Лермонтов тифлис: Лермонтов в Грузии

Содержание

М.Ю. Лермонтов. Мелодии души

М.Ю. Лермонтов. Мелодии души

  М.Ю. Лермонтов ребенком 1817 — 1818
  Неизвестный художник
  Государственный Литературный музей, Москва

Дом в имении бабушки поэта, Елизаветы Алексеевны Арсеньевой, утопал в цветах. Пышные пионы, водопады сирени, маки и левкои и, конечно, розы, которые по сей день встречают нас в усадьбе в Тарханах. Здесь прошло детство поэта. Тарханы были его домом до тринадцати лет, его малой родиной. Здесь маленький Мишель рос, окруженный бабушкиной заботой и лаской, здесь учился книжной премудрости, здесь родились его первые стихи. Но еще раньше, чем писать стихи, он начал рисовать.

По рассказам родных, пол в комнате Мишеля был покрыт сукном, и величайшим удовольствием ребенка было ползать по нему и чертить мелом. Не случайно на самом раннем портрете, написанном неизвестным крепостным художником, мы видим будущего поэта в возрасте 3-4 лет с мелком в правой руке и рисунками — в левой.

Несколько из них, еще неумелых и наивных, сохранились. Но по тому, как обстоятельно показывает в них окружающий мир мальчик, видно, какое удовольствие доставляет ему сам процесс рисования. Аким Петрович Шан-Гирей, троюродный брат поэта, воспитывавшийся вместе с ним, вспоминает: «…он был счастливо одарен способностями к искусствам; с раннего возраста рисовал акварелью довольно порядочно; лепил из крашеного воску целые картины».

Самые ранние впечатления Лермонтова – это скромный сельский пейзаж. Дубовые рощи, березы, неспешные речки, тихие озера, в которых отражается высокое небо. Образ Родины, с такой очевидностью возникающий в ранней акварели «Пейзаж с березами» (1828 — 1832), вновь рождается много позднее, в бессмертных строках 1841 года:

Люблю дымок спаленной жнивы,
В степи ночующий обоз
И на холме средь желтой нивы
Чету белеющих берез.

Родина – это тройки, быстро мчащие своих седоков, это постоялые дворы, бревенчатые избы, это крестьянин, присевший отдохнуть под раскидистым деревом. В «Юнкерской тетради» (1832 — 1834) — альбоме для рисования, который принадлежал Лермонтову во время обучения в Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, — часто встречаются подобные сценки. Рисунок молодого поэта уверен, динамичен, полон энергии и полета, лаконичен. Несмотря на предельную скупость используемых изобразительных средств, ему удается достичь подлинного лиризма. Лист «Зимний возок» тонок по настроению. Чувствуется, что скромный вид природы средней полосы волнует душу Лермонтова, по-настоящему ему близок. Стынут в сыром воздухе тонкие деревца, темнеют силуэты елей и прогалины в глубоком снегу. Уставшие лошади, понукаемые возницей, тяжело бредут к виднеющейся вдали деревеньке.

  Парус. 1828 — 1832
  М.Ю. Лермонтов
  Государственная публичная библиотка имени
М.Е. Салтыкова-Щедрина, Санкт-Петербург

Другой образ природы – взволнованный и романтичный — предстает перед зрителем в акварели «Парус» (1828 — 1832). Сразу вспоминаются знакомые с раннего детства лермонтовские строки:

Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..

Но мало кто знает, что еще до рождения знаменитого стихотворения, приехав в Петербург и впервые увидев море — холодную, серо-стальную, мятежную Балтику, — Лермонтов создает его своеобразный графический прототип, изобразительный эквивалент зреющего литературного замысла.

Для чего я не родился
Этой синею волной?
Как бы шумно я катился

Под серебряной луной…

Эти строки он отправит в Москву, своей приятельнице Марии Лопухиной. Тема морской стихии, вольного паруса не раз будет возникать и в стихотворных строках, и на альбомных листах. И это свидетельство того, что в мечтательной душе поэта неразрывно сосуществовали два мира – поэтический и художественный.

Мы знаем имена любимых художников Лермонтова. Гениальный Рафаэль, другой великий итальянец Пьетро Перуджино. Их творения оживают в памяти поэта, когда он говорит о чем-то прекрасном, идеальном.

Влюбился я… И точно хороша
Была не в шутку маленькая Нина
Нет, никогда свинец карандаша
Рафа?эля, иль кисти Перуджина
Не начертали, пламенем дыша,
Подобный профиль… Все ее движенья
Особого казались выраженья
Исполнены…

Это – из поэмы «Сказка для детей». А в поэме «Сашка» возникают впечатления от полотен Гвидо Рени:

И кто бы смел изобразить в словах,
Что дышит жизнью в красках Гвидо Рени?
Гляжу на дивный холст: душа в очах,
И мысль одна в душе, — и на колени
Готов упасть, и непонятный страх,
Как струны лютни, потрясает жилы;
И слышишь близость чудной тайной силы…

Но если интерес к искусству Италии был обычен в ту эпоху и Рафаэля, Гвидо Рени любили все, то увлечение М.Ю. Лермонтова творчеством Рембрандта говорит о его более глубоких творческих поисках. К великому голландцу шестнадцатилетний поэт обращается напрямую:

Ты понимал, о мрачный гений,
Тот грустный безотчетный сон,
Порыв страстей и вдохновений,
Все то, чем удивил Байрон.
Я вижу лик полуоткрытый
Означен резкою чертой;
То не беглец ли знаменитый

В одежде инока святой?
Быть может, тайным преступленьем
Высокий ум его убит;
Все темно вкруг: тоской, сомненьем
Надменный взгляд его горит.

Возможно, в стихотворении «На картину Рембрандта» Лермонтов описывает «Портрет молодого человека в одежде францисканца», который он мог видеть в Москве в Художественной галерее Строгановых. И снова у Лермонтова Рембрандт – в поэме «Сашка»:

Дремало все, лишь в окнах изредка
Являлась свечка, силуэт рубчатый
Старухи, из картин Рембрандта взятой,
Мелькая, рисовался на стекле
И исчезал…

  Герцог Лерма. 1832
  М.Ю. Лермонтов

Под впечатлением портретов великого голландца Лермонтов создает свою первую работу в технике масляной живописи «Портрет герцога Лермы» (1832). Об истории этого произведения подробно рассказывал Павел Александрович Висковатов, один из первых биографов Лермонтова: «В 1830 или 1831 году Лермонтов в доме Лопухиных начертил на стене углем поясной портрет воображаемого предка (в то время Лермонтов полагал, что его род имеет испанские корни). Герцог был изображен в средневековом испанском костюме, с эспаньолкой, широким кружевным воротником и цепью ордена Золотого Руна на шее. В верхней части лица, в глазах друзья находили немалое сходство с самим поэтом. Рисунок был случайно затерт при поправке штукатурки. Друг Лермонтова, Алексей Лопухин, был очень этим опечален, потому что много воспоминаний о дружеских беседах и мечтаниях было с ним связано. Тогда Лермонтов написал такую же голову на холсте и подарил ее Лопухину.

«Очень и очень я тебе благодарен за твою голову, – отвечал Лопухин Лермонтову в письме, — она меня восхищает…».

В доме Лопухиных Михаил Юрьевич Лермонтов встретил свою любовь. »Он был страстно влюблен в молоденькую милую, умную, как день, и в полном смысле восхитительную Вареньку Лопухину; это была натура пылкая, восторженная, поэтическая и в высшей степени симпатичная Чувство к ней Лермонтова было безотчетно, но истинно и сильно, — вспоминал А.П. Шан-Гирей. — Они жили с нами в соседстве: старик отец, три дочери-девицы и сын; они были с нами как родные и очень дружны с Мишелем, который редкий день там не бывал». Вареньку влюбленный Лермонтов пишет в образе Эмилии – героини своей ранней пьесы «Испанцы».

В ремарке третьего действия сказано: «Эмилия выходит бледная, в черном платье, черном покрывале и с крестиком на груди». Нежной, беззащитной, хрупкой предстает девушка на акварельном «Портрете В. Лопухиной в образе Эмилии» (1830 — 1831), исполненном в почти монохромной гамме.

Переезд Лермонтова в 1832 году в Петербург помешал обоюдному влечению развиться, однако поэт не переставал интересоваться судьбой Вареньки, посвящал ей стихи:

Однако, все ее движенья,
Улыбка, речи и черты
Так полны жизни, вдохновенья,
Так полны чудной простоты.

Вскоре под давлением отца девушка выходит замуж за помещика Н.Ф. Бахметева, который был старше невесты почти на 20 лет. Замужество Вари Лермонтов пережил тяжело. Горечь утраченной любви надолго окрасила его творчество. К Варваре Александровне Лермонтов постоянно обращал и свою память, и поэтическое вдохновенье. Образ любимой преследовал его всю жизнь.

У ног других не забывал
Я взор твоих очей;
Любя других, я лишь страдал
Любовью прежних дней…

В 1840 году, незадолго до гибели, Лермонтов пишет:

С людьми сближаясь осторожно,
Забыл я шум младых проказ,
Любовь, поэзию, — но вас
Забыть мне было невозможно…

  В. А. Лопухина-Бахметева. 1835
  М.Ю. Лермонтов
  Институт русской литературы,
Санкт-Петербург

На акварели 1835 года Лермонтов запечатлел уже другую Варю – миловидную замужнюю даму с большими трепетными глазами. Прямой пробор подчеркивает правильные «рафаэлевские» черты лица. А.П. Шан-Гирей писал: «Бледная, худая, и тени не было прежней Вареньки, только глаза сохранили свой блеск и были такие же ласковые, как и прежде». Все, читавшие «Княгиню Лиговскую», «Два брата», «Героя нашего времени», узнавали в образах главных героинь Варвару Александровну. Лермонтов, зная крайне ревнивый нрав ее мужа, всячески старался увести читателя от разгадки имени любимой женщины. Он переименовал Варю в Веру, зашифровывал портретное сходство. Так, при описании наружности Веры в «Герое нашего времени», он зачеркнул упоминание о родинке под бровью, как это было в действительности, и написал: «на щеке».

Бахметев заставил жену уничтожить письма Лермонтова, все, что тот дарил и посвящал ей. Чудом удалось Варваре Александровне сохранить автопортрет поэта, подаренный в июне 1838 года, когда она, проездом за границу, останавливалась в Петербурге вместе с мужем и маленькой дочерью и последний раз виделась с милым Мишелем. В.А. Лопухина-Бахметьева передала портрет подруге, родственнице поэта А.М. Верещагиной. Многие годы он находился за границей у потомков Верещагиной и лишь в 1956 году был обнаружен в Западной Германии и при содействии И.Л. Андроникова возвращен на родину. Выполненный легкой акварелью, небольшой по размеру, портрет этот ценен тем, что на нем Лермонтов предстает таким, каким он сам видел себя сам.

«Приземистый, маленький ростом, с большой головой и бледным лицом, он обладал большими карими глазами, сила обаяния которых до сих пор остается для меня загадкой. Глаза эти, умные, с черными ресницами, делавшими их еще глубже, производили чарующее впечатление на того, кто бывал симпатичен Лермонтову. Во время вспышек гнева они бывали ужасны», — так вспоминал поэта один из его современников. «Пламенным, но грустным» предстает Лермонтов перед нами в автопортрете. Глаза взволнованно-печальны. И хотя черты неправильны, лицо прекрасно, вдохновенно. Романтичные ноты вносит бурка, накинутая на мундир с алым высоким воротником, кавказские газыри на груди, горный пейзаж. Автопортрет поэт создал во время первой ссылки на Кавказ.

Кавказ… В этой «далекой стране, населенной гордыми людьми», Лермонтов бывал еще ребенком, с бабушкой. Все было ново и необычно — величественная природа, обычаи, нравы, характеры горцев. Рассказы о засадах и нападениях, о кровопролитных схватках поражали воображение впечатлительного мальчика. Тринадцатилетним подростком он в подражание Пушкину пишет собственную поэму «Кавказский пленник», украшая ее рисунками. Так начинается любовь к Кавказу, проходящая через все лермоновское творчество. Картина «Воспоминание о Кавказе» (1837) проникнута поэтическим чувством. Гаснущее вечернее небо, синие горы вдали, облака, два всадника-горца, даже мелкий кустарник, травка и камни на переднем плане — все согрето теплотой и любовью. Фигуры всадников сливаются с природой. Они неотъемлемая часть этой природы, гор и скал, тихой долины, освещенной последними лучами солнца. «Тот, кому случалось, — писал Лермонтов, — как мне бродить по горам пустынным, и долго-долго всматриваться в их причудливые образы, и жадно глотать животворящий воздух, разлитый в их ущельях, тот, конечно, поймет мое желание передать, рассказать, нарисовать эти волшебные картины». И он действительно много рисует. Из Тифлиса он пишет другу, Святославу Афанасьевичу Раевскому: «Я снял на скорую руку виды всех примечательных мест, которые посещал, и везу с собою порядочную коллекцию». Поэту хотелось сохранить зримые впечатления об этих местах, его карандаш точен и быстр (листы «Вид Крестовой горы и ущелья близ Коби» (1838), «Бештау близ Железноводска» (1837), «Развалины на берегу Арагвы» (1837). Но Лермонтов стремится не только зафиксировать пейзаж документально, но и передать его особое настроение. Изображая овеянное легендами «Дарьяльское ущелье» (1837), Лермонтов меняет графическую манеру. Он переходит здесь от контурного рисунка и штриховки к живописной работе мягкими материалами – соусом и углем. На рисунке предстают арба, запряженная парой волов, маленькая осетинская мельница на горной речке, могучая белокаменная скала, нависшая над самой дорогой, и горы, тающие вдали. Наполнен воздухом набросок «Горное селение» (1840). Как созвучны эти рисунки поэзии Лермонтова:

Горой от солнца заслоненный,
Приют изгнанников смиренный,
Между кизиловых дерев
Аул рассыпан над рекою;
Стоит отдельно каждый кров,
В тени над дымной пеленою.
Здесь в летний день, в полдневный жар,
Когда с камней восходит пар,
Толпа детей в траве играет,
Черкес усталый отдыхает…

  Гора Крестовая. 1837 — 1838
  М.Ю. Лермонтов
  Музей Лермонтова, Пятигорск

Образы горцев часто возникают и в походном альбоме Лермонтова-художника. Его привлекал независимый, бунтарский дух этих людей, их стремление к свободе, их мужество и отвага. Пожалуй, самым обобщающим стал «Портрет черкеса» (1837), исполненный маслом по воспоминанию, в Новгороде, в казармах Гродненского полка, куда Лермонтов был направлен после первой кавказской ссылки. Лицо горца написано с сочувствием и уважением. Вольных людей Кавказа Лермонтов часто рисует верхом, на тонконогих, породистых жеребцах. Поэт знал толк в хорошем коне. Лейб-гвардейский гусар, он был великолепным наездником, каждый день общался с лошадьми, знал их повадки. Исследователи не раз отмечали мастерство и острую наблюдательность Лермонтова в изображении лошадей. Мало кому из русских художников XIX века удавалось с такой экспрессией и раскованностью передать скачку, преследование. Рисунки лошадей выполнены на одном дыхании, быстро и виртуозно. Ученик Брюллова художник Г.Г. Гагарин, друг Лермонтова, даже делал копии с его зарисовок. В подобных рисунках мы находим черты, сближающие Лермонтова с художниками-романтиками Жерико, Орловским.

Кавказская серия, воплощенная Лермонтовым в графике и в живописи, является во многом новаторской. Лермонтов показал Кавказ как бы изнутри, погрузившись в него много глубже других художников из России, которые дальше Пятигорска обычно не ездили. Так, большой редкостью для того времени было изображение Военно-Грузинской дороги. Исследователи полагают, что картина «Военно-Грузинская дорога близ Мцхеты» (1837) была написана поэтом с натуры во время его путешествия по старой Военно-Грузинской дороге. В пути Лермонтов тогда повстречал одинокого монаха, горца, который еще ребенком был пленен генералом Ермоловым и оставлен при монастыре. Так возник замысел «Мцыри». Картина словно воскрешает места, описанные в поэме. В правой части полотна изображен Мцхетский монастырь, в сумрачных стенах которого томился герой поэмы.

На картине «Развалины близ селения Караагач в Кахетии» (1837 — 1838), случайно обнаруженной в Киеве после Великой Отечественной войны, Лермонтов изобразил местность, где стоял Нижегородский драгунский полк, в котором он служил. В те времена здесь еще пролегал торговый путь.

  Тифлис. 1837
  М.Ю. Лермонтов
  Государственный Литературный музей, Москва

Так же, видимо, был поражен Лермонтов, когда ему, стоящему на высоком берегу над бурлящей Курой, предстал вид Тифлиса. На картине «Тифлис» (1837) разворачивается величественная панорама. Справа, на отвесной скале, Метехский замок и старая церковь, слева, на первом плане – Орточальские сады и древняя крепостная стена, «твердыня старая на сумрачной горе», как назовет ее Лермонтов в стихотворении «Свидание», спускающаяся к самой воде, голубовато-зеленой, как стекло. Дальше – городские кровли и, наконец, господствующая над городом гора – Мтацминда. Отсюда поэт писал: «Если бы не бабушка, то, по совести говоря, я бы охотно остался здесь».

Уж за горой дремучею
Погас вечерний луч,
Едва струей гремучею
Сверкает жаркий ключ
Сады благоуханием
Наполнились живым,
Тифлис объят молчанием,
В ущелье мгла и дым…

Искренняя любовь к миру чувствуется в каждой лермонтовской строке и в каждом взмахе кисти Лермонтова-живописца.

ЛИТЕРАТУРА


1 Лермонтов М.Ю. Собрание сочинений в 6 томах. — М., 1954 – 1957.
2 Лермонтов. Картины и рисунки поэта. — М., 1964.
3 Лермонтов. Картины, акварели, рисунки. — М., 1980.

17. Лермонтов. Исследования и находки

17

Десятого октября 1837 года в Тифлисе, на плацу Кабахи, состоялся царский смотр полкам, принимавшим участие в летней экспедиции против горцев. В параде участвовали четыре эскадрона Нижегородского драгунского полка. Царь остался доволен «нижегородцами», и косвенно это отразилось на судьбе Лермонтова, хотя сам Лермонтов, очевидно, в параде не участвовал. Николаю уже докладывали о хлопотах Арсеньевой, мечтавшей «услышать прощение государя внуку своему». Через несколько дней после парада упомянули и о заступничестве Жуковского, говорившего Бенкендорфу о надеждах, которые подавал Лермонтов русской литературе[620].

Наконец 1 ноября в «Русском инвалиде» был опубликован датированный 11 октября «высочайший приказ» о переводе Лермонтова в Гродненский лейб-гвардии гусарский полк[621]. Лермонтов получал возможность вернуться в Россию. Но служба в новом полку, стоявшем в аракчеевских военных поселениях близ Новгорода, не могла радовать его. «Если бы не бабушка, — признавался он в письме к Раевскому, — то, по совести сказать, я бы охотно остался здесь, потому что, — осторожно продолжал он, — вряд ли поселение веселее Грузии».

«Иные говорят, что будет к Николину дню, — писала Е. А. Арсеньева о внуке приятельнице своей П. А. Крюковой, — а другие говорят, что не прежде Рождества, приказ по команде идет»[622].

От Тифлиса «высочайший приказ» шел три недели до Петербурга, и столько же времени шел до Тифлиса «по команде» номер «Русского инвалида» с опубликованным в нем «высочайшим приказом». Следовательно, он был получен в Тифлисе не раньше 22 ноября. До Караагача, где квартировал Нижегородский драгунский полк, этот приказ дошел только на третий день. Теперь понятно, почему Лермонтов оставался в полку до 25 ноября. Тем самым можно считать окончательно установленным, что он провел в Грузии вторую половину октября, весь ноябрь и выехал в начале декабря[623].

Для нас ясно, что он виделся с Чавчавадзе и в Тифлисе. Доказательство этому находится в записи Лермонтова, относящейся к 1837 году, на которую прежде не обращали внимания только потому, что не видели в ней никакого смысла.

На обороте листа, на котором написано стихотворение «Спеша на север из далека», Лермонтов торопливо нацарапал карандашом слова: «маико мая»[624].

Ласкательным именем Маико называли известную красавицу того времени княжну Марию Кайхосровну Орбелиани, о которой Я. П. Полонский писал в 40-х годах в одном из своих стихотворений:

Из уст в уста ходила азарпеша,

И хлопали в ладони сотни рук,

Когда ты шла, Майко, сердца и взоры теша,

Плясать по выбору застенчивых подруг.

.

Как после праздника в глотке вина отраду

Находит иногда гуляка удалой,

Так рад я был внимательному взгляду

Моей Майко, плясуньи молодой[625].

Эта девушка была задушевным другом Николоза Бараташвили и усердной его корреспонденткой, когда молодому поэту пришлось покинуть Тифлис и уехать на службу в азербайджанский город Гянджу.

Правда, стихотворение Полонского не дает еще достаточных оснований считать, что «Маико» в записи Лермонтова непременно Маико Орбелиани. Но в том, что здесь нет ошибки и что Лермонтов имел в виду именно ее, убеждает второе имя в записи. Мая — имя другой красавицы, Маи Орбелиани.

«Кто перечтет всех красавиц-грузинок того времени?! — восклицал русский офицер Торнау, побывавший в Тифлисе в тридцатых годах. — Кто не любовался стройною княжной Еленой и ее смуглою тонколицею сестрой Майко… идеально прекрасною Майко Кайхосро… Кто не помнит Марию Ивановну Орбелиани?»[626]

Елена и ее сестра Маико (или, как ее звали, в отличие от другой Маико, — Мая) — дочери Луарсаба Орбелиани, родные племянницы Саломе Чавчавадзе, жены поэта. Маико — дочь Кайхосро Орбелиани — двоюродная племянница Саломе, другими словами, троюродная сестра Нины Грибоедовой[627].

В 30-х годах поэт Соломон Размадзе, находясь в ссылке и вспоминая свою безмятежную жизнь в Тифлисе, воспел двенадцать самых красивых женщин своего круга: Нину и Екатерину Чавчавадзе, Манану, Маико и Софию Орбелиани, Анну Орбелиани, ее дочерей Елену и Маю, Варвару Туманишвили, Меланию и Дарью Эристави и неизвестную нам Иакону. Каждой из них он посвятил строфу стихотворения «Пир Дианы»[628].

В 1882 году, уже на склоне жизни, Григорий Орбелиани, сообщая приятельнице Анастасии Оклобжио о смерти Анны Орбелиани, пишет, что она была так же красива, как дочери Александра Чавчавадзе, как Елена, как Манана, как Маико и Мая Орбелиани[629].

Важным доводом в пользу того, что Лермонтов записал имя Маико Кайхосровны Орбелиани, может, наконец, послужить письмо родственника и друга Лермонтова — Монго Столыпина, который в 1840 году писал из Тифлиса о красавицах, «каких не найти в Петербурге». Его тифлисскими знакомыми были: «маленькая княжна Аргутинская», а также Маико и Като Орбелиани — «две нежные жемчужины из тифлисского ожерелья». «И масса других, — продолжает Столыпин, — которых я не заметил, после того как увидел этих трех женщин»[630].

Столыпин находился в Тифлисе одновременно с Григорием Гагариным, который тогда же сделал два портрета Маико Орбелиани: один из них хранится в отделе рисунков Государственного Русского музея, другой — в частном собрании в Тбилиси.

Была в Тифлисе в то время еще одна Маико Орбелиани — Мария Ивановна, которую вспоминает Харламова, рассказывая, как к ним для совместного учения приходили Нина Чавчавадзе и Мария Ивановна (Маико) Орбелиани. Но эта Маико в тридцатых годах была уже замужем, уже побывала в Калуге за участие ее мужа в заговоре 1832 года и, в отличие от Маико Кайхосровны, — русские знакомые (Инсарский, Зиссерман, Торнау) и даже грузин Григорий Орбелиани в своих письмах вспоминают ее как Марию Ивановну.

В одном из писем 1838 года Лермонтов в шутку замечает, что женщины на Кавказе малоразговорчивы: «как, например, грузинки, — добавляет он в скобках, — они не говорят по-русски, а я — по-грузински»[631].

Хотя Маико и Мая Орбелиани, посещавшие официальные приемы и балы в доме главноуправляющего Грузией барона Розена, по-русски, конечно, объяснялись, все же у нас нет оснований считать, что Лермонтов вел с ними долгие беседы. Но в том, что Лермонтов встретил их в семье Чавчавадзе, — в этом мы совершенно уверены. Двери дома Чавчавадзе, вспоминает современник, «всегда были отверсты для бесконечного множества родных, друзей, знакомых, которые в нем веселились, пировали, плясали досыта»[632]. «Каждый день с утра, — пишет другой очевидец, — собирались у него родственники и родственницы грузинские, потом приходили русские, один за другим, кто как освобождался от службы. За стол садились иногда, кроме семейства, по двадцати нежданных гостей»[633].

Офицер Торнау, из воспоминаний которого взяты приведенные строки, рассказывает, что «своей добродушной встречей» на балу Александр Гарсеванович и его жена возбудили в нем «смелость на другой же день явиться к ним на поклон». «Не прошло в месяца, как я стал у них хотя и не домашним человеком, — пишет Торнау, — но таким, который бывал ежедневно, обедал очень часто и просиживал долгие зимние вечера, когда они сами не были приглашены в гости»[634].

Рассматривая и сопоставляя новые факты, мы снова убеждаемся в том, что у Лермонтова была полная возможность встретиться с Чавчавадзе в Тифлисе.

Одиннадцатого октября 1837 года, на четвертый день пребывания царя, главноуправляющий Грузией барон Розен устроил бал, на котором среди гостей современники отметили Нину Грибоедову и Маико Орбелиани[635]. Английский путешественник капитан Ричард Уильбрехем познакомился на этом балу с Екатериной Чавчавадзе, которую именует в своих мемуарах «княжной Катинькой» (Princess Katinka) и рассказывает о ней, о ее сестре «мадам Гребаидов», и об их отце «князе***», которому он вместе с адъютантом барона Розена К. А. Суворовым нанес визит 13 (25) октября 1837 года[636]. Итак, в то время, когда Лермонтов прибыл в Тифлис (а миновать Тифлиса он не мог), Чавчавадзе находились в городе.

Но когда же в таком случае могла состояться встреча в Цинандали?

Имеется точный ответ и на это! «В бытность барона Розена, — пишет Торнау, — Чавчавадзевы провели в городе только одну зиму». С его же слов мы знаем, что это была зима 1831/32 года[637].

Значит, в 1837 году, вскоре после отъезда царя, Чавчавадзе вернулись на зиму в Цинандали. Но, вероятно, Лермонтов познакомился с ними в Тифлисе, в их гостиной встретил красавиц Маико и Маю Орбелиани и записал на листке бумаги для памяти эти не встречавшиеся ему дотоле имена. А потом гденибудь на станции Военно-Грузинской дороги, достав этот лист из своего чемодана, стал набрасывать на обратной стороне пришедшие в голову строки:

Спеша на север из далека,

Из теплых и чужих сторон,

Тебе, Казбек, о страж востока,

Принес я, странник, свой поклон.

Так до сих пор не расшифровывавшаяся и не использованная запись Лермонтова подтверждает, что он был знаком с Чавчавадзе. А раз подтверждается это, то, следовательно, не исключена возможность знакомства Лермонтова с другим замечательным поэтом — Григорием Орбелиани. Участник грузинского противоправительственного заговора 1832 года, Орбелиани, как мы знаем, несколько лет находился в ссылке в России и служил на Балтийском побережье в Нарвском пехотном полку. Но как раз в 1837 году ему был разрешен годовой отпуск в Тифлис[638].

В доме Чавчавадзе Лермонтов мог видеть среди гостей Николоза Бараташвили, в ту пору юношу двадцати одного года, уже писавшего замечательные стихи.

Может возникнуть законный вопрос: почему об этом никто из современников не упомянул ни словом?

Ответить на этот вопрос нетрудно: представители грузинского общества, с которыми познакомился Лермонтов, виделись друг с другом постоянно, и события их повседневной жизни оставались не закрепленными на бумаге, не отразились в письмах. Даже Григорий Орбелиани, которому в ссылку сообщали все новости, как раз в это время находился в Тифлисе.

Встречался Лермонтов в Тифлисе с Владимиром Дмитриевичем Вольховским — «старинным приятелем Чавчавадзе», как называет его Торнау. Лицейский товарищ Пушкина Вольховский за принадлежность к Союзу благоденствия был удален в 1826 году на Кавказ и с 1833 года до декабря 1837 года занимал в Тифлисе должность начальника штаба Кавказского корпуса. Вскоре после отъезда Николая I из Тифлиса последовал приказ о смещении Вольховского и командира Кавказского корпуса Розена, которыми царь остался недоволен. Впрочем, оба они исправляли свои должности до весны 1838 года[639].

Высказанное мной еще в 1939 году предположение о знакомстве Лермонтова с Вольховским подтвердилось. Обнаружено письмо Вольховского — ответ его Алексею Илларионовичу Философову, с которым он дружен был еще со времен турецкой кампании, что письмо его, Философова, с просьбой посодействовать сосланному на Кавказ Лермонтову получил и с самим Лермонтовым познакомился. «Постараюсь, — сообщал он Философову, — действовать на щет его в твоем смысле»[640].

Перечисленные здесь люди составляли небольшой круг тогдашней интеллигенции Тифлиса, все они чуть ли не каждый день встречались друг с другом, и если в Тифлис попадал новый человек, да еще поэт, такой, как Лермонтов, он должен был вскоре перезнакомиться со всем обществом. Вспомним, что не только Грибоедов, Кюхельбекер, Лев Пушкин, Полонский, Гагарин, но и многие другие — и офицеры и чиновники, приезжавшие из России, — свободно посещали дом Чавчавадзе, и нужны были бы какие-то особые обстоятельства, чтобы Лермонтов не познакомился с тифлисским литературным кругом и не попал в гостеприимный дом грузинского поэта. Для нас очевидно, что это знакомство произошло.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Картины на стенах, которые вам понравятся — Fine Art America

Украсьте свой дом или офис картинами музейного качества, доставленными прямо к вашему порогу с гарантией возврата денег. Мы являемся крупнейшим в мире сайтом настенного искусства с миллионами картин, фотографий и иллюстраций, выставленных на продажу сотнями тысяч ныне живущих художников и знаковых брендов. Каждый художественный дизайн можно приобрести в виде печати на холсте, в рамке, плаката, художественной печати, печати на металле, печати на дереве и т. Д.

Результаты: 22 293 166

Результаты: 22 293 166

Печать на холсте

Отпечатки в рамке

Художественные репродукции

Плакаты

Печать на металле

Акриловые принты

Деревянные гравюры

Поздравительные открытки

Гобелены

Нарисованные портреты

Полная коллекция Slim Aarons

Эрик Фан: Причудливые иллюстрации

Картины Тосканы: Гвидо Борелли

 

Печать на холсте для мужской комнаты

65 $

52 $

Печать на холсте

Печать на холсте с изображением лося

47 $

38 $

Печать на холсте

Девушка с зонтом и падающими перьями Печать на холсте

56 $

45 $

Печать на холсте

Печать на холсте с изображением 27 птиц

42 долл. США

34 долл. США

Печать на холсте

Печать в рамке

69 $

$55

Печать в рамке

Пространство для отражения Принт в рамке

86 $

69 $

Печать в рамке

Принт в рамке Afternoon Aspen Grove

99 $

79 $

Печать в рамке

Маленький медвежонок с принтом в рамке

69 $

55 $

Печать в рамке

Житель Нью-Йорка, 29 марта 1976 г. Арт-принт

100 долларов

80 долларов

Художественная печать

Винтажная обложка журнала Vogue с изображением женщины, художественный принт

100 долларов

80 долларов

Художественная печать

Художественная печать «Маленький олень»

17 $

14 $

Художественная печать

Гламурный художественный принт у бассейна

86 $

69 $

Художественная печать

Печать на холсте органной трубы

59 $

47 $

Печать на холсте

Печать на холсте La Porta Rossa Sulla Salita

47 $

38 $

Печать на холсте

Звездная ночь на холсте

97 $

78 $

Печать на холсте

Печать на холсте

65 $

52 $

Печать на холсте

Принт в рамке «Зачарованный лес»

99 $

79 $

Печать в рамке

Принт в рамке «В поисках рая»

69 $

55 $

Печать в рамке

After The Storm — абстрактный пляжный пейзаж в рамке

74 $

59 $

Печать в рамке

Принт в рамке с Бруклинской перспективой

86 $

69 $

Печать в рамке

Художественная печать «Две синие птицы»

17 $

14 $

Художественная печать

Летняя радость Арт-принт

17 $

14 $

Художественная печать

Арт-принт The Beatles Abbey Road

27 $

22 $

Художественная печать

Путь Консерватория Сад Центральный Парк Акварельная Живопись Художественная Печать

$34

27 $

Художественная печать

Тайгер Вудс, чемпион Masters Tournament 2019 Sports Illustrated Cover Canvas Print

106 $

85 $

Печать на холсте

Коби Брайант 1978-2020 Специальный выпуск Tribute Sports Illustrated Cover Canvas Print

106 $

85 $

Печать на холсте

Звезда родилась Майкл Джордан освещает The Nba Sports Illustrated Cover Canvas Print

106 долларов

85 долларов

Печать на холсте

Женщина курит сигару. Печать на холсте.

56 $

45 $

Печать на холсте

Принт в рамке «Когда светит луна»

80 $

64 $

Печать в рамке

Уинстон Черчилль в море, принт в рамке

79 $

63 $

Печать в рамке

Написание Декларации независимости в рамке

79 $

63 $

Печать в рамке

16 птиц в рамке

69 долларов

55 долларов

Печать в рамке

Арт-принт RV Dusk

17 $

14 $

Художественная печать

Лето на ферме

27 $

22 $

Художественная печать

Атлас Арт Принт

18 $

15 $

Художественная печать

Художественная печать на станции Террапин

20 долларов

16 долларов

Художественная печать

Пилотная печать на холсте

65 долларов

52 $

Печать на холсте

Жизнь это танец под дождем Печать на холсте

60 долл. США

48 долл. США

Печать на холсте

Эмпайр Стейт Синий Ночной Холст Принт

94 $

75 $

Печать на холсте

Печать на холсте с огненным деревом

85 $

68 $

Печать на холсте

Миссия в рамке

105 $

84 $

Печать в рамке

Обложка Vogue с принтом Джин Пэтчетт в рамке

145 $

116 $

Печать в рамке

Карта мира в акварельной рамке

87 $

70 $

Печать в рамке

Интроверт в рамке

119 $

95 $

Печать в рамке

Черный Porsche Speedster с художественным принтом

33 $

26 $

Художественная печать

Закат над деревней, репродукция

27 $

22 $

Художественная печать

Художественный принт P-51 Mustang

90 $

72 $

Художественная печать

Даниил в Логове Львов Художественный Принт

17 $

14 $

Художественная печать

Blue Ridge Parkway Sunset — Печать на холсте The Great Blue Yonder

75 $

60 $

Печать на холсте

Бесплатная печать на холсте Роланда Ролли

43 $

34 $

Печать на холсте

Розовый пион Акварельные картины цветов Печать на холсте

84 $

67 $

Печать на холсте

Печать на холсте Дайверы

191 $

153 $

Печать на холсте

Модель с принтом в рамке гепарда

146 $

117 $

Печать в рамке

Модели сидят на песчаных дюнах в рамке

146 $

117 $

Печать в рамке

Момент радости в рамке

155 $

124 $

Печать в рамке

Корсет Mainbocher с принтом в рамке

145 $

116 $

Печать в рамке

Да, я вернулся, я всегда возвращаюсь, арт-принт

100 долларов

80 долларов

Художественная печать

Микки Мантл Художественный Принт

23 $

18 $

Художественная печать

Мужская модель под водой в бассейне с аквалангом

100 долларов

80 долларов

Художественная печать

Художественная печать фотографий Фрэнка Синатры

21 $

16 $

Репродукция

Мужчина смотрит на женщину, потягивающую вино.

191 $

153 $

Печать на холсте

Гламурная пара 1960-х, обедающая на холсте

191 $

153 $

Печать на холсте

Charleston SC Edisto Island — Печать на холсте Botany Bay Road

75 $

60 $

Печать на холсте

Ангельский дуб Древо жизни Печать на холсте

85 $

68 $

Печать на холсте

Модели на пляже в рамке с принтом

145 $

116 $

Печать в рамке

Бокал красного вина говорит по телефону в рамке

146 $

117 $

Печать в рамке

Большая голубая цапля в рамке

74 $

59 $

Печать в рамке

Принт в рамке Долины Богов

152 долл. США

122 долл. США

Печать в рамке

Друзья V Художественный принт

$53

42 $

Художественная печать

Потрясающий художественный принт в одиночестве

23 $

18 $

Художественная печать

Отель Du Cap Eden-roc Art Print

86 $

69 $

Художественная печать

Художественная печать Дэвида Боуи

86 $

69 $

Художественная печать

 

1–72 из 22 293 166 товаров для настенной живописи на продажу

12345

Далее

О нашей настенной живописи

Приобретите настенную живопись музейного качества от величайших ныне живущих художников и известных брендов. Покупайте репродукции в рамках, репродукции на холсте, художественные репродукции, постеры, репродукции на металле, гобелены и многое другое! Каждый продукт изготавливается вручную на одном из наших производственных предприятий по всему миру и готов к отправке к вашему порогу всего за 2–3 рабочих дня.

Размеры

Выберите один из 15 различных размеров печати, начиная с 6 x 6 дюймов и заканчивая 50 x 108 дюймов.

Квадратные, прямоугольные, панорамные – все это есть у нас.

Персонализируйте свой отпечаток с помощью сотен различных вариантов рамок и матов.

Мастерство

Fine Art America — крупнейший рынок настенного искусства в мире. У нас есть 16 фулфилмент-центров, расположенных в пяти разных странах, и мы производим продукцию музейного качества для миллионов художников, фотографов и знаковых брендов.

Наши опытные сотрудники вручную вырезают и собирают каждое произведение настенного искусства и печатают каждое изображение с использованием архивных чернил, срок службы которых составляет 75 лет без выцветания.

Ваше настенное искусство будет готово к отправке в течение 2-3 дней после размещения заказа, и вы можете отправить его в любую точку мира.

Каждый продукт включает 30-дневную гарантию возврата денег. Если вы недовольны своей покупкой по какой-либо причине, вы можете отправить ее обратно для возврата денег. Не волнуйтесь — вам понравится!

Сотни рамок

Персонализируйте печать с помощью одной из наших 150+ рамок.

Доступны рамы различных цветов из дерева и металла.

Сотни матов

Персонализируйте печать с помощью одного из наших более чем 250 матов.

Коврики доступны в широком ассортименте цветов и текстур, и мы предлагаем как одинарные, так и двойные коврики.

Крепление

Ваша стена будет поставляться со всем необходимым для крепления на стене.

Мелкие отпечатки (размером менее 20 x 16 дюймов) включают вешалку в форме пилы сзади, а отпечатки среднего и крупного размера включают подвесную проволоку или D-образные зажимы.

Вы также получите небольшой пластиковый пакет с монтажными крючками и гвоздями.

Качество и уход

Наши изделия для настенного искусства изготавливаются с использованием архивных красок, которые рассчитаны на 75 лет без выцветания или потери цвета.

Если вы не разместите свое настенное искусство на открытом воздухе, где оно будет подвергаться воздействию высокой влажности, экстремальных температур и/или прямого дождя, ваша покупка прослужит вам всю жизнь!

Сроки выполнения заказов и доставка

Fine Art America — крупнейший в мире рынок настенного искусства. У нас есть 16 центров выполнения заказов, расположенных в пяти разных странах, и мы производим продукцию для настенного искусства музейного качества для миллионов художников, фотографов и знаковых брендов.

Ваше настенное искусство будет изготовлено вручную нашими опытными сотрудниками в центре выполнения заказов, расположенном ближе всего к вашему адресу доставки. Ваш заказ будет готов к отправке в течение 2-3 дней после размещения заказа, а затем применяются стандартные сроки доставки UPS / FedEx. Вы можете отправить свое настенное искусство в любую точку мира.

Каждый продукт включает 30-дневную гарантию возврата денег. Если вы недовольны своей покупкой по какой-либо причине, вы можете отправить ее обратно для возврата денег. Не волнуйтесь — вам понравится!

Создайте свое собственное настенное искусство

Превратите свои личные фотографии в настенное искусство музейного качества.

Загрузите свое изображение… выберите размер печати… выберите коврик и рамку. .. и все готово!

Репродукция музейного качества будет доставлена ​​в течение 2-3 рабочих дней.

Custom Wall Art

 

Wall Art

AllCanvas PrintsArt PrintsPostersFramed PrintsMetal PrintsAcrylic PrintsWood PrintsTapestries

Home Decor

Throw PillowsFleece BlanketsDuvet CoversShower CurtainsBath TowelsHand TowelsCoffee MugsOrnaments

Apparel

Men’s T-ShirtsMen’s Tank TopsWomen’s T-ShirtsWomen’s Tank TopsLong Футболки с рукавамиТолстовкиДетские футболкиКомбинезоны для малышейМаски для лица

Чехлы для телефонов

iPhone Case Casegalaxy Case Proport Battery Chargers

канцелярские товары

поздравительные открытки.

Большие сумкиСумки WeekenderСумки Carry-All Pouch

Оригиналы

Оригинальные произведения искусства на продажу

Разное

Подарочные сертификатыНаборы образцовСоздайте собственные продукты

Все Картины Фотографии Чертежи Цифровое искусство Mixed Media

AbstractЖивотныеАрхитектураЧерно-белоеЗнаменитостиГородаКлассические художникиКрутоФэнтезиЦветыЕда и напиткиИсторические деятелиИмпрессионизмВдохновляющиеДостопримечательностиПейзажиКартыФильмыМузыкаНациональные паркиОбнаженные фигурыШаблоныПортретыФантастикаЛинии горизонтаСпортНатюрмортЗакатСюрреализмТранспортУникальныеУниверситетыВинтаж

0002 Мы отправили миллионы товаров по всему миру для более чем миллиона артистов. Каждая покупка сопровождается 30-дневной гарантией возврата денег.

0

Грузия, Тбилиси, Старый город, улица Лермонтова, знак, Фотография, картинки и права управляемого изображения. Рис. D65-3208982

agefotostock ®

место, где можно найти все визуальный контент по правильной цене

Купить это изображение сейчас…

Выберите лицензию, которая лучше всего соответствует вашим потребностям

99}»>
Частное использование/презентация | 39,99 €
Информативный сайт | 69,99 €
Издательский. Книга внутри | 109,99 €
Путешествия и туризм | 119,99 €
Журнал и информационные бюллетени. Внутреннее использование | 139,99 €
Корпоративное общение | 199,99 €
Прямой маркетинг | 299,99 €

Рассчитать стоимость другой лицензии

Купить сейчас

Добавить в корзину

ДОСТАВКА: Изображение сжато как JPG

Код изображения: Д65-3208982 Фотограф: Коллекция: возрастфотосток Пользовательская лицензия: Управление правами Дата съемки: 05. 03.2018 Наличие высокого разрешения: До XL 50 МБ А3 (3674 х 5500 пикселей — 31,1 х 46,6 см — 300 точек на дюйм)

Релизы: для этого образа нет подписанных релизов.

Эксклюзивность: Пожалуйста, свяжитесь с нами, если вы хотите получить лицензию на это изображение с исключительными правами.

Доступность: Доступность изображения не может быть гарантирована до момента покупки.

×

Изображение композиции

Вы можете использовать это изображение в течение 30 дней после загрузки (период оценки) только для внутренней проверки и оценки (макетов и композиций), чтобы определить, соответствует ли оно необходимым требованиям для предполагаемого использования. .Это разрешение не позволяет вам каким-либо образом использовать конечные материалы или продукты или предоставлять их третьим лицам для использования или распространения любыми способами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *