Погиб поэт… Стих Лермонтова Смерть поэта. Кому посвятил Лермонтов Смерть поэта?
Пушкин и Лермонтов – два имени, которые имеют право находиться рядом по нескольким причинам. Во-первых, они равновелики в искусстве. Более того, сама История распорядилась так, что гибель одного стала трамплином ко всероссийской популярности другого.
Два Гения
Когда в 1837 году, узнав о роковой дуэли, смертельном ранении, а затем и кончине Пушкина, Лермонтов написал скорбное «Погиб поэт…», он уже сам был довольно знаменит в литературных кругах. Творческая биография Михаила Юрьевича начинается рано, его романтические поэмы датируются 1828-1829 годами. Стремительно растёт он как лирик-бунтарь, трагического, байронического склада. Особенно замечательны его любовные стихи – «Нищий», «У ног твоих…» и многие другие, раскрывающие перед читателем глубокий драматизм переживаний Лермонтова. Да и гражданская, революционного толка, поэзия заслуживает большого внимания. Пора ученичества для Михаила Юрьевича оказалась короткой. Маститые литераторы отзываются о нём с уважением и предрекают большое будущее. А кумиром своим, духовным Учителем и Наставником Лермонтов считает Пушкина. Потому с такой болью, как о потере личной, он пишет: «Погиб поэт…»
Легенды и слухи
Лично знакомы они не были – не довелось. Хотя историкам и биографам, по крупицам собирающим сведения о великих людях, многое всё равно остаётся неизвестным. Вот и в нашем случае – кто знает – может, откроются когда-нибудь неведомые ранее факты, и окажется, что погиб поэт, т. е. Пушкин, всё же хоть однажды успев пожать руку Лермонтову или перекинуться с ним приятельским словом. По крайней мере, общих друзей у них было много. Гоголь и семейство Карамзиных, Жуковский и Смирнова-Россет, Одоевский. Даже младший брат Александра Сергеевича, неугомонный повеса Лёвушка, раскланивался с Лермонтовым в Пятигорске и был свидетелем ссоры Мишеля с «Мартышкой» — заклятым «другом» и будущим его убийцею Мартыновым. Существуют косвенные слухи, что оба гения всё же виделись – на небольшой светской вечеринке у Всеволжского. Однако подойти к своему кумиру Михаил Юрьевич не осмелился, смутился, а Пушкина всё время кто-то отвлекал… Так и погиб Поэт, не поговорив со своим будущим преемником о главном, о том, что составляло смысл жизни для обоих: о Творчестве. Зато доподлинно известно, что Пушкин не раз отмечал силу и глубину, блестящие признаки высокого лермонтовского таланта.
История создания
Итак, начало февраля 1837 года потрясло Петербург, Москву, а затем и всю Россию двумя событиями, пожалуй, равной значимости. Первое – о том, что «Солнце русской поэзии закатилось», что Пушкин умер. А второе – распространившееся в списках и заучиваемое наизусть, молнией облетевшее северную столицу, произведение «Смерть поэта». Стих Лермонтова, ставший обвинительным приговором светской черни и возвестивший о том, что на поэтический престол взошёл новый, некоронованный король. Работать над произведением, по-видимому, Лермонтов начал, как только до него дошли слухи о роковом поединке и ранении. Первая редакция датируется 9 февраля (28 января), когда ещё теплилась надежда, что Пушкин выживет. Хотя, предчувствуя трагическую развязку, Михаил Юрьевич заканчивает фразой «И на устах его печать…».
«Смерть поэта» (стих Лермонтова) дополняется следующими 16 строками 10 февраля, когда становится известно, что Пушкина больше нет. Именно тогда, как впоследствии отмечал журналист Панаев, лермонтовское произведение стало переписываться десятки тысяч раз, заучиваться наизусть.
«Поэт в России – больше, чем поэт!»
Популярность стихотворения достигла такого уровня, что о нём было донесено «величайшим особам». Реакция императора последовала незамедлительно – арест домашний, а затем очередная ссылка в «горячие точки», на Кавказ. Лермонтов был в это время болен, потому на гауптвахту не отправлен. Зато его друга Раевского, у которого при обыске нашли текст, таки действительно арестовали и отправили в Олонецкую губернию. За что столь жестокая немилость? За принципиальную человеческую и общественно-политическую позицию. Ведь кому посвятил Лермонтов «Смерть поэта»? Не просто удивительно талантливому литератору Александру Сергеевичу Пушкину, нет! Русское искусство талантами всегда одарено было щедро, и земля российская не скудеет ими по сей день. Для Лермонтова творчество Пушкина – вызов бездуховности и рабству, глоток свежего, чистого воздуха, вольного, не загрязнённого раболепием, низостью и подлостью. А сам Пушкин назван парадоксально точно: «Погиб поэт! — невольник чести пал…» У Лермонтова эти два слова являются синонимами. Истинный поэт, от Бога, по природе своей не имеет возможности лгать, поступать гадко, вопреки совести и высоким моральным понятиям. Как отзывались о произведении друзья покойного, «стихи г-на Лермонтова прекрасны; написать их мог тот, кто сам хорошо знал и любил нашего Пушкина».
Историческое значение
Стихотворение «Погиб поэт» Лермонтова занимает в отечественной литературе место особое. По сути, это самая ранняя и самая сильная с точки зрения произведения искусства, поэтического обобщения оценка Пушкина – его «дивного гения», всенародного значения для России. В то же время сам факт его написания – показатель и национального самосознания Лермонтова лично, его гражданской, нравственной и политической позиции. Как писал критик Дружинин, Михаил Лермонтов не только первым оплакал поэта, но и первым осмелился кинуть «железный стих» в лицо тем, кто радостно потирал руки и глумился над свершившейся трагедией. «Король умер – да здравствует король!» — именно так можно было бы обозначить общественный резонанс по поводу великой мистерии истории, связанной с гибелью Александра Пушкина и тем, что «Погиб поэт» (стих Лермонтова) выдвинул его в число первых литераторов России.
Жанр стихотворения
«Смерть поэта» — одновременно торжественная ода и жесткая сатира. Стихотворение содержит, с одной стороны, восторженные отзывы о личности великого Пушкина. С другой — гневную и нелицеприятную критику в адрес его недоброжелателей, светского общества во главе с императором и ближайшими сановниками, шефом полиции Бенкендорфом, сонмом критиков и цензоров, не желавших, чтобы живые и искренние, свободолюбивые и мудрые, гуманные и просветительские мысли и идеалы проникали в общество. Чтобы они занимали умы и души молодёжи, находящейся под гнётом политической реакции. Император Николай никогда не забывал о событиях 14 декабря 1825 года, когда пошатнулся трон российских государей. Недаром «Смерть поэта» он оценил однозначно, как воззвание к революции. Одические строки написаны торжественным, «высоким» стилем и содержат соответствующую лексику. Сатирические тоже выдержаны в строгих эстетических канонах. Таким образом, Лермонтов добился удивительно гармоничного единства при жанровом разнообразии.
Композиция стихотворения
«Смерть поэта» — стихотворение с достаточно сложной и в то же время чёткой, тщательно продуманной и организованной композицией. По содержанию в нём явственно выделяются несколько фрагментов. Каждый логически закончен, отличается своей стилистикой, присущим ему пафосом и идеей. но все они являются единым целым и подчинены общему смыслу произведения. Анализируя композицию, можно выявить тему и идею произведения.
Тема, идея, проблематика
Первая часть состоит из 33 строчек, энергичных, гневных, подчёркивающих, что смерть Пушкина – не следствие естественного хода событий, но целенаправленное и преднамеренное убийство человека, одиноко восставшего против мнения «света». Смерть – возмездие за попытку Поэта быть самим собой, остаться верным своему таланту и кодексу чести. Лермонтов лаконичен и точен. За конкретным бездушным убийцей с «холодным сердцем», ловцом «счастья и чинов», стоит сама Судьба («судьбы свершился приговор»). В этом Михаил Юрьевич видит смысл трагедии: «надменные потомки» прославленных подлостью родов не прощают обличительных речей в свой адрес. Они свято чтят традиции самодержавия и крепостничества, ведь они – основа благополучия их прошлого, настоящего и будущего. И каждый, кто осмелится покуситься на них, должен быть уничтожен! Неважно, рукою французского Дантеса или кого другого. Ведь и сам Лермонтов погиб спустя несколько лет от «Дантеса русского» — Мартынова. Вторая часть стихотворения (23 строчки) приравнивается к лирическому отступлению. Михаил Юрьевич не сдерживает душевной боли своей, рисуя глубоко личный и дорогой ему образ Пушкина. Стихи насыщены поэтическими фигурами: антитезами, риторическими вопросами, восклицаниями и т. д. Последняя же часть (16 строк) – вновь сатира, грозное предупреждение о Высшем, Божественном суде, суде Времени и Истории, который накажет преступников и оправдает невинных. Строки пророческие, ибо так всё и случилось…
Анализ лирического стихотворения «Смерть поэта»
admin Анализ, Лермонтов, Смерть поэта
Стихотворение «Смерть поэта» относится ко второму периоду творчества поэта и датируется 1837 годом. Считается, что Михаил Лермонтов в это время автор стал наиболее остро чувствовать реалии окружающей его действительности. Стихотворение стало откликом Михаила Юрьевича на трагическую гибель Пушкина.
Учитель проверяет на плагиат?
Закажи уникальную работу у наших авторов. Напишем в течение дня!
Связаться с нами:
В произведении показаны не только личные чувства автора, но и отношение к той утрате, которую понесла Россия, после смерти Пушкина. Раздумывая над причинами гибели Пушкина, Лермонтов показывает яркую картину общественной травли, клеветы, на которую шли враги. Поэт стал жертвой клеветы, затрагивающей его достоинство — враги добились своей цели.
Учитель проверяет на плагиат?
Закажи уникальную работу у наших авторов. Напишем в течение дня!
Связаться с нами:
Погиб Поэт! — невольник чести —
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой!..
Несмотря на смерть Пушкина, противостояние поэта (как образного явления) и подлой толпы не прекратилось. Толпа в этом стихотворении — орудие судьбы, в которой отсутствует разумное начало. Но Бог все видит и слышит, он будет судить виновных справедливо. Его нельзя подкупить золотом, деньгами, как наш земной суд, который находится во власти богачей.
Но есть и божий суд, наперсники — разврата!
Есть грозный суд: он ждет;
Он не доступен звону злата,
И мысли, и дела он знает наперед.
Божья кара будет для них вечной, так как невинную смерть
никогда не искупишь.
И вы не смоете всей вашей черной кровью
Поэта праведную кровь!
Но, пока божий суд не свершился, Лермонтов беспощаден к Дантесу: убийце Пушкина. Он называет его хладнокровным убийцей, человеком, который презирает саму Россию и ее жителей.
Чтобы увеличить эстетическое воздействие на читателя, подчеркнуть выразительность языка, автор использует изобразительные средства: тропы.
Для того, чтобы лучше передать, как и из-за чего погиб поэт, как к нему относились люди знати, как после его смерти они поняли, что потеряли, а, также, чтобы показать, каким был Александр Сергеевич, Лермонтов использует очень много эпитетов: «оклеванный молвой», «мелочных обид», «пустых похвал ненужный хор и жалкий лепет оправданья», «свободный, смелый дар», «дивный гений», «торжественный венок»). Также употребляются метафоры для того, чтобы представить происходящее перед нами в более яркой форме: «невольник чести», «мир кровавый» и др., а также перифразы: «взят могилой», «на устах его печаль»; сравнения:
И он убит — и взят могилой, как тот певец,
неведомый, но милый…
…Сраженный, как и он, безжалостной рукой. ;
Гиперболы:
…Пятою рабскою поправшие обломки.
Для того, чтобы повысить интонацию, автор использует переменную рифму, так как ударение падает, то на последний слог:
…Пал, оклеветанный молвой…
Поникнув гордой головой
То на предпоследний:
Погиб Поэт! — невольник чести…
С свинцом в груди и жаждой мести…
«Смерть поэта» — это не просто стихотворение, а речь тех, кто был не согласен со складывающимся положением дел, новый образец политики, лирики, бьющей точно в цель.
Поиск для:
Страница не найдена | лингва фенника
Похоже, в этом месте ничего не найдено. Может, попробовать поискать? Ищи: Архивы Выберите месяц Октябрь 2022 (1) Июль 2022 (2) Июнь 2022 (1) Май 2022 (1) Апрель 2022 (6) Март 2022 (2) Февраль 2022 (2) Январь 2022 (1) Декабрь 2021 (1) Ноябрь 2021 ( 2) октябрь 2021 г. (1) август 2021 г. (1) июль 2021 г. (1) май 2021 г. (1) апрель 2021 г. (1) март 2021 г. (4) февраль 2021 г. (1) январь 2021 г. (3) декабрь 2020 г. (4) ноябрь 2020 г. ( 2) сентябрь 2020 г. (1) август 2020 г. (1) июнь 2020 г. (1) май 2020 г. (5) апрель 2020 г. (5) март 2020 г. (3) февраль 2020 г. (1) январь 2020 г. (2) декабрь 2019 г.(4) сентябрь 2019 г. (1) август 2019 г. (2) июль 2019 г. (1) июнь 2019 г. (6) май 2019 г. (1) апрель 2019 г. (1) март 2019 г. (2) февраль 2019 г. (2) январь 2019 г. (3) декабрь 2018 г. (1) ноябрь 2018 г. (2) октябрь 2018 г. (2) сентябрь 2018 г. (3) август 2018 г. (2) июль 2018 г. (5) июнь 2018 г. (3) май 2018 г. (4) апрель 2018 г. (4) март 2018 г. (10) февраль 2018 г. (5) январь 2018 г. (8) декабрь 2017 г. (13) ноябрь 2017 г. (12) октябрь 2017 г. (7) сентябрь 2017 г. (7) август 2017 г. (6) июль 2017 г. (10) июнь 2017 г. (7) май 2017 г. (6) апрель 2017 г. (8) март 2017 г. (9) Февраль 2017 г. (9) Январь 2017 г. (8) Декабрь 2016 г. (14) Ноябрь 2016 г. (11) Октябрь 2016 г.- 152 950 просмотров
- Русская культура в достопримечательностях
- Rambling Rector Retired
- Rust Belt Girl
- Gedichte in Übersetzungen
- found in translation
- XIX век
- BEAUTY WILL SAVE THE WORLD
- GlamourPrin
- A Russian Affair
- Rubens Beserra
- Maceochi Language Services
- Nudged Sketches of Flyy Things
- Bubkes.Org
- Irish Nordic
- Драгоценности классической финской поэзии III
- The Stockholm Review of Literature
- Блог эксперта
- helenduignan
- Пастор в Риге
- Усыпальница
Михаил Лермонтов — Wiki | Золотой
Михаил Лермонтов – один из самых известных русских поэтов, и признание пришло к нему еще при жизни. Его творчество, сочетавшее острые социальные темы с философскими мотивами и личными переживаниями, оказало огромное влияние на поэтов и писателей XIX-XX веков. Культура.РФ рассказывает о личности, жизни и творчестве Михаила Лермонтова.
Московская молодежь
Михаил Юрьевич Лермонтов родился в ночь со 2 на 3 октября (15 октября по новому стилю) 1814 года в доме напротив площади Красных ворот — том самом, где находится самый известный памятник поэт в России выступает сегодня.
Матери Лермонтова не было в то время и семнадцати, а отец слыл человеком привлекательным, но легкомысленным. Реальная власть в семье была в руках бабушки поэта, Елизаветы Арсеньевой. Именно она настояла, чтобы мальчика звали не Петром, как хотел его отец, а Михаилом.
Юный Лермонтов не отличался ни крепким здоровьем, ни веселым нравом.
Все детство болел золотухой. Стройный мальчик с расстройством пищевого поведения и сыпью по всему телу вызывал пренебрежение и насмешки среди сверстников. «Лишенный возможности развлекаться обычными детскими забавами, Саша стал искать их в себе…» — писал Лермонтов в одном из своих автобиографических рассказов. Чем чаще Лермонтов болел, тем интенсивнее его лечением и воспитанием занималась бабушка. В 1825 году она привезла его на Кавказ — так появился самый важный для него топоним в жизни Лермонтова. «Горы Кавказа для меня священны», — писал поэт.
С сентября 1830 года поэт учился в Московском университете — сначала на нравственно-политическом, а затем на словесном отделении. Позже, вслед за Кавказом, Лермонтов тоже назовет университет своим «святым местом».
Правда, дружбы сокурсников Михаил не искал, в студенческих кружках участия не принимал, споры игнорировал. Среди «обойденных вниманием» Лермонтова был и Виссарион Белинский: впервые о них заговорили гораздо позже — во время первого ареста поэта. В конце второго курса на репетиции экзаменов по риторике, геральдике и нумизматике Лермонтов показал сверхпрограммную эрудицию и… почти полное незнание лекционного материала. Возникли споры с экзаменаторами. Так в записях администрации напротив имени Лермонтова появилась запись на латыни: consilium abeendi («советовали уехать»). После этого молодой человек переехал в Санкт-Петербург.
Петербургские студенты
Лермонтов не любил город на Неве, и это чувство было взаимным. Петербургский университет отказался засчитывать Лермонтову два московских года обучения — ему предложили снова поступить на первый курс. Лермонтов обиделся и по совету друга сдал экзамен в Школу гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров.
Накануне поступления Лермонтов написал поэму-кредо «Парус». Однако вместо «бури» в школе поэта ждали только муштра и рутина. Здесь «не разрешалось читать книг чисто литературного содержания». Лермонтов назвал годы учебы «ужасными» и «злополучными».
В Училище прапорщиков поэтесса получила прозвище Маюшка (в созвучии с французским «doigt en maillet» — «кривой палец»). Лермонтов действительно был сутулым, но меткость прозвища была не только в этом. Второе его значение — отсылка к персонажу романов по имени Мэй — цинику и остроумию. На курсе поэт действительно держал себя самостоятельным и смелым, а в учебе был в числе лучших учеников. В записках сокурсника Николая Мартынова (того самого, который вызвал поэта на последний поединок) Лермонтов характеризуется как человек, «настолько превосходящий своим умственным развитием всех остальных товарищей, что между ними нельзя проводить параллели.
В петербургский период поэт начал исторический роман на тему Пугачева (Вадим), написал лирику (стихи Молитва, Ангел), поэму Боярин Оршан, работал над драмой Маскарад.
27 января 1837 года на Черной реке состоялась дуэль Александра Пушкина и Жоржа Дантеса. Еще до его смерти слухи о смерти поэта распространились по всему Петербургу — дошли они и до Лермонтова. Уже 28 января первые 56 стихов «Смерти поэта» были закончены, и произведение начало стремительно разноситься по спискам. Литературовед Иван Панаев писал: «Стихи Лермонтова на смерть поэта переписывались десятками тысяч экземпляров, перечитывались и заучивались всеми». потомков // По известной подлости прославленных отцов»), в которой, наряду с «убийцей», он назвал высший петербургский свет и приближенных к «престолу» виновными в смерти поэта.
В конце февраля Лермонтова взяли под стражу. Суд проходил при личном участии императора Николая I. За Лермонтова вступились друзья Пушкина (в первую очередь Василий Жуковский) и бабушка самого Лермонтова, также имевшая светские связи. В результате его перевели «с сохранением чина» в Нижегородский драгунский полк, действовавший тогда на Кавказе. Лермонтов уехал из Петербурга скандальной знаменитостью.
Литературная слава
Первая кавказская ссылка Лермонтова длилась всего несколько месяцев, но была богата событиями: работа над «Мцыри» и «Демоном», знакомство со ссыльными декабристами, посещение Пятигорска с его «Водным обществом» и поездка в Тифлис. Во время ссылки юношеская веселость поэта почти исчезла, он стал еще более замкнутым, часто впадавшим в «черную тоску».
Усилиями бабушки в 1838 году Лермонтов снова вернулся в петербургское общество. Его приняли в круг литературной элиты, и он стал одним из самых популярных писателей столицы. Почти в каждом номере журнала Андрея Краевского «Отечественные записки» выходили новые стихи поэта.
Однако через два года после очередного участия в дуэли — с сыном французского посла Эрнестом де Баранте — Лермонтов снова оказался на Кавказе. Ему было приказано быть в действующей армии. Новое наказание Лермонтов принял с азартом: он участвовал во многих сражениях, в том числе в сражении на реке Валерик. Этой битве он посвятил стихотворение «Валерик».
На Кавказе поэт работал над романом «Герой нашего времени», первые главы которого были написаны за несколько лет до этого. Работа была опубликована отрывками в журнале «Отечественные записки», а позже выпущена отдельной книгой — она очень быстро разошлась. В том же 1840 году вышло единственное прижизненное издание стихов Лермонтова.
В начале февраля 1841 г. Лермонтов устроил себе короткий отпуск в Петербурге. В записной книжке поэта в этот момент уже были записаны хрестоматийные «Утёс», «Сон», «Пророк», «С ветки милой сошел дубовый лист» и «Выхожу один на дорогу». В столице Лермонтов занялся изданием поэмы «Демон» и обдумывал план издания собственного журнала. Однако этим проектам не суждено было сбыться: в апреле поэт получил приказ в течение 48 часов покинуть город обратно в полк.
Ссора с Николаем Мартыновым произошла по пути поэта на Кавказ, в Пятигорске. Пребывая в самом едком и меланхолическом настроении, Лермонтов вечер за вечером дразнил отставного майора — и тот вызывал его на дуэль. Это произошло 27 июля 1841 года у подножия горы Машук под Пятигорском. По словам очевидцев, во время дуэли поэт демонстративно стрелял в воздух. Однако Мартынов был слишком обижен, чтобы проявить такую же щедрость. Михаил Лермонтов был убит выстрелом в грудь.