толстой разбирает утреннюю почту. Мещерское Московской губернии, 1910 год

Биограф отмечает, что «между «Детством» и реальным детством Толстого разница не столь велика: «Как бы Толстой ни открещивался от восприятия этой повести как автобиографии, она все-таки является таковой».

«В детстве Толстого был только один мальчик, который отвечал бы всем главным чертам Николеньки, — это сам Лёвочка. Именно он был исключительно слезоточив и получил от братьев кличку Лёва-рёва, именно его дразнили девчонкой и так далее».

Без телесных наказаний

«В семье Толстых не били детей. Сама возможность физического наказания ребенка была исключена из яснополянской программы воспитания», — продолжает Павел Басинский.

«Сегодня это не кажется странным, но для XIX века это был очень прогрессивный принцип. Пороть детей розгами, бить линейками и просто заниматься рукоприкладством по отношению к существу, которое не может тебе ответить, считалось абсолютной нормой в дворянских семьях, даже в высших аристократических кругах».

«Семья Толстых была обычной провинциальной дворянской семьей. Мальчикам традиционно внушался культ здоровья, мужество и патриотизм, девочке Маше — семейные ценности».

© РИА Новости / Чертков / Перейти в медиабанкРусский писатель Лев Николаевич Толстой с внуками Соней и Ильей в Крекшино

Басинский подчеркивает, что «в одном семья была непохожей на большинство: в ней никогда не били слабых и беззащитных. Вряд ли это была какая-то продуманная система воспитания. В Ясной Поляне крайне редко наказывали и крепостных. У Толстого не сохранилось в памяти ни одной картины физической расправы над мужиками».

Гордыня или самоедство

«В это трудно поверить, но главной проблемой личности молодого Льва Толстого было то, что ему казалось: в нем вовсе нет никакой личности, — констатирует биограф.  — Не человек, а какой-то пестрый клубок всевозможных родных и чужих влияний, на который наматывали свои разноцветные нитки все кому не лень — братья, тетушки, учителя, гувернеры, дворовые люди».

Низкая самооценка и потребность во внимании других — в Толстом это было на грани патологии, считает Басинский.

«Даже в преклонном возрасте он признавался: «Я всегда, до самого последнего времени, не мог отделаться от заботы о мнении людском». В ранние же годы это была настоящая мука его: он постоянно сравнивал себя с другими мужчинами и всегда не в свою пользу. Поэтому он и стремился многим подражать, начиная с членов семьи и кончая своими товарищами, сослуживцами по армии, светскими волокитами. Человек, которого подозревали в гордости, на самом деле был низкого о себе мнения», — заключает автор.

«Его потребность во «мнении людском» проистекала не из тщеславия, а от боязни, что его внешний облик не совпадает с его внутренним самоощущением. Это мучительное раздвоение между внешним и внутренним непрерывно терзало Толстого».

© РИА Новости / Перейти в медиабанкПисатель Лев Толстой в своем рабочем кабинете

«Чудовище»

«Говоря о духовном перевороте Толстого, мы сталкиваемся с одной серьезной проблемой, — полагает исследователь. — Существует расхожий и ошибочный миф, что якобы до своего переворота или, по крайней мере, до женитьбы на Софье Берс Лев Толстой вел какой-то страшно греховный образ жизни. Но и женившись, и даже испытав на рубеже 70-80-х годов религиозное потрясение, он до конца дней не смог избавиться от своей животной природы, «чувства оленя». Это противоречие сопровождало его всю жизнь».

«Поразительно живуч миф о сексуальном гигантизме и брутальности Льва Толстого. Будто бы, служа в армии и проживая в обеих столицах, Толстой имел какое-то немыслимое количество внебрачных связей, а женившись в тридцать четыре года на восемнадцатилетней Сонечке Берс и заставив ее родить тринадцать (!) детей, изменял ей с крестьянками».

© РИА Новости / Перейти в медиабанкПисатель Лев Николаевич Толстой и Софья Андреевна Толстая в Ясной Поляне

Однако, указывает Басинский, на протяжении сорока восьми лет супружеской жизни Толстой ни разу не изменил жене. Вся их семейная жизнь была слишком прозрачна, чтобы заподозрить что-то другое. В 1892 году, не дожидаясь своей смерти, Толстой отдал жене и детям в собственность недвижимого имущества в несколько раз больше, чем сам получил в наследство в 1847 году.

Толстой женился по страстной любви. Но известно также, что до женитьбы писатель настоял, чтобы будущая жена прочитала его интимные дневники.

«Это был какой-то «дикий» поступок, заложивший в фундамент их семейной жизни настоящий динамит, потому что Софья Андреевна была очень ревнивой женщиной, — пишет Басинский. — С этого момента она становится сотрудницей своего мужа не только в переписке «Войны и мира» и «Анны Карениной», но и в создании мифа о его выдающейся греховности. Она делает это в своем дневнике, написанном столь же талантливо, сколь и несправедливо, потому что нельзя требовать справедливости от женщины, которую еще до венца огорошили такими откровениями».

© РИА Новости / Перейти в медиабанкПисатель Лев Толстой среди членов семьи и гостей

«Зачем же Толстой сделал это?! Проще всего сказать, что это была его ошибка. Но на самом деле это была не ошибка, а необходимость. Он прекрасно понимал, что это шило в мешке не утаишь, этот скелет в шкафу не спрячешь».

20 августа 2018, 10:13

Завершена работа над киноверсией мюзикла «Анна Каренина»

И все-таки, отмечает автор книги, Толстой действительно «был чудовищем потому, что его моральные переживания всегда были категоричны и гипертрофированны».

Барин в рабочей блузе

«По словам его сына Ильи Львовича, «по своему рождению, по воспитанию и по манерам отец был настоящий аристократ. Несмотря на его рабочую блузу, которую он неизменно носил, несмотря на его полное пренебрежение ко всем предрассудкам барства, он барином был и барином остался до самого конца своих дней», — продолжает Басинский.

Что касается пресловутой крестьянской одежды, то ее Толстой не носил, подчеркивает биограф. «Толстовка» все-таки сильно отличалась от крестьянской косоворотки. Хотя бы тем, что разрез был спереди, а не сбоку. Сама косоворотка, по версии академика Д. С. Лихачева, была придумана для того, чтобы во время работы из ворота не выпадал нательный крестик.

«Для Толстого, отказавшегося от ношения креста, это не имело значения. С другой стороны, «толстовка» оказалась одеждой настолько удобной, что пережила своего создателя более чем на сто лет. Сегодня свободная блуза из плотного трикотажа в сочетании с капюшоном («толстовка») считается наиболее удобной и функциональной одеждой для максимального сохранения тепла. И никому не придет в голову, что в ней есть что-то «вызывающее», — отмечает автор.

© РИА Новости / Перейти в медиабанкСкульптор Павел Трубецкой лепит бюст Льва Толстого

«Во-вторых, отказ от дворянского платья имел для Толстого важный и нравственный, и опять-таки практический смысл. Нам трудно представить себе, до какой степени одежда того времени подчеркивала социальное происхождение человека».

«Начиная с Петровской эпохи внешние различия между барином и мужиком достигли такого масштаба, что, оказавшись рядом, эти два представителя homo sapiens не могли общаться друг с другом как два представителя человечества, но только как барин с мужиком».

Смена одежды имела для Толстого нравственный смысл: ему было бы стыдно находиться рядом с мужиком в батистовой сорочке с бантом, заключает автор книги.

Детство Льва Николаевича Толстого в мягкой обложке Льва Николаевича Толстого

Лев Николаевич Толстой

Детство Льва Толстого — это исследование внутренней жизни маленького мальчика. Толстой — искусный писатель, и эта книга имела мгновенный успех, когда была впервые опубликована в России. Это произведение, созданное одним из самых известных авторов всех времен, тронет вас до глубины души.

ПРОЧИТАТЬ ПОЛНОЕ ОПИСАНИЕ

Мягкая обложка

Количество Цена Скидка
Прейскурантная цена $5,99  

Quick Quote

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipisicing elit

Требуются копии:

Отправить на Zip:

По дате:

Добавить больше книг Создать цитату

Невозвратная цена со скидкой


Полное описание

Детство Льва Толстого — это исследование внутренней жизни маленького мальчика.

Толстой — искусный писатель, и эта книга имела мгновенный успех, когда была впервые опубликована в России. Это произведение, созданное одним из самых известных авторов всех времен, тронет вас до глубины души. Любая прибыль, полученная от продажи этой книги, будет направлена ​​на проект сообщества Freeriver, целью которого является поддержка сообществ и повышение их благосостояния.

Еще от этого автора

Детство

Лев Николаевич Толстой

Независимое издание

Детство: крупный шрифт

Лев Николаевич Толстой

Независимое издание

Юность

Лев Николаевич Толстой

Независимое издание

Смерть Ивана Ильича

Лев Николаевич Толстой

Независимое издание

Исповедь

Д. Анхелес, Лев Николаевич Толстой

Независимое издание

Мастер и человек

Лев Николаевич Толстой

Независимое издание

Мастер и человек: крупный шрифт

Лев Николаевич Толстой

Независимое издание

Толстой берет | Центр Дэвиса

«Война и мир» заставляет нас отличать исторический рассказ от наших собственных мотивов и переживаний, — пишет Сидни Стоттер.

Лев Николаевич Толстой был, может быть, больше всего на свете человеком, любившим погорячее. «Война и мир» — это 1200-страничное свидетельство развития философии Толстого об истории, историографии, природе судьбы и свободы воли, переданное через ряд реальных исторических личностей из наполеоновских кампаний 1812 года, а также через вымышленных персонажей. собственного творения.

Будучи литературным произведением, Война и мир отвергает все попытки определить его жанр в традиционном смысле этого слова. Толстой категорически отказывался называть свое произведение романом, несмотря на то, что оно содержит элементы романа, и вместо этого предлагал свое собственное sui generis форма историографии, сознательно скептически относящаяся к самой концепции исторического нарратива. В частности, Толстой получал большое удовольствие от критики канонических интерпретаций 1812 года. Он высмеивал современных историков за то, что они подгоняли выбранные ими нарративы под требования националистического апологеза. Тем не менее роман Толстого в конечном итоге превратился в самостоятельный исторический документ и продолжает формировать народное представление о наполеоновском вторжении в Россию сегодня.

Реконструкция боя под Бородино в 2008 году.

Светлана Макарова / CC BY-SA 2.0

Но возникает вопрос — откуда Толстой черпает свой повествовательный авторитет?

Толстой начал работу над романом в 1863 году и активно обращался к первичным и вторичным источникам. Он брал интервью у ветеранов войны и других очевидцев. Сам Толстой служил артиллерийским офицером во время Крымской войны в 1850-х годах, и он объединил свои собственные воспоминания и впечатления о сражениях в повествование о Война и мир .

В тексте Толстой ссылается на документы, включая донесения с полей сражений и переписку ключевых исторических личностей. Хотя эта документация следует установленной методологии исторической реконструкции, она не ограничивается исторически обоснованными частями текста. Скорее, Толстой ловко вплетает свой исторический анализ в вымышленное повествование. Толстой предлагает определенную интерпретацию, например, Бородинской битвы, а затем его герои, словно в научном моделировании или эксперименте, обыгрывают этот принцип, чтобы обосновать свои утверждения.

Толстой ловко вплетает исторический анализ в выдуманное повествование. Он предлагает интерпретацию Бородинского сражения, а затем его герои, словно в научной симуляции, обыгрывают этот принцип, чтобы обосновать свои утверждения.

Толстой упрекал современных историков в том, что они занимаются контрфактической спекуляцией: военные историки, по его мнению, были слишком озабочены тем, простудился ли Наполеон накануне решающего сражения. Думается, что если бы он не был болен, он мог бы отдать другие приказы, исход битвы мог быть другим, и история изменилась бы навсегда. Толстой утверждает, что эта деталь не имела значения для исхода Бородинского сражения, которое стало решающим моментом, приведшим в конечном итоге к поражению французской армии. Он критиковал теорию истории о великом человеке и утверждал, что Наполеон и даже фельдмаршал Кутузов, уважаемый главнокомандующий русской армией, были так же бессильны изменить исход истории, как и самый низший солдат.

Наполеон под Бородино (1897 г.). Из серии Наполеон I в России.

Василий Верещагин (1842–1904)

Но что такое роман Война и мир , как не его собственная форма контрфактуальной спекуляции? Разница, по мнению Толстого, в том, что его персонажи не претендуют на то, чтобы изменить ход истории — Пьер Безухов и Андрей Болконский лишь свидетельствуют об этом в пользу толстовского читателя.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *